Общая характеристика психологических особенностей следственной деятельности


 Предварительное следствие - это процесс, целью которого является восстановление прошлого события преступления по следам, обнаружен­ным следователем в настоящем. Основным определяющим компонентом психологической структуры деятельности следователя является его по­знавательная деятельность по собиранию и исследованию самых разно­образных фактов, на основании которых им полностью восстанавливает­ся прошлое событие, все взаимоотношения различных лиц, связанных с этим событием, познается личность субъекта, совершившего преступле­ние. Именно на предварительном следствии производится процесс созда­ния модели прошлого события преступления.

Начиная процесс собирания фактов, следователь часто заранее не знает конечного результата сбора этих сведений, не может представить полную мысленную модель имеющегося в прошлом события. Эта осо­бенность познавательной деятельности приводит к существенным труд­ностям при сборе, отборе, оценке получаемой информации, к необ­ходимости выдвижения и проверки большого количества самых разно­образных версий по поводу природы, действительной ценности тех или иных фактов, взаимосвязи между отдельными фактами.

В деятельности следователя существенное значение приобретают кри­миналистические знания и опыт, которые создают условия для понима­ния имеющейся информации, ее поиска, правильного выбора необ­ходимой информации. Эти знания и опыт являются необходимой пред­посылкой и для активизации воссоздающего воображения.

Познавательная деятельность следователя проявляется в решении им системы простых и сложных мыслительных задач, в стратегиях решения проблем, в творческом подходе к ситуациям, требующим познаватель­ной активности. Простые задачи решаются алгоритмически - путем выполнения определенного круга известных следователю правил. На­пример, обнаружение и изъятие материальных следов, процессуальная их фиксация - пример простой алгоритмической задачи. Решение же сложных задач связано с творческим, эвристическим поиском ответа в проблемных ситуациях. Познание прошлого события всегда основывается на фактах настоя­щего. В связи с этим возникает необходимость построения мысленных моделей взаимосвязей фактов, явлений настоящего с прошедшим со­бытием. Познание включает в себя и практическую деятельность, на­правленную на проверку, оценку познаваемых фактов, явлений. В про­цессе этой деятельности широко применяются эксперименты с объекта­ми, выявленными в процессе познавательной деятельности*.

_____________________________________________________________________________

*См.: Селиванов Н.А. Критерии допустимости применения тактических приемов при расследовании. Законность. М., 1994, № 3, с. 23-28.

На предварительном следствии процесс познания отличается опреде­ленной неупорядоченностью поступления информации. Поступление информации здесь не всегда зависит от желания и не поддается полнос­тью регулированию лицом, осуществляющим познание. Объем инфор­мации, скорость, время ее поступления во многом зависят от обсто­ятельств, при которых осуществляется познание.

Преступление как предмет исследования - сложное и многосторон­нее явление, и ни один очевидец не может созерцать всех элементов: 1) приготовительных действий, 2) сговора участников, 3) субъективной стороны, 4) причинной связи между действием и результатом, 5) при­чин и условий, способствовавших совершению преступления, и т. д. Все это в совокупности устанавливается (доказывается) при посредстве дру­гих фактов*. Предварительное расследование в целом - это не тео­ретически познавательная, а прежде всего практическая деятельность, регламентируемая уголовным процессом. Закон не только предусматри­вает отдельные следственные действия, но и устанавливает определен­ный порядок всего расследования. Он регулирует отношения следова­теля с участниками уголовного процесса, гражданами, должностными лицами, учреждениями и организациями, определяет последователь­ность выполнения различных действий, очередность решения промежу­точных задач расследования, обязывает к соответствующему комплексу действий на том или ином его этапе и ограничивает деятельность следователя определенными сроками. Это придает работе следователя ярко выраженный нормативный характер, не свойственный подавляю­щему большинству других профессий.

_____________________________________________________________________________

*См.: Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1967, с. 46.

Деятельность следователя характеризует чрезвычайное разнообразие задач, правильное решение которых требует применение различных качеств, навыков и знаний. Нужны специальные познания в области медицины и педагогики, товароведения и бухгалтерии, транспорта и психологии и т. д. Для того чтобы применить эти знания в сложных ситуациях расследования, необходимо, чтобы они были систематизиро­ваны. Для эффективного использования объективных психологических закономерностей, проявляющихся в период того или иного следствен­ного действия, следователь должен иметь еще и психологическую про­грамму, которая вооружит следователя методами диагностики личности и организации психологического воздействия на личность с целью по­лучения информации и перевоспитания*.

_____________________________________________________________________________

*См.: Васильев В.Л. Юридическая психология. С. 331; Селиванов Н.А. Этико-тактические вопросы расследовании. Вопросы борьбы с преступностью. М., 1983, вып. 38, с 55-56.

Для следственной деятельности характерно преодоление сопротивле­ния со стороны не заинтересованных в успешном расследовании дела лиц. Пожалуй, нет другого вида человеческой деятельности, успешному проведению которой так активно противоборствовали бы заинтересо­ванные люди и группы людей. Следует учесть, что организованное сопротивление виновных деятельности следователя, направленной на расследование и раскрытие преступления, может значительно ее за­труднить.

Наиболее заинтересован в этом сам преступник, который, как пра­вило, всеми силами активно противодействует следователю. На какие только ухищрения ни пускается он: хитрость, шантаж, ложь, обман, клевета, фальсификация, подкуп - арсенал его средств фактически не ограничен ничем. Следователь же вправе действовать только законными и безупречными в нравственном отношении средствами.

Следователь имеет право использовать тактические приемы, в том числе основанные на применении психологических реагентов, которые могут быть определенным образом систематизированы по признаку действительной или мнимой цели их использования (например, ос­нованные на неразглашении подлинной цели действия следователя с использованием фактора внезапности; основанные на создании впе­чатления у подозреваемого, что его соучастник разоблачен; основанные на внушении мысли о «целесообразных» действиях подозреваемого и т. д.). Однако успешное применение психологического реагента не должно переоцениваться, это не снимает со следователя обязанности самым тщательным образом проверить любые показания обвиняемого, принять все меры к установлению истины по уголовному делу, строго согласовывать свои действия с правовыми и этическими нормами*.

____________________________________________________________________________

*См.: Селиванов Н.А. Критерии допустимости применения тактических приемов при рас­следовании, С. 26-28.

Неравенство в положении следователя и заинтересованных лиц свя­зано еще с тем, что последние знают, какие обстоятельства желательно скрыть, тогда как следователь сплошь и рядом имеет весьма неполное представление о том, что именно должно и может быть установлено по делу. Лицо, производящее расследование, двигаясь по следам преступ­ления, всегда оказывается «в хвосте событий». Преступник же имеет неизбежный выигрыш во времени и инициативе, вынуждая следователя действовать в максимально затрудненной обстановке.

Все это придает расследованию характер борьбы, принимающей ино­гда очень острые формы. Необходимость преодоления опасных ситуаций, устранения препятствий, которые специально создаются на пути следова­теля, вызывает у него различные эмоциональные реакции, требует посто­янных волевых напряжений и активной умственной деятельности.

Одна из задач следователя заключается в трезвой оценке создавшейся конфликтной ситуации, чему может способствовать ее системный ана­лиз. Следователь должен учитывать противодействие, цель которого помешать объективному расследованию. Выбирая определенный путь, следователь должен иметь обоснование того, что стратегия его поведе­ния является в данной ситуации лучшей, стремиться подкрепить свой выбор, обосновать его количественными данными.

Следует отметить, что для следствия характерна не только борьба. Еще в большей степени для настоящего следователя характерно тонкое психологическое воздействие на личность допрашиваемого с тем, чтобы изменить состояние и даже направленность этой личности с целью раскрытия преступления и предупреждения преступности.

В литературе указано на допустимость тактических приемов с исполь­зованием «психологического реагента», роль которого могут играть предмет, человек, факт, явление, сообщение. Суть приема заключается в том, что подозреваемому предъявляется реагений, то есть потенциаль­ный психологический раздражитель в условиях, исключающих какие-либо ложные утверждения. При этом для невиновного он безразличен, тогда как в сознании виновного ассоциируется с преступлением и вызы­вает соответствующую психологическую реакцию, нередко проявляемую вовне*.

_____________________________________________________________________________

*См.: Селиванов Н.А. Этико-тактические вопросы расследования. С. 55.

Поскольку следователь почти никогда не располагает всеми сведени­ями в начале расследования, ему приходится принимать решения в ус­ловиях, характеризующихся той или иной степенью неопределенности. Следователь работает в ситуации острого недостатка информации. От­сюда высокая эмоциональная напряженность его труда, а также законо­мерность эвристических методов в разработке гипотез и принятии реше­ний и, следовательно, умение использовать такое творческое качество, как интуиция.

Мысль следователя в процессе работы должна не только отражать и направлять его собственные действия, но и постоянно соотноситься с интеллектуальной деятельностью всех участников дела и причастных к делу лиц. Он обязан думать за себя и за других, понимать ход психических процессов, предвидеть решения и поступки участвующих в деле лиц и направлять их и с учетом этого корректировать свое собственное поведение. В этом взаимодействии сходятся представители различных интересов, далеко не всегда совпадающих, а иногда и вовсе противоположных: следователь и подследственный, допрашивающий и допрашиваемый и т. д. Несовпадение, противоречие и столкновение человеческих интересов в процессе расследования и обуславливает не­обходимость следственной тактики, которая с психологической стороны в значительной части представляет собой борьбу психологии: интеллек­та, воли, характера, нравственных принципов следователя и участвую­щих в деле лиц.

Следователю приходится получать информацию от людей самых раз­личных специальностей, использующих часто такие термины, формули­ровки для характеристики процессов, состояний, свойств, которые по­нятны только с учетом знаний по их специальности. Необходимо прове­рять правильность восприятия тех или иных понятий выяснением их сущности, изменением словесных формулировок графическим или иным моделированием, раскрывающим это понятие. Только в этом случае следователь не допустит ошибки в своих собственных представ­лениях, в фиксации изложения фактов и сообщений. Особенности познавательной деятельности следователя постепенно формируют у не­го и специфический, профессиональный склад мышления*.

_____________________________________________________________________________

*См.: Дулов А.В. Судебная психология. Минск, 1975. с. 259.

В деятельности следователя важное значение имеет процесс полу­чения информации путем общения. В следственной деятельности про­блемы общения приобретают свою специфику. Общение носит кон­фликтный, рефлексивный характер. Коммуникация выступает как отдельный аспект общения. В процессе человеческой коммуникации происходит активный обмен информацией, при помощи которого про­текают процессы рефлексии.

Для того чтобы не допустить ошибки в процессе логической обработ­ки поступающих данных, следователю необходимо хорошо знать и строго соблюдать логические законы и формы мышления, диалекти­чески подходить к рассмотрению известных фактов в их взаимосвязи и взаимообусловленности, постоянно контролировать, имеются ли в его распоряжении достаточные доказательства для того, чтобы сделать тот или иной вывод.

Процесс расследования уголовного дела можно рассматривать как ряд следственных ситуаций, которые должен решить следователь. Психоло­гические аспекты следственной ситуации - это частный случай психо­логии деятельности субъекта вообще. Следственная ситуация - это динамическая информационная система, элементами которой являются существенные признаки и свойства обстоятельств, имеющих значение по уголовному делу, связи и отношения между ними, а также между участниками процесса расследования, наступившие или предполагаемые результаты сторон. Построение модели следственной ситуации - это не только получение информации, но ее всесторонняя оценка включающая как логические аспекты, так и элементы волевого действия на заключительном этапе процесса. Поэтому модель следственной ситу­ации является не только вероятностным логическим выводом, но и сво­еобразным информационным решением о том, что произошло, что происходит по расследуемому уголовному делу или может произойти*. Успешность разрешения следственной ситуации в значительной степени детерминирована профессиональным опытом следователя.

_____________________________________________________________________________

*Драпкин Н.Я. Понятие и классификация следственных ситуаций. Следственные ситуации и раскрытие преступлений. Свердловск,1975, с. 28-29.

Психологически сложной для следователя является ситуация, когда в одном производстве сосредотачивается большое количество уголовных дел, каждое из которых требует немедленного принятия решений и про­изводства следственных действий. Наиболее сложной можно считать ситуацию, когда по делам нарушены сроки производства следствия и содержания под стражей лиц. Успешное разрешение подобных ситу­аций обеспечивается за счет целого комплекса качеств и умений, эф­фективного планирования по делам, эмоциональной устойчивости, самоорганизованности, целеустремленности, умения организовать людей. Большое значение имеет способность следователя стать лидером, воз­главить группу, работающую над раскрытием преступлений, для того чтобы установить виновных в них лиц в течение определенного срока.

Практика показывает, что данное обстоятельство нередко весьма существенно «давит» на психику следователя, особенно тогда, когда речь идет о расследовании уголовных дел о тяжких преступлениях (убийство, разбой, изнасилование, массовые беспорядки и т. п.), а преступление длительное время раскрыть не удается. Здесь может возникнуть ряд опасностей, которые необходимо учитывать. Одной из них является поспешность при производстве расследования, чего не следует допус­кать. Для того чтобы успешно решить стоящие задачи, быстрее раскрыть преступление и изобличить виновных в нем лиц, необходимо вдумчиво и творчески подходить к определению направления расследования, пу­тей и средств решения стоящих перед следователем задач. Стремясь к оперативности осуществления намеченных мероприятий, нельзя до­пускать нарушения принципа объективности, полноты и всестороннос­ти расследования. Следует постоянно напоминать себе, что пробелы и упущения на ранних этапах расследования в дальнейшем, как пра­вило, восполнить бывает очень трудно.

Другой опасностью может явиться тенденция к решению стоящей перед следователем задачи по принципу «цель оправдывает средства». Здесь необходимо всегда помнить, что задачи, стоящие перед следова­телем при расследовании преступлений, могут решаться с использова­нием лишь таких средств, которые указаны в уголовно-процессуальном законе.

Знающего, хорошего следователя характеризует объективность в оценке и анализе собранного им самим и полученного из различных инстанций материала. Опытные в практическом отношении следовате­ли подчеркивают, что умение вовремя отказаться от внешне заманчивой версии, которая находится в противоречии с другими объективными материалами дела, часто является залогом успеха в работе следователя. Эти ситуации имеют важное значение при расследовании дел, где может иметь место самооговор, о преступлениях по делам несовершеннолет­них, а также по делам об убийствах, когда собранных доказательств бывает явно недостаточно для принятия однозначного решения.

Наличие властных полномочий ставит следователя в особое положе­ние среди представителей других профессий. Основанные на законе постановления и распоряжения следователя обязательны к исполнению всеми гражданами, должностными лицами, государственными и общес­твенными учреждениями и организациями. Следователь действует от имени государства, его поддерживают авторитет и принудительная сила власти, в его руках возможность применения различных санкций. Уме­ние разумно, законно пользоваться этой властью - важнейшее профес­сиональное требование, предъявляемое к следователю.

Следователь должен избегать не вызываемых необходимостью втор­жения в личную жизнь и служебную деятельность граждан, отвлечения их от обычных занятий, применения мер принуждения. Вместе с тем опасность противодействия заинтересованных лиц и иные трудности следственной работы постоянно требуют умения выполнять свой долг, невзирая ни на какие помехи, неуклонно проводить в жизнь свои замыслы по расследованию уголовного дела.

Сталкиваясь ежедневно с жизненными трагедиями, следователь дол­жен обладать стойкостью и твердостью характера, чтобы вид человечес­ких страданий, хотя и неизбежных, не привел к надлому его личности. Только сознание справедливости своих действий и собственной правоты способно дать силы для такой работы.

Своеобразной чертой расследования дел является необходимость со­хранения следственной тайны. Стремясь уклониться от ответственности и воспрепятствовать расследованию, лицо, совершившее преступление, и его пособники всегда заинтересованы в получении максимально полной информации о положении дела, направлении расследования, наме­рениях следователя. Преждевременная огласка доказательственного ма­териала и замыслов следователя может помешать расследованию и по­ставить под удар лиц, которые содействовали раскрытию преступления.

Разглашение данных предварительного следствия чревато и другой опасностью. Решения и выводы, которые носят предварительный харак­тер и правильность которых еще должна быть проверена в дальнейшем ходом уголовного процесса, могут быть восприняты как бесспорно установленные факты. При этом возникает риск их внушающего влия­ния на формирование свидетельских показаний и общественного мне­ния, может быть нанесен незаслуженный ущерб репутации людей.

Расследование дел неизбежно связано с проникновением в личную жизнь людей, изучением их прошлого, бытовой обстановки, уклада жизни, семейных отношений и сугубо интимных обстоятельств. Ог­лашение этих данных способно причинить огромный вред, привести к компрометации людей и личным трагедиям. Поэтому не случайно закон предписывает следователю избегать не вызываемой необходимос­тью огласки известных ему обстоятельств личной жизни людей.

Кроме того, следователь в силу своего положения имеет доступ к лю­бым данным, связанным с расследуемым событием. Отдельные из них составляют государственную тайну или имеют определенную степень секретности. Следователь обязан хранить в секрете не только конкрет­ные данные, относящиеся к расследуемому событию, но и сведения более общего порядка, характеризующие борьбу с преступностью.

Имеются свои психологические трудности и при сохранении сведе­ний, не подлежащих оглашению. Умение молчать является не природ­ным даром, а продуктом воспитания и самовоспитания, зависит от стойкости и дисциплинированности. Известно, что человек, узнавший какую-либо новость, получивший важные сведения и интересные дан­ные, переживающий успех, неудачу или иные захватывающие его чувст­ва, всегда испытывает потребность поделиться своими мыслями с дру­гими людьми. Удержаться от искушения рассказать занимательную историю, показать значительность своей работы, прихвастнуть осведом­ленностью, поделиться успехом, особенно для молодого человека, быва­ет нелегко.

Однако дело не только в умении хранить тайну. Необходимо соблю­дать специальные требования конспирации, чтобы не выдать служебных секретов, предотвратить их просачивание за пределы круга лиц, которые занимаются работой по данному уголовному делу. Не случайно поэтому среди следователей считается неэтичным проявлять любопытство и ин­тересоваться ходом расследования, производимого товарищем по рабо­те, если тот сам не обращается за консультацией. Выполнение всех этих требований должно стать профессиональной привычкой следователя.

Постоянное пребывание в центре различных общественных интере­сов, воздействие различных влияний налагают на следователя особую ответственность, Каждое заметное уголовное дело создает вокруг себя сложную общественно-политическую ситуацию, которая оказывает ощутимое влияние на ход расследования. Подчас внушению обществен­ного мнения в отношении того или иного лица поддаются и лица, производящие расследование, укрепляя тем самым общую уверенность в правильности выдвинутых против этого человека обвинений. В этом свете истолковываются его поведение и высказывания.

Особую осторожность должен проявлять следователь при освещении того или иного дела в печати. Очень опасны поспешные выступления прессы, когда расследование дела еще не закончено, а предварительные данные преподносятся в печати как бесспорно установленные факты. Газета в этих случаях как бы выносит свой приговор, создавая преждев­ременную уверенность в том или ином положении у читателей. Обязан­ный противостоять этой уверенности, следователь подвергается здесь очень тяжкому испытанию. Над ним неизбежно будут тяготеть ранее высказанные мнения и созданная вокруг расследуемого дела обществен­ная атмосфера.




Навигация

« Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетнихПсихология осмотра места происшествия »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании