Развитие психики


 В отличие от неорганической природы живой организм беспрерывно взаимодействует с окружающей средой. Эволюция организма, начиная от простейшего живого существования вируса, кончая человеком, - это смена усложняющихся форм взаимодействия. Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен; поэтому в на­учное определение организма должна входить и среда, влияющая на него, отмечал И.М. Сеченов*. Без понимания изменений среды и ее влияния на организм не могут быть поняты ни развитие психики чело­века в ее филогенезе (развитие человека из животного мира), ни в ее онтогенезе (формирование личности человека).

_____________________________________________________________________________

* Сеченов И.М. Избр. произведения. Т. 1, М., 1952, с. 533.

Известно, что Чарльз Дарвин открыл законы эволюции животных существ и происхождения человека на основе изменчивости всего живого и наследственности, закрепляющей и удерживающей приоб­ретенные признаки путем естественного отбора.

В самом начале развития жизни наметились две основные формы изменчивости во взаимодействии организмов и среды. Они и определи­ли уже у одноклеточных организмов разделение всех живых существ на две основные ветви: растений и животных. Одна, пассивная форма проявлялась в основном в изменении физико-химических процессов и строения организма под влиянием неоднородной среды. Другая, ак­тивная форма изменчивости, определившая развитие животных, прояв­лялась в основном в изменении форм поведения организма, то есть в изменении способов и форм его активного реагирования на воздей­ствие изменяющейся среды.

Взаимодействие организма и среды в его любой форме возможно потому, что даже самому простейшему организму свойственна физиоло­гическая форма отражения среды - раздражимость.

Раздражимость представляет собой способность живого существа от­вечать на непосредственные воздействия среды процессами, поддер­живающими жизнь организма. Раздражимость вызывает приспособительные процессы, уравновешивающие организм со средой и способ­ствует возникновению высших форм отражения.

Растения остановились на физиологической форме отражения. Жи­вотные в процессе эволюции на основе раздражимости выработали свойство отвечать на воздействия среды, не только непосредственно влияющие на жизненные функции организма, но и на сигнальные воздействия, которые подготавливают, ориентируют организм в среде. Другими словами, у животных в процессе их эволюции возникает новый вид раздражимости, выполняющий сигнальную функцию, - чувстви­тельность.

Чувствительность - это свойство, приобретенное животными на оп­ределенных этапах эволюции, отражать воздействие среды. С помощью чувствительности организм всегда субъективно отражает воздействие среды. С ее появлением начинается эволюция психического отражения, высшей формой которого является сознание.

Отметим, что ранее всего психическое отражение возникло в форме смутных положительных или отрицательных переживаний, сигнали­зирующих о динамике состояния организма и его равновесии со средой. В дальнейшем на этой основе возникла более сложная форма отраже­ния - ощущение как субъективный образ объективного мира. Такое понимание психики позволяет рассматривать ее как свойство самой жизни, необходимое на определенной ступени эволюции животных.

Эволюция раздражимости у растений изменялась очень мало. У жи­вотных же изменчивость их активного взаимодействия с изменяющейся средой привела к образованию нервной системы - органа, специализи­рованного на возникновении и передаче раздражения, вызываемого воздействиями внешней среды.

Первоначальной формой психического отражения и регуляции пове­дения являются инстинкты. Инстинктами называют врожденные, слож­ные, биологически целесообразные и потому наследственно закреплен­ные формы поведения.

Являясь целостной реакцией всего организма на комплексные раз­дражители внешней и внутренней среды, инстинкты по своим механиз­мам представляют цепные безусловные рефлексы. Это могут быть очень длинные цепи рефлексов, в которых конец одного рефлекса служит раздражителем для следующего звена цепи.

У животных в их обеих ветвях врожденные инстинктивные формы поведения являются основными. У человека же инстинкты играют важ­ную роль только в первые месяцы его жизни, а затем становятся такими рудиментами, как волосяной покров кожи или червеобразный отросток прямой кишки. Рудимент - это функция или орган, оставшийся в на­следство от животных предков. Многие западные психологи переоцени­вают роль инстинктов в психике человека. Фактически же у взрослого человека инстинктивные проявления подчинены сознательной деятель­ности и контролируются ею. Только в исключительных случаях инстин­кты могут определять поведение человека.

Как бы ни были различны весьма многочисленные инстинкты живот­ных. они всегда связаны с удовлетворением биологических потребнос­тей. Основными из них являются: половой, инстинкт заботы о потомст­ве, инстинкт питания, самосохранения, стадный инстинкт, инстинкт сезонной миграции и т. д.

Инстинктивные формы поведения могут быть различной сложности, но в их основе всегда лежат простые безусловные рефлексы с шаблон­ным ответом на непосредственный биологически положительный или отрицательный раздражитель. Примером более простых таких рефлек­сов является настораживание ушей или поворот головы у служебной собаки в ответ на звук - как ориентировочный рефлекс или отскакива­ние - как защитный рефлекс. В инстинктивном поведении животных иногда проявляется кажущаяся особым «умом» целесообразность. Од­нако эта целесообразность обусловлена чисто внешними факторами, и поведение животного с изменением среды подвергается лишь очень незначительной перестройке. Едва изменяется определенный комплекс условий, вызывающий инстинктивные действия, как нарушается стройное течение инстинктивных действий - птица может бросить птенцов, млекопитающее загрызть потомство. Иногда же бессмысленность поступков животного выражается так отчетливо, что порой вызывает удивление. Так, птицы высиживают не только чужие положенные им яйца, но и совсем не похожие на них камни. Объясняется это тем, что вся цепь инстинктивных актов поведения животного, весьма целесообразная только в условиях формирования большого числа поколений, в очень малой степени может уточняться в изменяющихся условиях.

Развитие головного мозга в ветви человека с самого начала дало возможность в инстинктивном поведении опереться на сочетание одно­временно действующих раздражителей. Чем более высокоразвито позво­ночное животное, тем легче изменившиеся условия среды снимают устаревшие инстинктивные формы поведения.

Навыками у животных называются приобретенные в индивидуальном опыте формы поведения, которые обеспечивают дифференцированное приспособление животного к меняющимся условиям среды. По своим механизмам навыки являются сложными условными рефлексами и осу­ществляются с помощью высшей нервной деятельности.

Простейшие навыки могут образовываться даже у одноклеточных животных. Так, таракана можно приучить брать пищу только с черных квадратов шахматного поля. Пчелы не только хорошо запоминают ри­сунки полевых цветов на лотках улья и постепенно учатся запоминать дорогу к улью, но и вырабатывают условные рефлексы на запах клевера.

Развитие сигнального значения отражения среды, то есть психичес­кого отражения, происходит, когда появляется биологическая необходи­мость предвидения событий в изменяющейся среде. Примером воздей­ствия среды, имеющего сигнальное значение, является такой звук или запах, который сам по себе не способен влиять на жизненные процессы, но может служить сигналом близкой опасности или добычи. Так, на­пример, если лягушка не видит человека, то он может кричать и свис­теть - она не будет реагировать. А слабый звук шлепка об воду воспри­нимается лягушкой как сигнал опасности, замеченной другой лягушкой, и заставляет ее прыгать в воду. Первые звуки - крик, свист у лягушки не имеют сигнального значения, какое они имеют, в частности, у оленя, а второй - имеет. Но если какой-либо раздражитель приобрел у живот­ного сигнальное значение, значит, оно уже обладает способностью к психическому отражению и, следовательно, имеет психику.

В жизни навыки, развиваясь, приводили к возникновению наиболее сложной формы поведения животного - рассудочного. Рассудочными, их еще называют интеллектуальными, являются формы поведения, направленные на решение новых задач не путем унаследованных или ранее приобретенных в личном опыте способов, а на основе отражения существующих между предметами связей и отношений.

Известно, что рассудочное поведение - основная форма деятельнос­ти человека. Нам общи с животными все виды рассудочной деятельнос­ти: индукция, дедукция, абстрагирование, анализ незнакомых предме­тов. Без этой преемственной линии развития появление мышления человека действительно было бы чудом. Развитие простейшего рассу­дочного поведения животных было связано с возникновением возмож­ности предметного отражения их на основании комплекса ощущений. Так, шимпанзе способны различать и запоминать треугольники, шары, пирамиды по их окраске и форме и использовать эти дифференцирован­ные представления в своем поведении.

Простейшим видом рассудочного поведения, опирающегося на от­ражение соотношения между предметами, являются так называемые обходные действия, недоступные, в частности, курам, однако хорошо доступные собакам и полностью доступные человекообразным обезьянам. Наиболее полно проявляется рассудочная деятельность при попыт­ках использования животными разных предметов в качестве простейших орудий.

Проведенные под руководством И.П. Павлова опыты с шимпанзе Рафаэлем и Розой показали, что эти животные обладают умением подмечать некоторые связи между предметами и использовать их с целью удовлетво­рения своих потребностей. Перед Рафаэлем был поставлен ящик с апель­сином, который ясно виднелся через отверстие. Животное пыталось ов­ладеть им, но наткнулось на неожиданное препятствие: на пути стояла зажженная спиртовка, и Рафаэль обжегся. Это не помешало, однако, ему справиться с задачей. Он направился к баку с водой, притащил его к ящику, погасил огонь и достал приманку. В других случаях эта задача решалась Рафаэлем еще проще: для того чтобы погасить спиртовку, он уже не тащил целый бак с водой, а набирал воду в кружку или в рот и гасил пламя. И.П. Павлов, наблюдая за этими опытами, сказал: «Мы начинаем понимать, каким образом происходит мышление человека, о котором столько разговоров и столько всякой пустой болтовни»*.

____________________________________________________________________________

* Павловские среды. Т. 2. М.-Л., 1949. с. 586.

Основной признак психики человека состоит в том, что кроме наслед­ственных и лично приобретенных форм поведения человек владеет новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действи­тельности - знаниями, которые представляют собой концентрирован­ный опыт человечества, передаваемый посредством речи. Психика чело­века формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта. Если животное, выращенное в искусственных, изолированных услови­ях, сохраняет все свои видовые качества, то человек без социального окружения не приобретает никаких человеческих качеств.

С переходом от животного существования к человеческому обществу возникло два новых фактора формирования психики человека: это об­щественный труд с использованием орудий труда и языковое общение. С возникновением прямохождения у человека освободились руки, рас­ширился кругозор, возникли условия для интенсивного развития его ориентировочной деятельности. Это, безусловно, привело к возникно­вению орудий труда, трудового процесса. Человек начинает жить в мире постоянных орудий труда, через которые из поколения в поколение передаются трудовые операции.

Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредствуется общественно выработанными знаниями. Высшей формой психики является сознание человека, которое возник­ло, как мы уже отметили, в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком и речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.

Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Как правило, они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика - это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.




Навигация

« Классификация методов познания в юридической психологииПсихика и мозг »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании