ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОПАСНЫМИ, РАДИОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И ТВЕРДЫМИ ОТХОДАМИ


Что понимается под экологической безопасностью?

Экологическая безопасность - это состояние защищенности окружающей при­родной среды от вредного воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.

Что такое радиационная безопасность населения?

Радиационная безопасность населения, согласно статье 1 Федерального зако­на от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности населения», - это состоя­ние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения.

Каков состав законодательства об обращении с опасными и радиоактивными веществами?

Законодательство об обращении с опасными и радиоактивными веществами состоит из федеральных законов, регулирующих обращение с опасными и радио­активными веществами, и иных нормативных правовых актов Российской Федера­ции, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Важнейшими среди них являются федеральные законы «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г., «О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов» от 3 апреля 1996 г.; Федеральная целевая программа «Защита окружающей природной среды от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы»; Федеральная целевая программа по защите населения Российской Федерации от воздействия последст­вий чернобыльской катастрофы на период до 2000 года: Программа развития атом­ной энергетики Российской Федерации на 1998-2005 годы и на период до 2010 го­да; Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 года № 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-ис­следовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного действия».

В чем экологическое значение Программы «Защита окружающей природной среды и населения от диоксиновой и диоксиноподобных токсикантов»?

Защита окружающей природной среды и населения от воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсикантов является одной из глобальных экологических проблем современности. Диоксины являются высокотоксичными веществами, оказывающими вредное воздействие на здоровье людей и экологические систе­мы. Они чрезвычайно устойчивы (период полураспада в почве - около 10 лет), накапливаются в почве, растениях, животных и в организме человека. При до­стижении определенного уровня накопления диоксинов в организмах происхо­дят генетические изменения, последствия которых непредсказуемы.

Целями Программы являются осуществление системных исследований, науч­но-технических разработок и решение первостепенных для данного этапа задач по сокращению техногенного загрязнения природной среды диоксинами и ана­логичными суперэкотоксикантами и минимизации и вредного воздействия на здоровье населения.

Основные задачи Программы:

санитарно-гигиеническая и медико-биологическая оценка состояния окружа­ющей природной среды и здоровья населения в районах, загрязненных диокси­нами и диоксиноподобными токсикантами;

разработка и создание системы социально-медицинских мероприятий по ди­агностике, профилактике воздействия диоксинов и диоксиноподобных токси­кантов и реабилитации здоровья людей, пострадавших в результате воздействия этих веществ;

разработка экологических и гигиенических нормативов содержания диокси­нов и фуранов в различных объектах окружающей природной среды, промыш­ленной продукции, отходах производства и потребления, питьевой воде, продук­тах питания и кормах.

Программа предусматривает нормативно-правовое обеспечение безопасно­сти окружающей природной среды и населения, экономические и организацион­ные мероприятия по обеспечению безопасности окружающей природной среды и населения, оценку масштабов и степени загрязнения отдельных регионов Рос­сии диоксинами и фуранами, методы и средства реабилитации территорий и здо­ровья населения в регионах, загрязненных диоксинами и диоксиноподобными токсикантами, и др.

В чем состоит правовая охрана окружающей природной среды и населения от вредного радиоактивного излучения?

Согласно Федеральному закону «О радиационной безопасности» радиацион­ная безопасность обеспечивается:

проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-тех­нического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспита­тельного и общеобразовательного характера;

осуществлением органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправ­ления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и граж­данами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области ради­ационной безопасности;

информированием населения о радиационной безопасности и мерах по ее обеспечению;

обучение населения в области обеспечения радиационной безопасности.

Для планирования и осуществления мероприятий по обеспечению радиаци­онной безопасности разрабатываются федеральные и региональные (территори­альные) программы. Федеральные программы в области обеспечения радиацион­ной безопасности разрабатываются и реализуются федеральными органами исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Россий­ской Федерации.

Так, основной целью Федеральной целевой программы по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на период до 2000 года, утвержденной Постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 28 августа 1997 г. № 1112, является снижение негативных ме­дицинских, социальных, психологических последствий аварии на Чернобыль­ской АЭС на население и участников ликвидации ее последствий до возможно низкого уровня; экологическая и экономическая реабилитация радиоактивно за­грязненных территорий, возвращение ряда территорий к нормальным условиям жизнедеятельности.

В Программе предусматривается выполнения комплекса мероприятий в со­ответствии с вышеуказанной концепцией:

концентрация основных средств на проведение защитных и реабилитацион­ных мероприятий на наиболее радиоактивно загрязненных территориях Брян­ской, Калужской, Орловской и Тульской областей, где имеет место превышение допустимых уровней облучения и содержания радионуклидов в продукции сель­ского и лесного хозяйства, в продуктах питания, производимых в личных подсоб­ных хозяйствах;

развитие и совершенствование системы оказания медицинской, в том числе специализированной, помощи гражданам, подвергшимся радиационному воз­действию вследствие чернобыльской катастрофы;

получение исчерпывающей объективной информации о радиоактивном за­грязнении объектов окружающей природной среды и уровнях радиационного воздействия на население;

обеспечение производства сельскохозяйственной продукции с содержанием радионуклидов, не превышающим допустимых уровней, устанавливаемых Ми­нистерством здравоохранения Российской Федерации для снижения радиацион­ного воздействия на население;

социально-экономическая реабилитация населения и территорий, подверг­шихся радиационному загрязнению.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 815 утверждена Программа развития атомной энергетики Российской Федера­ции на 1998-2005 годы и на период до 2010 года, уточняющая подпрограммы, входящие в состав Федеральной целевой программы «Топливо и энергия». Основ­ными целями Программы являются надежное и конкурентоспособное снабжение потребителей тепловой и электрической энергией, обеспечение безопасной экс­плуатации действующих АЭС, создание АЭС нового поколения повышенной бе­зопасности, надежное обеспечение атомных станций ядерным топливом, подго­товка к созданию замкнутого цикла сжигания долгоживущих радиоактивных продуктов отработанного топлива, разработка качественно новых перспективных энергоблоков на принципах естественной безопасности и создание условий для перехода к крупномасштабному развития атомной энергетики. Достижение ос­новных целей Программы позволит обеспечить снижение техногенного воздейст­вия на окружающую природную среду, экономию органического топлива, разви­тие научно-технического потенциала страны, сохранение имеющихся и создание новых рабочих мест, расширение экспортных возможностей страны и междуна­родной кооперации в области атомной энергии. Программой предусматривается в частности, совершенствование обращения с радиоактивными отходами на АЭС и площадках исследовательских реакторов.

Что такое «отходы» и каковы меры охраны окружающей природной среды от них?

Под отходами производства и потребления, согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 г., понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, образовавшихся в процессе производства или потребле­ния, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Помимо этого в Законе особе выделяются опасные отходы, под которыми по­нимаются отходы, содержащие вредные вещества, обладающие опасными свой­ствами - токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой радиа­цией или способностью возбуждать инфекционные болезни, либо которые могут представлять непосредственную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими ве­ществами (ст. 1).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. № 155 утверждены Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, согласно которым под твердыми и жидкими бытовыми отхо­дами понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности насе­ления (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода и др.).

Режим работы муниципальных организаций, оказывающих услуги по вывозу бытовых отходов, устанавливается по решению органов местного самоуправле­ния. Заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной фор­ме путем составления соответствующего документа - договора, квитанции, тало­на и т. п. Качество предоставляемых услуг по вывозу бытовых отходов должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии таковых - обычно предъяв­ляемым к такого рода услугам требованиям.

Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области образования, ис­пользования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов, говорится в Фе­деральной целевой программе «Отходы», ведет к опасному загрязнению окружаю­щей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью современных и будущих поколений страны. Ежегодно в России образуется около 7 млрд тонн от­ходов, из которых используется лишь 2 млрд тонн, или 26,6 процента. Для сравне­ния отметим, что в США стали производить 55 процентов соответствующей про­дукции из отработанного металла. На международной конференции, прошедшей в 1992 году в Рио-де-Жанейро, был сделан глобальный вывод: человечество не мо­жет развиваться так, как оно развивалось раньше, иначе планета будет превращена в загрязненную пустыню, а человек как вид погибнет.

Так, основными целями Федеральной целевой программы «Отходы» являются создание нормативной и технологической базы для реализации единой государ­ственной политики в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления, обеспечение стабилизации, а в дальнейшем сокращения и ликвидации загрязне­ния окружающей среды отходами, экономия природных ресурсов за счет макси­мального вовлечения отходов в хозяйственной оборот.

К числу задач, подлежащих решению для достижения указанных целей, отно­сятся:

организация и обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструк­торских разработок, направленных на создание перспективных ресурсосберегающих и малоотходных технологий, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов;

создание системы управления обращения с отходами, построенной на основе организационно-управленческих, правовых, нормативных, экономических, ин­формационных и контрольных регуляторов;

реализация пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отдельных видов отходов для последующего тиражирования как начальный этап крупномас­штабного решения проблемы накопленных в стране отходов (а их уже в 1996 го­ду было 80 млрд тонн) и технического перевооружения производства на основе ресурсосберегающих и малоотходных технологий.

По каждому мероприятию были определены этапы реализации, предусматри­вающие предпроектную проработку, разработку технологической документации, выполнение проектов и др. В целях принятия неотложных мер по оздоровлению окружающей среды и повышению эффективности использования отходов в Про­грамме были определены первоочередные мероприятия на 1996-1998 годы.

Перечень отходов, являющихся объектами пилотных проектов, включает ртутьсодержашие отходы, мышьяксодержащие отходы, отходы гальванического производства, отходы хроматного производства, шламы и пыли металлообработ­ки, фосфогипс, золошлаковые отходы, нефтефелиновые хвосты, отходы углеобо­гащения, древесные отходы, отходы целлюлозно-бумажной промышленности, отходы сельскохозяйственного производства, медицинские отходы, твердые бы­товые отходы, добычи и переработки горнорудного сырья.

Финансирование Программы обеспечивается за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, Фе­дерального экологического фонда, средств предприятий и привлеченных ими средств.

Государственным заказчиком Программы является Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, который в случае необходи­мости в установленном порядке может передавать осуществление части функций государственного заказчика органам исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации, на территории которых реализуются мероприятия Программы.

Кому принадлежит право собственности на отходы?

Согласно статье 4 Федерального закона право собственности на отходы при­надлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

Каковы полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами?

К полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами от­носятся:

разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области обращения с отходами;

проведение в Российской Федерации единой государственной политики в об­ласти обращения с отходами;

осуществление надзора за исполнением законодательства РФ в области обра­щения с отходами;

организация и осуществление государственного контроля и надзора в данной области;

разработка, утверждение и реализация федеральных программ и др.




Навигация

« ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании