ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ НЕДР


Понятие и состав фонда недр

 

Недра - это часть земной коры, расположен­ная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступ­ных для геологического изучения и освоения.

Ценность недр заключается в том, что они представляют собой источник полезных ископа­емых, а также содержат запасы подземных, в том числе минеральных, вод, глубинное тепло, хра­нят памятники истории и культуры, выступают в качестве пространственного базиса для размеще­ния различных объектов и сооружений, захоро­нения промышленных отходов, радиоактивных веществ и т. д.

Учитывая многостороннее значение недр, за­конодательство устанавливает, что государствен­ный фонд недр составляют как используемые уча­стки, так и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континен­тального шельфа (ст. 2 Закона РФ «О недрах»).

 

Право собственности на недра

 

Недра в границах территории РФ (включая подземное пространство и содержащиеся в нем по­лезные ископаемые, энергетические и иные ресур­сы) являются государственной собственностью.

Это означает, что недра изъяты из граждан­ского оборота. Участки недр не могут быть пред­метом сделок (купли-продажи, мены, дарения, вклада, залога, завещания, наследования) или от­чуждаться в иной форме. Допускается лишь оборот прав пользования недрами, которые могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в пределах, установленных законом.

Что касается добытых из недр полезных ископаемых и иных ресурсов, то они представляют собой товарно-материальные ценности, которые могут находиться в собственности различных субъектов - государства, муници­пальных образований, граждан, юридических лиц.

Правомочия, составляющие право государственной собственности на не­дра: владение, пользование и распоряжение ими, в пределах территории РФ осуществляются совместно Российской Федерацией и ее субъектами.

В соответствии с законодательством к участкам недр, находящимся в фе­деральной собственности, относятся те из них, которые имеют общегосудар­ственное значение.

Для гарантированного обеспечения государственных потребностей РФ стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность РФ, обеспечивает основы ее сувере­нитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам РФ отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полез­ных ископаемых, могут получать статус объектов федерального значения.

От имени государства правомочия собственника реализуют его компетент­ные органы: общей компетенции (Федеральное Собрание, Президент, Прави­тельство, местные администрации) и специальной компетенции (Министер­ство природных ресурсов РФ, Госкомэкология России, Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор), Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор) и другие).

Указанные органы осуществляют государственное регулирование в сфе­ре горных отношений, то есть общественных отношений, связанных с геоло­гическим изучением, использованием и охраной недр территории России и ее континентального шельфа, а также в связи с использованием и захороне­нием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (торфа, сапропелей и др.), подземных вод (преамбула Закона РФ «О недрах»).

Государственное регулирование отношений недропользования осуще­ствляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля, при­нятия нормативных актов.

 

Законодательство о недрах

 

Законодательство, регулирующее горные отношения, складывается из ряда федеральных законов и других нормативных актов. Основополагаю­щим кодифицированным актом в системе законодательства о недрах являет­ся Закон РФ «О недрах» (в редакции 1995 г.).

К числу важнейших актов относятся: федеральные законы «О континен­тальном шельфе РФ»1995 г., «Об исключительной экономической зоне РФ» 1998 г., «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» 1998 г., «О согла­шениях о разделе продукции» 1995 г.

Специфические отношения, связанные с захоронением токсичных ве­ществ и радиоактивных отходов, регламентируются федеральными законами «Об использовании атомной энергии» 1995 г., «Об отходах производства и по­требления» 1998 г., «О радиационной безопасности населения» 1995 г. и др.

Важное место в сфере правового регулирования горных отношений зани­мают Положение о порядке лицензирования пользования недрами, утверж­денное Постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 № 3314-1, Положение о государственном контроле за геологическим изучением, раци­ональным использованием и охраной недр, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 № 132, Положение о порядке и услови­ях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и уча­стками морского дна, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1992 № 828 и другие подзаконные нормативные акты.

Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране недр, со­держатся также в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной сре­ды», законах о правовом режиме природных ресурсов (Земельном, Водном, Лесном кодексах и др.), а также в административном, гражданском, уголов­ном и других отраслях законодательства.

 

Понятие и виды права пользования недрами

 

Право пользования недрами (в объективном смысле) - это система пра­вовых норм, которые регулируют порядок и условия предоставления и ис­пользования недр, права и обязанности недропользователей. Для субъектов недропользования это право представляет собой совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретаемых ими в связи с предоставлением участ­ка недр в пользование.

В зависимости от целей использования недр право недропользования может подразделяться на следующие виды:

- для геологического изучения. Имеется в виду общее геологическое изучение (научно-исследовательские работы по получению данных о строе­нии недр, протекающих в них процессах, режиме подземных вод, прогнози­рованию землетрясений, вулканической деятельности, палеонтологические изыскания и т. д.), а также поиск и оценка месторождений полезных иско­паемых;

- для разведки и добычи полезных ископаемых, то есть извлечения из недр минерального сырья неорганического и органического происхожде­ния, а также для использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

- для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связан­ных с добычей полезных ископаемых (туннелей, метрополитенов, трубопро­водов, производственных объектов, хранилищ нефти и газа, захоронения от­ходов производства, сброса сточных вод и т. д.);

- для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научных и учебных полигонов, геологических заповедников, заказ­ников, памятников природы, пещер и других подземных полостей);

- для сбора минералогических, палеонтологических и других геологиче­ских коллекционных материалов (ст. 6 Закона РФ «О недрах»).

Пользователями недр (субъектами права недропользования) могут быть любые субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств.

Исключение составляет использование недр для добычи радиоактивного сырья и захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ - субъ­ектами такого права недропользования могут быть только государственные предприятия и организации.

К пользователям недр или привлекаемым ими для использования недр лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дип­ломом).

Участниками горных правоотношений могут стать и лица, не являющи­еся недропользователями. Так, граждане, выявившие признаки месторожде­ния полезного ископаемого, редкого геологического обнажения, минерало­гического, палеонтологического образования, представляющего научную или культурную ценность, на ранее неизвестном участке недр, вправе его за­регистрировать и получить поощрительное вознаграждение. Если открытое месторождение имеет промышленную ценность, то лицо имеет право на го­сударственное денежное вознаграждение (ст. 34 Закона РФ «О недрах»).

Объектами права недропользования являются обособленные в установ­ленном законом порядке участки недр, предоставляемые субъектам в поль­зование.

Они могут выступать в виде горного отвода - геометризированного бло­ка недр (в случае добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуата­ции подземных сооружений, образования особо охраняемых геологических объектов) или геологического отвода (в случае геологического изучения недр).

В границах горного отвода получивший его субъект имеет исключитель­ное право осуществлять пользование недрами, а в границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр.

 

Сроки пользования недрами

 

Право недропользования может быть срочным и бессрочным. Недра пре­доставляются в пользование:

- для геологического изучения - на срок до 5 лет;

- для добычи полезных ископаемых - на срок до 20 лет;

  • при совмещении, указанных видов пользования - на срок до 25 лет.

Без ограничения срока недра предоставляются в пользование для строи­тельства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископа­емых, образования особо охраняемых геологических объектов и др.

 

Основания возникновения права недропользования

 

Предоставление недр в пользование осуществляется в соответствии с единым порядком выдачи лицензий, включающим информационную, науч­но-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление, то есть государственной системой лицензирования.

Таким образом, основанием возникновения права недропользования яв­ляется сложный юридический состав как совокупность юридических фактов, главное место среди которых занимает лицензия - специальное разрешение компетентного государственного органа по управлению использованием и ох­раной недр.

Лицензия представляет собой документ, удостоверяющий право ее вла­дельца на пользование участком недр в определенных границах и в соответ­ствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных условий. Лицензия необходима для получения всех ви­дов права недропользования.

Она должна содержать: данные о пользователе, об органе, ее предоста­вившем, целевом назначении работ, границах участка недр, сроках, услови­ях платежей, уровне добычи минерального сырья и соглашение о его доле­вом распределении, требования по охране недр, окружающей среды, безопасного ведения работ, а также сведения о праве собственности на гео­логическую информацию и др.

Порядок и основания предоставления лицензий зависят от вида недро­пользования (целей использования недр) и подробно урегулированы Поло­жением о порядке лицензирования пользования недрами.

По общему правилу предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется через проведение конкурсов и аукционов. Основные крите­рии, которые при этом учитываются, - это научно-технический уровень представляемых на конкурсы и аукционы программ по геологическому изуче­нию и использованию недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответ­ствующих программ, эффективность природоохранных мероприятий.

Законодательство устанавливает антимонопольные требования при пользовании недрами (ст. 17 Закона РФ «О недрах»). Запрещаются действия, направленные на:

- ограничение доступа к участию в конкурсе или аукционе юридических лиц и граждан, желающих приобрести право пользования недрами;

- уклонение от представления лицензий победителям конкурса или аук­циона;

- замену конкурсов и аукционов прямыми переговорами;

- дискриминацию пользователей недр, создающих конкурирующие структуры;

- дискриминацию пользователей недр в предоставлении доступа к объ­ектам транспорта и инфраструктуры.

По результатам конкурса или аукциона принимается совместное реше­ние органа управления государственным фондом недр и органа исполнительной власти субъекта РФ. Данное решение служит основанием для выда­чи лицензии.

Выдача, оформление и регистрация лицензий на право пользования не­драми осуществляются государственными органами управления фондом недр.

Для пользования недрами континентального шельфа РФ необходимо ре­шение Правительства РФ по результатам конкурса или аукциона.

На бесконкурсной основе предоставляются недра для использования:

- в целях захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ (на основании решения Правительства по согласованию с органами исполни­тельной власти субъектов РФ);

- в порядке переоформления лицензий (при переходе права пользования к другому лицу, например, в случае реорганизации юридического лица);

- в целях геологического изучения недр (на основании решения органа управления фондом недр по согласованию с органом исполнительной влас­ти субъекта РФ).

Особенности порядка предоставления недр в пользование определяются также видами полезных ископаемых, добыча которых производится.

Действующее законодательство подразделяет все полезные ископаемые на два основных вида: общераспространенные и необщераспространенные.

Общераспространенные распределены в недрах относительно равномер­но и их месторождения встречаются повсеместно (например, песок, галька, гравий, глина, мел и др.). К необщераспространенным относятся все прочие полезные ископаемые (нефть, газ, металлические руды и др.). Эта классифи­кация имеет важное юридическое значение.

Порядок пользования общераспространенньми полезными ископаемыми устанавливается субъектами РФ.

Собственники, владельцы земельных участков имеют право, по своему усмотрению (свободно и бесплатно), в их границах осуществлять без приме­нения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископае­мых, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и сква­жин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником центра­лизованного водоснабжения (ст. 19 Закона РФ «О недрах»).

Таким образом, право недропользования непосредственно вытекает из права на земельный участок. Связь указанных видов прав проявляется и в других случаях: предоставление лицензий на пользование недрами осуще­ствляется при наличии предварительного согласия органа управления зе­мельными ресурсами или собственника земель на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. (ст. 11 Закона РФ «О не­драх»). Отвод земельного участка и оформление земельных прав недропользователя производятся в общем порядке, предусмотренном земельным зако­нодательством. Земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и использованием недр, временно или постоянно могут отчуждаться для государственных нужд с возмещением собственникам этих земельных участков их стоимости по решению орга­нов исполнительной власти.

Следовательно, право недропользования не создает автоматически права на земельный участок, а лицензия - лишь основание для его получения. Недропользователь выступает субъектом одновременно двух самостоятельных прав - недропользования и землепользования.

Помимо лицензии конкретные условия недропользования могут опреде­ляться договором, который заключается уполномоченным на то органом го­сударственной власти и владельцем лицензии. Так, стороны могут заключать соглашение о разделе продукции. Отношения, возникающие в процессе за­ключения, исполнения и прекращения таких соглашений, регламентируют­ся Федеральным Законом «О соглашениях о разделе продукции».

Перечни участков недр, право пользования которыми может быть предо­ставлено на условиях раздела продукции, устанавливаются законодательством.

Сторонами соглашения являются: Российская Федерация - от ее имени выступают Правительство РФ или исполнительный орган субъекта РФ, и инвесторы - граждане РФ и иностранцы, юридические лица и объединения юридических лиц, осуществляющие вложения средств в поиски, разведку и добычу полезных ископаемых.

Соглашения заключаются государством с победителем конкурса или аук­циона, проводимых в порядке, установленном законодательством о недрах. Законом предусмотрены случаи бесконкурсного заключения соглашений. Со­глашения, заключенные без проведения конкурса или аукциона, а также свя­занные с недропользованием на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне и на участках, отнесенных к особым государственным стратегическим интересам, должны утверждаться федеральным законом.

Соглашения о разделе продукции регулируют вопросы поисков, развед­ки, добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции между государством и инвестором, а также ее транспортировки, хранения, перера­ботки, использования и реализации.

Особенности приобретения и осуществления права недропользования предусмотрены законодательством также применительно к добыче отдель­ных видов необщераспространенных полезных ископаемых.

В частности, государство сохраняет свою монополию на добычу радиоак­тивного сырья, захоронение радиоактивных отходов и токсичных веществ. В соответствии с Федеральным Законом «О драгоценных металлах и драгоцен­ных камнях» государству (Российской Федерации и ее субъектам) принадлежит преимущественное право на заключение договоров о приобретении в собствен­ность добытых драгоценных металлов и драгоценных камней в целях пополне­ния Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, золотого запаса РФ, государственных фондов драгоценных металлов и драго­ценных камней субъектов РФ (п. 5). Отдельные разведанные месторождения драгоценных металлов и драгоценных камней, состоящие на государственном учете, не передаются в пользование или изъяты из пользования и включаются в Федеральный фонд резервных месторождений.

 

Платность недропользования

 

Право недропользования является платным, за исключением использова­ния недр для общего геологического изучения, создания особо охраняемых геологических объектов, а также добычи общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод собственниками и владельцами земельных уча­стков для своих нужд.

Система платежей, взимаемых при пользовании недрами, включает: сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии; платежи за пользова­ние недрами (их вносят все недропользователи); отчисления на воспроиз­водство минерально-сырьевой базы (их вносят пользователи недр, осуще­ствляющие добычу полезных ископаемых); акцизы (установлены на отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений с от­носительно лучшими характеристиками).

Помимо этого пользователь недр уплачивает и другие платежи, сборы и налоги (за землю, акваторию и т. д.).

Форма внесения платы может быть как денежной, так и натуральной - в ви­де части объема добытой продукции, выполнения работ или оказания услуг.

 

Содержание права недропользования

 

Содержание права недропользования составляют права и обязанности субъектов по использованию недр. Конкретный набор таких прав и обязан­ностей зависит от вида пользования недрами.

Наиболее общие права и обязанности недропользователей закреплены Законом РФ «О недрах». В соответствии со ст. 22 пользователь недр имеет право:

- использовать предоставленный ему участок недр в соответствии с це­лями, обозначенными в лицензии;

- самостоятельно выбирать формы своей деятельности;

- использовать результаты своей деятельности (в соответствии с лицен­зией);

- использовать отходы своего горнодобывающего и другого производст­ва, если иное не установлено в лицензии;

- ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах горного отвода;

- проводить геологическое изучение недр в границах горного отвода;

- обращаться в компетентные органы по поводу пересмотра условий ли­цензии при возникновении новых обстоятельств.

Вместе с тем пользователь несет обязанности по:

- соблюдению законодательства о недрах;

- соблюдению требований технических проектов, недопущению потерь, выборочной отработки полезных ископаемых;

- ведению геологической и иной документации и представлению досто­верной геологической информации в компетентные государственные органы;

- безопасному ведению работ, связанных с недропользованием;

- соблюдению правил охраны недр, окружающей природной среды, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с недропользованием;

- приведению участков земли и других природных объектов в состояние, пригодное для дальнейшего использования;

- обеспечению сохранности или ликвидации горных выработок и буро­вых скважин в соответствующих случаях;

- выполнению условий лицензии;

- своевременному и правильному внесению платежей за пользование недрами.

Право недропользования может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды. Пользование недрами на территориях населенных пунктов, приго­родных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть ча­стично или полностью запрещено в случаях, если оно может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или ок­ружающей природной среде.

 

Основания прекращения права недропользования

 

К числу наиболее общих оснований прекращения права недропользова­ния относятся:

- истечение установленного в лицензии срока пользования;

- отказ владельца лицензии от права пользования недрами;

- возникновение условия, указанного в лицензии, с наступлением кото­рого прекращается право недропользования;

- переоформление лицензии с нарушением требований закона.

Право пользования может быть досрочно прекращено, а также приоста­новлено или ограничено в случаях:

- возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ по недропользованию;

- нарушения недропользователем существенных условий лицензии;

- систематического нарушения пользователем правил пользования не­драми;

- возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, воен­ных действий и др.);

- если пользователь в течение установленного срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;

- ликвидации предприятия-недропользователя;

- по инициативе владельца лицензии.

 

Порядок разрешения споров по вопросам пользования недрами

 

При возникновении споров о праве недропользования пользователь мо­жет защитить свои права в административном или судебном порядке (ст. 20, 50 Закона РФ «О недрах»).

 

Правовая охрана недр

 

Правовая охрана недр представляет собой урегулированную правом сис­тему мер, направленную на обеспечение рационального использования недр, предупреждение их истощения и загрязнения в интересах удовлетво­рения потребностей экономики и населения, охраны окружающей природ­ной среды.

Богатства недр относятся к числу исчерпаемых и невозобновляемых при­родных ресурсов, поэтому главной задачей и основной особенностью их ох­раны является организация рационального и комплексного использования в процессе их разведки и разработки с целью предотвращения расточительной и бесхозяйственной эксплуатации полезных ископаемых, потерь минераль­ного сырья.

Исходя из этого основными требованиями по охране недр являются (ст. 23 Закона РФ «О недрах»):

- соблюдение установленного законодательством порядка предоставле­ния недр и недопущение самовольного пользования;

- обеспечение полноты геологического изучения, рационального, ком­плексного использования и охраны недр;

- проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечива­ющего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств уча­стка недр, предоставляемого в целях, не связанных с добычей полезных ис­копаемых;

- обеспечение наиболее полного извлечения запасов основных и совме­стно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов, а также достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах их запасов;

- охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводне­ния, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископае­мых и промышленную ценность месторождений;

- предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с недропользованием (подземное хранение нефти, газа, захоронение вредных веществ и отходов, сброс сточных вод);

- предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод.

Учитывая невоспроизводимый характер и экономическое значение ми­неральных богатств, заключенных в недрах, закон устанавливает приоритет использования и охраны полезных ископаемых. Участок недр, располагаю­щий запасами месторождений полезных ископаемых, предоставляется в первую очередь для их разработки. Проектирование и строительство насе­ленных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объ­ектов разрешается только после получения заключения органов управления государственным фондом недр об отсутствии полезных ископаемых в не­драх под участком предстоящей застройки.

Застройка площадей залегания полезных ископаемых или размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается с разрешения орга­нов управления фондом недр и горного надзора при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономи­ческой целесообразности застройки.

Важнейшими направлениями деятельности по охране недр являются го­сударственный учет, государственная экспертиза и государственная регист­рация, которые осуществляются специально уполномоченными органами управления фондом недр.

Государственный учет осуществляется путем ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, а также госу­дарственного баланса запасов полезных ископаемых (ст. 30, 31 Закона РФ «О недрах»).

Государственный кадастр включает сведения по каждому месторожде­нию полезных ископаемых (о количестве и качестве как основных, так и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, условиях их разработ­ки, геолого-экономическую оценку).

С целью учета состояния минерально-сырьевой базы страны ведется го­сударственный баланс, который содержит данные о количестве и качестве запасов каждого вида полезных ископаемых, их размещении, освоении, до­быче, потерях, а также об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых.

Государственная экспертиза проводится с целью создания условий для ра­ционального комплексного использования недр, определения платы за поль­зование, границ участков недр, предоставляемых в пользование, и т. д. Экс­пертизе подлежат не только запасы полезных ископаемых, но и геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Предоставление недр в пользование может разрешаться только после проведения государственной экспертизы.

Государственной регистрации - включению в государственный реестр -подлежат участки недр, предоставляемые в пользование, работы по геологи­ческому изучению недр, а также лицензии на пользование недрами.

К числу правовых мер охраны недр относятся также обязанности субъектов права пользования недрами по безопасному ведению работ, связанных с недропользованием, соблюдению порядка ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с до­бычей полезных ископаемых. Строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, проведение геологического изучения недр, а также ликвидация и консервация соответствующих предприятий и сооружений допускаются только при обеспе­чении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий, населе­ния, проживающего в зоне влияния работ по недропользованию, и охраны ок­ружающей природной среды (предотвращение ее загрязнения, нарушения водного баланса, оседания поверхности земли и т. д.).

В случае нарушения перечисленных требований по охране недр право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекра­щено компетентными государственными органами.

Специфической особенностью деятельности по охране недр является ох­рана геологической информации.

Информация о геологическом строении недр, полезных ископаемых, ус­ловиях их разработки и т. д. может находиться в государственной собствен­ности (если она получена недропользователем за счет государственных средств) или в собственности недропользователя (если она получена за счет его собственных средств). Она представляется в государственный фонд гео­логической информации (в последнем случае - с условием ее использова­ния в коммерческих целях).

Должностные лица государственных фондов геологической информации обязаны обеспечить конфиденциальность представляемой им информации и несут ответственность за ее несанкционированное разглашение.

Необходимым элементом деятельности по охране недр является государ­ственный контроль в сфере отношений недропользования.

Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами, в том числе правоохранительными*.

________

* Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 № 132.

 

Особая форма правовой охраны недр состоит в заповедной охране уни­кальных геологических объектов. Редкие геологические обнажения, мине­ралогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную или культурную ценность, могут быть объявлены геологическими заповедниками, заказниками либо памят­никами природы или культуры.

 

Ответственность за нарушения законодательства о недрах

 

Нарушение установленных законом правил и мер по охране и рацио­нальному использованию недр влечет за собой применение юридической ответственности.

Перечень недронарушений, за которые может наступить административ­ная ответственность, содержится в ст. 49 Закона РФ «О недрах»:

- незаконные сделки, связанные с пользованием недрами;

- предоставление лицензий на пользование недрами по основаниям, не предусмотренным Законом о недрах;

- нарушение установленного законом порядка пользования недрами;

- самовольное пользование недрами;

- выборочная отработка месторождений, приводящая к необоснован­ным потерям запасов полезных ископаемых, и другие нарушения рацио­нального использования недр, приводящие к порче месторождений;

- нарушение стандартов и норм по безопасному ведению работ, связан­ных с недропользованием, по охране недр и окружающей среды, в том чис­ле загрязнение недр;

- нарушение права собственности на геологическую информацию или ее конфиденциальности;

- самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых;

- необеспечение сохранности зданий, сооружений а также особо охра­няемых территорий и объектов окружающей природной среды при недропользовании;

- уничтожение и повреждение скважин, маркшейдерских и геодезичес­ких знаков;

- систематическое нарушение порядка внесения платы за пользование недрами;

- невыполнение требований по приведению ликвидируемых или кон­сервируемых горных выработок в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также требований по сохранности полезных ископаемых и гор­ных выработок на время их консервации;

- неприведение участков земли и других природных объектов, нарушен­ных при недропользовании, в состояние, пригодное для их дальнейшего ис­пользования.

В приведенном перечне недронарушений можно выделить их три основ­ных вида: нарушения права собственности на недра и порядка недропользования (например, самовольное пользование недрами, невнесение платы и др.); нарушения требований по безопасному ведению работ, связанных с не­дропользованием; экологические недронарушения (выборочная отработка, порча месторождений, загрязнение недр и др.).

Согласно ст. 49 Закона о недрах указанный перечень не является исчер­пывающим. В частности, Кодекс РСФСР об административных правонару­шениях, предусматривающий ответственность за недронарушения (ст. 46-56(3), 57(1), 84(5), 84(6), 88, 89), устанавливает дополнительные их виды:

- самовольная добыча янтаря с месторождений или мест промышленной разработки;

- нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр;

- нарушения законодательства о континентальном шельфе: незаконная выдача лицензии (разрешения) на осуществление деятельности на конти­нентальном шельфе; нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований на континентальном шельфе; нарушение правил за­хоронения отходов и других материалов на континентальном шельфе; неза­конная передача минеральных ресурсов континентального шельфа и др.

Налагать административные взыскания в виде штрафа за нарушения за­конодательства о недрах вправе органы государственного горного надзора, органы по охране окружающей среды и природных ресурсов, органы по ге­ологии и использованию недр (ст. 211, 219 КоАП РСФСР).

В зависимости от степени общественной опасности, размера причинен­ного ущерба и других обстоятельств одни и те же деяния могут повлечь как административную, так и уголовную ответственность.

Уголовный кодекс РФ содержит несколько составов преступлений, свя­занных с использованием и охраной недр:

- исследование, разведка, разработка естественных богатств континен­тального шельфа РФ или исключительной экономической зоны РФ, прово­димые без соответствующих разрешений (ст. 253);

- захоронение или иное обращение радиоактивных, бактериологичес­ких, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил (ст. 247);

- нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, при ведении горных работ, на взрывоопасных объектах (ст. 215-217);

- нарушение правил сдачи или продажи государству драгоценных метал­лов и драгоценных камней (ст. 192)

К числу экологических преступлений УК РФ относит деяния, предусмо­тренные ст. 255, согласно которой уголовная ответственность наступает за нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, раз­мещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобы­вающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительно­го ущерба.

Гражданско-правовая (материальная) ответственность за недронарушения может наступать по общим нормам гражданского законодательства о возмещении причиненного вреда, признании сделок недействительными и др., а также по правилам специальных нормативных актов, устанавливаю­щих порядок и размер возмещения ущерба для отдельных видов недронарушений.

В соответствии со ст. 51 Закона о недрах вред, причиненный пользовате­лю недр в результате деятельности предприятий, организаций, должностных лиц и граждан, виновных в нарушении естественных свойств недр или со­здании условий, исключающих возможность дальнейшего пользования не­драми, подлежит возмещению за счет средств виновных лиц. Вред, причи­ненный государству в результате деятельности недропользователя, подлежит возмещению за счет средств пользователя.

Размер вреда определяется органом управления фондом недр.

Самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращаются без возмещения затрат, про­изведенных за время незаконного пользования (ст. 25, 51 Закона о недрах).




Навигация

« ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЛЕСОВ »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании