13. Правовое регулирование использования и охраны недр


Что понимается в действующем законодательстве под недрами?

Согласно Закону Российской Федерации "О недрах" (в редакции 1995 г.) недрами является часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Каков состав законодательства РФ о недрах?

Законодательство Российской Федерации о недрах, основывающееся на Конституции РФ, состоит из Федерального закона "О недрах" и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных правовых нормативных актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.

Как решаются вопросы собственности на недра в действующем законодательстве?

Недра в пределах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Особо оговорено в Законе "О недрах", что участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждения в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Добытые же из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и иных формах собственности.

Что понимается под государственным фондом недр?

Государственный фонд недр - это используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа. Владение, пользование и распоряжения эти недрами осуществляется совместно Российской Федерацией и ее субъектами, как гласит Закон, в интересах народов, проживающих на соотаетствующих территориях, и всех народов Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и окружающей природной среды.

Что относится к участкам недр федерального значения?

Отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, обеспечивающие государственные потребности Российской Федерации стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность Российской Федерации, основы ее суверенитета, а также выполнение обязательств по международным договорам Российской Федерации, могут получить статус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти ее субъектов. Часть месторождений федерального значения включается в федеральный фонд резервных месторождений.

Какова компетенция органов государственной власти РФ в регулировании отношений недропользования?

К компетенции органов государственной власти РФ в сфере регулирования отношений недропользования относятся:
  1. разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах;
  2. определение и реализация федеральной политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ;
  3. установление общего порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;
  4. создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, полученной за счет государственных средств;
  5. государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;
  6. определение совместно с субъектами Российской Федерации региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, а также выделение участков недр федерального, регионального и местного значения;
  7. составление государственного баланса запасов полезных ископаемых; государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых; государственная регистрация работ по геологическому изучению недр;
  8. распоряжение недрами континентального шельфа Российской Федерации;
  9. введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды;
  10. распоряжение совместно с субъектами РФ государственным фондом недр, кроме участков, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации;
  11. координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с пользованием недрами;
  12. иные полномочия, предусмотренные статьей 4 Федерального закона "О недрах".

Каковы виды пользования недрами?

Как предусмотрено статьей 6 Закона "О недрах", недра предоставляются в пользование для:
  1. регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследование вулканической деятельности, созданию мониторинга природной среды, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
  2. геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;
  3. разведки и добычи полезных ископаемых;
  4. строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  5. образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
  6. сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Что является основанием для получения права пользования недрами?

Право пользования недрами может быть получено:
  1. на основании совместного решения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения и органа исполнительной власти субъекта РФ по результатам конкурса или аукциона;
  2. на основании решения Правительства РФ по согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ для целей захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ в глубоких горизонтах, обеспечивающих их локализацию;
  3. на основе решений Правительства РФ по результатам конкурса или аукциона для пользования недрами континентального шельфа РФ;
  4. в порядке переоформления действующих лицензий;
  5. в порядке, установленном органами представительной власти субъектов РФ для пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых или имеющих местное значение, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых:
  6. на основании решений федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения, согласованного с органами исполнительной власти субъектов РФ, для целей геологического изучения недр.

Что является основанием для прекращения права пользования недрами?

Основаниями для прекращения права пользования недрами являются:
  1. истечение установленного срока пользования;
  2. отказ владельца лицензии от права пользования недрами;
  3. возникновение определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами;
  4. переоформление лицензии с нарушением условий, установленных законом (пунктом 2 части 1 статьи 17-1).
Кроме того, предусмотрено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях:
  1. возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне ведения работ, связанных с пользованием недрами;
  2. нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;
  3. систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования ими;
  4. возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и др.):
  5. если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;
  6. ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;
  7. по инициативе владельца лицензии.

Каковы основные права и обязанности пользователя недр?

Статья 22 Закона "О недрах" предусматривает следующие основные права пользователя недр:
  1. использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии;
  2. самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству;
  3. использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией и действующим законодательством:
  4. использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии;
  5. ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода;
  6. производить без дополнительного разрешения геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией;
  7. обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Определены и обязанности пользователя недр. Таковыми являются:
  1. соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья;
  2. соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;
  3. ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность;
  4. предоставление геологической информации в федеральный и соответствующие территориальные фонды геологической информации;
  5. безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;
  6. приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
  7. другие обязанности, предусмотренные Законом "О недрах".

Какова система платежей при пользовании недрами?

При пользовании недрами производятся следующие виды платежей:
  1. сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии;
  2. платежи за пользование недрами;
  3. отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  4. акцизы;
  5. иные платежи, предусмотренные законодательством (плата за землю, акваторию, геологическую информацию о недрах).
Взимание платежей, не предусмотренных законодательством, не допускается.

Какова ответственность за нарушение законодательства о недрах?

Лица, виновные в нарушении законодательства о недрах, несут дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

В статье 49 Федерального закона "О недрах", посвященной ответственности за его нарушение, предусмотрено, что сделки, связанные с пользованием недрами, заключенные с нарушением настоящего Закона, являются недействительными. Лица, виновные в их совершении, а также в предоставлении лицензий на пользование недрами по основаниям, не предусмотренным настоящим Законом; нарушении установленного законодательством порядка пользования недрами; самовольном пользовании недрами; выборочной (внепроекгной) отработке месторождений, приводящей к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, и других нарушениях рационального использования недр, приводящих к порче месторождения, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ и ее субъектов.

Каков порядок разрешения споров по вопросам пользования недрами?

Споры по указанным вопросам, согласно статье 50 Закона "О недрах", разрешаются органами государственной власти, судом или арбитражным судом в соответствии с их полномочиями и в порядке, установленном законодательством. Рассмотрению в суде или арбитражном суде подлежат:
  1. финансовые, имущественные и иные споры, связанные с пользованием недрами;
  2. обжалование решений органов государственной власти, противоречащих настоящему Закону, в том числе об отказе в предоставлении лицензии на пользование недрами или о досрочном прекращении права пользования недрами;
  3. обжалование действий и решений должностных лиц и органов, противоречащих настоящему Закону;
  4. обжалование противоречащих законодательству стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраной недр и окружающей природной среды.






««« Содержание »»»


Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании