ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА НОРМАТИВНЫХ АКТОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ


 К источникам международного (публичного) права также сле­дует относить обязательные нормативные резолюции междуна­родных организаций.

Вопрос об юридической силе постановлений, принимаемых органами международной организации, устанавливается ее учре­дительным актом. Отдельные постановления органа международ­ной организации могут иметь ту или иную силу для членов этой организации. Постановления, принимаемые органами организа­ции, не одинаковы по своей природе: они обыкновенно в зависи­мости от их обязательной силы подразделяются на два вида - решения, обладающие обязательной юридической силой, и реко­мендации.

Первые принимаются по процедурным вопросам (например, принятие правил процедуры, утверждение бюджета организации, распределение средств по направлениям деятельности, расходов между членами, прием в члены организации, исключение из чле­нов, выборы в органы и т.п.). Во всех международных организа­циях (межгосударственных и неправительственных) решения, при­нимаемые по таким вопросам, обязательны для государств-чле­нов. Что же касается постановлений, которые принимаются по уставным вопросам деятельности международной организации, касающимся отношений государств-членов с организацией или государств между собой согласно предмету деятельности между­народной организации, их юридическая сила зависит от характе­ра международной организации (например, рекомендации Гене­ральной Ассамблеи ООН в адрес ЭКОСОС, согласно ст.66 Устава ООН, имеют характер обязательных указаний), а также от воле­изъявления государств по поводу признания данных постановлений международных организаций в качестве обязательных для исполне­ния, т.е. имеющих статус международно-правовой или иной нормы.

Юридическая обязательность резолюций международной ор­ганизации может быть также зафиксирована в нормах националь­ного права.

Рекомендации международных организаций имеют меньшую юридическую силу по сравнению с международно-правовыми или национальными нормами. Особенно это касается резолюций раз­личных неправительственных международных организаций: постановления этих организаций имеют рекомендательный харак­тер для субъектов международного или национального права (ис­ключение: указанные постановления, согласно учредительным документам международной организации, могут иметь обязатель­ную силу непосредственно для членов организации, которыми в соответствующих случаях могут быть юридические или физические лица), однако финансово-кредитные институты и даже государства и (или) межгосударственные организации могут использовать их для публичного воздействия на те органы и организации, которые препятствуют их деятельности или иным образом нарушают пра­ва, с целью принятия позитивных решений.

Несмотря на то что стандарты международных организаций в основном имеют характер рекомендаций, государства, государст­венные органы, должностные лица и т.д. могут быть подвергнуты моральному осуждению в случае отказа от реализации реко­мендаций международных организаций. В рекомендациях орга­нов международной организации выражается ее позиция, воля и оценка поведения государств: рекомендация, одобряющая поли­тику определенной категории лиц, облегчает проведение этой политики; и наоборот, рекомендация, противоречащая интересам каких-либо лиц или государства, затрудняет ее проведение. Госу­дарство и должностные лица, как правило, обязаны оправдывать­ся, почему они не выполняют рекомендаций международной ор­ганизации (которые формируются под воздействием основных и специальных принципов и норм международного права).

Государство-член международной организации, а также иные лица не могут уклониться от исполнения рекомендаций междуна­родной организации, потому что они, во-первых, обычно исходят от опытных и компетентных международных организаций (в под­готовке решений которых принимали участие и согласовывали свою волю большинство государств-членов в лице экспертов на­учно-исследовательских международных и национальных инсти­тутов и в лице уполномоченных представителей правительств, а также иные межправительственные и неправительственные меж­дународные организации); во-вторых, относятся к вопросам обес­печения и защиты национальных и международной валютно-кре-дитных систем, а также международного и национальных со­обществ.

Нормативные акты Международной торговой палаты. Следует отметить некоторые документы, в которых Международной тор­говой палатой (МТП) кодифицированы нормы обычного права (включая деловые обыкновения), касающиеся международной деятельности финансово-кредитных институтов и применяемые также в сфере международных публичных финансов:

- Унифицированные правила по инкассо (публикация МТП № 322; 1978);

- Унифицированные правила по договорным гарантиям (пуб­ликация МТП № 325; 1978);

- Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (публикация МТП № 400; 1983);  

- Международные правила толкования торговых терминов (публикация МТП № 460; 1990);

- Унифицированные правила для гарантий по первому требо­ванию (публикация МТП № 458; 1992).

Указанные нормативные акты МТП (своды единообразных пра­вил) имеют значение лишь рекомендаций, применение которых носит факультативный характер, хотя они частным образом коди­фицируют обычаи, существующие в международной финансовой и банковской практике. Исключения представляют случаи, когда стороны выразили согласие по поводу обязательности их действия.  Вместе с тем следует указать, что не все приведенные своды единообразных правил имеют одинаковое действие в различных государствах. Так, отметим следующее:

- унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов применяются более чем в 175 государствах. Их юри­дическая сила в Италии, США, Германии и Франции признается равной непосредственно международным обычаям, даже если в договоре не имеется обязательного указания на это (исключение составляет Великобритания);

- иные унифицированные правила и обычаи имеют меньшее распространение и не вызывают сомнений относительно юриди­ческой силы их действия.

Безусловно, следует различать действие международных фи­нансовых и банковских обычаев и нормативных актов междуна­родных организаций: первые обязательны для применения всеми субъектами международной финансовой деятельности и имеют одинаковую юридическую силу наравне с международными дого­ворами.

Вместе с тем статус международных обычаев по отношению к нормам национального права еще более не однозначен по срав­нению с международными договорами: одни государства (Герма­ния, Италия, Сан-Марино, Греция, Швейцария, Болгария, Португалия, Албания, Словения) прямо или косвенно признают вер­ховенство международных обычаев над всеми национальными за­конами; другие государства (Великобритания, США, Швеция, Финляндия, Люксембург и т.д.) предоставляют национальным законам более высокий статус, чем международным обычаям.

Рассматриваемую дилемму можно разрешить только в том слу­чае, если регламентировать статус международного обычая в им­перативных нормах общего международного права.

Международная организация представляет собой межгосудар­ственное формирование, способное выполнять функции по регулированию отношений в сфере международных публичных финансов, если нормативные акты международной организации будут нормативны. Эффективное совершенствование как самих норм, так и системы норм, регламентирующих международную финансовую деятельность, позволит снизить затраты финансово-кредитных институтов и иных субъектов международных валют-но-кредитных отношений при осуществлении их деятельности на международных финансовых рынках, уменьшить их совокупные риски и соответственно увеличить их прибыльность. Единая рег­ламентация международных норм в исследуемой сфере предпола­гает внесение стабильности в развитие международной валютной системы и международных экономических отношений.




Навигация

« СТАТУС И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙМЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании