5 золотых для Буратино


Деревянный мальчишка, если вы помните, не сумел должным образом распорядиться пятью золотыми, подаренными Карабасом - Барабасом. Но это, кстати, не помешало стать ему лидером, завести друзей, добиться успеха в жизни… Что же в деньгах заключено, добро или зло? Мы, взрослые, и сами путаемся в своём отношении к деньгам. «Деньги - это грязь», - говорим мы и тут же добавляем: «Но без них никуда». А всё же, как бы мы к ним не относились, надо признать: деньги это неотъемлемая часть нашей жизни, знакомить детей с миром денег надо. И надо постепенно приучать малыша к правильному поведению с ними.

Ограждать?

Часто мамы ограждают своих детей от материальных проблем, стараются не говорить о них с ребёнком и по возможности ни в чём ему не отказывать, чтобы не лишать его счастливого детства. В результате взрослый человек ожидает, что его денежные проблемы возьмёт на себя кто-то другой. Он привык, что все нужды удовлетворяются волшебным образом, а сам он избавлен от какой бы то ни было ответственности. Вряд ли с такой жизненной позицией ему будет легко.

Давать или не давать?

Всему своё время. Если двухлетний карапуз стремится расплатиться в магазине - это не ранняя любовь к деньгам, а подражание любимой маме. Если трёхлетний малыш играет в магазин бумажными деньгами, не спешите покупать ему книгу «Пособие для юного финансиста». Если четырёхлетний ребёнок завёл себе копилку, не думайте, что он подобно дядюшке Скруджу, будет отказывать себе во всём ради удовлетворения жажды накопительства. Не забывайте, мир денег - это мир взрослых, а дети пока просто играют, примеряя, на себя, его правила. Но вот малыш подрастёт. С возрастом, с опытом приходит понимание того, что все вещи имеют цену, и как любят повторять экономисты, «бесплатных пирожных не бывает». У кого-то это происходит в пять лет, у кого-то - в девять. Вот тогда родителям пора заниматься о введении в жизнь семьи понятия «карманные деньги».

Зачем они нашим детям?

Мы ли их не кормим, не поим, не одеваем, игрушками не задариваем? Личные деньги детям нужны не для того, чтобы обеспечивать свои жизненные потребности, а для того, чтобы чувствовать себя взрослее. Чтобы потихоньку становиться самостоятельнее учиться делать выбор, принимать решения и видеть результаты этого. Пока за спиной надёжный тыл. Мама и папа.

Контролировать или нет?

Контроль за ребёнком необходим, но малыш не должен его замечать. Своими деньгами он может распоряжаться по своему усмотрению. Вначале ему, скорее всего, даже будет интересно рассказывать вам, на что он их потратил. Не пропустите этот момент - похвалите, порадуйтесь его покупке и воздержитесь от критики, если можете. Иначе в следующий раз он купит ту же «ерунду», но вам уже говорить не станет. Ребёнок должен постепенно привыкнуть, что несёт ответственность за свои карманные деньги. Хочешь - экономь, хочешь - копи. А хочешь - «спусти» всё в первый же день, но потом пожинай плоды своей импульсивности. Потому, что родители раньше следующего, например, понедельника денег не дадут. И не потому, что они «жадные» или в этом заключается «воспитательный процесс». Ребёнок должен знать, что деньги не растут на дереве и не падают в неограниченном количестве маме в кошелёк.

Нытье как метод вымогательства.

Знакомая картина: малыш, ноющий под витриной киоска: «Ну, купи-и-и, ну пожалуйста!» Что при этом испытывает родитель объяснять не надо. И чаще всего, чтобы нытьё прекратилось, достаёт кошелёк и покупает жвачку, конфетку, карандашик. Даже маленький ребёнок вполне способен воспринять, пусть и не с первого раза, спокойное объяснение. Но если его вымогательства увенчались успехом, он быстро усвоит: способ работает! И тогда истерики перед красочной витриной войдут в вашу обыденность прочно и надолго. Конечно, в жизни ребёнка должны присутствовать маленькие радости. А покупки сделанные в раздражении под давлением слёз, радости не принесут. Скорее, они научат малыша, как можно манипулировать близкими людьми. Если ребёнку 6-7 лет, вы вполне можете покупку «радостей жизни» переложить на его плечи. Пусть сам (по началу - с вашей помощью) распоряжается суммой «на сладкое». Потратит всё в первый день - неделю будет сидеть без конфет, обижаться - то не на кого. С малышом, пока ещё не имеющим карманных денег, тоже можно договориться, что раз в день, в неделю, в месяц (в зависимости от ваших финансовых возможностей) ему обязательно купят те лакомства, которые он просит. Если семья гармонична, то все её члены равноправны, и все решения, в том числе о покупках или о карманных деньгах, принимаются на семейном совете. Самое главное для ребёнка - отношение к деньгам в семье. Этот настрой он «впитывает», с ним живёт всю жизнь. Очень важно прививать малышу уважительное отношение к деньгам, понимание того, что они необходимы в жизни. «Деньги - хорошо». «Они существуют в мире». «У меня всегда будут деньги». «Я заработаю», «Я получу то, что нужно». Положительная установка ребёнка на деньги останется с ним во взрослой жизни. он вырастет более приспособленным, успешным, с пониманием будет относиться и к бедным и к богатым. Ведь дело здесь не в количестве денег, а в отношении к ним. Если малыш просит купить ролики, мудрая мать не скажет: «Нет мы их никогда не купим, у нас нет на них денег». Она скажет: «Знаешь, мы не можем сделать это прямо сейчас. Давай подумаем, как и когда мы сможем на них заработать».

Нужно ли детям зарабатывать деньги?

К сожалению, в нашем обществе ребёнку тяжелее найти возможность достойного и посильного труда. Я знаю семью, в которой сын помогает отцу работать на лесопилке. Часть заработанных денег отец отдаёт сыну, ведь в их работе есть и его вклад. С этой суммы мальчик может купить себе то, что ему хочется: велосипед, ролики, магнитофон. Это его право. Нельзя указывать ребёнку, как потратить его собственные деньги. Если в семье принято обращаться друг к другу за советом, малыш сам спросит мнение родителей. Главное - уважать ребёнка, себя, людей, мир в котором есть место деньгам.





Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании