Возбуждение уголовного дела


 Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела

Возбуждение уголовного дела - начальная стадия уголовного процесса. В этой стадии полномочные органы государства или должностные лица, получив сведения о совершенном или гото­вящемся преступлении, устанавливают наличие или отсутствие оснований для производства по уголовному делу и принимают решение о возбуждении уголовного дела или отказывают в этом.

Возбуждение уголовного дела - обязательная стадия уголов­ного процесса. Эта стадия начинается с поступления заявления, жалобы и т.д. (ст. 108 УПК) к уполномоченному на ее рассмот­рение лицу и заканчивается решением о возбуждении уголовного дела или отказе в этом (ч. 3 ст. 109 УПК). Эта стадия может длиться не более трех суток, а в исключительных случаях не более десяти суток (ч. 1 ст. 109 УПК). В этой стадии подлежат выясне­нию обстоятельства, как влекущие за собой возбуждение уголов­ного дела, так и исключающие производство по делу, т.е. отказ в нем. Принимаются также меры к предупреждению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления (ст. 112 УПК). Закон требует, чтобы по каждому заявлению или сообщению было принято решение либо о возбуждении, либо об отказе в возбуждении уголовного дела. Поэтому возбуждение уголовного дела есть предусмотренный законом способ реагирова­ния судьи (суда), прокурора, следователя, органов дознания на ставшее им известным событие, содержащее признаки преступ­ления.

Своевременное возбуждение уголовного дела способствует ус­пешному его расследованию, тем более когда оно совершается по горячим следам. И напротив, запоздалое реагирование на сигнал ,0 совершенном или готовящемся преступлении может привести к


утрате доказательств и потому серьезно затруднить расследование либо обречь его на неудачу.

До возбуждения уголовного дела не могут совершаться след­ственные действия, кроме осмотра места происшествия в случаях, не терпящих отлагательства (ст. 178 УПК).

Данный запрет обусловлен тем, что производство следствия после возбуждения дела дает возможность применения мер уголовно-процессуального принуждения, существенно ущемляющих и ограничивающих конституционные права и свободы лиц, вовле­ченных в сферу уголовного судопроизводства. Граждане вызыва­ются на допросы, причем в случае уклонения они могут быть подвергнуты приводу, производятся обыски, выемки, освидетель­ствования, осуществляются и другие меры, связанные с вторже­нием в личную жизнь граждан, и притом не только обвиняемых, но также и других лиц. Допустимо и оправданно такое ограничение прав человека лишь при определенных обстоятельствах, к кото­рым относится защита гражданина, общества от преступных пося­гательств, поэтому процессуальные действия и решения, в том числе и принудительные меры, возможны только тогда, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступ­ления и уголовное дело возбуждено.

Органы и лица, имеющие право возбуждать уголовные дела

Правом возбуждать уголовные дела обладают: прокурор, орган дознания, следователь, судья (суд) (ст. 3, 109, 112, 255-256 УПК), причем каждый в пределах своей компетенции. Никакие другие органы государства таким правом не обладают; их обраще­ние о привлечении лица к уголовной ответственности может рас­сматриваться только как повод к возбуждению уголовного дела.

Прокурор вправе возбудить уголовное дело о любом преступ­лении, независимо от подследственности дела. Это вытекает из возложенной на прокурора функции надзора за исполнением законов, выполняя которую, он, «... исходя из характера наруше­ния закона должностным лицом, выносит мотивированное поста­новление о возбуждении уголовного дела...» - п. 1 ст. 25 Закона РФ «О прокуратуре РФ». В этом законе сказано: «При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает


уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом».     

Следователь возбуждает уголовные дела в пределах своей компетенции, исходя из правил о подследственности (ст. 126 УПК).

Орган дознания возбуждает уголовные дела в пределах компе­тенции, определяемой ст. 117 УПК. Вместе с тем орган дознания вправе возбудить и дело, по которому обязательно производство предварительного следствия (ст. 119 УПК). Однако после выпол­нения неотложных следственных действий такое дело должно быть передано по подследственности следователю.

В строго ограниченных законом случаях вправе возбудить уголовное дело и судья (суд). Судья возбуждает уголовные дела частного обвинения (ст. 115, 116, ч. 1 ст. 129, 130 УК). В ч. 5 ст. 109 УПК «Обязательность рассмотрения заявлений и сообще­ний о преступлении» указано, что до возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных «... статьями 115, 116, 129 частью первой и 130 Уголовного кодекса Российской Федера­ции...», судья принимает меры к примирению потерпевшего с лицом, на которого подана жалоба *. Дело может быть возбуждено в судебном заседании, если будет установлено, что подсудимый совершил другое преступление, по которому обвинение ему не было предъявлено (ст. 255 УПК); когда в судебном заседании будут установлены обстоятельства, указывающие на совершение преступления лицом, не привлеченным к уголовной ответственнос­ти (ст. 256 УПК).

Кроме того, суд вправе возбудить дело в судебном заседании в отношении свидетеля, потерпевшего и эксперта, давших заведомо ложные показания или заключение (ч. 3 ст. 256 УПК).

Поводы и основания к возбуждению уголовного дела

Для обеспечения законности и обоснованности возбуждения уго­ловного дела установлены условия, лишь при наличии которых может быть возбуждено производство по делу. Это предусмотреные законом поводы и основания, а также отсутстствие обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 5  УПК).

Поводы к возбуждению уголовного дела - это те установленные законом источники, из которых уполномоченные органы государства или должностные лица получают информацию о свершенном или готовящемся преступлении и которые обязывают их принять решение о возбуждении уголовного дела при наличии признаков преступления.

Согласно ст. 108 УПК поводами к возбуждению уголовного дела являются: заявления и письма граждан; сообщения обществ­енных организаций, учреждений и предприятий, организаций и должностных лиц; статьи, заметки и письма, опубликованные в печати; явка с повинной и, наконец, непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или. судом признаков преступления.

Заявления и письма граждан - наиболее распространенный повод к возбуждению уголовного дела. Они представляют собой адресованные органам, уполномоченным возбуждать уголовные дела, сообщения о совершенном или готовящемся преступлении независимо от того, причинен ли преступным деяниемем вред заявителю или другим лицам и организациям.

Законом определен перечень уголовных дел, которые могут быть возбуждены не иначе как по жалобе потерпевшего. Это дела частного и частно-публичного обвинения (ст. 27 УПК31ЧО.

Заявления граждан могут облекаться как в уставную, так и в письменную форму. Устные заявления заносятся в  протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. Заявителю должна быть разъяснена ответственность за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ, о чем дела ставится отметка в протоколе - заявлении (ч. 2 ст. 110 УПК).

Сигналы о совершенном или готовящемся преступлении, поступившие по телефону, должны быть записаны принимающим лицом в виде телефонограммы с указанием всех необходимых реквизитов заявителя.

Анонимные заявления не могут служить поводом м к возбуждению уголовного дела, но должны побуждать к проверке содержащихся в них сведений о противоправных фактах путетем оперативно-розыскной деятельности или иным непроцессуалвльным способом.* Поводом к возбуждению уголовного дела в этом ом случае могут

стать полученные в результате такой проверки данные. Вместе с тем закон устанавливает уголовную ответственность за заведомо ложное сообщение о готовящемся особо опасном для общества преступлении - акте терроризма (ст., 207 У К).

_____________________

* См. пункт 16 ст. 1 Закона РСФСР «О милиции» // ВСН/ДНД РСФСР и ВС ^ФСР. 1991. № 16. Ст. 503; Закон «Об оперативно-розыскной № деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.


Сообщения учреждений, предприятий, организаций и долж­ностных лиц подаются в письменной форме и должны содержать необходимые сведения о совершенном или готовящемся преступ­лении.

Постановлениями Правительства, приказами, инструкциями ряда министерств и ведомств определена обязанность руководите­лей учреждений, предприятий и организаций сообщать о совер­шенных преступлениях. Установлен согласованный с прокурату­рой порядок направления таких сообщений в органы, имеющие право возбуждать уголовные дела. Так, медицинские учреждения обязаны немедленно сообщать в органы милиции о случаях до­ставления в них лиц с наличием телесных повреждений, когда есть основания полагать об их насильственном характере. Руководите­ли государственных предприятий обязаны сообщать о совершен­ных хищениях и недостачах, о нарушениях техники безопасности, повлекших несчастные случаи на производстве.

Компетентные органы государства (должностные лица) не вправе отказывать в приеме заявления (сообщения) по причине недостаточных данных, в нем содержащихся, они обязаны сами принять меры к проверке и. восполнению полученных сведений.

Статьи, заметки и письма, опубликованные в печати, а равно некоторые другие формы корреспонденции служат поводом к возбуждению дела, если содержат конкретные факты о готовящих­ся или совершенных преступлениях. Статьи, заметки, письма, которые редакциями средств массовой информации не были опуб­ликованы и пересланы в прокуратуру или органы следствия, могут послужить поводом к возбуждению уголовного дела в качестве, заявлений общественных объединений или государственных уч­реждений либо заявлений и писем граждан. Анонимные заявления не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела. Гене­ральный прокурор СССР в своем указании 13/20 от 4 марта 1988 г. предложил следователям и органам дознания проверять такие заявления путем организации оперативных проверок, мате­риалы которых могут послужить поводом к возбуждению уголов­ного дела. Такая практика имеет место и в настоящее время.

Явка с повинной как повод к возбуждению дела состоит в сообщении, сделанном органу дознания, следователю, прокурору или суду лицом о совершении им преступления. В случае явки с повинной устанавливается личность явившегося и составляется протокол, в котором подробно излагается сделанное заявление. Протокол подписывается явившимся с повинной и должностным лицом, принявшим заявление (ст. 111 УПК). Если в заявлении указаны конкретные факты преступления, совершенного явив­шимся с повинной, то это служит поводом к возбуждению уголов­ного дела.                   .

Явка с повинной, активное способствование раскрытию пре­ступления, изобличению других соучастников преступления и розыску имущества, добытого преступлением, являются обстоя­тельствами, смягчающими наказание (п. «и» ст. 61 УК), или даже, при определенных условиях, освобождающими от уголовной ответственности (ст. 75 УК), о чем принявшее заявление должност­ное лицо должно сообщить явившемуся с повинной. Явка с повинной подлежит тщательной проверке и критической оценке, поскольку она может быть в действительности вынужденной, ложной и даже спровоцированной. *

___________________

* Реабилитирован Посмертно. М.: Юрид. лит., 1989. С. 333.


Непосредственное обнаружение органом дознания, следова­телем, прокурором или судом признаков преступления в качестве повода характеризуется тем, что эти органы без чьего-либо сооб­щения или заявления в процессе выполняемой правоохранитель­ной деятельности обнаруживают готовящееся или совершенное преступление и по своей инициативе возбуждают уголовное дело.

Так, органу дознания при осуществлении служебных функций становятся известны факты преступных действий. Прокурор, про­водя проверку соблюдения законов в учреждении, организации, вскрывает случаи нарушений, носящие преступный характер. Следователю, расследующему уголовное дело, становится извест­но о совершении другими лицами преступных деяний, не связан­ных с расследуемым им делом.

Приведенный перечень поводов к возбуждению уголовного дела является исчерпывающим, и каждый из них именуется законным поводом. Но одного законного повода для возбужде­ния уголовного дела еще недостаточно. Необходимо, чтобы было также основание, под которым закон понимает наличие факти­ческих данных, указывающих на признаки преступления.

Согласно ст. 108 УПК «дело может быть возбуждено только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления». При этом, как правило, не требуется полного знания о преступлении. Обычно бывает достаточно ука­зания на объект и объективную сторону преступления.

В этих случаях уголовное дело возбуждается по факту события преступления (in rem), а не в отношении конкретного лица (in personam), что, однако, при известных условиях, не исключает возможности возбуждения уголовного дела в отношении опреде­ленного лица, например при задержании преступника на месте преступления либо в силу специфики преступления (например, при самовольной отлучке военнослужащего, злостном уклонении от уплаты алиментов или от содержания детей). Но тогда лицо, в отношении действий которого возбуждено дело, должно получить процессуальный статус подозреваемого или обвиняемого в уста­новленном порядке.

Вывод о наличии признаков преступления хотя и должен быть основан на достаточных данных, носит обычно предположитель­ный характер и побуждает к проведению всестороннего расследо­вания в следующей стадии процесса.

Когда полномочное лицо не имеет в своем распоряжении достаточной информации для того, чтобы возбудить уголовное дело или отказать в нем, оно производит проверку и принимает решение в срок не более трех суток со дня получения заявления или сообщения, а в исключительных случаях - в срок не более десяти суток. В этих случаях могут быть истребованы необходимые материалы, к которым относятся акты ревизий, инвентаризаций, материалы ведомственного расследования не­счастного случая на производстве, аварии на транспорте. В слу­чае причинения телесных повреждений гражданину истребуются материалы судебно-медицинского освидетельствования, выписки из истории болезни. Могут быть использованы и результаты оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой соответст­вующими органами, получены- объяснения от лица, обративше­гося с заявлением, жалобой.

Но при этом должно быть строжайше соблюдено условие: сбор указанных материалов осуществляется без производства следст­венных действий, предусмотренных уголовно-процессуальным за­коном (ст. 109 УПК). Следует при этом иметь в виду, что назван­ные материалы, полученные в ходе проверки, равно как и резуль­таты оперативно-розыскной деятельности, явившись основанием для возбуждения уголовного дела, впоследствии могут быть ис­пользованы в качестве доказательств только после признания их таковыми в соответствии с уголовно-процессуальным законода­тельством.


Обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела

Закон содержит исчерпывающий перечень обстоятельств, исклю­чающих производство по делу, а значит, и его возбуждение. К ним относятся обстоятельства, указанные в ст. 5 УПК, а именно:

Отсутствие события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 5 УПК) означает, что действие или бездействие, о котором идет речь в представленных материалах, не имело места в действительности.

Так, в сообщении утверждалось об умышленном лишении жизни какого-то лица. Между тем при проверке было установлено, что смерть наступила в результате длительного тяжелого заболе­вания или явилась следствием несчастного случая в результате неосторожного поведения самого потерпевшего.

Отсутствие в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 5 УПК) означает, что в совершенном деянии нет признаков преступ­ления или состава преступления, предусмотренного уголовным

законом.

Например, дело не может быть возбуждено в случае, когда

преступность и наказуемость деяния были устранены уголовным законом, вступившим в силу после совершения этого деяния или, например, когда лицо совершило административное пра­вонарушение.

Истечение сроков давности (п. 3 ч. 1 ст. 5 УПК) по конкрет­ным преступлениям указано в ст. 78 УК. Сроки давности исчис­ляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению

исчисляются самостоятельно.

Течение давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, скрывается от следствия и суда. В этих случаях течение давности возобновляется с момента задержания лица или

явки его с повинной.

Вопрос о применении давности к лицу, совершившему преступ­ление, за которое могут быть назначены смертная казнь или пожизненное лишение свободы, разрешается судом. Если суд не найдет возможным применить давность, смертная казнь и пожизненное лишение свободы не применяются. По таким делам уголов­ное дело возбуждается в обязательном порядке.

К лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные ст. 353, 356, 357 и 358 УК РФ, сроки давности не применяются.


Акт амнистии как акт высшего органа государственной власти представляет собой полное или частичное освобождение от уголов­ной ответственности лиц, совершивших преступления. Если акт амнистии полностью исключает уголовную ответственность, а преступление было совершено до издания этого акта, уголовное дело не возбуждается.

Недостижение лицом возраста привлечения к уголовной от­ветственности (п. 5 ч. 1 ст. 5 УПК). Общеуголовная ответствен­ность наступает с 16 лет, а по ряду преступлений с 14-летнего возраста (ст. 20 УК РФ). В отношении лиц, не достигших возрас­та, необходимого для привлечения к уголовной ответственности, уголовное дело не должно возбуждаться, но в связи с поступившим заявлением, сообщением необходимо выяснить, не имело ли место вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность взрослыми лицами, и возбудить дело по этим действиям.

Отсутствие жалобы потерпевшего, если дело может быть возбуждено не иначе как по его жалобе (п. 7 ч. 1 ст. 5 УПК). К числу таких закон относит дела о преступлениях частного и частно-публичного обвинения (ст. 27 УПК). Лишь в исключитель­ных случаях, если дело о каком-либо преступлении указанной категории имеет особое общественное значение или если потерпев­ший в силу беспомощного состояния, зависимости от обвиняемого или по иным причинам не в состоянии защищать свои права и законные интересы, прокурор вправе возбудить такое дело и при отсутствии жалобы потерпевшего.

Примирение потерпевшего с обвиняемым по делам, возбуж­даемым не иначе как по жалобам потерпевших, кроме случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 27 УПК (п. 6 ч. 1 ст. 5 УПК). Такое примирение допускается только по делам частного обвинения, предусмотренным ст. 115, 116, ч. 1 ст. 129 и ст. 130 УК. В силу ст. 109 УПК судья до возбуждения уголовного дела принимает меры к примирению потерпевшего с лицом, на которое подана жалоба. Если в результате принятых судьей мер последовало примирение, уголовное дело не возбуждается.

Смерть лица, совершившего преступление (п. 8 ч. 1 ст. 5 УПК), влечет отказ в возбуждении дела, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умер­шего или возобновления дела в отношении других лиц по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 384-390 УПК).

В отношении лица, о котором имеется вступивший в законную силу приговор по тому же обвинению либо определение или постановление суда о прекращении дела по тому же основанию


(п. 9 ч. 1 ст. 5 УПК). В соответствии с законом (п. 1 ст. 50

Конституции РФ) лицо за одно и то же преступление не может дважды привлекаться к уголовной ответственности. Здесь дейст­вует правило «поп bis in idem» («нельзя дважды за одно и тоже»). Поэтому уголовное дело не может быть возбуждено, если в отношении данного лица имеются вступивший в законную силу приговор, определение либо постановление суда о прекращении

дела по тому же обвинению.

Возможность вновь возбудить уголовное дело возникнет, если ранее состоявшийся приговор (определение, постановление) будет отменен в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоя­тельствам.

В отношении лица, о котором имеется неотмененное поста­новление органа дознания, следователя, прокурора о прекраще­нии дела по тому же обвинению, кроме случаев, когда необхо­димость возбуждения дела признана судом, в производстве которого находится уголовное дело (п. 10 ст. 5 УПК). До тех пор пока не будет отменено постановление органа дознания, следова­теля и прокурора об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела по тому же обвинению, эти лица не вправе возбудить уголовное дело. Исключение сделано лишь для суда как органа осуществления правосудия в случаях, предусмотренных ст. 255 и 256 УПК, т.е. когда суд при судебном разбирательстве возбуждает уголовное дело либо по факту совершения подсуди­мым преступления, по которому ему не было предъявлено обви­нения, либо в отношении лиц, совершивших преступление и не привлеченных за это к уголовной ответственности.*

______________________

* Постановления и определения но уголовным делам Верховного Суда РСФСР. 1981-1988 гг. М.: Юрид. лит. 1989. С. 315-316.


В отношении священнослужителя за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, известным ему из исповеди (п. 11 ст. 5 УПК).

Процессуальный порядок возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела

При наличии повода и достаточного основания к возбуждению уголовного дела прокурор, следователь, орган дознания, суд обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело (ст. 112 УПК). О возбуждении дела орган дознания, следователь, прокурор и судья выносят постановление, а суд - опре­деление. Постановление (определение) состоит из вводной, опи­сательной и резолютивной частей. Во вводной части указывается, кем, когда и где вынесено постановление (определение). В описа­тельной - излагаются повод и основание к возбуждению уголов­ного дела. В резолютивной - по признакам какой статьи уголов­ного закона возбуждается дело и его дальнейшее направление. Одновременно с возбуждением уголовного дела должны быть приняты меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления.

После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела прокурор направляет дело для производства предваритель­ного следствия или дознания, следователь приступает к производ­ству предварительного следствия, а орган дознания - к производ­ству дознания, судья направляет дело для производства предва­рительного следствия или дознания, а в случаях, предусмотрен­ных законом, принимает дело к рассмотрению судом (ст. 27 УПК).

Копия постановления о возбуждении дела, вынесенного орга­ном дознания или следователем, немедленно направляется про­курору.

В тех случаях, когда уголовное дело возбуждается тем долж­ностным лицом, которое будет вести расследование, выносится одно постановление - о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству. В случае принятия к своему производ­ству дела, возбужденного прокурором или судом, следователь выносит отдельное постановление о принятии его к своему произ­водству. В течение суток копия постановления о принятии дела к своему производству должна быть направлена наблюдающему прокурору (ст. 129 УПК). Орган дознания о начатом расследова­нии уведомляет прокурора немедленно (ст. 119 УПК).

Следует иметь в виду, что следственные действия по делу вправе производить лишь тот следователь, в производстве которо­го находится дело. Другие органы могут проводить следственные действия лишь по поручению этого следователя.

В случае отсутствия оснований к возбуждению уголовного Дела, а равно при наличии обстоятельств, исключающих производ­ство по делу, прокурор, следователь, орган дознания и судья отказывают в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 113 УПК).

Об. отказе в возбуждении уголовного дела выносится мотиви­рованное постановление, в котором особое внимание обращается на обоснование такого решения. В постановлении должно быть указано, почему именно событие, о котором сообщалось, признано не имевшим места или в нем отсутствуют признаки преступления, либо приведены иные обстоятельства, исключающие производство

по делу.

В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела по поводу деяния, о котором в сообщении или заявлении го­ворится как о преступлении, но оно таковым не признается, должны быть приведены конкретные данные, обосновывающие

этот вывод.

Содержащаяся в постановлении аргументация, подтверждаю­щая выводы лица, вынесшего постановление, позволяет достаточ­но глубоко, объективно и всесторонне проверить правильность этих выводов, а лицам и организациям, от которых поступило заявление или сообщение, при несогласии с принятым решением принести мотивированную жалобу.

Должностное лицо, вынесшее постановление об отказе в воз­буждении уголовного дела, обязано разъяснить заявителю и дру­гим заинтересованным лицам их право на обжалование отказа в возбуждении дела и мотивы решения. На постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное органом дознания или следователем, жалоба приносится прокурору, осуществляющему надзор за производством дознания и следствия. Постановление прокурора, отказавшего в возбуждении уголовного дела, может быть обжаловано вышестоящему прокурору.

В постановлении Конституционного Суда от 29 апреля 1998 г. по делу о проверке конституционности ч. 4 ст. 113 УПК РСФСР, разъяснено, что постановление об отказе в возбуждении уголов­ного дел может быть обжаловано не только надлежащему проку­рору но и в суд.

При этом право на обжалование принадлежит не только заяви­телю, но и другим заинтересованным лицам. Например, если в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела указано, что в действиях лица, о которых сообщил заявитель, нет состава преступления, а поэтому в возбуждении уголовного дела отказано, лицо, упомянутое в постановлении, может принести жалобу на это постановление ввиду того, что вообще указанные в постановлении действия не совершало, к ним непричастно*.

Уполномоченный по правам человека в РФ вправе обратиться с просьбой об отмене постановления об отказе в возбуждении Дела к прокурору или в суд (ст. 375* УПК).                 

___________________

* СЗ РФ. 1998. № 12. Ст. 1459.

В случае признания жалобы обоснованной и принятия решения о возбуждении дела суд ни в коей мере не берет на себя функцию уголовного преследования.

Речь идет лишь о необходимости расследования, а затем уже, возможно, о рассмотрении дела в суде, и, конечно, не о предре­шении при этом вопроса о виновности.

Наряду с общим порядком возбуждения уголовных дел зако­нодательством установлен особый порядок возбуждения дел в отношении определенных категорий лиц. В первую очередь это касается судей, присяжных и народных заседателей (ст. 16 Закона о статусе судей в Российской Федерации, ст. 87 Закона о судо­устройстве РСФСР), следователей, прокуроров (ст. 42 Закона о прокуратуре РФ). Это обусловлено необходимостью обеспечения независимости судей, прокуроров и следователей и надлежащего выполнения ими своих обязанностей.

Надзор прокурора за законностью и обоснованностью возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела

Важным условием обеспечения законности и обоснованности воз­буждения уголовных дел является прокурорский надзор (ст. 29, 30 Закона «О прокуратуре РФ», ст. 116 УПК). Прокурор надзи­рает за тем, чтобы не было необоснованного возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела, строго соблюдались сроки и порядок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, не ущемлялись права и законные интересы граждан. С этой целью закон требует от следователя и органа дознания не позднее суток направлять прокурору копию постановления о возбуждении уго­ловного дела.

В случае необоснованного отказа в возбуждении дела прокурор своим постановлением отменяет это постановление следователя или органа дознания и возбуждает дело (ч. 3 ст. 116 УПК).

Отмена постановления о возбуждении уголовного дела и отказ в его возбуждении представляют собой одно процессуальное дей­ствие, которое оформляется мотивированным постановлением и может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.

Осуществляя надзор за законностью возбуждения уголовного Дела, прокурор обязан не реже одного раза в месяц проверять в органах дознания и предварительного следствия исполнение тре­бований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях (п. 1 ст. 211 УПК).               

Закон возлагает, на прокурора обязанность проверять, соблю­дались ли установленные порядок и сроки возбуждения уголовно­го дела, а также права и законные интересы граждан. В этих целях прокурор обязан выявлять, устранять и предупреждать наруше­ния закона, допущенные при учете, регистрации и проверке данных о преступлениях и при отказе в возбуждении уголовного дела.

В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 116 УПК прокурор отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание. В связи с этим, проверяя постановления следователя или органа дознания об отказе в возбуждении уголов­ного дела, прокурор обязан обратить внимание не только на обоснованность отказа по существу, но и на соответствие формулировки приведенного в постановлении основания отказа в воз­буждении уголовного дела нормам материального и процессуаль­ного права, а также на соответствие этой формулировки обстоя­тельствам, изложенным в материалах, а при необходимости ис­ключить из постановления следователя или органа дознания те или иные ошибочные, по его мнению, утверждения.

Прокурор проверяет, уведомлены ли об отказе в возбуждении уголовного дела лицо, учреждение, организация, приславшие заявление или сообщение, разъяснено ли им право на обжалование такого решения.

Обнаружив, что дело необоснованно возбуждено судьей или судом, прокурор в соответствии со ст. 36 Закона о прокуратуре РФ и ст. 331 УПК опротестовывает постановление судьи (или определение суда) о возбуждении уголовного дела в вышесто­ящий суд.

Если же дело незаконно возбуждено самим прокурором, выше­стоящий прокурор отменяет постановление нижестоящего проку­рора. Также он поступает и в случае необоснованного отказа в возбуждении дела нижестоящим прокурором




Навигация

« Меры уголовно-процессуального принужденияПредварительное расследование »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании