ВАЛЮТНЫЕ КЛИРИНГИ


 Вмешательство государства в сферу международных расчетов проявляется в периодическом использовании валютных клирин­гов - соглашений между правительством двух и более стран об обязательном взаимном зачете международных требований и обя­зательств. Валютный клиринг отличается от внутреннего межбан­ковского клиринга. Во-первых, зачеты по внутреннему клирингу между банками производятся в добровольном порядке, а по ва­лютному клирингу - в обязательном: при наличии клирингового соглашения между странами экспортеры и импортеры не имеют права уклоняться от расчетов по клирингу. Во-вторых, по внутрен­нему клирингу сальдо зачета немедленно превращается в деньги, а при валютном клиринге возникает проблема погашения сальдо.

Причинами введения валютных клирингов в 30-х годах явились: нестабильность экономики, неуравновешенность платежных балан­сов, неравномерное распределение золото-валютных резервов, от­мена золотого стандарта во внутреннем денежном обращении, инфляция, валютные ограничения, обострение конкурентной борь­бы. Цели валютного клиринга различны в зависимости от валютно-экономического положения страны: 1) выравнивание платежного баланса без затрат золото-валютных резервов; 2) получение льгот­ного кредита от контрагента, имеющего активный платежный ба­ланс; 3) ответная мера на дискриминационные действия другого государства (например, Великобритания ввела клиринг в ответ на прекращение платежей Германией английским кредиторам в 30-х годах); 4) безвозвратное финансирование страной с активным пла­тежным балансом страны с пассивным платежным балансом.

Фашистская Германия применяла валютный клиринг как ме­тод дополнительного ограбления западноевропейских, особенно оккупированных ею стран. В начале 1942 г. клиринговые соглаше­ния с Германией подписали 17 из 20 стран континентальной Западной Европы. Валютный клиринг использовался ею для без­возвратного финансирования поставок сырья и продовольствия из этих стран. Задолженность в немецких марках зачислялась на клиринговой счет и не покрывалась поставками из Германии. В сентябре 1944 г. она достигла 42 млрд марок (около 2,5 млрд долл) по сравнению с 567 млн марок в 1935 г.

Впервые валютный клиринг был введен в 1931 г. в период мирового экономического кризиса. В марте 1935 г. было подписа­но 74 клиринговых соглашения, в 1937 г. - 169. Они охватывали 12% объема международной торговли. После второй мировой войны в связи с кризисом платежных балансов, «долларовым голодом», усилением инфляции и валютных ограничений, истоще­нием золото-валютных резервов большинства стран Западной Ев­ропы количество двухсторонних клирингов увеличилось с 200 в 1947 г. до 400 в 1950 г. На них приходилось 2/3 внутриевропейского товарооборота.

Характерной чертой валютных клирингов является замена ва­лютного оборота с заграницей расчетами в национальной валюте с клиринговыми банками, которые осуществляют окончательный зачет взаимных требований и обязательств. Послевоенные валют­ные клиринги отличались от довоенных тем, что клиринговые банки не контролировали каждую сделку, а лишь принимали национальную валюту от импортеров и изымали валютную вы­ручку экспортеров в обмен на национальную валюту. Взаимный зачет требований и обязательств не обеспечивал выравнивания взаимных поставок. Поэтому с двухсторонними клирингами был связан рост задолженности по кредитам, что препятствовало раз­витию внешней торговли Западной Европы.

Клиринг - главный, но не единственный вид платежного соглашения. Платежные соглашения между государствами регули­руют разнообразные вопросы международных расчетов, в частно­сти порядок использования валютных поступлений, состояние платежного баланса и его отдельных статей, взаимное предостав­ление валют для текущих платежей, режим ограниченной конвер­тируемости валют и т.д.

Формы валютного клиринга. Эти формы разнообразны и могут быть классифицированы по следующим основным признакам:

в зависимости от числа стран-участниц различаются односто­ронние, двухсторонние, многосторонние и международные клири­нги. Односторонний клиринг нежизнеспособен. Об этом свиде­тельствует опыт Италии, которая ввела односторонний клиринг по отношению к Великобритании в начале 30-х годов. В резуль­тате итальянские экспортеры предпочитали получать фунты стер­лингов, минуя клиринговый счет, а импортеры - расчеты по клирингу, внося в свой банк лиры и освобождая себя от необ­ходимости покупать английскую валюту. В итоге образовалась крупная односторонняя задолженность Банка Италии англичанам. Более распространены двухсторонние клиринги, при которых сче­та ведутся в обеих странах. При этом применяются принятые в международной практике формы расчетов (инкассо, аккредитив, перевод и др.), но импортеры вносят в свой банк национальную валюту, а экспортеры взамен инвалютной выручки получают на­циональную валюту. Зачет взаимных требований и обязательств осуществляют клиринговые банки, т. е. ведущие клиринговые сче­та. Многосторонний клиринг включает три и более страны. При­мером служит ЕПС. Международный клиринг не создан, хотя проект его был разработан Дж. М. Кейнсом в 1943 г.;

по объему операций различаются полный клиринг, охватыва­ющий до 95% платежного оборота, и частичный, распространя­ющийся на определенные операции;

по способу регулирования сальдо клирингового счета различают­ся клиринги: 1) со свободно конвертируемым сальдо; 2) с условной конверсией, например по истечении определенного периода после образования сальдо; 3) неконвертируемые, сальдо по которым не может быть обменено на иностранную валюту и погашается в основ­ном товарными поставками. Регулирование сальдо осуществляется либо в период действия клирингового соглашения (если это условие нарушено, то дальнейшие поставки приостанавливаются), либо после истечения его срока (например, через 6 месяцев сальдо погашается товарными поставками, при нарушении этого условия кредитор имеет право требовать оплаты сальдо конвертируемой валютой).

Лимит задолженности по сальдо клирингового счета зависит от размера товарооборота и обычно фиксируется на уровне 5- 10% его объема, а также от сезонных колебаний товарных поста­вок (в этом случае лимит выше). Данный лимит определяет воз­можность получения кредита у контрагента. Кредит по клирингу в принципе взаимный, но на практике преобладает одностороннее кредитование странами с активным платежным балансом стран с пассивным сальдо баланса международных расчетов.

Сальдо неконвертируемого клиринга имеет двоякое значение: 1) в известной мере служит регулятором товарных поставок, так как достижение лимита дает право кредитору приостановить от­грузку товаров; иногда экспортеры становятся в очередь в ожида­нии, когда появится свободный лимит на клиринговом счете; 2) определяет сумму, свыше которой начисляются проценты раз­личными способами (на всю сумму задолженности; на сумму сверх лимита: дифференцированно по мере нарастания; иногда применя­ется ставка с прогрессивной шкалой, чтобы экспортер был заин­тересован не допускать большого долга по клирингу).

Валюта клиринга может быть любой. Иногда применяются две валюты или международная счетная валютная единица (например, эпунит в ЕПС). С экономической точки зрения безразлично, в какой валюте осуществляются клиринговые расчеты, если исполь­зуется одна валюта. При расчетах через валютный клиринг день­ги выполняют функции меры стоимости и средства платежа. При взаимном зачете требований без образования сальдо деньги вы­ступают как идеальные. При клиринговых расчетах возникают две категории валютного риска: замораживание валютной вы­ручки при неконвертируемом клиринге и потери при изменении курса.

Объемы товарооборота и клиринга практически никогда не совпадают. Возможны различные их сочетания в зависимости от вида клиринга. При частичном клиринге товарооборот превышает объем клиринговых расчетов; при полном клиринге - наоборот, так как по клирингу проходят текущие и финансовые операции платежного баланса, включая сделки с ценными бумагами.

Валютные клиринги оказывают двоякое влияние на внешнюю торговлю. С одной стороны, они смягчают негативные последст­вия валютных ограничений, давая возможность экспортерам ис­пользовать валютную выручку. С другой стороны, при этом при­ходится регулировать внешнеторговый оборот с каждой страной в отдельности, а валютную выручку можно использовать только в той стране, с которой заключено клиринговое соглашение. По­этому для экспортеров валютный клиринг невыгоден. К тому же вместо выручки в конвертируемой валюте они получают наци­ональную валюту. Поэтому экспортеры ищут пути обхода валют­ных клирингов. В их числе манипуляции с ценами в форме заниже­ния контрактной цены в счете-фактуре (двойной контракт) с тем, чтобы часть валютной выручки поступила в свободное распоряже­ние экспортера, минуя органы валютного контроля; отгрузка то­варов в страны, с которыми не заключено клиринговое соглаше­ние; кредитование иностранного покупателя на срок, рассчитан­ный на прекращение действия клирингового соглашения.

Многосторонний валютный клиринг. Этот клиринг отличается от двухстороннего тем, что зачет взаимных требований и обяза­тельств и балансирование международных платежей осуществля­ются между всеми странами, охваченными клиринговым соглаше­нием. Впервые в истории подобный клиринг в форме Европейско­го платежного союза функционировал с июня 1950 г. по декабрь 1958 г. В нем участвовали 17 стран Западной Европы. Многосто­ронний клиринг был создан по инициативе и при поддержке США, которые использовали его для преодоления валютных барьеров, препятствовавших внедрению американского капитала, для рас­пределения помощи по «плану Маршалла» и вторжения доллара в международные расчеты Западной Европы. За счет средств по «плану Маршалла» были профинансированы основной капитал ЕПС (350 млн долл.) и дефицит платежных балансов ряда стран (189 млн долл.). С июня 1950 г. по июль 1954 г. США внесли в ЕПС 1050 млн долл., а затем прекратили прямые вложения капитала, ограничиваясь оказанием помощи и оплатой военных заказов. Американский представитель участвовал в администра­тивном комитете ЕПС с правом совещательного голоса. Валютой ЕПС являлась международная счетная валютная единица - эпунит (европейская платежная единица), золотое содержание кото­рой было эквивалентно содержанию доллара того периода (0,888671 г чистого золота). ЕПС был создан как региональная организация стран Западной Европы. США использовали ЕПС для контроля над их экономикой и ориентации торговли западно­европейских государств в интересах США.

С технической стороны деятельность ЕПС состояла в ежеме­сячном многостороннем зачете всех платежей стран-участниц с ограниченным кредитованием должников за счет стран с актив­ным сальдо. Вначале по итогам поступлений и платежей выводи­лось сальдо каждой страны. Затем эти сведения передавались БМР, и каждая страна вступала с ним в кредитные отношения. Поскольку сумма положительных и отрицательных сальдо совпа­дала, то в итоге БМР выполнял лишь роль агента (посредника) в многостороннем клиринге. Наконец, на третьей стадии осущест­влялось регулирование пассивных и активных сальдо по клирин­говым счетам стран-участниц в соответствии с квотами, которые определяли размер их операций с ЕПС.

Общая сумма квот в ЕПС превышала 4 млрд эпунитов. Они устанавливались в зависимости от объема международного пла­тежного оборота страны: для Великобритании - 1 млрд эпунитов, Франции - 520 млн и т. д. В отличие от МВФ квоты в ЕПС не оплачивались и служили для регулирования сальдо стран - участ­ниц многостороннего клиринга. В их пределах определялись доля платежей золотом и доля кредитов, которые страны с активными платежными балансами предоставляли должникам.

Таким образом, в рамках многостороннего клиринга осуществ­лялись зачеты взаимных требований и обязательств, а также уре­гулирование сальдо через БМР. Многосторонний порядок взаим­ных зачетов и погашения задолженности означал сдвиг в сторону либерализации торговли и валютных отношений по линии введе­ния частичной обратимости западноевропейских валют в доллар, чего так упорно добивались США после второй мировой войны.

Несмотря на трудности и разногласия, ЕПС выполнил роль многостороннего валютного клиринга, уменьшив благодаря заче­ту объем взаимных требований на 45% и сэкономив золото-валютные резервы стран-участниц. Межгосударственные противоре­чия осложняли функционирование этого клиринга. Их источником служили несовместимые интересы постоянных должников и креди­торов. Франция, Великобритания, Турция, Норвегия, Португалия, Греция и другие страны обычно имели дефицит платежного баланса и постоянно нуждались в кредитах от своих внешнеторговых контрагентов. ФРГ, Бельгия, Нидерланды, напротив, являлись кредиторами. Так, ФРГ предоставила участникам ЕПС кредит на сумму более 4 млрд долл. Хотя многосторонний клиринг был построен на системе взаимного кредитования, ЕПС не избавил своих участников от оплаты сальдо взаимных зачетов золотом и долларами, поскольку это сальдо должно было лишь частично погашаться кредитами. Причем под давлением стран-кредиторов соотношение между способами погашения дважды менялось по линии повышения доли платежей золотом и долларами с 40% в 1950 г. до 75% в 1955 г. за счет соответствующего уменьшения доли кредита. Это привело к использованию ЕПС для перекачива­ния золота и долларов из стран-должников (5,4 млрд долл.) в страны-кредиторы, в первую очередь в ФРГ.

Межгосударственные противоречия и стремление разрешить их за счет более слабых партнеров осложнили функционирование ЕПС. Кредитные возможности многостороннего регулирования задолженности оказались исчерпанными через два года после со­здания ЕПС. Доля кредита в погашении сальдо многосторонних зачетов составила в 1950-1952 гг. 48%; в 1952-1956 гг. кредит вообще не использовался для оплаты сальдо: в 1956-1958 гг. его доля составила лишь 13%. За 8,5 лет функционирования ЕПС 70% общей суммы обязательств было погашено золотом.

С конца 50-х годов США отказались от вложений капитала в ЕПС и в основном наблюдали за его деятельностью. С введени­ем обратимости западноевропейских валют отпала необходи­мость в многостороннем клиринге. С 29 декабря 1958 г. ЕПС был заменен Европейским валютным соглашением, которое было под­писано еще 5 августа 1955 г. После неоднократного продления срок действия Европейского валютного соглашения истек в 1972 г. Взамен его с января 1973 г. в силу вошло валютное соглашение в рамках ОЭСР. Одновременно был создан валютный комитет для наблюдения за функционированием валютных рынков.

В рамках Европейского валютного соглашения был сохранен механизм взаимных расчетов 17 стран-участниц. Ежемесячно вза­имные требования центральных банков сальдировались путем многостороннего зачета и для каждой страны определялось общее сальдо. Централизованные зачеты осуществлялись через специаль­но созданный для этой цели Европейский фонд, который предоставлял странам-членам небольшие краткосрочные кредиты (до 2 лет). Капитал Европейского фонда был образован за счет основ­ного капитала ЕПС и взносов западноевропейских стран.

Условия взаимных расчетов в рамках Европейского валютного соглашения, а затем валютного соглашения ОЭСР отличались от условий ЕПС. Во-первых, было прекращено автоматическое кре­дитование стран с пассивными платежными балансами в размере 25% дебетового сальдо взаимных зачетов, которое отныне должно полностью покрываться конвертируемой валютой. Во-вторых, сальдо по взаимным расчетам пересчитывалось БМР в доллары не по среднему курсу, как в ЕПС, а по курсу покупателя страны-кредитора, т.е. наименее выгодному курсу для страны, по иници­ативе которой совершается зачет. Поэтому должники предпочита­ют децентрализованные международные расчеты через банки пу­тем покупки необходимой валюты платежа на валютном рынке. В-третьих, если через ЕПС проходили все требования и обязатель­ства стран-членов, то механизм взаимных расчетов в рамках Евро­пейского валютного соглашения охватывал лишь незначительную часть их международных расчетов. Таким образом, с введением конвертируемости валют Европейское валютное соглашение утра­тило свое значение.

В сентябре 1985 г. в итоге трехлетних переговоров крупнейшие коммерческие банки создали многосторонний клиринг для взаим­ного зачета требований и обязательств по операциям в ЭКЮ; БМР является агентом клиринга по операциям в ЭКЮ и регулиру­ет межбанковские расчеты с использованием системы скоростного обмена информацией через СВИФТ. Появление нового многосто­роннего клиринга обусловлено активным внедрением ЭКЮ в частный сектор. Клиринг позволяет ежедневно осуществлять взаимные расчеты по 1000 операций на сумму 2 млрд ЭКЮ. Его цель - способствовать расширению использования ЭКЮ в раз­личных сферах частного предпринимательства путем упрощения правил международных сделок в европейской валютной единице. В 1999 г. клиринг в евро заменил клиринг в ЭКЮ.

Проект Международного клирингового союза (МКС) был раз­работан Кейнсом в апреле 1943 г. в противовес «плану Уайта» (США) о реформе послевоенной мировой валютной системы. По замыслу Кейнса, МКС предназначен для взаимного зачета требо­ваний и обязательств и межгосударственного валютного регули­рования. Кейнс рассматривал международный клиринг как средст­во преодоления межгосударственных противоречий. Проект МКС основан на следующих принципах.

1. Членами его должны быть центральные банки, которые обязаны предоставлять руководящим органам любую экономи­ческую информацию. МКС открывал бы им текущие счета в бан-корах - мировых кредитных деньгах - и осуществлял взаимные безналичные расчеты между ними, а также наблюдал за обосно­ванным выпуском банкор.

2. МКС должен был выпустить вместо золота банкоры, кото­рые приравнивались бы к определенному количеству золота и служили бы базой для определения валютных паритетов и по­крытия дефицита платежных балансов, т.е. для межгосударствен­ных расчетов. Антизолотая направленность проекта МКС, основанного на международной счетной валютной единице, отражала интересы Великобритании, обеспечивая независимость ее валют­ной политики от США, где в этот период было сосредоточено почти 75% официальных запасов золота капиталистического мира.

3. Сальдо взаимных расчетов через МКС должно было по проекту покрываться с помощью автоматических взаимных креди­тов стран-членов. С этой целью предусматривалось открытие кредита странам-членам в форме овердрафта (сверх остатка на текущих счетах) без предварительного депонирования золота или иностранной валюты.

4. Для каждой страны должна была устанавливаться квота в размере 75% среднего объема ее внешней торговли за три предвоенных года вне зависимости от размера ее официального золотого запаса и национального дохода. Это соответствовало стремлению Великобритании обеспечить себе господствующее по­ложение в послевоенной мировой валютной системе.

5. В проекте Кейнса была сделана особая оговорка о роли МКС в закреплении валютных зон, особенно стерлинговой, в со­ответствии с интересами английских монополий, которые исполь­зовали свою валютную группировку как средство борьбы за рын­ки сбыта и источники сырья.

6. По замыслу Кейнса, квота должна была служить инструмен­том регулирования задолженности страны по отношению к МКС, выступающему одновременно кредитором и задолжником. Основ­ная идея проекта МКС проста: валютная выручка одной страны должна использоваться другой страной, но предложенные Кейн-сом пути ее осуществления сложные.

Таким образом, проект МКС отвечал прежде всего интересам Великобритании. В результате бурного обсуждения на Бреттон-вудской конференции этот проект был подвергнут острой критике со стороны США, и официально победил «план Уайта» о послево­енной реформе мировой валютной системы. Однако идеи Кейнса о необходимости государственного и межгосударственного регу­лирования нашли воплощение в ЕПС, в Бреттонвудской валютной системе и до сих пор оказывают влияние на международные валютные и кредитные отношения.

По мере либерализации МЭО клиринговые соглашения меж­ду промышленно развитыми странами сократились и исчезли. Противоположная тенденция характерна для развивающихся стран.

Клиринговые и платежные союзы в развивающихся странах. Новым явлением стали преференциальные многосторонние взаим­ные расчеты развивающихся стран в рамках их региональных экономических и валютных группировок. Характерные черты их взаимных международных расчетов следующие:

  • расчеты проводятся без валютных ограничений;
  • валютой платежей служит денежная единица одной из стран-участниц либо валюта третьей страны, либо международная (реги­ональная) счетная валютная единица;
  • расчеты осуществляются через центральные банки, уполно­моченные банки или фонды;
  • сальдо многосторонних расчетов погашается путем оказания кредитной помощи странам-должникам.

В начале 90-х годов 87 развивающихся стран заключили 148 двухсторонних клиринговых соглашений. 4 многосторонних кли­ринга охватывают 13 стран Латинской Америки, 8 - Карибс­кого бассейна, 13 - Западной Африки, 7 - Азии. В 1961 г. создан многосторонний клиринг стран - участниц Центрально­американского общего рынка - Центральноамериканская рас­четная палата. Валюта клиринга - региональная счетная валют­ная единица - центральноамериканское песо, приравненное к доллару США. Взаимные зачеты охватывают до 90% суммы платежей.

Соглашение о многосторонних платежах и взаимных кредитах (Соглашение Мехико, 1966 г.) охватывает более 20% товарооборо­та 12 стран - участниц Латиноамериканской ассоциации интег­рации. Покрытие дебетовых сальдо взаимных расчетов осуществ­ляется через специальный фонд. Система многосторонних зачетов и погашения сальдо позволяет экономить примерно 75% конвер­тируемой валюты стран-участниц.

В 1968 г. создан Арабский платежный союз в рамках Общего рынка арабских стран, организованного в 1964 г. Валютой много­сторонних взаимных расчетов с 1975 г. служит региональная счет­ная валютная единица - арабский динар.

С целью развития внутризональной торговли стран Азии и Ти­хого океана и ослабления зависимости от доллара США и фунта стерлингов с 1975 г. функционирует Азиатский клиринговый союз (АКС). Валютой клиринга служит азиатская валютная единица, равная 1 СДР. В состав АКС входят Бангладеш, Индия, Иран, Непал, Пакистан, Шри Ланка, а также Бирма (с 1978 г.). Клирин­говая палата находится при центральном банке Ирана. Банки стран - членов АКС предоставляют взаимные краткосрочные кредиты в размере 1/12 национального экспорта и получают кре­дит, эквивалентный 1/24 импорта для покрытия сальдо взаимных зачетов.

Ломейские соглашения развивающихся стран об ассоциации с Европейским союзом (ранее ЕЭС) также устанавливают принци­пы регулирования взаимных платежей.

В 1977 г. в рамках Карибского общего рынка создан многосто­ронний клиринг с расчетами в национальных валютах через Цент­ральный банк Тринидада и Тобаго.

В Экономическом сообществе государств Западной Африки в июле 1976 г. вместо двухсторонних клиринговых соглашений образован многосторонний клиринг в составе центральных банков ряда стран Африки. Валютой клиринга является западноафриканс­кая счетная единица, приравненная к СДР. Страны - участницы клиринга обязались поддерживать твердое соотношение между национальными валютами и этой региональной международной счетной валютной единицей. Через Западноафриканскую клирин­говую палату осуществляются почти все расчеты по текущим операциям платежного баланса. Погашение сальдо взаимных рас­четов осуществляется ежемесячно любой конвертируемой валю­той по соглашению стран, в основном долларами, фунтами стер­лингов, французскими франками. Многосторонний клиринг стран Западной Африки обеспечивает экономию иностранной валюты благодаря оплате импорта из стран региона национальными ва­лютами и за счет уменьшения курсовых потерь при обмене валют.

Взаимные расчеты стран - участниц валютно-экономических группировок регламентируются соглашениями о клиринговом, платежном или валютном союзе. Соглашение о клиринге регули­рует совместные операции на основе взаимного зачета требова­ний, что облегчает международные расчеты, позволяет экономить официальные валютные резервы. Это предполагает относитель­ную сбалансированность платежей и поступлений по платежному балансу каждой страны. При возникновении дополнительных экс­портных возможностей страны испытывают трудности в их ре­ализации, так как экспорт ограничен размерами импорта участ­ников валютного клиринга. Платежный союз в известной мере компенсирует этот недостаток валютного клиринга, так как саль­до по проводимым в его рамках операциям покрывается взаим­ными банковскими кредитами или через специальный фонд, со­зданный за счет взносов стран-участниц. Цель платежного союза развивающихся стран - обеспечить взаимную обратимость их валют и взаимное кредитование для покрытия дефицита платеж­ного баланса. Операции платежного союза обычно осуществляют­ся через уполномоченный банк или специально созданный фонд. В отличие от клирингового и платежного союза валютный союз развивающихся стран предполагает более тесное валютное со­трудничество, включая создание межгосударственного централь­ного банка для регулирования денежного обращения и междуна­родных расчетов. В целях поддержания курса национальных ва­лют по взаимным расчетам создается совместный фонд иностранных валют путем объединения части официальных ва­лютных резервов стран-участниц.

Сотрудничество развивающихся стран в сфере многосторонних расчетов находится на начальной стадии. Клиринговые и платеж­ные союзы ослабляют зависимость молодых государств от иностранного капитала, помогают им на коллективной основе пре­одолевать трудности развития и отчасти решают валютно-экономические проблемы.

Многосторонние расчеты в переводных рублях. Они осу­ществлялись на основании межправительственного Соглашения стран - членов Совета Экономической Взаимопомощи (1963- 1990 гг.) с использованием коллективной валюты. Этой системе предшествовали двухсторонние валютные клиринги. Расчеты меж­ду двумя странами осуществлялись путем взаимного зачета встречных требований и обязательств с погашением сальдо то­варными поставками. До 1950 г. в качестве валюты клиринга использовались разные валюты, преимущественно доллар США, после 1950 г. - советский рубль. Двухсторонние валютные кли­ринги имели ряд недостатков. Во-первых, расширение взаимного товарооборота лимитировалось объемом экспорта страны с на­именьшим экспортным потенциалом. Во-вторых, сфера исполь­зования остатка средств на клиринговом счете была ограничена (только для оплаты встречных поставок товаров из страны - партнера по клирингу). В-третьих, было исключено выравнивание сальдо клиринговых расчетов за счет внешнеэкономических сделок с третьими странами.

Многосторонний клиринг позволяет в известной мере преодо­леть эти недостатки, так как основан на принципе многосторон­него балансирования товарных поставок и платежей. В Соглаше­нии участвовали с 1963 г. восемь стран (Болгария, Венгрия, ГДР, Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия), затем присо­единились еще две страны (в 1976 г. - Куба, в 1981 г. - Вьетнам). Каждая страна - участница многосторонних расчетов в перевод­ных рублях брала обязательство обеспечить за определенный пе­риод (1-3 года) сбалансированность поступлений и платежей со всеми партнерами по многосторонним расчетам, а не с каждым отдельно. Имея на счете переводные рубли, страна использовала их для оплаты своего импорта. В отличие от традиционного клиринга расчеты в переводных рублях осуществлялись по каждой сделке. Расчеты велись по счетам уполномоченных банков в Меж­дународном банке экономического сотрудничества (МБЭС). На эти счета зачислялись все поступления, включая кредиты МБЭС. За 27 лет (1964-1990 гг.) объем операций МБЭС по обслужива­нию взаимного товарооборота стран СЭВ и других межгосударст­венных расчетов составил 4,5 трлн переводных рублей.

Система многосторонних расчетов в значительной мере пре­вратилась в двухстороннюю, и переводный рубль постепенно утратил популярность в качестве счетной единицы многосторон­них расчетов. Страны СЭВ предпочитали внешнеэкономические сделки со странами с конвертируемой валютой, оставляя товары более низкого качества для торговли за переводные рубли. 1988- 1989 гг. ознаменовались таможенной войной ряда стран СЭВ, которые ввели жесткие ограничения на вывоз потребительских товаров. С 1991 г. с целью развития рыночных отношений страны СЭВ перешли на мировые цены с использованием конвертируемых западных валют вместо переводного рубля.

В 1994 г. подписано соглашение о создании платежного союза стран СНГ (см. гл. 10, § 10.7).




Навигация

« ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВМЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании