ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА


 Платежный баланс издавна является одним из объектов госу­дарственного регулирования. Это обусловлено следующими при­чинами.

Во-первых, платежным балансам присуща неуравновешен­ность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов влияет на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики. Например, по­крывая дефицит текущих операций платежного баланса нацио­нальной валютой, США способствовали экспорту инфляции в дру­гие страны, созданию избытка долларов в международном оборо­те, что подорвало Бреттонвудскую систему в середине 70-х годов.

Во-вторых, после отмены золотого стандарта в 30-х годах XX в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует крайне слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных го­сударственных мероприятий.

В-третьих, в условиях глобализации хозяйственных связей по­высилось значение платежного баланса в системе государствен­ного регулирования экономики. Задача его уравновешивания вхо­дит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживани­ем инфляции и безработицы.

Материальной основой регулирования платежного баланса слу­жат: 1) официальные золото-валютные резервы; 2) национальный доход, перераспределяемый через государственный бюджет; 3) не­посредственное участие государства в международных экономичес­ких отношениях как экспортера капиталов, кредитора, гаранта, заемщика; 4) регламентация внешнеэкономических операций с по­мощью нормативных актов и органов государственного контроля.

При регулировании платежного баланса возникает проблема: какие страны (имеющие активное сальдо или дефицит) должны принимать меры по его выравниванию. Рассуждения теоретиков и требования практиков по этому вопросу различны. Обычно под давлением внутренних и внешних факторов проблема выравнива­ния платежного баланса наиболее остро встает перед странами, имеющими дефицит. Страны с активным балансом международ­ных расчетов призывают их «навести порядок в собственном доме»: ограничить инфляцию, проводить дефляционную полити­ку, стимулировать экспорт, сдерживать импорт товаров и т.д. Такие требования после второй мировой войны США предъявляли странам Западной Европы, имевшим хронический дефицит пла­тежного баланса. В 60-х и первой половине 80-х годов положение изменилось; страны Западной Европы, прежде всего ЕС, выступа­ли с аналогичными призывами к США. Страны с дефицитом платежного баланса обычно настаивают, чтобы их партнеры с ак­тивным балансом ослабили таможенные и иные ограничения им­порта, расширили вывоз капитала.

Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также по­крытие сложившегося сальдо. Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.

Странами с дефицитным платежным балансом обычно пред­принимаются следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностран­ных капиталов, ограничения вывоза капиталов.

1. Дефляционная политика. Такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджет­ных расходов преимущественно на гражданские цели, заморажива­ние цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструмен­тов служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установле­ние пределов роста денежной массы. В условиях экономического спада, при наличии большой армии безработных и резервов неис­пользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень трудящихся и гро­зит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсирующие меры.

2. Девальвация. Понижение курса национальной валюты на­правлено на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров. Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутст­вующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного по­тенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке. Что касается сдерживающего влия­ния девальвации на импорт, то в условиях интернационализации процесса воспроизводства и развития международной специализа­ции страна зачастую не может резко сократить ввоз товаров. К тому же не все страны проводят успешную политику импортозамещения.

Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издер­жек производства отечественных товаров, повышению цен в стра­не и последующей утрате полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних рынках. Поэтому, хотя она может дать стране временные преимущества, но во многих случаях не устраня­ет причины дефицита платежного баланса. Для получения жела­емого эффекта девальвация должна быть достаточной по размеру. Иначе она лишь усиливает спекуляцию на валютных рынках, так как сохраняется возможность повторного пересмотра валютного курса. Например, девальвация фунта стерлингов в ноябре 1967 г. на 14,3% и доллара в декабре 1971 г. на 7,89% не устранила спекулятивное давление на эти валюты. В то же время чрезмерный размер девальвации вызывает цепную реакцию снижения курса других валют, и тогда страна, девальвировавшая свою валюту, лишается конкурентных преимуществ, на которые она рассчиты­вала. Некоторые страны периодически практикуют множествен­ность валютного курса, иногда в форме двойного валютного рынка, как скрытую девальвацию. Введение режима плавающих курсов не способствовало выравниванию платежных балансов. Прекращение скачкообразных девальваций в известной мере сняло давление спекулятивных капиталов на международные расчеты, однако в условиях плавающих валютных курсов воздействие их рыночного снижения на соотношение цен импортируемых и экс­портируемых товаров легко сводится на нет. Поэтому для обес­печения эффективности девальвации многие страны, особенно раз­вивающиеся, вводят дифференцированные пошлины и субсидии на экспорт и импорт.

3. Валютные ограничения. Блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты им­портерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его при­тока, сдерживания импорта товаров. Так, в конце 70-х - начале 80-х годов, несмотря на либерализацию текущих операций, приме­рно 90% стран с конвертируемой валютой применяли ограничения по международному движению капиталов. Страны ЕС отменили их лишь в начале 90-х годов.

4. Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, от­мена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика, особенно учетная политика и таргетирование денежной массы (установление целевых ориентиров ее ежегодного роста).

5. Специальные меры государственного воздействия на пла­тежный баланс в ходе формирования его основных статей - тор­гового баланса, «невидимых» операций, движения капитала.

Важным объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охваты­вает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экс­портерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного кур­са и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспор­теров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от эконо­мических и политических рисков, вводит льготный режим амор­тизации основного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять опреде­ленную экспортную программу.

В условиях обострения конкуренции на мировых товарных рынках особое внимание уделяется регулированию экспортного производства путем углубления внутриотраслевой специализации и кооперирования национальных фирм с иностранными. С целью углубления международной специализации государство стимули­рует экспортную деятельность мелких и средних фирм. Принима­ются меры по повышению роли экспорта сельскохозяйственной продукции, которая рассматривается как «зеленая нефть». Поощ­ряется расширение сбыта машин и оборудования. Государство усиленно ориентирует предприятия на внешние рынки, создавая для них преимущества и переводя ресурсы в экспортное про­изводство из отраслей, производящих продукцию на внутренний рынок. Государственное регулирование экспорта распространяется на все стадии движения товара от изучения иностранного рынка и до послепродажного обслуживания за рубежом.

Методы стимулирования экспорта применяются все более ком­плексно. Они включают валютные, кредитные, финансовые, ор­ганизационные формы поддержки экспортеров, в том числе ре­кламу, информацию, подготовку кадров. Вывоз капитала издавна используется для поощрения экспорта товаров. При пассивном платежном балансе регулирование импорта осуществляется путем его сокращения и развития национального производства товаров в целях замещения импорта. Практикуются нетарифные ограниче­ния, а также соглашения с контрагентами о добровольном ограни­чении их экспорта (например, США с Японией, Испанией, Мекси­кой, Бразилией в 80-х годах).

В целях регулирования платежей и поступлений по «невиди­мым» операциям платежного баланса принимаются следующие меры:

  • ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;
  • прямое или косвенное участие государства в создании тури­стической инфраструктуры в целях привлечения иностранных ту­ристов;
  • содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье «Транспорт»;
  • расширение государственных расходов на научно-исследова­тельские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.;
  • регулирование миграции рабочей силы. В частности, ограни­чение въезда иммигрантов для сокращения переводов иностран­ных рабочих.

Регулирование движения капиталов направлено, с одной сторо­ны, на поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой - на уравновешивание платежного баланса путем стимулирования притока иностранных и репатриации наци­ональных капиталов. Этой цели подчинена деятельность государ­ства как экспортера капиталов, создающая благоприятные усло­вия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Пра­вительственные гарантии по инвестициям обеспечивают страхо­вание коммерческого и политического риска.

Государство принимает также меры по сдерживанию «бегства» капитала. В их числе: экономическая и политическая стабилизация в стране, повышение доверия к правительству и национальной валюте, укрепление государственности, обеспечение национальной безопасности, борьба с коррупцией и «теневой» экономикой. Важ­ным методом пресечения «бегства» капитала является эффектив­ный государственный контроль за международным движением капитала, в том числе ограничение размера вывоза его и требова­ние своевременной репатриации дивидендов и процентов.

В мировой практике сдерживания «бегства» капитала применя­ется сочетание законодательных норм с мерами административного и финансового контроля за операциями с денежным капиталом и за инвестициями за рубежом. Банки осуществляют контроль и инфор­мируют государственные органы о подозрительных переводах на­личных денег на банковские счета за рубежом, за авансовыми платежами по фиктивным внешнеэкономическим контрактам. Со­здание единой цепочки субъектов экспортной сделки (экспортер - таможня - банк), контрольно-учетного механизма, унификация форм отчетности (в частности о проверке экспортных грузов и их прибытия) способствует ограничению масштабов «бегства» капита­ла. Одним из средств сдерживания отлива капитала является эффек­тивный валютный и экспортный контроль. При этом залогом успеха является межведомственное разграничение функций, полно­мочий и ответственности контролирующих органов. Важный фак­тор сдерживания «бегства» капитала - международное сотруд­ничество, соглашения со странами, где оседают «беглые» капиталы, о совместных мерах в области валютного и экспортного контроля. Иногда применяется избирательная амнистия для «беглого» капи­тала в целях стимулирования его репатриации.

При активном платежном балансе государственное регулиро­вание направлено на устранение нежелательного чрезмерного ак­тивного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы - финансовые, кредитные, валютные и другие, а также ревальвация валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов (в том числе кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения им­порта капиталов.

Обычно применяется компенсационное регулирование платеж­ного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий: рестрикционных (кредитные ограниче­ния, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров, «бегства» капитала др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.). Государство осуществ­ляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо платежного баланса.

Методы балансирования платежных балансов. Формально пла­тежный баланс, как всякий баланс, уравновешен, так как итоговые показатели основных и балансирующих статей погашают друг друга. Если платежи превышают поступления по текущим ста­тьям, то возникает проблема погашения дефицита за счет балан­сирующих статей, которые характеризуют источники и методы урегулирования сальдо платежного баланса. Традиционно для этого используются иностранные займы и ввоз капитала. Речь идет о временных методах балансирования платежного баланса, так как страны-должники обязаны выплачивать проценты и диви­денды, а также сумму займов. Для покрытия дефицита платеж­ного баланса МВФ предоставляет резервные (безусловные) креди­ты. Их объем невелик и распределяется неравномерно по странам в пределах 25% их квот (взносов). Кредиты сверх этой резервной позиции обусловлены жесткими требованиями проведения стаби­лизационных программ МВФ.

В поисках источников погашения дефицита платежного балан­са развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигацион­ных займов. В этой связи активно участвуют коммерческие банки (особенно евробанки) в покрытии дефицита платежного баланса. Преимуществом банковских кредитов по сравнению с кредитами международных валютно-кредитных и финансовых организаций являются их большая доступность и необусловленность стабили­зационными программами. Однако банковские кредиты дороже и труднодоступны для стран, имеющих крупную внешнюю задол­женность. Например, американские банки периодически вносят некоторые страны, главным образом развивающиеся, в «черные» списки. К тому же усиливается тенденция к координации деятель­ности частных банков и международных валютно-кредитных и фи­нансовых организаций.

Для покрытия пассивного сальдо баланса используются крат­косрочные кредиты по соглашениям «своп», взаимно предоставля­емые центральными банками в национальной валюте.

С середины 70-х до середины 80-х годов развитые страны активно применяли нефтедоллары для погашения дефицита своих платежных балансов путем рециклирования (перераспределения) валютной выручки нефтедобывающих стран от экспорта нефти.

К временным методам покрытия дефицита платежного балан­са относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной помощи.

В связи с активным привлечением иностранных кредитов для балансирования платежного баланса внешняя задолженность ста­ла глобальной проблемой. Окончательным методом балансирова­ния платежного баланса служит использование официальных ва­лютных резервов.

При золотом монометаллизме погашение пассивного сальдо происходило путем вывоза золота, но движение драгоценного металла никогда не находилось в прямой зависимости от состоя­ния платежного баланса. Отлив золота не является показателем его пассивности, если металл вывозится из золотодобывающей страны. После отмены золотого стандарта применение золота для покрытия дефицита платежного баланса сократилось. В усло­виях официальной демонетизации золото как всеобщее платежное средство используется: во-первых, в ограниченных размерах и лишь в последнюю очередь, когда исчерпаны все другие возмож­ности; во-вторых, в опосредствованной форме путем его пред­варительной реализации на мировых рынках золота в обмен на национальные кредитные деньги, в которых принято заключать торговые и кредитные соглашения и осуществлять международ­ные расчеты.

За счет вывоза золота США покрывали от 1/5 до 1/3 дефицита платежного баланса в 50-70-х годах. Однако опыт США показал, что даже страна с крупнейшим золотым запасом не может долгое время использовать данный метод покрытия платежного баланса (это способствовало сокращению их золотого запаса с 24,6 млрд долл. в 1949 г. до 11 млрд в 1985 г.).

Стремясь сохранить право собственности на свои золотые запа­сы, некоторые страны (Италия, Португалия, Уругвай и др.) пред­почли использовать золото как обеспечение иностранных займов для покрытия дефицита платежных балансов в середине 70-х и на­чале 80-х годов. Это свидетельствует о том, что золото сохраняет важное экономическое значение как чрезвычайные деньги. Италия, у которой золотой запас составлял 3,5 млрд долл. в 1974 г., для балансирования платежного баланса получила кредит у ФРГ в 2 млрд долл. сроком на два года под золотое обеспечение исходя из среднерыночной цены золота (120 долл. за унцию в тот период). По требованию ФРГ это золото было изъято из хранилища в США и депонировано в Немецком федеральном банке. Банк Португалии в 1976 г. получил кредит (580 млн долл.) у ряда банков ФРГ и Швейцарии под залог 20% своего золотого запаса; в 1983 г. Португалия получила от Банка Международных расчетов (БМР) заем в 300 млн долл. сроком на 3 месяца под залог 30 т золота.

Главным средством окончательного балансирования платеж­ного баланса служат резервы конвертируемой иностранной валю­ты. После второй мировой войны США и Великобритания пога­шали дефициты своих платежных балансов национальной валю­той, так как Бреттонвудское соглашение придало доллару и фунту стерлингов статус резервной валюты. Благодаря этой привилегии США смогли сохранить половину своего огромного золотого запаса, накопленного в годы войны и после нее. В 50-60-х годах США покрывали до 70-80%, а после отмены конверсии доллара в золото в 1971 г. - до 100% пассивного сальдо платежного баланса национальной валютой, что привело в конечном счете к избытку долларов в международном обороте и их периодичес­кому обесценению. В отличие от США другие государства, чтобы погасить дефицит платежного баланса конвертируемой валютой, должны ее «заработать» путем экспорта части национального богатства. Неравномерность распределения валютных резервов между странами ограничивает возможности их использования для балансирования платежного баланса.

С 70-х годов для приобретения иностранной валюты, необходи­мой для покрытия дефицита платежного баланса, стали применяться СДР путем перевода их со счета одной страны на счет другой в МВФ. Однако эмиссия СДР незначительна, их доля в международных ликвидных резервах невелика (1,9%). Они неравномерно распределя­ются между странами - членами МВФ в зависимости от их взносов в него. Вопреки первоначальному замыслу лишь 20% выпущенных СДР используются для погашения пассивного сальдо платежного баланса. С 1979 г. страны - члены ЕВС для покрытия дефицита платежного баланса применяли также ЭКЮ, которые заменены евро с 1999 г. Вспомогательным средством балансирования платежного баланса является продажа иностранных и национальных ценных бумаг на иностранную валюту. Например, США частично покрыва­ют пассивное сальдо своего платежного баланса, размещая облига­ции казначейства в центральных банках других стран.

Окончательным средством погашения дефицита платежного баланса служит также иностранная помощь в форме субсидий и даров. Например, в 1947 г. 75% совокупного дефицита платеж­ных балансов стран Западной Европы были покрыты за счет помощи США ценой экономических и политических уступок. В со­временных условиях привлечение помощи особенно характерно для большинства развивающихся стран, платежные балансы кото­рых, как правило, дефицитны.

Активное сальдо платежного баланса используется государ­ством для погашения (в том числе досрочного) внешней задолжен­ности страны, предоставления кредитов иностранным государст­вам, увеличения официальных золото-валютных резервов, вывоза капитала в целях создания второй экономики за рубежом.

Новым явлением стало межгосударственное регулирование платежного баланса с середины 70-х годов. Оно возникло как следствие глобализации мирового хозяйства и недостаточной эффективности национального регулирования. С возрастанием роли внешних факторов воспроизводства длительное неравновесие пла­тежного баланса усиливает диспропорции в экономике отдельных стран и в мировом хозяйстве. Поэтому ведущие страны разраба­тывают методы коллективного регулирования платежного балан­са. К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся: согласование условий государственного кре­дитования экспорта, двухсторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в наци­ональных валютах по соглашениям «своп», кредиты международ­ных финансовых институтов, прежде всего МВФ.

Превышение допустимой в мировом сообществе нормы задол­женности страны ставит проблемы экономического, а затем поли­тического характера. Поскольку рынки ограничивают кредиты таким странам, покрытие дефицита ее платежного баланса возможно лишь за счет условных кредитов, в частности МВФ, пред­усматривающих стабилизационные программы, а также вмешате­льство кредиторов и международных организаций в экономику и политику стран-заемщиц. Поэтому в целях уменьшения риска подобной зависимости страны-должники, в том числе развитые, переориентируют экономическую политику в целях уменьшения внешнего долга и заимствований.

В ЕС межгосударственное регулирование платежного баланса осуществляется следующими основными методами:

  • отмена таможенных пошлин, создание таможенного союза с 1 июля 1968 г. и введение единого внешнего тарифа к третьим странам;
  • унификация налоговой системы;
  • согласование условий кредитования экспорта товаров.

Таким образом, регулирование платежного баланса значитель­но усложнилось, его инструментарий расширился, а применение приобрело систематический характер в сочетании с другими фор­мами экономической политики. Программы стабилизации пла­тежного баланса обычно сочетаются с мероприятиями по оздоров­лению экономики, сдерживанию инфляции, сокращению бюджет­ного дефицита и т. д.

Однако задача уменьшения дефицита платежного баланса нере­дко вступает в конфликт с другими целями экономической поли­тики - поддержание экономического роста и обеспечение занято­сти, которые требуют расширения хозяйственной активности, уве­личения бюджетных расходов, снижения процентных ставок. Эффективным средством оздоровления платежного баланса явля­ется сокращение военных расходов, в том числе зарубежных.

Мировой опыт регулирования платежного баланса свидетель­ствует о трудностях одновременного достижения внешнего и внут­реннего равновесия национальной экономики. Это усиливает две тенденции - партнерство и разногласия - во взаимоотношениях стран с активным и пассивным платежным балансом.




Навигация

« ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНСПЛАТЕЖНЫЕ БАЛАНСЫ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОЛОГИИ ИХ СОСТАВЛЕНИЯ »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании