ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ. МИРОВОЙ ОПЫТ ПЕРЕХОДА К КОНВЕРТИРУЕМОСТИ ВАЛЮТ


 В качестве одной из форм валютной политики периодически ис­пользуются валютные ограничения - законодательное или ад­министративное запрещение, лимитирование и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валют­ными ценностями. Это составная часть валютного контроля, ко­торый обеспечивает соблюдение валютного законодательства пу­тем проверок валютных операций резидентов и нерезидентов. При валютных ограничениях в процессе валютного контроля проверя­ется наличие лицензий и разрешений, выполнение резидентами требований по продаже инвалюты на национальном валютном рынке, обоснованность платежей в инвалюте, качество учета и от­четности по валютным операциям. При валютных ограничениях функции валютного контроля возлагаются обычно на централь­ный банк, а в некоторых странах создаются специальные органы (например, во Франции после второй мировой войны). В России этими органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и Правительство РФ, а в роли агентов валютного контроля выступают Федеральная служба России по валютному и экспорт­ному контролю (ВЭК), Государственный таможенный комитет, федеральные органы налоговой полиции и др. Непосредственные исполнители валютного контроля - уполномоченные коммерчес­кие банки, подотчетные Банку России.

Валютные ограничения как разновидность валютной политики преследуют следующие цели: 1) выравнивание платежного ба­ланса; 2) поддержание валютного курса; 3) концентрация ва­лютных ценностей в руках государства для решения текущих и стратегических задач. Во время подготовки и ведения войн валютные ограничения используются военно-промышленными комплексами для импорта военно-стратегических товаров за счет лимитирования ввоза предметов гражданского назначения. Ва­лютные ограничения отличаются дискриминационным характе­ром, так как способствуют перераспределению валютных цен­ностей в пользу государства и крупных предприятий за счет мелких и средних предпринимателей, затрудняя им доступ к ино­странной валюте. Поэтому немонополизированный сектор обы­чно выступает против их введения. Валютные ограничения обычно являются составной частью политики протекционизма и диск­риминации торговых партнеров. Немаловажную роль в их ре­ализации играют политические мотивы.

В целях давления на другие страны ведущие державы приме­няют валютную блокаду. Это экономическая санкция в форме односторонних валютных ограничений одной страны или группы стран по отношению к другому государству, препятствующих использованию его валютных ценностей с целью принудить его к выполнению определенных требований и направленных на под­рыв его валютно-экономического положения. Сущность валютной блокады заключается в замораживании валютных ценностей этого государства, хранящихся в иностранных банках, и применении дискриминационных валютных ограничений. Во время и после второй мировой войны Великобритания блокировала банковские счета, на которых хранилась иностранная (в основном английская) валюта стран стерлинговой зоны. Средства с этих счетов могли использоваться только для расчетов между участниками данной валютной группировки. В связи с национализацией Англо-Иранс­кой нефтяной компании в начале 50-х годов Банк Англии прекра­тил обратимость фунтов стерлингов в доллары для Ирана и реко­мендовал Италии и Японии не вести расчеты с этой страной в фунтах стерлингов. В 1956 г. в ответ на национализацию Суэцкого канала банки Великобритании, США и Франции организо­вали валютную блокаду в отношении Египта, заморозив его ва­лютные счета.

После прихода к власти в Чили в 1971 г. правительства Народ­ного единства американские банки блокировали все чилийские авуары в иностранной валюте и организовали кредитную блокаду. В период американо-иранского конфликта в ноябре 1979 г. США блокировали иранские банковские авуары (12 млрд долл.) и ан­нулировали некоторые займы, требуя освободить американских заложников, а в конечном счете с целью подрыва экономики страны, которая стала проводить антиамериканскую политику. Во время Фолклендского конфликта 1982 г. Великобритания блокиро­вала валютные активы Аргентины, которая затем последовала ее примеру. В январе 1986 г. администрация США объявила валют­ную блокаду Ливии, заморозив ее валютные активы в американс­ких банках и их филиалах с целью заставить страну отказаться от проводимой ею независимой внешней политики и подчиниться диктату Вашингтона.

Валютные ограничения предусматривают: 1) регулирование международных платежей и переводов капиталов, репатриации экспортной выручки, прибылей, движения золота, денежных зна­ков и ценных бумаг, 2) запрет свободной купли-продажи иностран­ной валюты; 3) концентрацию в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей. В их числе также платеж­ные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, драгоценные металлы. В этой связи различаются следующие принципы валютных огра­ничений, определяющие их содержание:

  • централизация валютных операций в центральном и упол­номоченных (девизных) банках;
  • лицензирование валютных операций - требование предва­рительного разрешения органов валютного контроля для приоб­ретения импортерами или должниками иностранной валюты;
  • полное или частичное блокирование валютных счетов;
  • ограничение обратимости валют. Соответственно вводятся разные категории валютных счетов: свободно конвертируемые, внутренние (в национальной валюте с использованием в пределах страны), по двухсторонним правительственным соглашениям, клиринговые, блокированные и др.

Различаются две основные сферы валютных ограничений: теку­щие операции платежного баланса (торговые и «невидимые» опе­рации) и финансовые (движение капиталов и кредитов, перевод прибылей, налоговых и других платежей).

Формы валютных ограничений отражают их внутреннее содер­жание и структуру, различаются по сферам их применения. По текущим операциям платежного баланса практикуются следу­ющие их формы:

  • блокирование выручки иностранных экспортеров от продажи товаров в данной стране, ограничение их возможностей распоря­жаться этими средствами;
  • обязательная продажа валютной выручки экспортеров пол­ностью или частично центральному и уполномоченным (девиз­ным) банкам, имеющим валютную лицензию центрального банка;
  • ограниченная продажа иностранной валюты импортерам (лишь при наличии разрешения органа валютного контроля). В не­которых странах импортер обязан внести на депозит в банк определенную сумму национальной валюты для получения импортной лицензии;
  • ограничения на форвардные покупки импортерами иностран­ной валюты;
  • запрещение продажи товаров за рубежом на национальную валюту;
  • запрещение оплаты импорта некоторых товаров иностран­ной валютой;
  • регулирование сроков платежей по экспорту и импорту в связи с развитием операций «лидз энд лэгз» в условиях не­стабильности валютных курсов. Иногда контролируются авансовые платежи импортеров иностранным экспортерам, устана­вливаются ограниченные сроки продажи экспортерами иностран­ной валюты на национальную (30 дней), чтобы эти средства не были использованы для спекулятивных операций против на­циональной валюты;
  • множественность валютных курсов - дифференцированные курсовые соотношения валют по различным видам операций, товарным группам и регионам.

Впервые множественность валютных курсов стала применяться в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., после отмены золотого монометаллизма и введения валютных ограни­чений. Поскольку многие валютные счета были блокированы и степень свободного распоряжения ими была различна, скидки (дисконт) по отношению к официальному курсу валюты колеба­лись от 10 до 90% (в Германии).

После второй мировой войны многие страны-члены МВФ в нарушение его Устава практиковали множественность валютных курсов. Во Франции было установлено десять валютных курсов. До середины 60-х годов в Турции наряду с завышенным официаль­ным курсом национальной валюты (1 долл. США = 2,8 лиры) применялись другие дифференцированные курсы: 9 лир по импор­ту в целях его сдерживания; 4,9 лиры по экспорту меди; 5,6 лиры по экспорту изюма и орехов в целях стимулирования вывоза этих традиционных экспортных товаров страны; 9 лир по вывозу дру­гих товаров.

Хотя в большинстве промышленно развитых стран курс ва­лют был унифицирован с введением их конвертируемости, от­дельные государства периодически возвращаются к практике множественных валютных курсов в форме двойного валютного рынка.

Завышение курса национальной валюты по определенным то­варам или операциям имеет целью удешевить импорт товаров первой необходимости, уменьшить реальные выплаты по внешне­му долгу в данной валюте, уменьшить экспорт определенных товаров. Занижение курса преследует противоположные цели. Кур­совая разница выступает как премия или скидка по отношению к официальному курсу. Причем за множественностью валютных курсов нередко скрывается фактическая девальвация (так, введение в Турции многоступенчатого курса лиры в июне 1979 г. обе­рнулось фактическим снижением ее курса к доллару на 43,6%). Лицензионная система по импорту ограничивает возможность ввоза товаров. Несмотря на рекомендации об отмене множествен­ности валютных курсов, включаемые в стабилизационные про­граммы МВФ, некоторые развивающиеся страны продолжают использовать их для защиты национальной экономики.

В целях экономии иностранной валюты ограничивается ее об­мен для резидентов, выезжающих за границу в качестве туристов. Валютные ограничения распространяются на страхование, лицен­зионные платежи, гонорары, комиссионные вознаграждения, пере­вод прибылей и процентов и другие «невидимые» операции. Формы валютных ограничений по финансовым операциям зависят от направления регулирования движения капиталов.

При пассивном платежном балансе применяются следующие меры по ограничению вывоза и «бегства» капитала, стимулирова­нию притока капитала в целях поддержания курса валюты:

  • лимитирование вывоза национальной и иностранной валю­ты, золота, ценных бумаг, предоставления кредитов;
  • контроль за деятельностью кредитного и финансового рын­ков: операции осуществляются только с разрешения министерства финансов и при предоставлении информации о размере выдава­емых кредитов и прямых инвестиций за рубежом, привлечение иностранных кредитов при условии предварительного разрешения органов валютного контроля (в частности, на выпуск облигацион­ных займов), чтобы они не повлияли на национальный валютный рынок, рынок ссудных капиталов и рост денежной массы в об­ращении;
  • ограничение участия национальных банков в предоставлении международных займов в иностранной валюте;
  • принудительное изъятие иностранных ценных бумаг, принад­лежащих резидентам, и их продажа на валюту. К этой мере прибегали Германия перед второй мировой войной, Великобрита­ния в период и после войны;
  • полное или частичное прекращение погашения внешней задо­лженности или разрешение оплаты ее национальной валютой без права перевода за границу. В период мирового экономического кризиса 30-х годов 25 стран прекратили платежи по внешним долгам, а Германия с 1933 г. погашала стерлинговую и долларо­вую задолженность немецкими марками, зачисляемыми на блоки­рованные счета без права распоряжения ими и обмена на ино­странную валюту.

При чрезвычайных обстоятельствах объектом валютных огра­ничений является золото. Во время второй мировой войны рын­ки золота были закрыты: во Франции - до 1949 г., Великобрита­нии - до 1954 г., в Нидерландах - до 1968 г. В США в течение 40 лет с 1934 г. были запрещены операции с золотом для физических и юридических лиц.

При активном платежном балансе в целях сдерживания как притока капиталов в страну, так и повышения курса национальной валюты применяются следующие формы валютных и кредитных ограничений по финансовым операциям:

  • депонирование на беспроцентном счете в центральном банке новых заграничных обязательств банков. В ФРГ в 1978 г. мини­мальные резервы кредитных учреждений, которые они обязаны хранить в центральном банке, были повышены до 100% прироста иностранных обязательств банков. В Японии эта норма была повышена в марте 1978 г. с 50 до 100%, чтобы приостановить приток долларов в страну, а в декабре 1978 г. снижена до 50% после объявления программы США по поддержке доллара, с фев­раля 1979 г. отменена, за исключением 0,25%;
  • запрет на инвестиции нерезидентов и продажи националь­ных ценных бумаг иностранцам. В Швейцарии в 1972-1974 гг. частично, а с февраля 1978 г. до конца 1979 г. почти полностью была запрещена продажа краткосрочных швейцарских ценных бумаг нерезидентам. В ФРГ в январе 1978 г. была запре­щена продажа иностранцам национальных ценных бумаг сро­ком от 2 до 4 лет. В Японии запрет на покупки нерезидентами краткосрочных облигаций в иенах был временно введен в марте 1978 г.;
  • обязательная конверсия займов в иностранной валюте в на­циональном центральном банке (практиковалась в Швейцарии);
  • запрет на выплату процентов по срочным вкладам иностран­цев в национальной валюте. Подобный запрет действовал в Швей­царии с ноября 1974 г. по февраль 1980 г. с целью перераспределе­ния капиталов из страны на рынок еврошвейцарских франков и снижения курса национальной валюты;
  • введение отрицательной процентной ставки по вкладам нере­зидентов в национальной валюте (от 12 до 40% годовых). При этом проценты платит либо вкладчик банку, либо банк, заин­тересованный в привлечении вкладов в иностранной валюте, вы­плачивает сам государственному валютному учреждению. Такую меру применяли в разное время Бельгия, Нидерланды, ФРГ, Швейцария (в 1972-1979 гг.) с целью сдерживания притока капи­талов. Так, в Швейцарии в 1978 г. ставка «негативных» процентов составляла 10% в квартал по вкладам нерезидентов в швейцарских франках на сумму свыше 5 млн фр.;
  • ограничение ввоза валюты в страну. Впервые эта мера бы­ла введена в Швейцарии в 1976-1977 гг. Затем банковский за­кон 1979 г. запретил банкам хранить банкноты в швейцарских франках в сейфах, арендуемых иностранцами, держать чеки на крупные суммы, выписанные на их имя по приказу иностранных клиентов;
  • ограничения на форвардные продажи национальной валюты иностранцам. В Швейцарии эти ограничения практиковались с но­ября 1974 г. по март 1980 г., затем они были смягчены: по продаже франков на срок до 10 дней лимит был увеличен с 20 до 40% от суммы сделки по состоянию на 31 октября 1974 г., по сделкам на более длительный срок - с 50 до 80%;
  • схема принудительных депозитов. Эта мера применялась в ФРГ с марта 1972 г. по сентябрь 1974 г. Фирмы, активно прибегавшие к еврокредитам, по которым ставки были ниже, чем в стране, должны были помещать часть привлеченных капиталов на беспроцентный счет в Немецком федеральном банке.

Таким образом, валютные ограничения в ряде случаев перепле­таются с кредитным и торговым регулированием. Их арсенал разнообразен, неэффективные формы заменяются более приспособленными к особенностям валютно-экономического положения страны и конкуренции на мировом рынке.

Влияние валютных ограничений на валютный курс и МЭО. Оно различно по степени и направленности в зависимости от форм ограничений и валютно-экономического положения отдельных стран и мировой экономики в целом. В ряде случаев это фактор воздействия на конкурентоспособность товаров наряду с ценами, условиями поставки и качеством послепродажного обслуживания. Следствием валютных ограничений является поддержание на определенном уровне официального валютного курса. Однако на свободном рынке устанавливается параллельный, более высокий, чем официальный, курс иностранной валюты, а на нелегальном («черном») - еще более высокий ее курс.

После второй мировой войны, несмотря на жесткие валютные ограничения в ряде стран Западной Европы, курс их валют сни­жался. А курс валют Швейцарии, Японии, ФРГ, несмотря на контроль за притоком капиталов, стремительно повышался. От­носительно действенным средством сдерживания притока ино­странного капитала в Швейцарию оказались ограничения на фор­вардные продажи швейцарских франков нерезидентам, а также отрицательные процентные ставки по их счетам. Однако распрост­ранение негативных процентов на счета во франках иностранных центральных банков в Швейцарии оказалось неэффективным, по­скольку доля швейцарского франка в международной валютной ликвидности невелика. В ФРГ введение отрицательных процент­ных ставок не дало значительных результатов, так как рынок ссудных капиталов в этой стране более открытый, чем в Швей­царии. Увеличение норм обязательств резервов в 1978 г. до 100% прироста иностранных обязательств банков ФРГ дало возмож­ность изъять 1/3 притока иностранных валют.

Программа добровольных ограничений и сменившая ее сис­тема регулирования всех форм вывоза капитала из США не приве­ли к уменьшению объема зарубежных кредитов американских банков.

Противоречивость валютных ограничений по финансовым опе­рациям состоит в одинаковом их воздействии как на нежелатель­ное перемещение «горячих» денег, «бегство» капитала, так и на нормальные потоки краткосрочных капиталов.

Лимитирование обмена национальной валюты на иностранную для туристов, отправляющихся за рубеж, стимулирует спекулятив­ные операции на «черном» валютном рынке.

Валютные ограничения дают кратковременный положитель­ный результат. Так, если отмена валютных ограничений в сентяб­ре 1968 г. облегчила «бегство» 15 млрд франц. фр. из Франции, то после их восстановления отлив капиталов резко сократился и саль­до движения краткосрочных капиталов стало положительным. В конечном счете валютные ограничения отрицательно влияют на МЭО в целом, в частности затрудняя развитие экспорта. Экспор­теры, не имея уверенности в получении иностранной валюты, стремятся уклониться от сдачи валютной выручки девизным бан­кам по невыгодному для них официальному курсу национальной валюты посредством:

  • манипулирования ценами в счетах-фактурах (двойной конт­ракт). Например, экспортер по договоренности с импортером занижает официальную цену для прохождения таможенного конт­роля по сравнению с реальной валютной выручкой. Разница зачис­ляется на счет физического лица или подставной фирмы в ино­странном банке;
  • продажи товара в третьи страны, чьи валюты не подлежат сдаче;
  • писем адвокатов, которые аргументируют просьбу фирмы-экспортера не сдавать часть валютной выручки государству в свя­зи с необходимостью оказать поддержку своему заграничному отделению;
  • взяток, в частности в виде ценного подарка или услуги. Органы валютного контроля строго следят за соблюдением соответствующего законодательства, ценами, счетами, приме­няют штрафы и санкции при нарушениях. Однако большин­ство юридических и физических лиц предпочитают подвергаться санкциям, но не потерять выгодного контрагента. Вопреки ва­лютным ограничениям государство делает ряд уступок крупным фирмам.

Международные операции ТНК - явные и скрытые - сводят на нет валютные и другие ограничения, поскольку их внутрикор­поративный товарооборот развивается вдвое быстрее, чем миро­вая торговля.

Валютные ограничения способствуют временному выравнива­нию платежных балансов отдельных стран, хотя ограничение об­ратимости валют фактически аннулирует принцип наибольшего благоприятствования. Применение множественности валютных курсов усиливает дискриминацию торговых партнеров.

Объективная необходимость снятия валютных барьеров в МЭО порождает тенденцию к межгосударственному регулирова­нию валютных ограничений. Однако этому фактору противостоит национальный протекционизм как средство конкуренции, направ­ленной против торговых партнеров.

Эволюция валютных ограничений и переход к конвертируемости валют: мировой опыт. Впервые валютные ограничения стали при­меняться в годы первой мировой войны в воюющих странах. В период частичной и временной стабилизации в 1924-1928 гг. они были отменены. В условиях мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., особенно с 1931 г., валютные ограничения получи­ли широкое распространение в связи с ухудшением платежных балансов многих стран, «бегством» капитала, крушением золотого стандарта, обесценением валют. Введение валютных ограничений в сфере движения капиталов и выплат государственных и частных долгов узаконило банкротство 25 государств-должников. Валют­ные ограничения активно использовались странами фашистской оси для концентрации валютных ресурсов в руках государства в целях финансирования подготовки и ведения второй мировой войны.

С началом второй мировой войны валютные ограничения рас­пространились почти на весь мир. После войны валютные ограни­чения отсутствовали лишь в США, Швейцарии, Канаде; некоторые страны Латинской Америки сохранили свободу валютных опера­ций под давлением монополий США, заинтересованных в бес­препятственном переводе капиталов и прибылей от своих инвести­ций в этом регионе.

Новым явлением в послевоенный период стало межгосударст­венное регулирование валютных ограничений через МВФ. Опира­ясь на Устав МВФ, США добивались от стран-членов отмены валютных ограничений по текущим операциям и введения об­ратимости валют. Но в условиях послевоенной разрухи, кризиса платежных балансов, истощения валютных резервов это требова­ние встретило противодействие Западной Европы и Японии. Ста­тья XIV предусматривает переходный период, в течение которого в стране сохраняются валютные ограничения. Кроме того, Устав Фонда предусматривает возможность и в ряде случаев обязанность стран вводить валютные ограничения по движению капита­лов в условиях нестабильности экономики. Более того, возмож­ность получения кредита в Фонде поставлена в зависимость от эффективности использования валютных ограничений для вырав­нивания платежного баланса страны. Ежегодно проводятся кон­сультации экспертов Фонда с соответствующими странами по проблемам валютных ограничений. Это объясняется тем, что страны прибегают к таким ограничениям в целях защиты эконо­мики от кризисных потрясений.

Валютные ограничения препятствуют использованию нацио­нальных валют в международных расчетных, валютных и кредит­ных операциях и свободному обмену их на иностранные валюты. Валюта считается неконвертируемой, если государство-эмитент (или его уполномоченный орган) ограничивает или запрещает ее обмен на иностранные валюты по текущим операциям платежного баланса. Официальное запрещение свободно распоряжаться сред­ствами на валютных счетах в банках для достижения определен­ных экономических или политических целей называется блоки­рованием счетов. Эта мера применяется при валютных ограниче­ниях и в качестве санкции к другим странам, а также по судебному иску к владельцу счета. При валютных ограничениях блокирова­ние счетов направлено на сдерживание «бегства» капиталов за границу.

С практикой валютных ограничений связано понятие «блоки­рованная валюта» - валюта на счетах в банках, использование которой запрещено или ограничено органами государственной власти. По согласованию с владельцем счета при валютных огра­ничениях устанавливается ограниченный режим использования средств на банковском счете - клиринговом, или счете специаль­ного назначения. Для физических и юридических лиц, находящих­ся за пределами страны пребывания банка, вводятся внешние счета (для нерезидентов) с особым режимом использования ва­лютных средств. В целях воздействия на курс национальной валю­ты, на движение капиталов процентные ставки по этим счетам дифференцируются вплоть до установления отрицательных проце­нтов.

В первые годы после второй мировой войны только США и Швейцария взяли обязательство поддерживать конвертируе­мость своих валют, т.е. свободный обмен на иностранные валюты по текущим операциям платежного баланса. Причем конвертиру­емость их валют распространялась на резидентов (внутренняя) и нерезидентов (внешняя). Внутренняя обратимость валют дает право гражданам и организациям данной страны осуществлять платежи за границу и покупать иностранную валюту без ограниче­ний. Внешняя конвертируемость валют означает возможность для иностранных граждан и организаций свободно переводить и конвертировать средства в данной валюте. Конвертируемость валю­ты - необходимое условие интеграции страны во всемирное хозяйство и международное разделение труда, так как интернаци­онализация хозяйственных связей требует взаимосвязи рынков товаров, услуг, капиталов, валют.

Частичная обратимость валют сохраняется и при валютных ограничениях. Это проявляется в наличии валютных счетов с раз­ным режимом для резидентов и нерезидентов. Соответственно различаются дифференцированные категории банковских счетов: внутренние (в национальной валюте с использованием в пределах страны); по двухсторонним правительственным соглашениям; блокированные; конвертируемые (полностью или частично). Ва­люты с промежуточным режимом обмена на иностранные денеж­ные единицы называются частично конвертируемыми. В этом случае конвертируемость распространяется на определенных дер­жателей данной валюты или имеет региональный характер (огра­ничивается определенным кругом стран, например, в валютной группировке - зоне французского франка африканские валюты свободно обмениваются на французскую).

После второй мировой войны Великобритания заключила с ря­дом государств соглашения об открытии им переводных счетов, с которых фунты стерлингов переводились на счета только этих государств. В 1954 г. этот режим был распространен на все ино­странные государства, что расширило сферу конвертируемости английской валюты. ФРГ (с 1954 г.), Италия, Франция (с 1957 г.), а затем и другие участники ЕПС открыли подобные счета в рамках соглашений о платежах в ограниченно конвертируемой валюте. Под давлением США некоторые страны долларовой зоны вынуж­дены были поддерживать конвертируемость своих валют в ин­тересах американских инвесторов. Канада ввела такой тип об­ратимости в 1952 г.

Проблема восстановления конвертируемости валют Западной Европы, Японии стала фокусом, в котором сосредоточились по­слевоенные валютные противоречия. США настойчиво добивались введения обратимости западноевропейских валют, чтобы содей­ствовать экспансии национальных монополий. Особенно остро стоял вопрос о восстановлении обратимости фунта стерлингов. Под натиском американского капитала Великобритания в качестве платы за заем, полученный от США в 1946 г. (3,7 млрд долл.), в июле 1947 г. восстановила свободный размен фунта стерлингов на доллары, что привело к локальному валютному кризису. Через 35 дней 21 августа 1947 г. в стране были восстановлены еще более жесткие валютные ограничения. Негативный опыт Великобрита­нии свидетельствует о необходимости создания условий для пере­хода к конвертируемости валюты. Несмотря на нажим США, страны Западной Европы стали постепенно отменять валютные ограничения лишь с конца 1958 г. Этот процесс в ЕС растянулся до 1992 г.

Отмена валютных ограничений и введение обратимости валют.

Мировой опыт перехода к конвертируемости национальной валю­ты позволяет выделить узловые проблемы этого процесса:

  • выбор момента и темпа введения обмена валюты;
  • для кого - резидентов или нерезидентов и в какой последо­вательности;
  • по каким операциям - текущим операциям платежного баланса или финансовым.

Первая проблема. Истории валютных отношений известны две модели - шоковый и постепенный переход к конвертируемости валюты по мере создания необходимых предпосылок. Первый - волюнтаристский - вариант (Турция, страны Восточной Европы, Россия) сопровождается падением курса национальной валюты, истощением официальных валютных резервов, так как растет спрос на иностранную валюту. Подобная девальвация удорожает импорт, что усиливает инфляцию и увеличивает валютные потери при погашении внешнего долга в иностранной валюте. Что касает­ся стимулирующего влияния девальвации на экспорт, то оно про­является лишь при наличии экспортных конкурентоспособных то­варов.

Второй вариант, т.е. поэтапный переход к конвертируемости валюты (опыт стран Западной Европы, Японии), имеет преимуще­ство перед шоковым вариантом, так как основан на увязке усло­вий функционирования национального и мирового рынков, в част­ности ценообразования, и подготовки предпосылок. Основными предпосылками введения обратимости валюты являются: стаби­лизация экономики, сокращение дефицита государственного бюд­жета, сдерживание инфляции, уменьшение дефицита платежного баланса, урегулирование внешней задолженности страны, накоп­ление официальных валютных и золотых резервов, нормализация социально-политической обстановки в стране.

Вторая проблема - определение последовательности введения конвертируемости валюты для резидентов и нерезидентов. Судя по мировому опыту, обычно предпочтение отдается вначале иностранным партнерам с целью заинтересовать их в равноправном сотрудничестве.

Третья проблема касается выбора операций, по которым вво­дится обмен валюты. С декабря 1958 г., когда сложились объек­тивные экономические предпосылки, страны Западной Европы ввели частичную обратимость валют, отменив валютные огра­ничения по текущим операциям платежного баланса для нере­зидентов. Технически это было осуществлено путем слияния пе­реводных и свободно конвертируемых счетов в одну категорию «внешние счета иностранцев». В феврале 1961 г. эти страны от­менили валютные ограничения также для резидентов.

При Бреттонвудской системе валюта считалась конвертиру­емой, если страна отменила валютные ограничения по текущим операциям платежного баланса и не препятствовала ее обмену на другие валюты и использованию в международных расчетах. Тре­бования Устава МВФ того периода не распространялись на фина­нсовые операции (движение капиталов). Следовательно, домини­рующий критерий конвертируемости валюты - отсутствие ва­лютных ограничений по текущим операциям.

Лишь с середины 70-х годов постепенно в течение почти 20 лет с определенными интервалами страны распространили конвер­тируемость своих валют на финансовые операции. Это объясня­ется тем, что международная миграция капиталов, включая прямые и портфельные инвестиции, сделки с ценными бумага­ми, кредитные операции, значительно опережает движение то­варов и услуг, что оказывает существенное влияние на платежный баланс и валютный курс. Поэтому отмена валютных ограничений по финансовым операциям происходит медленно и неравномер­но; периодически они возобновляются с целью защиты нацио­нальной экономики. Со второй половины 60-х годов и в 70-80-е годы в условиях переплетения структурных кризисов либерали­зация валютных отношений сменилась валютным протекцио­низмом в форме барьеров на пути движения товаров и капиталов. Этот процесс отличается неравномерностью, что усиливает межстрановые разногласия. В 1971-1973 гг. ФРГ, Франция, Швей­цария, Бенилюкс, Испания ввели валютные ограничения с целью сдерживания притока капиталов. В июне 1972 г. Великобрита­ния впервые ввела валютные ограничения по движению капиталов в отношения со странами стерлинговой зоны с целью сдержи­вания «бегства» капитала в условиях перехода к режиму пла­вающего курса фунта стерлингов. Массовый переход к режиму плавающих валютных курсов с марта 1973 г. означал ослабле­ние валютных ограничений и контроля за международными фи­нансовыми операциями, хотя при кризисной ситуации он уси­ливается.

Эволюция валютных ограничений по финансовым операциям США также отражает переплетение противоположных тенденций. В начале 60-х годов в связи с ухудшением платежного баланса и позиций доллара США ввели ограничения на вывоз капитала в следующих формах:

  • «уравнительный» налог (1963 г.) на доходы американских граждан и фирм от инвестиций в иностранные ценные бумаги, предназначенный для уравнивания их с доходами от американских ценных бумаг с целью ограничить вывоз капитала. Здесь валют­ные ограничения переплелись с налоговым регулированием;
  • программа «добровольного ограничения» международных кредитов американских банков в пределах 5% их годового роста (1965 г.). С 1968 г. эта программа была заменена контролем над всеми формами вывоза капитала из США.

В 1976-1978 гг. была принята поправка к Статье IV Устава МВФ, которая зафиксировала, что одной из задач мировой валют­ной системы является обеспечение свободного движения капита­лов. С переходом к Ямайской валютной системе (1976-1978 гг.) в измененном Уставе МВФ введено новое понятие «свободно используемая валюта», т.е. валюта, широко применяемая в меж­дународных расчетах и операциях мировых валютных рынков. МВФ отнес к этой категории доллар, марку, иену, фунт стер­лингов и французский франк, которые входят в валютную корзину СДР.

США первыми начали дерегулирование (либерализацию) де­нежного, кредитного, валютного, финансового рынков, чтобы по­высить престиж доллара и привлечь иностранных инвесторов. С 1974 г. США отменили контроль за вывозом капитала и не восстанавливали его даже в период ухудшения позиций доллара. США активно использовали либерализацию движения капиталов в условиях повышения процентных ставок и курса доллара для привлечения иностранных капиталов в ущерб своим торговым партнерам.

По Римскому договору (1957 г.) либерализация валютных операций была обязательной в той мере, в какой она необходима для нормального функционирования «Общего рынка». Поэтому к 1989 г. - моменту принятия «плана Делора» лишь в Великоб­ритании и ФРГ валютные ограничения отсутствовали. ФРГ, от­менив валютные ограничения в начале 60-х годов, практически избежала их последние 40 лет. Глобальная либерализация 80-х годов охватила и ее. С 1984 г. были отменены ограничения на валютные операции банков: немецким банкам разрешены опера­ции «своп» и сделки в ЭКЮ, отменен налог на проценты по немецким облигациям, принадлежащим нерезидентам.

Валютные ограничения в Великобритании, введенные в 1939 г., постепенно (с конца 1958 г.) были в основном ликвидированы к концу 1979 г. В ответ на возросшую американскую конкуренцию в 80-х годах был совершен «большой лондонский скачок»: широ­кая либерализация финансового рынка с целью привлечения ино­странного капитала.

Во Франции, несмотря на введение конвертируемости франка в 1958-1961 гг., традиционно сохранялась государственная рег­ламентация международных валютных, кредитных, финансовых операций. Попытки их дерегулирования (в 1967 г., начале 70-х годов и особенно в 1978-1980 гг.) были безуспешны в силу внутренних и международных событий. В связи с ухудшением валютно-экономического положения страны в 1981 г. восстановле­ны, а в 1983 г. усилены валютные ограничения с целью сокращения дефицита торгового баланса и сдерживания отлива капитала. С ноября 1984 г. они были постепенно ослаблены. К 1989 г. во Франции, Италии, Дании, несмотря на ослабление валютных ба­рьеров, сохранялись ограничения на открытие банковских счетов за границей. В Бельгии и Люксембурге практиковался двойной валютный курс (для коммерческих и финансовых сделок). В Испа­нии, Португалии, Греции, Ирландии также существовали валют­ные ограничения.

План создания экономического и валютного союза (1989 г.) предусматривал полную либерализацию движения капиталов в Европейском союзе (ЕС). Франция, Италия, Дания, Нидерланды отменили в 1990-1992 гг. практически почти все валютные огра­ничения, а Бельгия и Люксембург - двойной валютный курс. Ослаблены валютные ограничения в Испании. Поэтапная либера­лизация валютного режима в Ирландии, Португалии, Греции в основном завершилась в 1994 г. в соответствии с Маастрихтским соглашением о создании Европейского союза, вступившим в силу в ноябре 1993 г.

Японский опыт перехода к конвертируемости валюты отлича­ется тщательной подготовкой предпосылок, осторожностью и прагматизмом. Жесткие послевоенные валютные ограничения были постепенно отменены лишь к 1980 г. в основном по текущим операциям, но сохранены по финансовым. Для выпуска еврооб­лигаций в иенах и сделок на рынке капиталов требуется разреше­ние министерства финансов. Резиденты обязаны сообщать орга­нам валютного контроля сведения о международных кредитах, гарантиях, прямых иностранных инвестициях, продаже и эмиссии ценных бумаг за границей. Министерство финансов имеет право в течение 20 дней рекомендовать изменить условия сделки или аннулировать ее. Участие японских банков в международных бан­ковских консорциумах по предоставлению евродолларовых креди­тов также подлежит регламентации. Несмотря на либерализацию валютных операций, сохраняются резервные протекционистские меры, которые японские фирмы добровольно используют.

Таким образом, валютные ограничения - составная часть общеэкономической и валютной политики. При переходе к конвер­тируемости валюты большинство стран предпочли вариант, кото­рый обеспечивает ее стабилизацию, а не стремительное падение курса. Постепенно расширяется число стран, присоединившихся к Статье VIII Устава Фонда: в 1965 г. - 27, в 1978 г. - 46, (1/3 стран - членов МВФ), в 1985 г. (апрель) - 60 (40%), в 1994 г. (апрель) - 88 (49%), в 1999 г. - 147 (80%), в том числе Россия с июня 1996 г. В этом проявляется ориентация современной ва­лютной политики развитых стран на рыночный механизм конкуренции и регулирования валютных операций. Дерегулирование валютных операций сочетается с сохранением валютного конт­роля для надзора и учетно-статистических функций.




Навигация

ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании