ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА: ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ВАЛЮТНОГО СОЮЗА (ЕС)


 Характерная черта современности - развитие региональной эко­номической и валютной интеграции, прежде всего в Западной Европе. Причинами развития интеграционных процессов являют­ся: 1) интернационализация хозяйственной жизни, усиление между­народной специализации и кооперирования производства, пере­плетение капиталов; 2) противоборство центров соперничества на мировых рынках и валютная нестабильность.

Процесс сближения, взаимопереплетения национальных эконо­мик, направленный на образование единого хозяйственного комп­лекса в рамках группировок, нашел выражение в ЕС. Европейское сообщество - наиболее развитая региональная интеграционная группировка стран Западной Европы; функционирует с 1 января 1958 г. на основе Римского договора, подписанного в марте 1957г. шестью странами - ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Нидер­ландами, Люксембургом. С 1973 г. в ЕС вошли Великобритания, Ирландия, Дания, с 1981 г. - Греция; с 1986 г. - Португалия и Испания, затем Австрия, Швеция, Финляндия. Ломейскую кон­венцию (1984 и 1989 гг.) об ассоциации с ЕС развивающихся стран подписали 66 государств Африки, Карибского и Тихоокеанского бассейнов (АКТ). Группа средиземноморских стран (Турция, Ал­жир, Тунис, Марокко, Ливан, Египет, Иордания, Сирия), а также Кипр и Мальта ассоциированы с ЕС на основе двухсторонних соглашений. Созданию «Общего рынка» предшествовало образо­вание странами ЕС интеграционной группировки Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) в 1951 г.; Европейское сооб­щество по атомной энергии (Евратом) создано одновременно с ЕЭС. Центростремительные тенденции привели к созданию в 1967 г. группировки под названием Европейские сообщества, включающей ЕС, ЕОУС, Евратом. Они имеют основные общие органы и проводят единую политику.

90-е годы ознаменовались новым расширением ЕС, прежде всего за счет стран Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). С 1993 г. создано Европейское экономическое пространст­во, к которому присоединились страны ЕАСТ (Европейской ас­социации свободной торговли), кроме Швейцарии, - торгово-экономической группировки, созданной в 1960 г. по инициативе Великобритании.* На основе Европейских соглашений ассоцииро­ванными членами ЕС ныне являются также страны Восточной и Центральной Европы - Польша, Венгрия, Чехия, Словения, Болгария и Румыния. С ноября 1993 г. вступило в силу Мааст­рихтское соглашение об образовании Европейского политическо­го, экономического и валютного союза (сокращенное название - Европейский союз (ЕС)).

 

* Первоначальные члены ЕАСТ - Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария К 1970 г к ним присо­единились Исландия, в 1986 г - Финляндия, в 1991 г. - Лихтенштейн. После перехода Великобритании, Дании, Португалии, Швеции и Финлян­дии в ЕС значение Ассоциации значительно снизилось.

 

Цели ЕС следующие: 1) создать экономический и политический союз на базе межгосударственного регулирования хозяйственной жизни; превратить ЕС в супергосударство, 2) укрепить позиции западноевропейского центра для противоборства с монополиями США и Японии на мировом рынке, 3) коллективными усилиями удержать в сфере своего влияния развивающиеся страны - бы­вшие колонии западноевропейских держав.

Западноевропейская интеграция отличается тремя особенно­стями.

Во-первых, ЕС прошли путь от общего рынка угля и стали шести стран до интегрированного хозяйственного комплекса и по­литического союза 15 государств. В перспективе к ЕС присо­единятся и страны Восточной и Центральной Европы (по клас­сификации ЕС к ним относятся также Литва, Латвия, Эстония), возможно, Мальта, Кипр, Турция. Заключили соглашения о парт­нерстве и сотрудничестве с ЕС Россия (24 июня 1994 г.) и ряд других стран СНГ.

Во-вторых, институциональная структура ЕС приближена к структуре государства и включает следующие органы:

  • Европейский совет (с 1974 г. совещания глав государств и правительств стран-членов стали верховным органом ЕС);
  • Совет министров - законодательный орган (принцип кон­сенсуса с июля 1987 г. заменен принципом квалифицированного большинства с вступлением в силу Единого европейского акта;

в 50 комитетах работают послы стран-членов);

  • Комиссия ЕС (КЕС) - исполнительный орган;
  • Европейский парламент - консультативный орган, контро­лирует деятельность КЕС и Совета министров, утверждает бюд­жет ЕС, его полномочия расширены в соответствии с Маастрихтс­ким договором;
  • Суд ЕС - орган надзора за соблюдением правовых норм;
  • Экономический и социальный комитет - консультативный орган в составе представителей предпринимателей, профсоюзов и т.д.

В-третьих, материальной основой интеграционного процесса служат многочисленные совместные фонды, часть которых сфор­мирована за счет общего бюджета ЕС.

Неотъемлемым элементом экономической интеграции является валютная интеграция - процесс координации валютной полити­ки, формирования наднационального механизма валютного регу­лирования, создания межгосударственных валютно-кредитных и финансовых организаций. Необходимость валютной интеграции обусловлена следующими причинами. 1. Для усиления взаимоза­висимости национальных экономик при либерализации движения товаров, капиталов, рабочей силы требуется валютная стабилиза­ция. 2. Нестабильность Ямайской мировой валютной системы потребовала оградить ЕС от дестабилизирующих внешних фак­торов путем создания зоны валютной стабильности. 3. Западная Европа стремится стать мировым центром с единой валютой, чтобы ограничить влияние доллара, на которой основана Ямайс­кая валютная система; противостоять растущей конкуренции со стороны Японии.

Механизм валютной интеграции включает совокупность валю­тно-кредитных методов регулирования, посредством которых осу­ществляются сближение и взаимное приспособление националь­ных хозяйств и валютных систем. Основными элементами валют­ной интеграции являются: а) режим совместно плавающих валютных курсов; б) валютная интервенция, в том числе коллективная, для поддержания рыночных курсов валют в пределах согласованного отклонения от центрального курса; в) создание коллективной валюты как международного платежно-резервного средства; г) совместные фонды взаимного кредитования стран-членов для поддержания курсов валют; д) международные реги­ональные валютно-кредитные и финансовые организации для ва­лютного и кредитного регулирования.

Валютная сфера в отличие от материального производства в наибольшей степени тяготеет к интеграции. Элементы валют­ной интеграции в Западной Европе формировались задолго до создания ЕС. Западноевропейской интеграции предшествовали соглашение о многосторонних валютных компенсациях между Фра­нцией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и при­соединившимися к ним с 1947 г. западными оккупационными зонами Германии; соглашения 1948 и 1949 гг. о внутриевропейских платежах и компенсациях между 17 государствами ОЭСР: (Европейский платежный союз (ЕПС) - многосторонний клиринг 1950-1958 гг.).

Постепенно сложились условия для валютной гармонизации - сближения структур национальных валютных систем и методов валютной политики; координации - согласования целей ва­лютной политики, в частности путем совместных консультаций; унификации - проведения единой валютной политики. Однако процесс валютной интеграции начинается на стадии создания эко­номического и валютного союза, в пределах которого обеспечива­ется свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, валют на основе равных условий конкуренции и унификации законодатель­ства в этой сфере. Процесс интеграции включает несколько этапов, направленных на создание единого рынка и на этой базе экономи­ческого и валютного союза.

В 1958-1968 гг. (переходный период) был образован таможен­ный союз. Были отменены таможенные пошлины и ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенный тариф на ввоз товаров из третьих стран в целях ограждения ЕЭС от иностранной конкуренции. К 1967 г. сложился аграрный общий рынок. Введен особый режим регулирования сельскохозяйственных цен. Создан аграрный фонд ЕС в целях модернизации сельского хозяйства и поддержки фермеров от разорения. Таможенный союз допол­нялся элементами межгосударственного согласования экономичес­кой и валютной политики. Были сняты многие ограничения для движения капитала и рабочей силы.

Однако интеграция в сфере взаимной торговли промышлен­ными и аграрными товарами ослабила национальное государст­венное регулирование экономики. Назрела необходимость созда­ния наднациональных компенсирующих механизмов. В этой связи страны ЕС приняли в 1971 г. программу поэтапного создания экономического и валютного союза к 1980 г. При разработке ее проекта столкнулись позиции «монетаристов» (во главе с Франци­ей), которые считали, что вначале надо создать валютный союз на базе фиксированных валютных курсов, и «экономистов» (в основ­ном представителей ФРГ), которые предлагали начать с фор­мирования экономического союза и предпочитали режим плаваю­щих валютных курсов. Этот спор завершился компромиссным решением глав правительств ЕС в 1969 г. в Гааге о параллельном создании экономического и валютного союза. Поэтапный «план Вернера», принятый 22 марта 1971 г. Советом министров ЕС, был рассчитан на 10 лет (1971-1980 гг.).

На первом этапе (1971-1974 гг.) предусматривались сужение пределов (до ± 1,2%, а затем до 0) колебаний валютных курсов, введение полной взаимной обратимости валют, унификация ва­лютной политики на основе ее гармонизации и координации, согласование экономической, финансовой и денежно-кредитной политики. На втором этапе (1975-1976 гг.) намечалось завер­шение этих мероприятий. На третьем этапе (1977-1979 гг.) пред­полагалось передать наднациональным органам «Общего рынка» некоторые полномочия, принадлежавшие национальным прави­тельствам, создать европейскую валюту в целях выравнивания валютных курсов и цен на базе фиксированных паритетов. Планировались создание единой бюджетной системы, гармони­зация деятельности банков и банковского законодательства. Ста­вились задачи учредить общий центр для решения валютно-финансовых проблем и объединить центральные банки ЕС по типу ФРС США для гармонизации денежно-кредитной и валютной политики.

Процесс валютной интеграции в этот период развивался по следующим направлениям:

  • межправительственные консультации в целях координации валютно-экономической политики;
  • совместное плавание курсов ряда валют ЕС в суженных пределах («европейская валютная змея»);
  • валютная интервенция не только в долларах, но и в марках ФРГ (с 1972 г.), чтобы уменьшить зависимость ЕС от американс­кой валюты;
  • введение европейской расчетной единицы (ЕРЕ), приравнен­ной вначале к 0,888671 г чистого золота, а с 1975 г. - к корзине валют ЕС;
  • формирование системы межгосударственных взаимных кре­дитов в целях покрытия временных дефицитов платежных балан­сов и осуществления расчетов между банками;
  • создание бюджета ЕС, который в значительной мере исполь­зуется для валютно-финансового регулирования аграрного «Об­щего рынка»;
  • установление к 1967 г. системы «зеленых курсов» - фик­сированных, но периодически изменяемых в области ценообразо­вания и расчетов при торговле сельскохозяйственными товарами; эти курсы отличаются от рыночных и центральных курсов валют стран «Общего рынка»;
  • введение системы валютных компенсаций - налогов и суб­сидий в форме надбавки или скидки к единой цене на аграрные товары, которые до введения ЭКЮ устанавливались в сельскохо­зяйственных расчетных единицах, равных доллару и пересчитыва­емых в национальную валюту по «зеленому курсу». Так, после девальвации французского франка в августе 1969 г. в связи с повышением «зеленого курса» и цен в стране были введены налог на экспортируемые сельскохозяйственные товары из Франции в ЕС и выплата «отрицательной» компенсационной суммы, т.е. суб­сидии из бюджета ЕС по импорту аграрных товаров во Францию из ЕС. Аналогичная система, но с выплатой экспортных субсидий и введением налогов по импорту аграрных товаров была установ­лена для ФРГ после ревальвации марки в 1969 г. ФРГ платила «положительные» компенсационные суммы, в бюджет ЕЭС, с 1999г. наметилась тенденция к уменьшению этих субсидий;
  • создание межгосударственных валютно-кредитных и финан­совых институтов - Европейского инвестиционного банка (ЕИБ), Европейского фонда развития (ЕФР), Европейского фонда валют­ного сотрудничества (ЕФВС) и др.

Несмотря на некоторые сдвиги в интеграционном процессе, «план Вернера» потерпел провал. Это было обусловлено разног­ласиями в ЕС, в частности между национальным суверенитетом и попытками наднационального регулирования валютно-кредит­ных отношений, дифференциацией экономического развития стран-членов, кризисами 70-х - начала 80-х годов и другими факторами. Длительный застой интеграции в ЕС продолжался с середины 70-х до середины 80-х годов.

Режим «европейской валютной змеи» оказался малоэффектив­ным, так как не был подкреплен координацией валютно-экономической политики стран ЕС. В итоге часто изменялись курсовые соотношения в целях уменьшения спекулятивного давления на отдельные валюты. Некоторые страны покидали «валютную змею», чтобы не тратить свои валютные резервы для поддержа­ния курса валют в узких пределах. С середины 70-х годов одни страны (ФРГ, Нидерланды, Дания, Бельгия, Люксембург и пери­одически Франция) участвовали в совместном плавании валют­ных курсов, другие (Великобритания, Италия, Ирландия и пери­одически Франция) предпочитали индивидуальное плавание своих валют.

В конце 70-х годов активизировались поиски путей создания экономического и валютного союза. В проекте председателя Ко­миссии ЕС Р. Дженкинса (октябрь 1977 г.) упор был сделан на создание европейского органа для эмиссии коллективной валюты и частичного контроля над экономикой стран - членов ЕС. Эти принципы валютной интеграции были положены в основу проекта, предложенного Францией и ФРГ в Бремене в июле 1978 г. В итоге затяжных и трудных переговоров 13 марта 1979 г. была создана Европейская валютная система (ЕВС). Ее цели следующие: обеспечить достижение экономической интеграции, создать зону ев­ропейской стабильности с собственной валютой в противовес Ямайской валютной системе, основанной на долларовом стандар­те, оградить «Общий рынок» от экспансии доллара.

ЕВС - это международная (региональная) валютная система - совокупность экономических отношений, связанная с функциони­рованием валюты в рамках экономической интеграции; государст­венно-правовая форма организации валютных отношений стран «Общего рынка» с целью стабилизации валютных курсов и стиму­лирования интеграционных процессов. ЕВС - подсистема миро­вой валютной системы (Ямайской). Особенности западноевро­пейского интеграционного комплекса определяют структурные принципы ЕВС, отличающиеся от Ямайской валютной системы.

1. ЕВС базировалась на ЭКЮ - европейской валютной еди­нице. Условная стоимость ЭКЮ определялась по методу валют­ной корзины, включающей валюты 12 стран ЕС. Доля валют в корзине ЭКЮ зависела от удельного веса стран в совокупном ВВП государств - членов ЕС, их взаимном товарообороте и уча­стия в краткосрочных кредитах поддержки. Поэтому самым весо­мым компонентом ЭКЮ - примерно 1/3 - являлась марка ФРГ. В сентябре 1993 г. в соответствии с Маастрихтским договором «абсолютный вес» валют в ЭКЮ был заморожен, однако «от­носительный вес» колебался в зависимости от рыночного курса валют. Так, в октябре 1993 г. доля марки ФРГ равнялась 32,6%, французского франка - 19,9, фунта стерлингов - 11,5, итальянс­кой лиры - 8,1, датской кроны - 2,7% и т.д.

2. В отличие от Ямайской валютной системы, юридически закрепившей демонетизацию золота, ЕВС использовала его в ка­честве реальных резервных активов. Во-первых, эмиссия ЭКЮ была частично обеспечена золотом. Во-вторых, с этой целью создан совместный золотой фонд за счет объединения 20% офици­альных золотых резервов стран ЕВС в ЕФВС. Центральные банки внесли в фонд 2,66 тыс. т золота (в МВФ 3,2 тыс. т). Взносы осуществлялись в форме возобновляемых трехмесячных сделок «своп», чтобы сохранить право собственности стран на золото. ЭКЮ, полученные в обмен на золото, зачислялись в официальные резервы. В-третьих, страны ЕС ориентировались на рыночную цену золота для определения взноса в золотой фонд, а также для регулирования эмиссии и объема резервов в ЭКЮ.

3. Режим валютных курсов основан на совместном плавании валют в форме «европейской валютной змеи» в установленных пределах взаимных колебаний ( ± 2,25% от центрального курса, для некоторых стран, в частности Италии, ± 6% до конца 1989 г., затем Испании с учетом нестабильности их валютно-экономического положения. С августа 1993 г. в результате обострения валют­ных проблем ЕС рамки колебаний расширены до ± 15%).

4. В ЕВС осуществляется межгосударственное региональное валютное регулирование путем предоставления центральным бан­кам кредитов для покрытия временного дефицита платежных ба­лансов и расчетов, связанных с валютной интервенцией.

Создание ЕВС - явление закономерное. Эта валютная система возникла на базе западноевропейской интеграции с целью созда­ния собственного валютного центра. Однако, будучи подсистемой мировой валютной системы, ЕВС испытывает отрицательные по­следствия нестабильности последней и влияние доллара США. Сравнительная характеристика ЭКЮ и СДР позволяет выявить их общие черты и различия. Общие черты заключаются в природе этих международных счетных валютных единиц как прообраза мировых кредитных денег. Будучи жироденьгами, они не имеют материальной формы в виде банкнот, зачисляются на специальные счета соответствующих стран и используются в форме безналич­ных перечислений по ним.* Их условная стоимость определяется по методу валютной корзины, но с разным набором валют. За их хранение на счетах сверх лимита эмитент выплачивает странам проценты.

 

* В 1987 г. бельгийское казначейство в ознаменование тридцатилетия подписания Римского договора выпустило золотые и серебряные монеты достоинством 50 и 5 ЭКЮ соответственно. Но они не имеют легального обращения и используются нумизматами и тезавраторами, которые приобретают их по рыночной цене.

 

Однако имеются различия ЭКЮ и СДР, которые определяют преимущества первых.

1. В отличие от СДР эмиссия официальных ЭКЮ была частично обеспечена золотом и долларами за счет объединения 20% офици­альных резервов стран-членов ЕВС. В распоряжение ЕВФС пере­ведено из центральных банков (сделка «своп») 2,3 тыс. т золота.

2. Эмиссия ЭКЮ более эластична, чем СДР. Сумма выпуска официальных ЭКЮ не устанавливается заранее, а корректируется в зависимости от изменения золото-долларовых резервов стран- членов ЕВС. При этом недостатком является влияние на эмиссию колебаний цены золота и курса доллара. Эмиссия частных (ком­мерческих) ЭКЮ банками более соответствовала потребностям рынка. Ее эмиссионный механизм включал две операции:

  • «конструирование» ЭКЮ, т.е. создание по просьбе клиента депозита в составе валют, входящих в ее корзину;
  • «слом корзины» ЭКЮ, т.е. купля и продажа на еврорынке этих валют (или одной из них по согласованию банка с заемщи­ком) для выплаты депозитов.

3. Объем эмиссии ЭКЮ превышал выпуск СДР.

4. Валютная корзина служила не столько для определения курса ЭКЮ, сколько для расчета паритетной сетки валют, кото­рой не располагала ни одна другая международная валютная единица.

Механизм регулирования курсов валют в ЕВС основан на следующих принципах:

Таблица 3.2

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕ РИСТИКА СДР И ЭКЮ

Критерий

СДР (январь 1970 г.)

ЭКЮ (март 1979 г. - декабрь 1988 г.)

1.

Эмитент

Международный валютный фонд

1) Европейский фонд валютного сотрудничества (официальная ЭКЮ);

с 1994 г. - Европейский валютный институт - 1998 г.)

2) частные банки (частная или коммерческая ЭКЮ) Относительно эластичный. Сумма эмиссии корректируется в начале квартала и распределяется в зависимости от изменения официальных золото-долларовых резервов стран - членов ЕВС

2.

Характер эмиссии и распределения принцип

Неэластичный. Заранее устанавливаемая сумма на определенный период (1970-1972 г. - 9,3 млрд СДР, 1979-1981 гг. - 12,1 млрд). СДР распределя­ются пропорционально размеру квоты страны в ка­питале МВФ

 

3.

Форма денег

Безналичная

Безналичная

4.

Способ эмиссии и форма использования

Запись на счета центральных банков и безналичные перечисления по ним (записи в бухгалтерских книгах)

Запись на счета центральных банков (или коммерческих банков) и без­наличные перечисления по ним

 

5.

Объем эмиссии

Незначителен: 21,4 млрд СДР, в том числе 20,6 млрд на счетах стран и 0,8 млрд на счетах МВФ

Значителен: транши квартальных выпусков ЭКЮ колеблются от 45 млрд до 55 млрд. единиц. Эмиссия частных ЭКЮ в несколько раз больше

 

6.

Обеспечение

Эмиссия без предварительного перевода золота, долларов и иных активов. До 1974 г. было золотое содержание СДР

Эмиссия обеспечивается предварительным переводом центрального банка страны-члена ЕВС в ЕФВС (с 1994 г. в Европейский валютный институт) 20% официальных золото-долларовых резервов

7.

Метод опре­деления условной сто­имости

Вначале стоимостной паритет единицы СДР фиксировался в долларах США волевым решением МВФ; с 20 июля 1974 г. определяется на базе корзины 16 валют, с 1981 г. - 5 валют (доллар США, марка ФРГ, иена, французский франк, фунт стерлин­гов)1

Оценка ЭКЮ на базе корзины 12 валют стран-членов ЕВС. Пере­смотр центральных курсов раз в пять лет или по требованию любой страны-члена ЕВС

 

8.

Режим валютного курса

Режим валютного курса - индивидуально плавающий

Совместное плавание курса валют в пределах ± 2,25%, с августа 1993г. ± 15%

 

9.

Функции

Масштаб валютных соизмерений, международное платежное и резервное средство

Масштаб валютных соизмерений, международное платежное и резерв­ное средство

 

10.

Сфера использования

Узкая. В основном в официальном секторе (цент­ральные банки стран - членов МВФ, 10 междуна­родных организаций)

Широкая сфера. В официальном (центральные банки ЕС, международ­ные и региональные организации) и частном секторах (банки, фирмы)

 

11.

Процентные ставки за хранение (использование) сверх установленных стра­нам лимитов

Средневзвешенная процентных ставок по краткосрочным финансовым инструментам в пяти странах, валюты которых входят в корзину СДР

Средневзвешенная официальных учетных ставок центральных банков ЕС

 

12.

Пределы восстановления и обязатель­ного приема

Пределы восстановления странами на своих счетах СДР (30% в 1970-1978 гг., 15% с 1979 г.) отменены с мая 1981 г. Лимит обязательного приема СДР стра­ной от других стран - 200% выделенной ей суммы

Нет лимитов восстановления ЭКЮ на счетах стран-членов и их при­ема от других стран

С 1999 г. марка ФРГ и французский франк заменены евро с сохранением прежней доли

 

 

а) на базе центральных курсов в ЭКЮ рассчитывались взаим­ные курсы в форме матрицы с установленными интервенцион­ными точками в пределах допустимых колебаний курсов валют ± 2,25; с августа 1993 г. + 15%. Льготный режим колебаний ± 6% установлен для испанской песеты в 1989 г., для итальянской лиры - в 1978-1989 гг.;

б) на основе показаний предупредительного индикатора от­клонений, когда фиксировалось достижение 3/4 пределов колеба­ний курсов в ЭКЮ, проводились превентивные регулирующие меры, в частности внутримаржинальная валютная интервенция путем изменения процентных ставок с целью влияния на валют­ный курс;

в) валютная интервенция на базе созданной в ЕВС системы взаимного кредитования включала кредиты «своп» центральных банков, фонд краткосрочного кредитования при ЕФВС. С 1985 г. разрешено использовать официальные резервы в ЭКЮ для приоб­ретения необходимой валюты, что повысило роль европейской валютной единицы.

С сентября 1987 г. (соглашение, подписанное в Ниборге) рас­ширены возможности и гарантии внутримаржинальных интервен­ций. Немецкий федеральный банк получил указание предоставлять кредиты в марках центральному банку страны, курс которой падает, но еще не достиг интервенционной точки, при условии, если это не повлияет на стабильность денежного обращения в ФРГ. Одновременно увеличен срок кредитов «своп». Тем самым создан механизм взаимной поддержки курсов валют, ориентиром которого являлась ЭКЮ.

5. Уникален режим курса валют, в частности к ЭКЮ, основан­ный на их совместном плавании («европейская валютная змея») с пределами взаимных колебаний, что способствовало относитель­ной стабильности ЭКЮ и валют стран-членов ЕВС.

6. В отличие от СДР ЭКЮ использовались не только в офици­альном, но и частном секторах. ЭКЮ служила: базой парите­тов и курсов валют ЕС; валютной единицей в совместных фондах и международных валютно-кредитных и финансовых организаци­ях; валютой единых сельскохозяйственных цен; средством меж­государственных расчетов центральных банков ЕС при про­ведении валютной интервенции; базой многовалютной оговор­ки главным образом по еврокредитам; валютой кредитов. Част­ные (коммерческие) ЭКЮ использовались как валюта еврооблигационных займов, синдицированных кредитов, банковских де­позитов и кредитов. Более 500 крупных международных органи­заций использовали ЭКЮ при предоставлении кредитов. С 1984г. ТНК в ЕС публиковали прейскуранты, выписывали счета-фак­туры и осуществляли расчеты в ЭКЮ. В ЭКЮ совершались фьючерсные и опционные сделки, которые использовались для страхования валютного и процентного риска. Для облегче­ния расчетов в ЭКЮ в 1986 г. был создан межбанковский валют­ный клиринг.

Расширение сферы применения ЭКЮ обусловлено тремя ос­новными причинами:

  • валютная корзина ЭКЮ и режим «европейской валютной змеи» уменьшали валютный риск;
  • любой банк мог «контролировать» ЭКЮ в соответствии с ее валютной корзиной, прибавляя или изымая из нее валюты по согласованию с клиентом;

ЭКЮ удовлетворяли потребность мирового хозяйства в сра­внительно стабильной мировой валюте как альтернативе неста­бильному доллару.

Материальной базой регулирования в ЕС, включая ЕВС, явля­ется специфический кредитный механизм.

Во-первых, используется созданный в рамках ЕС взаимный кредит центральных банков и государств-членов:

а) сверхкраткосрочный кредит ЕФВС, затем ЕВИ в среднем на 45 дней с правом пролонгирования на 3 месяца;

б) валютный кредит центральных банков сроком на 3 месяца с правом двукратного продления. Эти кредиты безусловные и предоставляются автоматически;

в) среднесрочные финансовые кредиты (от 2 до 5 лет) для выравнивания фундаментального неравновесия платежного балан­са. Эти межгосударственные кредиты страна-член может получить лишь с разрешения Совета министров ЕС при условии проведения определенной стабилизационной программы и использования кре­дита частями (траншами).

Во-вторых, с организацией ЕВС создан дополнительный кре­дитный механизм для выравнивания диспропорций экономичес­кого развития стран-членов в двух основных формах:

а) совместные займы стран ЕС на мировом рынке (с 1975 г.) для кредитования стран-членов с крупным дефицитом платежного баланса.

б) введен новый инструмент сообщества (НИС) с марта 1979 г. для долгосрочного кредитования инвестиций в области энергети­ки, телекоммуникаций, а также для мелких и средних предпри­ятий.

Для наименее развитых стран-членов ЕС предоставляют­ся льготы, субсидии, кредиты Европейского инвестиционного банка.

Наиболее реальные достижения ЕВС: успешное развитие ЭКЮ, которая приобрела ряд черт мировой валюты, хотя еще не стала ею в полном смысле, режим согласованного колебания валютных курсов в узких пределах, относительная стабилизация валют, хотя периодически пересматриваются их курсовые соотношения, объединение 20% официальных золото-долларовых резервов; раз­витие кредитно-финансового механизма поддержки стран-чле­нов; межгосударственное и элементы наднационального регу­лирования экономики. Достижения ЕВС обусловлены поступа­тельным развитием западноевропейской интеграции. Каковы при­чины?

1. Новое политическое мышление, преодоление идеологии и по­литики национализма и разобщенности.

2. Признание, что экономическая интеграция, хозяйственная взаимозависимость государств выгоднее, чем протекционизм, раз­общенность и автаркия.

3. Компромиссные решения для преодоления противоречий (принцип согласия).

4. Делегирование части суверенных прав наднациональным органам.

5. Преобладание прагматизма над доктринерством, ориента­ция на конкретные программы с учетом согласия стран-чле­нов. Так, переход на новый принцип голосования от единогласия (т.е. право вето) к большинству голосов растянулся на 20 лет с 1965 г. и был зафиксирован в 1985 г. после преодоления раз­ногласий.

6. Постепенное утверждение принципа поэтапности движения («шаг за шагом») к цели вместо провалившихся максималистских проектов и шоковой терапии, характерных для 50-60-х годов. Например, первый договор о ЕОУС (1951 г.) предусматривал интеграцию лишь двух отраслей промышленности; второй - о ЕС (1957 г.) ставил задачу создания таможенного союза и «Общего рынка»; третий - Единый европейский акт (1986 г.) наметил переход к единому внутреннему рынку к концу 1992 г., четвер­тый - Маастрихтский договор о переходе к политическому, эко­номическому и валютному союзу.

7. Гибкость при выборе направлений и методов экономической интеграции, неоднократное изменение их приоритетов с учетом потребности стран-членов. Так, в 60-е годы приоритет был отдан образованию таможенного союза, общего рынка товаров и рабо­чей силы; в 70-е годы - борьбе с инфляцией и региональной политике для смягчения безработицы и оказания помощи отста­лым районам; в 80-е годы - завершению формирования «Общего рынка» и научно-технической интеграции; в 90-е годы - созданию экономического и валютного союза. Причем степень согласования экономической и валютно-кредитной политики различна: от при­оритета наднациональных решений до координации их с наци­ональным законодательством.

8. В ЕС большое внимание уделяется механизмам (политичес­ким, правовым, административным, валютным, финансовым, кре­дитным), которые регулируют принятие и реализацию решений.

Тысячи компетентных экспертов и комиссий ЕС в Брюсселе соби­рают, обрабатывают, распространяют информацию, организуют исследования и дискуссии, готовят решения с учетом разногласий и контролируют их выполнение.

Однако валютная интеграция не завершена. В ЕС и ЕВС нема­ло трудностей, противоречий и нерешенных проблем. К числу недостатков ЕВС относятся следующие.

1. Периодически происходит официальное изменение валютных курсов (16 раз за 1979-1993 гг.). Наиболее слабые валюты (датс­кая крона, итальянская лира, ирландский фунт, бельгийский франк и др.) девальвируются, а более сильные (марка ФРГ, голландский гульден) ревальвируются. Так, осенью 1992 г. разразился очеред­ной валютный кризис в ЕС. Итальянская лира и фунт стерлингов были девальвированы и временно вышли из «европейской валют­ной змеи». В 1993 г. объектом атак на валютных рынках стал прежде всего французский франк. В августе 1993 г., чтобы избе­жать краха ЕВС, были значительно расширены пределы колебаний курсов до ± 15%. Изменение паритетов обычно сопровождается обострением противоречий стран ЕС.

2. Слабость ЕВС обусловлена значительным структурным не­равновесием экономики стран-членов, различиями в уровне и тем­пах экономического развития, инфляции, состоянии платежного баланса. Отсталые районы в Италии, Ирландии, Греции, Пор­тугалии требуют дополнительных дотаций для решения структур­ных проблем в рамках региональной политики.

3. Координация экономической политики наталкивается также на нежелание стран-членов передавать свои суверенные права наднациональным органам.

4. Частные ЭКЮ не были связаны с официальными ЭКЮ единым эмиссионным центром и взаимной обратимостью.

5. Выпуск ЭКЮ довольно скромно влиял на взаимные опера­ции центральных банков стран ЕС, хотя с 1985 г. их право исполь­зовать ЭКЮ для погашения взаимной задолженности расширено с 50 до 100%.

6. Функционирование ЕВС осложняется внешними факторами. Нестабильность мировой валютной системы и доллара оказывает дестабилизирующее воздействие на ЕВС. При снижении курса доллара курсы западноевропейских валют повышаются, а при повышении - снижаются в разной степени, что требует пересмот­ра их курсовых соотношений. ЕВС продолжает испытывать влия­ние доллара, так как 60% международных расчетов в ЕС осущест­вляются в американской валюте.

После двухлетних дебатов важной вехой в развитии валютной интеграции в ЕС явился Единый европейский акт, принятый в мае 1987 г. В середине 80-х годов сложились новые условия, усилились экономическая взаимозависимость и межгосударственное регулирование. Во-первых, сформирована разветвленная институцион­но-организационная структура. Во-вторых, изменения в валют­ной сфере были органично увязаны с завершением либерали­зации движения капиталов и образованием единого рынка. Пе­реломный этап в развитии западноевропейской интеграции - программа создания политического, экономического и валютного союза, разработанная комитетом Ж. Делора (председатель КЕС) в апреле 1989 г.

«План Делора» предусматривал:

  • создание общего (интегрированного) рынка, поощрение кон­куренции в ЕС для совершенствования рыночного механизма во избежание злоупотреблений монопольным положением, полити­кой поглощений, слияний, государственных субсидий;
  • структурное выравнивание отсталых зон и регионов;
  • координацию экономической, бюджетной, налоговой поли­тики в целях сдерживания инфляции, стабилизации цен и экономи­ческого роста, ограничения дефицита госбюджета и совершенст­вования методов его покрытия;
  • учреждение наднационального Европейского валютного ин­ститута в составе управляющих центральными банками и чле­нов директората для координации денежной и валютной поли­тики;
  • единую валютную политику, введение фиксированных ва­лютных курсов и коллективной валюты - ЭКЮ.

Кроме того, поставлена задача образования политического союза ЕС к 2000 г., обязывающего страны-члены (большинство входит в НАТО) проводить общую внешнюю политику и полити­ку в области безопасности.

В связи с проектом создания Европейского центрального бан­ка и единой валюты потребовалось изменение Римского договора (1957 г.). Для валютного союза необходимо: 1) участие валют в «европейской змее»; 2) соблюдение странами единых преде­лов колебаний курса валюты; 3) соединение официального и част­ного секторов функционирования ЭКЮ по линии унификации по­рядка и субъектов эмиссии и введение их взаимной конвертируе­мости.

На основе «плана Делора» к декабрю 1991 г. был выработан Маастрихтский договор о Европейском союзе, предусматрива­ющий, в частности, поэтапное формирование валютно-экономического союза. Договор о Европейском союзе подписан 12 страна­ми ЕС в Маастрихте (Нидерланды) в феврале 1992 г., ратифициро­ван и вступил в силу с 1 ноября 1993 г. Позднее к ЕС присоединились Австрия, Финляндия, Швеция.

В соответствии с Маастрихтским договором экономический и валютный союз реализуется в три этапа.

Первый этап (1 июля 1990 г. - 31 декабря 1993 г.) - этап становления экономического и валютного союза ЕС (ЭВС).* В его рамках были осуществлены все подготовительные мероприятия, необходимые для вступления в силу соответствующих положений Маастрихтского договора о Европейском Союзе.

* В английской  аббревиатуре - EMU - Economic and Monetary Union.

В частности, устранены все ограничения на свободное движение капиталов внутри Европейского Союза, а также между Европейс­ким Союзом и третьими странами. Уделено особое внимание обеспечению сближения показателей экономического развития внутри ЕС, и его страны-члены принимали там, где это было уместно, программы такого сближения, рассчитанные на несколь­ко лет, в которых определялись конкретные цели и показатели антиинфляционной и бюджетной политики. При подготовке введе­ния евро как единой денежной единицы такие программы пред­ставлялись на рассмотрение Совету по экономическим и финан­совым вопросам ЕС (ЭКОФИН) и были ориентированы на обес­печение достижения устойчиво низких показателей инфляции, оздоровления государственных финансов и стабильности курсов валют в отношениях между странами-членами, как это и предус­матривалось Маастрихтским договором.

Второй этап (1 января 1994 г. - 31 декабря 1998 г.) был посвящен дальнейшей, более конкретной подготовке стран-членов к введению евро. Главным организационным событием этого этапа стало учреждение Европейского валютного института (ЕВИ), выступающего как предтеча Европейского Центрального банка (ЕЦБ), основной задачей которого являлось определение правовых, организационных и материально-технических предпо­сылок, необходимых ЕЦБ для выполнения своих функций, начиная с третьего этапа введения евро. ЕВИ отвечал также за усиление координации национальных денежных политик стран-членов в преддверии становления ЭВС и в этом качестве мог выносить рекомендации их центральным банкам.

Другими важнейшими процессами данного этапа были:

  • принятие законодательства, запрещающего поддержку дея­тельности государственного сектора путем кредитования цент­ральными банками его предприятий и организаций в странах-членах, равно как и прямое приобретение центральными банками долгов государства; тот же запрет на третьем этапе становления ЭВС распространяется и на ЕЦБ;
  • принятие законодательства, отменяющего привилегирован­ный доступ предприятий и организаций государственного сектора к средствам финансовых институтов; аналогичный запрет распро­страняется также и на ЕЦБ на третьем этапе;
  • утверждение законодательных актов, запрещающих брать на себя обязательства государственного сектора одной из стран-членов другой страной-членом или ЕС в целом; эта мера получила название «оговорки об отказе от поручительства»;
  • формулирование требования о том, что страны-участницы должны прилагать усилия для недопущения чрезмерного дефицита государственных финансов (показатель бюджетного дефицита не выше 3% ВВП при нормальных условиях развития и величины государственного долга не выше 60% ВВП), которое затем было подкреплено процедурой наблюдения со стороны Совета ЕС за бюджетным процессом стран-членов с вынесением им рекомен­даций о корректирующих мерах, если такой чрезмерный дефицит имеет место;
  • принятие там, где это уместно, национального законо­дательства, предоставляющего центральным банкам стран-участ­ниц уставную независимость от их правительств с тем, чтобы уравнять их правовой статус с аналогичным статусом, пре­доставленным ЕЦБ.

2 мая 1998 г. Европейский Совет принял решение о том, какие из стран допускаются к переходу на евро с начала третьей стадии становления ЭВС.* Это решение было принято на базе рекомен­даций ЭКОФИН, который, в свою очередь, исходил из индивиду­альных контрольных оценок КЕС и ЕВИ о степени выполнения отдельными странами-членами критериев конвергенции, установ­ленных Маастрихтским договором и протоколом к нему.

* Ими стали Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Ита­лия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция.

Третий этап перехода к единой валюте (1999-2002 гг.). С 1 ян­варя 1999 г. фиксируются валютные курсы евро к национальным валютам стран - участниц зоны евро, а евро становится их общей валютой. Она заменяет также ЭКЮ в соотношении 1:1. Начала свою деятельность Европейская система центральных банков (ЕСЦБ),* которая использует евро для формирования единой де­нежной политики стран-участниц. ЕСЦБ также поощряет внедре­ние евро на мировые валютные рынки: ее собственные операции на этих рынках производятся и выражаются только в евро.

* ЕСЦБ (в английской аббревиатуре - ESCB) включает ЕЦБ и цен­тральные банки стран ЕС, перешедших на евро.

 

 

Через инструменты единой денежной политики поощряется переход к операциям в евро коммерческих банков и крупных предприятий. Более того, в евро стали номинироваться новые выпуски ценных бумаг стран-участниц.

На третьем этапе евро станет общей денежной единицей стран-участниц, тогда как национальная валюта сохранится на этот период только в качестве параллельной денежной единицы.

Сценарий переходного периода к евро предусматривает:

• С 1 января 1999 г. твердую фиксацию курсов валют стран зоны евро к евро для пересчетов.

Валюта

Единицы национальной валюты за 1 евро

Бельгийский франк

40.3399

Немецкая марка

1.95583

Испанская песета

166.386

Французский франк

6.55957

Ирландский фунт

0.787564

Итальянская лира

1936.27

Люксембургский франк

40.3399

Голландский гульден

2.20371

Австрийский шиллинг

13.7603

Португальское эскудо

200.482

Финская марка

5.94573

 

В 1999-2002 гг. во взаимных безналичных расчетах параллель­но используются евро и привязанные к ней национальные валюты, осуществляется номинация в евро всех государственных и частных финансовых активов и пассивов зоны. Начала осуществляться единая денежно-кредитная и валютная политика Евросоюза и де­ятельность наднациональных банковских институтов ЕС.

• С 1 января 2002 г. выпуск в обращение банкнот и монет евро, параллельное обращение с национальными валютами стран-чле­нов, обмен последних на евро.

• С 1 июля 2002 г. изъятие из обращения национальных валют и полный переход хозяйственного оборота стран-участниц на евро.

Единая денежная и валютная политика Евросоюза будет фор­мулироваться странами-членами через Совет ЕС, в том числе заседающий в составе их министров финансов (ЭКОФИН), при принятии решений квалифицированным большинством голосов и после консультаций с Европарламентом и Европейским цент­ральным банком (ЕЦБ). Основными целями экономической, де­нежной и валютной политики на ближайшую перспективу является стимулирование экономического роста и занятости при обес­печении стабильности цен и укреплении международных позиций евро. С 1 января 1999 г. конкретное наполнение этой политики и ее реализация переданы Европейской системе центральных банков (ЕСЦБ) стран-членов, которая состоит из центральных банков стран, перешедших на евро, и наднационального Европейского Центрального банка.

В свою очередь, ЕСЦБ взаимодействует с центральными бан­ками стран-членов, в том числе определяет для каждого из них квоты допустимой эмиссии, проводит текущее наблюдение за конъюнктурой кредитных и валютных рынков ЕС, готовит решения ЕСЦБ и при необходимости осуществляет вместе с на­циональными ЦБ интервенции в ход развития этой конъюнк­туры. При этом основными инструментами политики ЕСЦБ являются:

а) таргетирование (установление целевых ориентиров основ­ных денежных агрегатов с целью контроля над инфляцией);

б) установление пределов колебаний основных процентных ставок, в том числе с целью их сближения по всей зоне евро;

в) операции на открытом рынке;

г) установление минимальных резервных требований для ба­нков.

Цементирующим инструментом зоны евро станет система вза­имных расчетов «ТАРГЕТ», управляемая ЕСЦБ.

Регламентированы и взаимоотношения «зоны евро» с оста­льным миром. Учитывая, что на единую валюту переходят пока 11 из 15 стран ЕС, предусмотрено, что в случаях, когда процесс становления и функционирования евро затрагивает интересы всего Евросоюза, возможны неформальные консультации по возника­ющим проблемам стран ЕС в полном (заинтересованном) составе с передачей их выводов и рекомендаций в ЭКОФИН.

Хотя формально переход в третью стадию становления ЭВС с 1 января 1999 г. открыт для всех стран - членов ЕС, было с самого начала маловероятно, что все они перейдут на евро. Поэтому определение будущих взаимоотношений между присо­единившимися странами («ins») и неприсоединившимися («рге ins») было сфокусировано на необходимости разработки прием­лемого механизма регулирования валютных курсов между евро и валютами, остающимися в национальном подчинении.

Начиная с 1996 г. эта тема обсуждалась в Совете ЕС на базе докладов ЭКОФИН, ЕВИ и КЕС. Основные элементы данного механизма были официально утверждены Евросоветом в Дублине 13-14 декабря 1996 г. Наконец, Евросовет в Амстердаме 16-17 июня 1997 г. принял резолюцию, определяющую принципы и фун­даментальные основы такого механизма, получившего аббреви­атуру «МОК-2» («Механизм обменных курсов - 2») и подлежаще­го введению в действие с 1 января 1999 г. Эта резолюция была поддержана руководителями центральных банков всех стран - членов ЕС и оформлена в виде специального соглашения по опера­тивным процедурам функционирования «МОК-2» между нацио­нальными центральными банками и ЕЦБ.

Главная цель «МОК-2» - подготовка стран «рге ins» к присо­единению к зоне евро при оказании при этом содействия укрепле­нию курсовой дисциплины в ЕС в целом. «МОК-2», участие в ко­тором официально является добровольным, будет заимствовать из прежнего «МОК-1», а также иметь вновь следующие основные элементы:

  • построение механизма «МОК-2» берет за основу так на­зываемую «модель колеса со спицами», в котором евро будет играть роль центральной, «якорной валюты» и счетной еди­ницы, а валюты стран «pre ins» будут связаны с ней исключи­тельно на двусторонней основе. Соответственно не будет впредь применяться и какая-либо многосторонняя сетка паритетов этих валют.
  • центральные курсы и пределы допустимых курсовых колеба­ний. Значения этих центральных валютных курсов валют «pre ins» к евро устанавливаются индивидуально с допустимым преде­лом колебаний вокруг них ±15%. Конкретные значения этих курсов и диапазонов определяются по взаимному согласию ми­нистров финансов стран зоны евро, ЕЦБ и министров финансов и руководителей центральных банков стран-нечленов этой зоны, участвующих в «МОК-2», с традиционным присутствием КЕС. По той же процедуре на базе прогресса в ходе хозяйственного сближения возможно установление более жестких связей между евро и отдельными валютами «pre ins». В свою очередь, устой­чивость центральных курсов находится под постоянным монито­рингом, и все участники «МОК-2» (а также КЕС) получат право инициировать конфиденциальные консультации по их корректи­ровке.

Таблица 3.3

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ КУРСЫ И ПРЕДЕЛЫ ДОПУСТИМЫХ КОЛЕБАНИЙ ВАЛЮТ В РАМКАХ ЕВРОПЕЙСКОГО ВАЛЮТНОГО МЕХАНИЗМА-II

НА 1 ЯНВАРЯ 1999 г

Страна и валюта

EUR 1 =

Дания, крона

Верхний предел          7.62824

Центральный курс      7.46038

Нижний предел           7.29252

Греция, драхма

Верхний предел            406.075

Центральный курс        353.109

Нижний предел             300.143

 

 

  • управление «МОК-2». Ответственным за оперативное управ­ление «МОК-2» стал ЕЦБ, который также служит органом коор­динации валютной политики между зоной евро и странами «pre ins», включая возможные интервенции на валютных рынках. Эко­номический и финансовый комитет ЕС (который на третьем этапе ЭВС заменит прежний ЭКОФИН) станет вместе с КЕС держать под наблюдением развитие валютной и финансовой ситуации в странах «pre ins».

Политика валютного курса определяется квалифицированным большинством голосов Совета ЕС после консультаций с ЕЦБ. Выход курсов за пределы 15% центрального курса предусматрива­ет принятие корректирующих мер путем совместных интервенций на валютных рынках.

Взаимоотношения между евро и мировой валютной системой регламентируются решениями Совета ЕС (после консультаций с Европарламентом и ЕЦБ) на основе принципа единогласия. Очевидно, страны - члены зоны евро предпочтут сохранить свое индивидуальное членство в МВФ, однако будут выступать как единый блок, связанный коллективной дисциплиной.

В условиях единого валютного и кредитного рынка ЕС ожида­ется существенная либерализация и унификация правил государст­венного регулирования ряда финансовых операций, а именно:

а) деятельности страховых компаний и пенсионных фондов, которые получат равные права на инвестирование не только в своих странах, но и в зоне евро. Это позволит им избежать существующей, по сути принудительной концентрации этих вло­жений прежде всего в национальные государственные ценные бумаги и тем самым существенно диверсифицировать свой порт­фель;

б) потеряют свою ограничительную, преимущественно наци­ональную, характеристику первичные дилеры по размещению го­сударственных ценных бумаг;

в) станет свободным и трансграничным размещение в зоне евро кредитов под залог недвижимости, что сегодня в ряде стран требует специальных разрешений;

г) национальные правительства станут в меньшей степени кон­тролировать деятельность банков стран-партнеров на своих тер­риториях, что в настоящее время объясняется интересами наци­ональной денежной политики;

д) станут рельефнее различия в налогообложении в отдельных странах, что превратится в самостоятельный фактор их сравни­тельной конкурентоспособности. В свою очередь, это ускорит интеграцию налоговых систем ЕС. Усилится и движение в пользу. закрытия в ЕС «налоговых гаваней».

Утвержденный порядок введения евро предусматривает, что в переходный период официальные власти и частный бизнес будут иметь значительную свободу выбора его конкретных путей и про­межуточных дат, исходя из принципа, что в этой сфере ЕС не будет применять «ни принуждения, ни запрещения». Однако все же установлены определенные правила перевода на новую валюту ряда государственных финансовых операций.

Наиболее простым стал переход к евро для бюджета и ин­ститутов ЕС, которые уже давно работают на базе эквивалентного ему ЭКЮ. Соответственно финансы ЕС с 1 января 1999 г. стали выражаться в евро. Облигационные займы ЕС и ЕЦБ со сроком погашения после 1 января 1999 г., номинированные в ЭКЮ, автоматически конвертируются в евро с этой даты, а займы в ва­лютах стран - членов ЕС пересчитываются по их курсам к евро в период до 31 декабря 2001 г.

Внутренние финансовые операции стран - членов зоны евро (бюджет, учет и т.п.) до 31 декабря 2001 г. по-прежнему могут вестись в национальных валютах, однако основные показатели государственной финансовой статистики параллельно публикуют­ся в евро. Внешний государственный долг этих государств в валю­те стран, присоединившихся к евро, подлежащий оплате до 31 декабря 1998 г., оплачивается в той же валюте. К платежам, приходящимся на переходный период 1999-2001 гг., применяется упомянутое правило «ни принуждения, ни запрещения», т.е. свобо­да выбора валюты платежа.

Федерация фондовых бирж Европы рекомендовала перевести биржевую торговлю частными ценными бумагами, номинированными в национальной валюте стран зоны евро, на новую валюту с 4 января 1999 г., т.е. с первого дня открытия фондовых бирж в данном году.

Решения о способе номинации ценных бумаг принимаются их эмитентами (для акций - собраниями акционеров), при­чем возможно изменение номинальной стоимости акций либо размера уставного капитала с целью сохранения этих показа­телей в круглых цифрах. Такая номинация не должна затрагивать прав акционеров или принуждать их к продаже части своего портфеля.

Успех или неудача евро будет зависеть от того, сумеет ли новая коллективная валюта набрать к концу переходного периода опре­деленную «критическую массу» в реальном хозяйственном оборо­те. По всей вероятности, это произойдет, ибо:

а) с 1 января 1999 г. в евро выражена значительная часть государственных финансов ЕС и стран зоны евро, а следователь­но, и финансовых потоков между бюджетом и частным сектором. В 1999 г. ожидается номинация в евро половины объема государ­ственной внешней задолженности этих стран;

б) в сферу номинации в евро попадут также до 1/3 межбанковс­кого оборота и краткосрочных депозитов, а также основная часть обязательного банковского резервирования. Наиболее инерцион­ным останется сектор частных держателей долгосрочных обяза­тельств, но и они вынуждены будут пойти на частичную диверсификацию своего портфеля в пользу евро;

в) заменяемые евро национальные валюты (немецкая марка, французский франк, голландский гульден) занимают в обслужива­нии международного хозяйственного оборота заметное место и вряд ли потеряют свои позиции при номинации. Скорее сократит­ся доля доллара США в расчетах внутри ЕС. Ожидается, что евро в переходный период будет обслуживать 18-28% международной торговли, в том числе основную часть оборота внутри ЕС;

г) валютные рынки зоны евро готовы быстро перейти на но­вую валюту;

д) возникнет обширный спрос на евро и вне ее зоны в силу желания третьих стран и их экономических операторов иметь авуары в евро в валютных резервах или на счетах;

е) ожидается, что курс евро к доллару США будет относитель­но устойчив, несмотря на колебания.

Прогнозируется, что общая масса евро на рынках будет больше, чем прежняя сумма заменяемых ею валют, т.е. будет переток части средств из других валют, прежде всего доллара и иены, в евро.

Эксперты прогнозируют заметные изменения, привносимые евро в международные экономические, в том числе валютно-кредитные и финансовые отношения. В зоне евро увеличится пред­ложение на денежном рынке и рынке капитала за счет сокращения уже ненужных в прежних объемах валютных резервов стран зоны евро, равно как и снижения потребностей правительств в новых займах при стабилизированных государственных финансах. Это сделает данные рынки более свободными и динамичными, главной фигурой на них станет не государственный, а частный заемщик, а основные инвестиции пойдут не в государственные обязательст­ва, а в ценные бумаги предприятий, в том числе в их акции, что в большей мере свяжет кредитный и фондовый рынок ЕС с произ­водством. Ускорится оборот капитала в целом.

В международном плане ожидается активизация участия стран зоны евро в переплетении капиталов. Их субъекты рынка будут активнее выступать не только как торговцы, но и инвесторы. Начнется новая волна слияний и поглощений, направленная на укрупнение предприятий и банков ЕС до размеров, позволяющих функционировать в масштабах всей зоны.

Для банков введение евро означает становление в ЕС единого рынка банковских услуг и создание единого рынка государствен­ных и корпоративных ценных бумаг. Постепенно утратит свое прежнее значение суверенный кредитный рейтинг отдельных стран в пользу сравнительных преимуществ индивидуальных националь­ных заемщиков.

Для промышленных корпораций введение евро означает ис­пользование евро как валюты цены и платежа, снижение расходов, связанных с расчетами, страхованием валютного риска. Это важно для оздоровления финансовых предприятий, роста доходности их

акций, причем менее развитый Юг зоны евро будет постепенно подтягиваться к Северу по основным показателям.




Навигация

« ЯМАЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И СОВРЕМЕННЫЕ ВАЛЮТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании