ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ


 Национальная валютная система России представляет собой госу­дарственно-правовую форму организации и регулирования ее ва­лютно-кредитных и финансовых взаимоотношений с другими странами. Она является составной частью денежной системы стра­ны. Эта система находится в процессе становления и окончательно еще не сформировалась. Однако ее контуры и основные тенденции выявились достаточно определенно. В конце 90-х годов российский институциональный валютный механизм по основным пара­метрам практически приблизился к критериям, присущим странам Запада.

Национальная валютная система России образована с учетом структурных принципов мировой валютной системы, поскольку страна стремится к интеграции в международные финансовые механизмы и вступила в июне 1992 г. в МВФ. Признание устава Фонда налагает на нее определенные обязательства, касающиеся устройства ее валютной системы. Рассмотрим основные элементы современной валютной системы России.

1. Основой валютной системы является национальная денеж­ная единица - российский рубль, введенный в обращение в 1993г. и заменивший рубль СССР. Тем самым было завершено обособ­ление национальной денежной и валютной систем России от де­нежных и валютных систем республик бывшего СССР, в обраще­нии которых до введения национальных денежных единиц остава­лись советские рубли. В 1998 г. рубль был деноминирован по соотношению 1:1000, в связи с чем старые банкноты и монеты заменили новыми.

Законодательно установленное весовое количество золота в со­ветском рубле (1922-1992 гг.) приобрело искусственный характер и было отменено. Это соответствует ныне действующему уставу МВФ, который запрещает фиксировать золотое содержание де­нежных единиц.

2. С начала осуществления экономических реформ Россия фак­тически ввела внутреннюю, т.е. только для резидентов (юридичес­ких и физических лиц данной страны), конвертируемость рубля по текущим операциям платежного баланса. При этом по финан­совым операциям резидентов были установлены валютные огра­ничения. Ограничивались также валютные операции нерезидентов. Обращение рублевых средств за рубежом, а также котировки рубля иностранными банками считались в соответствии с валют­ным законодательством России незаконными.

С июня 1996 г. Россия официально приняла на себя в полном объеме обязательства, налагаемые на страны - члены МВФ Статьей VIII (разделы 2, 3, 4) устава Фонда. Эта статья требует от стран-членов устранить валютные ограничения и ввести кон­вертируемость национальных валют по международным теку­щим операциям, не прибегать к практике множественности ва­лютных курсов, не принимать участия в дискриминационных ва­лютных соглашениях. Присоединение России к Статье VIII пред­полагает распространение сферы конвертируемости рубля по те­кущим операциям на нерезидентов. В то же время экспортеры России обязаны продавать часть (50%, с начала 1999 г. - 75%) валютной выручки на внутреннем валютном рынке по рыноч­ному курсу.

3. Валютный курс рубля официально не привязан к какой-либо западной валюте и валютной корзине. В России введен режим плавающего валютного курса, который складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах страны, прежде всего на ММВБ. Применяется прямая котировка, т.е. единица иностранной валюты выражается в опре­деленном количестве рублей. С июля 1995 г. по август 1998 г. функционировал режим валютного коридора: колебания рыноч­ного курса рубля по отношению к доллару США ограничивались официально устанавливаемыми пределами, которые поддержива­лись Центральным банком РФ с помощью интервенций на валют­ном рынке. Границы этого коридора несколько раз сдвигались в сторону понижения курса рубля. После кризиса 17 августа 1998г. валютный коридор был отменен, и курс рубля вновь стал сво­бодно плавающим.

С июля 1992 г. введен единый официальный курс рубля к долла­ру, который используется для целей статистики и определения размеров таможенных платежей в бюджет. До 17 мая 1996 г. он фиксировался по результатам торгов на ММВБ, а с этого момента стал ежедневно самостоятельно устанавливаться Центральным банком РФ на базе текущих рыночных котировок рубля и опреде­ляться как средняя величина между курсами покупки и продажи по операциям Банка России на межбанковском рынке. После валют­ного кризиса 17 августа 1998 г. Центральный банк РФ вновь отказался от установления собственных курсов покупки и продажи и начал ежедневно объявлять официальный курс по итогам утрен­ней специальной торговой сессии на ММВБ, а с 29 июня 1999 г. по итогам единой торговой сессии. Курс других валют определяется на основе кросс-курса. При этом в качестве промежуточного показа­теля используются курсы этих валют к доллару.

4. Элементом валютной системы России является регулирова­ние международной валютной ликвидности, т.е. в первую очередь официальных золото-валютных резервов, которые используются для обеспечения межгосударственных расчетов и регулирования валютного курса рубля. Эти резервы находятся во владении и рас­поряжении Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ. Величина золото-валютных резервов и их структура постоянно колеблются в зависимости от состояния платежного баланса и ко­нъюнктуры валютного рынка. Наибольшей величины их объем достиг в середине 1997 г. (24,6 млрд долл.). В связи с финансовым и валютным кризисами он сократился практически вдвое (в начале 1999 г. около 12 млрд долл.).

В составе валютных резервов Банка России приблизительно 75% приходятся на доллары США, 20% - немецкие марки и 5% - на другие валюты; эти средства размещены главным образом в первоклассные государственные кратко- и среднесрочные ценные бумаги США и ФРГ. В связи с введением с 1999 г. единой денежной единицы ЕС - евро, можно предположить, что Банк России станет использовать ее наряду с долларом в качестве резервной валюты. Валютные резервы страны включают также кредиты международных организаций и правительств других стран, поступившие в Министерство финансов РФ. В среднем треть официальных резервов составляет золотой запас. Он исполь­зуется для пополнения валютных резервов путем продаж золота на мировом рынке, получения кредитов под залог золота, а также операций «своп». Помимо золота и иностранной валюты между­народные ликвидные резервы России включают также резервную позицию в МВФ в размере 1,2 млрд долл. на 30 апреля 1998 г. (21,47% квоты), которая была использована после вступления России в Фонд, и счет в СДР (на 1 июля 1998 г. - 253 млн долл., к началу 1999 г. полностью израсходован). В сентябре 1997 г. МВФ принял решение о новом, одноразовом выпуске СДР. Доля России в нем составляет 1264,4 млн (1,8 млрд долл.).

5. Что касается следующего элемента валютной системы - международных кредитных средств обращения, то наша страна давно руководствуется унифицированными международными нормами, ко­торые регламентируют использование, в частности, векселей и чеков.

6. Регламентация международных расчетов России также осу­ществляется в соответствии с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов и инкассо.

7. Институциональная структура и режим валютного рынка России определяются ее валютным законодательством. Согласно Закону «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г., а также другим законам и правовым актам, операции на валютном рынке могут осуществляться только через уполномоченные коммерческие банки, имеющие лицензии Банка России. Помимо банков на валютном рынке действуют восемь валютных бирж, ведущее место среди которых принадлежит ММВБ. Эти биржи объединяет Ассоциация валютных бирж России.

Достигнув пика в 1995 г., биржевой валютный оборот стал сокращаться при одновременном резком расширении прямых межбанковских сделок, что соответствует мировой практике. По имеющимся оценкам, до финансового и валютного кризисов 1997-1998 гг. биржевой оборот составлял 2-3% объема валют­ных операций. Кризисные потрясения парализовали межбанковс­кий рынок. Валютные операции в подавляющей части вновь вер­нулись на биржи. Однако по мере стабилизации экономики, в том числе банковской системы, следует ожидать возврата к докризисной структуре валютного рынка.

8. В России формируется внутренний рынок золота, драгоцен­ных металлов и драгоценных камней. До рыночных реформ такой рынок отсутствовал. Все вновь добытые драгоценные металлы монопольно приобретались специальным государственным орга­ном - Гохраном - по устанавливаемой государством фиксиро­ванной цене. Скупка золотых и серебряных изделий и лома у насе­ления производилась через сеть специальных скупочных пунктов. Изделия из золота и серебра продавались в государственных ювелирных магазинах. Однако золото сохраняло за собой роль валютного металла. Признанием этого наряду с наличием госуда­рственного золотого запаса явился выпуск Министерством финан­сов РФ в 1993 г. золотых сертификатов, каждый из которых был обеспечен 10 кг золота 0,9999 пробы. Цена таких сертификатов корректировалась с учетом изменения цены золота на Лондонском рынке и курса рубля к доллару.

Юридическую базу для оформления рынка драгоценных ме­таллов и камней образуют Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», вступивший в силу 26 марта 1998 г., а также указы Президента, в частности «О некоторых мерах по либерализации экспорта из Российской Федерации аффини­рованного золота и серебра» от 23 июля 1997 г., ряд поста­новлений Правительства и нормативных документов Централь­ного банка РФ. Согласно всем этим документам коммерческим банкам и физическим лицам предоставлено право приобретения, хранения и продажи золота, серебра и платины. Банк России ежедневно проводит операции по купле-продаже драгоценных металлов; при этом используются цены в рублях, основанные на ценах лондонского рынка и пересчитанные в рубли по текущему официальному курсу. В 1997 г. коммерческие банки получили право самостоятельно осуществлять экспорт золота и серебра. Предполагается учредить в стране специализированную биржу по торговле драгоценными металлами.

9. В России сложился правовой и институциональный меха­низм регламентации деятельности национальных органов управ­ления валютными отношениями, проведения валютной политики и валютного регулирования. Это регулирование осуществляется по трем главным направлениям.

Во-первых, формируется и постоянно обновляется законода­тельная и нормативная база внешних валютно-кредитных и фина­нсовых отношений. Руководство валютной политикой осуществ­ляют Президент, Правительство, Государственная Дума и Совет Федерации. Они принимают законодательные акты в сфере валют­ных отношений, обеспечивают их соблюдение, распределяют пол­номочия и функции по управлению и регулированию. Законода­тельные акты конкретизируются и дополняются постановлениями Правительства, инструктивными документами Центрального бан­ка РФ и других ведомств. Валютное законодательство России регулирует порядок проведения операций в национальной и ино­странной валюте (куплю-продажу, ввоз и вывоз, право владения и т.д.), формирование валютных фондов, осуществление валют­ного контроля. Практически валютную политику проводят в жизнь Центральный банк РФ, Министерство финансов. Мини­стерство экономики. Федеральная служба по валютному и экс­портному контролю. Государственный таможенный комитет. Главный исполнительный орган валютного регулирования - Банк России - осуществляет валютное регулирование с помощью различных нормативных документов (инструкции, циркулярные письма и т.д.), выдает лицензии коммерческим банкам на право проведения валютных операций, контролирует эти операции, вво­дит ограничения внешних заимствований.

Во-вторых, функционирует механизм повседневного валютного контроля, перед которым поставлена цель обеспечивать соблюдение участниками внешнеэкономической деятельности ва­лютного законодательства, прежде всего установленных ограниче­ний на переводы капиталов. Центральный банк РФ и Правительст­во РФ, являющиеся органами валютного контроля, а также высту­пающие в роли агентов валютного контроля Федеральная служба по валютному и экспортному контролю, Государственный тамо­женный комитет и другие ведомства добиваются, с одной стороны, полного и своевременного поступления экспортной выручки в Рос­сию, а с другой - обеспечения обоснованности платежей в ино­странной валюте за импортируемые товары. Непосредственные исполнители валютного контроля - уполномоченные коммерчес­кие банки, подотчетные Центральному банку РФ. Они имеют сеть обменных пунктов для осуществления операций с гражданами по купле-продаже наличной иностранной валюты на рубли.

В-третьих, Центральный банк РФ, а также Правительство РФ, руководствуясь поставленными целями макроэкономической по­литики, осуществляют, каждый в пределах своей компетенции, текущее оперативное воздействие на функционирование валют­ного механизма: определяют режим валютного курса рубля; регу­лируют динамику рыночного валютного курса; предпринимают меры по обеспечению достаточного уровня и наиболее эффектив­ной структуры официальных золото-валютных резервов; произ­водят погашение государственного внешнего долга; оказывают влияние на основные виды внешнеэкономической деятельности, в первую очередь торговлю товарами, услугами и движение капи­талов, на состояние платежного баланса.

На протяжении 90-х годов валютная система России постоянно совершенствовалась, продвигаясь по пути к более глубокому ин­тегрированию в мировую валютную систему. После глобального кризиса 1998 г. насущной задачей является восстановление нор­мального функционирования всех структур и механизмов управле­ния международными валютно-кредитными и финансовыми от­ношениями страны.




Навигация

« РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЕСВАЛЮТНЫЙ РЫНОК И ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ В РОССИИ »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании