ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН


 Развивающиеся страны в принципе используют те же экономичес­кие и административные методы валютной политики, что и разви­тые страны. Однако соотношение этих инструментов в процессе применения, цели валютной политики молодых государств, ее значение в регулировании экономики существенно различаются. Главная направленность валютной политики состоит в стремле­нии ослабить валютно-экономическую зависимость от более раз­витых стран и создать благоприятные условия для развития наци­ональной экономики. Это проявляется в следующих конкретных формах:

  • открепление валют молодых государств от валют разви­тых стран, возглавлявших распавшиеся ныне валютные зоны (фун­та стерлингов, португальского эскудо и др.). Место этих валют, как правило, занял доллар США. Но некоторые развивающиеся страны отказались от прикрепления своих денежных единиц к доллару в связи с его девальвациями в 1971 и 1973 гг. и перешли к установлению курса на базе различных валютных корзин. Толь­ко 14 стран - членов зоны французского франка (единственной сохранившейся из прежних валютных группировок) продолжают прикреплять свои валюты к франку;
  • внедрение валют некоторых развивающихся стран - экспор­теров нефти в международные расчеты (например, кувейтский динар служит валютой займов стран - членов ОПЕК иностран­ным заемщикам);
  • возникновение региональных счетных валютных единиц в рамках интеграционных группировок развивающихся стран, в частности экспортеров нефти (арабский динар, исламский динар, центральноамериканское песо, андское песо и др.);
  • создание валютных и кредитно-финансовых организаций (банки, фонды) для обслуживания потребностей развивающихся стран (Мусульманский банк развития и др.).

Каждая развивающаяся страна, проводя свою валютную поли­тику, увязанную с регулированием экономической конъюнктуры, стремится, как правило, выравнивать дефицит платежного балан­са, сдерживать импорт и поощрять экспорт товаров, защищать национальные валютные резервы. Для этого применяются следу­ющие основные методы валютной политики.

1. Регулирование валютного курса путем использования раз­личных режимов - фиксированных, плавающих, множественных, а также путем девальвации и изредка ревальвации. Практикуется множественность валютных курсов. Девальвации валют развива­ющихся стран часто бывают вынужденными. В частности, сниже­ние курса валюты-лидера развитой страны, к которой прикреплена денежная единица развивающихся стран, автоматически влечет за собой падение и ее курса. Нередко требование о девальвации содержится в стабилизационной программе МВФ. Обычно деваль­вации валют развивающихся стран малоэффективны в аспекте их влияния на экспорт, так как для расширения экспортного произ­водства необходимы капитальные вложения. Девальвация не сдер­живает импорт в силу зависимости от иностранного оборудования и других товаров. К тому же повышение цен импортируемых товаров в связи с девальвацией усиливает инфляцию. Кроме того, резкие колебания плавающего валютного курса снижают положи­тельное влияние его падения на платежный баланс.

2. Разные формы валютных ограничений по текущим и финан­совым операциям платежного баланса. Они активно используются в целях защиты национальной экономики, выравнивания платеж­ного баланса (путем сдерживания отлива капиталов, ограничения переводов за границу). В ряде развивающихся стран валютные ограничения содействуют в той или иной степени развитию наци­ональной экономики, особенно если сочетаются с другими мерами ее поддержки и стимулирования, например с торговыми ограниче­ниями, снижением процентных ставок. В рамках региональных экономических и валютных группировок, которые охватывают государства Азии, Африки, Латинской Америки, валютные огра­ничения в основном отменены, но применяются по отношению к третьим странам.

3. Заключение межгосударственных платежных и клиринговых соглашений в целях экономии валютных резервов (Азиатский кли­ринговый союз, Западноафриканская клиринговая палата и др.).

4. Развитие валютного сотрудничества и интеграции развива­ющихся стран путем создания собственных валютных группиро­вок, совместных валютных фондов для покрытия дефицита пла­тежного баланса. Валютная интеграция как составная часть эконо­мической интеграции имеет целью:

  • обеспечить валютную стабилизацию, которая является усло­вием нормального развития интеграционного процесса в различ­ных сферах экономики;
  • оградить освободившиеся страны от негативных процессов в экономике и на валютных рынках развитых стран.

Валютная интеграция в развивающихся странах, как правило, находится в начальной стадии и характеризуется еще незрелыми формами. В середине 90-х годов насчитывалось примерно 30 валютных группировок, объединявших большинство государств Азии, Африки, Латинской Америки. В их рамках подписаны раз­личные соглашения, в том числе о валютных клирингах, платеж­ных союзах, создании субрегиональных международных валютно-кредитных и финансовых организаций (Арабский валютный фонд, Андский резервный фонд и др.), координации валютной политики, обмене информацией, совершенствовании статистики. Под эгидой ЮНКТАД создан специальный комитет по координации соглаше­ний о многосторонних платежах и валютном сотрудничестве раз­вивающихся стран.

Особое место в валютной политике ряда молодых государств занимает их участие в валютных группировках, возглавляемых развитыми государствами. После второй мировой войны функционировало шесть валютных группировок: стерлинговая, долла­ровая, французского франка, португальского эскудо, испанской песеты и голландского гульдена. Отношения внутри группировок строились на основе экономического и политического доминиро­вания одной ведущей страны и ее валюты.

В настоящее время, после распада колониальной системы, про­должает функционировать лишь зона французского франка, объ­единяющая 14 стран. Внутри нее создано два региональных ва­лютных союза: Западноафриканский (Нигер, Сенегал, Того и др.) и Валютный союз Центральной Африки (Габон, ЦАР, Чад, Каме­рун и др.). В основе механизма группировки лежит поддержание обратимости франка африканского финансового сообщества, об­ращающегося в странах Тропической Африки, к французскому франку. С этой целью страны-участницы вынуждены выполнять следующие условия: 1) фактически доверить Франции денежную эмиссию, а также контроль над денежным обращением; 2) обес­печить свободный перелив капиталов во Францию и другие стра­ны - участницы зоны; 3) поддерживать твердый курс местного франка к французскому; 4) хранить валютные резервы во фран­цузских франках; 5) сдавать выручку во французской валюте в цен­трализованный фонд при французском казначействе; 6) проводить валютные операции через парижский валютный рынок.

Процесс валютной интеграции развивающихся стран натал­кивается на препятствия. В их числе - нежелание стран-участниц передавать свои суверенные права наднациональным валютным органам; ограниченные возможности координации валютной по­литики в силу разрыва в уровнях экономического развития стран и различий в их социально-экономической ориентации; дестабили­зирующее влияние внешних факторов, особенно циклических и структурных кризисов мировой экономики. Препятствием явля­ются разобщенность национальных хозяйств развивающихся стран в связи с длительной ориентацией на метрополию, сохране­ние фактического контроля развитых стран над их экономикой, слабое развитие национальных валютных и финансово-кредитных систем, валютно-кредитная зависимость от иностранных банков и ТНК.




Навигация

« ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ. МИРОВОЙ ОПЫТ ПЕРЕХОДА К КОНВЕРТИРУЕМОСТИ ВАЛЮТПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ. ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЕ И ПЛАТЕЖНЫЕ УСЛОВИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СДЕЛОК »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании