ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОД


Какова роль вод в удовлетворении экономических, социальных, физиологических, экологических и иных потребностей человеческого общества?

Воды - важнейший компонент окружающей природной среды. Они являют­ся возобновляемым, ограниченным и весьма уязвимым природным ресурсом, иг­рающим первостепенную роль в обеспечении становления и нормального разви­тия человеческого общества, удовлетворении его экономических, социальных, экологических и иных потребностей. Они охраняются как основа жизни и дея­тельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В каком значении употребляются в законодательстве термины «вода» и «воды»?

Под «водой» понимается химическое соединение водорода и кислорода, су­ществующее в жидком, твердом и газообразном состояниях, а под «водами» - вся вода, находящаяся в водных объектах, которыми являются «сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объ­ем и черты водного режима» (ст. 1 Водного кодекса РФ).

Что понимается под водным законодательством?

Водное законодательство Российской Федерации состоит из Водного кодекса РФ и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных норма­тивных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных норма­тивных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нор­мативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить Водному кодексу РФ и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам.

Каковы цели водного законодательства РФ?

Водное законодательство Российской Федерации регулирует водные отноше­ния в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; для поддержания оптимальных условий водопользования; качества по­верхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологи­ческим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения, засорения и исто­щения; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а также со­хранения биологического разнообразия водных экосистем.

Каковы полномочия Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов?

К полномочиям Российской Федерации в данной области относятся (ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации):

определение государственной политики в области использования и охраны водных объектов;

владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности, и управление водным фондом;

разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, контроль за их соблюдением;

проведение единой инвестиционной политики в области использования и ох­раны водных объектов;

разработка, утверждение и реализация государственных федеральных про­грамм по использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также федеральных государственных программ по предупреждению и ликвидации по­следствий вредного воздействия вод;

разработка, согласование, государственная экспертиза, утверждение и реали­зация федеральных, в том числе бассейновых, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов;

проведение единой научно-технической политики, разработка и утверждение единой нормативно-методической базы, организация и финансирование фунда­ментальных и прикладных научных исследований в области использования и ох­раны водных объектов;

установление порядка ведения и ведение государственного мониторинга вод­ных объектов, государственного водного кадастра, а также порядка осуществле­ния и осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод;

установление порядка использования водных объектов;

установление порядка выдачи, оформления, регистрации и выдача лицензии на водопользование и распорядительной лицензии;

определение принципов экономического регулирования использования, вос­становления и охраны водных объектов;

другие полномочия, предусмотренные водным законодательством.

Каковы полномочия субъектов Российской Федерации по использованию и охране водных объектов?

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов отнесено:

владение, пользование, распоряжение и управление водными объектами, на­ходящимися в собственности субъектов РФ;

разработка и принятие законов, иных нормативных правовых актов, регули­рующих водные отношения в пределах территории субъекта РФ;

участие в разработке, согласовании, государственной экспертизе и реализа­ции схем комплексного использования и охраны водных ресурсов на территории субъекта РФ;

разработка, утверждение и реализация территориальных государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов;

осуществление государственного контроля за использованием и охраной вод­ных объектов;

установление лимитов водопользования;

проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной доку­ментации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов на территории субъекта Российской Федерации;

установление режимов наполнения и сработки водохранилищ, пропуска па­водков на водных объектах, являющихся собственностью субъекта РФ;

установление дифференцированных размеров платы, связанной с пользова­нием водными объектами;

ограничение, приостановление и запрещение использования водных объек­тов, находящихся в собственности субъекта РФ, и др.

Каковы полномочия органов местного самоуправления в области использования и охраны водных объектов?

Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государст­венные полномочия в области использования и охраны водных объектов в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации, а также необходимые для их реализации материальные и финансовые средства. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Каковы основные принципы государственного управления в области использования и охраны водных объектов?

Государственное управление использованием и охраной водных объектов ос­новывается на следующих принципах:

устойчивое развитие (сбалансированное развитие экономики и улучшение состояния окружающей природной среды);

сочетание рационального использования и охраны всего бассейна водного объ­екта и его части в границах территорий отдельных субъектов Российской Федера­ции (сочетание бассейнового и административно-территориального принципов);

разграничение функций управления в области использования и охраны вод­ных объектов и функций их хозяйственного использования.

Какова система органов исполнительной власти Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов?

Государственное управление в области использования и охраны водных объ­ектов осуществляют Правительство Российской Федерации и специально упол­номоченный государственный орган управления использованием и охраной вод­ного фонда (ст. 71 ВК РФ). Важные функции по рациональному использованию и охране водных ресурсов возложены на Министерство природных ресурсов Рос­сийской Федерации. Система органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области использования и охраны водных объектов на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, устанавлива­ется самими субъектами, в соответствии с основами конституционного строя РФ, общими принципами организации исполнительных органов государственной власти и Водным кодексом Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной влас­ти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управле­ние в области использования и охраны водных объектов, образуют единую сис­тему органов исполнительной власти Российской Федерации, обеспечивающих реализацию государственной политики в области использования и охраны вод­ных объектов.

Каковы основные функции специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда?

Основными функциями специально уполномоченного государственного ор­гана управления использованием и охраной водного фонда являются:

планирование рационального использования водных объектов, включая уста­новление лимитов водопользования;

ведение государственного мониторинга водных объектов, государственного водного кадастра и осуществление государственного учета поверхностных и под­земных вод;

проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной доку­ментации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние вод;

осуществление государственного контроля за использованием и охраной вод­ных объектов и соблюдением режима использования территорий их водоохранных зон;

осуществление лицензирования в области использования и охраны водных объектов;

подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений о восстанов­лении и охране водных объектов;

осуществление иных функций, направленных на рациональное использова­ние, восстановление и охрану водных объектов.

Какие органы осуществляют государственный контроль за использованием и охраной водных объектов и каковы их задачи?

Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов осуществляется государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда (таковым в настоящее время является Министерство природных ресурсов Российской Федерации), специ­ально уполномоченными государственными органами в области охраны окружа­ющей природной среды, другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Порядок осуществления государственного контроля за использованием и ох­раной водных объектов определяется Правительством Российской Федерации.

Государственный контроль призван обеспечить соблюдение:

порядка использования и охраны водных объектов;

лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);

стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов;

режима использования территорий водоохранных зон;

иных требований водного законодательства Российской Федерации.

В чем состоит нормирование в области использования и охраны водных объектов?

Нормирование в области использования и охраны водных объектов заключа­ется в установлении лимитов водопользования (водопотребления и водоотведе­ния), в разработке и принятии стандартов, нормативов и правил в области ис­пользования и охраны водных объектов.

Для каких целей могут быть использованы водные объекты?

Водные объекты могут быть использованы для следующих целей: питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; здравоохранения; промышленности и энергетики; сельского хозяйства; лесного хозяйства; гидроэнергетики; рекреа­ции; транспорта; строительства; пожарной безопасности; рыбного хозяйства;

охотничьего хозяйства; лесосплава; добычи полезных ископаемых, торфа, сапровеля; для иных целей.

Особенности использования водных объектов для определенных целей устанавливаются федеральными законами в соответствии с водным законода­тельством.

Что понимается под общим и специальным водопользованием?

Общим водопользованием считается использование водных объектов без при­менения сооружений, технических средств и устройств. Оно может осуществ­ляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водо­пользование как на водных объектах общего пользования, так и на водных объектах, не состоящих в общем пользовании, в порядке, предусмотренном Вод­ным кодексом РФ.

Специальным водопользованием считается использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств. Оно осуществляет­ся гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водо­пользование, за исключением случаев использования водных объектов для пла­вания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.

Что такое особое пользование водными объектами?

Как предусмотрено статьей 87 Водного кодекса РФ, для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а так­же для иных государственных и муниципальных нужд водные объекты, находя­щиеся в федеральной собственности, могут предоставляться в особое пользова­ние по решению Правительства РФ. По решению органов исполнительной власти субъектов РФ могут предоставляться в особое пользование для государст­венных и муниципальных нужд водные объекты, находящиеся в собственности субъектов РФ. В решении о предоставлении водного объекта в особое пользова­ние должны быть указаны цель и основные условия его использования.

Водным кодексом Российской Федерации определены порядок осуществле­ния общего водопользования: ограничение, приостановление или запрещение использования водных объектов; лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения); права и обязанности водопользователей при использовании вод­ных объектов и др.

Каковы общие требования к охране водных объектов?

Общие требования к охране водных объектов установлены статьей 94 Водно­го кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что органы государст­венной власти Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с законода­тельством РФ принимают совместные с принципом устойчивого развития меры по сохранению водных объектов, предотвращению их загрязения, засорения и истощения, а также по ликвидации последствий указанных явлений. Граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, ме­лиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие меро­приятия, обеспечивающие охрану водных объектов.

Особо урегулирована в Водном кодексе РФ охрана водных объектов от загряз­нения; засорения; загрязнения и засорения из источников, находящихся на суше; загрязнения и засорения, вызываемых деятельностью на дне водных объектов; за­грязнения ядохимикатами; загрязнения радиоактивными и токсичными вещест­вами (материалами).

Самостоятельные статьи ВК РФ посвящены охране ледяного покрова водных объектов, ледников, снежников от загрязнения и засорения (ст. 101); охране во­досборных площадей водных объектов (ст. 102).

Особые требования по охране водных объектов предъявляются при размеще­нии, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию хо­зяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов. Так, статьей 105 ВК РФ предусмотрено запрещение ввода в эксплуатацию:

хозяйственных и других объектов, в том числе фильтрующих накопителей, за­хоронение отходов, городских и других свалок, не оборудованных устройствами, очистными сооружениями, предотвращающими загрязнение, засорение, истоще­ние водных объектов и вредное воздействие вод;

животноводческих ферм и других производственных комплексов, не имею­щих очистных сооружений и санитарно-защитных зон;

оросительных, обводнительных и осушительных систем, водохранилищ, пло­тин, каналов и других гидротехнических сооружений до проведения мероприя­тий, предотвращающих вредное воздействие вод;

водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных вод, без оборудования их водорегулирующими устройствами, водоучитываюшими прибо­рами;

водозаборных и иных гидротехнических сооружений без установления зон санитарной охраны и создания пунктов наблюдения за показателями состояния водных объектов;

сооружений и устройств для транспортирования и хранения нефтяных, хими­ческих и других продуктов без оборудования их средствами для предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратуры для об­наружения утечки указанных продуктов,

Не допускается ввод в эксплуатацию объектов орошения сточными водами без создания пунктов наблюдения за показателями состояния водных объектов.

Каковы особенности охраны подземных водных объектов?

Статьей 107 ВК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, дея­тельность которых может оказать вредное влияние на состояние подземных вод­ных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение, засоре­ние и истощение водных объектов и вредное воздействие вод. На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допу­скается размещение захоронений отходов, свалок, кладбищ, скотомогильников и других объектов, влияющих на состояние подземных вод. Запрещено орошение сточными водами, если оно влияет или может повлиять на состояние водных подземных объектов.

Имеются и некоторые другие особенности охраны подземных водных объек­тов, предусмотренные Водным кодексом Российской Федерации.

Что такое водоохранные зоны?

Согласно статье 111 ВК РФ для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, для предотвращения загрязне­ния, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды оби­тания объектов животного и растительного мира устанавливаются водоохранные зоны. Таковой является территория, примыкающая к акватории водного объекта, на который устанавливается специальный режим использования и охраны при­родных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности.

В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные поло­сы, в которых запрещается распашка земель, рубка и корчевка леса, размещение животноводческих ферм и лагерей, а также другая деятельность, за исключением случаев, предусмотренных Водным кодексом РФ. Так, допускается размещение объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, а также водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензии на водопользование.

Что понимается под особо охраняемыми водными объектами?

Особо охраняемыми водными объектами являются природные водные экоси­стемы, имеющие особое природоохранное, научное, эстетическое, рекреацион­ное и оздоровительное значение. Такие объекты изымаются (полностью или ча­стично, постоянно или временно) из хозяйственной деятельности на основании решений соответствующих органов исполнительной власти по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использова­нием и охраной водного фонда и специально уполномоченных

государственных органов в области охраны окружающей природной среды. Эти объекты могут быть отнесены к особо охраняемым водным объектам федерального, территори­ального (регионального) и местного значения.

Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации могут быть установлены следующие категории особо охраняе­мых водных объектов:

участки внутренних морских вод и территориального моря РФ;

водно-болотные угодья;

водотоки и водоемы, отнесенные к уникальным природным ландшафтам;

зоны охраны истока или устья водных объектов;

места нереста ценных видов рыб;

иные категории водных объектов, рассматриваемых в неразрывной связи с лесами, животным миром и другими природными ресурсами, подлежащими осо­бой охране.

Особо охраняемыми водными объектами международного значения являют­ся трансграничные (пограничные) водные объекты, участки внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, водно-болотные угодья, определяемые в порядке, устанавливаемом Правительством РФ в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации.

Какова система платежей за пользование и охрану водных объектов?

Платежи, связанные с пользованием водных объектов, включают:

1) плату за пользование водными объектами (водный налог);

2) плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов, кото­рая взимается за:

изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита;

сверхлимитное изъятие воды;

использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование;

сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах уста­новленных лимитов.

Каков порядок разрешения споров по водопользованию и охране водных объектов?

Споры по вопросам использования и охраны водных объектов разрешаются в судах, арбитражных или третейских судах в соответствии с их подведомственно­стью, определенной законодательством Российской Федерации.

Защита прав пользования водными объектами в административном порядке может осуществляться лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом. Решения, принятые в административном порядке, могут быть обжалованы в суд.




Навигация

« ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬПРАВОВАЯ ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании