МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


 С конца 60-х гг. эксперты центральных банков предлагали со­здать систему международного контроля за международными фи­нансовыми рынками, поскольку деятельность коммерческих бан­ков подрывала валютную политику центральных банков и орга­нов валютного контроля.

Однако введение системы международного контроля противо­речило бы принципам Бреттон-Вудских соглашений или ОЭСР в части свободы международного движения капиталов.

С начала 80-х гг. в международных финансовых центрах (Гон­конг, Сингапур, Каймановы острова и др.) самопроизвольно на­чался процесс дерегламентации, который сопровождался посте­пенной отменой национальных норм в сфере валютного контроля.

Идея международного контроля трансформировалась в согласованные действия центральных банков, производимые на консультационной основе. Центральные банки стали укреплять устойчивость международной банковской системы не посредст­вом международного кодекса контроля, а посредством системати­зации национальных правил и практики в форме рекомендаций.

До этого времени усилия центральных банков были сконцентри­рованы на повышении степени прозрачности рынков; приспо­соблении техники и сферы предварительного наблюдения за рын­ками и банками для того, чтобы обеспечить эффективность на международном уровне; укреплении балансов кредитных учреж­дений (особенно собственных средств); уменьшении на нацио­нальном уровне рисков кризиса, которые могли быть следствием неплатежеспособности банков или недостаточной ликвидности рынка,

С 1965 г. БМР по поручению центральных банков наблюдал за статистикой эволюции международных рынков капитала. Ежеквартальные отчеты БМР и необходимость осуществления эффективного контроля способствовали унификации националь­ных правил бухгалтерского учета и статистической отчетности в финансово-кредитной сфере.

В 1974 г., после срыва в работе трех крупных банков, - "Нег-statt" (Германия), "Banca Privata Italiana" (Италия) и "Franklin National Bank" (США), - был создан Наблюдательный комитет (объединяющий экспертов центральных банков основных промышленно развитых стран), который выработал "принципы для кон­троля за банковскими учреждениями за границей" - Базельский конкордат (1975 г.).

Целью Базельского конкордата было усиление контроля за дея­тельностью банков путем организации распределения задач меж­ду центральными банками таким образом, чтобы ни одно загра­ничное отделение крупного международного банка не могло из­бежать соответствующего контроля со стороны хотя бы одного эмиссионного института. На практике центральным банкам ре­комендуется распространять наблюдение за платежеспособностью своих национальных банков и на их иностранные отделения, в особенности с использованием консолидированных бухгалтерских документов. Кроме того, контроль за ликвидностью отделений и филиалов иностранных банков следует осуществлять, в первую очередь, центральным банкам по месту нахождения иностранных  отделений и филиалов коммерческих банков.

Эти рекомендации были дополнены в 80-е гг. Наблюдатель­ный комитет рекомендовал центральным банкам наблюдать за эво­люцией забалансовых операций банков, подверженных особым рискам; предложил систему классификации, позволяющую оце­нивать новые риски банковских операций, и рекомендовал наци­ональным центральным банкам наблюдать за этими операциями на мировых финансовых рынках.

Основное достижение Наблюдательного комитета состоит в том, что при его содействии и участии центральных банков промышленно развитых стран было заключено Базельское соглашение 1988 г.

Соглашение предусматривает, что все международные банки . будут действовать в одном режиме (это касается их собственного капитала). Соглашение дает определение собственного капитала, который должен формироваться наполовину из капитала и резе­рвов, отображенных в финансовых отчетах, возможного сальдо скрытых резервов, некоторых резервов на покрытие долгов и сме­шанных финансово-долговых инструментов. Соглашение опреде­ляет рисковые активы (все банковские активы, в том числе заба­лансовые обязательства, при этом каждый тип активов взвешен в соответствии с уровнем риска), а также формулирует минималь­ный коэффициент рисковых активов для кредитных учреждений: собственные средства каждого учреждения должны составлять (с 1991 г.) по меньшей мере 8% от активов, взвешенных в соответ­ствии с уровнем риска, причем рассчитывать эти коэффициенты по каждому банку было поручено национальным центральным банкам. Соглашение указывает, что центральные банки, соблюдая установленные минимумы, будут использовать определенные в нем правила в международной и национальной практике и имплементировать их в национальную систему права.

Базельское соглашение знаменует собой основной этап в меж­дународной финансовой и банковской системах: впервые стали применяться идентичные правила минимальной платежеспособ­ности ко всем крупным международным банкам.

В настоящее время Наблюдательный комитет занимается так­же иными проблемами банковской практики: методами форми­рования резервов для покрытия долгов, правилами бухгалтерско­го учета рисков по свопам, контролем ликвидности и т.д.

Таким образом, центральные банки при содействии междуна­родных организаций внедряют в национальную практику между­народные правила, сформированные на основе согласованных координационных действий центральных банков на международ­ном уровне.

 

Государство активно регламентирует предоставление междуна­родных кредитов и займов, используя при этом различные фор­мы. Развивается тенденция предоставления международных кре­дитов по линии международных организаций (МВФ, МБРР и т.д.) с использованием финансовых средств мировых финансовых рын­ков. Межгосударственное сотрудничество в сфере многосторон­них клиринговых, платежных и валютных союзов позволяет госу­дарствам на коллективной основе позитивно решать проблемы в международной валютной и финансовой областях.

Центральные банки, образованные согласно нормам националь­ного права, являются основным звеном управления международными, региональными и финансовыми рынками, несмотря на су­ществование иных субъектов международного права, влияющих на их развитие. В международных финансах статус каждого цент­рального банка должен отражать определенную независимость от иных лиц в целях выполнения функций по обеспечению стабиль­ного развития международной, региональных и национальных валютных систем. Статус центральных банков будет изменяться и уже изменяется, о чем свидетельствует эффективная деятельность ЕФВЭС, интегрирующего деятельность европейской системы цент­ральных банков.




Навигация

« МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЗИЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВСОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании