ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО МИРА


Правовое регулирование отношений в области охраны

и использования животного мира

 

Животный мир - один из компонентов при­родной среды, естественных экологических сис­тем, активно влияющий на состояние и качество их отдельных элементов: земель, лесов, вод и т. д., а также окружающей среды в целом.

С древних времен животный мир является предметом хозяйственного интереса людей, объ­ектом охотничьего и рыбного промысла, источ­ником промышленного, технического, лекарст­венного сырья. Однако разрушение среды обитания животных в результате расширения масштабов экономической деятельности, освое­ния земель, вырубки лесов, загрязнения окружа­ющей природной среды, а также хищническая эксплуатация животного мира приводят к сокра­щению численности многих видов животных, уменьшению разнообразия живых организмов.

Поэтому охрана и рациональное использова­ние животного мира, составляющего достояние народов РФ, представляют собой важную госу­дарственную задачу, выполнение которой на­правлено на удовлетворение экономических, эко­логических и духовных потребностей общества (ст. 1 Федерального Закона «О животном мире»).

Указанная задача реализуется через целый комплекс специальных мер по сохранению жи­вотного мира, важное место среди которых зани­мает его правовое регулирование.

Предметом этого регулирования являются общественные отношения в области охраны и рационального использования животного мира, а также связанные с ними отношения в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчиво­го существования и использования животного мира, сохранения генетичес­кого фонда диких животных как неотъемлемого элемента природной среды.

Базовый нормативный акт в системе законодательства о животном ми­ре - кодифицированный Федеральный Закон «О животном мире» 1995 г. Его положения развиваются и конкретизируются в нормах подзаконных ак­тов, основную массу которых составляют Постановления Правительства РФ, регулирующие отдельные вопросы правового режима животного мира: «О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и го­сударственного мониторинга объектов животного мира» от 10 ноября 1996 № 1342, «О специально уполномоченных государственных органах по охра­не, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания» от 19 января 1998 № 67, «Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных ма­гистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи» от 13 августа 1996 № 997, «О Красной книге РФ» от 19 февраля 1996 № 158, «О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах» от 29 сентября 1997 № 1251 (с изменениями от 15 ноября 1997) и др.

Значительную часть рассматриваемых актов образуют акты охотничьего и рыболовного законодательства: Положение об охоте и охотничьем хозяй­стве РСФСР, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 (с изменениями от 23 июня 1993), Постановление Прави­тельства РФ «О любительской и спортивной охоте в РФ» от 26 июля 1993, Положение об охране рыбных запасов и регулировании рыболовства в водо­емах СССР, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 15 сентября 1958 (с последующими изменениями и дополнениями), Поста­новление Правительства РФ «О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира» от 18 июля 1996 и др.

Нормы, регулирующие отношения по поводу охраны и использования жи­вотного мира и среды его обитания, содержатся в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Федеральных законах «Об исключительной экономической зоне РФ», «О континентальном шельфе РФ», в земельном, лесном, водном, а также уголовном, административном и гражданском зако­нодательстве.

 

Животный мир как объект правовой охраны

 

Животный мир как объект правового регулирования представляет собой совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию страны и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ (ст. 1 ФЗ «О животном мире»).

Из данного понятия животного мира следует, что животные, которые от­носятся к объектам правовой охраны, должны обладать рядом признаков.

Во-первых, речь идет только о диких животных и, во-вторых, о тех, кото­рые обитают в состоянии естественной свободы (на суше, в воде, в атмосфере и в почве). Отношения по поводу сельскохозяйственных и других одомашнен­ных животных, а также животных, содержащихся в неволе, регулируются не экологическим, а гражданским и иными отраслями законодательства. В-тре­тьих, животные могут находиться на территории страны временно или посто­янно. Этот признак учитывает особенности жизнедеятельности мигрирующих видов животных.

Под животными понимаются все организмы животного происхожде­ния: звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые и др. К природным ресурсам континентального шельфа и исключительной эко­номической зоны РФ относятся все виды рыб, моллюсков, морских млеко­питающих, ракообразных, а также живые организмы «сидячих» видов мор­ского дна и его недр и другие водные биологические ресурсы*.

________

* Ст. 4 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне РФ», Федерально­го закона «О континентальном шельфе РФ».

 

Таким образом, понятие животного мира охватывает не все живые орга­низмы, находящиеся на территории страны, но является достаточно широ­ким, поскольку распространяется не только на наиболее ценную в экономи­ческом отношении часть дикой фауны - объекты охоты и рыболовства (диких зверей, птиц и рыб), - но и на многих других ее представителей.

 

Право собственности на животный мир

 

Животный мир РФ в пределах ее территории является государственной собственностью. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в отношении животных на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

Это означает, что животный мир РФ изъят из гражданского оборота, а сделки по отчуждению объектов животного мира (продажа, залог и др.), на­рушающие в прямой или скрытой форме право государственной собственно­сти на животный мир, недействительны. Оборотоспособность диких живот­ных допускается лишь в отдельных случаях по специальным разрешениям (распорядительным лицензиям), выдаваемым компетентными государствен­ными органами*.

________

* См., например, Порядок выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, утвержден­ный Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996.

 

Объекты животного мира, изъятые из естественной среды обитания, мо­гут находиться в частной, муниципальной, государственной или иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение такими объекта­ми регулируется гражданским законодательством.

Правомочия собственника в отношении животного мира осуществляют­ся совместно Российской Федерацией и ее субъектами.

В соответствии с Федеральным Законом «О животном мире» и Указом Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» к федеральной собст­венности относятся следующие объекты животного мира:

- редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу РФ;

- обитающие на особо охраняемых территориях федерального значения (в заповедниках, национальных парках и др.);

- населяющие территориальное море, континентальный шельф и исклю­чительную экономическую зону РФ;

- подпадающие под действие международных договоров;

- относящиеся к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

  • мигрирующие по территории двух и более субъектов РФ.

От имени Российской Федерации и ее субъектов право собственности реализуют соответствующие государственные органы - общей компетенции (Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ, местные адми­нистрации) и специально уполномоченные органы. Согласно Указу Прези­дента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 22 сентября 1998 № 1142 и Постановлению Правительства РФ «О специаль­но уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регу­лированию использования объектов животного мира и среды их обитания» от 19 января 1998 № 67 к ним относятся Госкомэкология России, Минсельхозпрод России (департамент охраны и использования охотничьих ресур­сов), Госкомрыболовства России, Рослесхоз, Федеральная пограничная служба РФ и их территориальные органы.

Государство в лице своих компетентных органов предоставляет живот­ный мир в пользование различным субъектам.

 

Понятие и виды права пользования животным миром

 

Право пользования животным миром - это система правовых норм, ко­торые регламентируют порядок предоставления и условия использования объектов животного мира, права и обязанности пользователей животным миром. Право пользования животным миром для конкретных субъектов оз­начает совокупность возникающих у них прав и обязанностей по отноше­нию к предоставленным им в пользование объектам животного мира.

Субъектами права пользования животным миром являются юридические лица и граждане, в том числе и иностранных государств (ст. 33,36 Закона о жи­вотном мире, ст. 11 Федерального закона «О континентальном шельфе РФ», ст. 9 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне РФ»).

Коренные малочисленные народы и этнические общности, самобытная культура которых включает в себя традиционные методы охраны и исполь­зования объектов животного мира, граждане, принадлежащие к этим группам населения, и их объединения имеют право на приоритетное пользова­ние животным миром на территориях традиционного расселения и хозяйст­венной деятельности. Переуступка права на приоритетное пользование жи­вотным миром другим гражданам и юридическим лицам запрещена (ст. 49 Закона о животном мире, ст. 9 Закона о континентальном шельфе РФ).

Объектами права пользования животным миром являются объекты жи­вотного мира - организмы животного происхождения (дикие животные) или их популяции (ст. 1 Закона о животном мире).

Право пользования животным миром можно классифицировать на от­дельные виды по срокам, целям и способам пользования.

Оно может быть долгосрочным (в случае предоставления юридическим лицам) или краткосрочным (при предоставлении гражданам). Законом о жи­вотном мире не определяются конкретные сроки пользования или их пре­дельные размеры.

Пользование животным миром может осуществляться двумя способами -с изъятием или без изъятия объектов животного мира из среды их обитания.

По целевому назначению выделяются следующие виды пользования жи­вотным миром (ст. 34 Закона о животном мире):

- охота;

- рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских мле­копитающих;

- добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства. Этот вид пользования связан с изъятием животных из естествен­ной среды их обитания (например, для научных экспериментов, зоологичес­ких коллекций, получения лекарственного сырья и др.) и допускается только по разрешениям компетентных органов (ст. 43 Закона о животном мире);

- извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей природ­ной среды, опылителей растений, биофильтраторов и др. Осуществляется в естественных условиях без изъятия животных из природной среды, а поль­зователями в таких случаях выступают сельскохозяйственные, лесохозяйственные организации, граждане - владельцы личных подсобных хозяйств, садовых участков и др. (ст. 45 Закона о животном мире);

- изучение, исследование и иное использование животного мира в науч­ных, культурно-просветительских, рекреационных, эстетических целях. Возможно без изъятия животных из среды их обитания (путем различных форм наблюдения, мечения, фотографирования и других методов исследо­вания) или с изъятием объектов животного мира из природной среды. В пер­вом случае оно допускается без разрешения компетентных органов и бес­платно, во втором - по разрешениям бесплатно или за определенную плату (ст. 44 Закона о животном мире);

- получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (меда, пантов и т. д.). Допускается без изъятия животных из природной сре­ды и их уничтожения, а также без нарушения среды их обитания (ст. 46 За­кона о животном мире).

Федеральными законами «О континентальном шельфе РФ» и «Об исклю­чительной экономической зоне РФ» предусмотрены и другие виды пользова­ния животным миром - товарное выращивание, искусственное воспроизвод­ство водных биологических ресурсов и т. д. (ст. 10 Закона о континентальном шельфе, ст. 8 Закона об исключительной экономической зоне РФ).

 

Основания возникновения права пользования животным миром

 

Основаниями возникновения права пользования животным миром явля­ются юридические факты, главное место среди которых занимает лицензия -разрешение специально уполномоченного государственного органа по охра­не, контролю и регулированию использования объектов животного мира.

Юридическим лицам объекты животного мира предоставляются в долго­срочное пользование на основании долгосрочной лицензии, которую выдает указанный государственный орган по решению Правительства РФ (в отно­шении объектов животного мира, находящихся в федеральной собственнос­ти) или органа исполнительной власти субъекта РФ.

Долгосрочная лицензия должна содержать сведения о пользователе, ви­дах, объектах, сроках, условиях пользования животным миром, границах территории, акватории, необходимой для пользования.

Пользователь также должен заключить договор о предоставлении в поль­зование территории (акватории), необходимой для пользования животным миром с органом исполнительной власти соответствующей территории (ак­ватории).

При наличии нескольких претендентов может проводиться конкурс.

Гражданам животный мир предоставляется в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии. Она выдается специально уполно­моченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования животного мира по их заявке или пользователями животным миром в пределах установленных им лимитов.

Именная разовая лицензия дает право на однократное использование животных с указанием их видов и количества, места и срока пользования.

 

Платность пользования животным миром

 

Право пользования животным миром является платным. Система плате­жей включает в себя:

- плату за пользование животным миром;

- штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.

Предельные размеры платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды обитания произ­водится по лицензиям или разрешениям, определяются в размере, кратном минимальному размеру оплаты труда Постановлением Правительства РФ «О плате за пользование объектами животного мира» от 29 сентября 1997 (с дополнениями от 15 ноября 1997 г.). Так, плата за добывание лося установлена в размере 5-10 минимальных размеров оплаты труда, кабана - 1-2, бобра - 0, 4-0, 9 и т. д.

Плата за пользование животным миром поступает в бюджеты РФ и ее субъектов и расходуется на цели, связанные с охраной, воспроизводством и устойчивым использованием животного мира и среды его обитания.

Пользователи животным миром уплачивают также сбор за выдачу лицен­зии (ст. 53 Закона о животном мире).

Пользование животным миром может осуществляться бесплатно, если это не требует получения лицензий.

 

Содержание права пользования животным миром

 

Пользователь осуществляет правомочия владения и пользования объек­тами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, ли­цензией и договором (для юридических лиц). Он не вправе распоряжаться объектами животного мира, если иное не предусмотрено Законом о живот­ном мире (ст. 33). Распоряжение осуществляется на основе так называемой распорядительной лицензии, которая представляет собой специальное раз­решение, предоставляющее право определенным в нем лицам в установлен­ном порядке распоряжаться объектами животного мира.

Правомочия владения и пользования проявляются через права и обязан­ности пользователя животным миром, которые составляют содержание рас­сматриваемого права. Их конкретный перечень зависит от видов и субъек­тов пользования.

Пользователи животным миром имеют право (ст. 40 Закона о животном мире):

- пользоваться предоставленными им объектами животного мира;

- пользоваться без разрешения объектами животного мира, приобретен­ными для расселения на закрепленной территории в установленном поряд­ке, если эти объекты содержатся в полувольных условиях;

- собственности на добытые объекты животного мира и на продукцию, полученную от них;

- выдавать гражданам именные разовые лицензии на использование объектов животного мира в пределах установленных норм, квот и лимитов;

- заключать договоры с юридическими лицами и гражданами на исполь­зование ими объектов животного мира с одновременной выдачей именных разовых лицензий;

- вести подсобное хозяйство, включая переработку продукции, получен­ной в процессе осуществления разрешенных видов пользования животным миром, и производить изделия из объектов животного мира, а также реали­зовывать произведенную продукцию и изделия;

- на предоставленных в пользование территориях получать земельные участки в производственных и иных целях и возводить на них постоянные или временные постройки, сооружения и дороги, необходимые для осуще­ствления деятельности, связанной с пользованием животным миром;

- предъявлять иски за ущерб, причиненный им неправомерными дейст­виями юридических лиц и граждан, повлекшими за собой гибель животных, ухудшение среды их обитания, нарушением законных прав, связанных с пользованием животным миром;

- оказывать воздействие на среду обитания животного мира, улучшающее состояние объектов животного мира по согласованию с владельцами (пользо­вателями) земель, лесного фонда и органами по охране животного мира.

Пользователи животным миром обязаны:

- осуществлять только указанные в лицензии виды пользования живот­ным миром;

- соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования жи­вотным миром;

- применять при пользовании животным миром способы, не нарушаю­щие целостности естественных сообществ;

- не допускать разрушения или ухудшения среды обитания животного мира;

- осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов живот­ного мира, а также оценку состояния среды их обитания;

- проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизвод­ство объектов животного мира;

- оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира;

- обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения;

- применять при пользовании животным миром гуманные способы.

 

Правовое регулирование охоты и рыболовства

 

Наиболее важное значение в характеристике правового режима использо­вания животного мира имеет правовая регламентация охоты и рыболовства.

Действующее охотничье законодательство признает охотой выслежива­ние с целью добычи, преследование и добычу диких зверей и птиц лицом, имеющим право на охоту.

Нахождение в местах обитания диких зверей и птиц с оружием, собака­ми, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добы­той продукцией приравнивается к охоте.

Объектом охоты являются дикие животные в состоянии естественной свободы. Истребление домашних, сельскохозяйственных животных, а также диких животных, находящихся в неволе, рассматривается как уничтожение имущества и другие противоправные действия.

Перечень конкретных видов животных, отнесенных к объектам охоты, исходя из их видов, численности, традиций в использовании, получаемой про­дукции, утверждается Правительством РФ. Так, в соответствии с Перечнем объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 № 1289, объектами охоты являются: волк, лисица, медведь, заяц, норка, соболь, белка, олень, гуси, ут­ки, куропатки и др.

Различается два вида охоты - промысловая и спортивная (любительская).

Промысловая охота представляет собой в основном профессиональную деятельность охотников-промысловиков, которая осуществляется на основе нарядов на отстрел животных или договоров с охотопромысловыми хозяйст­вами на заготовку продукции охоты (шкур, мяса, меха и т. д.).

Спортивной или любительской охотой могут заниматься граждане, до­стигшие 18-летнего возраста, сдавшие испытания по правилам охоты, техни­ке безопасности на охоте, обращению с охотничьим огнестрельным оружи­ем и уплатившие государственную пошлину в установленном размере.

Граждане, населяющие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, пользуются правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием с 14-летнего возраста (п. 14 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР с изменениями от 10 октября 1993 г.)

Согласно Постановлению Правительства РФ «О любительской и спор­тивной охоте в РФ» от 26 июля 1993 № 728 документами, удостоверяющими право осуществления охоты служат (п. I):

- охотничьи билеты, выдаваемые государственными органами управле­ния охотничьим хозяйством, или членские охотничьи билеты, выдаваемые общественными охотничьими организациями, с отметкой этих организаций о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте, об­ращению с охотничьим оружием и об уплате государственной пошлины;

- путевка или лицензия, выдаваемая в установленном порядке, на отст­рел (отлов) соответствующего вида и количества животных с указанием сро­ков их отстрела(отлова) и места охоты.

Охота допускается при наличии разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия, которое выдается органами внутренних дел.

При производстве охоты охотники должны соблюдать установленные Правилами охоты, принимаемыми органами исполнительной власти субъ­ектов РФ, требования, которые касаются норм, сроков, мест, орудий и спо­собов охоты.

Нормы добычи (отстрела, отлова) диких животных определяются в соот­ветствии с их численностью и расчетом сохранения их поголовья.

Охота, как правило, осуществляется в охотничьих угодьях, закрепленных за охотничьими обществами и охотничьими хозяйствами. Любительская и спортивная охота в угодьях, в которых охотничье хозяйство ведется общест­венными охотничьими организациями, другими юридическими и физичес­кими лицами, осуществляется с их разрешения, а в иных охотничьих угодь­ях - с разрешения государственных органов управления охотничьим хозяйством. В заповедниках, национальных парках, зеленых зонах городов и на других особо охраняемых территориях охота запрещена.

Сроки охоты устанавливаются в зависимости от вида животных, условий их обитания и размножения.

Вопросы использования орудий и средств охоты регулируются Поста­новлением Правительства РФ «О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира», ти­повыми правилами охоты, действующими в разных регионах, и другими нормативными актами.

К орудиям охоты относятся ружья, капканы и другие предметы для вы­слеживания и добычи зверей и птиц. Запрещается применение орудий и способов охоты, ведущих к массовому истреблению животных; опасных для окружающей среды; с использованием бедственного положения животных (например, спасающихся от бури, наводнения, снегопада, пожара и др.), а также разорение гнезд и нор. К запрещенным предметам и приемам охо­ты, в частности, относятся: малокалиберные винтовки, боевое оружие, ядо­химикаты, устройство ловчих ям, выжигание растительности, применение автотранспортных средств, вертолетов и др.

Охота запрещена полностью на животных, которые принадлежат к ред­ким и исчезающим видам животных, занесенных в Красную книгу. В Рос­сийской Федерации, к примеру, не допускается охота на тигра, зубра, снеж­ного барса, белого медведя, лебедя, аиста и др.

Охотники обязаны также активно участвовать в охране животного мира и среды обитания животных, оказывать помощь в их воспроизводстве.

Правовое регулирование рыболовства осуществляется на основе специ­альных нормативных актов, образующих рыболовное законодательство.

Указанное законодательство относит к рыболовству не только лов рыбы, но и добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих.

В состав рыбных запасов РФ согласно Положению об охране рыбных за­пасов и регулированию рыболовства в водоемах РСФСР входят природные запасы рыб в водоемах РФ, ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны.

Рыболовство, как и охота, может быть промысловым (осуществляется предприятиями рыбной промышленности и другими рыбозаготовительными организациями) и спортивным или любительским. Последнее не вклю­чает в себя добывание морских млекопитающих.

Организация указанных видов рыболовства осуществляется в соответст­вии с Положением о лицензировании промышленного рыболовства и рыбо­водства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1995; Положением о лицензировании деятельности по организации спортив­ного и любительского лова ценных видов рыб, водных животных и растений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1995, По­становлением Правительства РФ «О правилах, сроках и перечнях разрешен­ных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира» от 18 июля 1996, Правилами рыболовства, принимаемыми органами исполни­тельной власти субъектов РФ, и другими нормативными актами.

Правила рыболовства предусматривают места, сроки, орудия лова, пере­чень запрещенных к лову рыб. Указаны в них и нормы лова (количество экземпляров или вес рыбы определенного вида в сутки на одного рыболова или на одну лодку).

Спортивный и любительский лов рыбы разрешается всем гражданам сво­бодно во всех водоемах общего пользования, за исключением заповедников, национальных парков, рыбопитомников, водоемов, принадлежащих рыбо­ловным обществам, культурных рыбных хозяйств и в некоторых других мес­тах. Запрещается, в частности, лов рыбы в местах нерестилищ, у плотин и др.

Лов рыбы разрешен с берега или с лодки ручными удочками либо спин­нингом с соблюдением установленных правил. Не разрешается применение взрывчатых и отравляющих веществ, электротока, колющих орудий, огнест­рельного оружия, сетей, неводов, багрения и т. д.

Устанавливаются определенные сроки лова рыбы с учетом биологичес­ких особенностей воспроизводства отдельных ее видов.

Существуют также законодательные запреты на лов рыбы особо ценных, редких или исчезающих видов, а также лицензионный порядок отлова неко­торых видов рыб.

 

Основания прекращения права пользования животным миром

 

Основаниями прекращения права пользования животным миром явля­ются юридические факты, перечисленные в ст. 47 Закона о животном мире:

- отказ от пользования;

- нарушения законодательства об охране окружающей природной среды и условий пользования животным миром, оговоренных в лицензии на поль­зование животным миром;

- возникновение необходимости в изъятии из пользования объектов жи­вотного мира в целях их охраны;

- использование территории, акватории для государственных нужд, ис­ключающих пользование животным миром;

- ликвидация предприятия, организации, учреждения-пользователей животным миром.

Право пользования животным миром прекращается путем аннулирова­ния соответствующими органами лицензии на пользование объектами жи­вотного мира.

 

Правовая охрана животного мира

 

Правовая охрана животного мира - это закрепленная законом система мер, направленных на сохранение биологического разнообразия и обеспече­ние устойчивого существования животного мира, а также на создание усло­вий для непрерывного использования и воспроизводства объектов животно­го мира.

Необходимыми условиями осуществления деятельности по охране жи­вотного мира являются разработка и реализация федеральных и территори­альных государственных программ по охране животного мира и среды его обитания; ведение государственного учета, государственного кадастра и экологического мониторинга объектов животного мира.

Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет ис­пользуемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представ­лять эти данные в компетентные государственные органы, ведущие учет и кадастр объектов животного мира. Государственный мониторинг объектов животного мира необходим для своевременного выявления изменений в со­стоянии животного мира, предупреждения и устранения последствий нега­тивных процессов и явлений в целях сохранения биологического разнообра­зия, рационального использования животного мира*.

________

* Подробнее о государственном кадастре и мониторинге объектов животного мира см. гла­вы 4, 5 данного учебного пособия.

 

Организация и осуществление указанной деятельности регламентирует­ся Постановлением Правительства РФ «О порядке ведения государственно­го учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объек­тов животного мира» от 10 ноября 1996 № 1342.

Обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, предшествующая принятию хозяйственных реше­ний, способных повлиять на животный мир и среду его обитания. Обязатель­ной государственной экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостиму­ляторы роста растений, а также материалы, обеспечивающие объемы (квоты, лимиты) изъятия объектов животного мира и проведение работ по акклимати­зации и гибридизации этих объектов. Она осуществляется государственным органом по охране окружающей природной среды при участии органов по ох­ране животного мира.

В целях обеспечения соблюдения всеми юридическими лицами и граж­данами требований законодательства РФ о животном мире осуществляется государственный контроль органами общей и специальной компетенции (Министерства сельского хозяйства РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, Федеральной службы лесного хозяйства России и др.), особое место среди которых занимают специализированные подраз­деления - охотничьи инспекции, рыбоохрана и др.*

___________

* Постановление Правительства РФ «О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного ми­ра и среды их обитания» от 19 января 1998 № 67.

 

Должностные лица этих органов наделены широкими полномочиями при осуществлении своих контрольных функций (ст. 31 Закона о животном мире):

- проверять у юридических лиц и граждан документы на право пользо­вания животным миром, право находиться на особо охраняемой территории (акватории) и разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение огнестрельного оружия;

- задерживать нарушителей законодательства о животном мире, состав­лять протоколы на совершенные ими правонарушения и доставлять указан­ных нарушителей в правоохранительные органы;

- производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, оста­новку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добывания объектов животного мира, полученной от них продукции;

- изымать у нарушителей незаконно добытую продукцию, оружие и дру­гие орудия добывания объектов животного мира, в том числе транспортные средства, а также соответствующие документы;

- хранить и носить служебное огнестрельное оружие и специальные средства при исполнении служебных обязанностей;

- применять в установленном порядке физическую силу, специальные средства: наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак и огнестрельное оружие.

Во исполнение данной статьи Закона о животном мире и в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 № 133 были утверждены правила использования и приме­нения служебного оружия и специальных средств должностными лицами органов Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, Государ­ственного комитета РФ по охране окружающей среды и Федеральной служ­бы лесного хозяйства России и их территориальных органов.

Сохранение животного мира может быть достигнуто как в процессе не­посредственной охраны самих животных и их популяций, так и охраной сре­ды их обитания. Поэтому меры охраны животного мира реализуются по трем основным направлениям:

- организация рационального использования животного мира, регули­рование численности животных и их воспроизводства;

- сохранение видового многообразия животных (генетического фонда животных сообществ);

- охрана среды обитания животных.

Содержание этих направлений раскрывается применительно к следую­щим основным требованиям (мерам) охраны животного мира, закрепленным в законодательстве:

1. Регулирование рационального использования животного мира. Оно осуществляется прежде всего путем нормирования в области охраны и ис­пользования животного мира, которое заключается в установлении лимитов (объемов, квот) использования животных, а также стандартов, норм и пра­вил их рационального использования и охраны.

Особое значение имеет установление запретов и ограничений на исполь­зование объектов животного мира. В целях их сохранения и воспроизводст­ва определенные виды пользования или пользование отдельными объектами животного мира могут быть ограничены, приостановлены или запрещены в определенных местах или на определенные сроки (ст. 17, 21 Закона о живот­ном мире). Вопрос о реализации указанных мер был затронут в связи с рас­смотрением правового регулирования использования животного мира.

2. Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции жи­вотных.

Закон устанавливает общее правило о том, что любая деятельность, вле­кущая за собой изменение среды обитания животных и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований по охране животного мира.

В частности, при размещении, проектировании, строительстве населен­ных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенство­вании существующих и внедрении новых технологических процессов, вве­дении в хозяйственный оборот целинных земель, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса скота, туристичес­ких маршрутов и организации мест массового отдыха и т. д. должны преду­сматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания и путей миграции животных.

При размещении и строительстве транспортных магистралей, линий эле­ктропередачи и связи, а также каналов, плотин и других гидротехнических сооружений должны осуществляться меры по сохранению путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки (ст. 22 Закона о животном мире).

В целях охраны мест обитания редких или ценных в научном либо в хо­зяйственном отношении животных выделяются защитные участки террито­рий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуще­ствления их жизненного цикла. На них запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и порядок их про­ведения.

На обеспечение охраны среды обитания животных от загрязнения и раз­рушения направлены также нормы земельного, лесного, водного законода­тельства, законодательства о недрах и особо охраняемых природных терри­ториях.

3. Наиболее полное и эффективное сохранение животных сообществ мо­жет быть обеспечено в заповедниках, заказниках, национальных парках и других особо охраняемых территориях. В пределах этих территорий полностью запрещено или ограничено пользование животным миром, а также вся­кая деятельность, не совместимая с целями охраны животных.

4. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, воспроизводство которых в естественных условиях невоз­можно, специально уполномоченные органы обязаны принимать меры по созданию необходимых условий для разведения их в неволе - в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (ст. 26 Закона о живот­ном мире). При этом лица (как юридические так и физические), которые за­нимаются содержанием и разведением животных, обязаны гуманно обра­щаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоологические требования. В противном случае они могут быть привлечены к ответственности, а животные подлежат конфискации в судебном порядке.

5. Закон «О животном мире» предусматривает специальные меры по пре­дотвращению гибели животных при осуществлении производственных процессов. Эти требования конкретизируются в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 1996 № 997, которым утверждены «Требования по предот­вращению гибели объектов животного мира при осуществлении производст­венных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи». Указанные требования распространяются на сельскохозяйственную, лесохозяйственную и лесопро­мышленную деятельность, эксплуатацию транспортных магистралей и объ­ектов, линий передачи и связи, промышленные и водохозяйственные про­цессы, ирригационные и мелиоративные работы и объекты и др.

Имеется в виду предотвращение гибели животных в результате измене­ния среды обитания и нарушения путей миграции, попадания в водозабор­ные сооружения, узлы производственного оборудования, под движущийся транспорт и сельскохозяйственные машины, а также в результате строитель­ства производственных объектов, добычи, переработки и транспортировки сырья, столкновения с проводами и действия электротока, воздействия эле­ктромагнитных полей, шума и вибрации и др.

Так, запрещается выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов и удобрений без соблюдения мер по охране животных, долж­ны устанавливаться специальные предупредительные знаки или ограждения на транспортных магистралях в местах концентрации животных, предусма­триваться переходы для мигрирующих животных при строительстве трубо­проводов, не допускается применение в сельском хозяйстве технологий и механизмов, вызывающих массовую гибель животных и др.

6. В интересах охраны животного мира в Российской Федерации издает­ся Красная книга РФ и Красные книги субъектов РФ. Они содержат сведе­ния о состоянии редких, исчезающих и находящихся под угрозой исчезно­вения видов животных и растений, о необходимых мерах по их сохранению (ст. 24 Закона о животном мире).

Основанием для включения в Красную книгу того или иного вида живот­ных служат данные об изменении их численности, условий существования, требующие принятия срочных мер. Включение в Книгу означает повсемест­ное запрещение уничтожения, отлова, отстрела данных видов животных и разрушения среды их обитания.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 № 158 «О Красной книге РФ» Книга издается не реже одного раза в 10 лет, а в периоды между ее изданиями подготавливаются и распространяются пе­речни (список) животных, занесенных в Красную книгу.

7. Законодательством регулируется добывание животных для зоологиче­ских коллекций (ст. 29 Закона о животном мире) - фондовых научных кол­лекций зоологических институтов, университетов, музеев, а также собрания чучел, препаратов и частей животных, живых коллекций зоопарков, цирков, питомников, океанариумов и др.

Все зоологические коллекции, представляющие научную, культурную, просветительскую, учебно-воспитательную и эстетическую ценность, отдельные выдающиеся экспонаты коллекций независимо от формы их собст­венности подлежат государственному учету.

Порядок обращения с зоологическими коллекциями установлен Поста­новлением Правительства РФ от 17.07.96 «О порядке государственного уче­та, пополнения, хранения, приобретения, продажи, пересылки, вывоза за пределы РФ и ввоза на ее территорию зоологических коллекции».

8. Законом о животном мире определяются и другие вопросы, связанные с охраной животного мира - акклиматизация, переселение и гибридизация животных (ст. 25), регулирование численности животных в целях охраны здоровья и жизни людей, предотвращения ущерба народному хозяйству и природной среде (ст. 27) и др.

 

Ответственность за нарушения законодательства о животном мире

 

За нарушения положений законодательства, устанавливающего требова­ния по охране и рациональному использованию животного мира, может на­ступать юридическая ответственность - административная, уголовная, гражданско-правовая (материальная) и иная.

Перечень нарушений указанного законодательства, которые являются осно­ваниями для ее применения, содержится в ст. 55, 58 Закона о животном мире:

- незаконные сделки, нарушающие право государственной собственно­сти на животный мир;

- нарушение порядка осуществления пользования животным миром (включая самовольную переуступку права пользования животным миром, самовольное пользование объектами животного мира);

- незаконный ввоз в РФ животных и растений, признанных наносящи­ми ущерб объектам животного мира, занесенным в Красные книги;

- нарушение правил охраны среды обитания животных;

- нарушение правил создания зоологических коллекций и торговли ими;

- самовольная переселение, акклиматизация и скрещивание объектов животного мира;

- нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинивший ущерб животному миру;

- уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения объек­тов животного мира или совершение иных действий, которые могут привес­ти к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания ука­занных объектов животного мира;

- нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществле­ния других видов пользования животным миром;

- нарушение правил китобойного промысла;

- ввоз в РФ и вывоз за ее пределы объектов животного мира, их продук­тов и частей без соответствующего разрешения;

- нарушение требований по предотвращению гибели объектов животно­го мира в процессе хозяйственной деятельности и при эксплуатации транс­портных средств;

- нарушение режима охраны объектов животного мира в заповедниках, за­казниках, национальных парках и на других особо охраняемых территориях;

- нарушение установленного порядка предоставления лицензий на пользование животным миром и разрешений на изъятие объектов животно­го мира из среды их обитания и др.

Указанные виды нарушений влекут за собой наступление администра­тивной ответственности в виде штрафа в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 48(1), 84(1)-86).

Административные взыскания накладываются компетентными государ­ственными органами охраны рыбных запасов, надзора за соблюдением пра­вил охоты, по охране окружающей среды (ст. 219(2) - 222 КоАП РСФСР).

Уголовная ответственность предусмотрена в Уголовном кодексе РФ за сле­дующие виды экологических преступлений в сфере охраны животного мира:

- незаконную добычу рыбы, морского зверя и иных водных животных (ст. 256);

- незаконную добычу котиков, морских бобров или иных морских мле­копитающих в открытом море или в защитных зонах (ст. 256);

- производство лесосплава, строительство мостов, дамб, транспортировку древесины и другой лесной продукции с лесосек, осуществление взрывных и иных работ, а равно эксплуатацию водозаборных сооружений и перекачиваю­щих механизмов с нарушением правил охраны рыбных запасов (ст. 257);

  • незаконную охоту (ст. 258)*;

________

* В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 №14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологичес­кие правонарушения» незаконная охота - это охота без соответствующего разрешения либо вопреки специальному запрету, либо лицом, не имеющим права на охоту или по­лучившим лицензию без необходимых оснований, либо осуществляемая вне отведен­ных мест, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами (п. 12).

 

- уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, повлекшее гибель популяции этих животных (ст. 259).

Отдельные виды рассмотренных правонарушений могут влечь как адми­нистративную, так и уголовную ответственность. Разграничение экологиче­ского преступления и административного проступка в данной сфере проис­ходит по нескольким критериям: юридическое значение могут иметь наличие вреда и его размер, места, способы и средства добывания животных при совершении правонарушения и другие обстоятельства.

В частности, разграничение незаконной охоты и незаконной добычи рыб и других водных животных следует производить по квалифицирующим при­знакам состава преступления - причинению крупного ущерба, применению транспортного средства, взрывчатых или химических веществ и иных спосо­бов массового уничтожения животных, совершению деяний на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации и др. (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»).

При определении размера ущерба нужно учитывать не только количест­во добытого, поврежденного и уничтоженного, но и распространенность животных, их отнесение к специальным категориям, например, к редким и исчезающим видам, экологическую ценность, значимость для конкретного места обитания, охотничьего хозяйства и др., а также учитывать причинен­ный экологический вред, то есть вред, в целом нанесенный животному и растительному миру.

К такому вреду следует, в частности, относить ущерб, причиненный от­стрелом зубра, лося, оленя при незаконной охоте, уничтожением мест нере­ста, гибелью большого количества мальков при незаконном занятии водным добывающим промыслом, отловом или уничтожением животных и расте­ний, занесенных в Красную книгу РФ (п. 16 Постановления Пленума Вер­ховного Суда РФ).

Браконьерство - незаконная охота и незаконное рыболовство - один из наиболее распространенных видов правонарушений, сфера существования различных форм организованной преступности. Поэтому УК РФ предусма­тривает квалифицирующий состав данных видов преступлений - соверше­ние указанных деяний лицом с использованием своего служебного положе­ния либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ч. 2 ст. 258, ч. 3 ст. 256).

Наряду с уголовной и административной ответственностью за наруше­ния законодательства о животном мире наступает гражданско-правовая (ма­териальная) ответственность.

Согласно ст. 56 Закона «О животном мире» юридические лица и граждане, причинившие вред животному миру и среде его обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно или по решению суда.

Размер ущерба определяется в соответствии со специально установлен­ными законом таксами - денежными суммами за один экземпляр животно­го определенного вида, независимо от его размера и возраста. Они предус­мотрены Постановлением Правительства РФ от 24 мая 1994 № 515 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причинен­ный уничтожением, незаконным выловом и добычей водных биологических ресурсов», приказом Минприроды РФ от 4 мая 1994 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным до­быванием или уничтожением объектов животного и растительного мира» и другими специальными нормативными актами.

При отсутствии указанных такс и специальных методик исчисления ущерба вред возмещается по фактическим затратам на его компенсацию в соответствии с общими нормами гражданского законодательства.

Незаконно добытые объекты животного мира, их части и выработанная из них продукция, а также орудия незаконного добывания объектов живот­ного мира, в том числе транспортные средства, подлежат безвозмездному изъятию или конфискации в установленном законом порядке. При невоз­можности изъятия незаконно добытой продукции с виновных лиц взыски­вается ее стоимость (ст. 59 Закона «О животном мире»).




Навигация

« ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДПРАВОВАЯ ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании