ОСОБЕННОСТИ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


 Валютное законодательство Российской Федерации представ­ляет собой неоднородный нормативный комплекс, который вклю­чает акты, исходящие от государственных органов различных сту­пеней государственной иерархии (табл. 4.1.).

Таблица 4.1. Государственные органы, эмитирующие

акты валютного законодательства

 

Органы, издающие акты валютного законодательства (институциональный аспект)

Акты валютного законодательства (нормативный аспект)

I. Органы общей компетенции

1. Федеральное собрание РФ

2. Правительство РФ

3. Президент РФ

 

1. Федеральные законы

2. Постановления

3. Указы

II. Органы специальной компетенции

1. Центральный банк РФ

 

2. Министерство финансов РФ

3. Государственный таможенный комитет РФ

4. Комитет РФ по драгметаллам и драгкамням

 

1. Положения, инструкции, приказы, письма, разъяснения

2. Положения, инструкции, приказы

3. Положения, инструкции, приказы

4. Положения, инструкции, приказы

 

Основными нормативными документами, определяющими спе­цифику валютного законодательства Российской Федерации, яв­ляются: Закон РФ от 9.10.1992 "О валютном регулировании и валютном контроле"; Инструкция ЦБ РФ от 29 июня 1992 г. № 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединения­ми, организациями части валютной выручки через уполномочен­ные банки и проведения операций на внутреннем валютном рын­ке Российской Федерации"; Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ № 19 (1993 г.) "О порядке осуществления валютного контроля за по­ступлением в РФ выручки от экспорта товаров"; Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ № 30 (1995 г.) "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары"; постановление Правительства РФ от 26.12.95 г. № 1267 "О введении единой системы обязательной экс­пертной оценки количества, качества и цены экспортных това­ров"; Закон РФ от 18.08.96 г. "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок".

Основой регулирования валютных отношений в РФ выступает Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". Объектом валютного регулирования в соответствии с текстом дан­ного закона являются валюта и валютные ценности.

Под валютой Российской Федерации понимаются находящие­ся в обращении рубли в виде банкнот Российской Федерации и монеты, средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в Российской Федерации, а также за ее пределами на основании соглашений, заключаемых Правительством РФ и ЦБ РФ с соответствующими органами иностранных государств об использовании на территории данного государства валюты Рос­сийской Федерации в качестве законного платежного средства.

Под иностранной валютой понимаются денежные знаки иностранных государств (банкноты, казначейские билеты и мо­неты), находящиеся в обращении и являющиеся законным пла­тежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств; средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчет­ных единицах.

Валютные ценности включают в себя иностранную валюту; ценные бумаги в иностранной валюте; драгоценные металлы в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий и их лома; природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением юве­лирных и бытовых изделий и их лома.

Правовое регулирование в Российской Федерации порядка со­вершения операций с каждым видом валютных ценностей различно. Так, порядок совершения операций с драгоценными ме­таллами и камнями определяется Правительством РФ, в частнос­ти Комитетом РФ по драгметаллам и драгкамням. Порядок обра­щения и использования наличной иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте устанавливает Центральный банк России. К особенностям валютного законодательства Российской Федерации относится необычный перечень документов, относи­мых к категории ценных бумаг, которые выражены в иностран­ной валюте. Помимо традиционных видов (акции, облигации, чеки, векселя и сертификаты) в него включены и платежные поруче­ния, гарантийные письма и аккредитивы, которые по своей при­роде никогда не были ценными бумагами.

Субъектами валютных отношений выступают резиденты и не­резиденты Российской Федерации. В основе деления субъектов валютного рынка на "резидентов" и "нерезидентов" лежит об­щепризнанный в международном частном праве критерий "осед­лости". Резидентами Российской Федерации признаются юриди­ческие лица, созданные в соответствии с ее законодательством и имеющие в ней местонахождение. При определении круга физи­ческих лиц-резидентов принимается во внимание критерий по­стоянного места жительства, известный в международном част­ном праве как критерий "домициляции".

По своему содержанию все валютные операции, проводимые на территории Российской Федерации, подразделяются на:

1) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности;

2) ввоз и пересылку в (из) Российскую Федерацию валютных ценностей;

3) осуществление международных денежных переводов. Далее, по порядку осуществления валютные операции подразде­ляются на текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала.

К текущим валютным операциям относятся переводы в (из) Российскую Федерацию иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней; получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней; переводы в (из) Российскую Федерацию процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала; переводы неторгового характера в (из) Российскую Федера­цию, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алимен­тов, наследства и т.п.

Операции, связанные с движением капитала, включают пря­мые и портфельные инвестиции, предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней и предоставление отсроч­ки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров.

Необходимость такой классификации валютных операций объясняется различием правового режима их осуществления ре­зидентами в случаях, когда имеет место вывоз капитала.

Банки РФ, осуществляющие операции с валютой, могут иметь три вида лицензий на проведение операций с валютой: внутрен­нюю, расширенную и генеральную. Внутренняя валютная лицен­зия позволяет коммерческому банку открывать валютные счета только в банках Российской Федерации. Расширенная лицензия дает возможность открывать до шести счетов в иностранной ва­люте за границей. Генеральная лицензия дает право на открытие любого количества корреспондентских счетов за границей и про­ведение любых операций с валютой на территории Российской Федерации и за ее пределами. Из 2543 коммерческих банков, за­регистрированных на территории Российской Федерации по со­стоянию на 1 марта 1995 г., 774 банка владели лицензией на со­вершение операций в иностранной валюте, 252 банка имели гене­ральную лицензию, 101 банк получил разрешение на проведение операций с золотом и серебром.

В соответствии с валютным законодательством все российские предприятия независимо от форм собственности (в том числе с иностранными инвестициями) обязаны осуществлять продажу 50% валютной выручки от экспорта товаров на внутреннем валютном рынке Российской Федерации через уполномоченные банки. По поручению предприятия сделки купли-продажи иностранной ва­люты осуществляются либо между уполномоченными банками, либо уполномоченными банками через валютную биржу. Купля-продажа иностранной валюты осуществляется банками от своего имени и за свой счет или за комиссионное вознаграждение по поручению предприятия от своего имени. Если в течение 14 дней предприятие не подало заявку на продажу 50% поступившей валют­ной выручки, то банк осуществляет продажу без согласования с клиентом.

Предприятия, оперирующие с валютой, имеют в коммерчес­ком банке текущие и транзитные валютные счета. Вся иностран­ная валюта, полученная от нерезидентов, полностью зачисляется на транзитный счет предприятия. После 50%-ной продажи ва­лютной выручки оставшаяся сумма в иностранной валюте пере­числяется на текущий валютный счет предприятия и может быть использована на любые цели, разрешенные законом. Обязатель­ной продаже не подлежат следующие поступления в иностранной валюте от нерезидентов: поступления в качестве взносов в устав­ный фонд, а также дивиденды от участия в капитале; поступления от продажи ценных бумаг, а также дивиденды по ценным бума­гам; поступления в виде пожертвований на благотворительные цели; поступления в виде привлеченных кредитов и т.д.

Переводить, вывозить и пересылать валютные ценности из России резиденты и нерезиденты имеют право при соблюдении лицензионного порядка, установленного ЦБ России. Соблюде­ние лицензионного порядка не требуется при осуществлении те­кущих валютных операций; вывозе нерезидентами ранее ввезен­ного в Российскую Федерацию капитала; вывозе физическими ли­цами-нерезидентами ранее ввезенного в Российскую Федерацию капитала. Проведенный ранее ввоз валютных ценностей подтверж­дается декларацией или иным документом. Лицензии на вывоз капитала выдаются в Банке России. Для юридических лиц пред­усмотрен необходимый перечень документов, необходимых для получения лицензии на вывоз капитала. В него входят: заверен­ные копии учредительных документов, технико-экономическое обоснование, копии аудиторского заключения, справки из обслу­живающего банка и т.д. (см. письмо ЦБ РФ от 26.11.93 № 47 "О порядке выдачи лицензий на перевод капитала из РФ").




Навигация

« ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО РЫНКА В РОССИИВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании