Последствия инфляционного роста цен и их влияние на развитие экономики


Инфляция, и особенно гиперинфляция, разрушающее действует на экономику.

Это выражается прежде всего в том, что цены повышаются нерав­номерно по их видам (оптовым и розничным, например), стадиям производства и обращения. Повышение цен охватывает как готовые товары, так и факторы производства, происходит неравномерно во времени и т.д. Изменения в динамике цен могут происходить и в ус­ловиях отсутствия инфляции, однако их отрицательное воздействие будет слабо ощутимо для экономики. В условиях же инфляции нерав­номерность цен резко усиливается и становится фактором, оказывающим дестабилизирующее воздействие на всю экономику. Неодина­ковые темпы изменения разных видов цен приводят к потерям для отдельных хозяйствующих субъектов многих слоев населения и при­влечению к себе другой части субъектов.

Повышение цен в первую очередь охватывает материально-веще­ственные элементы, находящиеся в сфере обращения, а товарно-ма­териальные ценности, сосредоточенные в запасах, обесцениваются.

Поэтому запасы сырья, материалов, незавершенное производство, основные производственные фонды должны систематически переоце­ниваться во избежание финансовых трудностей. Однако эта работа осуществляется медленнее, чем цены повышаются. Такая ситуация сложилась в России после либерализации цен: после резкого скачка цен оборотные фонды предприятий не были переоценены, в резуль­тате чего образовалась острая нехватка оборотных средств, что яви­лось одной из причин кризиса неплатежей. Обесценились также все денежные запасы (вклады, остатки денежных средств на счетах и т.д.).

Главным отрицательным последствием инфляции является стихий­ное, непредсказуемое перераспределение доходов.

Во-первых, инфляционный рост цен приводит к снижению дохо­дов групп населения, имеющих фиксированные номинальные дохо­ды (пенсионеры, студенты, служащие государственных учреждений и т.д.), т.е. так называемых бюджетников, если темпы роста их номи­нальных доходов отстают от темпов роста инфляции. Поэтому важ­ное значение в этих условиях приобретает индексация доходов в со­ответствии с темпами инфляции.

Во-вторых, группы населения, получающие нефиксированные доходы, могут выиграть от инфляции, если рост их номинальных до­ходов опережает рост цен. Работники развивающихся отраслей про­мышленности могут иметь номинальную заработную плату, увязан­ную с уровнем инфляции. Инфляция может быть на руку руководите­лям фирм и другим получателям прибылей при условии, что цены на готовую продукцию будут расти быстрее, чем цены на ресурсы, т.е. издержки.

В-третьих, инфляция и соответствующее ей повышение цен обес­ценивает сбережения: текущие и срочные счета в банке, страховые полисы и другие бумажные активы с фиксированной стоимостью.

В-четвертых, инфляция приводит к перераспределению доходов между кредиторами и дебиторами. Выигрыш получает дебитор, а кредитор проигрывает, так как ссудополучатель вернет ему ссуду, обесцененную на размер инфляции.

Инфляция приводит к искажению важных экономических показа­телей развития хозяйства и, прежде всего, – процента за кредит и рен­табельности производства. При нормальном состоянии экономики и производства величина процента и размер рентабельности производ­ства находятся в определенной зависимости. Ставка процента опреде­ляется динамикой рентабельности производства. С наступлением ин­фляции эти зависимости нарушаются и динамика процента за кредит перестает соответствовать динамике рентабельности производства, более того, она резко отклоняется от нее в разных направлениях. Ин­фляционный рост цен приводит к увеличению ставки процента, так как кредитор, чтобы сохранить свои деньги и получить процент по ссуде, вынужден установить ставку процента, превышающую темп роста цен. Повышение ставок процента значительно снижает рента­бельность предприятий, что нарушает нормальный ход производства, приводит к его сокращению или даже остановке. Поэтому при высо­ких ставках процента за кредит резко сокращаются ссуды не только для инвестирования, но и для текущего производства.

В условиях инфляции происходят резкие колебания финансового состояния предприятий.

Повышение ставок процента и колебания рентабельности ведут к дезорганизации производства, подрывая тем самым экономическую жизнь общества. В результате рентабельность производства зависит не от применения в производстве научно-технических достижений и усилий коллектива предприятия, а от динамики цен и зависимой от них величины процента за кредит.

При высоком уровне инфляции нарушаются сложившиеся хозяй­ственные связи, появляется цепь неплатежей, в результате чего значи­тельно ухудшается финансовое состояние предприятий и фирм.

Отличительной особенностью инфляции в России является отсут­ствие бегства от наличных денег. Наоборот, наблюдается тенденция их роста в обращении. Это обусловлено тем, что предприниматели используют наличные деньги в хозяйственном обороте, а не для удов­летворения личных потребностей, например стремления избежать налогообложения. Рост наличных денег в обращении представляет собой потенциальную опасность для экономики. Поэтому любыми средствами следует поощрять увеличение сбережений, в первую очередь населения, что позволило бы использовать их для инвестиций и со­кратить удельный вес наличных денег в общей денежной массе. Зна­чительную роль в этом может сыграть проведение правильной про­центной политики. Необходимо обеспечить разумное соотношение между уровнем инфляции и процентными ставками, т.е. сделать так, чтобы разрыв между ними не был чрезмерным. Большое превышение процентных ставок над размером инфляции приводит к тому, что кредит становится недоступным для предприятий и тем самым препятствует инвестициям. С другой стороны, высокие процентные став­ки повышают издержки предприятий и, таким образом, сдерживают сокращение уровня инфляции. Поэтому ставки банковского процента следует понижать, но обеспечивая при этом стимулы к сбережениям.

Как уже отмечалось, на инфляцию, сложившуюся в России, значи­тельное влияние оказывает и наследие прошлых лет. Это касается и такого явления, как инфляционные ожидания, которые имели место и в доперестроечное время. Уже тогда, в 80-е годы, рост цен стал до­вольно массовым явлением, протекавшим в форме пересмотров цен, отдельных решений органов ценообразования и повышения цен са­мими предприятиями (по новой технике). Поэтому после принятия решения о либерализации цен предприятия сразу же многократно повысили цены на свою продукцию, но не обеспечили при этом увеличения собственных оборотных средств за счет высоких доходов, в результате чего оказались неплатежеспособными. Так был создан кризис неплатежей.

На динамику темпов инфляции в России значительное влияние оказала новая налоговая система, которая была введена в стране од­новременно с либерализацией цен, т.е. 1 января 1992 г. При этом ос­новными видами налогов стали косвенные налоги (НДС и акцизы), что сразу же сказалось на росте инфляции. На инфляцию прежде все­го оказала влияние высокая первоначальная ставка НДС (28%). Прак­тически это означало рост цен почти на одну треть.

Опыт зарубежных стран показывает, что полностью избавиться от инфляции невозможно – она стала постоянным спутником раз­вития экономики. Поэтому задача экономистов состоит в нахожде­нии оптимального уровня инфляции для России, который бы позво­лял устойчиво развиваться производству. Для этого нужно научить­ся управлять инфляцией и жестко удерживать ее в определенных границах.

Главным среди всех мер по преодолению инфляции является пре­кращение спада производства, его стабилизация и начало подъема. А достичь этого немыслимо без значительного роста инвестиций. До тех пор, пока не будут достигнуты прекращение спада производства и его постепенный подъем, говорить о радикальных мерах борьбы с инфляцией не имеет смысла.

Другим направлением антиинфляционной политики в России яв­ляется, прежде всего, последовательное ограничение роста денежной эмиссии, которое должно быть тесно увязано с проведением струк­турной перестройки в экономике, а также упорядочением бюджета и мерами прямого регулирования цен.

Перестройка структуры экономики должна в себя включать:

1. Подготовку и осуществление государственных программ развития экономики и, в первую очередь, таких отраслей и производств, которые бы способствовали организации наукоемкого и высокотехнологичного производства, обеспечивающего в свою очередь формирование социаль­но ориентированной рыночной экономики; для осуществления этих про­грамм необходимо четко определить финансовые источники.

2. Осуществление строгой и последовательной антимонопольной политики.

3. Создание необходимых условий для развития горизонтальной и вертикальной интеграции, включая организацию крупных объеди­нений с участием государства.

Упорядочение бюджета предполагает проведение режима жесткой бюджетной экономии с прекращением финансирования программ, не соответствующих перечисленным выше требованиям, а также объек­тов, имеющих второстепенное значение. При этом, осуществляя бюд­жетные рестрикции, нужно очень внимательно относиться к пробле­ме усиления социальной напряженности. К мерам по регулированию цен следует отнести:

1) введение специальных форм регулирования цен на продукцию ба­зовых отраслей экономики, структурообразующие и стратегически важ­ные товары, в том числе установление предельных цен на некоторые виды и группы продукции предприятий и отраслей-монополистов;

2) принятие соглашения о проведении единой ограничительной политики в области цен, доходов и налогов между предпринимателя­ми, правительством и профсоюзами и разработку эффективного механизма контроля за его выполнением.

В дополнение к этому весьма важно осуществить систему мер по регулированию курса рубля для обеспечения его относительной ста­билизации с целью ослабления внимания к иностранной валюте (дол­лару) как к средству накопления.

При всем значении перечисленных мер без стимулирования обще­го оживления экономики реальных результатов нельзя достигнуть. Мерами такого стимулирования должны стать упорядочение систе­мы налогообложения, повышение стимулов производительных на­коплений, защита стратегического потенциала, в том числе научно­го, упрощение процедур открытия и ведения собственного дела, смягчение кредитной политики, прежде всего в отношении производства.

Таким образом, главными направлениями финансово-экономичес­кой политики в России должны быть значительный рост инвестиций и оживление производства при минимальном уровне инфляции. Это подтверждает и опыт других стран с устойчиво развивающейся ры­ночной экономикой.

Другими важными задачами нашей экономики являются также проведение макроэкономического анализа статистической информа­ции, выявление тенденций развития инфляционных процессов, изучение их закономерностей.

Кроме удорожания доллара, на повышение цен будут оказывать влияние денежная эмиссия, сокращение списка товаров, подлежащих льготному налогообложению, введение налога с продаж.

В настоящее время основными факторами, которые могут обеспе­чить сдерживание инфляции, является жесткий контроль за ценами на продукцию естественных монополий, недопущение резких скач­ков плавающего курса рубля, увеличение товарного покрытия плате­жеспособного спроса.

Правительство РФ выступает за усиление роли государства в про­цессе формирования и развития рынка и его социальной ориентации, вводит порядок регулирования цен на жизненно необходимые отече­ственные и импортные лекарственные средства и осуществляет ряд других мер.




Навигация

« Стадии развития инфляции и динамика ценОсобенности регулирования цен и денежного обращения в Российской Федерации »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании