Мы уже не самые читающие, но все еще самые умные


Ученые сравнили систему образования в России с системами других стран. Мы уже не самые читающие, но все еще самые умные

С одной стороны, школы в России так обнищали, что даже в далеком Зимбабве детям учиться лучше! С другой - наше образование самое фундаментальное и самое доступное в мире. Эти вроде бы противоположные выводы сделаны в докладе «Российское образование в контексте международных показателей», подготовленном Центром мониторинга и статистики образования по заказу Минобразования на основе сопоставления данных ЮНЕСКО о школах и вузах 49 стран мира.

Зачем сравнивали? Страна приступила к модернизации системы образования, и нужно сверить курс с общемировыми тенденциями. Но оказалось, что российское образование ну никак не вписывается в мировые стандарты!

В школу - с пяти лет

Со славой самой грамотной и читающей страны, увы, можно распрощаться. В России по утрам спешат в школу лишь 82,5% детишек старше 5 и младше 14 лет. Держава Ломоносова может гордиться тем, что на целых 0,3% обогнала по этому показателю Зимбабве!

Почти во всех других странах из юнесковского доклада дела с ликвидацией безграмотности обстоят лучше, чем у нас. Мы уже не самые читающие, но все еще самые умные

Чем благополучнее страна, тем раньше там детишки шагают в школу и тем дольше у них не кончаются школьные годы чудесные. Вполне понятно: мамы и папы зарабатывают неплохо, и отпрыски могут спокойно штудировать историю с географией.

Почему мы недооцениваем интеллектуальные способности малышей - загадка! Россия - чуть ли не единственная страна в мире, где поголовное чтение букварей начинается с 7 лет. Компанию нам составляют лишь индонезийцы.

В большинстве стран считают, что грамотного гражданина можно выучить лишь за 10 - 14 лет упорной учебы. Мы же как будто выполняем план пятилетки в четыре года. По мнению экспертов, потребность в увеличении продолжительности школьного образования существует, но она должна решаться не за счет прибавления лишнего года обучения в конце школы, а, наоборот, одного-двух лет в начале.

Зато дипломированными специалистами Россия еще и поделиться может - у нас таких больше, чем в Швейцарии, Канаде, Швеции и куче других богатых стран! От Англии с ее Оксфордом и Америки с Гарвардом мы отстаем. Но все же занимаем 10-е место в мире по количеству выпускников средних специальных и высших учебных заведений! А по числу окончивших аспирантуру и докторантуру Россия на 6-м месте в мире.

Перегружены ли школьники?

Мы уже не самые читающие, но все еще самые умные

Наши ученики вовсе не самые замученные и заученные, они проводят в классах меньше среднестатистических зарубежных ровесников (см. диаграмму). Другое дело, на что тратится учебное время.

Пушкин - наше все!

Очень любопытно выглядит сравнение учебных планов в школах разных стран. В России взрослые больше всего хотят научить подрастающее поколение читать творения Пушкина и Толстого: чтение, письмо и литература занимают в учебных планах 23% времени (в среднем в 49 странах - 16%). Больше нас уважают свой великий и могучий только тунисцы (33% уроков посвящены словесности), ирландцы (28%), египтяне и новозеландцы (по 24%). Самые равнодушные к чтению почему-то голландцы и филиппинцы (10 и 9%).

Естественные науки мы тоже любим всей душой: 14% учебного времени наши школьники уделяют физике, химии и биологии (в среднем в мире 11%). Более подкованными по части молекул и пестиков с тычинками хотят видеть своих детишек в Уругвае, Мексике (по 19%), Португалии, Иордании и Индии (по 15%). Может, неспроста индусы-вундеркинды уже сейчас получают бешеные деньги в крупнейших компьютерных фирмах мира? Мы уже не самые читающие, но все еще самые умные

Иностранные языки, по мнению составителей школьных программ, нашим школьникам в будущем не пригодятся: они занимают скромные 8% учебного плана. В других странах - в среднем 11%. Не мы одни такие гордые! В Перу, на Ямайке, в Индонезии и Австралии изучение басурманских наречий считают делом еще более бесполезным (5 - 6%). Ну и правильно: пусть лучше немцы русский язык учат! В Германии языкам уделено рекордное место: 16% учебного времени.

А олимпийцев растить некогда

Музыка, рисование, эстетика занимают лишь 4% аудиторной нагрузки. Утешает, что в Таиланде и на Филиппинах еще меньше - 3%. А вот в Италии - аж 13%! Вот как надо воспитывать новых Микеланджело!

Судя по скудному количеству уроков физкультуры (5% времени), здоровые граждане России тоже без надобности. Среди 49 стран только 5 относятся к детскому спорту равнодушнее нас: Малайзия, Турция, Филиппины, Иордания и Зимбабве. Тенденция очевидна - в богатых странах школьники чаще висят на турнике и бегают кроссы, чем в бедных: 10 - 11% физкультуры в учебных планах Норвегии, Франции, Японии.

Зульфия, Зухра, Гюльчатай...

Наши школы долго боролись за маленькие классы. Вроде бы логично: если в классе сидит 20 учеников вместо 40, то одна Марь Иванна за один урок каждого обучит в два раза лучше. Так ли это - вопрос, но борьба увенчалась победой. Теперь можно говорить о наличии в России избыточной численности преподавателей относительно числа учащихся по сравнению с мировыми стандартами. Особенно она велика в вузах, значительна в школах и ПТУ, говорится в докладе. Мировые стандарты подчиняются простой закономерности: чем выше у страны доходы - тем меньше школьников и студентов приходится учить каждому педагогу. Денег много, на зарплату всем хватит. По этой логике в наших школах и вузах денег куры не клюют: российские штатные расписания чуть ли не самые щедрые в мире! Смотри таблицу вверху.

А вот кому в мире равных нет, так это российским женщинам! И в образовании в том числе: по доле женщин среди преподавателей наша страна уверенно занимает первое место в мире. Причем это касается не только начальной и средней школы, но и ПТУ, и даже вузов. Не храмы знаний, а гаремы какие-то! Смотри таблицу справа.

В других странах ситуация любопытная: мужчин-педагогов много или в самых богатых странах, потому что там им платят хорошо, или же в самых бедных из-за недостаточного уровня эмансипации, объясняют эксперты. Так что вполне понятны причины отечественного лидерства в школьно-половом вопросе: с эмансипацией у нас все хорошо еще со времен освобождения женщин Востока товарищем Суховым, а вот с зарплатой учительской - не очень.





Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании