ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО МИРА


Что понимается в действующем законодательстве под животным миром?

Согласно статье 1 Федерального закона «О животном мире», животный мир - это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в со­стоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам кон­тинентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Фе­дерации.

Такое определение животного мира носит, на наш взгляд, весьма ограничен­ный характер, несколько касается лишь дикой фауны и имеет территориальные границы. Между тем животный мир широком смысле слова - это все живые ор­ганизмы животного происхождения, а не только дикая фауна. Следовательно, строго научное определение животного мира охватывает все разновидности жи­вотного мира, включая домашних животных, которые в научной литературе не­редко выводятся за пределы указанного понятия и рассматриваются как товарно-материальные ценности - объекты права собственности. С приведенным определением животного мира можно согласиться лишь в строго определенных целях, предусмотренных указанным Законом.

Что понимается под законодательством об использовании и охране животного мира?

Законодательство об охране и использовании животного мира и среды его обитания, основывающееся на положениях Конституции РФ, федеральных зако­нов об охране окружающей природной среды, состоит из Федерального закона «О животном мире», принимаемых в соответствии с ним законов и иных норма­тивных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федера­ции об охране и использовании животного мира.

Законодательство РФ об охране и использовании животного мира регулирует отношения в области охраны и использования объектов животного мира, обита­ющих в условиях естественной свободы. Отношения в области охраны и исполь­зования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурса и генетиче­ского фонда объектов животного мира и в иных научных и воспитательных це­лях, регулируются Федеральным законом «О животном мире», другими феде­ральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Фе­дерации, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Отношения в области охраны и использования домашних животных, а также ди­ких животных, содержащихся в неволе, регулируются другими нормативными актами. Отношения в области охраны и использования среды обитания объектов животного мира регулируются Федеральным законом «О животном мире» и ины­ми принятыми в соответствии с ним правовыми актами. Отношения в области охраны и использования объектов животного мира континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации регулируются Фе­деральным законом «О животном мире» в той мере, в какой это допускается фе­деральными законами и нормами международного права.

В Федеральном законе «О животном мире» оговорено, что имущественные отношения в области охраны и использования животного мира регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено данным Федераль­ным законом и иными правовыми актами РФ.

Каковы формы и виды собственности на объекты животного мира?

Согласно Федеральному закону «О животном мире» (ст. 4) животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собствен­ностью. На континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдик­цию в отношении объектов животного мира в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормами международного права.

Разграничение государственной собственности на животный мир на два ее вида - федеральную собственность и собственность субъектов Российской Фе­дерации - осуществляется в порядке, установленном федеральным законом.

К федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты жи­вотного мира:

редкие, находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Крас­ную книгу Российской Федерации;

обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального зна­чения;

населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключитель­ную экономическую зону Российской Федерации;

подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации;

отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Россий­ской Федерации.

От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуще­ствляют органы государственной власти, указанные в Федеральном законе «О жи­вотном мире», в пределах их компетенции, определенной соответствующими ста­тутными актами.

Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном по­рядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных фор­мах собственности.

Каковы виды и способы пользования животным миром?

Согласно действующему законодательству (см. ст. 34 Закона «О животном мире») юридические и физические лица могут осуществлять следующие виды и способы пользования животным миром:

охота;

рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопита­ющих;

добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыбо­ловства;

использование полезных свойств жизнедеятельности животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей рас­тений, биофильтраторов и других;

изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительских, воспитательных, рекреационных, эстетических це­лях без изъятия их из среды обитания;

извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира.

Законами и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов могут быть предусмотрены и иные виды пользования животным миром.

Кому представляется право пользования животным миром?

Животный мир на территории Российской Федерации предоставляется в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства. Предоставление осуществля­ется в порядке, установленном действующим законодательством (Федеральным законом «О животном мире», гражданским, земельным, водным и лесным зако­нодательством РФ). Приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или акватории отдается российским юридическим ли­цам и гражданам Российской Федерации.

Каковы основания и порядок прекращения пользования животным миром?

Пользование животным миром прекращается (полностью или частично) в случаях:

отказа от пользования;

истечения установленного срока пользования;

нарушения законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды и условий пользования животным миром, оговоренных в ли­цензии на пользование им;

возникновения необходимости в изъятии из пользования объектов животно­го мира в целях их охраны;

использования территории, акватории для государственных нужд, исключаю­щих пользование животным миром;

ликвидации предприятия, учреждения, организации - пользователей живот­ным миром.

Решение о прекращении пользования животным миром может быть обжало­вано в суд в установленном порядке.

Какова структура экономического регулирования охраны и использования объектов животного мира?

Экономическое регулирование охраны и использования животного мира включает:

учет и экономическую оценку объектов животного мира;

экономически обоснованную систему платежей за пользование животным миром;

бюджетное финансирование мероприятий по охране и воспроизводству объ­ектов животного мира;

экономически обоснованную систему штрафов и исков за нарушение законо­дательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира;

целенаправленное использование средств, полученных от реализации конфиско­ванных орудий незаконного добывания объектов животного мира, в том числе транспортных средств и продукции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также добровольных взносов граждан и юридических лиц.

Какова система экономического стимулирования охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира?

Экономическое стимулирование указанной деятельности включает:

установление налоговых и иных льгот, предоставляемых юридическим лицам и гражданам, обеспечивающим охрану, воспроизводство и устойчивое использо­вание объектов животного мира, а также охрану и улучшение состояния среды их обитания;

предоставление юридическим лицам льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству объектов животного мира;

премирование должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану живот­ного мира, за выявленные нарушения законодательства об охране и использова­нии животного мира.

Действие системы экономического стимулирования в области охраны и исполь­зования животного мира, говорится в статье 54 Федерального закона «О животном мире», обеспечивается специальным законодательством Российской Федерации.

Каковы полномочия органов государственной власти РФ в области охраны и использования животного мира?

К полномочиям указанных государственных органов относятся:

определение государственной политики в области охраны и использования животного мира;

установление единой инвестиционной политики в данной сфере;

разработка и совершенствование федерального законодательства в данной сфере и контроль за его соблюдением;

координация деятельности органов государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации в области охраны и использования животного мира в преде­лах территории Российской Федерации;

организация и осуществление охраны, государственный контроль и регулиро­вание использования объектов животного мира, отнесенных к федеральной соб­ственности на территории Российской Федерации, объектов животного мира, по­стоянно или временно населяющих континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации, и среды их обитания;

установление порядка предоставления лицензий на пользование животным миром;

определение порядка ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы диких животных, их частей и полученной из них продукции;

осуществление мер по восстановлению объектов животного мира и среды их обитания;

ведение Красной книги Российской Федерации;

осуществление иных полномочий, предусмотренных действующим законода­тельством (см. ст. 5 Федерального закона «О животном мире»).

Каковы полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области охраны и использования животного мира?

Таковыми являются:

принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в обла­сти использования и охраны животного мира в соответствии с Федеральным за­коном «О животном мире»;

участие в разработке и реализации федеральных программ по охране, воспро­изводству и устойчивому использованию объектов животного мира и среды их обитания;

установление территориальных правил, лимитов и нормативов в области ис­пользования объектов животного мира в пределах своей компетенции;

предоставление права пользования объектами животного мира, относящими­ся к собственности субъектов РФ;

согласование интересов пользователей животным миром с интересами поль­зователей другими природными ресурсами;

организация охраны и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания;

учреждение и ведение Красной книги субъектов РФ;

осуществление иных полномочий, предусмотренных действующим законода­тельством (см. ст. 6 Федерального закона «О животном мире).

Каковы полномочия органов местного самоуправления в области охраны и использования объектов животного мира?

Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государст­венные полномочия в области охраны и использования объектов животного ми­ра в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Какое участие в охране и использовании животного мира принимают коренные малочисленные народы и этнические общности?

Коренные малочисленные народы и этнические общности, если среда их оби­тания и традиционный образ жизни связаны с животным миром, наряду с общи­ми правами граждан в данной области наделяются особыми правами. Они вправе применять традиционные методы добывания объектов животного мира и продук­тов их жизнедеятельности, если таковые не ведут прямо или косвенно к сниже­нию биологического разнообразия, не сокращают численность и устойчивое вос­производство их, не нарушают среду обитания и не представляют опасности для человека. Это право такие граждане могут осуществлять как индивидуально, так и коллективно, объединяясь в семейные, родовые, территориально-хозяйственные общины, союзы охотников, собирателей, рыболовов и др. Коренные малочислен­ные народы и этнические общности, а также граждане, принадлежащие к этим группам населения, и их объединения имеют право на приоритетное пользования животным миром на территориях их традиционного расселения и хозяйственной деятельности.

Право на приоритетное пользование животным миром включает:

предоставление первоочередного выбора промысловых угодий гражданам, принадлежащим к указанным группам населения и их объединениям;

льготы в отношении сроков и районов добывания объектов животного мира, полового, возрастного состава и количества добываемых объектов животного ми­ра, а также продуктов их жизнедеятельности;

иные виды пользования животным миром, согласованные со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регули­рованию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Таким же правом обладают и иные граждане, постоянное проживающие на данной территории и включенные на законных основаниях в одну из таких групп населения.

Какое участие в охране и использовании животного мира принимают граждане и юридические лица?

Граждане и юридические лица, включая общественные объединения и религи­озные организации, участвуют в охране и использовании животного мира, сохране­нии и восстановлении среды его обитания в установленном законодательством Рос­сийской Федерации порядке. В этой связи они наделяются следующими правами:

получать от органов государственной власти соответствующую информацию, если иное не установлено законодательством РФ;

проводить общественную экологическую экспертизу;

осуществлять общественный контроль;

проводить мероприятия по охране животного мира и среды его обитания;

содействовать реализации соответствующих государственных программ.

Участие международных общественных организаций в охране и использова­нии объектов животного мира на территории Российской Федерации регламен­тируется ее международными договорами.

Какие органы осуществляют государственное управление в области охраны и использования животного мира?

Как предусмотрено статьей 11 Закона «О животном мире», государственное управление в области охраны и использования животного мира осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченные госу­дарственные органы по охране, контролю и регулированию использования объ­ектов животного мира и среды их обитания. Последние состоят из федеральных государственных органов по охране, контролю и регулированию использова­ния объектов животного мира и среды их обитания и их территориальных (бас­сейновых) подразделений. Они образуют систему государственных органов уп­равления, обеспечивающую осуществление комплексных мер по охране, воспроизводству и устойчивому использованию объектов животного мира и сре­ды их обитания. Их полномочия и структура определяются Правительством Рос­сийской Федерации на основе требований Закона «О животном мире».

Важную роль в охране животного мира и регулировании его использования играет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федера­ции, выполняющее наряду с другими задачами и функциями разработку и реали­зацию мероприятий по охране окружающей среды и природных ресурсов в отрас­лях сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Оно, в частности, осуществляет государственное управление охотничьими хозяйства­ми, охрану и контроль за охотничьими животными и ведением охотничьего хо­зяйства.

Значительна роль в охране и рациональном использовании животного мира Министерства природных ресурсов Российской Федерации, одной из задач кото­рого является проведение единой научно-технической политики в области вод­ного хозяйства, использования, охраны и восстановления водных ресурсов, уста­новления водоохранных зон и соблюдения хозяйственной деятельности в пределах этих зон.

Большую роль в охране животного мира и рациональном его использовании играют государственные комитеты Российской Федерации по рыболовству и ох­ране окружающей среды, на которые возложено осуществление государственной политики в области охраны и использования животного мира и окружающей природной среды в целом.

Каковы основные принципы государственного управления в области охраны и использования животного мира?

Основными принципами государственного управления в области охраны и использования животного мира являются:

обеспечение устойчивого существования и использования животного мира;

поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды его обитания;

осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гу­манности;

недопустимость совмещения деятельности по государственному контролю за использованием животного мира и охраной его и среды обитания с деятельнос­тью по использования объектов животного мира;

привлечение граждан и общественных объединений к решению задач в обла­сти охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира;

отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами;

платность пользования животным миром;

приоритет международного права в области использования и охраны живот­ного мира и среды его обитания.

Каковы цели ведения государственного учета и государственного кадастра объектов животного мира?

Государственный учет объектов животного мира и их использования, а также государственный кадастр этих объектов ведутся в целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обита­ния. Государственный учет и прогнозирование состояния животного мира осу­ществляют специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Что такое «государственный кадастр объектов животного мира»?

Государственный кадастр объектов животного мира - это реестр сведений о ге­ографическом распространении объектов животного мира, их численности, а также среде их обитания, хозяйственном использовании и других необходимых данных.

Что такое «государственный мониторинг объектов животного мира»?

Государственный мониторинг объектов животного мира - это система регуляр­ных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания, Он проводится в целях своевременного выявления происходящих изменений в состоянии объектов животного мира, их оценки, предупреждения и устранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния объектов жи­вотного мира и научно обоснованного их использования.

Каковы задачи государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания?

Задачей государственного контроля в указанной области является обеспече­ние соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами требований законо­дательства Российской Федерации и ее субъектов об охране и использовании объектов животного мира. Порядок осуществления государственного контроля определяется Правительством Российской Федерации.

Каковы виды ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира?

Статьей 55 Федерального закона «О животном мире» предусмотрены три вида ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира: административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность. Однако должностные лица, рабочие и служащие, нару­шающие законодательство об охране и использовании животного мира, могут не­сти также дисциплинарную и материальную ответственность в порядке и размерах, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации.

Закон «О животном мире» (ст. 55) предусматривает следующие виды наруше­ний законодательства Российской Федерации об охране и использовании живот­ного мира, влекущие предусмотренную законом юридическую ответственность:

нарушение порядка осуществления пользования животным миром, а также не­законный ввоз в Российскую Федерацию животных или растений, признанных наносящими ущерб объектам животного мира, занесенным в Красную книгу;

нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинивших ущерб животному миру;

уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов жи­вотного мира или совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания указанных объектов животного мира;

нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления дру­гих видов пользования животным миром;

нарушение правил китобойного промысла;

ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы объектов животного ми­ра, их продуктов и частей без соответствующего разрешения;

нарушение требований по предотвращению гибели объектов животного мира в процессе хозяйственной деятельности и при эксплуатации транспортных средств;

нарушение режима охраны объектов животного мира в государственных при­родных заповедниках и заказниках, заповедных зонах национальных парков и на других особо охраняемых природных территориях, акваториях;

уничтожение или повреждение аншлагов и других знаков, установленных пользователями животным миром или специально уполномоченными государст­венными органами по охране, контролю и регулированию использования объек­тов животного мира и среды их обитания, а также зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам;

нарушение установленного порядка предоставления лицензий на пользова­ние животным миром и разрешений на изъятие объектов животного мира из сре­ды их обитания;

сокрытие или искажение информации о состоянии и численности объектов животного мира, имеющей важное значение для безопасности населения и до­машних животных, устойчивого использования объектов животного мира, их воспроизводства и качества среды их обитания.

Предусмотрено также, что незаконно добытые объекты животного мира, их части и выработанная из них продукция, а также орудия незаконного добывания объектов животного мира, в том числе транспортные средства, подлежат безмоздмездному изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательст­вом Российской Федерации.

В целях недопущения возможных противоречий и несогласованности норм права о тех или иных видах юридической ответственности представляется целе­сообразным предусматривать их не в отдельных законодательных актах, посвя­щенных тем или иным объектам природы, а в специальных законах (кодексах), регулирующих те или иные виды ответственности за нарушение действующего законодательства.




Навигация

« ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЛЕСОВ И РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА ВНЕ ЛЕСОВПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании