РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ


Существо макроэкономического регулирования

 

Рассмотрим вопрос темы по существу: почему необходимо регулировать национальное хозяйство в целом? В чем состоит главная цель такого упорядочения экономики? Ответ на эти вопросы связан с пониманием характера объектов управляющего воздействия.

Этими объектами является три макроэкономические струк­туры - образно говоря "три кита", на которых держится вся рыночная макроэкономика.

Во-первых, это - совокупный спрос. Такой спрос - сумма денег, которую члены общества готовы затратить на покупку товаров и услуг, чтобы удовлетворить все потребности. Объем совокупного спроса зависит от ряда факторов:

уровня цен;

величины доходов населения;

распределения доходов на потребление (текущий спрос) и накопление (спрос, отложенный на будущее);

налогов (части доходов, отданных государству);

государственных закупок (спроса государства);

предложения денег со стороны кредитных учреждений. Во-вторых, объектом общенационального регулирования яв­ляется совокупное предложение. Оно представляет собой сумму цен товаров и услуг, которые их производители реализуют всем покупателям.

Объем совокупного предложения определяется та­кими факторами:

уровнем рыночных цен;

потенциально возможным объемом изготовления благ в стра­не;

уровнем издержек производства продукции;

коммерческой выгодой ее выпуска.

В-третьих, макроэкономическим объектом регулирования яв­ляется совокупное производство. Под ним подразумеваются все виды хозяйства нации, выпускающие товары и услуги.

Все регулируемые объекты внутренне взаимосвязаны друг с другом. Между ними устанавливаются прямые связи: а) совокупное предложение во многом определяет совокупный спрос, и на­оборот, спрос в масштабе национального рынка прямо воздей­ствует на общий объем предложения; б) производство непосред­ственно предопределяет суммарное предложение. Имеются также косвенные связи: совокупный спрос воздействует на суммарное предложение, а через него - на все производство.

Наконец, между объектами регулирования существуют необ­ходимые объемные соотношения. При их нарушении возникает макроэкономическое неравновесие. Допустим, что производство оторвалось от учета объема всего покупательского спроса и со­здало благ больше, чем это нужно для общественного потреб­ления. Тогда возникает кризис перепроизводства. Если же про­изводство доставило существенно меньше продуктов, чем нужно для потребления людей, то налицо кризис недопроизводства.

Теперь мы может ответить на важный вопрос: каково главное условие нормального развития макроэкономики - такого состояния национального хозяйства, при котором оно может полностью удовлетворить весь покупательский спрос?

Данным условием является соблюдение народнохозяйственной пропорциональности. Это означает: во-первых, равенство объемов суммарных величин спроса, предложения и производства нации и, во-вторых, соответствие друг другу структур этих макроэко­номических объектов. Речь идет об объективном экономическом законе пропорционального развития макроэкономики. Закон вы­ражает условие существования нормальной народнохозяйствен­ной системы: необходимость постоянного поддержания соответ­ствия объемов и структуры совокупных величин спроса, предложения и производства.

Нарушения закона пропорционального развития макроэко­номики проявляются в известных нам видах неравновесия:

а) структурных кризисах (несоответствии элементного состава производства и совокупного спроса); б) кризисах перепроизвод­ства (превышении объема всего предложения и производства над совокупным спросом); в) массовой безработице (уменьшении спроса на рабочую силу по сравнению с ее предложением на рынке труда); г) инфляции (превышении предложения денег над их спросом).

Теперь пора выяснить: кто или что может предотвратить или, по крайней мере, уменьшить нарушения народнохозяйст­венных пропорций?

Логично предположить, что для постоянного поддержания общей сбалансированности национального хозяйства нужен ка­кой-то регулятор всей макроэкономики (его часто называют "хо­зяйственный механизм").

Макроэкономический регулятор - это общественный способ организации и упорядочения национального хозяйства. Он вы­полняет следующую роль: объединяет все хозяйство нации в единую систему; направляет деятельность всех низовых звеньев экономики; распределяет труд и средства производства по от­раслям и видам хозяйства в соответствии с общественными по­требностями; стимулирует высокоэффективное предпринима­тельство.

Регулятор макроэкономики начинает действовать при опре­деленных предпосылках, а именно - в условиях единого наци­онального хозяйства. Впервые такие условия создало развитое товарное производство и рынок. На этом плацдарме стал функ­ционировать исходный тип хозяйственного механизма - рыноч­ный.

 

Рыночный механизм саморегулирования

 

В условиях товарно-рыночного хозяйства специфической формой согласования хозяйственных пропорции служит меновая стоимость продуктов. Поэтому в рыночной экономике закон пропор­ционального развития народного хозяйства выступает как закон равновесия макроэкономического спроса и макроэкономического предложения.

Этот закон стал действовать в полной мере в условиях клас­сического капитализма, когда господствовала свободная конку­ренция. Такие условия, как известно, были в XVIII-XIX вв. в Англии. Не случайно механизм рыночного регулирования впер­вые теоретически изучил А. Смит. В знаменитой книге "Иссле­дование о природе, и причинах богатства народов" он выдвинул и обосновал три фундаментальных положения.

Первое положение - о невмешательстве государства в регу­лирование рыночной экономики. Этот принцип получил фор­мулировку "laissez faire" ("Пусть все идет своим чередом", франц.).

Второе положение - о "невидимой руке", которая как бы "подталкивает" всех частных товаропроизводителей к действиям на благо общества. По словам А. Смита, заботящийся о собст­венной выгоде частный собственник "невидимой рукой" на­правляется к цели, которая вовсе не входила в его намерения. "Невидимой рукой" является, разумеется, рынок. Каждый пред­приниматель, стремясь насытить какой-то платежеспособный спрос, тем самым материально заинтересован в удовлетворении совокупных потребностей общества.

Третье положение - о механизме рыночного саморегулирова­ния. Этот механизм включает прямые и обратные экономические связи между производством (предложением товаров) и рыночным спросом.

Прямая связь выражается в том, что производство товаров предопределяет спрос. Все независимые друг от друга пред­приниматели сами решают проблемы: что, как и для кого производить. Однако единоличные производители не способны повлиять на рыночные цены, действуют как бы вслепую, не зная конкретных покупателей и их запросы. Поэтому стихийно складывающаяся связь между производством (предложением) и спросом может часто давать "сбои", не достигая поставленной цели.

Всех предпринимателей выручает обратная связь, идущая от рынка к производству Такой связью служит система рыночных цен, постоянно посылающая сигналы информацию о соотноше­нии спроса и предложения. Это позволяет вносить поправки в действия товаропроизводителей: они переключаются на выпуск таких благ, которые пользуются повышенным спросом и являются более выгодными.

Рыночный регулятор выполняет важную социальную роль. Через систему рыночных цен он оказывает определяющее воз­действие на распределение доходов среди всех членов общества. Теперь нам предстоит выяснить, как проходит такое распреде­ление и каковы его общественные результаты.

 

Распределение доходов в либеральной рыночной экономике

 

Исходный теоретический вопрос можно поставить так: по каким принципам должен рас­пределяться совокупный доход общества среди всех граждан?

По этому вопросу высказываются две прямо противополож­ные точки зрения.

Согласно одной из них (ее проповедуют сторонники многих религиозных, этических, социалистических и иных концепций), распределение всего дохода общества должно основываться на принципах равенства и справедливости. Идею такого уравнитель­ного распределения можно наглядно представить на рис. 16.1.

128.GIF

 

 

Рис. 16.1. Равномерное распределение дохода среди всех семей

 

График на рис. 16.1 демонстрирует абсолютное равенство в распределении дохода в стране. Как видно, любой данный про­цент семей получает соответствующую долю дохода (20% семей имеют 20% дохода, 40% семей - 40% дохода и т. д.). По-видимому, такой порядок теоретически предопределяет социальную устой­чивость общества.

Сторонники либеральной (свободной) рыночной экономики исповедуют совершенно противоположные взгляды. Они считают, что распределение дохода в обществе не может и не должно строиться на принципах равенства и справедливости. Рыночная система - это такой хозяйственный механизм, который не может обладать какой-либо "совестью", он не является носителем нрав­ственных норм.

На каких же принципах основано распределение дохода в обществе в классической и новоклассической модели либеральной рыночной экономики?

А. Распределение богатства должно учитывать неравенство способностей людей. Каждый человек находит соответствующее применение своим природным дарованиям. Так, люди с интел­лектуальными способностями находят удовлетворение в занятиях наукой, медициной, юриспруденцией и т. п. Кто обладает иск­лючительными физическими данными, идет, скажем, в профес­сиональный спорт. Человек, одаренный эстетическим талантом, становится музыкантом, художником.

Б. Каждый человек, владеющий каким-то фактором произ­водства, должен получить доход, равный вкладу своего фактора. Этот принцип обосновал американский экономист Дж. Б. Кларк в книге "Распределение богатства"1.

1 См.: Кларк Дж. Б. Распределение богатства. М., 1992.

 

В. Либеральная рыночная экономика базируется на безраз­дельном господстве частной (единоличной) собственности, кото­рая допускает высокую степень неравенства доходов. Здесь дей­ствует правило: "Богатство порождает богатство". Характерно, что в развитых странах с рыночной экономикой материальное богатство распределено гораздо более неравномерно, чем доход от трудовой и предпринимательской деятельности. Так, в 1990-х годах 1% домашних хозяйств в США располагает почти 33% всех активов (имущества). В Великобритании богатство (особенно земля) распределено еще более неравномерно.

Г. Распределение доходов должно стимулировать увеличение производства и рост его эффективности. Если же одинаково вознаграждать и тех, кто дает высокую выработку, и других, кто ленится и дает мало продукции, то это уменьшит стремление людей больше зарабатывать за счет улучшения экономических показателей.

Д. В условиях свободной конкуренции естественным является неравенство полученных доходов. Высокими будут доходы у тех, кто преуспел в рыночном соперничестве, и, напротив, тех, кто потерпел неудачу, может ждать разорение.

Итак, сторонники концепции либеральной рыночной эко­номики считают, что равенство доходов несовместимо с рыночной системой и может подорвать ее.

Неравенство в этом отношении графически изображается с помощью кривой Лоренца (рис. 16.2).

217.GIF

Рис. 16.2. Кривая Лоренца

 

Кривая Лоренца характеризует степень реально достигнутого неравенства в распределении дохода среди семей (40% семей получает 20% дохода, 60% семей - 40% всего дохода и т. д.).

На основе данных кривой Лоренца определяется так назы­ваемый децильный (лат. decem - десять) коэффициент. Он по­казывает, во сколько раз 10% самых богатых семей превосходят по уровню дохода 10% самых бедных.

Для либеральной рыночной экономики характерна тенденция к усилению неравенства в распределении национального дохода между гражданами. По мере увеличения богатства общества уг­лубляется социальное расслоение населения. Это приводит в конечном счете к тому, что значительная часть людей опускается ниже официально признанной черты бедности. Такой результат не случаен.

Как считают сторонники свободной рыночной экономики, богатство должно доставаться только собственникам экономи­ческих факторов - труда, капитала и земли. Однако совершенно не ясно: какие средства к жизни должны получить многочис­ленные члены общества, которые лишены производственных факторов (пожилые люди, переставшие работать по найму; ин­валиды, дети), а также лица, имеющие рабочую силу, но не могущие в данный период найти ей применение (безработные, временно потерявшие работоспособность по болезни и др.)? Все они не участвуют в создании национального продукта, а поэтому, выходит, не могут претендовать на свою долю в общем "пироге". Им остается уповать лишь на частную благотвори­тельность...

Ориентация с самого начала экономических реформ в России на создание "либеральной" рыночной экономики дала явно от­рицательные результаты. По официальным данным за 1992- 1994 гг. существенно усилилась дифференциация населения по доходам. Отношение доходов 10% наиболее обеспеченного на­селения к 10% наименее обеспеченного к концу 1992 г. достигло 14-15 раз против 4,5 раза в 1991 г. Вместе с тем общепризнано, что уже децильный коэффициент 10:1 служит показателем со­циального неблагополучия.

В заключение напрашивается вопрос: какова же историческая судьба либеральной рыночной системы как макрорегулятора на Западе?

 

Крах модели рыночного саморегулирования

 

Классическая модель саморегулирующейся рыночной системы не выдержала сурового испы­тания на практике. Это подтвердил мировой экономический кризис 1929-1933гг. За это время выпуск продукции в промышленности умень­шился на 46%. Безработица охватила 26 млн человек. Реальные доходы населения снизились на 60%.

Словно губительный "девятый вал" обрушился на учение о рыночном макрорегуляторе. На фоне развалин мирового хозяй­ства для всех стала очевидна полная несостоятельность многих догм (устаревших положений) новоклассической экономической теории.

Стало очевидно, например, что стихийная рыночная эконо­мика уже не способна обеспечить прочное равновесие совокупного предложения и совокупного спроса. Вместе с тем пришло своего рода озарение: рыночная система не в состоянии избавить об­щество от кризисов и безработицы.

Опровергнутым оказался и тезис о том, что система рыночных цен способна как бы автоматически обеспечивать обратное воз­действие на производство товаров и тем самым выравнивать объемы макроспроса и макропредложения. В действительности же обратная связь перестала эффективно действовать. Она хорошо срабатывала при золотом стандарте, но в ходе и в результате мирового экономического кризиса 1929-1933гг. золотой стан­дарт, как известно, был отменен. Что касается рыночного ме­ханизма цен, то его подорвало господство мезообъединений, развернувших широкую монополизацию рынка. Выявилась не­обходимость создавать новый механизм выравнивания совокуп­ных величин спроса и предложения.

Наконец, стало очевидно, что микроэкономика неспособна успешно развиваться без всякого вмешательства государства. На­стало время подыскивать новый макроэкономический регулятор.




Навигация

« ИНФЛЯЦИЯ И УСТОЙЧИВОСТЬ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯМОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании