ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА


Что понимается под экологической экспертизой?

Согласно статье 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. «Об экологичес­кой экспертизе», экологическая экспертиза - это установление соответствия на­мечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и оп­ределение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Каковы принципы экологической экспертизы?

Экологическая экспертиза согласно действующему законодательству основы­вается на следующих принципах:

презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хо­зяйственной и иной деятельности;

обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяй­ственной и иной деятельности и его последствий;

обязательности учета требований экологической безопасности при проведе­нии экологической экспертизы;

достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

научной обоснованности, объективности и законности заключений экологи­ческой экспертизы;

гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общест­венного мнения;

ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Каковы виды экологической экспертизы?

Законом «Об экологической экспертизы» предусмотрены два вида экологиче­ской экспертизы: государственная и общественная.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специ­ально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном действующим законодательством. Госу­дарственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.

Каковы объекты государственной экологической экспертизы на федеральном уровне?

Объектами обязательной экологической экспертизы на федеральном уровне

являются:

проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненорма­тивного характера, реализация которых может привести к негативным воздейст­виям на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктив­но-методических документов, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации, регламентирующих хозяйственную и иную деятель­ность, которая может оказать воздействие на окружающую природную среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану природной среды;

материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти Рос­сийской Федерации и предшествующие разработке прогнозов развития и разме­щения производительных сил на территории Российской Федерации, в том числе:

1) проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду:

2) проекты генеральных планов развития территорий свободных экономиче­ских зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяй­ственной деятельности;

3) проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федера­ции, в том числе промышленности;

4) проекты генеральных схем расселения, природопользования и территори­альной организации производительных сил Российской Федерации;

5) проекты схем расселения, природопользования и территориальной органи­зации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований;

6) проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участ­вует Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ;

7) проекты комплексных схем охраны природы Российской Федерации;

технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструк­ции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации ор­ганизаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принад­лежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздей­ствие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе материалы по созданию гражда­нами или юридическими лицами Российской Федерации с участием иностран­ных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностран­ных инвестиций в которых превышает пятьсот тысяч долларов;

технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельнос­ти, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду со­предельных государств или для осуществления которой необходимо использова­ние общих с сопредельными государствами природных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных государств, определенные Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте;

материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, ко­торые находятся в ведении Российской Федерации;

проекты международных договоров;

иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и другую дея­тельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на ок­ружающую природную среду в пределах территорий двух или более субъектов Российской Федерации, и др.

Какие органы являются специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы?

Специально уполномоченными государственными органами в области эколо­гической экспертизы являются федеральный специально уполномоченный на то государственный орган в области охраны окружающей природной среды - Госу­дарственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальные органы, которые имеют исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы и осуществляют соответствующие функции через свои подразделения, специализированные в области организации и проведения экологической экспертизы.

Каковы полномочия, права и обязанности федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы?

К полномочиям названного органа относятся;

разработка порядка и регламента проведения государственной экологической экспертизы;

организация и проведение государственной экологической экспертизы соот­ветствующих объектов, в том числе формирование экспертных комиссий;

установление правил определения срока и условий действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

разработка, пересмотр и утверждение нормативно-технических и инструктив­но-методических документов, обеспечивающих реализацию Федерального зако­на «Об экологической экспертизе» в части проведения государственной экологи­ческой экспертизы;

научное и методологическое обеспечение государственной экологической экспертизы;

организация информационного обеспечения государственной экологической экспертизы и другие права и обязанности, предусмотренные статьей 7 Федераль­ного закона «Об экологической экспертизе».

Каков порядок проведения государственной экологической экспертизы?

Государственная экологическая экспертиза проводится при условии обяза­тельного соответствия формы и содержания представленных заказчиком матери­алов требованиям Федерального закона «Об экологической экспертизе», уста­новленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представленных материалов:

документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в объ­еме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной де­ятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;

положительных заключений и документов согласования органов федерально­го надзора и контроля с органами местного самоуправления, получаемых в уста­новленном порядке;

заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологиче­ской экспертизы в случае ее проведения;

материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организован­ных органами местного самоуправления.

Установлено также, что государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе. Начало срока проведения государст­венной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один ме­сяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется в зави­симости от сложности объекта. Однако он не должен превышать шести месяцев.

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комисси­ей, образованной специально уполномоченным государственным органом в об­ласти экологической экспертизы. Результатом проведения государственной эко­логической экспертизы является ее заключение, отвечающее установленным требованиям. Повторное проведение государственной экологической эксперти­зы осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда.

Как осуществляется формирование государственной экспертной комиссии?

Формирование экспертной комиссии, утверждение ее персонального состава, назначение руководителя и ответственного секретаря осуществляются соответст­вующим специально уполномоченным государственным органом в области эко­логической экспертизы. Формирование экспертной комиссии осуществляется при участии ее руководителя.

Каков правовой статус эксперта государственной экологической экспертизы?

Экспертом государственной экологической экспертизы является специалист, обладающий научными и практическими познаниями по рассматриваемому во­просу, привлеченный в установленном порядке к проведению государственной экологической экспертизы. Экспертом государственной экологической экспер­тизы не может быть представитель заказчика документации, подлежащей госу­дарственной экологической экспертизе, или разработчика объекта государствен­ной экологической экспертизы, гражданин, состоящий с указанным заказчиком или с разработчиком в трудовых или иных договорных отношениях, а также представитель юридического лица, состоящего с указанными заказчиком или с разработчиком в таких договорных отношениях.

Эксперт государственной экологической экспертизы имеет право:

заявлять специально уполномоченному государственному органу о необходи­мости представления заказчиком на государственную экологическую экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов государственной экологической экспертизы;

формулировать особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государственной экологической экспертизы.

Эксперт обязан:

осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ пред­ставляемых на государственную экологическую экспертизу материалов с учетом пе­редовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации в области охра­ны окружающей природной среды, нормативным правовым актам субъектов Рос­сийской Федерации в области охраны окружающей природной среды, нормативно-техническим документам и предоставлять заключение по таким материалам;

соблюдать требования законодательства Российской Федерации и ее субъек­тов об экологической экспертизе;

соблюдать установленные специально уполномоченным государственным ор­ганом в области экологической экспертизы порядок и сроки проведения государ­ственной экологической экспертизы;

обеспечить объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы;

участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении государственной экологической экспертизы заключения общественной экологи­ческий экспертизы, а также поступившие от органов местного самоуправления, общественных организаций и граждан аргументированные предложения по эко­логическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом государственной экологической экспертизы:

обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу.

Какие требования предъявляются к заключению государственной экологической экспертизы?

Заключение государственной экологической экспертизы должно содержать обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государствен­ной экологической экспертизы. Оно должно быть одобрено квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии и соответствовать зада­нию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому специально упол­номоченным государственным органом в области экологической экспертизы. К заключению должны быть приложены особые обоснованные мнения ее экс­пертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением.

Заключение подписывается руководителем государственной экспертной ко­миссии, ее ответственным секретарем и всеми членами комиссии. Оно не может быть изменено без их согласия. Заключение, подготовленное экспертной комис­сией, после его утверждения специально уполномоченным государственным ор­ганом в области экологической экспертизы приобретает статус заключения госу­дарственной экологической экспертизы.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы яв­ляется обязательным условием финансирования и реализации объекта государст­венной экологической экспертизы. Такое заключение имеет юридическую силу в течение срока, определенного специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, проводящим конкретную государ­ственную экологическую экспертизу. Оно теряет юридическую силу в случае:

доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечани­ям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

изменения условий природопользования специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей природной среды;

реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступле­ниями от документации, получившей положительное заключение государствен­ной экологической экспертизы, и в случае внесения изменений в указанную до­кументацию:

истечения срока действия положительного заключения государственной эко­логической экспертизы;

внесения изменений в проектную и иную документацию после получения по­ложительного заключения государственной экологической экспертизы.

При наличии отрицательного заключения государственной экологической экс­пертизы реализация ее объекта запрещается. Несоблюдение требования обязатель­ного проведения государственной экологической экспертизы проекта междуна­родного договора является основанием для признания его недействительным.

В случае отрицательного заключения государственной экологической экспер­тизы заказчик вправе представить соответствующие материалы на повторную го­сударственную экологическую экспертизу при условии переработки с учетом за­мечаний, изложенных в отрицательном заключении.

Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспоре­ны в судебном порядке.

Каков порядок проведения общественной экологической экспертизы?

Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также органов местного самоуправления обще­ственными организациями, основным направлением деятельности которых яв­ляется охрана окружающей природной среды, в том числе организация и прове­дение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Такая экспертиза может проводиться в отношении тех же объектов, что и го­сударственная экологическая экспертиза, за исключением объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую или же охраняемую зако­ном тайну.

Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государ­ственной экологической экспертизы или одновременно с ней и касаться тех же объектов, что и государственная экспертиза, за исключением указанных выше.

Общественные организации, осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном законом порядке, имеют право:

получать от заказчика документацию, подлежащую экологической эксперти­зе, в установленном законом объеме;

знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;

участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседани­ях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участво­вать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

Каковы условия проведения общественной экологической экспертизы?

Общественная экологическая экспертиза проводится при условии государст­венной регистрации заявления общественных организаций о ее осуществлении. Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистриро­вать или отказать в регистрации. Заявление, в регистрации которого не было отказано в указанный срок, считается зарегистрированным со всеми вытекающими последствиями.

Каковы основания отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы?

В государственной регистрации заявления о проведении общественной эко­логической экспертизы может быть отказано в случае, если:

общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в от­ношении объекта общественной экологической экспертизы;

общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую или иную охра­няемую законом тайну;

порядок государственной регистрации общественной организации не соот­ветствует установленному законом;

устав общественной организации, организующей и проводящей обществен­ную экологическую экспертизу, не соответствует установленным требованиям;

не выполнены требования к содержанию заявления о проведении обществен­ной и экологической экспертизы.

Указанный перечень оснований отказа в государственной регистрации заяв­ления о проведении общественной экологической экспертизы, предусмотренный статьей 24 Федерального закона «Об экологической экспертизы», является исчер­пывающим. Следовательно, по иным основаниям не может быть отказано в госу­дарственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

В каких случаях заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу?

Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридичес­кую силу после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. В этих случаях на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распрост­раняются установленные законом формы ответственности за допущенные право­нарушения.

Каков порядок финансирования государственной экологической экспертизы?

Финансирование государственной экологической экспертизы, в том числе ее повторного проведения, осуществляется за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном соответствии со сметой расходов и порядком ее проведения, определяемыми осуществляющим эко­логическую экспертизу специально уполномоченным государственным органом.

Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных организаций (объединений), общест­венных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взно­сов граждан и организаций, а также за счет средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного самоуправления.

Каковы виды нарушений законодательства РФ об экологической экспертизе?

Федеральным законом «Об экологической экспертизе» предусмотрены следу­ющие виды нарушений законодательства заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и другими заинтересованными лицами:

непредставление документации на экологическую экспертизу;

фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологи­ческую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения;

принуждение эксперта экологической экспертизы к подготовке заведомо ложного заключения;

создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы;

уклонение от представления специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы и общественным организациям, организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых матери­алов, сведений и данных;

реализация объема экологической экспертизы без положительного заключе­ния государственной экологической экспертизы;

осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей до­кументации, которая получила положительное заключение государственной эко­логической экспертизы.

Нарушениями законодательства РФ об экологической экспертизе руководи­телями специально уполномоченных государственных органов н руководителями экспертных комиссий государственной экологической экспертизы являются:

нарушение установленных Федеральным законом «Об экологической экспер­тизе» правил и порядка проведения государственной экологической экспертизы;

нарушение правил формирования и организации деятельности экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;

неисполнение установленных указанным Законом для специально уполномо­ченного государственного органа в области экологической экспертизы обя­занностей;

нарушение установленного порядка расходования перечисленных заказчиком документации средств на проведение государственной экологической экспертизы;

несоответствие оплаты выполненных работ их объему и качеству;

необоснованность материалов по учету выводов общественной экологической экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления общественных организаций, граждан аргументированных предложений по экологическим ас­пектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе.

Нарушениями законодательства РФ в области экологической экспертизы ру­ководителями экспертной комиссии и ее экспертами являются:

нарушение требований законодательства РФ об экологической экспертизе и законодательства субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе, а также законодательства Российской Федерации об охране окружающей при­родной среды, стандартов и иных нормативно-технических документов;

необоснованность выводов заключения экологической экспертизы;

фальсификация таких выводов;

сокрытие от специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы или от общественной организации (объединения), ор­ганизующих проведение экологической экспертизы, сведений, исключающих возможность быть экспертом государственной экологической экспертизы.

Нарушениями законодательства РФ об экологической экспертизе должностны­ми лицами государственных органов исполнительной власти и органов федерально­го надзора и контроля, а также органов местного самоуправления являются:

фальсификация сведений и данных о результатах проведения экологической экспертизы;

выдача разрешений на специальное природопользование или неосуществле­ние иной деятельности, которая может оказать прямое иди косвенное воздейст­вие на окружающую природную среду без положительного заключения государ­ственной экологической экспертизы;

организация или проведение экологической экспертизы неправомочными на то органами, организациями и общественными организациями (объединениями);

прямое или косвенное вмешательство в работу специально уполномоченных го­сударственных органов в области экологической экспертизы, экспертных комиссий и экспертов экологической экспертизы в целях оказания влияния на ход и резуль­таты проведения государственной или общественной экологической экспертизы;

незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы.

Нарушениями законодательства РФ об экологической экспертизе банковски­ми организациями, их должностными лицами, иными юридическими лицами, а также гражданами являются финансирование и кредитование объекта экологи­ческой экспертизы без положительного заключения государственной экологиче­ской экспертизы.

Указанный перечень нарушений законодательства об экологической экспер­тизе, предусмотренных Федеральным законом «Об экологической экспертизе», не является исчерпывающим. Законодательством Российской Федерации, равно как и законодательством субъектов Российской Федерации, могут быть установ­лены иные виды нарушений законодательства об экологической экспертизе.

Какие виды юридической ответственности за нарушение законодательства об экологической экспертизе предусмотрены Федеральным законом «Об экологической экспертизе»?

Федеральным законом «Об экологической экспертизе» предусмотрены четы­ре вида юридической ответственности эа нарушения законодательства об эколо­гической экспертизе:

уголовная ответственность лиц, виновных в совершении нарушения зако­нодательства РФ об экологической экспертизе или в нарушении, повлекшем за собой тяжкие прямые или косвенные экологические и иные последствия, в соот­ветствии с УК РФ;

административная ответственность лиц, виновных в совершении наруше­ний, которые указаны в статье 30 Федерального закона (перечисленные выше на­рушения), если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответственность;

материальная ответственность должностных лиц, экспертов экологичес­кой экспертизы, консультантов и иных работников, по вине которых органы эко­логической экспертизы и заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, понесли расходы в связи с возмещением вреда, причиненного непра­вомерными действиями в области экологической экспертизы;

гражданско-правовая ответственность. Граждане и юридические лица, пра­ва которых были нарушены экологической экспертизой, заказчиками документа­ции, подлежащей экологической экспертизе, и иными заинтересованными лица­ми в результате неисполнения ими законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, могут требовать возмещения им убытков в установ­ленном гражданским законодательством Российской Федерации порядке. Мо­ральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в облас­ти экологической экспертизы, также подлежит компенсации причинителем вреда в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ.

В данном Законе ничего не сказано о дисциплинарной ответственности рабо­чих и служащих за нарушения законодательства об экологической экспертизе. Представляется, что такая ответственность рабочих и служащих, виновных в со­вершении указанных правонарушений, также может иметь место при соблюде­нии требований, предусмотренных законодательством о труде.




Навигация

« ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРВДЫ »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании