ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ НЕДР


Что понимается в действующем законодательстве под недрами?

Согласно Закону Российской Федерации «О недрах» (в редакции 1995 г.) не­драми является часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, прости­рающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Каков состав законодательства РФ о недрах?

Законодательство Российской Федерации о недрах, основывающееся на Кон­ституции РФ, состоит из Федерального закона «О недрах» и принимаемых в со­ответствии с ним других федеральных законов и иных правовых нормативных актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Россий­ской Федерации.

Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отно­шений недропользования в пределах предоставленных им действующим законо­дательством полномочий.

Как решаются вопросы собственности на недра в действующем законодательстве?

Недра в пределах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Россий­ской Федерации и ее субъектов.

Особо оговорено в Законе «О недрах», что участки недр не могут быть пред­метом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждения в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Добытые же из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по услови­ям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и иных формах собственности.

Что понимается под государственным фондом недр?

Государственный фонд недр - это используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа. Владение, пользование и распоряжения эти недрами осуществляется совместно Российской Федерацией и ее субъектами, как гласит Закон, в интересах народов, проживаю­щих на соотаетствующих территориях, и всех народов Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий утверждают госу­дарственные программы геологического изучения недр, воспроизводства мине­рально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и окружающей природной среды.

Что относится к участкам недр федерального значения?

Отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, обеспечивающие государственные потребности Российской Федера­ции стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность Российской Федерации, основы ее сувере­нитета, а также выполнение обязательств по международным договорам Россий­ской Федерации, могут получить статус объектов федерального значения на осно­вании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти ее субъектов. Часть месторождений федерально­го значения включается в федеральный фонд резервных месторождений.

Какова компетенция органов государственной власти РФ в регулировании отношений недропользования?

К компетенции органов государственной власти РФ в сфере регулирования отношений недропользования относятся:

разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах;

определение и реализация федеральной политики недропользования, опреде­ление стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расшире­ния и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ;

установление общего порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;

создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, полученной за счет государственных средств;

государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ис­копаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;

определение совместно с субъектами Российской Федерации региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, а также выделение участков недр федерального, регионального и местного значения;

составление государственного баланса запасов полезных ископаемых; госу­дарственный учет участков недр, используемых для добычи полезных ископае­мых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых; государственная регистрация работ по геологическому изучению недр;

распоряжение недрами континентального шельфа Российской Федерации;

введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обес­печения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды;

распоряжение совместно с субъектами РФ государственным фондом недр, кро­ме участков, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации;

координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с пользованием недрами;

иные полномочия, предусмотренные статьей 4 Федерального закона «О не­драх».

Каковы виды пользования недрами?

Как предусмотрено статьей 6 Закона «О недрах», недра предоставляются в пользование для:

регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыска­ния, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направлен­ные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследование вулканической деятельности, со­зданию мониторинга природной среды, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений по­лезных ископаемых;

разведки и добычи полезных ископаемых;

строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добы­чей полезных ископаемых;

образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники приро­ды, пещеры и другие подземные полости);

сбора минералогических, палеонтологических и других геологических кол­лекционных материалов.

Что является основанием для получения права пользования недрами?

Право пользования недрами может быть получено:

на основании совместного решения федерального органа управления государ­ственным фондом недр или его территориального подразделения и органа испол­нительной власти субъекта РФ по результатам конкурса или аукциона;

на основании решения Правительства РФ по согласованию с органом испол­нительной власти субъекта РФ для целей захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ в глубоких горизонтах, обеспечивающих их локализацию;

на основе решений Правительства РФ по результатам конкурса или аукциона для пользования недрами континентального шельфа РФ;

в порядке переоформления действующих лицензий;

в порядке, установленном органами представительной власти субъектов РФ для пользования участками недр, содержащими месторождения общераспростра­ненных полезных ископаемых или имеющих местное значение, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых:

на основании решений федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения, согласованного с органами исполнительной власти субъектов РФ, для целей геологического изучения недр.

Что является основанием для прекращения права пользования недрами?

Основаниями для прекращения права пользования недрами являются:

истечение установленного срока пользования;

отказ владельца лицензии от права пользования недрами;

возникновение определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами;

переоформление лицензии с нарушением условий, установленных законом (пунктом 2 части 1 статьи 17-1).

Кроме того, предусмотрено, что право пользования недрами может быть до­срочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях:

возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работаю­щих или проживающих в зоне ведения работ, связанных с пользованием недрами;

нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;

систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования ими;

возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные дей­ствия и др.):

если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не при­ступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;

ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;

по инициативе владельца лицензии.

Каковы основные права и обязанности пользователя недр?

Статья 22 Закона «О недрах» предусматривает следующие основные права пользователя недр:

использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпри­нимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии;

самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие дей­ствующему законодательству;

использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минераль­ное сырье, в соответствии с лицензией и действующим законодательством:

использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перераба­тывающих производств, если иное не оговорено в лицензии;

ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в грани­цах предоставленного ему горного отвода;

производить без дополнительного разрешения геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией;

обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра ли­цензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.

Определены и обязанности пользователя недр. Таковыми являются:

соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установ­ленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связан­ных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья;

соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития гор­ных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выбороч­ной отработки полезных ископаемых;

ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность;

предоставление геологической информации в федеральный и соответствую­щие территориальные фонды геологической информации;

безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;

приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;

другие обязанности, предусмотренные Законом «О недрах».

Какова система платежей при пользовании недрами?

При пользовании недрами производятся следующие виды платежей:

сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии;

платежи за пользование недрами;

отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

акцизы;

иные платежи, предусмотренные законодательством (плата за землю, аквато­рию, геологическую информацию о недрах).

Взимание платежей, не предусмотренных законодательством, не допускается.

Какова ответственность за нарушение законодательства о недрах?

Лица, виновные в нарушении законодательства о недрах, несут дисциплинар­ную, материальную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

В статье 49 Федерального закона «О недрах», посвященной ответственности за его нарушение, предусмотрено, что сделки, связанные с пользованием недра­ми, заключенные с нарушением настоящего Закона, являются недействительны­ми. Лица, виновные в их совершении, а также в предоставлении лицензий на пользование недрами по основаниям, не предусмотренным настоящим Законом; нарушении установленного законодательством порядка пользования недрами; са­мовольном пользовании недрами; выборочной (внепроекгной) отработке место­рождений, приводящей к необоснованным потерям запасов полезных ископае­мых, и других нарушениях рационального использования недр, приводящих к порче месторождения, несут уголовную ответственность в соответствии с законо­дательством РФ и ее субъектов.

Каков порядок разрешения споров по вопросам пользования недрами?

Споры по указанным вопросам, согласно статье 50 Закона «О недрах», разре­шаются органами государственной власти, судом или арбитражным судом в соот­ветствии с их полномочиями и в порядке, установленном законодательством. Рассмотрению в суде или арбитражном суде подлежат:

финансовые, имущественные и иные споры, связанные с пользованием не­драми;

обжалование решений органов государственной власти, противоречащих на­стоящему Закону, в том числе об отказе в предоставлении лицензии на пользова­ние недрами или о досрочном прекращении права пользования недрами;

обжалование действий и решений должностных лиц и органов, противореча­щих настоящему Закону;

обжалование противоречащих законодательству стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраной недр и окружающей природной среды.




Навигация

« ПРАВОВАЯ ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХАПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЛЕСОВ И РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА ВНЕ ЛЕСОВ »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании