ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ


 

Транспортный тариф – это цена за перемещение материального объекта в пространстве. Транспортные тарифы включают в себя на тарифы на грузовые перевозки и пассажирские тарифы. Грузовой транспорт, доставляя продукцию от производителей к потребителю, увеличивает ее стоимость. Пассажирский транспорт оказывает услу­гу. В связи с этим формирование пассажирских тарифов относится к сфере оказания услуг.

В основе грузовых тарифов лежат общественно необходимые зат­раты труда по доставке груза, что определяет стоимость перевозки, денежным выражением которой является транспортный тариф. Затраты на перевозку груза складываются из расходов на начально-ко­нечные операции и расходов на его транспортировку. Расходы на начально-конечные операции включают в себя затраты, связанные, например, с формированием составов, погрузкой и разгрузкой их на пунктах отправки и прибытия груза. Движенческие операции вклю­чают в себя расходы по передвижению груза, по содержанию путей сообщения, энергетического хозяйства, связи и др.

Расходы на начально-конечные операции не связаны с дальностью перевозки и зависят только от объема груза, поэтому в расчете на 1 т они остаются постоянными.

Движенческие расходы зависят от дальности перевозки. В расчете на 1 т груза они возрастают прямо пропорционально расстоянию пе­ревозки. Таким образом, расходы по перевозке складываются из расходов по начально-конечным операциям и движенческих расходов.

Себестоимость транспортной продукции может быть представлена следующей формулой:

 

С = Р + ЗД,

 

где С – себестоимость перевозки 1 т груза;

  Р – расходы на начально-конечные операции на 1 т груза;

  3 – затраты на передвижение 1 т груза на 1 км;

 Д – расстояние, км.

Отсюда себестоимость тонна-километра грузооборота транспор­та будет вычисляться по формуле:

 

С = Р/Д + З.

 

С увеличением расстояния перевозки себестоимость тонна-кило­метра снижается. Это зависит от сокращения доли расхода на началь­ные и конечные операции, приходящиеся на каждый тонна-километр. Грузовые транспортные тарифы определяются как сумма себестои­мости тонна-километра грузооборота и прибыли, необходимой для нормальной работы транспорта в условиях расширенного воспроиз­водства. Тариф непосредственно не включает в себя налог на добав­ленную стоимость, который взимается с провозной платы.

Выделение расходов на начально-конечные и движенческие опе­рации позволяет устанавливать двухставочные тарифы. Такие тари­фы точнее отражают реальный процесс формирования общественно необходимых затрат труда, обеспечивают примерно равную рента­бельность на всех расстояниях перевозки, позволяют упростить прей­скуранты на перевозку грузов. На отдельных видах транспорта тари­фы формируются особым образом. На водном транспорте ставки на начально-конечные операции наиболее высокие, минимальная став­ка на начально-конечные операции – на автомобильном транспор­те. Себестоимость движенческой операции наиболее низка на водном транспорте и наиболее высока на автомобильном, так как затраты энергии на передвижение по воде значительно ниже, чем на передви­жение по автомобильной дороге.

Уровень транспортных издержек различается по регионам стра­ны. Наиболее сильно дифференциация транспортных издержек вы­ражена на речном и автомобильном транспорте, так как на себестои­мость перевозки этими видами транспорта существенное влияние ока­зывают природно-климатические условия.

Тарифные ставки рассчитываются на среднюю дальность перевоз­ки в определенных пределах; средняя дальность перевозки называет­ся тарифным поясом. Совокупность тарифных ставок по поясам фор­мирует тарифную схему.

Себестоимость тонна-километра грузооборота зависит от особен­ностей каждого вида груза. Так, себестоимость перевозки грузов с небольшим удельным весом значительно выше, чем тяжеловесных грузов. Высокие тарифные ставки устанавливаются на перевозку ско­ропортящихся продуктов, живой рыбы и тому подобных грузов. С учетом этих и некоторых других факторов все конкретные виды грузов объединены в разделы, группы и позиции.

В отношении большинства видов транспортных услуг применя­ются свободные цены. В соответствии с постановлением правитель­ства, в настоящее время регулируются тарифы на следующие виды транспортных услуг:

? перевозки грузов, погрузо-разгрузочные работы на железнодо­рожном транспорте;

? перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на желез­нодорожном транспорте;

? погрузо-разгрузочные работы в портах, портовые сборы, сборы за проход по внутренним водным путям иностранных судов;

? услуги ледокольного флота;

? аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршру­тах и в районах аэродромов;

? обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропор­тах;

? перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном со­общении (кроме железнодорожного транспорта);

? перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) и при ус­ловии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации;

? перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси;

? перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и реч­ным транспортом в местном сообщении и на переправах;

? перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воз­душным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

? услуги, оказываемые предприятиями промышленного железно­дорожного транспорта.




Навигация

« Риск в определении цен и страхование ценТарифы железнодорожного транспорта »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании