Знакомство с предложением (часть 3)




Предлагаю родителям некоторые приёмы, которые помогут закрепить знания ребёнка о предложении. Не нужно только сразу применять весь их «арсенал» - - на каждом занятии достаточно двух - трёх:
  • Чёткое произношение слов с паузой (собака … белолапая);
  • Последовательное называние слов в предложении («Назови первое слово, назови второе; какое третье слово»);
  • Подсчитывание их («Сколько всего слов в предложении?»);
  • Называние слов в разбивку («Какое слово третье?», «Назови второе слово»);
  • Совместное хоровое произнесение слов;
  • Графическое изображение чёрточками на листе бумаги или мелом на дощечке количество слов в предложении;
  • Откладывание счётных палочек, кружочков и т.п.;
  • Отстукивание в барабан, молоточком; взмах рукой; хлопки в ладоши; отпрыгивание на скакалке; удары мячом об пол; отсчитывание шагов по числу сказанных слов;
  • «живые оценки» (кто - либо из взрослых выполняет какое - то действие, а ребёнок составляет об этом разнообразные предложения: мама подметает пол, Валя моет посуду, папа читает газету, бабушка вяжет носки).


Все эти приёмы помогают решить одну и ту же «учебную задачу» разными способами.

В конце каждого занятия родители предлагают ребёнку кратко рассказать о том, чем они сегодня занимались, чему научились, что узнали нового. («Мы сегодня составляли предложение про игрушки. Составляли предложение из двух и трёх слов, из четырёх слов. Сегодня мы узнали, что предложения бывают длинные и короткие»). Такие обобщения, сделанные самим ребёнком, имеют важное значение для развития его мышления и подготавливают его к последующей, более сложной работе в школе.

Предлагаю несколько заданий, которые родители могут задать ребёнку и его друзьям при рассматривании картинок.

«Зайцы». «Придумай название этой картине. Сколько в нём слов? Назови слова по порядку. Как можно назвать её по - другому? Скажи самое короткое предложение об этих зайцах. Попробуй оставить об этом же длинное предложение. Какое слово оказалось очень подходящим? Попроси меня сказать об этих зверятах длинное предложение. Составь предложение со словами дружные зайчата. Придумай весёлое предложение о них. Сочини сказку о том, как весёлые зайчата развеселили угрюмого ежа. Вначале подумай над тем, почему ёж был, сердит с самого утра, что придумали озорные зайчики и как же веселился ёж?»

«Овощи». «Придумай загадку об овощах. Сколько слов в этой загадке? Начерти на листе бумаги столько чёрточек, сколько слов в твоей загадке. Еще, какие ты можеш вспомнить или придумать? Предложи мне, или папе, или бабушке какое-нибудь задание по этой картинке. Правильно ли папа ответил на твой вопрос? Как можно это проверить? (Начертить чёрточки, проверить по клеточкам, хлопнуть в ладоши и т.п.). составь предложение об овощах из двух слов, из трёх, из четырёх. Придумай рассказ о том, что однажды случилось в овощном царстве».

«Кот». Придумай название этой картинке, в нём должно быть два слова («Весёлый котёнок». «Какой озорник!»). какое название самое подходящее? Назови эту картинку предложением из трёх слов. Какое задание мы предложим твоим друзьям, глядя на эту картинку? Вместе со своим другом придумай рассказ о том, как котёнок усатик не испугался злого Барбоса».

«Письмо». Будем писать с тобой письмо твоему другу Саше с различными заданиями, а я буду записывать, а потом прочитаю вслух, что же у нас получилось… Читаю: «Саша, рассмотри большой мяч, который есть у тебя, и составь о нём предложение из двух слов. А как ты можеш сказать то же из двух слов, но по - другому? Теперь назови предложение про мяч из трёх слов. Скажи маме, какое слово - третье, а теперь - какое первое, второе. Назовите вместе слова по порядку и хлопните дружно в ладоши столько раз, сколько слов в этом предложении».

И так, заканчиваем занятия по изучению предложения с малышами. Надеюсь, что они были интересны для малыша (и для родителей тоже). Желаю достичь отличных результатов, преодолеть все трудности вместе с детьми.





Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании