ПОНЯТИЕ, ОБЪЕКТЫ И ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА


Взаимодействие общества и природы

Научно-методологической основой экологи­ческого права являются современные теоретиче­ские представления о взаимодействии человека, общества и природы.

Взаимодействие общества и природы как ес­тественный и объективный процесс, необходи­мое условие существования человека проявляет­ся в двух основных формах.

Люди используют объекты и силы природы с целью удовлетворения своих биологических и иных потребностей, создания средств для жизни. Использование природных ресурсов, выступая одной из форм взаимодействия общества и при­роды, обеспечивает экономические интересы об­щества.

В процессе этой деятельности на протяжении многих веков люди оказывали активное преобра­зующее воздействие на природу. В условиях со­временной научно-технической революции его масштабы существенно изменились, хозяйствен­ная деятельность человека превратилась в фактор глобального характера, сопоставимый с действи­ем сил самой природы. В результате стали оче­видными критические пределы влияния на при­роду сразу во многих отношениях: обнаружилась конечность запасов традиционных источников сырья и энергии, возросло загрязнение окружающей среды, нарушились естественные механизмы саморегуляции в биосфере, что привело к резкому и негативному изменению условий существования са­мого человека.

Обострение указанных проблем поставило общество перед необходимо­стью организации рационального использования и воспроизводства природ­ных ресурсов, специального регулирования хозяйственной деятельности, направленных на гармонизацию экологических и экономических интересов. Это вызвало к жизни новую форму взаимодействия общества и природы -охрану окружающей природной среды, обусловило появление экологичес­кой функции государства и права.

Концептуальное значение для уяснения экологических аспектов госу­дарственно-правового воздействия на отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества и природы, имеют понятия экологии, социальной и правовой экологии.

 

Экология, социальная экология и правовая экология

Термин «экология» (от двух греческих слов:oikos - дом, жилище и logos - наука, знание) был предложен в 1866 г. немецким естествоиспытате­лем Э. Геккелем для обозначения науки, изучающей взаимоотношения жи­вых организмов с окружающей их средой. В XX в. экология вышла далеко за рамки биологической науки. Ее объектами стали виды и популяции живых организмов, экосистемы, человек и биосфера в целом. Современная общая экология исследует основные принципы организации и функционирования природных и созданных человеком систем.

Одно из направлений общей экологии, предметом которой являются за­кономерности взаимодействия общества и природы, представляет собой со­циальная экология. Социальная экология - комплексное, междисциплинар­ное образование, включающее в себя знания естественных, технических, общественных наук.

Правовая экология как часть социальной экологии занимается изучени­ем юридических аспектов взаимодействия общества и природы, правовых проблем экологии. Правовое регулирование играет особую роль в системе средств, обеспечивающих экологическую функцию государства. Именно право закрепляет определенный режим, определяющий принципы и поря­док рационального использования природных ресурсов и охраны окружаю­щей природной среды, экологические требования, обязательные для всех субъектов хозяйственной деятельности. Поэтому экологическое право пред­ставляет собой наиболее важную часть, ядро правовой экологии.

Экологическое право можно рассматривать в трех значениях - как от­расль права, правовую науку и учебную дисциплину.

 

Экологическое право как отрасль права

В основу классификации отраслей российского права положены предмет и метод правового регулирования.

Экологическое право - это самостоятельная отрасль права, которая име­ет свой предмет и метод.

Предмет экологического права образует специфическая группа отноше­ний, которые складываются в процессе взаимодействия общества и природы (экологические отношения). Поскольку это взаимодействие, как было пока­зано выше, проявляется в двух основных формах, можно сказать, что пред­метом экологического права являются общественные отношения по поводу рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды.

Метод правового регулирования - это совокупность приемов и средств правового воздействия на общественные отношения. Как известно, право­вое регулирование осуществляется с помощью двух основных методов - ад­министративно-правового (императивного), который предполагает отноше­ния власти и подчинения между субъектами, установление обязательных предписаний и запретов, а также гражданско-правовой (диспозитивный), основанный на равенстве участников правоотношений и свободе их воле­изъявления. Особенности метода отрасли права обусловлены характером ре­гулируемых отношений, своеобразием ее предмета.

В экологическом праве сочетаются оба указанных метода. С учетом значи­мости экологических интересов общества, от имени которого выступает госу­дарство, правовое регулирование экологических отношений осуществляется преимущественно с помощью административно-правового метода: компе­тентные государственные органы принимают нормативные акты, в которых предусмотрены экологические правила, обязательные для выполнения всеми участниками отношений в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды. Законодательством определяются круг субъектов экологи­ческих отношений, объекты правового регулирования, система и функции ор­ганов экологического управления и контроля, меры ответственности за несо­блюдение установленных требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды и т. д.

В условиях развития рыночных отношений экологически значимое пове­дение субъектов может обеспечиваться также через их экономический инте­рес в рациональном использовании природных ресурсов и охране окружаю­щей природной среды. Поэтому в настоящее время расширяется применение гражданско-правового метода правового регулирования экологических отно­шений, в частности, путем внедрения договорных начал в организацию при­родопользования, судебной защиты прав его субъектов, экономическое сти­мулирование природоохранной деятельности, установления отрицательных имущественных последствий экологически вредной деятельности и т. д.

Определение предмета и метода экологического права позволяет сфор­мулировать его понятие как отрасли права. Экологическое право - это сис­тема правовых норм, регулирующих преимущественно административным методом отношения по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды с целью ее сохранения, воспроиз­водства и улучшения в интересах настоящих и будущих поколений людей.

Вопросы о предмете и методе экологического права являются дискусси­онными в юридической науке. Их понимание сводится к двум основным по­зициям. Представители одной из них рассматривают экологическое право в узком смысле, относя к его предмету только отношения по охране окружа­ющей природной среды (регулируемые Общей частью), а отношения по ис­пользованию природных ресурсов (регулируемые Особенной частью) - к предмету другой отрасли права - природноресурсового. Большинство авто­ров придерживается более широкого понимания экологического права (из­ложенного выше), и обосновывает его интегрированный характер как отрас­ли права, регулирующей использование и охрану окружающей природной среды, поскольку они неотделимы друг от друга (охрана природы предпола­гает ее рациональное использование и наоборот).

Различие подходов к определению экологического права обусловлено сложностью его предмета, который по существу включает несколько видов относительно самостоятельных и одновременно взаимосвязанных общест­венных отношений в сфере взаимодействия общества и природы - по ис­пользованию природных ресурсов, охране окружающей природной среды, обеспечению экологической безопасности населения (охране жизни и здо­ровья людей от неблагоприятного воздействия окружающей среды).

Таким образом, для выявления сущности предмета экологического пра­ва определяющим является характер объектов, по поводу которых возника­ют регулируемые им отношения.

 

Объекты экологического права

Объектом экологического права в самом широком смысле является приро­да (окружающая природная среда) как совокупность естественных условий существования человечества на нашей планете. Природа - интегрированный объект использования и охраны со стороны общества, представляющий собой комплекс разнообразных и взаимосвязанных элементов (земля, леса, воды, недра, животный мир и др.), правовая охрана которых может осуществляться лишь с учетом их качественного своеобразия, то есть в зависимости от их ес­тественных свойств и особенностей использования обществом. Некоторые природные ресурсы вообще находятся вне сферы правового воздействия. Так, использование солнечной энергии или климатических ресурсов не поддает­ся в достаточной степени контролю и регулированию со стороны человека. С другой стороны, за пределами правового регулирования оказываются такие компоненты природы, охрана которых не вызывается потребностями общест­ва на данном этапе развития (тепло недр и др.). Исходя из этого возникает не­обходимость выяснения понятия природного объекта и определения его при­знаков.

Природный объект, использование и охрана которого регулируется эко­логическим правом, должен обладать следующими признаками, характери­зующими его возникновение и существование*:

_________

* См. Петров В. В. Экологическое право России. М., изд. БЕК, 1995, тема 5 параграф 2.

 

1. Естественным происхождением. Это означает, что такой объект дол­жен быть создан силами самой природы без затрат человеческого труда. Вместе с тем не исключается участие человека в его создании с целью вос­становления, воспроизводства, улучшения отдельных свойств такого эле­мента природной среды, если он затем вливается в систему естественных экологических связей и обеспечивает качество окружающей природной сре­ды (например, животные, выращенные человеком и выпущенные на свобо­ду, разведение лесов, рекультивация земель). Не относятся к объектам природы социальные ценности, товарно-материальные объекты.

Однако естественное происхождение еще не предопределяет принадлеж­ности элементов материального мира к природным объектам. Важное значе­ние имеет второй признак.

2. Экологическая взаимосвязь объекта с природной средой. Это означает, что объект должен находиться в составе природной среды, взаимодействуя с ее другими компонентами. За рамками правовой охраны природы остаются те ее части, которые вырваны человеком из естественных природных связей: срубленные деревья, отловленные животные, извлеченные из недр полезные ископаемые, вода в водопроводе или резервуаре и др.

Потеряв свою связь с природой, они переходят в разряд товарно-матери­альных ценностей, правовой режим которых регулируется не экологичес­ким, а другими отраслями права (гражданским, административным и т. д.). Сюда относятся и такие элементы окружающей человека среды, которые по­теряли связь с природой и стали спутниками человека или предназначены для удовлетворения его экономических и других потребностей - домашние или бродячие животные, сельскохозяйственные скот, посевы и др.

3. Социально-экологическая ценность объекта, которая проявляется в его способности выполнять полезные экологические, экономические, куль­турно-оздоровительные и другие функции, то есть удовлетворять материаль­ные, биологические, познавательные и другие интересы человека, участво­вать в поддержании экологического баланса в природе и др.

Те явления, элементы и стихийные силы природы, которые противостоят интересам человека и требуют обеспечения благоприятного качества окружаю­щей природной среды (эрозия почв, опустынивание земель, наводнения, жи­вотные, численность которых стала представлять угрозу для природной среды и др.) не входят в понятие охраняемой природы, а наоборот, становятся объекта­ми борьбы со стороны человека как вредные для окружающей среды.

К числу объектов, имеющих отмеченные выше признаки, относятся в со­ответствии с законодательством (ст. 4 Закона РСФСР «Об охране окружаю­щей природной среды»):

- экосистемы (закрытые единые совокупности элементов природы на общей территории, способные длительно устойчиво существовать при замк­нутом кругообороте веществ);

- природные ресурсы (части природы, которые используются для удов­летворения экономических, материальных потребностей общества - земли, леса, воды, животный мир и др.);

- природные комплексы (системы взаимосвязанных природных элемен­тов, которые охраняются как единое целое - заповедники, заказники, наци­ональные парки, ландшафты и др.);

  • озоновый слой Земли, микроорганизмы, генетический фонд.

К охраняемым природным объектам относится также окружающая чело­века среда - часть природной среды, преобразованная в результате деятель­ности человека (города и другие населенные пункты, промышленные, сель­скохозяйственные зоны и др.). Окружающая среда здесь понимается в узком значении как среда обитания человека, где осуществляется его жизнедея­тельность, в отличие от окружающей среды в широком смысле, которая ох­ватывает как природу, так и среду обитания человека.

 

Формы правовой охраны окружающей природной среды

Особенности рассматриваемых объектов экологического права обуслов­ливают конкретные формы, в которых реализуется их охрана:

- консервативная (заповедная) охрана природы осуществляется путем полного или частичного изъятия природных объектов и комплексов (редких, достопримечательных, эталонных или типичных объектов, естественных экосистем) из хозяйственного и иного использования и создания особо ох­раняемых природных территорий (заповедников, заказников, националь­ных, природных парков и др.);

- организация рационального использования и воспроизводства природ­ных ресурсов. Она осуществляется в процессе хозяйственной и иной деятель­ности людей с целью предотвращения вредных последствий этой деятельнос­ти, ухудшения качества окружающей среды, истощения природных ресурсов, сохранения их как источников сырья и энергии. Необходимость такой формы охраны обусловлена, прежде всего, экономическими интересами.

- оздоровление и улучшение окружающей человека среды, то есть среды обитания людей, путем создания более благоприятных условий для их жиз­ни и деятельности.

 

Принципы правовой охраны окружающей природной среды

 

Охрана окружающей природной среды осуществляется в соответствии с определенными принципами, то есть руководящими идеями, которые лежат в основе природоохранительной деятельности и предусмотрены в нормах экологического законодательства.

При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельнос­ти, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, государственные органы, предприятия, организации и уч­реждения, а также граждане обязаны руководствоваться следующими основ­ными принципами (ст. 3 Закона РСФСР « Об охране окружающей природной среды»):

- приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благо­приятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

- научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

- рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, не­обходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необра­тимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

- соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;

- гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;

  • международным сотрудничеством в охране окружающей природной среды.

 

Система экологического права

Экологическое право имеет свою внутреннюю организацию, структуру. Как и всякая отрасль права, экологическое право состоит из правовых норм, институтов и подотраслей, которые образуют его систему. Оно делится на Общую и Особенную части.

Общая часть охватывает нормы права, содержащие наиболее общие по­ложения, которые имеют основополагающее, определяющее значение для экологического права в целом и применяются в процессе реализации всех других норм, регулирующих отношения в сфере использования и охраны природы.

Нормы Общей части закрепляют задачи, принципы и объекты правово­го регулирования, определяют сферу и характер регулируемых обществен­ных отношений, круг участвующих в них субъектов, правовые основы функ­ционирования экономического механизма охраны окружающей природной среды, осуществления экологической функции российского государства.

В рамках Общей части выделяются правовые институты, регулирующие группы однородных общественных отношений в области использования и охраны окружающей природной среды, например, институты права собст­венности на природные ресурсы, права природопользования, экологических прав граждан, государственного экологического управления и контроля, от­ветственности за экологические правонарушения.

Особенную часть экологического права составляют нормы, институты и подотрасли, которые устанавливают правовой режим отдельных видов при­родных ресурсов, природных комплексов и других объектов экологического права. Нормы Особенной части регулируют использование и охрану земель, лесов, недр, животного мира, охрану атмосферного воздуха, окружающей человека среды, режим особо охраняемых природных территорий. Так, нор­мы, определяющие правовой режим использования и охраны лесов, образу­ют подотрасль лесного права, вод - водного права и т.д.

 

Экологические права и обязанности граждан - один из важнейших институтов

экологического права

 

Центральное место среди принципов экологического права, как отмеча­лось выше, занимает приоритет охраны жизни и здоровья человека. В связи с этим важнейшей особенностью современного экологического права явля­ется становление и развитие института экологических прав граждан в каче­стве одного из определяющих в его системе.

Основные права граждан Российской Федерации в сфере экологии за­креплены в Конституции РФ. Ст. 42 провозглашает одно из неотъемлемых прав человека - право на благоприятную окружающую среду, которое до­полняется другими взаимосвязанными с ним экологическими правами: на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим пра­вонарушением.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются право­судием.

Вместе с тем нормы Конституции РФ конкретизируются в действующем экологическом законодательстве. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» устанавливает, что каждый гражданин имеет право на ох­рану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вы­званного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, сти­хийных бедствий. Это право обеспечивается:

- планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвида­ции последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

- социальным и государственным страхованием граждан, организацией медицинского обслуживания населения;

- предоставлением реальных возможностей для проживания в условиях благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды;

- возмещением в судебном или административном порядке вреда, при­чиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природ­ной среды, последствий аварий и катастроф;

- государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привлече­нием к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспече­ния экологической безопасности населения.

Право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружаю­щей среды осуществляется через реализацию конкретных полномочий граж­дан в области охраны окружающей среды, содержание которых раскрывает­ся в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 12), Основах законодательства об охране здоровья граждан (ст. 17, 19, 66), Федеральных Законах «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населе­ния» (ст. 8), «О радиационной безопасности населения» (ст. 22, 23, 26), «Об экологической экспертизе» (ст. 19) и других нормативных актах.

В соответствии с нормами указанных законов граждане РФ имеют право:

- создавать общественные объединения, фонды и иные общественные формирования по охране окружающей природной среды;

- принимать участие в собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях, референдумах по охране окружающей природной среды, обращаться с пись­мами, жалобами и заявлениями по этим вопросам в компетентные органы;

- требовать от соответствующих органов предоставления своевремен­ной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природ­ной среды и мерах ее охраны;

- требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении и прекращении деятель­ности таких объектов;

- ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридичес­ких лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причинен­ного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением;

- выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и получать информацию о результатах ее проведения;

- осуществлять другие права в сфере охраны окружающей среды, преду­смотренные законодательством.

Данным правам корреспондируют установленные законодательством обязанности граждан (ст. 58 Конституции РФ, ст. 12 Закона РСФСР «Об ох­ране окружающей природной среды»):

- сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к при­родным богатствам;

- принимать участие в охране окружающей природной среды;

- соблюдать требования экологического законодательства и нормативы качества окружающей природной среды;

- повышать свою экологическую культуру, содействовать экологическо­му воспитанию подрастающего поколения.

Экологические права и обязанности граждане РФ могут осуществлять как в индивидуальном порядке, так и через участие в общественных эколо­гических объединениях. Последним также предоставлен ряд полномочий для осуществления их функций в сфере охраны окружающей природной среды. Согласно ст. 13 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» они вправе:

- разрабатывать и пропагандировать свои экологические программы, за­щищать экологические права и интересы населения, развивать экологичес­кую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к ак­тивной природоохранительной деятельности;

- за счет своих средств и добровольного участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству окружающей природной среды, содействовать государственным органам в борьбе с экологическими правонаруше­ниями;

- рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе, проводить общественную экологическую экс­пертизу;

- требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов и ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности;

- требовать предоставления своевременной, достоверной и полной ин­формации о загрязнении окружающей природной среды и мерах ее охраны;

- организовывать собрания, митинги, шествия, демонстрации, сбор под­писей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, рефе­рендумов по охране окружающей природной среды;

- ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должност­ных лиц, предъявлять в суде иски о возмещении вреда здоровью и имущест­ву граждан, причиненного экологическим правонарушением.

Государство гарантирует экологическим и иным общественным объеди­нениям, выполняющим экологические функции, и гражданам возможность реализации ими прав в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством РФ.

Государственные органы, их должностные лица обязаны оказывать все­мерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать необходимые меры по выполнению их предложений и требований в организации природоохранительной деятельности.

 

Источники экологического права

 

Важной предпосылкой формирования и становления экологического права в качестве самостоятельной отрасли российского права с точки зрения общей теории права является наличие обширного и кодифицированного экологического законодательства, системы его источников. Она включает многочисленные нормативные акты, которые регулируют использование и охрану окружающей природной среды.

К источникам (формам внешнего выражения) экологического права от­носятся нормативные акты и международные нормативные договоры.

Основными источниками экологического права являются нормативные акты, принимаемые компетентными государственными органами. Наиболее важные положения по вопросам использования и охраны окружающей при­родной среды предусмотрены в нормах Конституции РФ.

Она закрепляет право собственности на природные ресурсы в ее различ­ных формах (ст. 9), провозглашает основные экологические права и обязан­ности граждан РФ (ст. 42, 58). Специальная статья посвящена праву граждан РФ иметь в частной собственности землю и свободно владеть, пользоваться и распоряжаться ею в пределах, установленных законом (ст. 36).

В Конституции определены организационно-правовые основы осуще­ствления экологической функции государства. Ст. 71, 72 и 114 устанавлива­ют компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в сфере природо­пользования и охраны окружающей природной среды, полномочия высших государственных органов по проведению экологической политики.

Особое место в системе экологического законодательства занимают фе­деральные законы, регулирующие как общие вопросы природопользования и охраны окружающей среды, так и правовой режим отдельных видов при­родных ресурсов.

К числу первых можно отнести Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Федеральный Закон «Об экологической экспертизе» и др. Ведущим нормативным актом является Закон «Об охране окружающей природной среды», который определяет основные направления, принципы и задачи экологической политики государства, правового регулирования экологических отношений, закрепляет механизм осуществления рациональ­ного природопользования и охраны окружающей природной среды.

Законами, которые поресурсно регулируют отношения в сфере использова­ния и охраны окружающей среды, являются: Лесной кодекс РФ 1997 г., Водный кодекс РФ 1995 г., Земельный кодекс РСФСР 1991 г., Закон РФ «О недрах» в ред. 1995 г., Федеральные Законы «О животном мире» 1995 г., «Об охране ат­мосферного воздуха» 1999 г., «Об особо охраняемых природных территориях» 1995 г., «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» 1995 г. и др.

Указанные нормативные акты являются кодифицированными законами, регламентирующими основные вопросы правового положения отдельных видов природных ресурсов, их понятие как объектов правового регулирова­ния, право собственности и право пользования ими, меры охраны и ответст­венность за нарушение установленных экологических требований.

Нормы указанных законодательных актов конкретизируются в ряде за­конов федерального уровня: Законе РСФСР «О плате за землю» 1991 г., Фе­деральных Законах «О континентальном шельфе» 1995 г., «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» 1998 г., «О радиационной безопасности на­селения» 1996 г., «Об использовании атомной энергии» 1995 г. и др.

В настоящее время находятся в стадии разработки или принятия новые законопроекты экологического характера - о почвах, о растительном мире, новый Земельный кодекс, новая редакция закона об охране окружающей природной среды и др.

Важные нормы, устанавливающие ответственность за экологические правонарушения, содержатся в Гражданском кодексе РФ, Уголовном кодек­се РФ, Кодексе РСФСР об административных правонарушениях.

Большой массив нормативных актов в системе экологического законода­тельства образуют подзаконные акты - указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, инструкции министерств и ведомств, решения органов местного самоуправления. Среди них следует выделить акты, регулирующие использование отдельных видов природных ресурсов, определяющие систему органов государственного экологического управления в сфере использования и охраны земель, лесов, вод, недр и других природных ресурсов, порядок осу­ществления экологической экспертизы и контроля, ведения государственных кадастров и мониторинга природных ресурсов, исчисления размеров ущерба, причиненного экологическими правонарушениями*.

________

* Действующие нормативные акты, посвященные этим вопросам, рассматриваются в по­следующих главах данного учебного пособия применительно к соответствующим видам природных ресурсов.

 

Существенное значение в регулировании экологических отношений име­ют нормы международных договоров Российской Федерации. Ст. 15 Консти­туции РФ закрепила приоритет международного права над национальным, поэтому на территории Российской Федерации применяются правила между­народных договоров РФ, даже если внутренним российским правом установ­лены иные нормы, чем международным договором.

Важное место среди актов международного права занимают документы международных конференций по охране окружающей природной среды, в частности, Стокгольмской 1972 г., Бразильской 1992 г., Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и др.

Российская Федерация (в том числе в качестве правопреемницы СССР) является участницей многих международных соглашений, касающихся как охраны окружающей среды в целом, так и ее отдельных компонентов, например, Венской конвенции по защите озонового слоя 1985 г., Монреальского протокола по веществам, истощающим озоновый слой 1987 г., Согла­шения о сохранении белых медведей 1973 г., Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчез­новения 1973 г., Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря 1992 г. и др.

 

Экологическое право как юридическая наука

 

Экологическое право - это одна из отраслей российского правоведения, предметом изучения которой является экологическое право как совокуп­ность норм, регулирующих использование и охрану природных ресурсов.

Она исследует экологическое законодательство, вопросы его становле­ния, развития и совершенствования, вырабатывает средства и методы право­вого регулирования общественных отношений в сфере взаимодействия об­щества и природы, а также изучает практику применения и эффективность действия норм экологического права.

Таким образом, экологическое право как юридическая наука представляет собой систему знаний о специфических закономерностях правового регулирования экологических отношений, его задачах, основных направлениях, содержании и формах, формулируя эти знания в виде правовых категорий, теорий и идей.

 

Экологическое право как учебная дисциплина

 

Экологическое право как учебный курс предполагает изучение студента­ми экологического права как отрасли права и экологического законодатель­ства на основе выработанных юридической наукой понятий и теорий по проблемам правового регулирования общественных отношений в сфере вза­имодействия общества и природы.

Учебная дисциплина «Экологическое право», как и отрасль права, делит­ся на Общую и Особенную части, однако их система и содержание не сов­сем совпадают. Это объясняется тем, что получение и изложение знаний по правовым проблемам экологии имеет свою последовательность и законо­мерности, обусловленные методологией научного познания, а также опреде­ляются особенностями учебных планов конкретных вузов с учетом времени, отводимого на изучение экологического права, и специализации студентов.

 




Навигация

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании