ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ


 Валютная политика - относительно самостоятельная составная часть общей макроэкономической, в том числе денежно-кредитной, государственной политики России. В сложных условиях перехода к рыночной экономике она направлена на достижение главных задач страны: преодоление спада производства и обеспечение эко­номического роста, сдерживание инфляции и безработицы, поддер­жание равновесия платежного баланса. Юридически валютная по­литика оформляется валютным законодательством, которое регу­лирует порядок совершения операций с валютными ценностями.

Средством реализации валютной политики России является ва­лютное регулирование - государственная регламентация валютных отношений, издание нормативных актов, валютный контроль и опе­ративное руководство со стороны соответствующих государствен­ных органов, заключение международных валютных соглашений. Валютное регулирование в России, как и в странах с развитой рыночной экономикой, является преимущественно нормативным.

Валютная политика в России, как и в других странах, в зависи­мости от ее целей и форм имеет две основные разновидности. Одной из них является осуществление стратегических, структур­ных, долговременных изменений в национальном валютном меха­низме, другой - повседневное, оперативное регулирование теку­щей валютной конъюнктуры.

Цель стратегической, структурной политики России состоит в формировании цельной национальной валютной системы, кото­рая должна соответствовать, с одной стороны, условиям рыноч­ной экономики, а с другой - структурным принципам мировой валютной системы, зафиксированным в уставе МВФ. Это пред­полагает: 1) образование полномасштабного внутреннего валют­ного рынка; 2) формирование рынка золота и других драгоценных металлов; 3) введение свободной конвертируемости рубля по теку­щим международным операциям; 4) установление единого курса рубля по отношению к иностранным валютам; 5) преодоление долларизации экономики; 6) интегрирование национального ва­лютного механизма в мировую валютную систему, полноправное участие России в деятельности мировых финансовых организаций.

Текущая валютная политика оказывает воздействие на объем, характер и структуру рыночных операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями, на динамику валютного курса. Основными направлениями (формами, видами) этой политики России являются: во-первых, регулирование степени конвертиру­емости рубля, ослабление или ужесточение валютных ограничений; во-вторых, осуществление повседневного валютного контроля за внешнеторговыми и другими текущими операциями с целью проти­водействия «бегству» капитала за границу; в-третьих, привлечение иностранного капитала в российскую экономику; в-четвертых, упра­вление международными ликвидными (золото-валютными) резер­вами; в-пятых, установление и изменение режима валютного курса рубля; в-шестых, регулирование валютного курса.

В регулировании элементов национальной валютной системы России реализуются задачи структурной и текущей валютной по­литики. Конечная цель - оздоровление валютно-финансового положения страны, восстановление ее платежеспособности и кре­дитоспособности, укрепление рубля.

Введение конвертируемости рубля. Стратегической задачей ва­лютной политики России стало введение свободного обмена рубля на иностранные валюты. В СССР в условиях валютной монополии практически не существовало понятия «валютные права» предпри­ятий и населения. До 1987 г. валютные доходы, иностранные кредиты и резервные активы централизованно использовались в основном в форме бюджетных ассигнований в соответствии с государственным валютным планом. Гражданам СССР с конца 20-х годов было запрещено владеть иностранной валютой, откры­вать валютные счета, совершать валютные сделки, если докумен­тально не подтверждалась законность получения валюты (работа за рубежом, наследство, гонорар и т.д.).

В условиях перехода к рыночной экономике был взят курс на формирование валютного рынка и введение конвертируемости рубля. В связи с введением в августе 1986 г. валютных отчислений от валютной выручки в виде фиксированного процента, а также прямых валютных кредитов предприятиям доля централизован­ного распределения валютных ресурсов стала снижаться с 1987 г. Нормативы валютных отчислений были дифференцированы по министерствам (от 70% для машиностроения до 40% для агропро­мышленного комплекса и ниже для сырьевых отраслей) без учета разницы между предприятиями одной отрасли. Причем уровень отчислений был выше для конвертируемой валюты, чем для пе­реводного рубля, что не стимулировало торговлю в рамках СЭВ.

С началом рыночных преобразований Россия ввела внутрен­нюю конвертируемость рубля по текущим международным опера­циям. Предприятия получили право в известных пределах поку­пать и продавать иностранную валюту на рубли по рыночному курсу, владеть и распоряжаться этой валютой. Однако переход к конвертируемости рубля в полном объеме оказался в то время невозможным в связи с отсутствием объективных экономических и социальных предпосылок. Конвертируемость распространялась только на резидентов, т.е. юридические и физические лица России. Валютные операции нерезидентов подвергались ограничениям. Кроме того, обмен рублей на иностранную валюту должен был производиться только на российском рынке. Обращение рублевых средств за рубежом, а также котировки рубля иностранными банками считались незаконными.

Одновременно были существенно расширены валютные права населения. Граждане получили возможность осуществлять опера­ции с иностранной валютой: открывать валютные счета, покупать и продавать иностранную валюту в уполномоченных банках. Они могут теперь выбирать, в какой форме им лучше держать свои сбережения - в наличных рублях, рублевых вкладах в банках, наличной иностранной валюте или на валютных счетах в упол­номоченных банках. Однако запрещены вывоз, ввоз и пересылка за границу гражданами России наличной национальной валюты на сумму свыше 100 тыс. руб.; вывоз иностранной валюты сверх 500 долл. допускается при наличии справки уполномоченного банка о ее покупке. Иностранная валюта может при соблюдении правил таможенного контроля ввозиться в Россию неограниченно.

В результате введения внутренней конвертируемости рубля еди­нственным механизмом регулирования объема и структуры вне­шнеторговых операций стал инструментарий торговой политики: экспортные и импортные лицензии, количественные ограничения ввоза и вывоза, а также экспортные и импортные тарифы. Экспорт­ные ограничения использовались с целью сдерживания массирован­ного вывоза, в первую очередь сырья и топлива. Импортные та­рифы были направлены на обеспечение равных условий для национальных предприятий и импортеров в целях оживления про­изводства в России. Однако в ходе осуществления согласованных с МВФ программ либерализации внешнеэкономической деятель­ности в 1993-1997 гг. количественные ограничения и экспортные тарифы были устранены, а импортные - существенно понижены.

В условиях снижения темпа инфляции, ограничения колебаний валютного курса в рамках валютного коридора, увеличения золо­то-валютных резервов была расширена сфера конвертируемости рубля. В июле 1993 г. иностранным фирмам и гражданам раз­решили открывать счета в рублях в коммерческих банках России. Это означало допуск нерезидентов на российский валютный рынок. С июня 1996 г. Россия официально приняла в полном объеме обязательства, налагаемые на страны - члены МВФ Статьей VIII (разделы 2, 3, 4). Присоединение к этой статье предполагает распространение режима конвертируемости рубля по текущим операциям на нерезидентов.

Острейший финансовый и валютный кризисы в России в 1998 г. затруднили расширение сферы конвертируемости рубля. В частно­сти, Центральный банк РФ временно ввел запрет на приобретение иностранной валюты за счет рублевых средств нерезидентов, полу­ченных от осуществления ими текущих операций с резидентами и находящихся на корреспондентских счетах иностранных банков, открытых в российских уполномоченных банках. Для перехода от частичной к полной конвертируемости рубля необходимы стаби­лизация экономики, финансов, денежного обращения, кредитной системы, достаточные золотовалютные резервы и политическая стабильность в стране. Наконец, нужно увязать конвертируемость рубля с общеэкономической политикой. Большая часть этих усло­вий в России, переживающей системный кризис, пока отсутствует.

Валютные ограничения в сфере движения капиталов. Основной формой валютной политики России в этой области по-прежнему являются ограничения операций с валютными ценностями (ино­странной валютой, драгоценными металлами и изделиями из них, фондовыми инструментами). Российские предприятия имеют пра­во открывать банковские счета, получать валютные кредиты и по­купать ценные бумаги за рубежом только с разрешения Централь­ного банка РФ.

К валютным ограничениям относится и обязательная продажа экспортерами части их валютной выручки. С 1 июля 1993 г. участ­ники внешнеэкономической деятельности были обязаны продавать 50% валютных поступлений на рубли на одной из валютных бирж в течение 14 дней после их зачисления на счет экспортера. С 27 июня 1995 г. они получили возможность продавать 50% валютной выруч­ки не только на биржевом, но и межбанковском валютном рынке. Половина экспортной выручки оставалась в распоряжении предпри­ятий. Важной проблемой является ее эффективное использование.

Требование обязательной продажи экспортерами части их ва­лютной выручки формально касается внешней торговли, однако оно направлено и на сдерживание инвестиций в иностранную валюту, а, следовательно, по сути дела ограничивает вывоз капи­тала. Это не противоречит обязательствам России по Статье VIII устава МВФ.

В 1993 г. была создана Федеральная служба России по ва­лютному и экспортному контролю. Ее задачи - пресечение сокрытия валютной выручки и незаконного вывоза валюты, над­зор за корреспондентскими счетами банков России в зарубежных банках.

В связи с валютным и финансовым кризисами 1998 г. и их последствиями власти осуществили ряд мер, направленных на ужесточение валютного контроля и валютных ограничений в об­ласти движения капиталов, на противодействие нелегальному бег­ству капитала за рубеж.

Во-первых, с 1999 г. норматив обязательной продажи валют­ной выручки увеличен до 75%, а срок продажи сокращен до 7 дней. Такой порядок увеличивает предложение иностранной валюты на валютном рынке России.

Во-вторых, по Закону «О первоочередных мерах в области бюд­жетной и налоговой политики» от 29 декабря 1998 г. (статья 20) внесены изменения в Закон «О валютном регулировании и валют­ном контроле» 1992 г., суть которых состоит в переклассификации понятий «текущие валютные операции» и «валютные операции, связанные с движением капиталов» с точки зрения их продол­жительности: предельный срок текущих операций, осуществляе­мых в виде авансового платежа в иностранной валюте по импорту, сокращен вдвое - со 180 до 90 дней. Это расширяет область валютных операций, на которые распространяется действие ва­лютных ограничений.

В-третьих, принятый в мае 1999 г. Закон «О внесении дополне­ния в статью 28 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» предоставил Банку России право определять поря­док установления кредитным организациями корреспондентских отношений с банками, зарегистрированными на территории оф­фшорных зон иностранных государств. Этот закон призван по­мочь Центральному банку РФ перекрыть один из каналов «бегст­ва» капитала из страны.

Предприняты и другие шаги законодательного и оперативного характера: ограничен максимальный размер единовременного вы­воза из страны наличной валюты физическими лицами (до 10 тыс. долл.); разработан порядок валютного контроля со стороны упол­номоченных банков за операциями их клиентов, связанными с пе­реводами валюты за границу; усилена уголовная ответственность участников внешнеэкономической деятельности за нарушение тре­бований валютного законодательства.

Управление официальными золото-валютными резервами. Од­ним из ключевых направлений валютной политики России являет­ся управление официальными золото-валютными резервами. Эти резервы используются для покрытия дефицита платежного балан­са страны, обеспечения ее международных расчетов, регулирова­ния курса рубля. Международные резервы России, как и других стран, включают: золото; иностранные свободно конвертируемые валюты; резервную позицию в МВФ; средства в СДР. Резервы находятся во владении и распоряжении Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ.

Золотой запас пополняется путем приобретения золота у золо­тодобывающих предприятий, а с 1997 г. и у коммерческих банков. Валютный резерв Центрального банка РФ до середины 1993 г. формировался за счет продажи выручки экспортеров. После от­мены с июля 1993 г. требования продажи валюты Банку России основным каналом пополнения валютного запаса стали операции на валютном рынке. Другой источник приобретения валюты Цен­тральным банком РФ - ее покупки у Министерства финансов РФ, особенно средств, получаемых им в виде кредитов международных финансовых организаций, иностранных государств. Валютные ре­сурсы Министерства финансов складываются из поступлений от централизованного экспорта, таможенных пошлин, иностранных кредитов. Валютные резервы пополняются и в результате продаж за рубежом или залога золота.

Проблема управления международными резервами России со­стоит в обеспечении эффективности их использования. Это требует от органов валютного регулирования анализа и выработки реше­ний по следующим направлениям.

Во-первых, определение оптимально необходимого объема резе­рвов. Чрезмерное их сокращение чревато опасностью, что страна не сможет обеспечить свои жизненно важные потребности за счет импорта и обслуживать внешние долговые обязательства. В то же время непомерное увеличение резервов содействует расширению денежной массы, стимулирует инфляцию, приводит к неоправдан­ному переливу ресурсов из производственной сферы в денежную.

В соответствии с мировой практикой минимально достаточной считается величина резервных активов, соответствующая стоимо­сти импорта товаров и услуг за три месяца. Наибольшей величины объем золото-валютных резервов России достиг в середине 1997 г. (24,6 млрд долл., что соответствовало стоимости импорта за 3,6 месяца). В связи с финансовым и валютным кризисами величина резервов сократилась к началу 1999 г. почти вдвое - до 12,2 млрд долл., что достаточно для оплаты импорта товаров и услуг только в течение 2 месяцев, т.е. ниже общепринятого критерия достаточ­ности золото-валютных резервов. Поэтому одной из задач валют­ной политики является увеличение объема этих резервов.

Во-вторых, существует проблема выбора между компонентами резервов, установления целесообразного соотношения между ни­ми, в первую очередь между золотом и иностранной валютой. Доводом в пользу сокращения доли золотого запаса является то, что золото, в отличие от валютных активов, не приносит дохода в виде процентов; напротив, его хранение требует расходов. Одна­ко золото - высоколиквидный актив, который может быть в лю­бое время реализован на мировом рынке в обмен на СКВ или использован для получения валютных кредитов посредством зало­говых операций и сделок «своп».

Для стран - производителей золота, к числу которых относит­ся Россия (шестое место в мире, добыча в 1997 г. - 125 т), естественна более высокая доля золота в резервах. В середине 90-х годов она составляла приблизительно 1/5 их совокупного объема. В результате валютной интервенции для поддержки курса рубля в условиях валютного кризиса эта доля повысилась на 36,2% (на 1 января 1999 г. - 4,4 долл. по цене 300 долл. за тройскую унцию).

В-третьих, стоит задача диверсификации валютного резерва, т.е. выбора конкретных валют и установления их долей. Актуаль­ность данной проблемы определяется глобальной тенденцией пе­рехода от «долларового стандарта» к «многовалютному стандар­ту», а главное - необходимостью минимизации валютного риска. Валютная корзина резервов Центрального банка РФ включает: 75% - доллары США; 20% - немецкие марки; 5% - прочие валюты. Доля долларов и немецких марок существенно выше, чем в среднем в мире. Введение евро должно привести к замене немец­ких марок этой новой коллективной валютой ЕС.

В-четвертых, государственные органы осуществляют выбор финансовых инструментов для размещения резервных валютных средств с учетом их прибыльности и ликвидности. 95% валютных резервов России инвестированы в высоколиквидные кратко- и сре­днесрочные казначейские обязательства правительств США и Гер­мании. При необходимости эти ценные бумаги могут быть прода­ны в течение одного-двух дней, обеспечивая возможность расчетов сроком «завтра». Остальная часть валютных резервов Централь­ного банка РФ размещена в ликвидных и сверхликвидных инст­рументах денежного рынка - в виде депозитов на условиях «овер-найт» в первоклассных зарубежных банках. Они используются в первую очередь для проведения валютной интервенции.

После кризисных потрясений 1998 г. разрабатывается система управления золото-валютными резервами на основе принципа их безопасности и диверсификации.

Валютный курс. В условиях валютной монополии в СССР валютный курс рубля был счетным инструментом и не оказывал реального воздействия на результаты хозяйственной деятельности участников внешнеэкономических связей: доходы внешнеторговых объединений, возникавшие в результате разницы между мировы­ми и внутренними ценами, поступали в государственный бюджет, а убытки соответственно покрывались из бюджета, следовательно, имели плановый характер. Советский рубль, за исключением 1922-1924 гг., когда был введен основанный на золоте червонец, был привязан к иностранным валютам. Курс рубля устанавливал­ся административным путем.

Советский рубль имел золотое содержание (с 1 марта 1950 г. 0,222168 г и с 1 января 1961 г. 0,987412 г чистого золота), которое было лишено практического значения. С 1950 г. курс рубля стал формально определяться на базе золотого паритета. Он был уста­новлен на уровне 1 долл. = 4 руб., а с 1 января 1961 г., в связи с изменением масштаба цен, повышен до 1 долл. = 0,90 руб. (с 12 февраля 1973 г. до 1 апреля 1978 г. - 100 долл. = 74,61 руб.). Однако паритетный курс рубля к доллару был завышенным, что привело к появлению «черного» рынка валюты в стране и незакон­ным котировкам наличного рубля западными банками.

С 1974 г. курс рубля к доллару и другим валютам стал опреде­ляться по методу валютной корзины, которая сначала включала 14, а позже 6 ведущих конвертируемых валют - доллар США (42%), марку ФРГ (19%), японскую иену (19%), фунт стерлингов, французский и швейцарский франки (каждый по 10%). Однако паритетный курс рубля оставался почти неизменным с 1961 г., и завышенность его по отношению к другим валютам не была устранена. Удельные веса валют корзины не в полной мере учиты­вали валютную структуру внешней торговли СССР и не обес­печивали страхование валютного риска.

Дифференцированные валютные коэффициенты (ДВК). Чтобы курс рубля мог играть роль эффективного инструмента валютной политики, он должен был трансформироваться из технического коэффициента пересчета в реальную экономическую категорию. Попыткой достижения этого стало использование ДВК в СССР в 1987-1989 гг. в условиях перехода к рыночной экономике. Это внутренние расчетные курсы рубля, которые были призваны ком­пенсировать ценовые диспропорции и заменить дотации и скидки экспортерам. Вначале были введены три тысячи ДВК, а затем пять тысяч по группам валют, товаров и даже по отдельным предприятиям. Они применялись по экспорту и импорту. Однако ДВК охватывали лишь 30-40% товаров, входивших в номенк­латуру Министерства внешней торговли. В результате возник дуализм в оценке эффективности внешнеэкономических связей предприятий - на базе ДВК и на базе оптовых цен плюс экспорт­ные премии (государство продолжало субсидировать экспорт). С отменой ДВК с января 1990 г. по внешнеторговым операциям была введена 100%-ная премия к официальному курсу, что прак­тически означало девальвацию рубля.

Множественность курса рубля. С ноября 1990 г. возник режим дифференцированного курса рубля (коммерческий, офи­циальный, биржевой). Коммерческий курс использовался для расчетов по внешней торговле при обязательной продаже го­сударству предприятиями 50% их экспортной выручки. Его уро­вень был в три раза ниже официального курса, который по-прежнему использовался при конверсии наличной валюты. Би­ржевой курс рубля введен в апреле 1991 г., когда начала фу­нкционировать валютная биржа Госбанка СССР, он превышал коммерческий курс в 16-20 раз.

Режим валютного курса рубля вновь подвергся изменениям с началом либеральных экономических реформ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности в России. С января 1992 г. Центральный банк РФ ввел рыночный курс рубля к ино­странным валютам, который применялся при покупке Банком России подлежавшей обязательной продаже ему 10% экспортной выручки резидентов. Ориентиром для установления рыночного курса рубля служил межбанковский фиксинг доллара США на торгах ММВБ. Курс рубля к другим конвертируемым валютам устанавливался через кросс-курсы этих валют к доллару. Исход­ный уровень рыночного курса (110 руб. за 1 долл.) был значитель­но ниже специального коммерческого курса (55 руб. за 1 долл.), по которому осуществлялась продажа 40% валютной выручки рос­сийских экспортеров в Республиканский валютный резерв.

Переход к единому рыночному курсу рубля. Статья VIII устава МВФ требует от стран-членов не использовать практику множест­венности валютных курсов. В соответствии с этим с июля 1992 г. был введен единый курс рубля к доллару, который определялся Центральным банком РФ по результатам межбанковского фик­синга на торгах ММВБ. Официально котируемый Центральным банком РФ курс рубля используется во внутренних расчетах по внешнеэкономическим сделкам для определения размера налого­обложения, таможенных платежей в бюджет и бухгалтерского учета валютных средств в балансах банков, предприятий и ор­ганизаций, а также для статистической отчетности. В России при­нята прямая котировка, т.е. за единицу принимается иностранная валюта, выражаемая в рублях. Коммерческие банки устанавлива­ют собственные курсы рубля, которые основаны на соотношении спроса и предложения, но ориентируются на курс ЦБ РФ.

Введение единого плавающего валютного курса послужило важным шагом к конвертируемости рубля. Однако кризисное состояние экономики и зависимость от импорта вызвали отрица­тельные последствия этого поспешного шага. В частности, курс рубля снизился за 1992 г. со 110 до 414,5 руб. за 1 долл., в январе 1994 г. до 1607 руб., а в середине года - ниже 2000 руб. Вследст­вие этого обострилась проблема насыщенности российского рын­ка импортными товарами, затруднялась борьба с инфляцией. Не­смотря на нехватку бюджетных средств, выделялись крупные до­тации для импорта жизненно необходимых товаров (зерна, лекарств, сырья и полуфабрикатов), в результате практически сохранялись некоторые элементы механизма множественности курса рубля.

Эволюция режима валютного курса российского рубля. Устав МВФ предоставляет странам-членам возможность выбора любого режима валютного курса. Курс рубля не привязан официально к какой-либо валюте или валютной корзине. В России в соответствии с Указом Президента РФ «О либерализации внешнеэконо­мической деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991 г. (пункт 5) установлен режим плавающего валютного курса, который складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах страны, прежде всего на ММВБ, а также на межбанковском валютном рынке.

Драматические события осени 1994 г., кульминацией которых стал «черный вторник» 11 октября 1994 г., когда произошло беспрецедентное падение курса рубля на ММВБ (с 3081 руб. до 3926 руб. за 1 долл.) на 27,4% за одну торговую сессию, послужи­ли сигналом для резкой смены макроэкономической политики России. Власти поставили во главу угла подавление инфляции любой ценой. Одновременно был взят курс на тесное сотруд­ничество с МВФ, безусловное выполнение его требований. В ва­лютной сфере это нашло проявление во введении с 6 июля 1995 г. режима валютного коридора, т.е. официальных пределов колеба­ний курса рубля к доллару. Эти зафиксированные пределы (от 4300 до 4900 руб. за 1 долл. в 1995 г. и соответственно от 4550 до 5150 руб. за 1 долл. в первом полугодии 1996 г.) поддерживались Центральным банком РФ с помощью интервенций на биржевом и межбанковском валютных рынках.

Введение валютного коридора содействовало нейтрализации импорта инфляции. Однако повышение реального курса рубля к доллару ухудшило конкурентоспособность российского экспор­та. Это побудило власти перейти от «горизонтального» к «на­клонному» («ползущему») валютному коридору с середины 1996 г. В рамках этого механизма предусматривалось последовательное понижение рамок допустимых колебаний курса рубля к доллару от 5000 и 5600 руб. за 1 долл. на 1 июля до 5500 и 6100 руб. на 31 декабря 1996 г. Действие наклонного коридора было продлено на 1997 г. При этом осталась неизменной и ширина коридора, т.е. полоса допустимых колебаний курса рубля к доллару между нижним и верхним пределами, составлявшая 600 руб. Однако «угол наклона» был значительно уменьшен: если во втором по­лугодии 1996 г. только за 6 месяцев верхний и нижний пределы были смещены на 500 руб., то на этот раз их снижение за год должно было составить вдвое меньшую сумму - 250 руб. (5500- 6100 руб. за 1 долл. в начале года и 5750-6350 руб. в конце 1997г.)

Уверовав в устойчивость достигнутой в 1995-1997 гг. финан­совой стабилизации, власти 10 ноября 1997 г. объявили о переходе от краткосрочных к среднесрочным ориентирам динамики курса рубля. На 1998-2000 гг. был определен центральный курс рубля на уровне 6,2 руб. за 1 долл. с возможными отклонениями в пре­делах ± 15% (соответственно 5,25 и 7,15 руб. за 1 долл.). Намере­ние сохранить средний курс в 1998 г. на уровне 6,10 руб. за 1 долл. практически означало возвращение к горизонтальному валютно­му коридору.

В 1998 г. обострение бюджетных проблем, связанное особенно с трудностями сбора налогов и ростом платежей по погашению государственных ценных бумаг (ГКО-ОФЗ), исчерпание возмож­ностей финансирования дефицита бюджета с помощью эмиссии новых государственных ценных бумаг, резкое ухудшение платеж­ного баланса в результате падения мировых цен на энергоноси­тели и сырье, изъятие иностранными инвесторами в больших масштабах своих портфельных инвестиций из России вследствие мирового финансового кризиса, необходимость крупных валют­ных платежей по внешнему государственному долгу, возобновив­шееся падение производства - все эти обстоятельства в совокуп­ности привели к глубоким финансовому и валютному кризисам.

В условиях кризисных потрясений власти 17 августа 1998 г. наряду с решением о переоформлении государственных ценных бумаг и объявлением 90-дневного моратория на возврат банками полученных от иностранцев финансовых кредитов вынуждены бы­ли пойти на смещение в сторону понижения (для рубля) и су­щественное расширение границ валютного коридора, который был установлен на уровне от б до 9,5 руб. за 1 долл. США. Однако 1 сентября верхняя граница нового валютного коридора была превышена, а в дальнейшем произошло резкое падение курса рубля (в течение трех с небольшим недель - к 9 сентября - он понизился в 3,3 раза по сравнению с уровнем на 17 августа). Фактически валютный коридор был отменен, и курс рубля вновь стал свободно плавающим.

Значительную эволюцию претерпел механизм фиксации офици­ального курса рубля. С 17 мая 1996 г. Центральный банк РФ отказался от практики установления этого курса в форме привязки к фиксингу ММВБ и стал определять его самостоятельно на базе текущих котировок рубля на биржевом и межбанковском валютных рынках. Официальный курс рубля ежедневно устанавливался Цент­ральным банком РФ как средняя величина между курсами покупки и продажи валюты по его операциям на внутреннем валютном рынке. С 1998 г. разница между центральным курсом и курсами покупки и продажи валюты Банка России не должна была превы­шать + 1,5%. Центральный банк РФ старался удерживать рыноч­ный валютный курс в пределах определявшегося им самим, более узкого по сравнению с официальным, валютного коридора.

После кризиса 1998 г. Центральный банк РФ вновь отказался от установления собственных курсов покупки и продажи и стал ежедневно объявлять официальный курс рубля к доллару по ито­гам утренней специальной торговой сессии на ММВБ, а с 29 июня 1999 г. по итогам единой торговой сессии ММВБ с участием региональных валютных бирж.

Валютные интервенции Центрального банка РФ. МВФ требует от стран-членов оказывать противодействие «беспорядочному со­стоянию» валютного рынка, которое может вызываться «дезорганизующими краткосрочными колебаниями» валютного курса. Соответственно политика регулирования валютного курса состоит в том, чтобы обеспечивать постепенное, плавное и предсказуемое понижение этого курса по траектории, которая в основном соот­ветствовала бы темпам роста внутренних цен или несколько отста­вала от них. Такой механизм призван служить номинальным якорем инфляции.

Главным инструментом воздействия на рыночный валютный курс в России, как и во всем мире, служит девизная политика в форме валютной интервенции Центрального банка. Однако она дает лишь кратковременный эффект и требует больших валютных затрат.

В 1998-1999 гг. Банк России не полагался в полной мере на проведение валютных интервенций, не располагая достаточными золото-валютными резервами. Поэтому он вынужден временно прибегать к административным ограничениям для сдерживания спроса на инвалюту. Данной цели служило разделение с октября 1998 г. по июнь 1999 г. торгов на две сессии и проведение специаль­ных торговых сессий с активным участием Центрального банка РФ. Для пресечения спекулятивного спроса на иностранную валю­ту на этих сессиях была запрещена покупка валюты коммерчес­кими банками под выплаты по вкладам (счетам) физических лиц. После введения этого запрета покупка валюты коммерческими банками на специальных сессиях стала возможна только для вы­полнения клиентских заявок, поступающих от импортеров.

В марте 1999 г. Центральный банк ввел требование обязатель­ного открытия юридическими лицами-резидентами рублевых де­позитов в уполномоченных банках в размере 100% средств, пере­численных на покупку валюты для оплаты импорта товаров до их ввоза в страну, т.е. под контракты, предусматривающие осуществ­ление авансовых платежей. В апреле 1999 г. от этой обязанности освобождены импортеры в той мере, в какой они используют безотзывные аккредитивы, страхование риска невозврата валюты, переведенной по импортным контрактам, получение гарантий пер­воклассных иностранных банков, а также векселей, выданных не­резидентами и авалированных иностранными банками.

Определенную роль в регулировании курса рубля играет ди­сконтная политика - маневрирование ставкой рефинансирования Центрального банка РФ. Однако эффективность этой политики ограничена по двум причинам: во-первых, мотивами изменения Центральным банком РФ процентной ставки являются не только соображения, относящиеся к валютному курсу, но и задачи внут­ренней денежно-кредитной политики; во-вторых, валютные огра­ничения препятствуют свободному движению краткосрочных капиталов и, тем самым, ослабляют реакцию этого движения и со­ответственно валютного курса на изменения уровня ставки ре­финансирования. Подлинная стабильность курса рубля может быть достигнута только при установлении равновесия между ос­новными макроэкономическими показателями в рамках антиин­фляционной политики.

Таким образом, сложный период перехода России к рыночной экономике ограничивает возможности полномасштабного исполь­зования известных мировой практике форм валютной политики. Однако в стране четко проявляется тенденция к сочетанию рыноч­ного и государственного регулирования валютных отношений, что характерно для стран с рыночной экономикой. В условиях кризисной ситуации валютное регулирование и контроль усили­ваются в целях стабилизации валютно-экономического положения России.




Навигация

« ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС РОССИИМЕЖДУНАРОДНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ РОССИИ »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании