ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ КОНСУЛЬТАНТОВ ПО ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИЮ


 Консультант должен иметь высшее образование по одной или нескольким областям, классификация которых приведена в табл. 1. Однако профессия консультанта требует, кроме того, методической подготовки, дополнительной к знаниям, полученным по специальности (предмету). Это объясняется тремя причинами.

Во-первых, давать консультации о том, как работать, - это совершенно не то, что фактически выполнять эту работу. В процессе методической подготовки консультант должен приобрести навыки, специфические для консультирования.

Во-вторых, широта и глубина специальных знаний, необходимых для того, чтобы давать советы клиентам, обычно выходят за пределы, которых можно было достичь за время предыдущей учебы и работы.

В-третьих, консультант становится сотрудником фирмы, которая выбрала определенную философию и стратегию консультирования. Это касается таких вопросов, как цели, методы и применяемая технология, степень участия клиентов, а также этические соображения. Консультант, принятый на работу в ту или иную фирму, должен освоить практикуемый ею профессиональный подход и воспринять ее философию.

Этот принцип поддерживают и профессиональные ассоциации консультантов. Например, устав Ассоциации консультантов по управлению Великобритании гласит, что "каждый новичок должен пройти курс официального обучения, прежде чем ему будет поручено выполнение задания". Аналогичные положения есть и в уставах других национальных ассоциаций консультантов.

Однако образование консультанта не исчерпывается курсом начального обучения. "Менее всего консультант может позволить себе думать, что старые методы выполнения работы достаточно хороши... Для него ученичество продолжается всю жизнь", - писал Е. М. Шейс, президент американского Института консультантов по управлению.

Начальное обучение профессии консультанта осуществляется в школах менеджмента и на специальных курсах консультантов, функционирующих в рамках последипломного образования ряда зарубежных университетов (например, последипломный курс "Консультант по менеджменту" при Свободном университете Амстердама и др.), учебных центров крупнейших консалтинговых фирм (например, "Купере энд Лайбренд", лондонское отделение) и при национальных ассоциациях консультантов. Сертификацией консультантов занимается Международный совет консалтинговых институтов со штаб-квартирой в Торонто (Канада), объединяющий национальные институты консульгантов стран Западной Европы, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и Индии, а также национальные ассоциации консалтинговых фирм.

В России система подготовки и сертификации консультантов по экономике и управлению начала формироваться лишь в последние годы. В рамках проекта Национального фонда подготовки финансовых и управленческих кадров (НФПК) "Улучшение качества консалтинговой профессии в России" Ассоциация консультантов по экономике и управлению (АКЭУ) совместно с Голландской ассоциацией консультантов по экономике и управлению (ROA) впервые в России приступила к осуществлению комплексной программы обучения и сертификации консультантов и консалтинговых фирм.

В соответствии с проектом проводятся обучающие семинары и организовывается система сертификации консультантов по экономике и управлению по международным стандартам качества консалтинговых услуг ISO-9001.

Обучающая программа проекта включает три модуля:

1) обеспечение качества консалтинговых услуг;

2) управление консалтинговой фирмой и маркетинг консалтинговых услуг;

3) построение отношений консультанта с клиентом.

Обучение проводится совместно голландскими и российскими преподавателями, имеющими опыт практической работы в сфере консалтинга. При этом применяются активные методы обучения: деловые игры, разбор кейсов участников, групповая работа, обсуждение проблем и т.д.

Ассоциацией ведутся также спецкурсы "Основы консультирования по экономике и управлению" (16 ч) в ряде образовательных учреждений России и разработана программа подготовки консультантов на 144 ч (базовый курс) и 108 ч (курс специализации). Содержание указанных программ приводится в приложениях 2.1-2.3.

Обучение консультантов экспертному консультированию по направлениям их попредметной специализации, таким, как маркетинг, финансовый менеджмент, управление персоналом, управление проектами, антикризисное управление, бухгалтерский учет и т.д., ведется Академией менеджмента и рынка. Академией разработаны соответствующие "методические пакеты" по поддержке различных областей консультирования.

Кроме того, функционирует Школа консультантов по управлению при Академии народного хозяйства, готовящая консультантов по организационному развитию.

Целью подготовки консультантов является формирование у них не только знаний, но и личностных характеристик, соответствующих требованиям профессии. Первая существенная попытка сформулировать их полный набор была предпринята в 1957 г. Американской ассоциацией консультантов (АКМЕ). В последующие годы характеристики консультантов разрабатывались другими ассоциациями, фирмами и специалистами. Обобщенный перечень требований к консультанту был разработан М. Кубром (Международная организация труда).

Он приведен ниже.

Ключевые интеллектуальные способности и личностные качества консультанта по вопросам управления (по М. Кубру)

1. Интеллектуальные способности:

  • способность усваивать материал быстро и легко;
  • способность наблюдать, суммировать, отбирать и оценивать факты;
  • здравые суждения;
  • индуктивный и дедуктивный логический ход мысли;
  • способность к синтезу и обобщению;
  • творческое воображение, оригинальное мышление.

2. Способность понимать людей и работать с ними:

  • уважение к мнению других людей, терпимость;
  • способность предвосхищать и оценивать человеческие реакции;
  • легкость в налаживании человеческих контактов;
  • способность завоевать доверие и уважение;
  • вежливость и хорошие манеры;
  • способность выслушивать собеседника;
  • умение вести устное и письменное общение;
  • способность учить и обучать людей;
  • способность убедить и создать мотивы для действий.

3. Интеллектуальная и эмоциональная зрелость:

  • стабильность в поведении и действиях;
  • независимость в выводах;
  • способность противостоять давлению извне и справиться с фрустрацией и неуверенностью;
  • способность действовать уравновешенно и в спокойной объективной манере;
  • самоконтроль во всех ситуациях;
  • гибкость и адаптируемость к меняющимся условиям.

4. Личная напористость и инициатива:

  • нужная степень самоуверенности;
  • здоровое честолюбие;
  • дух предпринимательства;
  • мужество, инициатива и самообладание в действии.

5. Этика и честность:

  • искреннее желание помочь другим;
  • исключительная честность;
  • способность осознать границы собственной компетентности;
  • способность признавать ошибки и извлекать уроки из неудач.

6. Физическое и умственное здоровье:

  • способность переносить специфические рабочие и бытовые нагрузки консультантов по вопросам управления.

Цель начального обучения - обеспечить консультанта объемом знаний и навыков в области методологии консалтинга, достаточным для того, чтобы он смог работать в рамках консалтингового проекта.

Эту общую цель начального обучения можно разбить на следующие четыре подцели:

1. Добиться, чтобы консультант смог изучить существующую у клиента ситуацию и наметить необходимые меры для ее улучшения. Это требует умения собирать и критически анализировать информацию, идентифицировать все аспекты проблемы, а затем разрабатывать практические меры для улучшения ситуации, используя воображение и творческие способности.

2. Добиться, чтобы консультант мог установить отношения сотрудничества с клиентом, получить его согласие на предлагаемые изменения и компетентно их внедрить. Умение легко налаживать контакты с людьми, понимание факторов, способствующих или мешающих внедрению изменений, глубокое знание методов общения и убеждения, хорошие взаимоотношения с людьми в период внедрения предлагаемых мер являются самым важным оружием в арсенале консультанта. Именно эти качества подчеркиваются, укрепляются и вырабатываются во время начального обучения.

3. Добиться высокого мастерства в области будущей работы. Сюда входит знание всех технических аспектов своей отрасли, с рядом которых ему не приходилось сталкиваться в предыдущей деятельности, а также способность применить знание этих аспектов к решению проблем клиента.

4. Добиться способности работать результативно в незнакомой обстановке и под давлением. Это требует выработки навыков, с одной стороны, приспособления к условиям каждой новой клиентной организации, и, с другой, - не поддаваться давлению сложившихся в ней стереотипов и сопротивлению нововведениям.

Поскольку консалтинг является не только интеллектуальной, но и творческой профессией, то обучение консультанта должно быть построено, скорее, по принципу "творческой мастерской", чем по принципу "технического вуза". В максимальной степени должны применяться активные методы обучения (тренинг, разбор конкретных ситуаций, игротехника), формироваться личностные творческие навыки и умения, хотя и при обязательным освоении "ремесла", т.е. технологии профессии.

Примером методики обучения консультантов в форме творческой мастерской является так называемая лаборатория консультирования (Л К).

Лаборатория консультирования - это методика тренинга консультантов на примере проекта обслуживания реального клиента. Время ее проведения зависит от продолжительности программы, но в сущности Л К - это ролевая игра, в рамках которой отрабатываются навыки постановки целей, формирования отношений с клиентом, сбора и использования данных, стратегии внедрения на рынок, отношений в команде, завершение и оценка результатов. Работа в лаборатории используется как средство для подачи теории, дискуссий по конкретным проблемам, их обобщения и обмена опытом при обучении.

Для осуществления обучения консультантов методом Л К используется форма, подобная описанному выше методу Т-групп (см. п. 2.7).

Норма, с которой сравнивают способности консультанта, представляет собой стандарт, которому он должен соответствовать при выполнении первого задания. При этом необходимо ответить на один вопрос: "Показывая такие успехи, как сейчас, будет ли консультант готов приступить к работе после завершения обучения?"

В программу начального обучения целесообразно включать и стажировку, т.е. практическое (полевое) обучение в процессе осуществления консалтинговых проектов под руководством наставника.

Для оценки успешности освоения программы подготовки целесообразно использовать не только традиционный зачетно - экзаменационный метод, но и метод личной оценки, позволяющий определить, достигает ли обучаемый конечной цели обучения. Она осуществляется как преподавателем, так и наставником в начале, середине и конце обучения. Возможная форма такой личной оценки приведена в табл. 9.

После завершения программы начального обучения дальнейшее развитие и повышение квалификации консультанта являются необходимыми элементами его становления как носителя интеллектуального капитала. Это развитие идет по следующим четырем направлениям:

1) освоение новых знаний по предмету специализации консультанта;

2) овладение новыми областями специализации (переподготовка);

3) освоение новых знаний и навыков в области методологии консультирования;

4) освоение новых знаний и навыков в сфере менеджмента и маркетинга консалтинговых услуг.

 

Таблица 9

Форма отчета о ходе обучения консультанта (по М. Кубру)

91.GIF

Повышение квалификации консультантов может осуществляться в следующих

формах:

1) участие в различных курсах, семинарах и конференциях;

2) проведение самостоятельных исследований;

3) изучение литературы по профессии.

При этом следует учитывать, что "в консультировании больше, чем в каком-либо другом занятии, человек полностью отвечает за собственное развитие. Повышение профессиональной квалификации консультанта - это, прежде всего, самоусовершенствование..."*.

*Управленческое консультирование: Путеводитель по профессии. С. 314.




Навигация

« Техническая помощь России



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании