ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЛЕСОВ И РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА ВНЕ ЛЕСОВ


Что такое «лес», «лесной фонд», «лесные земли», «нелесные земли»?

Лес - это одна из основных составных частей растительного мира. По дейст­вующему законодательству лесами считается всякая лесная растительность, за исключением древесно-кустарниковой, на землях сельскохозяйственного назна­чения, транспорта, поселений и т. п.

Лесным фондом являются все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов, а также земли этого фонда, не по­крытые лесной растительностью, - лесные земли и нелесные.

Лесными землями считаются земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погиб­шие древостои, редины, пустыри и др.).

Нелесными землями считаются земли, предназначенные для нужд лесного хо­зяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями и др.), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, за­нятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использова­ния земли).

В лесной фонд и в леса, не входящие в него (леса на землях обороны и город­ские леса), не включается древесно-кустарниковая растительность, расположен­ная на:

землях сельскохозяйственного назначения, в том числе предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;

землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и ав­томобильных дорог);

землях населенных пунктов, в том числе предоставленных для дачного, жи­лищного и иного строительства (за исключением городских лесов);

землях водного фонда (на полосах отвода каналов);

землях иных категорий.

Что такое «лесное законодательство» и каковы цепи и задачи его?

Лесное законодательство состоит из Лесного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Государственные органы управления лесным хозяйством вправе издавать акты, содержащие нормы лесного права, в случаях и пределах, установленных законо­дательством Российской Федерации.

Цели и задачи лесного законодательства состоят в обеспечении рационально­го и неистощительного использования лесов, их охране, защите и воспроизвод­стве исходя из принципов устойчивого управления лесами, сохранения биологи­ческого разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного многоцелевого лесопользования.

Каковы права собственности и другие права на лесной фонд и на леса, не входящие в него?

Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федераль­ной собственности. В соответствии с федеральными законами допускается пере­дача части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации.

Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.

Древесно-кустарниковая растительность на земельных участках, находящих­ся в собственности граждан или юридических лиц, является их собственностью, если иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и рас­поряжение такой растительностью осуществляется собственником в соответст­вии с требованиями лесного законодательства Российской Федерации и законо­дательства РФ о растительном мире. Древесно-кустарниковая растительность, появившаяся в результате хозяйственной деятельности или естественным обра­зом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, является его собственностью, которой он владеет, пользует­ся и распоряжается по своему усмотрению.

Что представляет собой лесной сервитут?

Лесной сервитут - это право ограниченного пользования лесным фондом и

лесами, не входящими в него, в случаях и порядке, установленных лесным зако­нодательством.

Согласно статье 21 ЛК РФ граждане имеют право свободно пребывать в лес­ном фонде и в не входящих в него лесах, если иное не предусмотрено законода­тельством РФ (публичный лесной сервитут). Такие права граждан и юридических лиц могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и органов местного самоуправления, а также судебных решений (частный лесной сервитут).

Каковы права пользования участками лесного фонда и их виды?

Участки лесного фонда могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам в пользование на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования.

Каковы основания возникновения права пользования участками лесного фонда и участками лесов, не входящими в него?

Основаниями возникновения права пользования участками лесного фонда и участками лесов, не входящими в него, по действующему законодательству (ст. 23 Л К РФ) являются:

акты государственных органов;

договоры;

судебные решения;

иные основания, допускаемые Лесным кодексом РФ.

Права пользования участками лесного фонда (за исключением публичного лесного сервитута) возникают с момента государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком и договора концессии; подписания протокола о результатах лесного аукциона, по­лучения лесорубочного билета, ордера или лесного билета.

Каковы основания прекращения прав пользования участками лесного фонда и участками лесов, не входящими в него?

Права пользования участками лесного фонда и участками лесов, не входящи­ми в него, прекращаются:

при отказе лесопользователя от них;

по истечении срока пользования;

при прекращении деятельности юридического лица-лесопользователя;

в иных случаях, предусмотренных Лесным кодексом и законодательством Российской Федерации.

Принудительное прекращение права пользования участком лесного фонда и участком леса, не входящим в него, может быть только случаях:

систематического (более двух раз) нарушения лесопользователем лесного за­конодательства РФ;

аварий, стихийных бедствий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвы­чайный характер;

систематического или более трех месяцев в течение года невнесения лесо­пользователем платежей за пользование лесным фондом;

нарушения лесопользователем установленных правил пользования участком лесного фонда и участком не входящего в лесной фонд леса, или условий, преду­смотренных лесорубочным билетом, ордером, лесным билетом;

невыполнения лесопользователем лесовосстановительных и противопожар­ных работ, а также несоблюдение правил пожарной безопасности в лесах;

изъятия участка лесного фонда и участка не входящего в лесной фонд леса для государственных нужд.

Каков порядок прекращения прав пользования участками лесного фонда и не входящими в него участками леса?

Указанные права прекращаются в результате расторжения договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования таковым, договора концессии, аннулирования лесорубочного билета, ордера, лесного билета. При отказе лесопользователя от прав пользования участком лесного фонда такое пра­во прекращается на основании письменного заявления лесопользователя.

Принудительное прекращение прав пользования участками лесного фонда осуществляется территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством с уведомлением об этом в письменной форме лесопользова­теля и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок прекращения прав пользования участками лесов, не входящими в лесной фонд, определяется законодательством Российской Федерации.

Каковы полномочия Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов?

К полномочиям Российской Федерации в указанной сфере относятся:

определение основных направлений государственной политики в области ве­дения лесного хозяйства;

разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за их соблюдением;

владение, пользование и распоряжение лесным фондом;

проведение единой инвестиционной политики в области использования, ох­раны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;

разработка, утверждение и реализация федеральных государственных про­грамм использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;

организация и определение порядка деятельности федерального органа уп­равления лесным хозяйством и его территориальных органов;

установление порядка разделения лесного фонда по группам лесов и разграни­чения лесов первой группы по категориям защитности, перевода лесов из одной группы в другие, а лесов первой группы из одной категории защитности в другую;

установление норм и правил пользования лесным фондом;

определение и утверждение расчетной лесосеки;

установление видов платежей за пользование лесным фондом, а также мини­мальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню;

определение порядка предоставления участков лесного фонда в пользование;

организация и координация научно-исследовательских и опытно-конструк­торских работ по ведению лесного хозяйства;

заключение и организация выполнения международных договоров Россий­ской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и вос­производства лесов;

другие полномочия, предусмотренные лесным законодательством РФ (см. ст. 46 ЛК РФ).

Каковы полномочия субъектов РФ в области использования охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов?

К полномочиям субъектов Российской Федерации в данной области относятся:

разработка, утверждение и реализация территориальных (региональных) го­сударственных программ использования, охраны, защиты лесного фонда и вос­производства лесов;

разработка законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ;

участие в осуществлении прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации;

участие в разработке и реализации федеральных государственных программ использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;

принятие решений о предоставление участков лесного фонда в аренду, без­возмездное пользование и краткосрочное пользование в соответствии с Лесным кодексом РФ;

установление границ участков лесного фонда с особым режимом ведения лес­ного хозяйства и лесопользования на территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов и этнических общностей;

иные полномочия, предусмотренные статьей 47 ЛК РФ.

Каковы полномочия органов местного самоуправления?

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государствен­ными полномочиями в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Каковы основные принципы государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов?

Таковыми, согласно статье 50 ЛК РФ, являются:

устойчивое развитие (сбалансированное развитие экономики и улучшение состояния окружающей природной среды);

рациональное, непрерывное, неистощимое использование лесного фонда в интересах Российской Федерации и ее субъектов;

несовместимость реализации функций государственного управления в дан­ной области с осуществлением рубок главного пользования и переработки полу­ченной при этом древесины.

Какова система исполнительной власти в данной области?

Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими госу­дарственное управление в данной области, являются Правительство Российской Федерации, осуществляющее такое управление непосредственно или через упол­номоченные им органы исполнительной власти.

Важные функции по государственному управлению в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов возложены на Федераль­ную службу лесного хозяйства России.

Государственное управление в области использования, охраны, защиты лес­ного фонда и воспроизводства лесов на территориях субъектов Российской Фе­дерации осуществляют соответственно органы исполнительной власти респуб­лик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов либо непосредственно, либо через территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством, если это предусмотрено со­ответствующим соглашением между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Каковы по действующему законодательству группы лесов и категории защитности лесов первой группы?

В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением, местоположением и выполняемыми функциями лесной фонд делится на три группы лесов - первую, вторую, третью, а леса первой группы - на категории защитности.

К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых явля­ется выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гитиенических, оздорови­тельных, иных функций, а также леса особо охраняемых территорий.

Леса первой группы подразделяются на следующие категории защитности:

запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов;

запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;

противоэрозийные леса;

защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобиль­ных дорог федерального, республиканского и областного значения;

государственные защитные лесные полосы;

ленточные боры;

леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей при­родной среды;

леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов;

леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснаб­жения;

леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горносанитарной) ох­раны курортов;

особо ценные лесные массивы;

леса, имеющие научное или историческое значение;

памятники природы;

орехово-промысловые зоны;

лесоплодовые насаждения;

притундровые леса;

леса государственных природных заповедников;

леса национальных парков;

леса природных парков;

заповедные лесные участки.

К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью на­селения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в ре­гионах с недостаточными лесные ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.

К лесам третьей группы относятся леса многолесных регионов, имеющие пре­имущественно эксплуатационное значение. Однако и здесь при заготовке древе­сины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов. Ле­са этой группы разделяются на освоенные и резервные. Кретерии отнесения лесов этой группы к резервным определяются федеральным органом управления лес­ным хозяйством.

Каков порядок перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом?

Порядок такого перевода лесных земель в нелесные определен статьей 63 ЛК РФ. Перевод лесных земель в нелесные в указанных случаях и их изъятие осуще­ствляется:

в лесах первой группы - Правительством РФ по представлению органа госу­дарственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с феде­ральным органом управления лесным хозяйством;

в лесах второй и третьей групп - органом государственной власти субъекта РФ по представлению соответствующего территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством.

При таких переводах лесных земель в нелесные с граждан и юридических лиц, в интересах которых осуществляется такой перевод или изъятие, взимается плата, размер которой устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании кадастровой оценки переводимого или изымаемого участка лесного фонда. Эта плата направляется лесхозу федерально­го органа управления лесным хозяйством и расходуется на возмещение потерь лесного хозяйства.

Иной порядок установлен для перевода лесных земель в нелесные для исполь­зования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лес­ным фондом. Перевод в этих случаях осуществляется соответствующим лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством с разрешения территориаль­ного органа федерального органа управления лесным хозяйством в субъекте РФ. В таком разрешении должно быть указано место нахождения участка лесного фонда, его площадь, цель и срок, на который осуществляется перевод, перечень разрешенных к выполнению работ на данном участке, мероприятия по рекульти­вации этого участка после истечения срока перевода.

Каков порядок ведения государственного учета лесного фонда?

Порядок ведения государственного учета лесного фонда определяется зако­нодательством Российской Федерации. Перечень показателей этого учета, а так­же формы соответствующих документов определяются федеральным органом уп­равления лесным хозяйством. Данные государственного учета лесного фонда используются при ведении государственного лесного кадастра.

Что такое «государственный лесной кадастр»?

Государственный лесной кадастр - это систематизированный свод экологи­ческих, экономических и иных количественных и качественных характеристик лесного фонда.

Ведение государственного лесного кадастра осуществляют федеральный орган управления лесным хозяйством и его территориальные органы. Перечень по­казателей государственного лесного кадастра и методика экономической оценки лесов определяются федеральным органом управления лесным хозяйством.

Что понимается под мониторингом лесов?

Мониторинг лесов - это система наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях государственного управления в области ис­пользования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов и повыше­ния их экологических функций. Порядок ведения мониторинга лесов устанавли­вается федеральным органом управления лесным хозяйством совместно со специально уполномоченным государственным органом в области охраны окру­жающей природной среды.

Каково значение государственных программ в рациональном использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизводстве лесов?

Для осуществления рационального использования и надлежащей охраны ле­сов разрабатываются федеральные и территориальные государственные програм­мы. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентяб­ря 1997 г. была утверждена Федеральная целевая программа «Леса России» на 1997-2000 годы. Основная цель Программы - через систему лесоводческих, ор­ганизационно-технических и экономических мер уменьшить площади не покры­тых лесом земель, улучшить состояние дубовых лесов и ведение хозяйства в кед­ровых лесах, сохранить относительно высокую продуктивность лесов и их роль в экологическом оздоровлении страны, а также выполнять принятые Россией меж­дународные соглашения и обязательства в сфере рационального использования, сохранения и воспроизводства лесов. В данной Программе предусмотрены меро­приятия по лесоустройству, лесовосстановлению и лесоразведению, защите лесов от вредителей и болезней, ведению хозяйства в дубовых и кедровых лесах и др.

Что такое «лесоустройство»?

Лесоустройство - это система мероприятий по обеспечению рационально­го использования лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного хозяйства и осуществлению единой научно-технической политики в лесном хо­зяйстве.

При лесоустройстве осуществляются:

определение в установленном порядке границ участков лесного фонда и вну­трихозяйственная организация территорий лесного фонда, лесхозов федерально­го органа управления лесным хозяйством, национальных парков федерального органа управления лесным хозяйством, государственных природных заповедни­ков, лесхозов образовательных учреждений высшего профессионального образо­вания;

выполнение топографо-геодезических работ и специальное картографирова­ние лесного фонда;

инвентаризация лесного фонда с определением породного и возрастного со­става лесов, их состояния, качественных и количественных характеристик лес­ных ресурсов;

выявление реликтовой лесной растительности и особо защитных участков лесов;

выявление участков лесного фонда, нуждающихся в проведении рубок глав­ного пользования, рубок промежуточного пользования, мероприятий по восста­новлению лесов и лесоразведению, мелиорации, охране и защите лесов и других лесохозяйственных мероприятий, а также определение порядка их проведения.

Какие виды лесопользований предусмотрены действующим законодательством?

Лесным кодексом РФ (ст. 80) предусмотрены следующие виды лесопользо­ваний:

заготовка древесины;

заготовка живицы;

заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.);

побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, гри­бов, лекарственных растений, технического сырья, мха, лесной подстилки, опав­ших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования, перечень кото­рых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством);

пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;

пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей;

пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, тури­стических и спортивных целей.

Каковы правила отпуска древесины на корню?

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 1998 г. ут­верждены Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, которыми установлен порядок отвода лесосек, заготовки древесины, живицы, а также размеры неустоек за нарушение лесохозяйственных требований на всей территории лесного фонда Российской Федерации при проведении рубок глав­ного пользования подсочки древостоев, рубок промежуточного пользования, прочих рубок леса.

Рубки главного пользования проводятся в перестойных и спелых древостоях, за исключением некоторых категорий защитности лесов первой группы и отдель­ных особо защитных участков леса, выделяемых в установленном порядке в лесах всех групп, на которых проведение рубок главного пользования запрещается. При проведении рубок главного пользования отпуск древесины на корню производит­ся в первую очередь за счет назначения в рубку древостоев, в которых требуется рубка по их состоянию (поврежденных пожарами, ветром, снегом, насекомыми, выбросами вредных веществ, другими неблагоприятными воздействиями), недорубов прошлых лет, вышедших из подсочки древостоев, перестойных насаждений. Разработка лесосек или делянок производится лесопользователем по технологиче­ским картам, согласованным с лесхозом, без которых лесорубочные билеты не вы­даются.

Каковы правила пребывания граждан в лесах?

Граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в него, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено законода­тельством Российской Федерации.

Какие органы осуществляют государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводство лесов?

Государственный контроль за осуществлением указанных функций осуществ­ляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, фе­деральным органом управления лесным хозяйством и его территориальными ор­ганами, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, другими органами исполнительной влас­ти в пределах их компетенции.

Положением о Федеральной службе лесного хозяйства России, утвержден­ным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1998 г. № 173, определены структура и компетенция Федеральной службы лесно­го хозяйства, являющейся федеральным органом исполнительной власти, осуще­ствляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие функции в области использования, охраны, защиты лесного фонда, воспроизвод­ства лесов и ведения лесного хозяйства. Она является федеральным органом уп­равления лесным хозяйством и специально уполномоченным государственным органом в следующих областях государственного управления:

использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;

охраны окружающей природной среды;

охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания.

Федеральная служба лесного хозяйства России осуществляет возложенные на нее полномочия непосредственно и через свои территориальные органы. Послед­ние включают в себя органы управления лесным хозяйством этой Службы в субъ­ектах Российской Федерации и лесхозы Федеральной службы лесного хозяйства, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы.

Как осуществляется охрана и защита лесов?

Леса подлежат охране от пожаров, незаконных рубок, нарушений установлен­ного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному хозяйству и не входящим в него лесам, а также защите от вредителей и болезней леса.

Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, федераль­ный орган управления лесным хозяйством и его территориальные органы обес­печивают осуществление мероприятий по охране и защите лесов, борьбе с вреди­телями и болезнями леса и лесными пожарами.

Лесопользователи обязаны разрабатывать и утверждать по согласованию с ле­схозами федерального органа управления лесным хозяйством планы противопо­жарных мероприятий, а также проводить их в установленные сроки. Перечень противопожарных мероприятий и требования к планам этих мероприятий опре­деляются федеральным органом управления лесным хозяйством.

Граждане и юридические лица в местах проведения на территории лесного фонда работ, культурно-массовых и других мероприятий обязаны иметь средст­ва пожаротушения в соответствии с утвержденными нормами, а также содержать указанные средства в пожароопасный период в готовности, обеспечивающей их немедленное использование.

Особо урегулирована Лесным кодексом РФ защита лесного фонда и не входя­щих в него лесов от вредителей и болезней леса. Такая защита обеспечивается си­стематическим слежением за состоянием лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, своевременным выявлением очагов вредителей и болезней леса, мера­ми по профилактике возникновения таких очагов, их локализации и ликвидации.

Защита лесов от болезней и вредителей включает следующие мероприятия:

текущие, экспедиционные, аэровизуальные и другие обследования;

общий, рекогносцировочный и детальный надзор за развитием и болезнями леса;

разработка авиационных и наземных мер по борьбе с вредителями и болезня­ми леса;

организация работ по профилактике болезней леса и ликвидации очагов вре­дителей и болезней леса;

государственный контроль за осуществлением перечисленных мероприятий.

Какова ответственность за нарушение лесного законодательства?

Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут установлен­ную законом дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, админист­ративную и уголовную ответственность.

Лесным кодексом РФ (ст. 110) установлено, что штрафы за административ­ные правонарушения налагаются должностными лицами федерального органа управления лесным хозяйством и его территориальных органов в пределах уста­новленных законодательством Российской Федерации их полномочий. Лицо, привлеченное к уголовной или административной ответственности за самоволь­ный захват участков лесного фонда и не входящих в него лесов, обязано освобо­дить указанные участки в установленные сроки.

Новым Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что не­законная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо особо защитных участков лесов всех групп, а также деревьев, кустарников, лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере, наказываются штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо лишением права занимать определенные должно­сти или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо испра­вительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев. Однако незаконная порубка, а равно повреждение до сте­пени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах всех групп, а так­же насаждений, не входящих в лесной фонд, если эти деяния совершены неоднократно, лицом с использованием служебного положения, в крупном размере, на­казываются более строго (см. ч. 2 ст. 260 УК).

Самостоятельная статья УК РФ посвящена ответственности за уничтожение или повреждение лесов (ст. 261).




Навигация

« ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ НЕДРПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО МИРА »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании