ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ


Экологически неблагополучными признаются территории, где в результате хо­зяйственной или иной деятельности произошли устойчивые отрицательные из­менения окружающей среды.

Закон «Об охране окружающей природной среды» называет два вида экологи­чески неблагополучных территорий: зоны чрезвычайной экологической ситуа­ции и зоны экологического бедствия.

Участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружаю­щей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в облас­ти охраны окружающей природной среды на основании государственной эколо­гической экспертизы.

В зоне чрезвычайной экологической ситуации прекращается деятельность, отрицательно влияющая на окружающую природную среду, приостанавливается работа предприятий, учреждений, организаций, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую природную среду в целом, ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся оперативные меры по восстановлению и вос­производству природных ресурсов.

Зонами экологического бедствия объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности произошли глу­бокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие сущест­венное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разру­шение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

В зоне экологического бедствия, которые объявляются в таком же порядке, что и зоны чрезвычайной экологической ситуации, прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещается строительство, реконструкция новых хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользо­вания, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и террито­рий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» вводит бо­лее общее понятие - чрезвычайная ситуация, под которой понимается обстанов­ка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые мо­гут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нару­шение условий жизнедеятельности людей. Указанный Закон имеет цели: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение разме­ров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных си­туаций. Данным Законом определены полномочия органов государственной вла­сти в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации, задачи единой государственной службы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяющей органы управления, силы и средства федеральных ор­ганов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, ор­ганов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит ре­шение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № Ю94 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» утверждено Положение о классификации чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера, согласно которому чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих си­туациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, от размера материального ушерба, а также границы зон распространения поражаю­щих факторов чрезвычайных ситуаций. В этой связи чрезвычайные ситуации под­разделяются нелокальные, местные, территориальные, региональные, федераль­ные и трансграничные.

Так к федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой

пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свы­ше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации. К трансграничным относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.

В заключение следует отметить, что в настоящее время не только осознана важность экологических проблем (это было сделано еще в начале XX века), но предпринимаются в глобальном масштабе практические шаги по предотвращению надвигающейся экологической катастрофы, по перестройке экономики на принципиально иной основе, на принципах экологической безопасности, сбережения природных ресурсов, использования неисчерпаемых энергетических ресурсов. Среди них, например, резолюция Бразильской конференции о биологи­ческом разнообразии, кстати, подписанная Российской Федерацией, переход к новому типу земледелия - ландшафтному, что предусмотрено Федеральной це­левой программой стабилизации и развития агропромышленного производства Российской Федерации на 1996-2000 годы, переход к экономике нового типа, предусматривающей включение вторичного использования сырья и возобновля­емых источников энергии. Такая экономика уже начинает складываться. Так, в США 55% продукции в настоящее время производится из отработанного метал­ла. По всему миру применение ветроэнергетики увеличивается на 25% в год. В настоящее время аэродинамические турбины производят достаточное количест­во энергии для обеспечения электричеством 2,5 млн домов. Переход к экономи­ке, учитывающей проблемы экосистемы, является огромным вкладом в дело за­шиты окружающей среды.




Навигация

« ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОПАСНЫМИ, РАДИОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И ТВЕРДЫМИ ОТХОДАМИОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании