ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ИХ ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ


 

Основные группы односоставных предложений.

Простое предложение, состоящее из одного главного члена (и относящихся к нему второстепенных), называется о д н о с о с т а в н ы м. Одно­составные предложения делятся на две основные группы: 1) пред­ложения с одним главным членом - сказуемым; 2) предложения с одним главным членом - подлежащим. Предложения с одним сказуемым делятся ещё на две группы: 1) личные; 2) безличные. В свою очередь личные предложения делятся на две группы: 1) опре­делённо-личные; 2) неопределённо-личные и обобщённо-личные.

Предложения определённо-личные.

О п р е д е л ё н н о - л и ч н ы м и предложениями называются такие односоставные предложения, у которых сказуемое выражается глаголом 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения или глаголами повелитель­ного наклонения (несу, несёшь, несём, несёте, неси, несите). Эти глаголы-сказуемые своими окончаниями ясно указывают на опре­делённое лицо - подлежащее (я, ты, мы, вы), например: 1) Жду от тебя посылки. (Ч.) 2) Придёшь завтра ко мне? 3) Уходим зав­тра в поход. 4) Чему смеётесь? Над собой смеётесь. (Г.) 5) Вышли мне поскорее посылкой новые платки. (Ч.) 6) Не скучайте. 7) Пой­дёмте в сад.

Упражнение 36. Спишите. Укажите сказуемое в односоставных определённо-личных предложениях; укажите, какими глагольными формами оно выражено.

1) Люблю грозу в начале мая. (Тютч.) 2) Еду ли ночью по улице тёмной, Бури заслушаюсь в пасмурный день... (Н.) 3) Приучайте себя к сдержанности и терпению. (И. П.) 4) Ос­танемся ещё на один день. (Ч.) 5) Не позволяй душе лениться! (Н. 3.) 6) Давай побеседуем вновь про радости и про стра­дания. (Светл.) 7) - Чего стоишь? - сказал он [мальчик] сум­рачно. - Хочу и стою, - сказал Ваня. - Иди, откуда пришёл. (Кат.)

37. Прочитайте, укажите сказуемые и обращения в односоставных определённо-личных предложениях. Спишите, расставляя пропущенные запятые.

1) Шумим братец шумим.... (Гр.) 2) Постоим ещё Гриша. (Н.) 3) Ну солдат пойдём со мной. (Тв.) 4) Взвейтесь кострами синие но­чи. (Жар.) 5) Пой моя хорошая! (Жар.) 6) Орлёнок орлёнок взлети выше солнца и степи с высот огляди. (Шведов.) 7) В защиту мира вставайте люди! (Френкель.)

Предложения неопределённо-личные и обобщённо-лич­ные.

Эти два типа односоставных предложений близки друг к дру­гу. Н е о п р е д е л ё н н о-л и -ч н о е предложение - это простое односоставное предложение с глаголом-сказуемым, обозначающим такое действие, которое выполняет неопределённый круг лиц. Гла­гол-сказуемое в неопределённо-личном предложении имеет форму множественного числа - прошедшего времени или 3-го лица на­стоящего времени. Например: 1) К. кому-то принесли от мас­тера ларец. (Кр.) 2) Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад. (Л.Т.) 3) Там под горой пасут овец, одна другой жирнее. (Кр.) 4) Дни поздней осени бранят обык­новенно. (П.)

О б о б щ ё н н о - л и ч н о е предложение - это простое од­носоставное предложение с глаголом-сказуемым, обозначающим такое действие, которое выполняет широкий, обобщённый круг лиц. Глагол-сказуемое в обобщённо-личном предложении име­ет форму 2-го лица единственного числа настоящего или буду­щего времени, например: \)Без труда не вынешь и рыбку из пруда. (Поел.) 2) Никогда не знаешь, где найдёшь настоящее слово.(Пауст.)

Обобщённо-личные предложения употребляются в тех случаях, когда важно назвать само действие, а не лиц, которые его произ­водят. Поэтому они широко представлены, например, в послови­цах и поговорках: Не говори "гоп", пока не перепрыгнешь. Тише едешь - дальше будешь и под.

П р и м е ч а н и е. Между неопределённо-личными и обобщённо-личными предло­жениями резкой границы нет. Различаясь формой глагола-сказуемого, они обозначают близкие по характеру действия. Кроме односоставных предложений с указанными выше формами глаголов-сказуемых, к неопределённо-личным и обобщённо-личным предло­жениям относят такие односоставные предложения, в которых сказуемые выражены другими грамматическими формами глагола - формой 1-го лица множественного числа и формами повелительного наклонения, например: 1) Простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред! (П.) 2) Береги платье снову, а честь смолоду. (Посл.)

3) Не проходите мимо!

Упражнение 38. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите не­определённо-личные и обобщённо-личные предложения. Устно объясните, ка­кими формами глагола выражено в каждом предложении сказуемое.

1) Бездонную бочку водой н... наполн...шь. (Посл.) 2) Вас прос...т к телефону. 3) Дело словом н... замен...шь. (Посл.)

4) Поднялся шум, прощальный плач, ведут на двор осьмнадцать кляч, в возок боярский их впр...гают. (П.) 5) На войне встре­ча...шь разных людей. (Симонов.) 6) Поулицам слона во­дили. (Кр.) 7) В лесах прорубали с запада на восток широкие прос...ки. (Пауст.) 8) Стой за правду горой. (Посл.) 9) Мне даже на п...кетах пишут "ваше превосходительство". (Г.)10) Любишь ката...ся - люби и саночки возить. (Посл.)11) На даче спят под стук дождя. На даче спят, укрывши спи­ны. (Паст.) 12) А за стеной всё что-то делалось, делалось, и вот, наконец, и нас позвали к столу. (Ю. К..)

Безличные предложения.

Б е з л и ч н ы м и называются предложения, сказуемое которых не допускает при себе под­лежащего, не сочетается с именительном падежом. Сопоставим два предложения: Небо темнеет. Темнеет уж в долине. Первое предложение личное: в нём говорится о небе (что оно темне­ет). Второе предложение безличное: в нём говорится о дейст­вии, но не указывается, кто его производит.

1. Сказуемое безличных предложений может быть выражено как безличными формами личных глаголов, так и безличными глаголами. Глаголы при этом имеют форму 3-го лица единст­венного числа или форму среднего рода (также единственного числа) - в обоих случаях без указания производителя дейст­вия, например: Мне не спится что-то. С утра меня лихорадило.

В предложениях Сеном пахнет; Волной разбило лодку ска­зуемое выражено безличными формами личных глаголов (сопо­ставьте Сено пахнет; Волна разбила лодку, где те же глаголы употреблены в личной форме).

Многие безличные формы личных глаголов, приобретя но­вое лексическое значение, превратились в отдельные слова - в ;безличные глаголы, например: Вам везёт (о счастье, удаче). Работы хватает (достаточно). Личные формы везёт (Лошадь везёт), хватает (Рыба хватает приманку) - имеют совсем дру­гое значение.

Наконец, есть безличные глаголы, у которых нет омонимов .среди личных глаголов, например: Смеркается. Светает.

Сказуемое, выраженное безличными глаголами и безличными формами личных глаголов, может обозначать:

1. Бытие, существование: Так. было, но так, больше не будет. Я наде­ялся, но вышло иначе.

2. Явления природы и стихийные явления: Светает! Ах, как скоро ночь минула! (Гр.) А на дворе давно уж побелело. (Гр.) Зажгло грозою дерево. (Н.) На лесопильном дворе горит! (Ч.)

3. Явления, приписываемые судьбе, року: Не везёт! Угораздило меня прийти не вовремя.

4. Чувственные восприятия, ощущения: Пахло смолой. С моря несло сырым и солёным воздухом. По сонной реке тихо сверкнуло мелкой рябью. (Лесков.)

5. Состояния организма, часто болезненные: Глаза слипаются, голову клонит вниз. (Ч.) Мой друг, мне уши заложило. (Гр.) В это самое время его знобило и ломало. (Л. Т.)

6. Психические переживания: Взгрустнулось как-то мне в степи одно­образной. (Кольц.)

2. Безличное сказуемое часто выражается особой безличной формой глаголов, образуемой от формы 3-го лица или формы среднего рода добавлением суффикса -ся (-сь): не спит - не спится; не верило - не верилось.

Сказуемое это обозначает различные состояния людей, не зависящие от их воли: Два часа ночи... Не спится. (Л.)

3. В качестве безличного может употребляться и глагол бы­ло-будет (в значении "имелось"-"имеется"): Работы было недели на две.

Настоящее время при утверждении обозначается паузой на месте опущенного глагола: Работы - недели на две, а при от­рицании - безличной формой нет: Не было времени.- Нет времени.

4. Сказуемое в безличных предложениях может быть состав­ным. Составное сказуемое в безличных предложениях мо­жет иметь различные формы:

1) Составное глагольное сказуемое, например: Заметно ста­ло светлеть. Начинало смеркаться. Мне хотелось спать.

2) Составное сказуемое, в состав которого входят предика­тивные наречия (можно, должно, надобно, надо, нужно, нельзя, стыдно, боязно, тошно, жаль, пора, грустно, весело, отрадно, тепло, больно, сухо, сыро, холодно, уютно и др.), связка и ча­сто неопределённая форма глагола, например: Было уже тем­но. (Л. Т.) Вам холодно немножко. (Т.) Мне было жаль ста­рика. (Т.) Надо перестраивать всю жизнь. (А. Н. Т.) Нам пора ехать. (А.) Весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой тройки и неровное побрякиванье русского колокольчика. (Л.) Жаль было мне рас­ставаться со стариком. (Т.) Жутко было оставаться в потём­ках. (Ч.) О путешествии нельзя было и думать. (Дост.)

3) Составное сказуемое, в состав которого входит форма среднего рода краткого страдательного причастия (на -но и -то), например: Про батарею Тушина было забыто (Л. Т.) Уж послано в догоню. (П.)

4) Составное сказуемое в вопросительных безличных пред­ложениях, в состав которого входят неопределённая форма гла­гола и вопросительные местоимения или местоименные наречия, например: Как проехать в Сокольники? Кому поручить эту ра­боту? Что теперь делать? Куда деваться от княжон? (Г р.)

5) Составное сказуемое, в состав которого входят неопреде­лённая форма и неразложимые словосочетания, состоящие из глагола было - будет - есть (в значении "имеется" - "име­лось") и местоимения или местоименного наречия при нём (было с кем, будет где, есть когда и т.п.), например: Вам будет на что посмотреть и подивиться. (Н. О.) Мне было где перено­чевать. Есть когда мне чаи распивать! и т. п.

При отрицании в этих сочетаниях появляются отрицатель­ные местоимения или отрицательные местоименные наречия (с частицей не): Мне не к кому было обратиться за советом. Вам нечем будет заняться. При выражении настоящего време­ни глагол есть при отрицательном местоимении или наречии отсутствует: Мне не на кого пенять - сам виноват. (Т.) Неза­чем запираться!

Инфинитивные безличные предложения

С к а з у е м о е б е з л и ч ­н ы х п р е д л о ж е н и й может быть выражено одной неопределённой фор­мой, без всяких вспомогательных слов. Безличные предложения с таким ска­зуемым обычно употребляются в разговорной речи. Высказывание их сопро­вождается особой выразительной интонацией. Сказуемое, выраженное неоп­ределённой формой, .обозначает: 1) неизбежность действия: Быть грозе ве­ликой (П.); 2) необходимость действия: Не упрямься, душенька! Теперь-то себя и показать! (Фонвизин.); 3) сильное желание: Ещё одну минуту ви­деть её, проститься с нею, пожать ей руку (Л.); 4) невозможность действия (выраженного неопределённой формой глагола с отрицанием не): Не на­гнать тебе бешеной тройки! (Н.) Никогда тебе этого не сделать! 5) возмуще­ние, негодование: Шутить, и век шутить! Как вас на эта станет! (Гр.); 6) ка­тегорический приказ: Молчать! Встать!

В соединении с частицей бы неопределенная форма передает все оттенки сослагательного наклонения, как-то: возможность действия: Быть бы дождю, кабы не ветер; желательность действия: Эх, и мне бы туда поехать.

Упражнение 39. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите без­личные предложения, определите их сказуемое и укажите, чем оно выра­жено.

1) Кругом было тихо, так тихо, что по жу...анию комара можно было следить за его полётом. 2) Весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой тройки и неровное побряк...ванье русского колокольчика. 3) Душно стало в сакл..., и я вышел на воздух освежи...ся. 4) Он [Печо­рин] явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено оста...ся у меня в крепост... . 5) Он как тополь между ними - только н... расти, н... цвести ему в нашем саду. 6) А лошадь его славилась в целой Кабарде, и, точно, лучше этой лошади н...чего выдумать н...возможно. Недаром ему завид...вали все наездники и н... раз пытались её украсть, только н... уд...валось. 7) Лучше было бы мне его [коня] бросить у опушки и скры...ся в лесу пешком, да жаль с ним расстав...ся. 8) Когда отец воз­вратился, то н... дочери, н... сына не было. 9) Воздух становился так редок, что было больно дышать. 10) Нам должно было спуска...ся ещё вёрст пять по облед...невшим скалам и топкому снегу.

(М. Ю. Лермонтов.)

Типы безличных предложений.

Укажем несколько ти­пов безличных предложений с точки зрения характера их по­строения.

1. При описании явлений природы или стихийных явлений употребляются безличные предложения, сказуемое которых не связано ни с каким лицом или предметом, не требует дополне­ния: Уже рассветало. (П.) Уже совсем стемнело и начало хо­лодать. (Т.) На лесопильном дворе горит. (Ч.)

2. При изображении стихийных явлений употребляются и такие безличные предложения, сказуемое которых выражено переходным глаголом с прямым дополнением и сопровождается другим дополнением в творительном падеже: Всё небо заво­локло серыми тучами. (Герц.) Зажгло грозою дерево. (Н.) Бурею корабль разбило. Как видно из примеров, действующий предмет в этих предложениях известен (тучи, гроза, буря), но он понимается как орудие стихийной силы и обозначается фор­мой творительного падежа.

Переносно предложения с таким же построением употреб­ляются при изображении острых и сильных переживаний чело­века: Меня словно обухом ударило. (Ч.) Как ножом по сердцу полоснуло меня. (Л. Т.) Меня так и проняло страхом. (Г.)

3. При изображении таких состояний, источник которых не­известен, употребляются безличные предложения со сказуе­мым, выраженным переходным глаголом. Прямое дополнение обозначает лицо, охваченное данным состоянием: Меня знобит. С утра старика лихорадило. Меня взорвало. (Т.) И как это тебя угораздило! (Ч.) Такого же типа предложения с переходным глаголом употребляются при изображении действий, субъект которых неизвестен: Тарантас толкнуло: Лаврецкий выпрямил­ся. (Т.)

4. При описании различных ощущений, вызываемых внеш­ней причиной, могут употребляться безличные предложения, сказуемое которых выражено непереходным глаголом и сопро­вождается дополнением в творительном падеже. Это дополне­ние указывает причину, источник, производителя данного со­стояния: Издали тянуло тихим и мягким теплом. (Т.) В раскры­тые окна пахло хвоей. (А. Н. Т.) Изо ржи, словно из печи, то­же теплом обдаёт. (Н.)

5. Очень широко распространены безличные предложения, сказуемое которых сопровождается дополнением в дательном падеже. В подобных предложениях рисуются состояния лиц, не зависящие от их воли: Мне не спится. Дома ему не сиделось. Мне что-то взгрустнулось. Мне грустно поневоле. (П.)

6. Дополнение в дательном падеже употребляется и в тех безличных предложениях, которые обозначают необходимость действия; сказуемое в этом случае бывает выражено сочетани­ем модальных слов типа надо, нужно, следует, надлежит с не­определённой формой глагола, например: Нам надо работать. Вам следует поторопиться. Личному составу надлежит быть в полной боевой готовности.

7. Совершенно особую конструкцию представляют безлич­ные предложения с дополнением в родительном падеже. Они бывают двух видов:

1) При выражении отрицания. Сопоставьте: в утвердитель­ной форме: Слышался какой-то шум, в отрицательной: Не слы­шалось никакого шума; в утвердительной форме: Была возмож­ность поехать, в отрицательной: Не было возможности поехать;

в утвердительной форме: У меня есть время, в отрицательной:

У меня нет времени. Подобные отрицательные предложения обозначают полное отсутствие предмета или явления.

2) При выражении утверждения. Всё предложение имеет количественно-оценочный характер, а дополнение в родитель­ном падеже обозначает целое, из которого берётся часть: Хлеба нам хватит до конца экскурсии. Каши осталось на двоих.

Упражнение 40. По образцам замените личные предложения безличными (письменно).

Образец. Я хочу изучать историю Москвы.-Мне хочется изучать ис­торию Москвы.

1) Я не хотел отставать от других. 2) Он не сидит дома. 3) Бабушка не спит. 4) Я не верил в успех поездки.

Образец. Снег занёс все дороги.- Снегом занесло все дороги.

1) Дождь освежил зелень. 2) Ветер сломал сук на дереве. 3) Град попортил всходы. 4) Тонкий ледок подёрнул лужи. 5) Огонь в ту же минуту охватил всю кровлю. 6) Всё небо за­тянули серые облака. 7) Ураган снёс множество хижин.

Образец. У меня есть лыжи.- У меня нет лыж.

1) У меня есть коньки. 2) Здесь были белые грибы. 3) У ме­ня была лошадь. 4) У меня было свободное время. 5) У него было стремление рисовать.

41. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите тип безличного предложения по отсутствию или наличию в нём дополнений и характеру этих дополнений (в винительном, творительном, дательном и родительном падежах).

1) Уже совсем ра...вело. (Л. Т.) 2) Потемнело. Белес...ватое облачко чуть-чуть виднелось в зенит... . (Кор.) 3) Уже смер­калось, когда войска пришли на место ночлега. (Л. Т.) 4) Дох­нул сентябрь - и георгины дыханьем ночи обожгло. (Ф.) 5) В первый год дом так и сверкал, даже резал глаза своей свежестью. (Кор.) 6. Всю головушку разл...мило! (Остр.) 7) Губы его подёрг...вало. (Т.) 8) Ей страстно захотелось сада, темноты, чистого неба, звёзд. (Ч.) 9) Вечно было ему н...досуг. (Н.) 10) Лаврецкому стало жаль старика. (Т.) 11) В приёмной мне н... пришлось долго ждать.

Назывные предложения - это односоставные предло­жения, состоящие только из подлежащего или подлежащего с пояснительными словами, например: Зима. Крестьянин, торже­ствуя, на дровнях обновляет путь. (П.) Голубые пригорки не­забудок. Жёлтые поля свербигуса. Пчела серо-чёрная гудит, и вьётся, и впивается. (Л. Т.) Назывные предложения произно­сятся с особой интонацией.

Смысл назывных предложений заключается в утверждении бытия или наличности явления в настоящем времени. Следова­тельно, назывные предложения не могут быть употреблены ни в прошедшем, ни в будущем времени, ни в сослагательном, ни в повелительном наклонении. В этих временах и наклонениях им соответствуют двусоставные личные предложения со сказуе­мым было или будет: Зима (назывное предложение). Была зи­ма. Будет зима (двусоставные личные предложения).

Назывные предложения часто встречаются в художествен­ных описаниях. Они придают речи сжатость и выразитель­ность:

Шум, хохот, беготня, поклоны,

Галоп, мазурка, вальс... Меж тем,

Между двух тёток у колонны,

Не замечаема никем,

Татьяна смотрит и не видит,

Волненье света ненавидит... (П.)

Назывные предложения, сопровождаясь частицей вот, упо­требляются при указании: Вот ива. Были здесь ворота. (П.)

Назывные предложения могут быть восклицательными: Вес­на! Выставляется первая рама. (Майк.)

Неполные предложения.

Н е п о л н ы м и называются предложения, в которых отсутствуют какие-нибудь члены, глав­ные или второстепенные. Возможность пропуска членов пред­ложения объясняется тем, что они ясны из предыдущей речи, из самого предложения или из обстановки разговора. Неполные предложения характерны главным образом для разговорной, диалогической речи.

Н а п р и м е р: 1) "А как звать тебя?" - "Власом". - "А кой тебе годик?" - "Шестой миновал". (Н.) Здесь во втором пред­ложении отсутствуют слова меня звать, а в четвертом - слово годик; в обоих предложениях эти слова ясны из вопросов.

2) Молчалин на лошадь садился, ногу в стремя, а лошадь на дыбы, он об землю и прямо в темя. (Гр.)

В предложении ногу в стремя значение и формы слов ногу, в стремя заставляют подразумевать глагол вдел или вставил; в предложениях он об землю и прямо в темя слова об землю. в темя своими формами указывают на глагол ударился.

3) Из обстановки речи невыраженные члены обычно восста­навливаются во время разговора. Если хозяйка, разливающая чай, спрашивает: Вам покрепче? - собеседник понимает, о чём

идёт речь.

П р и м е ч а н и е. Все односоставные предложения, если они не нужда­ются для своего понимания в подразумевании какого-нибудь второстепенного члена, являются предложениями полными. Однако иногда при определенных контекстных условиях, в них может опускаться единственный главный член, и тогда они становятся неполными. Например: Мне холодно (полное одно­составное предложение).-И мне тоже (неполное односоставное предложение:

опущено сказуемое холодно).

На месте отсутствующего члена в неполных предложениях может ставиться тире, например: 1) Дела булочной шли хоро­шо, лично мои - всё хуже. (М. Г.) 2) Жандарм смотрит на сыщика, сыщик - на жандарма. (В. М.) 3) Нина несла кашу, Витя - пустую кастрюльку. (Фед.)

Упражнение 42. Спишите. Найдите неполные предложения и укажите, ка­кие именно слова в них подразумеваются. Объясните постановку вопроситель­ного и восклицательного знаков, точки, многоточия.

- Что такое? На кого ты жалуешься?

- Помилуй, государь! Дай вздохнуть... Замучены совсем.

(Старик говорил с трудом.)

- Кто тебя замучил?

- Да Сафрон Яковлич, батюшка. Аркадий Павлыч помолчал.

- Как тебя зовут?

- Антипом, батюшка.

- А это кто?

- А сынок мой, батюшка.

(И. С. Т у р г е н е в, Бурмистр.)

43. Спишите. Определите виды предложений. Укажите в каждом предло­жении главные члены и скажите, чем они выражены. Объясните правописа­ние слов в отмеченных случаях.

Вершины Альп. Целая цепь крутых уступов... Самая серд­цевина гор.

Над горами бледно-зелёное, светлое, немое небо. Сильный,

жёсткий мороз; твёрдый, искристый снег; из-под снега торчат суровые глыбы обледенелых, обветренных скал.

(И. С. Т у р г е н е в.)

 

44. Спишите отрывок из романа "Евгений Онегин", подчёркивая неполные предложения.

Татьяна в лес; медведь То выронит она платок;

за нею; Поднять ей некогда; боится,

Снег рыхлый по колено ей; Медведя слышит за собой,

То длинный сук её за шею И даже трепетной рукой

Зацепит вдруг, то из ушей Одежды край поднять

Златые серьги вырвет силой; стыдится;

То в хрупком снеге с ножки Она бежит, он всё вослед:

милой И сил уже бежать ей нет.

Увязнет мокрый башмачок;

45. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите типы односостав­ных простых предложений или частей сложных предложений.

1) Еду ли ночью по улице тёмной, бури заслушаюсь в пас­мурный день... (Н.) 2) - Отнести её вон,- проговорила изме­нивш...мся голосом старуха. - Скверная собач...нка! (Т.) 3) Дождик ш...л с утра, и казалось, что вот-вот он пройдёт, и на небе ра...чистит. (Т.) 4) Два часа ночи. Не спи...ся. А надо бы уснуть, чтоб завтра рука н... др...жала. (Л.) 5) Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм, сижу ль меж юношей безумных, я пр...даюсь моим мечтам. (П.) 6) Дня через три пот...плело. (Купр.) 7) Летнее утро. В воз­дух... тишина. (Ч.) 8) Как постел...шься, так и высп...шься. (Посл.) 9) Знойный и душный полдень. На небе ни облачка. (Ч.) 10) От шума ломило уши, давило грудь. (А.Н.Т.) 11) Из города прислали сыщиков, они, стоя на углах, щупали глазами рабочих, весело и оживлё...о проходивш...х с фабрики на обед и обратно. (М. Г.) 12) Из трюма несло холодом и зап...хом сырой кожи. Отошли ночью. (Пауст.) 13) Зимой, от чая до обеда, играли в комнатах, если на дворе было очень морозно, или шли на двор и там к...тались с большой ледя...ой горы. (М. Г.) 14) В салоне было чисто и холодно. (Пауст.) 15) Эту песню н... задуш...шь, н... убьёшь. (Ош.) 16) Мело, мело по всей земле, во все пр...делы. (Паст.) 17) Эти ночи, эти дни и ночи! Дробь капелей к середин... дня, кровельных сосул...к худосочье, ручейков бессо...ых болтовня! (Паст.)

Синонимика простых предложений разных типов.

Раз­ные типы простых предложений могут описывать одни и те же ситуации и быть синонимичными, например: Стоит сильный мо­роз (двусоставное полное предложение).-Сильный мороз (на­зывное предложение).-Сильно морозит (безличное предложе­ние); Я хочу работать (двусоставное полное предложение).- Хочу работать (неполное предложение).-Мне хочется рабо­тать (безличное предложение).

Полные двусоставные предложения более всего употребительны в книжно-литературной речи, прежде всего в таких её стилях, как научный и официально-деловой. Это объясняется особенностями указанных стилей: необходимостью точно обозначать субъект действия, его объект (или объекты) и само действие, давать детальную, расчле­нённую характеристику описываемым предметам, свойствам и про­цессам.

В разговорной речи обычно нет надобности в точном словесном обозначении предмета беседы - он ясен из ситуации, из "общего опыта" собеседников, а часто находится у них перед глазами. Поэто­му здесь так распространены неполные предложения, в которых мо­гут быть опущены разные их члены. Перенесённые в письменную форму речи, многие разговорные конструкции непонятны и требу­ют подробных комментариев, описывающих соответствующую си­туацию.

Например, неполное предложение Идёт может иметь несколько осмыслений в зависимости от обстановки речи. Поэтому в него можно подставлять (мысленно) разные существительные, которые играли бы роль подлежащих. - Идёт! - может сказать кто-либо из стоящих на автобусной остановке (всем остальным ясно: идёт автобус). Ученик, последним вбегающий в класс после звонка и восклицающий Идёт!, имеет в виду идущего на урок учителя. Третья ситуация: несколько прохожих укрылось от дождя под козырьком подъезда. Дождь постепенно слабеет, превращается в мелкий, едва различимый на глаз. Один из группы вытягивает руку ладонью кверху и сообщает остальным: - Идёт... (т. е. Идёт Дождь).

В разговорной речи, помимо подлежащего, может опускаться объект действия (- Принёс? - спрашивает один приятель друго­го, не добавляя "книгу", так как оба знают, о чём идёт речь), опре­деляемое (- Дайте вот эти коричневые - в обувном магазине: из ситуации совершенно ясно, что покупательница, произносящая эту фразу, имеет в виду туфли), сказуемое (- Мыло! - вос­клицает ребёнок, которого мать купает в ванне, и в зависимости от обстановки это восклицание может означать: "Мыло попало в глаза", "Дай мыло", "Мыло упало" и т.п.) и другие члены предло­жения, при условии, что обозначаемые ими понятия очевидны из ситуации.

Некоторые неполные предложения, употребляющиеся в обиходно-бытовой речи, с т е р е о- т и п н ы: они часто повторяются в одних и тех же типичных ситуациях общения - в магазине, в автобусе, у газетного киоска, в парикмахерской и т. п.

Например, у кассы кинотеатра: - Один на девять (Дайте один билет на девятичасовой сеанс). - Два на семь трид­цать. В продовольственном магазине: - Полкило докторской

( Взвесьте полкилограмма докторской колбасы). -Пять триста за хлеб ( Выбейте чек на сумму пять тысяч трис­та рублей за хлеб). - Два молока ( Дайте два пакета моло­ка). У железнодорожной кассы: - Два до Клина. - Москва - обратно, два. - Детский и взрослый, Голутвин (= Детский и взрослый билеты до станции Голутвин). Такие неполные конст­рукции нормальны для разговорной речи: употребление соот­ветствующих полных предложений, характерных для книжно-письменных стилей, было бы нарушением стилистической правильности.






Навигация

« Двусоставные предложения и их главные членыВторостепенные члены предложения »



Не останавливайтесь, читайте дальше:


Подшипник форсунка смазка | В нашей организации расширение вен нижних конечностей по низким ценам.

Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании