Основные положения законодательной регламентации оказания правовой помощи


 . Основные положения правового регулирования взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими учреждениями и должностными лицами иностранных государств по уголовным делам

Производство по большинству уголовных дел осуществляется силами и средствами национальных правоохранительных орга­нов на территории государства, где было совершено преступ­ление.

Однако на практике возникают ситуации, когда лицо, совершив преступление на территории одного государства, с целью избежать уголовной ответственности либо по иным причинам уезжает в другое государство, где проживает открыто или скрывается от правоохранительных органов. Существующий в международном праве институт выдачи или экстрадиции * обязывает государства, между которыми заключены соответствующие двусторонние или многосторонние договоры, по заявленному в установленном по­рядке требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

_____________________

*  От франц. extradition: лат. ех - из, вне + traditio - передача.


В случаях, когда выдача невозможна, государства, на террито­рии которых находятся правонарушители - «запрашиваемые го­сударства», обязуются самостоятельно возбуждать и осуществлять уголовное преследование этих лиц.

Также в двусторонних и многосторонних соглашениях дого­варивающиеся государства взаимно принимают на себя обязан­ность оказывать друг другу правовую помощь по уголовным делам путем выполнения процессуальных действий по правилам, предусмотренным законодательством запрашиваемого государст­ва, в частности: составление и пересылка документов, проведение осмотров, обысков, изъятия, пересылка и выдача (передача) вещественных доказательств, проведение экспертизы, допроса обвиняемых, свидетелей, экспертов, признание и исполнение приговоров в части гражданского иска, а также путем вручения документов.

Таким образом, правоотношения в области оказания правовой помощи в расследовании и рассмотрении уголовных дел между государствами, как субъектами международного права, обладаю­щими суверенитетом на своей национальной территории и незави­симостью в международных отношениях, складываются на основе заключенных между ними двусторонних и многосторонних дого­воров (конвенций).

Государство должно выполнять обязанности, возложенные на него международным договором, после вступления этого договора в силу в целом и для конкретного государства. Обычно для вступления договора в силу недостаточно лишь его подписания уполномоченными органами или лицами договаривающихся госу­дарств. Например, подписанные Российской Федерацией между­народные договоры, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина, подлежат ратификации. Рав­ным образом подлежат ратификации международные договоры России, при заключении которых стороны условились о последую­щей ратификации (ст. 15 Федерального закона «О международ­ных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г.)* В соответствии с Конституцией РФ ратификация международных договоров Российской Федерации осуществляется в форме феде­рального закона (ст. 105, 106 Конституции РФ; ст 14 ФЗ «О международных договорах РФ»). После ратификации между­народный договор вступает в силу и становится составной частью правовой системы Российской Федерации. При этом, если между­народным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные российским законом, то применя­ются правила международного договора (ст 15 Конституции РФ).

_____________________

* СЗ РФ 1995 № 29 Ст 2757, Комментарий к Федеральному закону «О международных договорах Российской Федерации» М Спарк, 1996


В настоящее время в России действуют двусторонние договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенные ею (или СССР, правопреемником которого в международных отношениях являет­ся Россия) с Азербайджаном, Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Грузией, Ираком, Йеменом, Кип­ром, Китаем, КНДР, Кубой, Кыргызстаном, Латвией, Литвой, Молдовой, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом, Финлян­дией, Эстонией В дальнейшем возможно заключение таких дого­воров и с другими странами.

Обычно вопросы выдачи регламентируются соответствующим договором о правовой помощи, однако с некоторыми странами, например с Китаем, Россия заключила два договора - один о правовой помощи по гражданским и уголовным делам, а другой - о выдаче.

22 января 1993 г. в Минске представителями государств-членов Содружества Независимых Государств - Армении, Бела­руси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Российской Федера­ции, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины - была подписана Конвенция о правовой помощи и правовых отно­шениях по гражданским, семейным и уголовным делам (далее - Конвенция СНГ).* Вначале Конвенция была ратифицирована Казахстаном (31 марта 1993 г ), Узбекистаном (6 мая 1993 г.), Арменией (22 июня 1993 г ), Беларусью (10 июля 1993 г.), Туркменистаном (22 декабря 1993 г.) и 19 мая 1994 г. вступила в силу. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию СНГ 4 августа 1994 г ,** и для нее Конвенция вступила в силу 10 декабря 1994 г. 28 марта 1997 г. был подписан Протокол к Конвенции СНГ, которым в нее вносятся некоторые изменения и дополнения3. Данный протокол вступит в силу в том же порядке, что и сама Конвенция, т.е. после его ратификации государствами-участника­ми и сдачи на хранение Правительсгву Беларуси третьей ратифи­кационной грамоты.

______________________

* См Сборник международных договоров РФ по оказанию правовой помо­щи М Спарк, 1996

** СЗ РФ 1995 № 15 Ст 1684.

*** Вопросы расследования преступлений Справочное пособие Изд 2 , переработ и дон М Спарк, 1997 С 164-167.


Для практического выполнения положений двусторонних дого­воров и многосторонних конвенций органы прокуратуры, внутренних дел и иные органы стран-участниц заключают между собой соглашения о правовой помощи и сотрудничестве, в которых конкретизируют свои полномочия.*

_____________________

*  Там же С 168-199, Сборник международных соглашений МВД России М Спарк, 1996

Вопросы оказания правовой помощи, выдачи и уголовного преследования между странами - членами Совета Европы также решаются на основе международных договоров. 13 декабря 1957 г. в Париже была открыта для подписания Европейская конвенция о выдаче (в Страсбурге 15 октября 1975 г. был подписан Допол­нительный протокол к названной Конвенции, 17 марта 1978 г. - Второй дополнительный протокол к этой Конвенции), а 20 апреля 1959 г. в Страсбурге была открыта для подписания Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (17 марта 1978 г. в Страсбурге был подписан Дополнительный протокол к Европейской конвенции).

Европейская конвенция о выдаче, участниками которой в настоящее время являются 29 государств, определяет обязатель­ства, условия и порядок взаимной выдачи лиц, в отношении которых ведется уголовное преследование или которые разыски­ваются для приведения в исполнение приговора или постановле­ния о задержании. Тесно связанная с ней Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам, участниками которой являются 25 государств, регулирует комплекс вопросов, касающихся оказания правовой помощи на взаимной основе в вопросах уголовного преследования.

В Заключении № 193 (1996 г.) по заявке России на вступление в Совет Европы Парламентская Ассамблея Совета Европы указа­ла, что она принимает к сведению намерение Российской Федера­ции при вступлении подписать и ратифицировать ряд Европейских конвенций, в том числе касающихся выдачи преступников и взаимной помощи в уголовно-правовой сфере.* Распоряжением Президента РФ от 3 сентября 1996 г. № 458-рп Министерству иностранных дел России было поручено подписать от имени Российской Федерации с оговорками и заявлениями Европейские конвенции о выдаче и о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Дополнительные протоколы к ним,** что и было сделано в Страсбурге 7 ноября 1996 г. 2 июля 1997 г. Президент РФ, реализуя предоставленное ему п. «г» ст. 84 и ст. 104 Конституции

РФ право законодательной инициативы, внес в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект Федерального закона о ратификации перечисленных документов. В настоящее время в Госдуме проводится работа по подготовке законопроекта к перво­му чтению.

________________________

* Российская юстиция 1996 Х° 4. С 5-7

** СЗ РФ 1997 № 37 Ст 4286


Участие России в указанных Конвенциях Совета Европы со­здаст основу для практического решения комплекса уголовно-процессуальных вопросов во взаимодействии более чем с двадцатью странами, с которыми не заключены соответствующие двусторон­ние соглашения.

После ратификации Российской Федерацией подписанных ею европейских конвенций о выдаче и о взаимной правовой помощи по уголовным делам они заменят собой положения любых двусто­ронних договоров, конвенций или соглашений, регулирующих выдачу и взаимную правовую помощь по уголовным делам между Российской Федерацией и соответствующими иностранными госу­дарствами - участниками этих конвенций. Страны - участницы Конвенций могут заключать между собой двусторонние или много­сторонние соглашения только для того, чтобы дополнить положе­ния Европейских конвенций или облегчить применение содержа­щихся в них принципов (п 1 и 2 ст. 28 Европейской конвенции о выдаче; п. 1-3 ст. 26 Европейской конвенции о взаимной право­вой помощи по уголовным делам)

Таким образом, процедура выдачи и оказания взаимной пра­вовой помощи по уголовным делам в России регламентируется только отдельными международными договорами, унифициро­ванное российское законодательство по этим вопросам отсутст­вует. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо обра­щаться к правилам, изложенным в соответствующем договоре (конвенции).

В проект нового Уголовно-процессуального кодекса РФ вклю­чена глава, содержащая нормы о порядке решения вопросов о выдаче и правовой помощи. Такая глава имеется и в рекомен­дательном законодательном акте - Модельном Уголовно-процессуальном кодексе для государств - участников СНГ, кото­рый был принят на седьмом пленарном заседании Межпарла­ментской Ассамблеи государств - участников СНГ 17 февраля 1996 г.

В последующих параграфах данной главы рассматриваются нормы ратифицированной Россией Конвенции СНГ и подписан­ных ею Европейских конвенций 1957 и 1959 гг.


Выдача

В соответствии со ст 56 Конвенции СНГ выдача странами участницами правонарушителей для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые по законам запрашиваемой и запрашивающей Договаривающихся Сторон являются наказуемыми (принцип двойной криминальности)* и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание Выдача для приведения приговора в исполнение производится за такие деяния, которые в соответствии с законодательством обоих государств являются наказуемыми и за совершение которых лицо, выдача которого требуется, было приговорено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию.

___________________

* В сентябре 1993 г Генеральная прокуратура РФ получила просьбу азербайджанскои стороны о выдаче бывшего президента Азербайджана А Муталибова Рассмотрев ходатайство Прокуратура РФ пришла к выводу что формулировки обвинения А Муталибова не соответствуют законам РФ Приведенные в нем факты не убеждали в том что А Муталибовым бы in совершены преступления в которых он обвинялся Посчановчение о выдаче не было принято // Лукашук ИИ Международное право Особенная часть М Ы'К 1997 С 263

В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом нормам международного права (ст 63 Конституции РФ)*

_____________________

* См Положение о порядке предоставления Российской Федерацией полита ческою убежища утв Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г № 746 // СЗ РФ 1997 \° 30 Ст 3601


В Конвенции СНГ предусмотрено что выдача не производится (ст 57), если

а) лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемого государства В силу ч 1 ст 61 Конституции РФ и ч 1 ст 13 У К РФ граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству,*

6) на момент получения требования о выдаче уголовное пре следование согласно законодательству запрашиваемого государства не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности либо по иному законному основанию (ст 78, 83 УК РФ, ст 5 УПК),

в) в отношении лица, выдача которого требуется, на территории запрашиваемого государства были вынесены приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившие в законную силу (ч 1 ст 50 Конституции РФ, ч 2 ст 6 У К РФ, п 9 и 10 ч 1 ст 5 УПК РСФСР),

г) преступление в соответствии с законодательством запрашивающего и запрашиваемого государства преследуется в порядке частного обвинения - по заявлению потерпевшего (например, ст 27 УПК РСФСР)/

___________________

* И И Лукашук указывает на то что «нередко утверждают будто общепризнанным правилом является невыдача собственных граждан Думается что это не совсем так Законы многих стран действительно содержат такую норму Но есть и государства которые в принципе допускают выдачу собственных граждан '(Великобритания США Канада)» См Лукашук И И Указ соч С 262-263

Кроме того, в выдаче может быть отказано, если преступление, в связи с которым требуется выдача, совершено на территории запрашиваемого государства (п 2 ст 57 Конвенции СНГ), а также если удовлетворение просьбы о выдаче может нанести ущерб суверенитету или безопасности запрашиваемого государства либо противоречит его законодательству (ст 19 Конвенции СНГ)

Много схожих с Конвенцией СНГ положений содержится и в подписанной Российской Федерацией Европейской конвенции о выдаче 1957 г , которая в то же время регламентирует вопросы выдачи более детально

Государства - участники Европейской конвенции приняли на себя обязательство выдавать друг другу при условии соблюдения положений и условий, изложенных в Конвенции, всех лиц, в отношении которых компетентные органы запрашивающей Стороны ведут уголовное преследование в связи с каким либо преступлением или которые разыскиваются указанными органами для приведения в исполнение приговора или постановления о задержании* (ст 1)

________________________

* Учитывая различия в национальном законодательстве стран участниц выражение «постановление о задержании» в тексте Европейской конвенции «означает любое постановление предусматривающее лишение свободы и вынесенное уголовным судом в дополнение к приговору о тюремном заключении или вместо него» (ст 25)


Подписав Европейскую конвенцию и принимая на себя обяза­тельство производить выдачу правонарушителей, Российская Фе­дерация оставила за собой право отказать в выдаче, когда:

а) выдача лица запрашивается с целью привлечения к ответст­венности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судо­производства либо исполнения приговора, вынесенного чрезвы­чайным судом или в порядке упрощенного судопроизводства, когда имеются основания полагать, что в ходе такого судопроиз­водства этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. При этом в понятия «чрез­вычайный суд» и «порядок упрощенного судопроизводства» не включается какой-либо международный уголовный суд, полномо­чия и компетенция которого признаны Российской Федерацией;

б) имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отноше­нии которого поступил запрос о выдаче, было или будет подверг­нуто в запрашиваемом государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания или что этому лицу в процессе уголовного пресле­дования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах;

в) исходя из соображений гуманности, имеются достаточные основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья;

г) выдача конкретных лиц может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации, ее безопасности, общественному порядку и другим существенно важным интересам. При подписании Рос­сией Европейской конвенции было отмечено, что преступления, в связи с которыми выдача не может быть произведена, устанавли­ваются федеральным законодательством Российской Федерации.*

_____________________

* В настоящее время специальное законодательство по этому вопросу отсут­ствует.


связи с обычным уголовным преступлением был подан с целью преследования или наказания лица в связи с его расой, религией, национальностью или политическими убеждениями, или что по­ложению этого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин. Запрет выдачи в данном случае продиктован необходимостью охраны прав и свобод человека, гарантирован­ных международным правом.

Статья 3 Европейской конвенции предусматривает, что вы­дача не осуществляется, если преступление, в отношении кото­рого она запрашивается, рассматривается запрашиваемой Сто­роной в качестве политического преступления или в качестве преступления, связанного с политическим преступлением. Это же правило применяется тогда, когда запрашиваемая Сторона имеет достаточные основания считать, что запрос о выдаче в

В Европейской конвенции специально оговорено, что обвине­ние в убийстве или попытке убийства главы государства или члена его семьи не рассматривается в качестве политического преступ­ления для целей Конвенции, т.е. не препятствует выдаче.

Подписывая Конвенцию и Дополнительный протокол, Россий­ская Федерация указала, что хотя ее правовая система не знает понятия «политическое преступление», но во всех случаях при решении вопроса о выдаче целый ряд преступлений, предусмот­ренных в многосторонних международных договорах *, Россий­ская Федерация не будет рассматривать в качестве «политических преступлений» или «преступлений, связанных с политическими преступлениями», выдача за которые не допускается.

____________________

* Статья 1 Дополнительного протокола 1975 г. к Европейской конвенции о выдаче для целей применения ст 3 Конвенции не считает политическими преступ­ления, указанные в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г ), Женевских конвенций 1949 г, об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (ст 50), об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (ст. 51), об обращении с военнопленными (ст 130), о защите 1ражданского населения во время войны (ст 147), а равно любые сравнимые нарушения законов войны, действующих при вступлении Дополнительного протокола в силу, и обычаев войны, существующих на это время, которые еще не предусмотрены вышеупомя­нутыми положениями Женевских конвенций Российской Федерацией дополни­тельно названы преступления прошв человечества, предусмотренные статьями II и III Конвенции о пресечении преступления апаргеида и наказании за него (1973 г.) и статьями 1 и 4 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г ), преступления, предусмотренные Международной конвенцией о борьбе с захватом заложников (1979 г ); правонарушения, предусмотренные Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г ), а также ряд правонарушений, предусмотренных конвенциями по вопросам авиации (1970, 1971, 1988 Гг.) и некоторыми другими многосторонними международными договорами


Если преступление, в связи с которым запрашивается выдача, наказуемо смертной казнью в соответствии с законом запрашива­ющего государства и если в отношении такого преступления смертная казнь не предусматривается законом запрашиваемого государства или обычно не приводится в исполнение, в выдаче может быть отказано, если запрашивающее государство не пред ставит таких гарантий, что смертный приговор не будет приведен в исполнение, которые запрашиваемое государство считает достаточными (ст 11 Европейской конвенции о выдаче).*

____________________

* В конвенции СНГ общепринятое правило о том что выданное лицо не может быть приговорено к смертной казни отсутствует хотя в литературе отмечается что в практике Генеральной прокуратуры РФ это правило применяется Например бывший министр обороны Азербайджана Р Газиев был заочно приговорен азербайджанским судом к высшей мере наказания В сентябре 1993 г Генеральная прокуратура РФ получила ходатайство Прокуратуры Азербайджана о выдаче Р Газиева обвиняемою в совершении воинского преступления и хищении государственного имущества в особо крупных размерах Ссылаясь на Конвенцию СНГ и Договор о правовой помощи с Азербайджаном 1992 г Генеральная прокуратура РФ приняла решение о выдаче Р Газиева При этом было учтено заявление Генерального прокурора Азербайджана о том что к Р Газиеву смертная казнь не будет применена (см Лукашук И И Указ соч С 264)


Интернационализация и усиление организованной преступности, рост экспорта капитала с целью легализации (отмывания) преступных доходов и иные подобные явления заставили страны - члены Совета Европы пересмотреть свое первоначально весьма осторожное отношение к возможности выдачи за совершение фискальных преступлений Статья 5 Европейской Конвенции в редакции Второго дополнительного протокола к ней от 17 марта 1978 г устанавливает положение, согласно которому за правонарушения в связи с налогами, сборами, пошлинами и валютными операциями выдача преступников осуществляется между странами участницами, если такое правонарушение, согласно законодательству запрашиваемой стороны, соответствует правонарушению того же характера При этом в выдаче не может быть отказано на том основании, что законодательство запрашиваемой стороны не предусматривает таких же по характеру налогов или сборов или не содержит таких же по характеру положений, касающихся налогов, сборов, пошлин и валютных операций, как и законодательство запрашивающей стороны

Европейская конвенция не содержит запрета на выдачу государством собственных граждан, предоставляя однако договаривающейся стороне право отказать в выдаче (п 1а ст 6) Подписывая Конвенцию, Российская Федерация сделала оговорку о применении ею в рассматриваемом случае ч 1 ст 61 Конституции РФ

Европейская конвенция предусматривает также и другие основания, по которым запрашиваемое государство может отказать в выдаче

а) если предъявлено требование о выдаче лица в связи с преступлением, которое в соответствии с законом запрашиваемого государства считается совершенным полностью или частично на его территории или в месте, рассматриваемом в качестве его территории При этом в тех случаях, когда преступление, в отношении которого запрашивается выдача, было совершено за пределами территории запрашивающего государства, в выдаче может быть отказано только в том случае, если закон запрашиваемого государства не предусматривает преследования за ту же категорию преступлений в случае совершения за пределами территории последнего или не допускает выдачи за указанное преступление (ст 7),

б) если компетентные органы запрашиваемого государства ведут в отношении лица уголовное преследование в связи с преступлением или преступлениями, по поводу которых запрашивается его выдача (ст 8),

в) когда запрашивающее государство просит выдать лицо для целей приведения в исполнение приговора или постановления о задержании лица в соответствии с решением, вынесенным в его отсутствие, если по мнению запрашиваемого государства, процедура, повлекшая за собой указанное постановление, не удовлетворяла минимальным правам на защиту, признанным за любым лицом, обвиняющимся в уголовном деянии Однако выдача осуществляется, если запрашивающее государство представляет заве рения, считающиеся достаточными, чтобы гарантировать лицу, в отношении которого имеется просьба о выдаче, право на повторное судебное разбирательство, обеспечивающее соблюдение прав на защиту Это решение даст право запрашивающему государству либо обеспечить выполнение данного постановления, если обви няемое лицо против этого не возражает, либо, в случае возражений с его стороны, возбудить уголовное преследование против выдаваемого лица (ст 3 Второго дополнительного протокола 1978 г к Европейской конвенции о выдаче)

В силу правила поп bis in idem выдача не осуществляется, если компетентные органы запрашиваемого государства вынесли окончательное решение в отношении лица, требуемого в связи с преступлением или преступлениями, по поводу которых запрашивается выдача В выдаче может быть отказано, если компетентные органы запрашиваемого государства вынесли решение не возбуждать или прекратить преследование в отношении того же преступления или преступлений (п 1 ст 9 Европейской конвенции о выдаче)


Выдача не производится в связи с преступлением, в отношении которого в запрашиваемом государстве была объявлена амнистия и по которому это государство обладало компетенцией возбуждать судебное преследование согласно собственному уголовному зако­нодательству (ст. 4 Второго дополнительного протокола 1978 г. к Европейской конвенции о выдаче),а также когда требуемое лицо в соответствии с законом запрашивающего или запрашиваемого государства не может быть подвергнуто преследованию или нака­занию в связи с истечением срока давности (ст. 10 Европейской конвенции о выдаче).

В целях защиты прав и свобод выданного лица конвенции устанавливают пределы его уголовного преследования со стороны запрашивавшего государства. Без согласия запрашивавшегося го­сударства выданное лицо нельзя привлечь к уголовной ответствен­ности или подвергнуть наказанию за совершенное до его выдачи преступление, за которое оно не было выдано. Кроме того, без согласия запрашивавшегося государства лицо не может быть выдано также третьему государству (ст. 66 Конвенции СНГ; п. 1 ст. 14, ст. 15 Европейской конвенции о выдаче). Правило о преде­лах уголовного преследования (правило конкретности) установле­но для того, чтобы исключить случаи злоупотребления доверием запрашиваемого государства при решении вопроса о возможности выдачи. Например, выдача запрашивается в связи с обвинением в общеуголовном преступлении, а на самом деле лицо хотят привлечь к ответственности за политическое преступление, обви­нение в совершении которого исключает выдачу (п. 2 ст. 3 Европейской конвенции о выдаче).

Если выданное лицо до истечения одного месяца после окон­чания уголовного производства, а в случае осуждения - до истечения одного месяца после отбытия наказания или освобож­дения от него не покинет территорию запрашивавшего государства или если оно туда добровольно возвратится, то согласия запраши­вавшегося государства на привлечение данного лица к уголовной ответственности за преступление, совершенное до его выдачи, не требуется. В месячный срок не засчитывается время, в течение которого выданное лицо не могло покинуть территорию запраши­вавшего государства не по своей вине, например, в случае болезни, эпидемии и обусловленных ею карантинных мероприятий, отсут­ствия транспортного сообщения и т.п. (п. 3 ст. 66 Конвенции СНГ). По Европейской конвенции о выдаче рассматриваемый срок равен 45 дням (п. 1Ь ст. 14), при этом запрашивавшему государ­ству предоставлено право принять любые меры, необходимые для


выдворения соответствующего лица за пределы своей территории (п. 2 ст. 14).

Процессуальный порядок принятия решений о выдаче

Когда компетентным органам заинтересованного в выдаче государ­ства становится известно, что правонарушитель находится на территории иностранного государства, с которым имеется двусто­ронний договор о выдаче (правовой помощи), либо государства - участника соответствующей многосторонней конвенции, и одно­временно отсутствуют обстоятельства, исключающие выдачу, они направляют запрашиваемому государству требование (запрос) о выдаче. Сношения по вопросам выдачи, вытекающие из Конвен­ции СНГ, осуществляются генеральными прокурорами стран-участниц (ст. 80). Назначенным органом Российской Федерации по рассмотрению вопросов о выдаче в соответствии с Европейской конвенцией о выдаче (после ее ратификации) будет Генеральная прокуратура РФ.

 Требование о выдаче, направляемое запрашивающим государ­ством должностному лицу или органу, полномочному решать этот вопрос, должно содержать наименование запрашиваемого учреж­дения; описание фактических обстоятельств деяния и текст закона запрашивающего государства, на основании которого это деяние признается преступлением; фамилию, имя, отчество лица, которое подлежит выдаче, его гражданство, место жительства или пребы­вания, по возможности описание внешности и другие сведения о его личности; указание размера ущерба, причиненного преступле­нием (ст. 58 Конвенции СНГ; ст. 12 Европейской конвенции о выдаче).

К требованию о выдаче для осуществления уголовного пресле­дования должна быть приложена заверенная копия постановления о заключении под стражу, а к требованию о выдаче для приведения приговора в исполнение - заверенная копия приговора с отметкой о вступлении его в законную силу и текст положения уголовного закона, на основании которого лицо осуждено, а если осужденный уже отбыл часть наказания, то сообщаются также данные об этом.

В целях обеспечения возможности выдачи запрашиваемое го­сударство должно взять под стражу лицо, выдача которого требу­ется (ст. 60 Конвенции СНГ), и известить запрашивающее госу­дарство о месте и времени выдачи. При этом если запрашивающее


государство не примет лицо, подлежащее выдаче, в течение 15 дней после поставленной даты передачи, то данное лицо должно быть освобождено из-под стражи (ст. 67 Конвенции СНГ). Кон­венция также регламентирует вопросы взятия под стражу или задержания лица до получения требования о выдаче, а равно предписывает освободить его при непоступлении требования о выдаче в течение месяца со дня взятия под стражу либо в течение срока, предусмотренного законодательством для задержания (ст. 61-62 Конвенции СНГ).

Схожие правила установлены и Европейской конвенцией о выдаче, согласно которой запрашиваемое государство информиру­ет запрашивающее государство о своем решении в отношении выдачи; при полном или частичном отказе в выдаче указываются причины. В случае удовлетворения запроса запрашивающее госу­дарство информируется о месте и дате передачи и о периоде времени, в течение которого требуемое лицо задерживалось с целью передачи. Если не зависящие от него обстоятельства пре­пятствуют государству в передаче или приеме лица, подлежащего выдаче, оно уведомляет другое государство, согласовывая с ним новую дату передачи. Если требуемое лицо не было передано в назначенную дату, оно может быть освобождено по истечений 15 дней и в любом случае освобождается по истечении 30 дней (ст. 18 Европейской конвенции о выдаче).

Как и Конвенция СНГ (ст. 61-62), Европейская конвенция о выдаче также предусматривает, что в случае, не терпящем отлага­тельства, компетентные органы запрашивающего государства могут обратиться с просьбой о предварительном задержании ра­зыскиваемого лица до получения запрашиваемым государством запроса о выдаче. Компетентные органы запрашиваемого государ­ства принимают решение по данному вопросу в соответствии с его законом. Просьба о предварительном задержании направляется компетентным органам запрашиваемого государства по диплома­тическим каналам или непосредственно по почте или телеграфу, или через посредство Международной организации уголовной полиции (Интерпол), или с помощью любых других средств, обеспечивающих письменное подтверждение или приемлемых для запрашиваемого государства. Запрашивающий орган незамедли­тельно информируется о предпринятых действиях по его запросу. Предварительное задержание может быть отменено, если в течение 18 дней после ареста запрашиваемое государство не получило запроса о выдаче и прилагаемых к нему документов. В любом случае этот период не может превышать 40 дней с даты такого


задержания. Возможность временного освобождения в любое время не исключается, однако запрашиваемое государство прини­мает любые меры, которые оно считает необходимыми, для пред­отвращения побега разыскиваемого лица. Освобождение не пре­пятствует повторному аресту и выдаче, если впоследствии получе­на просьба о выдаче (ст. 16 Европейской конвенции о выдаче).

Если лицо, выдача которого требуется, привлечено к уголовной ответственности или осуждено за другое преступление на терри­тории запрашиваемого государства, его выдача может быть отсро­чена до прекращения уголовного преследования, приведения при­говора в исполнение или до освобождения от наказания (ст. 63 Конвенции СНГ; п. 1 ст. 19 Европейской конвенции о выдаче). Однако если отсрочка выдачи может повлечь за собой истечение срока давности уголовного преследования (например, см. ст. 78 УК РФ) или причинить ущерб расследованию преступления, лицо, выдача которого требуется по ходатайству, может быть выдано на время. Выданное на время лицо должно быть возвра­щено после проведения действия по уголовному делу, для которого оно было выдано, но не позднее чем через три месяца со дня передачи лица. В обоснованных случаях указанный срок может быть продлен по решению Генерального прокурора запрашивае­мого государства (ст. 64 Конвенции СНГ). Согласно п. 2 ст. 19 Европейской конвенции о выдаче, вместо того, чтобы отложить передачу, запрашиваемое государство может временно выдать требуемое лицо запрашивающему государству в соответствии с условиями, определяемыми на основе соглашения между ними.

При коллизии требований о выдаче лица за одно и то же преступление или за различные преступления, т.е. когда требова­ния поступили от нескольких государств, запрашиваемое государ­ство самостоятельно решает, какое из этих требований должно быть удовлетворено (ст. 65 Конвенции СНГ). При этом оно должно принять свое решение с учетом всех обстоятельств и особенно относительной тяжести и места совершения преступле­ния, соответствующих дат запросов, гражданства требуемого лица и возможности последующей выдачи другому государству (ст. 17 Европейской конвенции о выдаче).

Решения, принятые Генеральным прокурором Российской Фе­дерации как уполномоченным должностным лицом, относительно выдачи и иных вопросов, вытекающих из правоотношений, регламентированных Конвенцией СНГ, Европейской конвенцией о выдаче и другими соответствующими двусторонними догово­рами Российской Федерации, в соответствии с ч. 1 ст. 15 и


ст. 46 Конституции РФ могут быть обжалованы в суд заинте­ресованными лицами.

Осуществление уголовного преследования

В целях реализации принципов законности, равенства граждан перед законом, справедливости и гуманизма (ст. 3-8 УК РФ), в случаях, когда лицо совершило преступление на территории ино­странного государства, а затем вернулось в государство, гражда­нином которого оно является, и в силу этого выдача не может быть произведена, государство принимает на себя обязанность осущест­влять по поручению другого государства, но в соответствии со своим законодательством, уголовное преследование против собст­венных граждан, подозреваемых в том, что они совершили пре­ступление на территории запрашивающего государства (см. п. 1 ст 72 Конвенции СНГ).

В указанном случае граждане Российской Федерации, совер­шившие преступление вне ее пределов, подлежат уголовной ответ­ственности по У К РФ, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если они не были осуждены в иностранном государ­стве. При осуждении указанных лиц судом Российской Федерации наказание не может превышать верхнего предела санкции, преду­смотренной за вменяемое преступление законом иностранного государства, на территории которого было совершено это преступ­ление (ч. 1 ст. 12 УК РФ).

Конвенция СНГ предусматривает, что органы, осуществляю­щие предварительное расследование, и суды при расследовании преступлений и судебном рассмотрении уголовных дел обязаны учитывать предусмотренные законодательством запрашиваемого и запрашивающего государства смягчающие и отягчающие ответст­венность обстоятельства (см., например, ст. 61 и 63 У К РФ) независимо от того, на территории какого из государств-участни­ков они возникли (ст. 76).*

___________________

* Следует согласиться с мнением И. И. Лукашука о том, что «учет отягчающих обстоятельств не совсем соответствует общим принципам права» //Лукашук И. И. Указ соч С 261


Поручение об осуществлении уголовного преследования долж­но содержать наименование страны и запрашивающего учрежде­ния, описание деяния, в связи с которым направлено поручение

об осуществлении преследования, возможно более точное указание времени и места совершения деяния, текст закона запрашивающе­го государства, на основании которого деяние признается преступ­лением, а также текст других законодательных норм, имеющих существенное значение для производства по делу, фамилию и имя подозреваемого лица, его гражданство, а также другие сведения о его личности, заявления потерпевших по уголовным делам, воз­буждаемым не иначе, как по заявлению потерпевшего (см. ст. 27 УПК РСФСР), заявления о возмещении вреда (см. ст. 29, 53-54 УПК РСФСР) и указание на размер ущерба, причиненного пре­ступлением. К поручению прилагаются имеющиеся в распоряже­нии запрашивающего государства материалы уголовного пресле­дования, а также доказательства (п. 1 ст. 73 Конвенции СНГ).

При направлении запрашивающим государством возбужденно­го уголовного дела расследование по этому делу продолжается запрашиваемым государством в соответствии с уголовно-процес-суальным законодательством этого государства (п 2 ст. 73 Кон­венций СНГ). При этом каждый из находящихся в деле докумен­тов должен быть удостоверен гербовой печатью компетентного учреждения запрашиваемого государства, каковым в силу ст. 80 Конвенции СНГ является Генеральная прокуратура.

Следует иметь в виду, что в двусторонних договорах о правовой помощи по уголовным делам, заключенных Российской Федера­ции с рядом государств (например, Алжиром, Болгарией, Вен­грией, Ираком, Йеменом, КНДР, Румынией, Тунисом) обязан­ность возбуждения государством уголовного преследования про­тив собственных граждан, совершивших преступление на терри­тории соответствующего иностранного государства, возникает только в отношении преступлений, которые влекут выдачу ино­странных граждан в соответствии с положениями конкретного двустороннего договора. В то же время в Конвенции СНГ, а также в двусторонних договорах Российской Федерации с другими государствами (например, Азербайджаном, Албанией, Вьетнамом, Грецией, Грузией, Кипром, Кубой, Киргизией, Латвией, Литвой, Молдовой, Монголией, Польшей, Финляндией, Эстонией) подоб­ного ограничения обязанности возбуждения уголовного преследо­вания не установлено. Поэтому прежде чем возбуждать уголовное преследование против определенного лица, необходимо обратить­ся к положениям многосторонней конвенции или соответствующе­го двустороннего договора.

В целях защиты прав потерпевших (жертв преступлений) в договорах предусматривается, что если преступление, по которому


возбуждено уголовное дело, влечет за собой гражданско-правовые требования лиц, понесших ущерб от преступления, эти требования при наличии их ходатайства о возмещении ущерба рассматривал ются компетентными органами запрашиваемого государства при разрешении данного дела (п. 2 ст. 72 Конвенции СНГ).

Конвенция СНГ предусматривает, что при обвинении одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, дела о которых подсудны судам двух и более государств-участни­ков, рассматривать их компетентен суд того государства, на территории которого закончено предварительное расследование, по правилам судопроизводства этого государства (ст. 77 Конвен­ции СНГ).

Подписанная Российской Федерацией Европейская конвенция о выдаче также содержит указание на обязанность осуществления уголовного преследования. Согласно п. 2 ст. 6 Конвенции, если запрашиваемое государство не выдает своего гражданина, то оно по просьбе запрашивающего государства передает дело своим компетентным органам для возбуждения уголовного преследова­ния, если оно будет необходимым. Для этой цели запрашивающее государство бесплатно предоставляет запрашиваемому государст­ву документы, информацию и вещественные доказательства, ка­сающиеся преступления.

Иные вопросы оказания правовой помощи по уголовным делам

А. Вызов свидетелей, потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков, их представителей и экспертов

Показания свидетелей, потерпевших, заключения экспертов - важные доказательства, без исследования которых невозможно правильно разрешить уголовное дело, вынести законный и обосно­ванный приговор. Потерпевшим и гражданским истцам независи­мо от их гражданства и места жительства национальное законода­тельство гарантирует право на участие в предварительном и судебном следствии для защиты своих прав и законных интересов, нарушенных преступлением. Поэтому в практической деятельнос­ти часто возникает потребность вызова указанных лиц в правоо­хранительные органы (суды, прокуратуру, органы следствия и дознания) иностранного государства, на территории которого производится расследование или судебное разбирательство.


Поскольку лицо, явившееся по вызову, находится вне юрис­дикции государства своего гражданства или последнего места жительства, в международных договорах предусматриваются меры защиты такого лица от возможных неправомерных действий органов запрашивавшего государства.

 Так, свидетель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, а также эксперт, который по вызову, крученному учреждением запрашиваемого государства, явится в (учреждение юстиции запрашивающего государства, не может быть, независимо от своего гражданства, привлечен на его терри­тории к уголовной или административной ответственности, задер­жан, взят под стражу и подвергнут наказанию за деяние, совер­шенное до пересечения государственной границы (ст. 9 Конвенции СНГ; п. 1 ст. 12 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам). Очевидно, что данный запрет имеет своей целью предотвратить арест и уголовное преследование вы­званного, например, под видом свидетеля лица, выдача которого для привлечения к уголовной ответственности согласно положе­ниям действующих конвенций и двусторонних договоров невоз­можна.

Указанные лица не могут быть также привлечены к ответствен­ности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию в связи с их свидетельскими показаниями или заключениями в качестве экс­пертов в связи с уголовным делом, являющимся предметом разби­рательства (ст. 9 Конвенции СНГ).

Лицо, независимо от его гражданства, представшее по судебной повестке перед судебными органами запрашивавшего государства для ответа за деяния, на основании которых против него было возбуждено судебное дело, не подвергается преследованию, задер­жанию и другим ограничениям его личной свободы за деяния или на основании приговоров, которые предшествовали его отъезду с территории запрашивавшегося государства, если это специально не было оговорено в судебной повестке (п. 2 ст. 12 Европейской конвенции о взаимной правовой .помощи по уголовным делам).

Явившиеся по вызову лица утрачивают указанный иммунитет от уголовного и административного преследования, если не оста­вят территорию запрашивавшего государства, хотя имеют для этого возможность, до истечения 15 суток с того дня, когда допрашивавшее их учреждение юстиции (суд, прокуратура, орга­ны следствия и дознания) сообщит им, что в дальнейшем в их присутствии нет необходимости (п. 2 ст. 9 Конвенции СНГ; п. 3


ст. 12 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи), либо вернутся на территорию запрашивавшего государства после отъ­езда (п. 3 ст. 12 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи). В пятнадцатидневный срок не засчитывается время, в течение которого указанные лица не по своей вине не могли покинуть территорию запрашивавшего государства (п. 2 ст. 9 Конвенции СНГ).

Свидетелю, эксперту, а также потерпевшему и его законному представителю запрашивающим государством возмещаются расхо­ды, связанные с проездом и пребыванием в этом государстве, равно как и неполученная заработная плата за дни отвлечения от работы; эксперт имеет также право на вознаграждение за прове­дение экспертизы. В вызове должно быть указано, какие выплаты вправе получить вызванные лица (п. 3 ст. 9 Конвенции СНГ; ст. 9, п. 2, 3 ст. 10 Европейской конвенции о взаимной правовой помо­щи). Конкретные размеры денежных выплат указанным лицам, вызванным в иностранное государство для дачи показаний, опре­делены в конвенциях, двусторонних договорах и национальном законодательстве.

Вызов свидетеля или эксперта, проживающего на территории запрашиваемого государства, в учреждение юстиции запрашиваю­щего государства не должен содержать угрозы применения средств принуждения (например, привод, штраф - см. ч. 2 ст. 73, ч. 3 ст. 75, ч. 3 ст. 82 УПК РСФСР) в случае неявки (п. 4 ст. 9 Конвенции СНГ). Согласно ст. 8 Европейской конвенции о вза­имной правовой помощи по уголовным делам, свидетель или эксперт, который не ответил на повестку о вызове в суд, о вручении которой просило запрашивающее государство, не может, даже если судебная повестка содержит предупреждение о санкци­ях, быть подвергнут какому-либо наказанию или ограничению. Однако если впоследствии это лицо добровольно окажется на территории запрашивавшего государства и вновь будет там долж­ным образом вызвано в суд, то за неявку по данному вызову оно может быть привлечено к установленной законом ответственности на общих основаниях.

Лицо, находящееся под стражей, о личной явке которого в качестве свидетеля или для очной ставки просит запрашивающее государство, временно передается на территорию, где должно состояться слушание дела, при условии, что оно будет отправлено обратно в сроки, указанные запрашиваемым государством, при соблюдении иммунитетов, установленных ст. 12 Европейской кон­венции о взаимной правовой помощи по уголовным делам, в той мере, в какой они применимы. При этом в передаче может быть отказано, если лицо, находящееся под стражей, не дает на это согласие, если его присутствие необходимо для уголовного пресле­дования на территории запрашиваемого государства, если переда­ча может продлить его содержание под стражей, наконец, если есть другие веские основания не передавать его на территорию запрашивающего государства (п. 1 ст 11 Европейской конвенции). В запросе о временной передаче содержащегося под стражей лица для допроса в качестве свидетеля или для очной ставки компетент­ные органы запрашивающего государства должны указать следую­щие сведения: имя и фамилию лица и, если возможно, место его содержания под стражей; краткое описание преступления, время и место его совершения; обстоятельства, подлежащие выяснению на допросе или очной ставке; время, в течение которого необхо­димо присутствие данного лица в запрашивающем государстве.

Б. Передача предметов и пересылка документов, являющихся доказательствами по делу. Вручение документов и производство следственных действий

В Конвенции СНГ предусмотрена обязанность государств-участ­ников по просьбе передавать друг другу предметы, которые были использованы при совершении преступления, влекущего выдачу лица, в том числе орудия преступления; предметы, которые были приобретены в результате преступления или в качестве вознаграж­дения за него, или же предметы, которые преступник получил взамен предметов, приобретенных таким образом. Иные предме­ты, которые могут иметь значение доказательств по уголовному делу, передаются и в том случае, если выдача лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, не может быть осу­ществлена из-за его смерти, побега или по иным обстоятельствам. Если указанные предметы необходимы запрашиваемому государ­ству для использования в качестве доказательств по уголовному делу, находящемуся в производстве у его компетентных органов, их передача может быть отсрочена до окончания производства по делу (п. 1 и 2 ст. 78). Конвенция гарантирует сохранение прав 'третьих лиц на переданные предметы, которые после окончания производства по делу должны быть безвозмездно возвращены тому государству, которое их передало (п. 3 ст. 78).

Помимо вещественных доказательств государства обязаны пересылать друг другу свидетельства о регистрации актов граж­данского состояния, документы (см. ст. 88 УПК РСФСР) об образовании, трудовом стаже и другие документы, касающиеся личных или имущественных прав и интересов граждан запраши­ваемого государства или иных лиц, проживающих на их террито­рии (ст. 14 Конвенции СНГ). При этом документы, которые на территории одной из стран-участниц изготовлены и засвидетель­ствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других стран-участниц без какого-либо специального удостоверения. До­кументы, которые на территории одной из стран-участниц рассмат­риваются как официальные документы, имеют на территориях других стран-участниц доказательственную силу официальных документов (ст. 13 Конвенции СНГ).

Учреждения юстиции стран-участниц оказывают друг другу помощь в установлении адресов лиц, проживающих на их терри­ториях, если это требуется для осуществления прав их граждан, а также в установлении места работы и доходов проживающих на их территории лиц, к которым в учреждениях юстиции запраши­вающей страны предъявлены имущественные требования по уго­ловным делам (гражданские ответчики; ст. 16 Конвенции СНГ).

Учреждения юстиции запрашиваемого государства осуществля­ют по соответствующим поручениям вручение документов в соот­ветствии с порядком, действующим в этом государстве (например, см. ст. 155 УПК), если вручаемые документы написаны на его языке или на русском языке либо снабжены заверенным переводом на эти языки. В противном случае они передают документы получателям, если последние согласны их добровольно принять. Вручение документа удостоверяется подписью лица и печатью запрашиваемого учреждения (см. ст. 10-12 Конвенции СНГ; ст 7 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи).

Если запрашивающее государство считает личную явку свиде­теля или эксперта в суд особенно необходимой, оно указывает это в своей просьбе о вручении повестки, и запрашиваемое государство предлагает свидетелю или эксперту явиться в суд, информируя при этом запрашивающее государство об ответе свидетеля или эксперта (п. 1 ст. 10 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам).

Компетентные органы запрашиваемого государства обязаны исполнять поручения органов следствия о производстве на их территории обысков, выемок, допросов свидетелей, потерпевших, экспертов, а также производства иных следственных действий, предусмотренных процессуальным законодательством запрашива­емого государства (ст. 6, ш 1 ст. 8 Конвенции СНГ). При этом сношения по вопросам исполнения следственных поручений, за­трагивающих права граждан и требующих санкций прокурора или суда, осуществляются Генеральными прокурорами стран-участниц (ст. 80 Конвенции СНГ), а по остальным вопросам - непосред­ственно заинтересованными учреждениями.

В силу ст. 3 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам, запрашиваемое государство выпол­няет в порядке, установленном его законодательством, любые поручения, касающиеся уголовных дел и направленные ей судеб­ными органами запрашивающего государства в целях получения свидетельских показаний или передачи вещественных доказа­тельств, материалов и документов. Если запрашивающее государ­ство желает, чтобы свидетели и эксперты дали показания под присягой, то оно специально об этом просит, а запрашиваемое государство выполняет эту просьбу, если только его законодатель­ство не запрещает этого (п. 2 ст. 3).

Подписывая Европейскую конвенцию, Российская Федерация оставила за собой право отказать в исполнении поручения о получении свидетельских показаний, если соответствующие лица воспользовались предоставленным им законодательством РФ пра­вом отказаться от дачи показаний (см. ст. 51 Конституции РФ, ст. 72 УПК и др.).

Также Российская Федерация по п. 1 ст. 5 Европейской конвенции оставила за собой право исполнять поручения о прове­дении обыска или наложении ареста на имущество только при соблюдении следующих условий: преступление, с которым связа­но судебное поручение, должно быть наказуемо по законам как запрашивающей страны, так и по российскому законодательству, и признаваться по законам Российской Федерации преступлением, в связи с которым предусматривается выдача; кроме того, испол­нение судебного поручения не должно противоречить законода­тельству России.

По просьбе запрашивающего учреждения запрашиваемое уч­реждение своевременно сообщает ему и заинтересованным сторо­нам о времени и месте исполнения поручения, с тем чтобы они могли присутствовать при исполнении поручения (п. 3 ст. 8 Конвенции СНГ; ст. 4 Европейской конвенции о взаимной право­вой помощи).

Государства - участники Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам обязались передавать друг Другу по соответствующему запросу необходимые для рассмотрения уголовные дела, выдержки из судебных материалов и инфор­мацию о них в том же объеме, в каком они могли бы быть Предоставлены их собственным судебным органам в аналогичном случае (п. 1 ст. 13).

В. Предоставление информации по правовым вопросам, уведомление о результатах у головного преследования, предоставление сведений об обвинительных приговорах и о судимости

В силу различных организационных, технических причин пра­воохранительные органы России и других государств не всегда имеют в своем распоряжении нормативные акты иностранных государств, необходимые для правильного разрешения дел, поэ­тому центральные учреждения юстиции по просьбе предоставляют друг другу сведения о действующем или действовавшем на их территориях внутреннем законодательстве и о практике его при­менения учреждениями юстиции (ст. 15 Конвенции СНГ).

О результатах производства по уголовному делу против выдан­ного лица запрашивавшее государство должно сообщить государ­ству, осуществившему выдачу, а при наличии просьбы последне­го - выслать ему копию окончательного решения (ст. 69 Конвен­ции СНГ). Равным образом запрашивавшееся государство обязано уведомить запрашивавшее государство о результатах уголовного преследования во исполнение соответствующего поручения, на­правив ему копию окончательного решения (ст. 73, 74 Конвенции СНГ; п. 2 ст. 6 Европейской конвенции о выдаче).

Кроме того, государства - участники Конвенции СНГ приняли на себя обязательство ежегодно сообщать друг другу сведения о вступивших в законную силу обвинительных приговорах, выне­сенных их судами в отношении граждан соответствующего госу­дарства. Предусмотрена обязанность государства при наличии соответствующей просьбы сообщать сведения о судимости лиц, осужденных ранее его судами, если эти лица привлекаются к уголовной ответственности на территории другого государства-участника (ст. 79 Конвенции СНГ).


.Содержание, форма и порядок исполнения поручения об оказании правовой помощи. Основания отказа в оказании правовой помощи

В поручении об оказании правовой помощи должны быть указаны наименование запрашиваемого и запрашивающего учреждения, наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь, имена и фамилии свидетелей, подозреваемых, подсудимых, осуж­денных или потерпевших, их местожительство и местопребывание, гражданство, занятие, место и дата рождения и, по возможности, фамилии и имена родителей, для юридических лиц - их наиме­нование и местонахождение; при наличии у перечисленных лиц представителей - их имена, фамилии и адреса; содержание пору­чения, описание и квалификация совершенного деяния и данные о размере ущерба, если он был причинен в результате деяния, а также другие сведения, необходимые для исполнения поручения.

В поручении о вручении документа должны быть также указа­ны точный адрес получателя и наименование вручаемого докумен­та. В случае, если точный адрес указанного в поручении лица неизвестен, запрашиваемое учреждение принимает в соответствии с законодательством государства, на территории которого оно находится, необходимые меры для установления адреса.

Поручение должно быть подписано и скреплено гербовой печа­тью запрашивающего учреждения (ст. 7 Конвенции СНГ).

Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уго-' ловным делам предусматривает, что просьба о взаимной помощи должна содержать наименование органа, направляющего просьбу;

предмет и причину просьбы; по возможности, сведения о личности и гражданстве соответствующего лица и, если необходимо, фами­лию и адрес этого лица. Кроме того, в судебных поручениях о получении свидетельских показаний, о передаче вещественных доказательств, материалов или документов, о производстве обыска или наложении ареста на имущество (ст. 3-5 Конвенции) указы­вается состав правонарушения и содержится краткое изложение фактов (ст. 14).

Поручение об оказании правовой помощи и приложенные к нему документы должны быть составлены на государственном языке запрашиваемого и запрашивающего государства или на русском языке (ст. 17 Конвенции СНГ). Согласно ст. 16 Европей­ской конвенции о взаимной правовой помощи, запрашиваемая сторона может потребовать перевода документов на ее родной язык


или на один из официальных языков Совета Европы либо на один из языков, указанных ею. Подписывая Конвенцию, Российская Федерация сделала заявление о том, что направляемые ей запросы о правовой помощи и прилагаемые к ним материалы должны сопровождаться переводом на русский язык либо на английский или французский язык.

При исполнении поручения об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение применяет законодательство своей страны (п. 1 ст. 8 Конвенции СНГ; п. 1 и 2 ст. 3 Европейской конвенции). По просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные нормы запрашивающего государст­ва, если только они не противоречат законодательству запрашива­емого государства (п. 1 ст. 8 Конвенции СНГ). При подписании Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголов­ным делам Российская Федерация заявила, что по просьбе учреж­дения, от которого исходит поручение о правовой помощи, Вер­ховный Суд РФ и Генеральная прокуратура РФ решают вопрос о возможности применения при исполнении поручения процессу­ального законодательства запрашивающего иностранного государ­ства, если оно не противоречит законодательству России.

Если запрашиваемое учреждение не компетентно исполнить поручение, оно пересылает его компетентному учреждению и уведомляет об этом запрашивающее учреждение (п. 2 ст. 8 Кон­венции СНГ; ст. 18 Европейской конвенции). После выполнения поручения запрашиваемое учреждение возвращает документы за­прашивающему учреждению, а в том случае, если правовая по­мощь не могла быть оказана, одновременно уведомляет его об обстоятельствах, которые препятствуют исполнению поручения (п. 5 ст. 8 Конвенции СНГ).

Просьба об оказании правовой помощи может быть отклонена, если оказание такой помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности, либо противоречит законодательству запраши­ваемого государства (ст. 19 Конвенции СНГ).

Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уго­ловным делам помимо названного основания для отклонения просьбы о правовой помощи указывает, что в помощи может быть отказано, если просьба касается преступления, которое запраши­ваемое государство считает политическим преступлением, преступ­лением, связанным с политическим преступлением, или фискаль­ным преступлением (ст. 2). При этом страны-участницы не поль­зуются правом, предусмотренным в ст. 2(а) Конвенции, отказы­вать в помощи только на том основании, что просьба касается

правонарушения, которое запрашиваемое государство считает на­рушением налоговых правил (ст. 1 Дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголов­ным делам). Как было указано выше, подписывая Европейские конвенции о выдаче и о взаимной правовой помощи по уголовным делам, Российская Федерация указала на ряд преступлений, предусмотренных в ряде международных конвенций, которые она не будет рассматривать в качестве «политических преступлений» или «преступлений, связанных с политическими преступления­ми». Кроме того, Российская Федерация может отказать в оказа­нии правовой помощи, если лицо, которое в запрашивающем государстве подозревается или обвиняется в совершении правона­рушения, находится под судом либо было осуждено или оправдано в связи с этим правонарушением в Российской Федерации или в третьем государстве, или если в отношении этого лица вынесено в Российской Федерации решение об отказе в возбуждении или прекращении производства по делу, по поводу которого поступил запрос о помощи (см п. 9 и 10 ч. 1 ст. 5 УПК), а также если преследование или исполнение решения по делу невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с российским законода­тельством (см ст. 78, 83 УК РФ).

Причины любого отказа в предоставлении взаимной помощи должны быть сообщены запрашивавшему государству (ст. 19 Европейской конвенции).

При оказании правовой помощи в соответствии со статьями 3 - 5 Европейской конвенции 1959 г. (выполнение поручений о полу­чении свидетельских показаний, передаче вещественных доказа­тельств, материалов или документов, производстве обыска или наложении ареста на имущество), после ратификации ее Россий­ской Федерацией и вступления в силу для Российской Федерации, с соответствующими органами стран-участниц будут сноситься:

а) Верховный Суд РФ - по вопросам судебной деятельности Верховного Суда РФ, а Министерство юстиции РФ - по вопро­сам, связанным с работой других судов;

б) МВД РФ - в отношении поручений, не требующих санкции судьи или прокурора, связанных с проведением дознания и пред­варительного следствия по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел России, а Генеральная про­куратура РФ - во всех остальных случаях проведения дознания и предварительного следствия.

В случаях, не терпящих отлагательства, запросы могут быть направлены непосредственно судебными органами запрашивающего государства судебным органам России (судам, прокурорам, органам дознания и предварительного следствия). При этом копия поручения должна одновременно передаваться в соответствующий центральный компетентный орган (Верховный Суд РФ, Минис­терство юстиции РФ, Генеральная прокуратура РФ, МВД РФ).

Просьбы о передаче выдержек из судебных материалов и информации о них (п. 1 ст. 13 Европейской конвенции) могут быть направлены заинтересованными судебными органами непосредст­венно соответствующим органам запрашиваемого государства, и ответы могут быть возвращены непосредственно этими органами (п. 3 ст. 15 Европейской конвенции).

Передача всех иных просьб о взаимной помощи и, в частности, просьб о проведении расследований до предъявления обвинения может осуществляться непосредственно между юридическими ор­ганами. В тех случаях, когда прямая передача разрешается на основании положений Европейской конвенции, она может осу­ществляться через Международную организацию уголовной поли­ции - Интерпол (п. 4 и 5 ст. 15 Европейской конвенции).

Схожий порядок сношений по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам установлен применительно к Конвен­ции СНГ (с учетом положений ст. 5 и 80) и двусторонним договорам Российской Федерации.* Таковы основные положения о различных формах взаимодей­ствия государств при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел.

____________________

* См. постановление Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. № 9132-Х1 «О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам» // Сборник международных договоров РФ по оказанию правовой помощи. М  Спарк, 1996 С. 581




Навигация



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании