РЫНОЧНОЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ ФОРМЫ


 Как свидетельствует мировой опыт, в условиях рыночной эконо­мики осуществляется рыночное и государственное регулирование международных валютных отношений. На валютном рынке формируются спрос и предложение валют и их курсовое соотношение. Рыночное регулирование подчинено закону стоимости, закону спроса и предложения. Действие этих законов в условиях кон­куренции на валютных рынках обеспечивает относительную эк­вивалентность обмена валют, соответствие международных фина­нсовых потоков потребностям мирового хозяйства, связанным с движением товаров, услуг, капиталов, кредитов. Через ценовой механизм и сигналы динамики валютного курса на рынке эконо­мические агенты узнают о запросах покупателей валют и возможностях их предложения. Тем самым рынок выступает как источник информации о состоянии валютных операций.

Однако государство издавна вмешивалось в валютные отноше­ния - вначале косвенно, а затем непосредственно, учитывая их важную роль в мирохозяйственных связях. С отменой золотого стандарта в 30-х годах XX в. перестал действовать механизм золотых точек как стихийный регулятор валютного курса. Значи­тельные и резкие колебания курсовых соотношений и валютные кризисы отрицательно влияют на национальную и мировую эко­номику, вызывая тяжелые социально-экономические последствия.

Рыночное и государственное валютное регулирование дополня­ют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития, а второе направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений. Граница между этими двумя регуляторами определяется выгода­ми и потерями в конкретной ситуации. Поэтому соотношение между ними часто меняется. В условиях кризисных потрясений, войн, послевоенной разрухи преобладает государственное валют­ное регулирование, порой весьма жесткое. При улучшении валютно-экономического положения происходит либерализация валют­ных операций, поощряется рыночная конкуренция в этой сфере. Но государство всегда сохраняет валютный контроль в целях регламентации и надзора за валютными отношениями.

В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная политика - совокупность мероприятий, осу­ществляемых в сфере международных валютных и других эконо­мических отношений в соответствии с текущими и стратегичес­кими целями страны. Она направлена на достижение главных целей экономической политики в рамках «магического много­угольника»: обеспечить устойчивость экономического роста, сдер­жать рост безработицы и инфляции, поддержать равновесие пла­тежного баланса.

Направление и формы валютной политики определяются валютно-экономическим положением стран, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене. На разных ис­торических этапах на первый план выдвигаются конкретные за­дачи валютной политики: преодоление валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации; валютные ограничения, пе­реход к конвертируемости валюты, либерализация валютных опе­раций и др. Валютная политика отражает принципы взаимоот­ношений стран: партнерство и разногласия, порождающие диск­риминацию более слабых партнеров, в первую очередь развивающихся стран, вмешательство во внутренние дела других государств.

Обоснованием валютной политики служит определенная те­ория, возведенная в ранг официальной догмы. Юридически ва­лютная политика оформляется валютным законодательством - совокупностью правовых норм, регулирующих порядок соверше­ния операций с валютными ценностями в стране и за ее пределами, а также валютными соглашениями - двухсторонними и много­сторонними - между государствами по валютным проблемам. Историческим предшественником современных валютных согла­шений являлся Латинский монетный союз (1865- 1926гг.), целью которого было установление единой денежной единицы стран-членов, причем монеты одной страны считались законным пла­тежным средством в других государствах. Парижское соглашение 1857 г. оформило создание первой мировой валютной системы - золото-монетного стандарта. Далее Генуэзская конференция 1922г. оформила создание золото-девизного стандарта. Бреттонвудское соглашение 1944 г. закрепило принципы послевоенной валютной системы. Ямайское валютное соглашение установило принципы современной мировой валютной системы. В рамках региональных объединений также заключаются валютные согла­шения, например о создании ЕВС (1979 г.), Европейского экономи­ческого и валютного союза с единой валютой - евро - на рубеже XX и XXI в.

Одним из средств реализации валютной политики является валютное регулирование - регламентация государством между­народных расчетов и порядка проведения валютных операций; осуществляется на национальном, межгосударственном и реги­ональном уровнях. Прямое валютное регулирование реализуется путем законодательных актов и действий исполнительной власти, косвенное - с использованием экономических, в частности валютно-кредитных, методов воздействия на поведение экономических агентов рынка. Глобализация хозяйственных связей способствова­ла развитию межгосударственного валютного регулирования. Оно преследует следующие цели: регламентацию структурных принци­пов мировой валютной системы, координацию валютной полити­ки отдельных стран, совместные меры по преодолению валютного кризиса, согласование валютной политики ведущих держав по отношению к другим странам. Региональное валютное регулиро­вание осуществляется в рамках экономических интеграционных объединений, например в ЕС, в региональных группировках раз­вивающихся стран.

Валютная политика определяет подготовку, принятие и ре­ализацию решений по валютным проблемам. Регулирование ва­лютных отношений включает несколько уровней:

  • частные предприятия, в первую очередь национальные и международные банки и корпорации, которые располагают ог­ромными валютными ресурсами и активно участвуют в валютных операциях;
  • национальное государство (министерство финансов, цент­ральный банк, органы валютного контроля);
  • на межгосударственном уровне.

Межгосударственное регулирование в форме координации ва­лютной, кредитной и финансовой политики обусловлено следу­ющими причинами.

1. Усиление взаимозависимости национальных экономик, включая валютные, кредитные, финансовые отношения.

2. Изменение соотношения между рыночным и государствен­ным регулированием в пользу рынка в условиях либерализации хозяйственных отношений.

3. Изменение расстановки сил на мировой арене; безраздель­ное лидерство США сменилось господством трех центров партнер­ства и соперничества - США, Западной Европы, Японии. К тому же появились молодые конкуренты - новые индустриальные государства.

4. Огромные масштабы мировых валютных, кредитных, фина­нсовых рынков, которые отличаются нестабильностью в связи с колебаниями валютных курсов, процентных ставок, периодичес­кими нефтяными шоками, биржевыми, валютными, банковскими кризисами и т.д.

Абсолютно автономная национальная экономическая полити­ка, в том числе валютная, кредитная, финансовая, несовместима с развитием взаимозависимости стран и их интеграцией в мировое хозяйство.

Органом межгосударственного валютного регулирования яв­ляются МВФ, а с середины 70-х годов также регулярные совеща­ния на высшем уровне с ограниченным числом участников. Одним из побудительных мотивов их проведения в свое время послужил мировой энергетический кризис; необходимо было принять со­гласованные меры по ограничению отрицательных последствий повышения цен на нефть для наиболее развитых стран. С тех пор на совещаниях в верхах обсуждаются актуальные мировые эконо­мические и политические проблемы. Подобная встреча «в верхах» впервые была проведена в ноябре 1975 г. в Рамбуйе (Франция) с участием шести ведущих государств; с 1976 г. практикуются ежегодные совещания «семерки» (США, Японии, ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Канады). Одной из обсуждаемых про­блем стало оказание помощи начавшимся в России с 1991 г. реформам по переходу к рыночной экономике. Но в 1992 - 1996 гг. участие России в заседаниях «семерки» было ограничено. В Денвере (1997 г.) впервые была повестка дня для «восьми», хотя вопросы макроэкономики и мировых финансов обсуждались без России. На совещании в Бирмингеме (май 1998 г.), где принято решение об оказании срочной финансовой помощи странам Юго-Восточной Азии в связи с глубоким финансовым и валютным кризисом в этом регионе, «семерка» («G-7») была официально провозглашена как «восьмерка» («G-8»), однако Россия остается нетипичным участником этого «закрытого клуба», у которого нет ни устава, ни штаб-квартиры. Ключевые мировые проблемы обсуждаются без российского участия, пока Россия не стала эконо­мически развитой страной и не может оказать позитивное воздей­ствие на финансово-экономическую ситуацию в мире.

Основные причины регулярных встреч на высшем уровне коре­нятся в глобализации хозяйственных связей, нестабильности эко­номического и политического развития стран, партнерстве, проти­воречиях. Постоянные консультации глав государств преследуют цель выработать единую экономическую и политическую страте­гию. Встречам в верхах обычно предшествует подготовительная работа на национальном уровне (консультации представителей государства и предприятий по вопросам, обсуждаемым на эко­номическом совещании) и на международных встречах (коор­динационные совещания представителей правительств, проводи­мые три-четыре раза в год с целью выработки предварительного решения путем устранения противоречий и достижения компро­миссов).

Международные совещания «в верхах» - составной элемент сложившейся системы взаимодействия развитых стран во всех сферах экономики и политики. На этих совещаниях традиционно проявляются две тенденции - партнерство и разногласия.

Валютная политика в зависимости от ее целей и форм подраз­деляется на структурную и текущую. Структурная валютная политика - совокупность долгосрочных мероприятий, направлен­ных на осуществление структурных изменений в мировой валют­ной системе. Она реализуется в форме валютных реформ, прово­димых в целях совершенствования ее принципов в интересах всех стран, и сопровождается борьбой за привилегии для отдельных валют. Структурная валютная политика оказывает влияние на текущую политику. Текущая валютная политика - совокупность краткосрочных мер, направленных на повседневное, оперативное регулирование валютного курса, валютных операций, деятельно­сти валютного рынка и рынка золота.

Формы валютной политики. Применяются следующие основные ее формы: дисконтная, девизная политика и ее разновидность - валютная интервенция, диверсификация валютных резервов, ва­лютные ограничения, регулирование степени конвертируемости валюты, режима валютного курса, девальвация, ревальвация.

Дисконтная политика (учетная) - изменение учетной ставки центрального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капиталов, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса - с другой. Например, при пассивном платежном балансе в условиях относи­тельно свободного передвижения капиталов повышение учетной ставки может стимулировать приток капиталов из стран, где более низкая процентная ставка, и сдерживать отлив национальных ка­питалов, что способствует улучшению состояния платежного ба­ланса и повышению валютного курса. Понижая официальную ставку, центральный банк рассчитывает на отлив национальных и иностранных капиталов в целях уменьшения активного сальдо платежного баланса и снижения курса своей валюты.

В современных условиях эффективность дисконтной политики снизилась. Это объясняется прежде всего противоречивостью ее внутренних и внешних целей. Если процентные ставки снижаются в целях оживления конъюнктуры, то это отрицательно влияет на платежный баланс, если вызывает отлив капиталов. Повышение учетной ставки в целях улучшения платежного баланса отрицате­льно влияет на экономику, если она находится в состоянии застоя. Результативность дисконтной политики зависит от притока в страну иностранного капитала, но в условиях нестабильности процентные ставки не всегда определяют движение капиталов. Регулирование международного движения капиталов и кредитов также ослабляет воздействие учетной политики на платежный баланс. Отсюда вытекают кратковременность и сравнительно низ­кая эффективность дисконтной политики. Дисконтная политика ведущих стран, в первую очередь США, отрицательно влияет на конкурентов, которые вынуждены повышать или снижать про­центные ставки вопреки национальным интересам. В итоге пери­одически разгорается война процентных ставок.

В 30-40-е годы центральные банки в соответствии с кейнсианскими рекомендациями проводили политику «дешевых денег», низ­ких процентных ставок. Так, переучетная ставка Банка Англии сохранялась на уровне 2% в 1932-1952 гг.. Федеральной резерв­ной системы (ФРС) США - 1% в 1937-1948 гг. С 50-х годов происходит активизация дисконтной политики под влиянием ряда факторов: введения обратимости валют, либерализации междуна­родных валютно-кредитных отношений, развития рынка еврова­лют, ускорения перемещения капиталов, в том числе нефтедол­ларов, между странами. В связи с усилением глобализации хозяй­ственных связей центральные банки вынуждены учитывать эволюцию учетных ставок в других странах. Например, в начале 80-х годов ФРС США повысила процентную ставку с целью сдержать кредитную экспансию и инфляцию в стране, а также укрепить курс доллара. Это вызвало цепную реакцию в виде повышения процентных ставок и снижения курса валют, «бегства» капиталов из стран Западной Европы, которые стали жертвой протекционистской политики США. В этих странах уменьшились капиталовложения и возросла безработица. С середины 80-х и в начале 90-х годов уровень процентных ставок в США ниже, чем в Западной Европе и Японии.

Девизная политика - метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи государственными органами ино­странной валюты (девиз). В целях повышения курса национальной валюты центральный банк продает, а для снижения - скупает иностранную валюту в обмен на национальную. Девизная полити­ка осуществляется преимущественно в форме валютной интервен­ции, т. е. вмешательства центрального банка в операции на валют­ном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты. Ее характерные чер­ты - относительно крупные масштабы и сравнительно краткий период применения. Валютная интервенция осуществляется за счет официальных золото-валютных резервов или краткосрочных взаимных кредитов центральных банков в национальных валютах по межбанковским соглашениям «своп».

Валютная интервенция стала применяться с XIX в. Например, Госбанк России, Австро-Венгерский банк прибегали к ней для поддержания курса национальной валюты. После отмены золото­го монометаллизма валютная интервенция получила широкое рас­пространение. В условиях мирового экономического кризиса в 1929-1933 гг. центральные банки использовали валютную ин­тервенцию с целью снижения курса своей валюты для содействия валютному демпингу.

Материальной базой проведения валютной интервенции слу­жили созданные в 30-х годах в США, Великобритании, Франции, Италии, Канаде и других странах валютные стабилизационные фонды - государственные фонды в золоте, иностранной и наци­ональной валютах, используемые для валютной интервенции в це­лях регулирования валютного курса. В современных условиях назначение и роль этих фондов имеют особенности в отдельных странах. Во Франции это целевой фонд, выделенный в рамках официальных золото-валютных резервов. Банк Франции не пуб­ликует данных о его размерах, чтобы не раскрывать характер и масштабы своих интервенционных операций. В США валютный стабилизационный фонд утратил реальное значение (его объем в 2 млрд долл. остается неизменным с момента создания в 1934г.), так как федеральные резервные банки осуществляют валютную интервенцию в основном за счет кредитов иностранных центральных банков по соглашениям «своп». В Великобритании валютный стабилизационный фонд ныне объединяет все официальные золо­то-валютные резервы страны.

Новым явлением после второй мировой войны стало создание межгосударственного органа валютного регулирования - МВФ, а также регионального - ЕФВС, который в 1994 г. заменен Европейским валютным институтом, а с июля 1998 г. - Европейс­ким центральным банком.

В рамках Бреттонвудской системы валютная интервенция си­стематически проводилась в целях поддержания фиксированных валютных курсов. Поскольку основной валютой интервенции был доллар, тем самым США возложили на другие страны заботу о поддержании его курса. С переходом к плавающим курсам в Ямайской системе валютная интервенция направлена на сглажи­вание резких курсовых колебаний. В ЕВС валютная интервенция применяется для поддержки валютных курсов в установленных пределах их колебаний. В качестве интервенционной валюты стала использоваться наряду с долларом немецкая марка.

С середины 70-х годов иногда применяется коллективная ва­лютная интервенция центральных банков ряда стран. В мае 1974г. подписано Базельское соглашение о коллективной интервенции США, ФРГ, Швейцарии, к которому в феврале 1975 г. присо­единилась Франция. На совещании в Рамбуйе (1975 г.) главы правительств шести стран подтвердили необходимость совмест­ной валютной политики и взаимной поддержки. С декабря 1975 г. страны «группы десяти» проводили совместно валютную интервен­цию на основе соглашений «своп». С 1985 г. пять ведущих промышленно развитых стран периодически осуществляют совместную валютную интервенцию в целях регулирования курса ведущих валют. Девизная политика непосредственно влияет на валютный курс, но временно и в ограниченных масштабах. Огромные затра­ты на валютную интервенцию не всегда обеспечивают стабилиза­цию валютных курсов, если рыночные факторы курсообразования сильнее государственного регулирования. Например, Банк Японии продал на валютном рынке более 21 млрд долл. (10% валютных резервов) в апреле 1998 г., но не сдержал падение курса иены до рекордно низкого за предыдущие 8 лет уровня (1380 иен за долл.) и решил ограничить валютную интервенцию.

Диверсификация валютных резервов - политика государств, банков, ТНК, направленная на регулирование структуры валют­ных резервов путем включения в их состав разных валют с целью обеспечить международные расчеты, проведение валютной интер­венции и защиту от валютных потерь. Эта политика обычно осуществляется путем продажи нестабильных валют и покупки более устойчивых, а также валют, необходимых для международ­ных расчетов. Нестабильность доллара США обусловила колеба­ние его доли в официальных валютных резервах капиталистичес­кого мира (84,5% - в 1973 г., 71,4% - в 1982 г., около 60% - в 90-х гг.). Постепенно повышается доля марки ФРГ (20% в 1998г.), японской иены, швейцарского франка в официальных резервах в условиях относительного укрепления их позиций.

Режим валютных паритетов и валютных курсов является объектом национального и межгосударственного регулирования. В соответствии с Бреттонвудским соглашением страны фиксиро­вали в МВФ курсы национальных валют на основе рыночного курса по отношению к доллару и в соответствии с официальной ценой золота (35 долл. за тройскую унцию) установили золотое содержание валют. Государства - члены Фонда обязались не допускать отклонений курса своих валют на рынке свыше ± 1 % от паритета (по Европейскому валютному соглашению ±0,75% для стран Западной Европы). При режиме фиксированных валютных курсов периодически возникали «курсовые перекосы» - расхожде­ние официального и рыночного курсов валют, что обостряло валютные противоречия.

После девальвации доллара США в декабре 1971 г. были расширены пределы колебаний валютных курсов до 4:2,25% (Смитсоновское соглашение). Одновременно был введен центральный курс - условный расчетный курс. С прекращением размена доллара на золото для иностранных центральных банков в ав­густе 1971 г. большинство стран перешли к плавающим валют­ным курсам, что было закреплено Парижским совещанием «груп­пы десяти» 16 марта 1973 г.

Страны ЕС ввели режим «европейской валютной змеи» - ре­жим совместно колеблющихся валютных курсов при узких пре­делах их взаимных колебаний. Вначале (апрель 1972 г. - март 1973 г.) применялся режим «змеи в туннеле». В графическом изображении «змея» обозначала узкие пределы колебаний курсов валют шести стран ЕС (ФРГ, Франции, Италии, Нидерландов, Бельгии, Люксембурга) между собой (± 1,125%), а «туннель» - внешние пределы их совместного плавания к доллару и другим валютам (±2,25%). «Европейская валютная змея» как бы сим­волизировала солидарность коллективно плавающих европейских валют. С отменой «туннеля» с 19 марта 1973 г. были сохранены пределы колебаний курсов ряда валют между собой (±1,25%, а с января 1976 г. ±4,5%, с 1993 г. ±15%). Если курс валюты страны опускался ниже этого предела, центральный банк был обязан осуществлять валютную интервенцию - скупать наци­ональную валюту на иностранную. Колебания определялись че­рез кросс-курс с участием доллара в качестве промежуточного соизмерителя курсов. Для координации валютной интервенции, регулирования: расчетов и взаимной кредитной поддержки был создан ЕФВС (1973-1995 гг.), а затем Европейский валютный институт (1994 г.), с июля 1998 г. - Европейский центральный банк.

Состав участников «европейской валютной змеи» расширялся: в мае 1972 г. к ней присоединились Великобритания, Ирландия, Дания, а с марта 1973 г. - Норвегия, Швеция. Однако этот состав оказался нестабильным: постепенно из него вышли все перечис­ленные страны, кроме Дании. Франция дважды покидала «змею» (19 января 1974 г. и 16 марта 1976 г.) и один раз возвращалась (9 июля 1975 г.). Причиной частых выходов стран из системы являлось их нежелание тратить золото-валютные резервы для поддержания узких пределов колебаний курса своих валют. После утверждения в мае 1998 г. состава зоны евро (11 из 15 стран ЕС) введена жесткая взаимная связанность курсов их валют до января 1999 г. во избежание осложнений перехода к единой валюте - евро. Одновременно сближены процентные ставки. Европейский центральный банк устанавливает единые валютные курсы и про­центные ставки, отдавая приоритет общим целям ЕС по сравне­нию с национальными интересами.

В мире существует около десятка режимов валютного курса, поскольку измененный Устав МВФ (1978 г.) предоставил странам-членам свободу их выбора.

В конце 90-х годов 51 валюта плавала самостоятельно (США, Великобритания, Швейцария, Япония, Канада и др.,) в 49 странах практиковалось регулируемое плавание курса (Бразилия, Венгрия, Китай, Россия и ряд стран СНГ), 20 валют привязаны к доллару США, 14 - к французскому франку, 4 - к СДР, 12 валют - к ЭКЮ (до перехода к евро), 18 - к различным валютным корзинам.

Двойной валютный рынок - форма валютной политики, зани­мающая промежуточное место между режимами фиксированных и плавающих валютных курсов; введен в начале 70-х годов в Бель­гии, Италии, Франции. Сущность его заключается в делении ва­лютного рынка на две части: по коммерческим операциям и услу­гам применяется официальный валютный курс; по финансовым (движение капиталов, кредитов и др.) - рыночный. Заниженный курс по коммерческим сделкам используется для стимулирования экспорта товаров и выравнивания платежного баланса. Когда расхождения коммерческого и финансового курсов были значи­тельны, центральный банк осуществлял валютную интервенцию, чтобы их выравнять. Двойной валютный рынок обеспечивал неко­торую экономию валютных резервов, так как уменьшилась потре­бность в валютной интервенции. С переходом к плавающим ва­лютным курсам двойной валютный рынок был ликвидирован в Италии в 1973 г и Франции в 1974 г., позднее в Бельгии и применяется лишь в некоторых развивающихся странах.

Девальвация и ревальвация - традиционные методы валют­ной политики. Девальвация - снижение курса национальной валю­ты по отношению к иностранным валютам или международным валютным единицам, ранее и к золоту. Ее объективной основой является завышение официального валютного курса по сравнению с рыночным. Ревальвация - повышение курса национальной ва­люты по отношению к иностранным валютам или международ­ным счетным валютным единицам, ранее и к золоту.

Эволюция понятий девальвации и ревальвации отражает изме­нения в экономике, в том числе в денежно-кредитной и валютной системах. При золотом стандарте девальвация означала снижение, а ревальвация - повышение государством официального золото­го содержания денежной единицы, служила методом не только валютной, но и денежной стабилизации. С крахом золотого стан­дарта в результате мирового экономического кризиса 1929- 1933 гг. до отмены золотых паритетов в 1976-1978 гг. деваль­вация и ревальвация сопровождались изменением золотого содер­жания и курса национальных валют к иностранным валютам. В условиях плавающих валютных курсов они происходят повсед­невно стихийно на рынке, и лишь периодически законодательно фиксируется официально изменение курсов по отношению к ино­странным валютам. Так, с 1979 по 1993 г. в ЕВС 16 раз официально проводились ревальвации и девальвации. Термин «девальвация» в современном понимании означает также относитель­но длительное и значительное снижение рыночного курса валюты.

2. Международный кредит. Американским должникам выгод­но расплачиваться по задолженности в фунтах стерлингов, так как им меньше приходится затрачивать долларов на погашение долга: при погашении долга в 5 млн ф. ст. выгода равна 2 млн долл. (5 млн ф. ст. умножим на курсовую разницу 0,4). Но американские кредиторы несут убытки, так как получают номинально прежнюю, а реально меньшую сумму в девальвированной валюте: при тре­бованиях кредитора США в 10 млн ф. ст. потери составят 4 млн долл. Несут убытки также владельцы наличной девальвированной валюты и стерлинговых счетов. Различаются агрессивные и обо­ронительные девальвации и ревальвации.

Результаты девальвации и ревальвации зависят от конкретных условий и проявляются через определенное время (лаг), если не противодействуют иные факторы. Так, девальвация доллара в 1971 г. способствовала активизации платежного баланса США лишь в 1973 г., когда было повторное снижение его курса. Валют­ная политика США, направленная на повышение курса доллара (фактически на 80% в 1980-1984 гг.), принесла им выгоды в виде притока иностранных капиталов и дешевых товаров, что способ­ствовало снижению темпа инфляции.

Девальвация способствует росту цен и снижению жизненного уровня трудящихся, а ревальвация - увеличению безработицы в отраслях, которые не выдерживают конкуренции с дешевыми иностранными товарами. Девальвация вызывает обострение кон­курентной борьбы между странами. Потери стран Западной Ев­ропы от двух девальваций доллара составили около 10 млрд долл. Развивающиеся страны несут убытки от девальваций ведущих валют.

В валютной политике переплетаются две противоположные тен­денции: координация действий, поиск совместных путей решения валютных проблем, разногласия в силу стремления каждой страны получить преимущества за счет других, навязать им свою волю. В этой связи периодически вспыхивает валютная война стран за рынки сбыта, сферы приложения капиталов, источники сырья путем различных форм валютной политики. В этой борьбе используются девальвация и ревальвация, множественность режимов валютных курсов, валютная интервенция, валютные ограничения.




Навигация



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании