ПОКАЗАТЕЛИ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА И МЕТОДЫ КЛАССИФИКАЦИИ ЕГО СТАТЕЙ


 Составление платежного баланса как отражения международных расчетов страны предназначено для выполнения как учетных, так и аналитических задач, тесно связанных между собой. Круг участ­ников внешнеэкономических операций многообразен: отдельные страны и их группировки, национальные, иностранные и трансна­циональные корпорации, компании и банки, различные нацио­нальные и международные организации и учреждения, частные лица, государственные валютные органы и т.д. Это приводит к необходимости учета, обработки большого числа данных, посту­пающих не только из национальных, но и из иностранных источ­ников. Отсюда основным требованием становится единство содер­жания и методов исчисления однородных показателей. На до­стижение такого единства, придающего универсальный характер применяемым показателям и возможность проводить их сопостав­ления, направлены рекомендации, содержащиеся в Руководстве Международного валютного фонда (МВФ) по составлению пла­тежного баланса.

В настоящее время эти рекомендации положены в основу со­ставления платежных балансов стран - членов МВФ. В то же время отдельные страны вносят в правила составления платежных балансов свои элементы, обусловленные особенностями их эконо­мики, внешнеэкономического положения, принятой системы наци­онального счетоводства. Поэтому сопоставление показателей пла­тежных балансов отдельных стран всегда содержит определенную долю условности и неточности, избежать которых невозможно. По этой причине вытекающие из подобных сопоставлений выводы указывают в первую очередь на масштабы анализируемых явле­ний, основные направления протекающих процессов и их послед­ствия, но не могут претендовать на абсолютную полноту и точ­ность оценок.

Разные определения платежного баланса. Обратимся к определе­нию платежного баланса в зарубежной экономической литературе. Анализ проводимых в различных работах определений показыва­ет, что все они сводятся к прагматическому толкованию платеж­ного баланса как формы статистического представления данных о внешнеэкономической деятельности страны.

В фундаментальной работе американских экономистов Вассермана и Уэйра по проблемам платежного баланса дается следу­ющее определение: «Платежный баланс можно определить как статистическое представление экономических операций, которые имели место в течение данного периода между резидентами дан­ной страны и представителями остального мира, т. е. другой страны, группы стран или международных организаций». В методичес­ких указаниях МВФ говорится: «Платежный баланс представляет собой таблицу статистических показателей за данный период, показывающую: а) операции с товарами, услугами и доходами между данной страной и остальным миром; б) смену собствен­ности и другие изменения в принадлежащих данной стране моне­тарном золоте, специальных правах заимствования (СДР), а также финансовых требованиях и обязательствах по отношению к оста­льному миру и в) односторонние переводы и компенсирующие записи, которые необходимы для балансирования в бухгалтерском смысле тех операций и изменений, которые взаимно не покрыва­ются». В соответствии с такими указаниями в платежный баланс рекомендуется включать не только данные о совершенных опера­циях, но и искусственно составленные показатели для балансиро­вания операций.

Во французских официальных публикациях дается следующее определение: «Платежный баланс страны представляет собой ре­гулярно составляемую статистическую ведомость, содержанием которой является отражение в форме расчетных показателей пере­мещения совокупности реальных и финансовых потоков между резидентами и нерезидентами в течение определенного периода». В одном из исследований платежного баланса ФРГ его определе­ние формулируется следующим образом: «Обычно под платеж­ным балансом понимают систематизированное, разбитое на опре­деленные рубрики статистическое представление в форме баланса всех экономических сделок, которые имели место в течение опре­деленного периода между отечественными и всеми зарубежными хозяйственными субъектами».

Понятие резидента. Поскольку внешнеэкономические операции страны необходимо отделять от внутрихозяйственных операций, при составлении платежного баланса важное значение приобрета­ют понятия резидента и сделки, трансакции, подлежащей учету. Внешнеэкономические операции совершаются конкретными орга­низациями, фирмами или частными лицами, которые с точки зрения международных платежных отношений выступают либо резидентами данной страны, либо нерезидентами. Этот простой, казалось бы, вопрос трансформируется в сложную проблему в со­временных условиях, когда усиливается интернациональное пере­плетение капиталов, приобрела огромный размах деятельность ТНК, в широких масштабах происходит миграция рабочей силы и действуют другие подобные процессы в мировом хозяйстве.

Руководство МВФ дает следующее определение: «Экономика страны рассматривается как совокупность хозяйственных единиц, более тесно связанных с данной территорией, нежели с какой-нибудь иной территорией. Платежный баланс данной страны бу­дет отражать либо операции этих хозяйственных единиц с остальным миром, если указанные хозяйственные единицы рассматрива­ются как резиденты данной страны, либо операции этих хозяй­ственных единиц с данной страной, если хозяйственные единицы рассматриваются как нерезиденты по отношению к данной стра­не». Вследствие применения системы двойной записи, указывается далее в Руководстве МВФ, в случае ошибки не произойдет наруше­ния баланса, но может возникнуть искаженное представление о со­вершенных операциях. Для его избежания необходимы выработка универсального определения резидента и его повсеместное пра­вильное применение.

В США резидентами считаются все правительственные учреж­дения, национальные компании и граждане, постоянно прожива­ющие в стране. Что касается американских граждан, прожива­ющих за границей (кроме государственных служащих), то отнесе­ние их к числу резидентов США зависит от длительности их пребывания за пределами страны и других факторов. Заграничные филиалы американских корпораций и дочерние компании счита­ются для США иностранными фирмами. Аналогичная практика имеет место и в других ведущих странах.

В ФРГ резидентами с точки зрения платежного баланса счита­ются «физические и юридические лица, предприятия и т.д., для которых центр их хозяйственных интересов находится в данной стране независимо от их национальной принадлежности». В силу этого к резидентам в ФРГ относятся не только лица германского происхождения, но и иностранные предприниматели, обосновав­шиеся в ФРГ.

В соответствии с принятой во Франции методикой термин «резидент» означает физических лиц французской национальности, находящихся во Франции или за границей менее двух лет, а также иностранцев, находящихся во Франции более двух лет, за исключе­нием иностранных служащих. Резидентами считаются также юри­дические лица во Франции, за исключением дипломатических и ко­нсульских представителей, работающих во Франции.

В Российской Федерации в соответствии с Законом «О валют­ном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. резидентами являются:

а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за ее пределами;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законода­тельством РФ, с местонахождением в РФ;

в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с ме­стонахождением в РФ;

г) дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за ее пределами;

д) находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства резидентов, указанных в подпунктах б) и в).

Определение сделки. Здесь существуют сложности класси­фикации. Считается, что международные сделки, как прави­ло, означают обмен. В рамках сложившейся традиции раз­личаются четыре типа сделок, или операций: продажи и покупки (обмен) товаров и услуг против финансовых активов; бартер, т. е. обмен товаров и услуг данной страны непосредственно на товары и услуги других стран; обмен финансовых активов на другие финансовые активы, т. е. продажа ценных бумаг на деньги, выплата коммерческих долгов и т. п.; односторонние переводы, т.е. предоставление или приобретение товаров и услуг либо финансовых активов без возмещения, на односторонней ос­нове.

Такое определение хотя и охватывает большую часть внешне­экономических операций, в то же время оставляет открытыми немало вопросов. По методике, принятой в составлении наци­ональных счетов, сделкой в области товаров, услуг и доходов считается передача одной стороной реальных ресурсов подобного рода другой стороне. Однако и во внутреннем, и в международном обмене возникают сомнительные случаи, когда обе стороны, уча­ствующие в сделке, представляют одно и то же юридическое лицо, когда передача реальных ресурсов происходит без фактической смены юридического собственника. Подобные операции в крупных масштабах осуществляют ТНК со своими иностранными фили­алами. Нередки также случаи, когда какие-то изменения, не явля­ющиеся сделкой, вызывают присущий сделке экономический эф­фект. Например, переоценка валютных резервов в связи с измене­ниями валютных курсов вызывает прирост или сокращение требований страны к внешнему миру. Применительно к составле­нию платежного баланса экспертами МВФ рекомендуется трак­товка понятия сделки, или операции, «в широком смысле слова, в соответствии с обычной практикой». Этим понятием предлагает­ся пользоваться по отношению к любым операциям, «которые принято отражать в платежном балансе».

При несовершенстве определений ряда операций и неточности поступающих данных очевидна неизбежность определенных рас­хождений в итоговых показателях на кредитовой и дебетовой стороне платежного баланса. Чтобы избежать этого, в основу составления таблиц платежного баланса положен принцип двой­ной бухгалтерской записи. Он означает, что по поводу каждой операции, фиксируемой в платежном балансе, в этот документ вносятся два идентичных показателя: один с положительным зна­ком - на кредитовой стороне, второй с отрицательным знаком - на дебетовой стороне. Первый показатель отражает стоимость товаров, услуг или ценных бумаг, которые приобретены или проданы резидентами данной страны, второй говорит о том, каким образом эта операция финансируется: наличными платежами, пе­редачей финансовых активов или (реже) на бартерной основе. Экспорт товаров и услуг обозначается как поступления со стороны заграницы и заносится в раздел кредитовых операций; импорт товаров и услуг - как платежи в раздел дебетовых операций. Вторая запись для каждой из этих операций раскрывает движение наличных денег или финансовых активов, которые финансируют эту операцию. Например, в случае экспорта товаров первый пока­затель указывает его стоимость в разделе поступлений, а вто­рой - в разделе платежей - прирост финансовых требований к загранице или соответствующее сокращение принадлежащих иностранцам авуаров в банках данной страны.

На основе обработки большого числа подготовительных сче­тов в сводный платежный баланс включаются итоговые показа­тели, отражающие поступления и платежи, либо изменения требо­ваний и обязательств страны в ее операциях с внешним миром. Таким образом, по самому принципу составления платежного баланса итоговая сумма его положительных показателей должна равняться сумме отрицательных показателей, что во всех случаях должно обеспечивать его формальное равновесие. Однако и при этом остаются неточности и упущения методологического и учет­ного характера.

Учет цен. Значительную проблему составляет учет цен, по которым совершаются сделки внешнеэкономического характера. Органы, ведающие составлением платежных балансов, не всегда могут получить достоверные данные подобного характера. Напро­тив, в силу заинтересованности участников сделки в соблюдении коммерческой тайны эти данные в большинстве случаев получить невозможно. Для каждого товара существуют различные цены на разных географических рынках: цены, на основе которых взимают­ся таможенные и иные налоговые сборы; цены, по которым владе­лец товара учитывает его в своих учетных документах; внутрифир­менные или трансфертные цены и т. д. Из множества цен для занесения данных о сделке в платежный баланс должна приме­няться цена, устанавливаемая по единому принципу для кредито­вых и дебетовых записей, в противном случае не будет соблюдено правило балансирования операций. Поскольку выбор цены касает­ся не только страны, о которой идет речь, но и ее партнеров, с которыми она совершает свои операции, рекомендуется в целях единообразия и обеспечения статистических требований исполь­зовать принцип оценки торговых операций по рыночным ценам или их эквивалентам. В Руководстве МВФ и национальных мето­дических разработках содержатся подробные описания, как выби­рать цены для отражения соответствующих показателей в платеж­ном балансе.

Фиксация момента сделки. Не менее важен вопрос о фиксации момента совершения операции, данные о которой заносятся в пла­тежный баланс. Подобно ценам в ситуации со временем соверше­ния сделки существует множество альтернатив. В качестве показа­теля, отражающего дату совершения операции, могут выступать даты: заключения контракта или достижения соглашения, отгруз­ки товара, его доставки, прохождения таможенных процедур, вы­полнения услуг, начисления дохода или платежа. Руководство МВФ рекомендует так выбирать дату совершения сделки, чтобы факт перемещения собственности находил отражение в националь­ном счетоводстве.

Детальная структура таблицы платежного баланса, рекоменду­емой МВФ, содержит более 100 видов операций, разбитых на отмеченные выше крупные статьи. Подробные рекомендации на­правлены на достижение единообразия составления платежных балансов стран-членов МВФ и их сопоставимости. Однако на практике национальные публикации далеки от унификации. Слож­ность сбора данных, относящихся к внешнеэкономическим опера­циям, их неполнота, методологические различия и прочие факторы затрудняют для государственных органов составление документов платежных балансов, адекватно отражающих объем, структуру, время исполнения и другие характеристики внешнеэкономических операций.

Неизбежность различного рода ошибок и искажений приводит к тому, что в платежный баланс вводится статья «Ошибки и про­пуски» или «статистическая погрешность». Поскольку формально платежный баланс всегда должен быть в равновесии, то расхожде­ния с фактическими данными заносятся в эту статью. В ряде случаев в нее включают показатели, которые по каким-либо при­чинам не подходят под существующую классификацию статей платежного баланса или с целью их сокрытия. Она отражает не только методологические ошибки, но и неучтенные, в том числе контрабандные, операции, и поэтому величина показателей по этой статье обычно достаточно стабильна. Но в периоды кризи­сов, социальных и политических потрясений суммарный показа­тель «ошибок и пропусков» увеличивается. Это дает специалистам основание считать, что в такие периоды за ним скрываются круп­ные перемещения, «бегство» краткосрочного капитала в поисках выгодного приложения или безопасного убежища.

Методы классификации статей платежного баланса. Изучение методов составления платежного баланса и измерения его сальдо имеет большое значение для правильного истолкования показа­телей международных расчетов. Нередко в экономической литера­туре показатели платежного баланса приводятся без интерпрета­ции их экономического содержания. Это в особенности касается сальдо платежного баланса. Например, показатель дефицита платежного баланса США в 1958 г. имеет одно, а в 1978 г. - совер­шенно иное экономическое содержание; они по-разному измеря­ются, и их публикация повлекла за собой различные последствия. Поэтому использование показателей платежного баланса для ана­лиза и сопоставлений подразумевает знание принципов их измере­ния и заключенного в них экономического содержания, которые претерпели ряд изменений в связи с переменами в экономической обстановке и в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях.

Международные платежные отношения прошли длительный путь развития. Вместе с ними развивается и претерпевает опреде­ленные изменения методология составления и анализа платежных балансов. Современные формы представления платежного балан­са являются результатом длительной эволюции теории платеж­ного баланса и практики его составления.

Первые попытки учета масштабов и оценки последствий меж­дународных экономических операций появились в Англии в конце XIV в. и были связаны с экономическими воззрениями раннего меркантилизма. Стремление предотвратить отлив из страны золо­та, которое олицетворялось с национальным богатством, вызвало необходимость осмысления природы и оценки масштабов вне­шней торговли, а затем и других внешнеэкономических операций. Само понятие «платежный баланс» было впервые введено в эконо­мическую теорию Джеймсом Стюартом в 1767 г., но составление платежного баланса и охват входящих в него операций до начала XX в. понимались в разных странах неодинаково.

В период капитализма свободной конкуренции интерес к про­блеме учета международных экономических операций и их над­лежащего отражения в платежном балансе был обусловлен глав­ным образом стремлением отдельных государств предотвратить отлив золота в периоды экономических и кредитных кризисов, а со стороны экономистов - стремлением объяснить причины наруше­ния и восстановления платежного равновесия в рамках общей экономической теории равновесия. Однако в указанный период еще отсутствуют достаточно полные и достоверные данные о меж­дународных расчетах как из-за несовершенства системы сбора данных о них, так и из-за недостатков теоретического подхода к их осмыслению.

Практически все видные представители экономической науки, начиная от А. Смита и Д. Рикардо, отдали дань проблеме равно­весия платежного баланса, внося новые элементы и представления в процесс составления платежных балансов. Переход капитализма в современную стадию, отмеченный ростом вывоза капитала, быстрым развитием других международных экономических опера­ций, привел к расширению содержания платежных балансов. Од­новременно возрастает необходимость и совершенствуется практика учета международных расчетов как следствие усиления роли государства в формировании и урегулировании платежных балан­сов. Возрастает роль государственных экономических учрежде­ний - казначейства, бюджетных и кредитных органов, таможен­ных и других учреждений, деятельность которых включает сбор и анализ данных о международных расчетах.

К началу XX в. наиболее полное развитие методы составления платежного баланса получили в США и Великобритании. Первая официальная публикация платежного баланса США была подго­товлена министерством торговли в 1923 г. по показателям 1922 г. Предыдущие публикации принадлежали отдельным исследовате­лям и не имели официального характера. Одним из последствий превращения США после первой мировой войны в страну-креди­тор и в мировой финансовый центр стал повышенный интерес к составлению баланса международных экономических операций, который был бы достаточно точным и подробным, чтобы служить ориентиром для выработки надлежащей экономической политики. С этой целью министерство торговли США скорректировало дан­ные и методику первой официальной публикации и опубликовало платежный баланс США за 1923 г., данные которого в целях анализа были сгруппированы по трем разделам: текущие опера­ции, движение капиталов, операции с золотом и серебром.

При этом руководствовались следующими принципами: к теку­щим относились такие операции, которые считались завершенными в течение данного года и не должны были в дальнейшем повлечь за собой платежей или поступлений. В эту рубрику включались как торговые, так и «невидимые» операции. Операциями по движению капиталов являлись такие, в результате которых в будущем ожида­лось поступление прибылей или процентов. Операциям с золотом и серебром придавалось важное значение, и они выделялись в осо­бый раздел. Характерно, что в разделе движения капитала были отражены только долгосрочные инвестиции, поскольку о краткос­рочных почти не было данных, причем в качестве долгосрочных инвестиций расценивались находящиеся за пределами страны аме­риканские денежные средства. Эта форма без существенных измене­ний сохранялась до начала второй мировой войны.

В 1943 г. американский экономист X. Лэри составил платежный баланс США за 1919-1939 гг. Его форма послужила основой для составления платежного баланса США после второй мировой войны. С 1946 г. квартальные и годовые отчеты о платежном балансе стали печататься министерством торговли США в жур­нале «Surwey of Current Business». Примерно так же прошел про­цесс разработки и анализа показателей платежного баланса в Ве­ликобритании и ряде других стран. Платежный баланс, составлен­ный Лэри за 1919-1939 гг., и последующие официально опубликованные платежные балансы США и ряда других стран отличаются от предыдущих по форме и по существу. Платежный баланс составлялся как статистическая таблица для анализа фина­нсовой позиции страны по отношению к внешнему миру. Исходя из этого, в платежный баланс включались только сделки, которые завершались наличными платежами. Считалось, что международ­ная торговля влияет на внутреннюю экономику так, что превыше­ние экспорта над импортом и наоборот приводит к изменениям, в основном в области денежного обращения и цен, которые авто­матически способствуют восстановлению равновесия в междуна­родных расчетах.

Усиление государственного вмешательства в экономику заста­вило теоретиков отойти от концепции автоматического регулиро­вания экономики, в частности платежного баланса, стихийными силами рынка. Пересмотру понятия платежного баланса способ­ствовало также развитие методов расчетов национального дохода и валового внутреннего продукта. Современные экономисты счи­тают важным отразить в платежном балансе долю национального продукта, вывезенного в другие страны в виде товаров и услуг, объем поступлений товаров и услуг в страну и методы финан­сирования разницы между экспортом и импортом. Сальдо теку­щих операций современного платежного баланса обычно входит в таблицы расчетов валового внутреннего продукта, националь­ного дохода, счетов «затраты-вьшуск».

Формирование мирового хозяйства требовало сопоставления показателей международных расчетов отдельных стран. Поэтому принципы составления платежного баланса отдельных стран под­вергаются все большей унификации. Достижению определенного единообразия в представлении данных международных расчетов способствовала деятельность Лиги наций и МВФ.

Эксперты Лиги наций провели работу по стандартизации мето­дики составления платежных балансов. Публикация Лигой наций в 1924 г. данных о платежных балансах 13 стран за 1922 г. положила начало международному сопоставлению этих показа­телей. В 1927 г. Лигой наций были предложены схема и ряд рекомендаций, в которых за образец брались главным образом платежные балансы США и Англии.

В результате уточнений, внесенных экспертами Лиги наций, была создана схема составления платежного баланса, которая в 1947 г. была опубликована как документ ООН. Он стал итогом деятельности Лиги наций в указанной области, одновременно послужив базой для разработки формы и принципов составления платежного баланса Международным валютным фондом.

МВФ продолжал разработку методики унификации схемы пла­тежного баланса, результаты которой находят отражение в пери­одически переиздаваемом Руководстве по платежному балансу. В настоящее время публикации платежных балансов стран - членов МВФ осуществляются на основе правил, содержащихся в издании Руководства 1993 г. Предложенная МВФ схема в общих чертах повторяет принятую систему построения статей платежных балансов ведущих стран, но с некоторыми модификациями, кото­рые делают эту схему универсальной и позволяют сравнивать и анализировать платежные балансы не только развитых, но и раз­вивающихся государств, а также государств, осуществляющих переход к рыночной экономике.

Классификация статей платежного баланса по методике МВФ

А. Текущие операции

Товары

Услуги

Доходы от инвестиций

Прочие услуги и доходы

Частные односторонние переводы

Официальные односторонние переводы

Итог: А. Баланс текущих операций В. Прямые инвестиции и прочий долгосрочный капитал

Прямые инвестиции

Портфельные инвестиции

Прочий долгосрочный капитал

Итог: А + В (соответствует концепции базисного баланса в США) С. Краткосрочный капитал D. Ошибки и пропуски

Итог: А + В + С + D (соответствует концепции ликвидности

в США) Е. Компенсирующие статьи

Переоценка золото-валютных резервов, распределение и использова­ние СДР

F. Чрезвычайное финансирование

G. Обязательства, образующие валютные резервы иностранных офици­альных органов

Итог: A+B+C+D+E+F+G (соответствует концепции

официальных расчетов в США) Н. Итоговое изменение резервов СДР

Резервная позиция в МВФ

Иностранная валюта

Прочие требования

Кредиты МВФ

Принятая МВФ система классификации статей платежного ба­ланса используется странами-членами Фонда, включая Россию, как основа национальных методов классификации. При этом хара­ктер международных расчетов отдельных стран диктует и особен­ности составления ими платежных балансов. Платежные балансы развитых и развивающихся стран существенно различаются по содержанию. Есть и особенности в расчетах отдельных стран, которые находят отражение в платежных балансах. Для стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и раз­вития (ОЭСР), характерна система составления платежных балан­сов на основе методов, принятых в США и других ведущих странах, которые отличаются от схемы, рекомендованной МВФ, в некоторых деталях.

Схемы платежного баланса, принятые в настоящее время МВФ и ОЭСР, учитывают общие черты, свойственные всем развитым странам, и предоставляют каждой из них возможность вносить свои с учетом специфических финансовых операций. Как правило, такие особенности связаны с методами измерения сальдо платеж­ного баланса и его покрытия. Россия после своего вступления в МВФ также регулярно публикует свой платежный баланс.




Навигация

« ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС—ОТРАЖЕНИЕ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ СТРАНЫ



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании