ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


 Ответственность за нарушение валютного законодательства пре­дусмотрена в Законе РФ от 9.10.92 "О валютном регулировании и валютном контроле". Некоторые положения этого Закона обоб­щены в табл. 4.2.

Таблица 4.2. Ответственность за нарушение валютного законодательства

 

Основания ответственности (правонарушения)

Санкции

  • 1. Совершение недействительных в силу Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" сделок
  • 2. Необоснованное приобретение не по сделке, а в результате незаконных действий
  • 3. Отсутствие учета валютных операций
  • 4. Введение учета валютных операций с нарушением установленного порядка
  • 5. Непредоставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле"
  • 1. Взыскание в доход государства (общая сумма санкций)
  • 2. Взыскание в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий
  • 3. Штраф в пределах неучтенной суммы
  • 4. Штраф в пределах суммы, которая была учтена ненадлежащим образом
  • 5. Штраф в пределах суммы, по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке

 

При повторном совершении указанных в настоящей таблице правонарушений, а также за невыполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде: а) взыскания в доход государства сумм, указанных в настоящей таблице (а также штрафов в пределах 5-кратного размера этих сумм), осуществляемого ЦБ РФ в соответствии с законами Российской Федерации; б) при­остановления действия или лишения резидентов, включая уполно­моченные банки, или нерезидентов выданных органами валютно­го контроля лицензий и разрешений.

Взыскание указанных сумм штрафов и иных санкций произво­дится органами валютного контроля, в том числе по представле­нию агентов валютного контроля, с юридических лиц - в бес­спорном порядке, с физических лиц - в судебном. Должностные лица юридических лиц-резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц-нерезидентов, виновные в наруше­нии валютного законодательства, несут уголовную, администра­тивную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

При нарушении порядка зачисления валютной выручки предприятия предусмотрен штраф в размере суммы всей сокры­той выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу ЦБ РФ. Уплата штрафа не освобождает предприятия от обязательного перевода валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации и обязатель­ной продажи части валютной выручки. Штраф налагается Госналогслужбой РФ. Под сокрытой выручкой в иностранной валюте понимается выручка, не зачисленная на счета в уполномоченных банках на территории РФ, независимо от отражения ее в бухгал­терском учете предприятий, если иное не разрешено ЦБ РФ. Со­крытой выручкой в иностранной валюте считаются также суммы, выплаченные в наличной иностранной валюте (командировочные расходы, заработная плата нерезидентам и т.п.) из выручки, кото­рая получена предприятием от реализации гражданам в установ­ленном ЦБ РФ порядке товаров на территории Российской Феде­рации за иностранную валюту до ее сдачи в уполномоченный банк для зачисления на текущий валютный счет предприятия.

Помимо этого предприятия несут ответственность за необосно­ванное завышение расходов в иностранной валюте, относимых в уменьшение подлежащей обязательной продаже экспортной вы­ручки.

За неправильное или несвоевременное осуществление расче­тов по обязательной продаже валютной выручки уполномочен­ные банки несут ответственность в виде штрафа за каждое нару­шение требований. Взыскание этого штрафа производится глав­ными территориальными управлениями ЦБ РФ в бесспорном порядке. К уполномоченным банкам применяются и иные меры воздействия, вплоть до отзыва лицензии на совершение валют­ных операций.

Экспортер за непредставление в банк информации о внесении в контракт, положенный в основу подписанного паспорта сделки (ПС), дополнений и (или) изменений, которые затрагивают дан­ный ПС (для оформления дополнительного листа ПС), за непред­ставление в банк копии ГТД в установленные сроки или за не­представление в указанные в инструкции сроки запрашиваемой банком информации несет ответственность в виде штрафа за каж­дый день просрочки сверх установленных сроков предоставления указанной информации в банк, но не свыше суммы по контракту, по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Указанные штрафы взыскиваются глав­ными территориальными управлениями Банка России в бесспор­ном порядке (посредством списания сумм штрафов со счетов экс­портера в иностранной валюте или в рублях по курсу Банка Рос­сии на дату списания суммы штрафа на основании распоряжения начальника соответствующего главного территориального управ­ления Банка России) по результатам как самостоятельных прове­рок, в том числе по представлению банков, так и проверок, про­веденных таможенными, налоговыми органами, а также Федераль­ной службой валютного и экспортного контроля РФ.

Банк как агент валютного контроля несет ответственность за действия экспортера и импортера. Так, при сокрытии экспорте­ром выручки за отгруженные товары на его банк налагается штраф в размере всей сокрытой экспортером выручки. Так же в случае осуществления при расчетах за импортируемые товары валютной операции, требующей лицензии Банка России, без таковой банк импортера несет ответственность в виде взыскания в доход госу­дарства всех доходов, полученных от указанной операции. Одна­ко своим письмом от 16 января 1996 г. Центробанк приостановил действие ряда положений инструкции об импортном валютном контроле (№ 30). В настоящее время не действуют ни положение о гарантиях валютного контроля, ни даже санкции, предусматри­вающие возврат в доход государства незаконно переведенных за границу валютных средств. Таким образом, банки фактически ос­вобождены от какой-либо ответственности за нарушение валют­ного законодательства при импорте.

Среди особенностей российского валютного рынка можно на­звать следующие.

1. Обязательная продажа части валютной выручки (50%) на ва­лютном рынке Российской Федерации (либо через биржи, либо через уполномоченные банки). В связи с этим хозяйственные субъ­екты имеют в уполномоченных банках два счета: транзитный ва­лютный счет, на который зачисляется вся полученная выручка в валюте, и текущий валютный счет (счет, на который зачисляется валютная выручка субъекта после обязательной продажи за рубли ее части (50%).

2. Проведение до недавнего времени валютных операций в ос­новном через валютные биржи, а не банки вследствие недоста­точных доверия и информационных связей между банками, а так­же их слабой технической оснащенности.

3. Большое количество валютных бирж (восемь действующих, что больше, чем в любой стране с развитыми рыночными отно­шениями, в которой имеются валютные биржи), сосредоточен­ных в основных экспортных и импортных регионах страны. Ос­новной валютной биржей страны является Московская межбан­ковская валютная биржа, на которой осуществляется до 80% от всех операций с валютой; далее по объему операций следуют Санкт-Петербургская межбанковская валютная биржа, Сибирская меж­банковская валютная биржа, Азиатско-Тихоокенская межбанков­ская валютная биржа, Уральская межбанковская валютная биржа, Ростовская межбанковская валютная биржа, Нижегородская валютно-фондовая биржа и Самарская межбанковская валютная биржа. Они расположены в основных экспортных регионах стра­ны и позволяют своевременно реализовывать 50% валютной вы­ручки предприятий-экспортеров.

4. Российский валютный рынок - бивалютный. Ведущие по­зиции на нем принадлежат доллару США. В операциях на валют­ных биржах его доля превышает 90%, удельный вес операций с другими валютами незначителен. Кроме доллара США, торговля ведется с немецкой маркой, финляндской маркой (в северо-за­падном регионе) и японской иеной (на Дальнем Востоке). Стоит задача диверсификации валютной структуры валютного рынка Российской Федерации.

5. Лицензионный порядок осуществления операций, связан­ных с движением капитала. Переводить, вывозить и пересылать валютные ценности из Российской Федерации возможно лишь при соблюдении лицензионного порядка, установленного ЦБ РФ. Проведенный ранее ввоз валютных ценностей подтверждается дек­ларацией или иным документом.

6. Изменение курса рубля к доллару США находится в ограни­ченных ЦБ России рамках, составляющих до начала 1997 г. диа­пазон от 5000 до 5600 руб. за 1 дол. США, а в настоящее время составляющий 5600-6100 руб. за 1 дол. США.

7. Жесткий контроль (по сравнению со странами ближнего за­рубежья) за движением валютных средств в Российскую Федера­цию и из Российской Федерации позволил остановить поток не­легального вывоза капитала за границу. Если в 1993 г. не верну­лось 30-40% всей валютной выручки по экспорту, то в 1995 г. - только 4%.

В настоящий момент в Российской Федерации продолжается поиск оптимального сочетания государственного регулирования операций участников валютного рынка и рыночной инициативы. Укрепляется законодательная база, определяющая основные пра­вила поведения его участников. Несмотря на ее противоречивость, отток капитала за границу заметно уменьшился. На очереди но­вые нормативные акты, которые закроют последние каналы "бег­ства" капитала за границу. В частности, они должны обеспечить контроль за компенсационной торговлей, встречными поставками, и др.




Навигация

« ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИПРОМЫШЛЕННО-ТОРГОВЫЕ ФИРМЫ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ И КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании