ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЛЕСОВ


Правовое регулирование лесных отношений

 

Лес - это совокупность лесной растительно­сти, земли, животного мира, других компонен­тов окружающей природной среды, имеющая важное экологическое, экономическое и соци­альное значение.

Леса как составная часть биосферы Земли осуществляют климаторегулирующие, средозащитные, санитарные функции. Они играют большую роль в сохранении водных и земельных ресурсов, служат местом обитания многих видов животных, а также активно преобразовывают хи­мические атмосферные загрязнения, являются резервом чистого воздуха и пополнения атмо­сферы кислородом.

Выступая источником древесины и другой лесной продукции, необходимой для удовлетво­рения потребностей народного хозяйства и насе­ления, леса выполняют важные экономические функции. В условиях возрастающей урбаниза­ции, увеличения масштабов хозяйственной дея­тельности усиливается их оздоровительное, научно-познавательное и эстетическое значение в жизни людей.

Поэтому экологическая политика российско­го государства предполагает обеспечение все­мерной охраны лесов, организацию их рацио­нального использования и воспроизводства. Ее основные направления раскрываются в поло­жениях Федеральной целевой программы «Ле­са России», утвержденной Правительством РФ в 1997 г.

Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводст­ва лесов, а также земель лесного фонда - лесные отношения - регулируют­ся лесным законодательством.

Отношения в области использования древесины, технического и лекар­ственного сырья, а также иных лесных ресурсов, добытых при пользовании лесами, регулируются гражданским и иным законодательством РФ.

Конституционной основой правового регулирования лесных отношений являются нормы Основного Закона РФ, устанавливающие право собствен­ности на природные ресурсы, экологические права и обязанности граждан РФ, компетенцию государственных органов экологического управления.

Базовым нормативным актом в системе лесного законодательства явля­ется Лесной кодекс РФ, принятый 22 января 1997 г. Нормы Лесного кодек­са конкретизируются и дополняются в других нормативных актах лесного законодательства (указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, инструкциях министерств и ведомств), которые должны ему соответст­вовать.

К числу наиболее важных среди них относятся: Положение об аренде участков лесного фонда, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24 марта 1998 № 345, Правила отпуска древесины на корню в лесах РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 № 551, Положение о Федеральной службе лесного хозяйства России, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 10 января 1998 № 173, Положение о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование, ут­вержденное Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 № 224, Положение о государственной лесной охране РФ, утвержденное Постанов­лением Правительства РФ от 27 июля 1998 № 850, Порядок осуществления Федеральной службой лесного хозяйства России и ее территориальными ор­ганами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной и защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, утвержденный Поста­новлением Правительства РФ от 1 июня 1998 № 544 и др.

Нормы, регулирующие лесные отношения, содержатся также в актах за­конодательства об охране окружающей природной среды (Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» и др.), об использовании и ох­ране отдельных видов природных ресурсов (Земельном, Водном кодексах, Законе РФ «О недрах», федеральных законах «О животном мире», «Об осо­бо охраняемых природных территориях» и др.), в гражданском, уголовном, административном законодательстве.

Государственное управление в сфере использования и охраны лесов осу­ществляют органы общей компетенции (Правительство РФ, Президент РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ), а также специально уполно­моченные органы - Федеральная служба лесного хозяйства России, ее тер­риториальные органы (лесхозы), национальные парки, заповедники и др. Особое место среди них занимают органы государственной лесной охраны.

 

Понятие и состав лесного фонда РФ

 

С юридической точки зрения объектом государственного управления и охраны, а также различных прав: собственности, пользования является лес­ной фонд РФ и его отдельные части.

Лесной фонд РФ образуют леса Российской Федерации вместе с земля­ми лесного фонда, не покрытыми лесной растительностью. (ст. 7 Лесного кодекса РФ).

Под землями лесного фонда понимаются как лесные, так и нелесные земли. Лесные земли - это земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, пустыри, прогалины и т. п.). Нелесные земли - это земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (дороги, просеки, сельскохозяйственные уго­дья), а также иные земли в границах лесного фонда (болота, неудобья и др.).

В состав лесного фонда не входят леса, расположенные на землях оборо­ны и на землях городских поселений (городские леса).

Лесной кодекс выделяет также понятие древесно-кустарниковой расти­тельности. Она не включается в состав лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд. Древесно-кустарниковая растительность представляет собой деревья и группы деревьев и кустарников, расположенные на:

- землях сельскохозяйственного назначения, в том числе предоставлен­ных для садоводства и личного подсобного хозяйства;

- землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);

- землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);

- землях водного фонда (на полосах отвода каналов);

- землях иных категорий.

Леса, входящие в состав лесного фонда и не входящие в него, а также древесно-кустарниковая растительность имеют различный правовой режим.

В целях сохранения и рационального использования лесных богатств страны, дифференцированного ведения лесного хозяйства лесной фонд РФ разделяется на три группы, а леса первой группы разграничиваются по кате­гориям защитности (ст. 55-60 Лесного кодекса РФ, Постановление Прави­тельства РФ «О порядке отнесения лесов к группам лесов и категориям за­щитности лесов первой группы» от 15 сентября 1997 № 1169).

Основаниями такой классификации служат экономическое, экологическое и социальное значение лесов, их местоположение и выполняемые функции.

К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий.

Эти леса разделяются на следующие категории защитности:

- запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов;

- запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промыс­ловых рыб;

- противоэрозионные леса;

- защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомо­бильных дорог федерального, республиканского, областного значения;

- леса на пустынных, степных, и малолесных горных территориях, име­ющие важное значение для защиты окружающей природной среды;

- леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов;

- леса зон санитарной охраны источников водоснабжения и курортов;

- особо ценные лесные массивы;

- орехово-промысловые зоны;

- леса заповедников, национальных и природных парков, памятников природы и другие.

К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполня­ющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровитель­ные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохране­ния которых требуется ограничение режима лесопользования.

Леса третьей группы - это леса многолесных районов, имеющие преиму­щественно эксплуатационное значение. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов. Леса треть­ей группы разделяются на освоенные и резервные.

В лесах всех рассмотренных групп могут быть выделены особо защитные участки лесов с ограниченным режимом лесопользования (берего- и почво­защитные участки вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов, места распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений и др.).

 

Право собственности на леса

 

Формы и содержание права собственности на леса в РФ определяются Конституцией РФ, Лесным кодексом РФ, гражданским и земельным зако­нодательством. Необходимо иметь в виду, что владение, пользование и рас­поряжение лесным фондом и не входящими в него лесами осуществляется с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных свойств леса (ст. 18 ЛК РФ), то есть с учетом особенностей леса как природного объекта, отличного от обычных объектов права собственности.

Леса РФ являются государственной собственностью. В соответствии со ст. 19 ЛК РФ лесной фонд и расположенные на землях обороны леса нахо­дятся в федеральной собственности. Однако законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.

Формы собственности на леса, расположенные на землях городских по­селений (городские леса), устанавливаются специальным федеральным за­коном.

Древесно-кустарниковая растительность, которая не признается лесом, может находиться в частной собственности граждан и юридических лиц, ес­ли она расположена на земельных участках, принадлежащих этим субъектам на праве собственности.

Правовой режим древесно-кустарниковой растительности различен в за­висимости от условий ее появления на земельных участках. Если это про­изошло в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после его передачи в собственность гражданина или юридического лица, то владение, пользование и распоряжение ею собствен­ник осуществляет по своему усмотрению. В других случаях правомочия соб­ственником должны осуществляться в соответствии с требованиями лесного законодательства и законодательства о растительном мире (ст. 20 ЛК РФ).

Лесной фонд изъят из гражданского оборота. Купля-продажа, залог и со­вершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуж­дение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лес­ной фонд, запрещены.

Сделки с правами пользования участками лесного фонда и лесов, не вхо­дящих в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным за­конодательством РФ, а в части, не урегулированной им, гражданским зако­нодательством.

Древесно-кустарниковая растительность может быть предметом гражданско-правовых сделок как принадлежность земельных участков, находя­щихся в собственности граждан и юридических лиц, и переходит от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством.

 

Понятие права лесопользования

 

Лесной фонд предоставляется гражданам и юридическим лицам в пользова­ние на условиях и в порядке, установленных лесным законодательством.

Право лесопользования - это система правовых норм, регулирующих поря­док и условия пользования лесом, права и обязанности лесопользователей.

Право лесопользования как субъективное право представляет собой при­надлежащие субъекту права и обязанности, возникающие в связи с предо­ставлением лесов в пользование.

Объектами права лесопользования являются обособленные участки лесного фонда или лесов, не входящих в лесной фонд, предоставленные для использования в установленном порядке. Границы таких участков должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков или указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).

Субъектами права лесопользования являются граждане и юридические лица, в том числе иностранные, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда или лесов, не входящих в лесной фонд. К числу основных субъектов права лесопользования относятся лесопромышленные предприятия, охотничьи, заготовительные, сельскохозяйственные организации и др.

Необходимо различать лесопользователей и участников лесных отноше­ний. Круг последних значительно шире: участниками лесных отношений помимо граждан и юридических лиц являются Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования (от их имени выступают соответст­вующие государственные и муниципальные органы).

 

Виды права лесопользования

 

Право лесопользования классифицируется по нескольким основаниям.

Как и все виды права природопользования оно может быть общим и спе­циальным.

Реализуя право общего лесопользования, граждане могут находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных ме­роприятиях, охотиться.

Данное право возникает для граждан непосредственно из закона (ст. 86 Лесного кодекса РФ) и осуществляется свободно и бесплатно, то есть без ка­ких-либо специальных разрешений, если это не ограничено или не запреще­но (например, в национальных парках, заповедниках и др.). При этом граж­дане обязаны соблюдать экологические требования по охране лесов: правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломку, порубку деревьев и кустарников, повреждение лесных культур, засорение лесов, уничтожение и разорение муравейников, гнезд птиц и др. Запрещаются сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу РФ, а также в перечень наркосодержащих растений и при­родного наркосодержащего сырья.

Перечень видов права специального лесопользования, которое подразде­ляется в зависимости от целевого назначения использования лесов, предус­мотрен в ст. 80 ЛК РФ:

- заготовка древесины;

- заготовка живицы;

- заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, хвойных лап, новогодних елок и др.);

- побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, лекарст­венных растений, опавших листьев и др.)

- пользование для нужд охотничьего хозяйства;

- пользование для научно-исследовательских целей;

- пользование для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.

Использование участков лесного фонда может осуществляться как с изъятием лесных ресурсов, так и без их изъятия.

Участок лесного фонда может предоставляться для осуществления одно­го или нескольких видов лесопользования одному или нескольким лесопользователям.

Права пользования лесом различаются также по юридическому содержа­нию, объему составляющих их правомочий. Лесной кодекс РФ выделяет их следующие виды: аренда, концессия, безвозмездное пользование, кратко­срочное пользование, сервитуты (ст. 22).

Участки лесного фонда предоставляются субъектам на основании оформления всех указанных видов прав. Правами пользования участками лесов, не входящими в лесной фонд, являются безвозмездное пользование и краткосрочное пользование.

При этом все права лесопользования осуществляются в соответствии с принципом многофункционального значения лесов (одновременного ис­пользования различными лицами и в различных целях).

 

Сроки лесопользования

 

Право лесопользования может быть краткосрочным и долгосрочным.

Краткосрочное право лесопользования осуществляется на срок до 1 года. Долгосрочное право реализуется в форме аренды, концессии, безвозмездно­го пользования лесом на срок от 1 года до 49 лет.

 

Содержание права лесопользования

 

Содержание права лесопользования составляют права и обязанности субъекта, конкретный набор которых определяется в зависимости от вида лесопользования. При осуществлении лесопользования лесопользователи имеют право:

- получать информацию об участках лесного фонда, передаваемых им в пользование;

- осуществлять пользование лесным фондом в установленных пределах;

- возводить на срок лесопользования строения и сооружения, пункты хранения древесины, связанные с пользованием лесным фондом, в установ­ленном порядке;

- иметь другие права, если их реализация не противоречит требованиям лесного законодательства РФ.

Вместе с тем лесопользователи обязаны:

- осуществлять пользование участками лесного фонда в соответствии с лесным законодательством;

- соблюдать условия договоров аренды, концессии, безвозмездного поль­зования, а также условия лесорубочного билета, ордера, лесного билета;

- не допускать нанесения вреда здоровью граждан, окружающей природ­ной среде;

- вести работы способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие лесо­пользования на состояние лесов, водных и других природных объектов;

- соблюдать санитарные правила в лесах, правила пожарной безопасно­сти, а в случае возникновения лесного пожара обеспечить его тушение;

- не оставлять недорубов (лесосек с незаконченными рубками) и заго­товленной древесины в местах рубок по истечении сроков ее заготовки и вы­возки;

- проводить очистку лесосек от порубочных остатков;

- осуществлять лесовосстановительные мероприятия в сроки и на усло­виях, указанных в договорах аренды, концессии, лесорубочном билете, ор­дере, лесном билете;

- приводить земли на участках лесного фонда, предоставленных в поль­зование, за свой счет в состояние, указанное в соответствующих договорах и других документах на лесопользование;

- своевременно вносить платежи за пользование лесным фондом;

- выполнять другие обязанности, предусмотренные лесным законода­тельством.

 

Платность лесопользования

 

Право лесопользования является платным. В соответствии с лесным за­конодательством система платежей за пользование лесом включает их следу­ющие виды:

- лесные подати. Они взимаются за все виды лесопользования. Ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъек­тов РФ по согласованию с органами лесного хозяйства за единицу лесного ресурса или за гектар участка лесного фонда;

- арендная плата. Вносится арендатором при аренде участков лесного фонда и определяется на основании ставок лесных податей. Ее конкретные размеры, сроки, порядок и условия выплаты устанавливаются договором аренды.

Ряд категорий лесопользователей имеют льготы по выплате указанных платежей или освобождаются от них полностью (инвалиды, участники Ве­ликой Отечественной войны и др.).

Ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Постановлением Правительства РФ «О минимальных ставках платы за дре­весину, отпускаемую на корню» от 19 сентября 1997 № 1199.

 

Основания возникновения права лесопользования

В соответствии с Лесным кодексом РФ основаниями возникновения права лесопользования являются:

- акты государственных органов (лесорубочный билет (ордер) или лес­ной билет);

- договоры (аренды, концессии, безвозмездного пользования, установ­ления лесного сервитута);

- судебные решения (в случае спора о праве лесопользования);

- иные (например, протокол лесного аукциона) (ст. 23 ЛК РФ).

Право лесопользования может также переходить от одних лиц к другим (кроме концессии):

- в порядке правопреемства - при реорганизации юридических лиц, на­следовании собственности граждан и др.;

- по договору лесопользователя с другим лицом, не являющимся его правопреемником, в случаях и порядке, установленных законодательством и с согласия собственника лесного фонда.

Независимо от вида предоставляемых юридических прав осуществление лесопользования допускается только на основании специальных разреши­тельных документов - лесорубочного билета (ордера) или (и) лесного биле­та (ст. 42 ЛК РФ).

Лесорубочный и лесной билеты выдаются лесопользователю при кратко­срочном пользовании лесным фондом (на срок до 1 года), а также ежегодно - на осуществление видов лесопользования, указанных в договорах аренды, концессии, безвозмездного пользования.

Эти документы предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (раз­мере) и на конкретном участке лесного фонда. Лесорубочный билет дает право его владельцу на заготовку и вывозку древесины, живицы и второсте­пенных лесных ресурсов. В нем определяется место нахождения участка лесного фонда, количественная и качественная характеристика отпускае­мых лесных ресурсов, их стоимость, сроки работ, условия и способы восста­новления лесов и очистки мест рубок.

Лесорубочный билет выдается лесхозом, а лесорубочный ордер - лесниче­ством на мелкий отпуск древесины на корню и второстепенных лесных ресур­сов. Лесной билет дает право на проведение побочных лесных пользований (выдается лесничеством на один сезон), а также других видов пользования, кроме предоставляемых по лесорубочному билету (выдается лесхозом).

Основанием для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета могут быть договоры аренды, концессии, безвозмездного пользования, а также протокол лесного аукциона или решение органа власти субъекта РФ.

 

Порядок предоставления права лесопользования

 

Участки лесного фонда предоставляются в пользование в порядке пря­мых переговоров, лесных торгов или конкурсов.

Конкретные основания и порядок возникновения отдельных прав поль­зования участками лесного фонда обусловлены целью лесопользования, его субъектами, сроками и другими обстоятельствами, указанными в законе.

Аренда участков лесного фонда регулируется Лесным кодексом РФ (ст. 31-35), Положением об аренде участков лесного фонда РФ и другими нормативными актами.

Предоставление участков лесного фонда в аренду осуществляется на ос­новании решений органов государственной власти субъекта РФ (принимае­мых по представлению органов лесного хозяйства) или по результатам лес­ных конкурсов.

Без проведения лесных конкурсов (на основании решения органа госу­дарственной власти субъекта РФ) леса предоставляются в аренду на срок от 1 года до 5 лет лесопользователям, длительное время осуществляющим свою деятельность на данной территории и имеющим производственные мощно­сти для этого, а также гражданам. Заинтересованные граждане и юридичес­кие лица подают для этого документы (заявление и др.) в лесхоз.

На основании решения органа государственной власти или протокола о результатах лесного конкурса заключается договор аренды участка лесного фронда.

По договору аренды участка лесного фонда лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством (арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от 1 года до 49 лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.

Добытые в соответствии с договором аренды участка лесного фонда лес­ные ресурсы (продукция) являются собственностью арендатора.

Субаренда, то есть передача арендатором по договору права аренды уча­стка лесного фонда другому лицу, а также выкуп арендованных участков лесного фонда запрещаются.

Договор аренды считается заключенным с момента его государственной регистрации.

Передача участков лесного фонда в концессию осуществляется на осно­вании договора концессии, который заключается по результатам проведения лесного конкурса или аукциона (ст. 37- 41 ЛК РФ).

Участки лесного фонда, передаваемые в концессию, выставляются на конкурс или аукцион Правительством РФ по согласованию с органом госу­дарственной власти соответствующего субъекта РФ.

Сторонами договора концессии являются Правительство РФ или упол­номоченный им федеральный орган исполнительной власти и лица, призна­ваемые в соответствии с законодательством РФ инвесторами. По договору концессии участка лесного фонда одна сторона обязуется предоставить дру­гой стороне на срок от 1года до 49 лет право возмездного пользования на оп­ределенных условиях лесными ресурсами на соответствующем участке лес­ного фонда.

По договору концессии предоставляются в пользование участки лесного фонда, как правило, не освоенные, без сложившейся инфраструктуры и тре­бующие значительных средств для вовлечения этих участков в эксплуата­цию. Поэтому в договоре концессии предусматриваются обязанности инве­стора, в частности, по строительству и содержанию дорог и других объектов инфраструктуры.

Договор концессии, также как и договор аренды, считается заключен­ным с момента его государственной регистрации.

Порядок предоставления участков лесного фонда в безвозмездное поль­зование регулируется Лесным кодексом РФ и Положением о предоставле­нии участков лесного фонда в безвозмездное пользование.

Безвозмездное пользование лесами осуществляется в соответствии с до­говором, по которому лесхоз обязуется предоставить лесопользователю уча­сток лесного фонда в безвозмездное пользование на срок до 49 лет для осу­ществления одного или нескольких видов лесопользования (ст. 36 ЛК РФ).

Участки лесного фонда предоставляются в безвозмездное пользование на основании решений органов государственной власти субъектов РФ, прини­маемых по представлению территориальных органов управления лесным хо­зяйством.

Договор безвозмездного пользования также подлежит государственной регистрации.

Следует отметить, что во всех случаях заключения рассмотренных выше договоров (аренды, концессии, безвозмездного пользования) права лесо­пользования возникают лишь с момента получения лесорубочного билета, ордера или лесного билета.

Участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное пользование (на срок до 1 года) по результатам лесного аукциона или на основании ре­шения органа государственной власти субъекта РФ.

В последнем случае (без проведения аукциона) леса передаются в поль­зование для удовлетворения потребностей образовательных бюджетных уч­реждений, сельскохозяйственных организаций и населения.

При проведении лесных аукционов лицо, выигравшее его, и организатор аукциона (лесхоз) подписывают протокол о результатах лесного аукциона, который имеет силу договора.

Предоставление участков лесного фонда в краткосрочное пользование производится посредством выдачи лесорубочного билета, ордера или лесно­го билета (ст. 43 ЛК РФ).

Лесной кодекс РФ 1997 г. впервые вводит понятие лесного сервитута. Он представляет собой право ограниченного пользования участком лесного фонда для конкретных хозяйственных и иных целей.

Лесные сервитута могут быть публичными и частными (ст. 21 ЛК РФ).

Публичный сервитут - это право граждан свободно пребывать в лесах, которое представляет собой не что иное, как право общего лесопользования, рассмотренное выше.

Частный лесной сервитут означает право ограниченного пользования участками лесного фонда, находящимися в пользовании других лиц, то есть ограничение права лесопользования граждан и организаций в пользу иных заинтересованных лиц.

Публичный сервитут возникает из закона (ст. 21, 86 ЛК РФ), а частный -на основании договора или судебного решения (в случае спора), а также ак­тов государственных органов.

 

Основания прекращения права лесопользования

 

Право лесопользования прекращается при наступлении оснований, пре­дусмотренных лесным законодательством:

- при отказе лесопользователя от прав пользования;

- по истечении срока пользования;

- при прекращении деятельности юридического лица-лесопользователя или смерти гражданина-лесопользователя;

Принудительное прекращение права лесопользования возможно только в случаях:

- систематического (более двух раз) нарушения лесопользователем лес­ного законодательства;

- аварий, стихийных бедствий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер;

- систематического или более трех месяцев в течение года невнесения лесопользователем платежей за пользование лесным фондом;

- нарушения лесопользователем установленных правил пользования участками лесного фонда или условий, предусмотренных лесорубочным би­летом, ордером, лесным билетом;

- невыполнения лесопользователем лесовосстановительных и противо­пожарных работ, а также несоблюдения правил пожарной безопасности в лесах;

- изъятия участка лесного фонда для государственных нужд (ст. 28 ЛК РФ).

Прекращение права лесопользования производится путем расторжения соответствующих договоров пользования лесами (аренды, концессии, без­возмездного пользования), аннулирования лесорубочных билетов, ордеров, лесных билетов.

Вместе с тем закон предусматривает и случаи временного ограничения или приостановления прав пользования лесами при нарушении лесопользователями требований лесного законодательства или невыполнении условий лесорубочного билета, ордера или лесного билета в целях обеспечения раци­онального использования и охраны лесов, защиты конституционного строя, обеспечения безопасности и обороны, охраны здоровья населения и окру­жающей природной среды, историко-культурного и природного наследия, прав граждан.

Если обстоятельства, вызвавшие ограничение или принудительное пре­кращение права лесопользования, устранены, оно восстанавливается в пол­ном объеме.

В то же время ограничение, приостановление или принудительное пре­кращение права лесопользования не освобождает лесопользователя от юри­дической ответственности за нарушение лесного законодательства.

 

Разрешение споров о праве лесопользования

 

Защита нарушенных или оспариваемых прав пользования лесами, в том числе обжалование решений компетентных государственных органов об ограничении, приостановлении или прекращении прав лесопользования, а также разрешение споров в области охраны, защиты и воспроизводства ле­сов осуществляются в судебном порядке.

В административном порядке споры в области использования и охраны лесов рассматриваются только в случаях, прямо предусмотренных законом.

 

Правовая охрана лесов

 

Предусмотренная лесным законодательством система мер, направлен­ных на организацию рационального использования и воспроизводство ле­сов, их охрану от загрязнения, истощения и уничтожения, защиту от пожа­ров, вредителей и болезней, образует понятие правовой охраны лесов.

Охрана и защита лесов осуществляется лесхозами, государственной лес­ной охраной, базами авиационной охраны лесов и другими организациями лесного хозяйства. Она проводится наземными и авиационными методами.

Экологические требования и меры, входящие в содержание правовой ох­раны лесов, адресованы всем субъектам: организациям, ведущим лесное хо­зяйство, лесопользователям и тем предприятиям, организациям и учрежде­ниям, деятельность которых оказывает влияние на состояние лесов.

К числу важнейших организационно-правовых мер, осуществляемых с целью охраны и защиты лесов, относятся учет и ведение лесного кадастра, мониторинг лесов, разработка и осуществление государственных федераль­ных программ, связанных с развитием лесного хозяйства и лесопромышлен­ного комплекса страны, а также государственный контроль за состоянием, использованием, охраной и воспроизводством лесов*.

________

* См. Порядок осуществления Федеральной службой лесного хозяйства России и ее тер­риториальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной и защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, утвержденный Постанов­лением Правительства РФ от 1 июня 1998 № 544.

 

Первостепенное значение для охраны лесов имеют основные требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. На организации, ведущие лесное хозяйство (лесхозы), возлагаются функции по учету лесного фонда, организа­ции рационального и целевого его использования, контролю за проведением работ, выполняемых лесопользователями, пресечению нарушений норм и пра­вил лесопользования, по противопожарному и санитарному обустройству тер­ритории лесного фонда. Они должны осуществлять уход за лесом, мероприятия по улучшению породного состава и качества лесов, по восстановлению лесов и лесоразведению, борьбе с вредителями и болезнями леса*.

________

* Положение о Федеральной службе лесного хозяйства России, утвержденное Постанов­лением Правительства РФ от 10 февраля 1998 № 173.

 

В системе органов управления лесным хозяйством в целях осуществления деятельности по обеспечению сохранения экологического и биологического потенциала лесов, соблюдения правил использования, воспроизводства, охра­ны и защиты лесов организована специальная служба - государственная лес­ная охрана. Она наделена полномочиями по предупреждению и пресечению правонарушений на территории лесного фонда, имеет право налагать админи­стративные штрафы на должностных лиц и граждан, предъявлять иски о воз­мещении причиненного лесному хозяйству ущерба, направлять материалы в соответствующие государственные органы о привлечении виновных лиц к дисциплинарной и уголовной ответственности**.

________

** Положение о государственной лесной охране РФ, утвержденное Постановлением Пра­вительства РФ от 27 июля 1998 № 850.

 

Важную роль в охране лесов играет выполнение лесопользователями ус­тановленных для них законом обязанностей, входящих в содержание права лесопользования, рассмотренного выше.

Что касается граждан и юридических лиц, деятельность которых может оказать или оказывает негативное воздействие на состояние лесов, то на них возложена законом обязанность проводить согласованные с органами уп­равления лесным хозяйством и органами власти субъектов РФ технологиче­ские, санитарные и иные мероприятия по охране и защите лесов.

Требования законодательства об охране окружающей природной среды, предусматривающие необходимость обеспечения производственных объек­тов очистными сооружениями и устройствами, служат предотвращению вредного воздействия на леса сточных вод, химических веществ, промыш­ленных и коммунально-бытовых выбросов и отходов.

Места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводст­во лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта РФ и соответствующим территориальным органом управления лесным хозяйством с обязательным проведением государственной экологической экспертизы.

Проведение в лесном фонде строительных работ, добыча полезных иско­паемых, прокладка коммуникаций и выполнение иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, произво­дятся на основании разрешения лесхоза. Способы, которые применяются при осуществлении указанных работ, не должны ухудшать состояние лесно­го фонда, воспроизводство лесов.

В случае, если предприятия и организации проводят работы, отрицатель­но влияющие на состояние или воспроизводство лесов, не обеспечивают ох­рану лесов от пожаров, такие работы могут быть приостановлены или запре­щены впредь до устранения причин этих действий.

Основополагающее значение для рационального использования и охра­ны лесов имеет распределение их по группам и установление свойственного каждой из них режима рубок и правил охраны.

Законодательство предусматривает приоритет особо охраняемых лесов первой группы - лесов заповедников, охранных зон, особо ценных лесных массивов, запретных лесных .полос и других, правовой режим которых ха­рактеризуется тем, что они в первую очередь используются по основному назначению, отвечающему их защитным и санитарным функциям. В этих лесах запрещены рубки деревьев, за исключением санитарных рубок и рубок ухода за лесом, устанавливается повышенная ответственность за нарушение правил их использования и охраны(ст. 114 ЛК РФ).

В других лесах производится заготовка древесины и иные виды пользо­вания, которые должны осуществляться с соблюдением принципов непре­рывного, неистощительного и рационального лесопользования, требований по сохранению и усилению средообразующих, водоохранных и защитных функций лесов, обеспечению условий для их воспроизводства, а также науч­но обоснованных норм лесопользования.

Это предполагает установление и соблюдение правил заготовки древесины и осуществления других пользований, борьбу с незаконным пользованием и нарушением его порядка, защиту лесов от пожаров, вредителей и болезней.

Заготовка древесины производится в соответствии с Правилами отпуска древесины на корню в лесах РФ и должна осуществляться согласно научно обоснованной норме рубки леса, которая предполагает, что объем рубок леса и заготовки древесины, используемой для нужд экономики и населения, уста­навливается с учетом ежегодного прироста леса. Этот объем определяется пу­тем утверждения государственными органами управления лесным хозяйством расчетной лесосеки для каждого предприятия, ведущего лесное хозяйство и заготовку древесины, а также по административно-территориальным едини­цам или зонам лесопользования (ст. 62 ЛК РФ). Превышение установленного объема заготовки древесины запрещается законом.

Реализация принципа неистощительного лесопользования обеспечива­ется и путем проведения работ по воспроизводству лесов. Они осуществля­ются на площадях, ранее бывших покрытыми лесом (вырубки, гари и др.) или предназначенных для разведения лесов на нелесных землях. Обязанно­сти по лесовоспроизводству и лесоразведению возложены как на организа­ции, ведущие лесное хозяйство (лесхозы), так и на самих лесопользователей (ст. 89, 90 ЛК РФ).

Одно из наиболее важных направлений в обеспечении охраны и защиты лесов - борьба с лесными пожарами.

В связи с этим законодательством установлены специальные правила по­жарной безопасности в лесах*. Они запрещают совершение в лесу действий, создающих реальную угрозу возникновения и распространения пожаров, а также регламентируют проведение лесных противопожарных мероприятий для организаций, производящих работы в лесах или вблизи лесных массивов.

________

* См. Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1993 № 886.

 

Правила пожарной безопасности обязательны для всех юридических лиц и граждан. Так, гражданам не разрешается бросать в лесу горящие окурки, разводить костры в местах с подсохшей травой, в торфяниках, под кронами деревьев и т. д. В случае обнаружения лесного пожара необходимо немед­ленно принять меры по его тушению, а при невозможности потушить пожар своими силами сообщить о нем работникам лесного хозяйства, милиции или местного органа власти.

Лесопользователи обязаны разрабатывать и утверждать по согласованию с лесхозами планы противопожарных мероприятий, а также проводить их в установленные сроки.

Государственный пожарный надзор в лесном фонде и не входящих в не­го лесах осуществляется государственной лесной охраной. Для защиты лесов от пожаров может использоваться авиационная охрана, осуществляемая спе­циализированными организациями Федеральной службы лесного хозяйства России.

Помимо пожарной безопасности органы лесного хозяйства и лесопользователи обязаны обеспечивать защиту лесов от вредителей и болезней, что достигается путем систематического слежения за состоянием лесов, своевре­менного выявления очагов вредителей и болезней, их локализацией и лик­видацией. Мероприятия по защите лесов от вредителей и болезней регла­ментируются специальными санитарными правилами (ст. 98 ЛК РФ).

 

Ответственность за нарушения лесного законодательства

 

Нарушение установленных законом правил и норм по рациональному использованию и охране лесов влечет за собой юридическую ответствен­ность - уголовную, административную, гражданско-правовую и иную.

Новый Лесной кодекс РФ не содержит перечня лесонарушений. Его нор­мы, посвященные ответственности, имеют отсылочный характер: в соответст­вии со ст. 110 и 111 лица, виновные в нарушениях лесного законодательства, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Административная ответственность за лесонарушения предусмотрена Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 61-76).

Административному взысканию в виде штрафа подвергаются лица, ви­новные в:

- нарушении установленного порядка использования лесосечного фон­да, заготовки и вывозки древесины, заготовки живицы;

- незаконной порубке и повреждении деревьев и кустарников;

- осуществлении лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или в лесном билете;

- нарушении правил восстановления и улучшения лесов;

- самовольном сенокошении и пастьбе скота, самовольном сборе дико­растущих плодов, орехов, ягод, грибов;

- незаконном использовании земель лесного фонда;

- засорении лесов бытовыми отходами и отбросами;

- вводе в эксплуатацию производственных объектов без устройств, пре­дотвращающих вредное влияние на леса;

- повреждение леса сточными водами, химическими веществами, вред­ными выбросами, отходами и отбросами;

- уничтожении полезной для леса фауны;

- нарушении требований пожарной безопасности и др.

Административная ответственность установлена также за нарушение права государственной собственности на леса - самовольную переуступку права лесопользования, совершение других незаконных сделок (ст. 48 КоАП РСФСР).

Штрафы за эти правонарушения налагаются должностными лицами фе­дерального органа управления лесным хозяйством и его территориальных органов.

Уголовная ответственность наступает по нормам Уголовного кодекса РФ, который содержит несколько составов экологических преступлений в сфере использования и охраны лесов:

- незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан (ст. 260);

- уничтожение или повреждение лесов в результате неосторожного об­ращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ч. 1 ст. 261);

- уничтожение или повреждение лесов путем поджога, иным общеопас­ным способом либо в результате загрязнения вредными веществами, отхода­ми, выбросами или отбросами (ч. 2 ст. 261).

Таким образом, за отдельные виды правонарушений может наступить уголовная или административная ответственность, что определяется в зави­симости от размера ущерба, причиненного лесонарушением или другими признаками, предусмотренными законом.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 ноября 1998 № 14 в случае незакон­ной порубки разграничение экологического преступления и административ­ного правонарушения проводится по предмету: состав преступления, преду­смотренный ч. 1 ст. 260 УК РФ, образует незаконная порубка деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы, в особо защитных участках ле­сов всех групп либо не входящих в лесной фонд или запрещенных к поруб­ке, если эти деяния совершены в значительном размере (п. 13).

Наряду с административной и уголовной ответственностью к правонару­шителям применяется гражданско-правовая (материальная) ответствен­ность.

Сделки с участками лесного фонда - купля-продажа, дарение, залог, са­мовольный обмен участков лесного фонда - признаются недействительны­ми со всеми юридическими последствиями, предусмотренными граждан­ским законодательством применительно к недействительным сделкам (ст. 167-169 Гражданского кодекса РФ).

Граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам (ст. 111 ЛК РФ). Разме­ры и порядок возмещения ущерба определяются специальными норматив­ными актами, в частности, Постановлением Правительства РФ «Об утверж­дении размеров неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах РФ и такс для исчисления размера взы­сканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного за­конодательства, в лесах Российской Федерации» от 5 февраля 1992 № 67.

В виде неустойки гражданско-правовая ответственность применяется за нарушение правил заготовки и вывозки древесины, живицы, второстепен­ных лесных ресурсов, а в виде такс - при незаконной порубке, уничтожении или повреждении деревьев, кустарников, других лесных культур, наруше­нии правил осуществления побочных пользований. Такса представляет со­бой условную денежную сумму за единицу незаконно добытой продукции, поврежденных или уничтоженных лесных культур. Размер ее зависит от группы лесов, возраста, породы деревьев и кустарников.

Древесина и иная незаконно добытая продукция, заготовленные без со­ответствующих разрешительных документов, подлежат изъятию в установ­ленном законом порядке и передаче органам местного самоуправления. При невозможности изъятия незаконно добытой продукции взыскивается ее сто­имость.




Навигация

« ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ НЕДРПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОД »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании