МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ


 Идея Международного банка реконструкции и развития (МБРР) была сформулирована на Конференции Организации Объединен­ных Наций по валютно-финансовым вопросам в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США). МБРР начал свою деятельность в 1945 г. Устав МБРР неоднакратно изменялся. МБРР в качестве специализиро­ванного учреждения входит в систему ООН. Местопребывание МБРР - Вашингтон (США), Европейское бюро - Париж (Фран­ция), Токийское бюро - Токио (Япония).

Всемирный банк включает четыре связанных между собой международных финансовых института: Международный банк рекон­струкции и развития, Международную ассоциацию развития, Международную финансовую корпорацию и Агентство по гаран­тиям многосторонних инвестиций.

В настоящее время Всемирный банк объединяет 181 государст­во. Членство в МБРР открыто для государств-членов МВФ на условиях, определяемых Всемирным банком.

Цели МБРР :

- содействие реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капиталовложений на производствен­ные цели;

- поощрение частных и иностранных инвестиций посредст­вом предоставления гарантий или участия в займах и других ин­вестициях частных кредиторов;

- стимулирование долгосрочного сбалансированного роста международной торговли, а также поддержание сбалансирован­ного платежного баланса путем международных инвестиций в раз­витие производственных ресурсов государств-членов МБРР.

Структура МБРР

Совет управляющих, состоящий из назначаемых странами-чле­нами управляющих (министров финансов или председателей цент­ральных банков), является высшим органом МБРР. Срок полно­мочий управляющих, каждый из которых имеет заместителя, со­ставляет 5 лет (возможно повторное назначение). Совет управля­ющих заседает обычно один раз в год (ежегодное собрание). Он может передать часть своих полномочий директорам-исполните­лям (за исключением решений о приеме новых членов, повыше­нии или снижении уставного капитала, прекращении деятельности МБРР и др.). Решения принимаются простым большинством го­лосов, по важным вопросам необходимо собрать 85%. При голо­совании в Совете управляющих вес голоса каждой страны зависит от ее доли в капитале Банка (США имеют более 17% голосов, т.е. столько же, сколько имеют 140 развивающихся стран. Квоты Рос­сии и Украины составляют 1,8 и 0,8% соответственно).

Директора-исполнители (избираются на 2 года) отвечают за те­кущую работу. Из двадцати четырех директоров пять назначаются пятью членами МБРР (Великобритания, Германия, США, Фран­ция, Япония), имеющими наибольшую долю в его капитале, ос­тальные избираются управляющими с учетом их принадлежности к определенной группе стран. Каждый из остальных директоров представляет несколько стран, за исключением Китая и Саудов­ской Аравии, которые представлены своим собственным дирек­тором-исполнителем. Директора-исполнители осуществляют воз­ложенные на них полномочия, опираясь на помощь комитетов. Каждый директор назначает себе заместителя на случай своего отсутствия.

Совместный комитет по развитию Всемирного банка и МВФ (24 члена), основанный в 1974 г. в качестве политического фору­ма для предварительного обсуждения важных проблем в области сотрудничества по развитию, на основе собственных исследова­ний и анализа средне- и долгосрочных перспектив развивающих­ся стран формулирует рекомендации по распределению имеющихся в распоряжении МБРР ресурсов.

Президент избирается директорами-исполнителями сроком на 5 лет; он не может быть ни управляющим, ни директором, ни представителем управляющего или директора. Президент ведет текущие дела Всемирного банка.

Источники финансирования

Капитал МБРР на момент создания был образован государства­ми-членами в размере 10 млрд. дол. В 1994 г. капитал Всемирного банка составил 165 млрд. дол. (согласно Уставу МБРР, капитал должен составлять 184 млрд. дол.). МБРР финансирует свои кре­дитные операции из собственного капитала, заемных средств с международных финансовых рынков (в основном с американско­го рынка), аккумулированных с помощью облигаций (7% годо­вых), государств и международных организаций, а также за счет платежей в погашение ранее предоставленных займов.

Деятельность

Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулиро­ванных бюджетных средств промышленно развитых стран и при­влекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвес­тиции в странах Западной Европы, экономика которых значи­тельно пострадала во время второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизирова­лось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориенти­роваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки с целью стимулировать развитие их экономики. Традиционно деятельность МБРР заключается в предоставлении кредитов для расширения производственных мощностей стран-членов Всемирного банка, ко­торые выдаются обычно сроком до 20 лет (льготный период - 5 лет) под гарантию правительств его стран-членов. Обычно МБРР предоставляет займы в размере 15 млрд. дол. в год, процент по ним взимается на уровне ставок мировых финансовых рынков (ставка по кредиту в среднем на 0,5% превышает стоимость заем­ных средств и изменяется по полугодиям: в 1993 г. ставка сос­тавляла 7,43% годовых). Общая сумма кредитов, предоставленных МБРР за период его деятельности, достигла 235 млдд. дол. (1/3 кре­дитов приходится на 1989-1993 гг.).

Необходимо подчеркнуть, что своими кредитами Банк покры­вает лишь 30% от стоимости объекта. Наибольшая часть его кре­дитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транс­порт и связь. Однако с середины 80-х гг. МБРР увеличил долю средств, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), здравоохране­ние и образование. Кредиты МБРР, направляемые в промышлен­ность, составляют менее 15%.

До одной трети кредитов МБРР предоставляет в форме совмест­ного финансирования, при котором инвесторы получают ряд вы­год, например, экспертизу проекта и гарантию по возврату креди­та обеспечивает МБРР. Кроме того, МБРР предоставляет гаран­тии по долгосрочным кредитам других банков. При этом он тре­бует обязательного предоставления ему информации о финансо­вом положении страны-заемщика, кредитуемых объектах и со­держании миссии банка, обследующей эти объекты.

МБРР постоянно занимается проблемой урегулирования внеш­него долга развивающихся стран. Кредитами МБРР могут пользо­ваться только наиболее развитые из развивающихся стран (Мек­сика, Индия, Бразилия, Индонезия, Турция, Китай, Филиппины, Аргентина, Южная Корея и Колумбия), которым предоставлено 137 млрд. дол. (60% от всех кредитов МБРР). При непосредствен­ной поддержке Международного валютного фонда МБРР удалось восстановить международную кредитоспособность крупнейших ми­ровых должников, внешняя задолженность которых в 1993 г. была следующей: Аргентина - 74,5 млрд. дол., Бразилия - 132,7 млрд. дол., Индонезия - 89,5 млрд. дол., Мексика - 118 млрд. дол., Польша - 45,3 млрд. дол., Турция - 67,7 млрд. дол. О значении МВФ и МБРР можно судить и по тому обстоятельству, что начи­ная с 60-х гг. преодолеть гиперинфляцию смогли только те стра­ны, которые сотрудничали с этими институтами, например Боли­вия (11750%), Аргентина (3080%), Индонезия (3106%) и Польша (586%).

В связи с изменившейся экономической и политической си­туацией в мире с 1992 г. Всемирный банк пересматривает свою роль и структуру в связи с тенденцией к ухудшению качества порт­феля займов. МБРР изменил приоритеты в выдаче новых займов, пересмотрел весь портфель проектов по каждой стране-должни­ку. В результате произошло качественное изменение портфеля займов Банка: из него практически исчезли проекты, осущест­вляемые надолго уехавшими из страны лицами; сократились зай­мы на создание крупной инфраструктуры типа дамб и портов; больше кредитов стало выделяться под социальные программы в области образования, здравоохранения и прав женщин. Кроме того, Всемирный банк сделал новый акцент на частный сектор. Хотя возможности частного сектора в экономическом развитии не ос­париваются, МБРР находится в затруднительном положении, по­скольку эти функции относятся к Международной финансовой корпорации (МФК) для работы с частным сектором, а МБРР предоставляет кредиты, как правило, субъектам международных публичных финансов. Тем не менее Банк стремится к созданию благоприятных для частного сектора условий в развивающихся странах.

Банк выдает структурные кредиты для регулирования нацио­нальной экономики, оздоровления платежного баланса государств Центральной и Восточной Европы, СНГ, прибалтийских госу­дарств.

Важным этапом в развитии экологического направления дея­тельности МБРР явилась Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (июнь, 1992 г.).

Целями экологической политики Банка являются:

1) помощь членам МБРР в определении приоритетов нацио­нальных экологических политик; создание эффективной инсти­туциональной, правовой, управленческой, информационной и кад­ровой инфраструктуры, в рамках которой должна формироваться и реализовываться национальная экологическая политика (эко­логические проекты по линии технической помощи);

2) инвестиции в проекты так называемого "двойного эффек­та", т.е. проекты, которые улучшают (сохраняют) окружающую природную среду и обеспечивают коммерческую прибыль;

3) сведение к минимуму негативных экологических эффектов при осуществлении кредитно-инвестиционных операций;

4) участие в решении глобальных экологических проблем с по­мощью Глобального экологического фонда.

Перечислим экологические проекты, финансируемые МБРР:

проект интегрированного управления природными ресурсами (вод­ными, лесными, рыбными и минеральными) "Mato Grosso" в Бра­зилии (стоимость проекта - 205 млн. дол.); проект интегрального управления лесами (через параллельное управление смежными ре­сурсами - почвами, водой, дикой флорой и фауной, агролесными системами) в Индии (стоимость проекта - 124 млн. дол.).

Практически все проекты, поступающие на рассмотрение Бан­ка, проходят экологическую оценку (ЭО), которая регламентиру­ется документом "Операционная директива по экологической оценке". Согласно этому документу, все проекты классифициру­ются по признаку их потенциального влияния на окружающую среду. Выделяют три категории проектов.

Категория А. Проекты с широким спектром негативных экологи­ческих эффектов, значительно воздействующих на окружающую среду. Для подобного рода проектов необходима ЭО в полном объеме. Примеры проектов: плотины и водохранилища; лесные проекты; крупные промышленные предприятия; крупные тепло­вые и гидравлические электростанции; трубопроводы; порты; до­быча нефти и газа; производство, транспортировка и использова­ние опасных (токсичных) материалов; операции по захоронению опасных (токсичных) материалов; все проекты (независимо от от­раслевой принадлежности), которые создают потенциальную угро­зу жизни и здоровью персонала.

Категория В. Проекты, характеризующиеся меньшими негатив­ными экологическими эффектами и меньшим воздействием на окружающую среду. Полная ЭО для них не обязательна, но требу­ется экологический анализ. Примеры проектов: предприятия об­щего машиностроения; текстильные фабрики; сельские системы водоснабжения и канализации; туризм (включая строительство и эксплуатацию гостиниц); производство конструкционных мате­риалов; линии электропередач; агропромышленные проекты (не­большие); проекты, связанные с модернизацией и приватизацией предприятий и других объектов; проекты в области телекоммуни­каций; производство энергии на базе возобновляемых источни­ков; нефте- и газопроводы (небольшие).

Категория С. Проекты, имеющие минимальное негативное воз­действие на окружающую среду, не требующие ЭО. Примеры про­ектов: предоставление консультативных услуг; техническая по­мощь; лизинговые и факторинговые услуги.

Согласно процедурам Банка ЭО проводит заявитель. В некото­рых случаях на эти цели может выделяться специальная техничес­кая помощь. Проектная документация вместе с ЭО проходит в МБРР экологическую экспертизу.

Для решения глобальных экологических проблем в 1990 г. МБРР создал Глобальный экологический фонд - ГЭФ (Global Environ­ment Facility). ГЭФ стал международным институтом по финан­сированию Программы действий, принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (июнь, 1992 г.). Программа, в частности, предусматривает следующие расходы раз­вивающихся стран на период 1993-2000 гг.: защита атмосферы (21 млрд. дол.); охрана земельных ресурсов (50 млрд. дол.); защи­та лесов (31,2 млрд. дол.); борьба с опустыниванием (8,7 млрд. дол.); сохранение биоразнообразия (3,5 млрд. дол.); защита мор­ской среды (13,1 млрд. дол.); борьба с опасными отходами (4,2 млрд. дол.); ликвидация твердых отходов (23,3 млрд. дол.); обеспечение населения пресной водой (54,8 млрд. дол.).

Россия и МБРР

Официальные затраты России, связанные с вступлением в МБРР, составили 33,3 млн. дол. в обратимой валюте и 299,9 млн. дол. в рублевом эквиваленте, т.е. всего 333,2 млн. дол.

Доля России в кредитах Всемирного банка в Европе и Централь­ной Азии составляет 35,6%, а в кредитах государствам СНГ - 69,3%. По состоянию на 1996 г. для России вступили в силу соглашения по займам: реабилитационным, непосредственно связанным с коррек­цией платежного баланса (1992 г. и 1995 г. по 600 млн. дол.); прива­тизационному (90 млн. дол.), нефтяному (610 млн. дол.), развитию служб занятости и социальной защиты (70 млн. дол.).

МБРР участвует в совместном финансировании жилищного строительства (350 млн. дол.) на конкурсной основе: он финанси­рует 75% издержек по подготовке территории, 80% расходов на строительство и 60% на производство стройматериалов для стро­ительства. Кроме того, Банк финансирует проект по реконструк­ции предприятий, выпускающих автобусы (300 млн. дол.). МБРР планировал предоставить кредит (500 млн. дол.) для структурной адаптации угольной промышленности России. На IV квартал 1995 г. МБРР одобрил 19 займов стоимостью свыше 4,6 млрд. дол. В ок­тябре 1995 г. правительством России и МБРР была согласована программа стоимостью в 6,3 млрд. дол. по финансированию 20 кон­кретных инвестиционных проектов.

Для экономики России кредиты МБРР играют позитивную роль, однако они узкоспециализированны, что снижает их объем по сравнению с кредитами МВФ. Объем и направления кредитов Всемирного банка России представлены в табл. 21.6.

Таблица 21.6. Кредиты Всемирного банка России

 

Финансовый год

Заем

Сумма

(млн. дол.)

1993

Первый реабилитационный заем

Заем службы занятости

Заем на проведение приватизации

Первый нефтяной реабилитационный заем

600

70

90

610

1994

Заем на ремонт шоссейных дорог

Заем на развитие финансовых учреждений

Заем на проведение земельной реформы

Заем на проведение сельскохозяйственной реформы

Заем на поддержку предприятий

Второй нефтяной реабилитационный заем

300

200

80

240

200

500

1995

Заем на управление окружающей средой

Заем на подготовку управленческих и финансовых кадров

Заем на развитие проектного портфеля

Жилищный проект

Заем на модернизацию налоговой службы

Чрезвычайный заем на ликвидацию нефтяного загрязнения

Заем на восстановление газораспределительных сетей

Заем на городской транспорт

Второй реабилитационный заем

110

40

40

400

16

99

106

329

600

Итого

4530

 

Институт экономического развития МБРР организует на постоянной основе курсы для специалистов развивающихся стран и поддерживает институты в области профессионального образо­вания и научных исследований.

Банк имеет отделения в Африке, Азии, Европе и Латинской Америке. В 1994 г. Банк открыл в Вашингтоне, Лондоне, Париже и Токио новые информационные центры, предлагающие инфор­мацию о проектах в странах-членах, одобренных исполнитель­ным директоратом после 3 января 1994 г. Здесь можно получить проектную документацию, результаты экспертиз, национальные программы охраны окружающей среды, доклады об отдельных странах и секторах экономики (информация о народном хозяйст­ве стран и их специфических особенностях, уровне жизни, госу­дарственных расходах и т.д.).

Таким образом, Всемирный банк совместно с МВФ выполняет определенные функции в отношении гармонизации сотрудниче­ства государств в сфере международных публичных и частных фи­нансов.




Навигация

« МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНДМЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании