ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ


Какие формы собственности на природные ресурсы предусмотрены действующим законодательством?

Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации земля и другие при­родные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Таким образом, Конституция РФ, предусматривая указанные формы собст­венности, не приводит их исчерпывающего перечня, давая тем самым простор для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, в том числе и в сфере формирования иных форм и видов собственности на землю и другие природные ресурсы.

Земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому права на их использование охраняются и гарантируются всей правовой системой нашего государства. Особо важную роль играет земля в агропромышленном комплексе. Здесь она - и главное средство производства, и пространственный базис всякой деятельности. С землей и другими природными ресурсами сельское население наиболее тесно связано и в производстве, и в быту.

Реформирование социально-экономического строя начинается, как правило, с преобразования отношений собственности и коренного изменения форм собст­венности, в первую очередь на землю и другие природные ресурсы. Так, знаме­нитым Декретом «О земле», который был назван «первым шагом революции Рос­сии», помещичья собственность на землю была отменена немедленно и без всякого выкупа. Согласно Крестьянскому наказу о земле, составлявшему неотъ­емлемую часть Декрета «О земле», право частной собственности на землю отме­нялось навсегда. Земля не могла быть ни продана, ни куплена, ни сдана в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждена. С реформирования от­ношений собственности начались и преобразования в современной России. За­коном РСФСР от 23 ноября 1990 года «О земельной реформе» монополия госу­дарства на землю на территории РСФСР была отменена и введены две основные формы собственности на землю: государственная и частная. Эти положения дан­ного Закона, ныне утратившего силу, получили закрепление и дальнейшее развитие в последующем законодательстве, в том числе и в Конституции Российской Федерации.

Что понимается под государственной собственностью на землю и другие природные ресурсы и каковы ее виды?

Государственной собственностью яаляются все земли и другие природные ре­сурсы, не состоящие в частной или муниципальной собственности. Она выступа­ет в виде федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, что нашло прямое закрепление в действующем законодательстве. Так, согласно статье 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственно­стью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущест­во, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации -республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной об­ласти, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов РФ права собственника осуществ­ляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус (ст. 125 ГК РФ). Земля и другие природные ре­сурсы, находящиеся в государственной собственности, закрепляются за государ­ственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распо­ряжение в соответствии с действующим законодательством.

Отнесение земли и других природных ресурсов к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном соответствующим законодательством Указом Президента Рос­сийской Федерации от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах» признано целесообразным в соответствии с действующим законодательством осуществлять разграничение государственной собственности на природные ре­сурсы, определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и расти­тельного мира федеральные природные ресурсы, исходя из принципа их общегосударственного значения. К федеральным природным ресурсам могут быть отнесены:

земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обес­печения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных ор­ганов государственной власти;

земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеоро­логической службы, историке-культурного и природного наследия, а также дру­гими объектами, находящимися в федеральной собственности;

земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государ­ственных природных заповедников, национальных природных парков, государст­венных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, дру­гих особо охраняемых природных территорий федерального значения;

виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Феде­рации;

виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и бо­лее субъектов Российской Федерации, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;

месторождения полезных ископаемых, имеющих общегосударственное зна­чение;

водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Рос­сийской Федерации, а также пограничные и транспортные водные объекты;

иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной влас­ти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной об­ласти, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Муниципальная собственность на природные объекты

Согласно статье 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имуще­ство, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального обра­зования права собственности осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус.

Природные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, закреп­ляются за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, поль­зование и распоряжение в соответствии с действующим законодательством.

Частная собственность на землю и другие природные ресурсы

Как предусмотрено статьей 213 ГК РФ, в собственности граждан и юридиче­ских лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

Право граждан и их объединений иметь землю в частной собственности за­креплено в Конституции Российской Федерации (ст. 36). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Установлено также, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Законодательство содержит и соответствующие нормативные положения о праве частной собственности на другие природные ресурсы, хотя и не всегда до­статочно четкие. Так, если в Законе РФ «О недрах» вопрос о праве собственнос­ти на недра фактически был обойден, то в Федеральном законе от 3 марта 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О не­драх» он нашел вполне определенное решение. В статье 1-2 «Собственность на недра» установлено, что недра в пределах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископае­мые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственнос­тью. Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследова­ния, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Что же касается права пользования недрами, то они могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Добытые же из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицен­зии могут находиться в федеральной государственной собственности, собствен­ности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и иных фор­мах собственности.

Таким образом, действующее законодательство, исходя из специфики данно­го природного ресурса, признает право частной собственности лишь на добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы, а не на сами недра и содержащи­еся в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являющиеся государственной собственностью.

Что же касается вод, то, как установлено Водным кодексом Российской Фе­дерации, водные объекты являются государственной собственностью. Частная же собственность, как и муниципальная, допускается только на обособленные вод­ные объекты. Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством.

Достаточно подробно урегулированы вопросы права собственности на лесной фонд и на леса, не входящие в него. Им посвящен специальный раздел (раздел II) Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года. Статьей 30 Кодекса установ­лено, что право собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему, если иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и распоряжение указанной древесно-кустарниковой растительностью осуществляется собствен­ником в соответствии с требованиями лесного законодательства и законодатель­ства Российской Федерации о растительном мире.

Частная собственность может быть индивидуальной и общей.

Согласно статье 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущест­во, находящееся в общей собственности с определением долей, является долевой собственностью, без определения долей - совместной собственностью.

Каковы гарантии и защита права собственности и других прав на природные ресурсы?

Действующее законодательство содержит определенные гарантии и защиту права собственности и иных прав на природные ресурсы. Так, статьей 9 Консти­туции Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресур­сы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и де­ятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Иными словами, право собственности и другие права на землю и иные природные ресур­сы поставлены под охрану государства и всей нашей правовой системы. В статье 8 Конституции РФ предусмотрена равная защита частной, государственной, муни­ципальной и иных норм собственности, что является важной конституционной гарантией прав и законных интересов собственников, владельцев и пользовате­лей земли и других природных ресурсов, их равной правовой защиты, чего ранее не было и не могло быть в силу монополизма государственной собственности на землю и иные природные ресурсы.

Важным средством правовой защиты и гарантий соблюдения прав и интере­сов собственников, владельцев и пользователей земли и других природных ресур­сов является наличие перечня оснований прекращения их прав. Так, согласно зе­мельному законодательству к таковым относятся:

добровольный отказ, от земельного участка или части его;

прекращение деятельности предприятия, учреждения, организации, кресть­янского (фермерского) хозяйства;

использование земли не по целевому назначению;

систематическая неуплата земельного налога в течение установленного зако­ном срока, а также арендной платы в сроки, установленные арендным договором;

неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйст­венного производства, в течение установленного законом срока, за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями, периода мелиоративного строи­тельства;

изъятие (выкуп) земель для государственных, общественных и иных нужд;

нерациональное использование, выразившееся для земель сельскохозяйст­венного назначения в уровне фактической урожайности в течение последних пя­ти лет более чем на 20 процентов ниже нормального уровня, установленного по кадастровой оценке земель;

изменение состава сельскохозяйственных угодий путем перевода более цен­ных сельскохозяйственных угодий в менее ценные;

использование земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, ухудшению экологической обстановки и др.

Кроме того, установлено, что изъятие особо ценных для данного региона про­дуктивных земель, в том числе опытных полей (участков) научно-исследователь­ских учреждений и учебных заведений, а также земель природно-заповедного фон­да, историко-культурного назначения и других особо охраняемых территорий, не допускается. Перечень таких земель устанавливается субъектами Российской Фе­дерации. Определенные гарантии соблюдения прав и законных интересов сельско­хозяйственных товаропроизводителей содержит и установленный действующим законодательством порядок предоставления земель для несельскохозяйственных нужд. Статьей 27 ЗК РСФСР предусмотрено, что для строительства промышлен­ных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются по со­гласованию с собственником земли, землевладельцем, землепользователем земель­ные участки несельскохозяйственного назначения или иные не пригодные для сельского хозяйства участки либо сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой оценке.

Изъятие земель пригородных и зеленых зон, земель, занятых лесами первой группы, для государственных и общественных нужд допускается только в исклю­чительных случаях, установленных Земельным кодексом РСФСР.

Статья 55 ЗК РСФСР специально посвящена гарантиям прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. Изъятие и выкуп для государственных и общественных нужд земельных участков у граждан может производиться после выделения по их желанию местной админи­страцией равноценного земельного участка, строительства на новом месте пред­приятиями, учреждениями и организациями, для которых отводится земельный участок, жилых, производственных и иных построек взамен изымаемых и возме­щения в полном объеме всех других убытков, включая упущенную выгоду. Изъ­ятие для государственных и общественных нужд земельных участков колхозов, совхозов, сельскохозяйственных, научно-исследовательских учреждений и учеб­ных заведений, других государственных, кооперативных, общественных, сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий может производиться при условии строительства по их желанию жилых, производственных и иных по­строек взамен изымаемых и возмещения в полном объеме всех других убытков, включая упущенную выгоду.

Следует также иметь в виду, что новый Уголовный кодекс Российской Феде­рации предусматривает уголовную ответственность за такие преступления, как порча земли, нарушение правил охраны и использования недр и др.




Навигация

« ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании