Качество высшего образования и система зачетных единиц




В коммюнике Берлинской конференции (2003) подчеркивается важность всех элементов Болонского процесса для создания общеевропейского пространства высшего образования, но особое внимание уделяется развитию эффективных систем обеспечения качества образования. Министры обязались поддерживать дальнейшее развитие системы обеспечения качества на уровне вузов, на национальном и общеевропейском уровнях как основы интеграционных процессов в сфере высшего образования.

В соответствии с принципом институциональной автономии основная ответственность за обеспечение качества лежит на каждом из вузов. И это является важнейшим условием успешного формирования национальных систем по обеспечению качества высшего образования, которые должны включать:
  1. определение обязанностей участвующих органов и учреждений;
  2. оценивание образовательных программ и вузов, включая внутреннюю и внешнюю оценку, участие студентов и публикацию результатов;
  3. систему аккредитации, аттестации и сопоставимых процедур;
  4. международное партнерство, сотрудничество и создание сети агентств, специализирующихся на определении образования.


Не так давно в рамках Болонского процесса была проведена Вторая ежегодная конференция Ассоциации европейских университетов, посвященная критическому анализу результатов внедрения системы зачетных единиц в высших образовательных учреждениях Европы. Среди рассматриваемых вопросов значительное внимание было уделено не только развитию системы накопления кредитов в течение всего периода обучения, формированию компетенций обучающихся, определению результатов обучения, но и становлению Европейской системы перевода кредитов как инструмента обеспечения качества образования. Обращает на себя внимание процесс развития и совершенствования ECTS, расширение перечня целей и задач ее введения, если вспомнить, что первоначально ECTS рассматривалась как средство расширения мобильности студентов и создания привлекательности европейской системы образования.

При полномасштабном применении в образовательной практике высшей школы система зачетных единиц имеет многоцелевое назначение и фактически составляет основу организации учебного процесса. Ее реальные и потенциальные достоинства в сочетании с инновационными образовательными технологиями проявляются во многих аспектах деятельности высших учебных заведений. Так, в частности, система зачетных единиц представляет собой весьма эффективный механизм сопоставления количественных и качественных показателей уровня подготовки студентов, позволяя на основе объективных критериев устанавливать по итогам обучения индивидуальный рейтинг каждого студента.

В настоящей работе система зачетных единиц рассматривается как инструмент повышения качества образования. Ее введение существенным образом изменяет работу преподавателей, побуждая их к постоянному самосовершенствованию и самообучению, обновлению методического обеспечения учебного процесса вследствие перехода к концентрированным формам изложения учебного материала, регулярному индивидуальному консультированию студентов.

Переход на систему зачетных единиц в не меньшей степени скажется и на работе каждого студента. Увеличение роли регулярных самостоятельных занятий стимулирует студентов к освоению различных способов поиска и сбора необходимой информации по изучаемым дисциплинам, методов ее аналитического осмысления с целью получения новых знаний.

Формирование студентами на основе учебных планов индивидуальных образовательных программ существенно влияет на личную мотивацию в обучении, а развитие новых, более эффективных методов текущего контроля знаний способствует повышению качества усвоения учебных предметов.

Использование модульной структуры учебных курсов позволяет существенно уменьшить время экзаменационных сессий, сокращая их продолжительность, а порой и вовсе отказаться от "сессионных" форм контроля знаний. Введение системы зачетных единиц сопровождается интенсификацией учебного процесса, требуя повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. При этом в преподавательской нагрузке возрастает удельный вес методической составляющей. Возникает необходимость внесения дополнений в учебные планы, уточнения и согласования содержания различных учебных дисциплин, внедрения элементов компетентностного подхода.

Следует, однако, помнить, что для отечественной системы образования главным инструментом контроля качества подготовки специалистов остается Государственный образовательный стандарт, который для каждого направления и специальности устанавливает требования к кадровому, учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного процесса, профессиональной подготовленности и итоговой государственной аттестации выпускника. Так, например, образовательная программа магистерского уровня должна обеспечить готовность выпускника магистратуры к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе (а при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля - к педагогической деятельности).

Участников эксперимента по введению системы зачетных единиц не оставляет забота о том, чтобы на начальном этапе не потерять уже имеющийся уровень качества образования. Ибо при переходе от "синхронной", или "линейной", системы обучения (когда студенты изучают дисциплины образовательной программы в определенной последовательности) к "асинхронной", или "нелинейной" (когда каждый студент получает возможность формировать индивидуальную образовательную программу), именно в начальный период возникает реальная угроза снижения качества обучения. Это связано, прежде всего, с недостаточной проработанностью эффективных методов организации самостоятельной работы студентов, необходимостью освоения новых информационных источников и создания новых образовательных технологий, формированием новых организационных структур и отработкой возможных механизмов их взаимодействия. Переход на систему зачетных единиц нуждается поэтому в большой подготовительной работе.

Ситуация осложняется еще и тем, что в последние годы качество образования по ряду объективных причин снижается. Это связано с увеличением студенческого контингента без существенного наращивания основных фондов, которыми располагают высшие учебные заведения, недостаточно энергичным обновлением лабораторного оборудования, невостребованностью или частичной востребованностью рынком труда многих квалификаций, низким социальным статусом преподавателя высшей школы и пр. Не следует думать, что переход на систему зачетных единиц поправит положение, но при квалифицированном полномасштабном развертывании этой системы и эффективном использовании ее организационно-технологического потенциала у вузов появляются дополнительные возможности для конструктивного влияния на решение вопросов обеспечения качества подготовки специалистов.

Вместе с тем необходимо понимать, что система образования является важнейшей составляющей экономики страны, интеллектуальной основой развития современных отраслей промышленности. Более того, ее состояние находится в прямой зависимости от уровня социального благополучия страны. Следовательно, качество образования представляет собой общегосударственную проблему.

Главными достоинствами российской системы образования остаются фундаментальность, научность, системность и практическая направленность. Следовательно, введение системы зачетных единиц следует рассмотреть, прежде всего, с этих позиций.

Система зачетных единиц ориентирована главным образом на добротное, однако, репродуктивное освоение образовательной программы. Научность образования также отступает на второй план. Более того, переход на систему переводных зачетных единиц таит угрозу разрушения существующих форм участия студентов в научно-исследовательской работе кафедр - из-за возрастающей динамики смены студенческого контингента. Поэтому архитекторам нелинейной (асинхронной) модели учебного процесса следует уделить особое внимание научной составляющей образовательных программ.

Системность образования обеспечивается государственными образовательными стандартами и учебными планами, составляющими организационную основу учебного процесса. Высшее образование является профессиональным, что предполагает получение квалификации после освоения любой из основных образовательных программ высшей школы. При этом фундамент должен оставаться обязательным для любой образовательной программы высшего профессионального образования, а его структура и содержание, как и прежде, определяться государственными образовательными стандартами по всем направлениям и специальностям.

Введение системы зачетных единиц выдвигает на первый план проблему междисциплинарности значительной части образовательных программ, но в постановке, необычной для нашей образовательной системы. Фактически речь идет об общеобразовательной универсальности программ, а не о междисциплинарном профессиональном образовании, которое не подразумевает получение широкого общего образования, а направлено на формирование новых специальностей на стыке различных наук.

Таким образом, оценивая возможности системы зачетных единиц как инструмента повышения качества образования необходимо иметь в виду не только ее организационно-технологические преимущества по сравнению с традиционными формами организации учебного процесса, но возможное влияние на ключевые свойства образования - его фундаментальность, научность и системность, ориентированные на получение выпускником определенной квалификации.

Анализ нормативно-правовых условий функционирования российской системы образования показывает, что в настоящее время введение зачетных единиц возможно лишь в ограниченном варианте - при сохранении курсовой системы обучения и отказе от междисциплинарных индивидуальных образовательных программ. Потребуются значительные изменения нормативно-правового обеспечения системы высшего профессионального образования, чтобы иметь большую маневренность при формировании междисциплинарных образовательных траекторий вплоть до перехода к "мягким" вариантам курсовой системы обучения.

Качество образовательной программы во многом зависит от правильной расстановки содержательных и структурных приоритетов при ее формировании. Важное значение приобретает квалифицированное описание учебных курсов по уровням обучения определение "весовых коэффициентов", различных циклов дисциплин (ГСЭ, ЕН, ОПД, СД и ДС) в образовательных программах различного уровня. Не менее существенными являются внутренняя структура циклов и определение структуры каждой дисциплины по видам занятий: аудиторных (лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы и пр.) и внеаудиторных (рефераты, курсовые работы, библиотечные дни, работа в компьютерных классах и т.д.). Все это должно найти отражение в зачетных единицах, которые описывают каждый учебный курс, каждую дисциплину, а в конечном счете, определяют трудоемкость всей образовательной программы.

В качестве первого шага, предваряющего фронтальное введение системы зачетных единиц, можно было бы, наряду с действующими, разрабатывать экспериментальные образовательные стандарты и предоставить возможность вузам, участвующим в эксперименте, работать на их основе. При этом следует сохранить цикловую структуру государственных образовательных стандартов и воздержаться от дальнейшего увеличения объема вузовского компонента основных образовательных программ высшей школы. В противном случае возникает реальная угроза разрушения единого образовательного пространства страны, различные регионы которой заметно отличаются уровнем развития образовательной инфраструктуры.

В заключение необходимо подчеркнуть, что проблемы качества образования, возникшие при введении системы зачетных единиц, могут быть позитивно решены лишь, если переход на новую форму организации учебного процесса не станет очередным имитационным мероприятием, а будет предусматривать полномасштабное ее применение на основе уже имеющейся в вузе современной системы управления учебным процессом, гармонизированной как на организационно-техническом, так и экономическом уровнях. Следует также отдавать себе отчет и в том, что образовательный потенциал системы зачетных единиц наиболее полно может быть реализован лишь в том случае, если эта система осмысленно воспринимается как рыночная структура, ориентированная на "куплю-продажу" образовательных услуг. Но тогда совершенно необходимо дать четкое определение критериев оценки "эффективности" освоения образовательных программ различного уровня и различной направленности.

Система зачетных единиц - это определенная философия образования, ориентированная на переход образовательных учреждений от коллективистских к индивидуалистическим формам обучения, удобным для рынка образовательных услуг формам организации учебного процесса - а стало быть, к рыночному пониманию качества образования, когда ключевым аспектом функционирования образовательных институтов становятся ценовые характеристики их образовательной деятельности

"Высшее образование в России"; 2004, № 5, с.14-18





Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании