МЕНЕДЖМЕНТ ВАЛЮТНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РИСКА


 В этом параграфе рассматриваются базовые подходы, которые определяют стратегию менеджмента валютно-экономического рис­ка, связанную с коррекциями маркетинговой, производственной и финансовой политики фирмы, которые применяются для сгла­живания экономических последствий изменения валютного кур­са. Так, поскольку валютный риск воздействует на все стороны операций компании, он не должен быть заботой лишь финансо­вых менеджеров. Операционные менеджеры также должны пред­принимать маркетинговые и производственные усилия по ней­трализации этого риска, которые обеспечивали бы прибыльность компании для долгосрочных периодов.

Направленность стратегии управления валютно-экономическим риском

 

Стратегия менеджмента валютно-экономического риска нацеле­на на защиту отечественно-валютной прибыли компании (банка). Так, фирмы могут относительно легко хеджировать риски, свя­занные с прогнозируемыми денежными потоками по отдельным операциям. Однако конкурентные риски являются долгосрочны­ми и не могут быть покрыты единственно с помощью финансо­вых хеджинговых техник. Такие риски требуют долгосрочных кор­ректировок всей стратегии работы компании (банка).

Итак, в той степени, в которой изменения валютного курса ведут к изменениям относительных цен, в этой степени будут изме­няться и конкурентные позиции фирмы. Следовательно, фирма должна корректировать производственный процесс, или свой маркетинг-микс, для приспособления к новым соотношениям отно­сительных цен; к новой конкурентной позиции фирмы. Причем фирма (это же касается и банка) должна применять скорее проактивные (т.е. превентивные, упреждающие), чем реактивные стра­тегические альтернативы, чтобы получить конкурентные между­народные преимущества.

Использование маркетинговой и производственной программ для менеджмента валютно-экономического риска

 

В целом компании способны противодействовать болезненным последствиям колебаний валютных курсов или даже получать при­были, используя те возможности, которые предоставляют такие валютные флуктуации. Это осуществляется посредством приме­нения техник валютно-финансового хеджинга для ограждения отдельныx операций фирмы от колебаний номинальных обменных курсов. Защита же общих конкурентных позиций компании от неблагоприятных изменений реального валютного курса может быть осуществлена лишь посредством необходимых изменений маркетинговой и производственной программы, а также коррек­ции финансовой политики фирмы.

Так, характер маркетинговых и производственных ответов на изменения реальных валютных курсов (т.е. на различия между номинальными и реальными курсами) зависит от ожидаемой продолжительности этих изменений. Например, вслед за реаль­ным удорожанием отечественной валюты экспортер должен ре­шить, повышать ли и сколь сильно свои инвалютные цены. Если изменение, как ожидается, будет временным, то экспортер пред­почтет поддерживать свои инвалютные цены на существующем уровне. Этот ответ может означать временное снижение удельной прибыльности (т.е. в расчете на единицу товара). Однако альтер­нативное решение в виде повышения цен в настоящее время и их снижения в будущем (когда реальный валютный курс снизится) будет более дорогим.

Следует помнить, что долгосрочное изменение в реальном ва­лютном курсе, которое ожидает фирма, заставит ее увеличить ин­валютные цены даже за счет временной потери части экспортных продаж. Если же издержки переполучения рыночной доли (т.е. восстановления объема продаж) велики, то фирма будет держать инвалютные цены постоянными, ориентируясь на перемещение производства за рубеж для сохранения своей долгосрочной при­быльности.

Таким образом, одной из задач менеджера по международному маркетингу в компании должна быть идентификация вероятных последствий изменения реальных валютных курсов (относитель­ных цен) для конкурентных позиций фирмы. Далее, на этой основе фирма должна противодействовать вероятному ухудшению своей конкурентоспособности, вызванной диспаритетом между реальным и номинальным валютными курсами, посредством кор­рекции своей ценовой и продуктовой политики, в том числе по выбору рынка, ценовой стратегии, стратегии продвижения това­ров и продуктовой стратегии.

В том же ключе должен осуществляться "производственный" менеджмент валютно-экономического риска. При этом, в част­ности, задействуются изменение источников сырья компании, перераспределение производства между предприятиями компании, перемещение производственных мощностей, повышение общей производительности труда и капитала, планирование деятельнос­ти с учетом изменений реального валютного курса.

Использование финансового менеджмента для управления валютно-экономическим риском

 

В общей стратегии защиты фирмы от валютно-экономическо­го (конкурентного) риска валютно-финансовые менеджеры также будут играть свою строго детерминированную роль. В целом она сводится к следующему: структурировать обязательства фирмы та­ким образом, чтобы в течение времени, когда предпринимаются стратегические маркетинговые и производственные корректиров­ки деятельности компании, снижение в прибылях на активы по­крывалось бы корреспондирующим снижением в стоимости обслу­живания этих обязательств по финансированию.

При этом одной из возможностей является финансирование активов фирмы, используемых для получения экспортных при­былей, в такой форме, чтобы убытки по денежным потокам, свя­занные с изменением валютного курса,, компенсировались за счет снижения в стоимости обслуживания долга. Например, фирма, имеющая крупный экспортный рынок, должна поддерживать часть своих обязательств в валюте страны, в которой этот экспорт реа­лизуется. Причем величина этой части обязательств зависит от возможного размера потерь прибыльности, связанных с измене­нием реального курса данной валюты. Здесь трудно дать более определенные рекомендации, поскольку последствия колебаний реальных валютных курсов весьма неодинаковы для различных компаний.

Проведение хеджинговой политики на практике - непростое дело, так как специфические воздействия изменений различных валютных курсов на денежные потоки конкретной фирмы весьма трудно предвидеть. Именно поэтому хеджинг должен предприни­маться лишь в том случае, если последствия изменений реального валютного курса, как ожидается, будут значительными. Этот под­ход нацелен на снижение риска и издержек. Если же несовершен­ства финансового рынка значительны, то фирма может подверг­нуть себя еще большему валютному риску, надеясь снизить ожи­даемые издержки финансирования.

Итак, ключом для эффективного менеджмента валютно-экономического риска является интегрирование валютно-курсовых наблюдений в общефирменную управленческую стратегию. В связи с этим фирма может образовать некоторую специализированную управленческую структуру, которая будет заниматься развитием координации между менеджерами, ответственными за различные аспекты валютно-экономического менеджмента (скажем, по типу комитета по управлению активами и обязательствами в крупных банках). Такой структурой, например, может стать комитет по уп­равлению валютным риском, в который входили бы финансовые менеджеры и высшие должностные лица компании (отвечающие за международные операции, маркетинг, производство, планиро­вание, а также исполнительный директор). Высшим менеджерам также может быть рекомендовано инкорпорирование валютных ожиданий в свои собственные решения.

В такого рода интегральной программе по управлению валютно-экономическим риском роль финансового менеджера являет­ся многоаспектной. Во-первых, он должен предоставить опера­ционным менеджерам прогнозы об инфляции и валютных курсах; во-вторых, идентифицировать и подчеркнуть степень подвержен­ности конкурентных позиций фирмы валютному риску; в-третьих, структурировать оценочные критерии так, чтобы вознаграждение операционных менеджеров существенно не зависело от неожи­данных валютных колебаний; наконец, он должен оценить оста­точную (после корректировки маркетинговых и производствен­ных стратегий) подверженность конкурентных позиций фирмы валютно-курсовому риску и прохеджировать этот остаточный риск.

Итак, в данной главе мы охарактеризовали концепцию под­верженности фирмы (банка) риску изменения реального валют­ного курса с точки зрения экономиста. Данный подход в какой-то мере развит как альтернативный к концепции аккаунтингового валютного риска. Так, в главе 9 мы видели, что если аккаунтеры акцентируют свое внимание на воздействиях валютно-курсовых изменений на финансовую отчетность фирмы (банка), то это мо­жет привести их к игнорированию не менее важных последствий, которые могут иметь изменения реального валютного курса для будущих денежных потоков фирмы (банка) по отдельным операци­ям и для общих конкурентных рыночных позиций фирмы (банка).

В целом валютно-экономический риск фирмы измеряется той степенью, в которой на стоимость фирмы воздействуют измене­ния реального, т.е. скорректированного на риск, валютного кур­са. Однако, хотя концептуально легко идентифицировать валют­ный риск, на практике трудно определить, каковым будет факти­ческое экономическое воздействие на фирму (банк) изменений валютного курса.

Для некоторой данной фирмы такое воздействие зависит от большого количества переменных, включая месторасположение ее важнейших рынков и конкурентов, ценовую эластичность спроса и предложения, взаимозаменимость сырья и материалов, а также темп инфляции. Мы охарактеризовали технику анализа, которая снимает многие эти проблемы с помощью использования регрес­сионного анализа для определения подверженности конкурент­ных позиций фирмы валютному риску. Однако ее практическая ценность весьма ограниченна в силу того, что на основе прошлых показателей нельзя абсолютно достоверно предсказать будущие.

Как мы видели, валютно-экономический риск воздействует на все стороны операций, которые проводит компания. Следователь­но, он должен быть предметом заботы не только одних финансо­вых менеджеров. В частности, операционные менеджеры (по мар­кетингу и производству) также должны быть вовлечены в процесс защиты долговременных конкурентных позиций компании от не­благоприятных изменений реальных валютных курсов (относи­тельных цен). Ключом для общефирменного эффективного ме­неджмента валютно-экономического риска является интегриро­вание управления этим типом валютно-курсового риска в общий управленческий процесс компании (банка).




Навигация

« ИДЕНТИФИКАЦИЯ ВАЛЮТНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РИСКАОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО БАНКОВСКОГО ДЕЛА И ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании