ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТАХ


 Интеграция России в мировую экономику предполагает ее участие в межгосударственных финансовых институтах. В условиях воз­росшей взаимозависимости мира страна не могла без ущерба для своих интересов оставаться в стороне от участия в международных валютно-кредитных и финансовых организациях.

В 1985 г. был взят курс на поэтапное присоединение СССР к МВФ и МБРР. Однако препятствием являлось нежелание Запада согласиться на полномасштабное членство СССР в данных ор­ганизациях. После распада СССР государства, входившие в его состав, пошли по пути индивидуального вступления в бреттонвудские институты. Россия подала заявление о присоединении к МВФ и МБРР 7 января 1992 г. Одновременно с учетом требова­ний МВФ был разработан Меморандум об экономической поли­тике Российской Федерации, утвержденный правительством 27 февраля 1992 г.

Благоприятные условия для вступления бывших республик СССР в бреттонвудские организации были созданы двумя процес­сами. Речь идет, во-первых, о деидеологизации, оздоровлении международных отношений, ослаблении недоверия Запада к на­званным странам; во-вторых, о переходе этих стран к формирова­нию рыночных отношений, многообразии форм собственности, включая частную, децентрализации управления экономикой. В ре­зультате возникла возможность интеграции хозяйственного меха­низма с рыночной экономикой Запада, на которую ориентирована деятельность МВФ и группы Всемирного банка.

27 апреля 1992 г. Совет управляющих МВФ проголосовал за прием России и тринадцати других бывших советских республик (Азербайджан и Туркменистан были приняты соответственно 4 и 15 мая). После подписания Статей Соглашения (устава) МВФ 1 июня 1992 г., учредительных документов МБРР 16 июня 1992 г. и МФК 12 апреля 1993 г. российскими представителями Россия официально стала участницей этих организаций. Тем самым брет­тонвудские финансовые учреждения приобрели недостававший им ранее глобальный характер, что открыло новые горизонты для их деятельности.

Финансовые условия участия России в МВФ. В ходе дискус­сий о вступлении СССР в МВФ специалисты оценивали квоту Советского Союза в диапазоне от 4 до 7 млрд долл. (3,5-6% капитала Фонда). После распада СССР МВФ разделил рассчитан­ную для него квоту между пятнадцатью бывшими советскими республиками. В соответствии с девятым общим пересмотром квот (1990-1992 гг.) итоговая сумма квот стран - членов Фонда была увеличена на 50% и в результате одиннадцатого пересмотра (1998-1999 гг.) - еще на 45% (табл. 10.9).

Таблица 10.9

КВОТЫ РОССИИ, ДРУГИХ СТРАН СНГ И БАЛТИИ В МВФ

 

 

 

Страны

 

 

 

 

 

Первона­чальные квоты,

млн СДР

 

 

 

 

В соответствии с де­вятым пересмотром квот (1992 г.)

В соответствии с одиннадцатым пересмотром квот (1999г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

млн СДР

доля

млн СДР

доля

 

 

в общей

 

 

в общей

 

 

сумме

 

 

сумме

 

 

квот, %

 

 

квот, %

Азербайджан

78,0

117,0

0,08

160,9

0,076

Армения

45,0

67,5

0,05

92,0

0,043

Белоруссия

187,0

280,4

0,20

386,4

0,182

Грузия

74,0

111,0

0,08

150,3

0,071

Казахстан

165,0

247,5

0,17

365,7

0,172

Киргизия

43,0

64,5

0,04

88,8

0,042

Латвия

61,0

91,5

0,06

126,8

0,060

Литва

69,0

103,5

0,07

144,2

0,068

Молдавия

60,0

90,0

0,06

123,2

0,058

Россия

2876,0

4313,1

3,00

5945,4

2,804

Таджикистан

40,0

60,0

0,04

87,0

0,041

Туркменистан

32,0

48,0

0,03

75,2

0,035

Узбекистан

133,0

199,5

0,14

275,6

0,130

Украина

665,0

997,3

0,69

1372,0

0,647

Эстония

31,0

46,5

0,03

65,2

0,031

Всего

4559,0

6837,3

4,76

9458,7

4,46

Источники: Annual Report of the Executive Board for the Financial Year Ended April 30, 1992. International Monetary Fund, Washington, 1992, p. 70; Annual Report of the Executive Board for the Financial Year Ended April 30, 1998, p. 148-149; IMF Survey, International Monetary Fund, Volume 28, Number 3, February 8, 1999, p. 34-35.

 

По величине квоты (5,9 млрд СДР, или 8,3 млрд долл.) Россия занимает девятое место вслед за Канадой. Такая квота не дает России права на постоянное место в Исполнительном совете, в отличие от пяти стран с наибольшими квотами (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция). Однако, располагая 43381 голосом (2,9% общего количества на 30 апреля 1998 г.), она, подобно Китаю и Саудовской Аравии, единолично избирает со­бственного исполнительного директора.

Россия оплатила в конвертируемой валюте около 25% суммы квоты (979 млн СДР, или 1,3 млрд долл.). Взнос в валюте других четырнадцати республик бывшего СССР - 573 млн СДР (0,8 млрд долл.). Остальная часть подписки оплачена национальной валю­той либо путем передачи Фонду беспроцентных не обращающихся на рынке векселей.

Обязанности России как члена МВФ. Членство в МВФ налагает на Россию и другие страны СНГ обязательство выполнять требо­вания, зафиксированные в Статьях Соглашения МВФ.

Во-первых, обязанностью являются устранение валютных огра­ничений, поддержание конвертируемости национальных валют по текущим международным операциям, неучастию в дискриминаци­онных валютных соглашениях. Однако устав Фонда (Статья XIV) позволяет вновь принятым странам в течение переходного пери­ода сохранять или устанавливать валютные ограничения, так как введение конвертируемости валют должно быть продуманным, поэтапным и упорядоченным процессом.

Вначале Россия и другие страны бывшего СССР, используя Статью XIV, ввели внутреннюю, т.е. для резидентов (юридических и физических лиц), конвертируемость валют. Россия официально приняла обязательства, налагаемые Статьей VIII устава, с июня 1996 г. Это означает распространение конвертируемости рубля по текущим операциям и на нерезидентов. В 1994 г. к Статье VIII присоединились страны Балтии, а с 1995 г. - ряд стран СНГ (к концу 1998 г. продолжали воздерживаться от принятия соответ­ствующих обязательств Азербайджан, Белоруссия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан).

Во-вторых, Статья VIII требует от стран-членов не прибегать к множественности валютных курсов. Согласно этому требованию Россия ввела с июля 1992 г. единый официальный курс рубля.

Устав МВФ не ограничивает страны-члены в выборе режима валютного курса. Поэтому в России используется то регулиру­емое, то свободное плавание курса рубля. Вместе с тем Статья IV обязывает страны-члены при проведении валютной политики со­трудничать с Фондом. Нормы, которыми страны должны руково­дствоваться, сводятся к трем основным положениям: 1) избегать манипулирования валютными курсами или валютной системой, направленного на то, чтобы препятствовать эффективной перестройке платежного баланса, иными словами, не сдерживать ис­кусственно изменение валютного курса, если оно вызвано фун­даментальными экономическими факторами; 2) прибегать к ва­лютным интервенциям для противодействия краткосрочным ха­отичным, дезорганизующим колебаниям рыночного валютного курса; 3) не использовать механизм курсообразования в целях получения несправедливых конкурентных преимуществ перед дру­гими странами-членами. МВФ контролирует соблюдение страна­ми этих норм.

В-третьих, предпосылкой делового взаимодействия России с МВФ являются информационная открытость страны, предста­вление Фонду статистических данных о своей экономике, пла­тежном балансе, золото-валютных резервах, допуск на свою территорию представителей МВФ для изучения состояния эко­номики и характера макроэкономической политики. Сотрудни­чество с МВФ позволяет правительственным органам прибегать к услугам высококвалифицированных экспертов Фонда, исполь­зовать их опыт. В 90-х годах на долю бывшего СССР при­ходилось 45% объема технической помощи МВФ странам-чле­нам. Помимо консалтинговых услуг МВФ оказывает странам СНГ и Балтии содействие в подготовке и повышении квали­фикации кадров. Эти страны благодаря членству в Фонде по­лучили возможность более эффективно участвовать в выработке решений, определяющих эволюцию мирового валютно-кредитного механизма.

Кредиты МВФ. Членство в МВФ дает возможность России пользоваться кредитами в свободно конвертируемой валюте для финансовой поддержки экономических реформ и покрытия дефи­цита платежного баланса (табл. 10.10).

1 апреля 1992 г. обнародована первая международная програм­ма помощи России (24 млрд долл.) при поддержке МВФ. Во-первых, в рамках Фонда предполагалось учредить фонд стабили­зации российского рубля (6 млрд долл.) для поддержания его валютного курса и конвертируемости с помощью интервенций на валютном рынке России. Для формирования этого фонда плани­ровалось использовать средства, выделенные Фонду «группой де­сяти» в рамках Генеральных соглашений о займах. Во-вторых, МВФ должен был предоставить России резервный кредит (3 млрд долл.) для покрытия дефицита платежного баланса. При этом руководители Фонда подчеркивали, что доступ стран бывшего СССР к его ресурсам зависит от последовательности осуществле­ния ими рыночных реформ.

Таблица 10.10

КРЕДИТЫ МВФ РОССИИ

Дата предостав­ления кредитов Виды кредитов Сумма Период использо­вания

Сроки погашения

Использование страновой квоты %

Условия кредитов

млн СДР млрд долл.
1992 г, 5 августа Первый транш резерв­ного кредита (стэнд-бай) 719,0 1,0 5 месяцев

5 лет с отсрочкой по­гашения в течение 3 лет и 3 месяцев

16,7

Дефицит госбюджета в пределах до 5% ВВП; контроль за ростом в месяц.денежной массы; темп инфляции - менее 10%

1993 г., 6 июля Первый транш кредита в рамках механизма финансирования си­стемных преобразова­ний 1078,3 1,5 Единовременно, в полной сумме

10 лет с отсрочкой по­гашения в течение 4,5года

 

25

Сокращение дефицита госбюджета наполовину - до 10% ВВП; контроль за ростом денежной массы; темп инф­ляции - не свыше 7-9% в месяц.

1994 г., 25 апреля Второй транш кредита в рамках механизма финансирования си­стемных преобразова­ний 1078,3 1,5 Единовременно, в полной сумме

10 лет с отсрочкой по­гашения в течение 4,5года

 

25

Параметры макроэкономической и финансовой стабилизации аналогич­ны условиям предыдущего кредита; ли­берализация внешнеэкономической дея­тельности, ликвидация нетарифных мер регулирования экспорта.

1995 г., 11 апреля Резервный кредит (стэнд-бай) 4313,1 6,8 12 месяцев

5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев по каждому отдельному траншу

 

 

100

Требования детализированы и уже­сточены: сокращение дефицита госбюджета (с 11% ВВП в 1994 г. до 6%); уменьшение кредита правительству; снижение инфляции до 1% в месяц. Прекращается финансирование бюджетного дефицита за счет льготных кредитов ЦБ РФ.

Устранение внешнеторговых льгот, окончательная ликвидация количественных ограничений экспорта и импорта, либерализация экспорта нефти и отмена до 1 января 1996 г. экспортных пошлин. Ежемесячный мониторинг выполнения этих обязательств.

1996 г., 26 марта Договоренность в рам­ках механизма расши­ренного кредитования 6901,0 10,1 3 года 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года по каждому отдельному траншу 160

(первый год- 65%; второй год- 55%; третий год- 40%)

Продолжение макроэкономической, финансовой стабилизации: сокращение дефицита госбюджета с 5% ВВП в 1995 г. до 4% в 1966 г. и 2% в 1998 г.; уменьшение кредитной экспансии; снижение инфляции к концу 1996 г. до 1% в месяц, а в 1998 г. - до 6,9% в год.

Завершается либерализация внешней торговли: ликвидируются экспортные пошлины на газ и нефть с одновременным компенсирующим повы­шением акцизов; отмена обязательных предтаможенных экспертиз экспортиру­емых товаров; понижение таможенного обложения импорта; отказ от введения ограничений на импорт алкоголя.

МВФ ежемесячно, а затем ежеквар­тально проверяет выполнение бюджетно-налоговой и денежно-кредитной программ.

1998 г.. 20 июля Кредитный пакет:

1) Добавление к креди­ту в рамках механизма расширенного креди­тования 1996 г.

2) Кредит в рамках механизма дополнительного резервного финансирования

3) Кредит в рамках механизма компенса­ционного и чрезвычай­ного финансирования

 

 

Итого:

2313,07

3992,5

2156,6

8462,17

3,0

5,3

2,9

11,2

Предполагалось предоставление тремя траншами: 20 июля, 15 сентя­бря и 15 декабря 1998 г.

Единовременно, в полной сумме

1,5 года с отсрочкой погашения на 1 год по каждому отдельному траншу

5 лет с отсрочкой погашения в течение3 лет и 3 месяцев

50

90

50

190

Осуществление антикризисной программы; финансовая стабилизация; сокращение дефицита госбюджета с 5,6% ВВП в 1998 г. до 2,8% ВВП в 1999 г.; перестройка налоговой системы и улучшение сбора налогов. Минфин предлагает владельцам ГКО обменивать их на еврооблигации в иностранной валюте с более длительными сроками погашения по рыночным ставкам. Денежная и валютная политика остается в 1998 г. в основном прежней, обеспечивается снижение темпа инфляции. Структурные реформы: решение проблемы неплатежей и содействие развитию частного сектора; реструктуризация банковской системы, совершенствование законодательства; усиление контроля за деятельностью банков.
Общая сумма кредитов, предо­ставленных за1992-1998 гг. 22551,87 32,15
Источник. IMF Survey. A Publication of the International Monetary Fund, Washington.

5 августа 1992 г. МВФ предоставил России в рамках кредита стэнд-бай первую кредитную долю, при использовании которой Фонд требует от страны-заемщицы выполнения сравнительно мяг­ких условий. Кредитная линия была открыта на сумму 719 млн СДР (1,04 млрд долл.) из 7,5% годовых со сроком использования в течение пяти месяцев. Эти средства были использованы для пополнения валютных резервов и интервенций на валютном рын­ке. Последующие транши резервного кредита Россия в 1992 г. не получила. Не были выделены и средства для фонда стабилизации рубля. Предоставление кредитов требует предварительного одоб­рения Фондом стабилизационной программы и ее реализации. Важнейшие из контролируемых МВФ параметров - бюджетный дефицит и инфляция в России не удовлетворяли его стандартным требованиям. Таким образом, наиболее ценный компонент пакета финансовой помощи - несвязанные валютные средства, которые власти могли бы использовать для проведения экономических реформ и макроэкономического регулирования, остался нереали­зованным.

Второй пакет помощи России (43,4 млрд долл.) был принят на встрече «семерки» (Токио, апрель 1993 г.) и подтвержден на сове­щании на высшем уровне в Токио в июле 1993 г. Во-первых, токийский пакет предусматривал кредит на «первоочередные ста­билизационные меры» в размере 4,1 млрд долл., в том числе 3 млрд в рамках механизма МВФ по финансированию системных преобразований в странах с переходной экономикой, обусловлен­ный выполнением более умеренных требований, чем при получении стандартного резервного кредита. Процедура предоставления кредита была упрощенной. Было достаточно совместного заявле­ния правительства и Центрального банка РФ об их экономических намерениях. Первая половина этого кредита (1,5 млрд долл.) была предоставлена России в июле 1993 г. Однако вторая половина данного кредита в 1993 г. не была получена, поскольку МВФ не был удовлетворен результатами проводимой в России финансовой стабилизации. Фонд предоставил ее только 25 апреля 1994 г., т.е. спустя почти год после выделения первой доли (обычно промежу­ток между двумя порциями кредита не превышал шести месяцев).

Во-вторых, планировалось осуществление «полной стабилиза­ционной программы» за счет резервного кредита МВФ (4,1 млрд долл.) и фонда стабилизации рубля (6 млрд), всего - 10,1 млрд долл. Обе позиции содержались и в пакете помощи 1992г., но не были реализованы. Резервный кредит частично предполагалось использовать для выкупа на вторичном рынке долговых обяза­тельств бывшего СССР по отношению к иностранным частным коммерческим банкам. Однако поскольку Россия и на этот раз оказалась не в состоянии выполнять жесткие условия кредитов МВФ, то их предоставление вновь было отсрочено.

После валютных потрясений осенью 1994 г., кульминацией которых стал известный «черный вторник» (11 октября), руковод­ство России взяло курс на ужесточение финансовой и кредитно-денежной политики, подавление инфляции в качестве главной макроэкономической цели. Подобная смена вех встретила под­держку со стороны МВФ. Результатом стало предоставление Рос­сии 11 апреля 1995 г. первого стандартного полномасштабного кредита стэнд-бай в объеме квоты страны в МВФ, т.е. 6,8 млрд долл., на 12 месяцев. Власти использовали этот кредит, с одной стороны, для пополнения золото-валютных резервов и погашения внешней задолженности, а с другой - для финансирования дефи­цита государственного бюджета.

МВФ в целом выражал удовлетворение результатами програм­мы финансовой стабилизации России в 1995 г. Но при этом высказывались критические замечания в отношении структурных преобразований (приватизации, модернизации банковского секто­ра, земельной реформы). Тем не менее 26 марта 1996 г. Фонд предоставил России новый кредит - на этот раз через механизм расширенного финансирования. Этот кредит (10,1 млрд долл.) подлежал использованию в течение трех лет. Сумма кредита соответствовала 160% российской квоты; однако предполагалось, что предоставление средств будет неравномерным: в первом году - 65% квоты, во втором - 55%, в третьем - 40%. На протяжении первого года действия кредитной линии валюта по­ступала в виде ежемесячных, а в последующие два года кварталь­ных траншей.

Получение Россией широкомасштабного кредита МВФ позво­лило ей достичь в 1996 г. соглашения с государствами-кредитора­ми в рамках Парижского и Лондонского клубов о долгосрочном (на 25 лет) реструктурировании внешнего долга бывшего СССР, ответственность за обслуживание и погашение которого она при­няла на себя.

МВФ не был удовлетворен ходом выполнения Россией стаби­лизационной программы 1997-1998 гг. В связи с этим перевод очередных траншей стал откладываться. Недовольство Фонда в особенности вызывало состояние государственного бюджета.

В 1998 г. экономическая ситуация в России резко ухудшилась в связи с падением цен на мировых рынках на энергоносители, в первую очередь нефть и газ, а также на сырье. Платежный баланс (текущие операции) превратился в первом полугодии 1998 г. из активного, каким он был предыдущие годы, в пассивный с дефицитом свыше 6 млрд долл. Тяжелый удар нанес российской экономике мировой финансовый кризис. Он привел к сбросу ино­странцами российских ценных бумаг и конвертированию выручен­ных рублевых средств в иностранную валюту. Это, с одной сторо­ны, содействовало падению спроса на ГКО-ОФЗ и соответственно повышению уровня их доходности, а с другой - снижению курса рубля. Правительство разработало антикризисную программу и обратилось к МВФ и другим официальным кредиторам с про­сьбой о предоставлении срочной масштабной финансовой помо­щи. Запад обещал оказать помощь, объем которой на протяжении 1998-1999 гг. в совокупности должен был достичь 22,6 млрд долл.

Основной объем пакета финансовой поддержки России прихо­дился на кредиты МВФ (11,2 млрд долл. в 1998 г. и 0,4 млрд в 1999 г., всего 11,6 млрд). Эта сумма делилась на следующие три части: добавление (3,4 млрд долл.) к предоставляемому с 1996 г. кредиту в рамках механизма расширенного финансирования; кре­дит (5,3 млрд долл.) с использованием созданного в декабре 1997 г. механизма дополнительного резервного финансирования (на более жестких, чем обычно, условиях); кредит в рамках меха­низма компенсационного и чрезвычайного финансирования (2,9 млрд долл.), который должен был компенсировать сокра­щение поступлений от экспорта, связанное с падением цен на нефть. Вместе с неиспользованной частью кредита 1996-1998 гг. общая величина кредитной поддержки Фондом России составила бы в 1998 г. 12,5 млрд долл., а в 1998-1999 гг. - 15,1 млрд долл. Кроме того, российское правительство намеревалось договорить­ся с МВФ о новой кредитной линии расширенного финансирова­ния в 1999-2001 гг. (2,6 млрд долл. в год), т.е. в итоге около 8 млрд долл. Средства на финансирование в 1998 г. дополнитель­ной помощи России в рамках механизмов расширенного финан­сирования и дополнительного резервного финансирования (около 8,3 млрд долл.) должны были поступить за счет Генеральных соглашений о займах, т.е. от 11 ведущих стран Запада.

Всемирный банк согласился предоставить в 1998 г. 1,7 млрд долл., а в 1998-1999 гг. - 6,0 млрд долл. Наконец, правительство Японии обещало заем (1,5 млрд долл., в том числе 0,6 млрд долл. в 1998 г.) в виде дополнения к кредитам Всемирного банка.

В связи с решениями российских властей 17 августа 1998 г. (объявление дефолта по внутреннему государственному долгу, установление 90-дневного моратория на платежи по внешним обязательствам коммерческих банков и девальвация рубля) кре­дитный пакет помощи России был заморожен, а действовавшие договоренности утратили силу. Судьба дальнейших взаимоотно­шений России с МВФ и Всемирным банком стала предметом сложных переговоров.

В целом за 1992-1998 гг. МВФ одобрил пять договоренностей о предоставлении кредитов России на сумму 30-32 млрд долл. Фактически до конца 1998 г. были использованы 20-21 млрд долл. (см. табл. 10.10). Кроме того, Россия полностью израсходовала свою резервную позицию в МВФ в размере 926 млн СДР (девятый пересмотр квот), или 1,3 млрд долл. (21,47% квоты). Задолженность России по отношению к МВФ составляла на конец 1998 г. 13,7 млрд СДР, или 19,3 млрд долл.,* т.е. 318,4% ее квоты в Фонде (в соответствии с девятым пересмотром квот). В конце 1998 г. Россия была самым крупным заемщиком МВФ: на нее приходилось 20,56% общей суммы использования странами-членами ресурсов Фонда.**

* International Financial Statistics International Monetary Fund, Washington, Vol. LII, №5, May 1999, p. 22-23; 624-625.

** Ibid, p. 22-23.

Что касается других стран СНГ и Балтии, то в 1992- май 1999 гг. МВФ выделил им кредиты на сумму 10,9 млрд долл. (табл. 10.11). Одна из целей предоставленных Фондом этим стра­нам кредитов состояла в поддержке вводимых ими национальных валют (Казахстан, Киргизия, Молдавия и др.). За счет кредитов МВФ частично оплачивались поставки нефти и газа, а также продовольствия из России и других стран СНГ.

За период с 1992 г. по конец 1998 г. государства бывшего СССР реально получили от Фонда 26,4 млрд долл., или 1/4 суммы заимствований всех стран - членов МВФ. Около 4/5 общей суммы пришлись на Россию (21,3 млрд долл.) На втором месте Украина (2,9 млрд долл., или 10%). Остальные страны СНГ и Балтии получили лишь 11,8% всей суммы (3,2 млрд долл.).

В новом выпуске СДР, решение о котором Совет управляющих принял в сентябре 1997 г., доля России составляет 1264,4 млн (1,8 млрд долл.), что эквивалентно 5,90% общей суммы, остальных стран СНГ и Балтии - 740,0 млн (1,0 млрд долл.), или 3,45%.

Таблица   10.11

КРЕДИТЫ МВФ СТРАНАМ СНГ (ИСКЛЮЧАЯ РОССИЮ) И БАЛТИИ,

1992- май 1999 гг.

Страна

Дата предостав­ления кредита

Сумма Вид кредита
млн СДР млн долл.
Азербайджан 1995 г. 19 апреля

29,25

46

Механизм финансирова­ния системных преобра­зований (МФСП), первый транш

17 ноября

87,80

132

Резервный кредит («стэнд- бай»); МФСП, второй транш

1996 г.

20 декабря

152,10

219

 

Механизм расширенного финансирования (МРФ). Механизм расширенного финансирования структурной перестройки (МРФСП)

1999 г.

26 января

56,3

79

Механизм компенсацион­ного и чрезвычайного фи­нансирования (компенсация непредвиденного сокращения стоимости экс­порта)

Всего

325,45

476

 

Армения

1994 г.

14 декабря

16,88

25

МФСП, первый транш

1995 г.

28 июня

60,80

98

Резервный кредит («стэнд-бай»); МФСП, второй транш

1996 г.

14 февраля

101,25

148

МРФСП

1998 г.

22 декабря

8,1

11

МРФСП, увеличение пер­воначальной суммы кредита

Всего

187,03

282

 

Белоруссия

1993 г.

28 июля

70,10

98

МФСП, первый транш

1995 г.

31 января

70,10

103

МФСП, второй транш

12 сентября

196,28

293

Резервный кредит

(«стэнд-бай»)

Всего

336,48

494

 

Грузия

1994 г.

15 декабря

27,75

40

Механизм финансирова­ния системных преобра­зований, первый транш

1995 г.

28 июня

100,00

157

Резервный кредит(«стэнд-бай»); Механизм финансирова­ния системных преобразо­ваний, второй транш

1996 г.

28 февраля

166,50

246

Механизм расширенного финансирования струк­турной перестройки

Всего

294,25

443

 

Казахстан

1993 г.

23 июля

61,88

86

Механизм финансирова­ния системных преобразований, первый транш

 

1994 г.

26 января

185,63

255

Резервный кредит(«стэнд-бай»). Механизм финансирова­ния системных преобразо­ваний, второй транш

 

1995 г.

5 июня

185,60

290

Резервный кредит(«стэнд-бай»)

 

1996 г.

17 июля

309,40

446

Механизм расширенного финансирования

 

Всего

742,51

1077

 

Киргизия

1993 г.

12 мая

43,21

62

Резервный кредит(«стэнд-бай»). Механизм финансирования системных преобразований, первый транш

 

17 сентября

16,13

23

Механизм финансирования системных преобразований, второй транш

 

1994 г.

20 июля

70,95

104

МРФСП

 

1995 г.

11 декабря

17,20

26

МРФСП, увеличение первоначальной суммы кре­дита

 

1998 г.

26 июня

64,50

86

Механизм расширенного финансирования структурной перестройки

 

1999 г.

4 марта

8,90

12

МРФ структурой перестройки, увеличение пер­воначальной суммы кре­дита

 

Всего

220,89

313

 

Латвия

1992 г.

14 сентября

54,90

81

Резервный кредит(«стэнд-бай»)

 

1993 г.

15 декабря

45,75

63

Резервный кредит(«стэнд-бай»). Механизм финансирова­ния системных преобразований, первый транш

 

1994 г.

15 июля

22,88

34

Механизм финансирования системных преобра­зований, второй транш

 

1995 г.

21 апреля

27,45

44

Резервный кредит («стэнд-бай»)

 

1996 г.

24 мая

30,00

43

Резервный кредит («стэнд-бай»)

 

1997 г.

10 октября

33,00

45

Резервный кредит («стэнд-бай»)

 

Всего

213,98

310

 

Литва

1992 г.

21 октября

56,93

82

Резервный кредит («стэнд-бай»)

 

1993 г.

22 октября

51,75

72

Резервный кредит («стэнд-бай»). Механизм финансирова­ния системных преобразо­ваний, первый транш

 

1994 г.

8 апреля

25,88

36

Механизм финансирования системных преобра­зований, второй транш

 

24 октября

134,55

201

Механизм расширенного финансирования

 

Всего

269,11

391

 

Молдавия

1993 г.

3 февраля

13,50

19

Механизм компенсацион­ного и чрезвычайного фи­нансирования (компенса­ция возросшей стоимости импорта зерновых)

 

17 сентября

22,50

32

Механизм финансирова­ния системных преобра­зований, первый транш

 

17 декабря

74,25

103

Резервный кредит («стэнд-бай»).

Механизм финансирова­ния системных преобразо­ваний, второй транш

 

1994 г.

19 декабря

12,20

18

Механизм компенсацион­ного и чрезвычайного фи­нансирования (компенсация вынужденного увели­чения импорта зерновых)

 

1995 г.

22 марта

58,50

91

Резервный кредит («стэнд-бай»)

 

1996 г.

20 мая

135,00

195

Механизм расширенного финансирования

 

Всего

315,95

458

Таджикистан

1996 г.

8 мая

15,00  

22

Резервный кредит («стэнд-бай»), первый кредитный транш

 

1997 г.

19 декабря

7,50

10

Помощь послеконфликтным странам

 

1998 г.

1 апреля

7,50

10

Помощь послеконфликтным странам, второй кредит

 

24 июня

100,30

134

Механизм расширенного финансирования структурной перестройки

 

Всего 

130,30

176

 

Туркменистан

Кредиты не предоставля­лись

 

 

 

Узбекистан

1995 г.

25 января

49,87

74

Механизм финансирова­ния системных преобразований, первый транш

 

18 декабря

174,60

259

Резервный кредит («стэнд-бай»). Механизм финансирования системных преобразований, второй транш

 

Всего

224,47

333

 

Украина

1994 г.

26 октября

249,33

371

Механизм финансирования системных преобразований, первый транш

 

1995 г.

7 апреля

1246,62

1960

Резервный кредит («стэнд-бай»). Механизм финансирования системных преобразований, второй транш

 

1996 г.

10 мая

598,20

877

Резервный кредит

(«стэнд-бай»)

 

1997 г.

25 августа

398,92

542

Резервный кредит («стэнд-бай»)

 

1998 г. 4 сентября

1645,55

2200

Механизм расширенного финансирования

 

Всего

4138,62

5950

 

Эстония

1992 г.

16 сентября

27,90

41

Резервный кредит («стэнд-бай»)

 

1993 г. 27 октября

23,25

32

Резервный кредит(«стэнд-бай»); Механизм финансирования системных преобразований, первый транш

 

1995 г. 3 января

11,63

17

Механизм финансирования системных преобразований, второй транш

 

11 апреля

13,95

22

Резервный кредит («стэнд-бай»)

 

1996 г. 29 июля

13,95

20

Резервный кредит («стэнд-бай»)

 

1997 г. 17 декабря

16,10

22

Резервный кредит(«стэнд-бай»)

 

Всего

106,78

154

 

Все страны

 

7505,82

10857

 

Источник. IMF Survey. A Publication of the International Monetary Fund, Washington, 1992-1998.

Условия кредитов. Кредиты МВФ обусловлены выполнением ряда политико-экономических условий, которые содержатся в раз­рабатываемых совместно с Фондом программах макроэкономи­ческой стабилизации и структурных преобразований. Во многих случаях страны вынуждены платить за кредиты Фонда высокую социальную цену. Поскольку кредиты МВФ России и другим странам СНГ являются в ряде случаев составной частью между­народных пакетов помощи, то Фонд, формулируя свои требова­ния, практически выступает в качестве проводника политики Запа­да, в первую очередь стран «семерки».

Таблица 10.12

ФАКТИЧЕСКИЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ СТРАН СНГ И БАЛТИИ  ВАЛЮТНЫХ СРЕДСТВ МВФ1, 1992-1998 гг.

(млн СДР)

Страны

Годы

1992-1998 гг.

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

млн СДР

% к итогу

% к итогу

Все страны - члены МВФ

5335,4

5313,9

5889,9

18399,3

5979,6

16843,5

21482,2

79243,8

100,00

 

 

Все страны СНГ и Балтии

769,3

1474,6

1646,0

4984,5

3503,8

1919,3

5191,1

19488,6

24,59

100,0

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Азербайджан

-

-

-

67,9

53,8

76,1

30,4

228,2

0,29

1,2

Армения

-

-

16,9

30,4

33,8

16,9

37,8

135,8

0,17

0,7

Белоруссия

-

70,1

-

120,1

-

-

-

190,2

0,24

1,0

Грузия

-

-

27,8

50,0

55,5

55,5

27,8

216,6

0,27

1,1

Казахстан

-

61,9

136,1

92,8

92,8

-

154,7

538,3

0,68

2,8

Киргизия

-

43,9

9,5

30,3

16,1

32,3

10,8

142,9

0,18

0,7

Латвия

25,2

52,6

32,0

-

-

-

-

109,8

0,14

0,5

Литва

17,3

70,7

46,6

41,4

31,1

41,4

-

248,5

0,31

1,3

Молдавия

-

63,0

49,5

42,4

22,5

15,0

-

192,4

0,24

1,0

Россия

719,0

1078,3

1078,3

3594,3

2587,9

1467,3

4600,0

15125,1

19,09

77,6

Таджикистан

-

-

-

-

15,0

7,5

47,8

70,3

0,09

0,4

Туркменистан

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Узбекистан

-

-

-

106,0

59,3

-

-

165,3

0,21

0,9

Украина

-

-

249,3

788,0

536,0

207,3

281,8

2062,4

2,60

10,6

Эстония

7,8

34,1

-

20,9

-

-

-

62,8

0,08

0,3

1 Исключены суммы использования странами-членами резервного транша. Включены льготные займы, предостав­ляемые Фондом странам-членам за счет привлеченных средств.

Источники. International Financial Statistics Yearbook 1997.

International Monetary Fund, Washington, 1997, р. 26-29;

International Financial Statistics.

International Monetary Fund, Washington, Volume LII, Number 5, May 1999, p. 16-17, 20.

Согласовав со страной-заемщицей условия кредита, МВФ как бы удостоверяет ее кредитоспособность и платежеспособность. Это открывает доступ к межгосударственным кредитам и частным займам и инвестициям, а также создает более благоприятные условия для переговоров с кредиторами относительно переоформ­ления и рефинансирования внешней задолженности.

Основанием для предоставления России первого транша креди­та (1 млрд долл.) послужило соглашение между российским пра­вительством и МВФ, достигнутое 5 июля 1992 г. Это соглашение предусматривало сокращение бюджетного дефицита до 5% ВВП, кредитной эмиссии Центрального банка РФ во второй половине 1992 г. до 700 млрд руб., снижение темпа инфляции до менее 10% в месяц к концу 1992 г. Следовательно, это соглашение было основано на традиционной для МВФ монетаристской модели макроэкономической стабилизации. Однако в условиях глубокого экономического спада она оказалась непригодной.

МВФ отказался предоставить России в 1992 г. резервный кре­дит (3 млрд долл.) под предлогом, что политика российских властей привела к срыву достигнутого соглашения. Темп инф­ляции возрос до 30% в месяц в начале 1993 г. Объем ВВП уменьшился. Дефицит государственного бюджета России вместо запланированного уровня 5% ВВП, оказался вдвое выше, по неко­торым оценкам, достигал 20%. Основную причину роста инф­ляции МВФ видел в расширении кредитов Центрального банка РФ на 20% ежемесячно.

Стремясь обеспечить реализацию токийского пакета иностран­ной помощи, правительство и Центральный банк РФ приняли совместное заявление об экономической политике в 1993 г. Новая экономическая концепция российских властей в основных чертах повторяла программу предыдущего года. Она содержала типич­ные для требований МВФ (хотя и несколько смягченные) целевые установки: понижение к концу года ежемесячного темпа инфляции до 7-9%; сокращение дефицита государственного бюджета напо­ловину - до 10% ВВП; ужесточение кредитно-денежной полити­ки, что предполагало, в частности, приведение ставки рефинан­сирования Центрального банка РФ в соответствие с рыночными тенденциями; продолжение либерализации валютных и внешнето­рговых операций, включая отказ от поддержания курса рубля и распространение конвертируемости рубля по текущим операци­ям на иностранцев; расширение масштабов приватизации и усиление роли рыночного механизма распределения финансовых ресур­сов. На основе этой стабилизационной программы был получен первый транш кредита МВФ в рамках механизма финансирования системных преобразований (1,5 млрд долл.). Замораживание в конце 1993 г. второй половины этого кредита было вызвано неудовлетворенностью руководства МВФ ходом выполнения рос­сийскими властями их обещаний, а также результатами парла­ментских выборов в декабре 1993 г. и переменами в составе правительства.

Новое соглашение, зафиксированное в апреле 1994 г. совмест­ным Меморандумом правительства и Центрального банка РФ об экономической политике в 1994 г., предусматривало: сокращение месячных темпов инфляции до 3-5% (МВФ был готов удовлет­вориться 7%); ограничение бюджетного дефицита относительно ВВП однозначной цифрой; осуществление мер по повышению эффективности налоговой системы, мобилизации доходов в бюд­жет; либерализацию внешней торговли и валютного оборота, устранение нетарифных мер регулирования экспорта; форсирова­ние приватизации собственности. Новое соглашение с МВФ позво­лило России получить вторую половину кредита в поддержку системных преобразований, а также прокладывало путь к получе­нию обещанного кредита «стэнд-бай».

Экономические программы, выполнением которых обусловли­валось предоставление кредита «стэнд-бай» в 1995 г. и кредита в рамках механизма расширенного финансирования в 1996- 1998гг., характеризуются ужесточением финансовой и денежно-кредитной политики и детализацией макроэкономических показа­телей. В 1995 г. предполагалось сократить дефицит федерального бюджета до 6% ВВП по сравнению с 11 % в предыдущем году, т.е. почти в два раза, довести его до 4% в 1996 г. и 2% в 1998 г.

Что касается кредитно-денежной политики, то ключевым ее элементом стало полное прекращение с 1995 г. финансирования бюджетного дефицита за счет прямых, льготных кредитов Цент­рального банка РФ, сдерживание темпа расширения объема креди­та и денежного предложения, сокращение инфляции к концу 1996г. до среднемесячного уровня в 1%, а в 1998 г. - до 6,9% в годовом исчислении.

Согласованные Правительством России с МВФ программы предусматривали ускорение структурных преобразований в эконо­мике. В их числе: форсирование приватизации при обеспечении для иностранных инвесторов равных с национальными предпринима­телями возможностей участия в этом процессе; устранение ад­министративного контроля за ценами и прибылью, за исключени­ем нескольких естественных монополий; содействие отраслевой и технологической перестройке промышленности; радикализация земельной и сельскохозяйственной реформы, устранение ограничений на куплю и продажу земли; укрепление банковского секто­ра - повышение уровня ликвидности банков, совершенствование платежной системы, повышение эффективности надзора со сто­роны Центрального банка РФ над коммерческими банками; при­нятие мер по сокращению взаимных неплатежей между пред­приятиями без кредитных вливаний со стороны правительства и Центрального банка РФ; секьюритизация долгов предприятий путем введения новых финансовых инструментов, в первую оче­редь стандартизированных векселей; создание более эффективной правовой и организационной основы функционирования рынка ценных бумаг.

Программы 1995-1996 гг. содержали положения, направлен­ные на завершение процесса либерализации внешнеэкономической деятельности. Россия взяла обязательства по устранению льгот во внешней торговле, окончательной ликвидации количественных ограничений экспорта и импорта. Был ликвидирован институт специальных экспортеров стратегических товаров, включая нефть. Отменялись все экспортные пошлины, в том числе на нефть и газ, а связанные в этим потери для бюджета компенсировались повы­шением акцизов. Предполагалось понизить таможенное обложе­ние импорта. По соглашению 1996 г. правительство обязалось воздержаться от количественных ограничений на ввоз алкоголя и предоставления льгот по уплате импортных пошлин на матери­алы для средств массовой информации. Отменялась обязательная предтаможенная экспертиза поставляемых на экспорт товаров.

Программа экономической политики России в 1998-1999 гг., которую предполагалось осуществлять при содействии дополни­тельной финансовой помощи со стороны МВФ и Всемирного банка, была нацелена на противодействие нараставшему в стране финансовому и валютному кризису. Особый упор делался на ужесточение финансовой дисциплины, сокращение дефицита феде­рального бюджета с намечавшихся в 1998 г. 5,6% ВВП до 2,8% в 1999 г. Для обеспечения этого намечалось перестроить налого­вую систему, улучшить сбор налогов, что должно было привести к увеличению бюджетных доходов. С целью ослабления давления на рынок ГКО правительство предлагало в добровольном порядке обменивать их на номинированные в конвертируемых валютах еврооблигации с более длительными сроками погашения на ос­нове рыночных процентных ставок. Все это было призвано сни­зить инфляцию. Структурные меры направлены на решение про­блемы неплатежей, содействие развитию частного сектора, укре­пление банковской системы.

Осуществление антикризисной программы было сорвано валютно-финансовым кризисом и правительственными решениями 17 августа 1998 г. Эти события стали чувствительным ударом по престижу МВФ.

Кризисная ситуация вынуждает Россию и другие государства бывшего СССР обращаться к МВФ за кредитами. Однако до тех пор, пока эти государства находятся в зависимости от кредитов Фонда, его воздействие продолжает оставаться существенным фа­ктором формирования их экономической и социальной политики.

Участие России в Группе Всемирного банка. Квота России .в МБРР приблизительно соответствует ее квоте в МВФ. По состо­янию на 30 июня 1998 г. России принадлежат 44795 акций Банка на сумму 5,4 млрд долл. (2,9% капитала МБРР). Россия имеет одинаковое количество акций с Индией, Италией, Канадой и Са­удовской Аравией, и по количеству и стоимости акций она делит с этими странами 7-е - 11-е места (первые шесть занимают США, Япония, Германия, Великобритания, Франция и Китай). На долю других четырнадцати стран бывшего СССР приходится 31953 акции МБРР (3,9 млрд долл., 2,07% капитала Банка). Вместе с Россией эти страны владеют 4,97% капитала МБРР.

По словам М. Картера, Директора МБРР по России, постоянного представителя в Москве, целью предоставляемых России кредитов Банка является «помощь в максимально быстром переходе к рыноч­ному финансированию путем расширения роли частного сектора, укрепления через правовые, институциональные и финансовые рефо­рмы институтов государственного сектора, а также содействия привлечению частных инвестиций в российскую экономику».*

* Сотрудничество. Информационный бюллетень Представительства Всемирного банка в России. - № 1-2. - ноябрь 1997. - МБРР/Всемир­ный банк, Россия. - С. 2.

Порядок работы с проектами, кредитуемыми в России Всемир­ным банком, регулируется постановлением Правительства РФ № 395 от 3 апреля 1996 г. Объем и приоритеты заимствований у ВБ, а также отраслевая структура и типы займов определяются в программе заимствований РФ в ВБ, которая разрабатывается Министерством экономики и Министерством финансов на основе Федеральной инвестиционной программы и среднесрочной про­граммы экономических реформ и развития российской экономики. Эта программа передается на рассмотрение Межведомственной комиссии по сотрудничеству с международными финансово-эконо­мическими организациями и «группой семи». После консультаций с ВБ программа заимствований утверждается Межведомственной комиссией и ежегодно уточняется.

Инициирование проектов на поддержку структурных преобра­зований осуществляется Министерством экономики и Министер­ством финансов, а инвестиционных проектов - федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации путем предоставления заявки в Минэкономики. Заявка содержит концепцию проекта, в которую включена оценка ожидаемого эффекта от реализации проекта для развития экономики страны, структура проекта, предварительный финансовый план расходования и погашения кредита.

Согласно оценке представительства ВБ в Москве (май 1992 г.) предполагалось, что страны - наследницы СССР будут получать от него кредиты в размере 4,5-5,0 млрд долл. в год, в том числе Россия - примерно половину этой суммы. Российские власти намеревались использовать эти кредиты по четырем направлени­ям: жизненно необходимый импорт; структурные преобразования;

инвестиционные проекты; укрепление институциональной базы финансовой инфраструктуры. С момента выделения кредита до начала фактического кредитования объекта проходит несколько лет. Банк проводит тщательные предынвестиционные исследова­ния, проверки и ревизии предлагаемых проектов.

В рамках первой международной программы помощи России был предусмотрен кредит ВБ (с участием (ЕБРР) на сумму 1,5 млрд долл. В 1992 г. Россия подписала первые три соглашения с ВБ о выделении ей 803 млн долл. Первое соглашение от 16 ноября 1992 г. предусматривало предоставление реабилитационного займа (600 млн долл.) для оплаты импорта жизненно важных товаров и покрытия расходов, связанных со структурной пере­стройкой экономики. Из этой суммы 250 млн долл. были направ­лены на поддержание валютного рынка и курса рубля (эти средст­ва были переведены на корреспондентские счета Центрального банка РФ в зарубежных банках и подлежали продаже на рубли на российском валютном рынке), 150 млн - для сельского хозяйства, 100 млн - здравоохранения, 50 млн - транспорта, 50 млн долл.- угольной промышленности. За счет этого кредита нельзя приоб­ретать оружие, драгоценные металлы, табачные изделия и другие товары, не являющиеся предметами первой необходимости.

Второй кредит ВБ (70 млн долл.) был предназначен для социа­льной защиты граждан в период перехода к рыночной экономике (создание бирж труда, выдача пособий по безработице и т.п.). Третий кредит (90 млн долл.) предоставлялся ВБ совместно с ря­дом западноевропейских банков и ЕБРР (43 млн долл.) на закупку оборудования и экспертную помощь по приватизации (табл. 10.13). Условия займов были одинаковы: 7,6% годовых; срок 15 лет, включая льготный пятилетний период. Однако в 1992 г. валютные кредиты ВБ России реально не были предоставлены.

Таблица   10.13

КРЕДИТЫ ВСЕМИРНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(млн долл.)

Финансовый год

Займы

Сумма

1993

Реабилитационный

Службе занятости и социальной защиты

На содействие в осуществлении приватизации Первый нефтяной реабилитационный

600,0 70,0

90,0 610,0

1994

На ремонт и содержание шоссейных дорог

На развитие финансовых учреждений

На осуществление земельной реформы

На осуществление сельскохозяйственной рефор­мы

На поддержку предприятий

Второй нефтяной реабилитационный

300,0 200,0 80,0

 

240,0 200,0 500,0

1995

На управление окружающей средой

На подготовку управленческих и финансовых кадров

На развитие проектного портфеля

На жилищный проект

На модернизацию налоговой службы Чрезвычайный на ликвидацию нефтяного загряз­нения и уменьшение связанного с ним ущерба

 На городской транспорт

Второй реабилитационный

110,0

 

40,0

40,0 400,0 16,8

 

 

99,0 329,0 600,0

1996

На развитие стандартов

На ремонт мостов

На развитие региональной социальной инфраст­руктуры

На передачу ведомственного жилья

На развитие фондового рынка

На медицинское оборудование

На реализацию проекта правовой реформы

На структурную перестройку угольного сектора

На проект содействия в реализации перестройки угольного сектора

На повышение эффективности использования энергии

24,0 350,0

 

200,0 300,0 89,0 270,0 58,0

 

500,0

 

25,0

 

70,0

1997

На проект восстановления центра Санкт-Петер­бурга

На структурную перестройку экономики

На инновационный проект в области образования

На пилотный проект реформы здравоохранения

На проект Бюро экономического анализа

На проект содействия реструктурированию пред­приятий

На проект содействия реформе в электроэнерге­тическом секторе

Гарантийная операция по проекту «Морской старт»

На структурную перестройку системы социаль­ной защиты

 

31,0 600,0

 

71,0

 

66,0

22,6

 

85,0

40,0

 

100,0

 

800,0

1998

На содействие реализации структурной пере­стройки системы социальной защиты населения

Второй на структурную перестройку экономики

Второй на структурную перестройку угольной промышленности

Третий на структурную перестройку экономики

 

 

28,6

 

800,0

 

800,0

1500,0

Всего

41 заем

11355,0

Источник. Данные Представительства Всемирного банка в России.

 

В токийском пакете финансовой помощи России в 1993 г. предусматривалось открытие Банком кредитных линий на сумму 5 млрд долл., в том числе 1,1 млрд - реабилитационные кредиты в рамках «первоочередных стабилизационных мер»; 3,4 млрд и 0,5 млрд долл. - для структурной перестройки экономики. В августе 1993 г. России бьы предоставлен нефтяной реабилитационный заем с целью восстановления нефтедобывающей промышленностии поддержки реформ в области энергетики (610 млн долл. из 7,75% годовых). Это самый крупный в истории ВБ кредит на подобные цели. В 1994 финансовом году предоставлены: второй нефтяной реабилитационный кредит (500 млн долл.); на развитие сельского хозяйства (320 млн); на проведение приватизации (200 млн долл.). МБРР выразил согласие участвовать в кредитовании транспорта (300 млн долл.) и финансовых учреждений (200 млн долл.). Ре­ализация этих кредитов была сопряжена с трудностями, поскольку ВБ не вполне удовлетворял инвестиционный климат в России (неупорядоченный налоговый режим, система субсидирования, ко­нтроль за ценами на нефть и нефтепродукты и т.п.). Поэтому в 1993 г. Россия смогла реально использовать кредиты ВБ, а также ЕБРР на сумму только 0,5 млрд долл.

В середине 90-х годов ВБ активизировал взаимодействие с Рос­сией. Основное внимание сосредоточено на энергетическом, фи­нансовом, социальном и сельскохозяйственном секторах экономи­ки России, а также на оказании Банком содействия в переходе к рыночной экономике.

Наиболее крупными кредитами ВБ России в 1995-1998 финан­совых годов, являются: второй реабилитационный заем (600 млн долл., 1995 г.); заем на осуществление жилищного проекта (400 млн, 1995 г.); два займа на перестройку угольной промышлен­ности (500 млн в 1996 г. и 800 млн в 1998 г.); три займа на перестройку экономики (600 млн, 1997 г.; 800 млн долл. и 1500 млн долл., 1998 г.); заем на перестройку системы социальной защиты (800 млн долл., 1997 г.).

С момента вступления России во ВБ в 1992 г. по август 1998 г. Банк предоставил ей 41 заем на сумму 11,4 млрд долл., реально были использованы 5,7 млрд долл., или 61,7% от 9,2 млрд долл., выделенных на 30 июня 1998 г.* Россия, на которую приходилось 5,31% задолженности всех стран - членов ВБ, была седьмым по счету должником Банка после Мексики, Индонезии, Китая, Индии, Южной Кореи и Бразилии.**

* The World Bank Annual Report 1998. The World Bank, Washington, 1998, p. 215.

** Ibid, p. 214-216.

Россия осуществляла заимствования в ВБ на условиях валют­ного пула (т.е. в нескольких валютах) по ставке от 6,54% годовых до 8,37% (ставка пересматривается каждые 6 месяцев). Однова­лютные займы предоставляются по ставке ЛИБОР плюс договор­ная маржа 0,5% (с 31 июля 1998 г. - 0,75%).

ВБ обычно связывает предоставление кредитов с выполнением страной-заемщицей тех же условий, которые выдвигает и МВФ. Однако Фонд делает упор на мерах, призванных обеспечить мак­роэкономическую и финансовую стабилизацию, Банк - на дета­лях структурных преобразований (открытие естественных монопо­лий для конкуренции; развитие приватизации; утверждение част­ной собственности на землю; совершенствование налогового регулирования, сбора налогов; реформирование банков).

Таблица 10.14

ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА И ТИПЫ КРЕДИТОВ ВСЕМИРНОГО БАНКА, ПОЛУЧЕННЫХ РОССИЕЙ

(млн долл. США)

Назначение займов

Финансовые годы (заканчиваются 30 июня)

1993

1994

1995

1996

1997

1998 (по август)

1993-1998 гг.

млн долл.

в % от общей суммы

Реабилитационные займы

600,0

-

600,0

-

-

-

1200,0

10,6

Займы на структурную перестройку экономики (включая поддержку и реструктурирование предприятий,содей­ствие приватизации)

90,0

200,0

40,0

-

685,0

2300,0

3315,0

29,2

Управление государ­ственным сектором

-

-

56,8

82,0

22,6

-

161,4

1,4

Финансовый сектор

-

200,0

-

89,0

-

-

289,0

2,6

Энергетика (нефтяная и угольная промышлен­ность, электроэнерге­тика)

610,0

500,0

-

595,0

40,0

800,0

2545,0

22,4

Сельское хозяйство - 320,0 - - - - 320,0 2,8
Инфраструктура (транспорт, дорожное хозяйство, городская застройка) - 300,0 329,0 350,0 31,0 - 1010,0 8,9
Защита окружающей среды - - 209,0 - - - 209,0 1,8
Развитие социальной сферы (система соци­альной защиты, жилье,здравоохранение, обра­зование) 70,0 - 400,0 770,0 937,0 28,6 2205,6 19,4
Гарантийная операция по проекту «Морской старт» - - - - 100,0 - 100,0 0,9
Всего 1370,0 1520,0 1634,8 1886,0 1815,6 3128,6 11355,0 100,0
Источник. Рассчитано по данным Представительства Всемирного банка в России.

Из табл. 10.14 следует, что почти 40% займов пришлись на займы макроэкономического характера и, следовательно, попол­няющие доходы государственного бюджета (реабилитационные займы и займы на структурную перестройку экономики). Они близки по своему назначению кредитам МВФ. Крупные заимст­вования России обусловлены кризисным состоянием экономики. 20% инвестиционных кредитов ВБ были направлены в энергетику (главным образом нефтяную и угольную промышленность) и 20% - в социальную сферу. ВБ сыграл важную роль в форм­ировании международного фонда содействия приватизации и ре­организации государственных предприятий в России, решение об учреждении которого было принято на совещании «семерки» в То­кио в июле 1993 г. 1/3 планируемой суммы (1 млрд из 3 млрд долл.) должны были составить кредиты ВБ, МФК и ЕБРР круп­ным приватизируемым предприятиям и 500 млн долл. - помощь ВБ российским регионам.

В июне 1997 г. ВБ одобрил новую стратегию содействия Рос­сии, которая предусматривала увеличение кредитования для под­держки экономических преобразований. Наметились положитель­ные сдвиги в осуществлении проектов МБРР в России: доля проек­тов с удовлетворительным рейтингом реализации увеличилась с 39 до 65%, объем расходования средств по инвестиционным проек­там вырос втрое - с 294 млн долл. в январе 1996 г. до 1027 млн в марте 1997 г.

ВБ предоставил России новые структурные и инвестиционные кредиты. Так, 18 декабря 1997 г. были одобрены два займа по 800 млн долл. каждый: один - для структурной перестройки экономи­ки, реструктурирования естественных монополий в области элект­роэнергетики, газовой промышленности и железнодорожного транспорта; второй - для преобразования угледобычи - лик­видации компании «Росуголь», приватизации жизнеспособных угольных предприятий и закрытия нерентабельных шахт.

В рамках пакета экстраординарной финансовой помощи в раз­мере 22,6 млрд долл., согласованного Россией с МВФ, ВБ и пра­вительством Японии в июле 1998 г., ВБ 7 августа 1998 г. одобрил предоставление России третьего займа на цели структурной пере­стройки экономики (1,5 млрд долл. на 7 лет). Это был самый крупный заем ВБ России. 300 млн долл. из этой суммы были перечислены немедленно, остальные средства планировалось на­править двумя порциями (500 и 700 млн) в последующие 18 месяцев. Предполагалось, что до конца 1998 г. Россия получит от ВБ 1,7 млрд долл. и в 1999 г. 4,3 млрд долл.

Принятые 17 августа 1998 г. российским правительством меры, объявление дефолта по ряду внутренних и внешних обязательств привели к замораживанию утвержденных ВБ кредитов. Тем не менее 26 февраля 1999 г. подписано соглашение о предоставлении России нового инвестиционного кредита (400 млн долл.) на стро­ительство и ремонт шоссейных дорог. Однако реализация одоб­ренных бюджетозамещающих кредитов на структурную пере­стройку экономики зависит от достижения Россией договорен­ности с МВФ.

Международная финансовая корпорация (МФК) начала свою деятельность в России с оказания технической помощи. Особенно существенную роль она сыграла в реализации программы прива­тизации в Нижегородской, Волгоградской, Новосибирской об­ластях и Республике Саха. За период по 1998 г. профинансирова­но 38 российских проектов на сумму 563 млн долл. из собствен­ных средств и 223 млн долл. за счет синдицированных кредитов. Совокупная стоимость этих проектов составляет 1,9 млрд долл. МФК приняла участие в кредитовании нефтяных и других проек­тов. Она содействует развитию телекоммуникаций, пищевой про­мышленности, гостиничного бизнеса и ряда других секторов.

В 1998-1999 финансовом году возможность прибегать к зай­мам Международной ассоциации развития имели лишь страны, у которых ВВП на душу населения в 1997 г. не превышал уровень 925 долл. (в России он составлял 2740 долл.).

Европейский банк реконструкции и развития и Россия. СССР был одним из учредителей ЕБРР в 1990 г. Его доля в первоначальном акционерном капитале этой организации составила 6% (600 млн ЭКЮ, или 720 млн долл.). После распада СССР Россия стала членом ЕБРР. Она унаследовала акции (4% капитала Банка). На 31 декабря 1998 г. доля России в капитале ЕБРР - 800 млн ЭКЮ (с 1999 г. - евро), или 936 млн долл., из которых реально оплачены 16,4%. Россия - крупнейший получатель кредитов ЕБРР. Ее доля в кредитном и инвестиционном портфеле Банка на конец 1998 г. составляла 24%.* Ключевым элементом стратегии ЕБРР в России является кредитование и финансирование путем вложений в акционерные капиталы конкретных инвестиционных проектов преимущественно в частном секторе (как правило, до 35% стоимости проекта), имеющих целью содействие структурной перестройке, приватизации, а также развитию финансового сек­тора и инфраструктуры (транспорт, связь, телекоммуникации и др.), обеспечивающих производственную деятельность. Кроме того. Банк оказывает России кредитную и финансовую помощь в сфере развития энергетики (нефте- и газодобыча), горнодобыва­ющей промышленности, конверсии промышленного производст­ва, в банковском секторе, подготовке кадров. ЕБРР обычно не требует гарантий правительства.

* Годовой отчет 1998 г. Европейский банк реконструкции и раз­вития. - Лондон, 1999. - С. 25.

С момента образования ЕБРР к концу 1998 г. совет дирек­торов Банка одобрил 105 проектов для России на общую сумму 3,44 млрд ЭКЮ, или 4,0 млрд долл. (доля ЕБРР) при валовой их стоимости в 11 млрд ЭКЮ (12,9 млрд долл.). Из этого числа 87 проектов подписаны, причем ЕБРР выделил на их осуществление 2,84 млрд ЭКЮ, или 3,3 млрд долл. (включая подпроекты); об­щая стоимость этих проектов - 9,54 млрд ЭКЮ (11,2 млрд долл.).* Фактическое использование средств по одобренным для России проектам на конец 1998 г. составляло 1469,8 млн ЭКЮ** (1719,7 млн долл.), т.е. 42,7% объема выделенных кредитных ресурсов. ЕБРР осуществляет свою деятельность в 35 регионах России.

* Деятельность ЕБРР в Российской Федерации. Информационный листок Представительства ЕБРР в Москве, 1999. - С. 1.

** Годовой отчет 1998 г. Европейский банк реконструкции и раз­вития. - Лондон, 1999. - С. 81.

В своей стратегической линии ЕБРР в России, как и в других странах, делает упор на инвестировании в частный сектор. На конец 1998 г. соотношение проектов в частном и государственном секторах в портфеле ЕБРР для утвержденных Советом директоров Банка операций в России составляло 88:12.

Деятельность ЕБРР в России осуществляется, с одной стороны, посредством вложений через различные созданные с его участием фонды, а с другой - путем предоставления кредитов непосредст­венно банкам и предприятиям или инвестиций в их акционерные капиталы.

При осуществлении токийского пакета содействия России под эгидой ЕБРР в октябре 1993 г. был сформирован специальный фонд поддержки малых предприятий России (ФПМПР) в размере 300 млн долл. (доля ЕБРР) - 150 млн долл.). Мелкие и средние предприятия могут через посредство российских банков прибегать к льготным кредитам этого фонда. Начиная с 1994 г. ФПМПР выдал предпринимателям в России более 26 тыс. кредитов на общую сумму свыше 350 млн долл. (средний размер кредита - 14 тыс. долл.).

ЕБРР совместно с ВБ и его филиалом - МФК участвовал в образовании части международного фонда содействия приватиза­ции крупных государственных предприятий (1 млрд долл.), создан­ной за счет международных финансовых инструментов. В рамках постприватизационного проекта поддержки предприятий (ППП) ЕБРР и ВБ совместно открыли кредитную линию на 300 млн долл. для целей финансирования структурной перестройки средних и крупных предприятий частного сектора России. ЕБРР принимает участие в проекте, предоставляя кредит на сумму 100 млн долл.

На Токийском совещании «семерки» в «верхах» в июле 1993 г. в рамках инициативы по оказанию поддержки приватизирован­ным российским предприятиям правительствами Группы 7 и Европейским союзом была согласована программа создания под эгидой ЕБРР региональных фондов верчурного капитала (РФВК). Инвестирование средств ЕБРР через посредство этих фондов про­изводится таким образом, что 75% средств должны использовать­ся в пределах соответствующего региона. Фонды предоставляют капитал для помощи приватизируемым предприятиям в осуществ­лении структурной перестройки, причем параллельно с этим они оказывают им техническое содействие в подготовке, реализации и сопровождении проекта. В каждом фонде капитал ЕБРР, состав­ляющий, как правило, 30 млн долл., должен дополняться взносом правительства страны-донора в размере 20 млн долл. За период с января 1994 г. по октябрь 1996 г. за счет средств ЕБРР одобрено создание одиннадцати фондов венчурного капитала в России на сумму 310 млн долл. и 207 млн долл. в виде безвозмездных субсидий правительств стран-доноров.

Таблица 10.15

Отраслевая структура проектов ЕБРР в России, подписанных до 31 декабря 1998 г.*

Сектора экономики

Общая стоимость операций

Общее финансирование ЕБРР

В том числе инвестиции в акционерные капиталы

млн долл.**

% к итогу

млн долл.**

% к итогу

млн долл.**

% к итогу

Финансовый сектор

1816,5

16,3

1162,2

35,0

174,8

53,4

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

субпроекты региональных фондов венчурного капитала

96,2

0,9

89,4

2,7

55,5

16,9

субпроекты фонда поддерж­ки малых предприятий Рос­сии

227,7

2,0

174,8

5,3

0

0

Энергетика и горнодобыва­ющая промышленность

4128,1

37,0

865,4

26,1

25,7

7,8

Связь, телекоммуникации

445,7

4,0

41,9

1,2

2,0

0,6

Транспорт

1976,7

17,7

576,4

17,4

11,3

3,5

Производство и упаковка продуктов питания

765,9

6,9

235,8

7,1

67,2

20,5

Другие инвестиции

2025,5

18,1

437,0

13,2

46,6

14,2

Всего

11158,4

100,0

3318,7

100,0

327,6

100

* Российская доля региональных проектов не включена.

** Данные в источнике приведены в млн ЭКЮ, конвертированы в доллары США по обменному курсу на 31 декабря1998 г., составлявшему 1 ЭКЮ = 1,17 долл. США.

Источник. Деятельность ЕБРР в Российской Федерации. Информационный листок Предстаительства ЕБРР в Москве, 1999. - С. 3.

На 16 ноября 1998 г. РФВК осуществили 50 вложений капитала в 29 приватизированных и 21 частное предприятие. Об­щая сумма вложений составила порядка 70 млн долл. (средний размер вложения - 1,75 млн долл.). Приблизительно половина вложений осуществлялась только в виде приобретения акций, а другая половина - в виде сочетания предоставления кредитов и покупки акций.

Еще одним направлением функционирования ЕБРР в Рос­сии является его участие в акционерных капиталах инвестиционных фондов. Их основная деятельность сосредоточена на вложениях в акции российских предприятий. Совместно с МБРР осуществля­ется проект развития финансовых учреждений (ПРФУ). Цель про­екта - способствовать развитию и укреплению группы ведущих российских коммерческих банков, включающей 31 банк. Програм­ма ПРФУ осуществляется в сотрудничестве с ВБ и правительством России. В рамках поддержки этого проекта ЕБРР предоставил России кредит на сумму 100 млн долл. Средства этого кредита переуступаются банкам через подразделение по осуществлению проекта, созданное при Министерстве финансов РФ.




Навигация

« РОССИЯ—ДОЛЖНИК И КРЕДИТОРПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫХ И ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ СТРАН СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ) »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании