Знакомство с предложением (часть 2)




И так продолжим учить малыша красиво говорить, рассказывать. Опять используем игрушки. Вспоминаем, что мы делали в прошлый раз.
  • Кто об этом же зайце скажет предложением из трёх слов?
  • Длинноухий зайчик улыбается, - говорит бабушка (папа).
  • Пушистый любит озорничать, - добавляет сестра (брат).
  • Трусишка любит морковку, - говорит ребёнок.
  • Чьё же предложение самое интересное? Почему? Назовите первое слово этого предложения. Теперь назовите второе слово. Какое третье слово, назовите его. Сколько всего слов в предложении?
  • Будем учиться составлять предложение из четырёх слов. Правильно ли я своё составила? Послушайте: Косой перехитрил злого волка.
Всё вместе определяют последовательное расположение слов в предложении:
  • Назовите первое слово. («Косой»). Кто назовёт второе слово? («Перехитрил»). Какое слово звучит в предложении первым? («Злого»). Какое слово четвёртое? («Волка»). Сколько всего слов? Кто повторит всё предложение целиком?
  • Косой перехитрил злого волка.
  • А как по - другому можно составить такое же длинное предложение про зайца?
  • Заинька любит грызть морковку, - догадывается ребёнок.
  • Зайчонок умеет быстро бегать, - вторит ему сестра. Ребёнок подпрыгивает столько раз, сколько слов в названном предложении, а кто-либо из взрослых отстукивает в барабан или бьёт мячом об стол столько же раз. Постепенно ребёнок учиться называть слова вразбивку, а затем восстанавливать их порядок в предложении («Назови третье слово. Назови первое слово. Какое слово в предложении второе? Назови все слова по порядку, как они должны звучать в предложении»), определять количество слов в предложении («Сколько всего слов в этом предложении? Это предложение короткое или длинное?»). хорошо, если ребёнок научится составлять предложение сразу про две игрушки или картинки.
  • Какое слово можно вспомнить, когда смотришь на этих двух зайцев? («Братья, трусишки, хвастунишки, зазнайки, храбрецы…»)
  • А когда можно сказать про зайцев слово трусишки, а когда слово храбрецы?
  • Будем составлять предложение про зайцев - храбрецов из трёх слов.
  • А теперь из четырёх слов.
  • А сейчас придумаем про зайцев очень весёлое предложение. У кого получилось самое удачное? Почему?
  • А теперь попробуем сочинить про зайцев забавную сказку о братьях - зайчатах. Чья сказка самая интересная? Какую сказку поместим в наш сказочный альбом?


На следующих занятиях ребёнок учится составлять предложения по картинкам. По - прежнему ведётся поиск нужных слов и удачного (по смыслу и заданному количеству слов) построения предложения. Малыш получает задание составить предложение из двух, трёх, четырёх слов о том, что нарисовано на картинке. Взрослые внимательно прослушивают все предложения, отбирают для анализа два - три лучших, определяют, какие слова звучат в предложении, сколько их, какое из них первое, какое второе. Важно, чтобы ребёнок понял, что предложение состоит из слов, а слов в нём может быть различное количестве: одно, два, три, четыре и более. Для наглядного примера взрослый называет несколько предложений, состоящих из пяти и более слов (без анализа). А о том, что предложение может состоять даже из одного слова, ребёнок узнаёт из повседневной жизни (скажем, когда наблюдает погоду на прогулке: Сыро. Ветряно. Морозно.)





Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании