ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ


Сущность и роль бюджета

 

Государственный бюджет - это роспись (смета, баланс) Денежных доходов и расходов государства.

Роль бюджета в развитии национальной экономики неоднозначна на разных периодах истории. При этом достаточно четко выделяются два этапа.

В эпоху классического капитализма государство, как известно, не вмешивалось активно в хозяйственную деятельность. При­мечательно, что в ведущих странах через государственный бюджет перераспределялось от 9 до 18% национального дохода.

Во второй половине XX в. бюджет превратился в мощный регулятор макроэкономики. Через бюджет западных государств ныне перераспределяется от 1/3 до 1/2 ВНП. Уровень налогов и расходов позволяет бюджету играть значительную роль в обес­печении экономического роста и занятости работников.

Путем изменения уровня расходов и налогообложения пра­вительства могут регулировать объем совокупного спроса (ве­личину потребительских и инвестиционных расходов). В связи с этим различают экспансивную (расширительную) и рестриктивную (ограничительную) бюджетную политику Первая из них выражается в увеличении расходов и снижении уровня налого­обложения, что позволяет легче преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост. Вторая означает умень­шение расходов и повышение налогов, что помогает ослабить инфляцию и нормализовать хозяйственную конъюнктуру

Эти два вида государственных мер не могут дать надлежащего эффекта, если не увязываются с соответствующими переменами в кредитно-денежной сфере. Когда экспансивная политика не сопровождается уменьшением объема денежной эмиссии и кре­дита, то это усиливает инфляцию. В свою очередь, если рестриктивная политика сочетается с жесткими ограничениями объ­ема денежных средств, то это может вызвать экономический кризис.

Бюджетный механизм служит важным инструментом долго­срочной структурной политики. Он используется для более бы­строго развития наукоемких производств, научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в эко­номическом отношении регионов.

Возросшая регулирующая роль бюджета дала основание рас­сматривать его в качестве плана финансового хозяйства, который служит средством достижения экономической стабильности и выполняет функции встроенного стабилизатора. Такое назначе­ние бюджетного механизма во многом зависит от источников, характера формирования его доходной части и направленности расходов.

Подавляющая часть всех доходов бюджета западных госу­дарств образуется за счет налогов (90% поступлений на цент­ральном и 70% - на местном уровне). Через налоговый механизм в бюджет направляется от 30% валового национального продукта в США и Японии, до 40-50% - в Германии, Франции, Швеции.

Доходная часть бюджета образуется за счет следующих ос­новных видов поступлений: подоходного налога, налога на кор­порации, взносов на социальное страхование, акцизов, налогов на предметы потребления.

Среди этих поступлений ведущее место занимает индивиду­альный подоходный налог (от 1/4 до 1/2 всех поступлений в бюджет). При этом личные доходы граждан облагаются неза­висимо от источников получения (заработная плата, жалованье, предпринимательская прибыль, процент, дивиденд, рента, го­норары и т. п.), которые уменьшаются на сумму законодательно разрешенных скидок и вычетов. Подоходный налог подсчиты­вается по прогрессивной шкале ставок. Начиная с установленной суммы, освобожденной от налогообложения, прирост дохода де­лится на части, из которых каждая последующая облагается по более высокой ставке. Количество таких ступеней колеблется от 2 (США и Великобритания) до 14 (Франция) При этом размер минимальной налоговой ставки составляет от 10 до 25%, максимальной - от 28 до 70%.

Налоги на прибыли компаний составляют важную часть пос­туплений в бюджет (до 20%). В большинстве западных стран в последние годы эта доля доходов имеет тенденцию к уменьшению. Налог на прибыль взимается с облагаемой прибыли предприятий, которая равняется валовой выручке от реализации за вычетом производственных и коммерческих издержек (включая заработ­ную плату, проценты по банковскому кредиту, затраты на рек­ламу). Вычитаются также расходы, в соответствии с действующим законодательством полностью или частично освобождаемые от налогообложения: затраты на НИОКР, взносы в благотворитель­ные фонды, налоги местным органам власти и т. д. Максимальная ставка налога на прибыль колеблется от 30 до 50%. В большинстве стран установлены пониженные ставки для мелких предприятий, чтобы стимулировать их деятельность.

Прямые налоги на личные доходы граждан и на прибыль компаний обладают высоким коэффициентом эластичности, то есть зависимости между поступлениями от них в бюджет и ко­лебаниями величины валового национального продукта. Этим обусловлена их роль как рычага централизованного воздействия на экономику.

В последние годы возрастает значение взносов на социальное страхование. Их выплачивают лица, нанятые на работу (в про­центах к валовому заработку) и предприятия (в процентах к общему фонду заработной платы). Поступления от компаний обычно превышают взносы трудящихся. Вместе с тем затраты фирм на эти цели включаются в производственные издержки, вследствие чего через механизм цен они перекладываются на покупателей.

Существенную фискальную роль играют косвенные налога, которые включаются в цену товара и целиком оплачиваются покупателями. Среди них в США и Канаде ведущим является налог с оборота (облагается вся валовая выручка от реализации товаров и услуг); уровень налога колеблется от 2 до 10%. В западноевропейских странах и Японии от 14 до 19% составляет налог на добавленную стоимость (разница между валовой вы­ручкой и суммой затрат на сырье, полуфабрикаты и услуги, полученные от поставщиков).

К косвенным налогам относятся также акцизы. Ими обла­гаются главным образом алкогольные напитки, табачные изделия и бензин. Особой разновидностью косвенных налогов являются таможенные пошлины, доля поступлений от которых в боль­шинстве стран незначительна.

Отличительная особенность косвенных налогов - регрессив­ность, повышение их уровня в общей сумме дохода по мере уменьшения самого дохода. У малоимущих слоев населения эти налоги составляют более существенную долю дохода, чем у со­стоятельных граждан.

В современных условиях продолжает действовать ряд тра­диционных налогов: а) с наследства и дарений и б) поимуще­ственный, который взимается с оценочной стоимости земли, зданий, сооружений, индивидуальных домовладений. Такие спе­цифические налоги не дают существенного фискального вклада.

Второй составной частью бюджета являются расходы. Эта часть обеспечивает потребности правительства в финансовых ресурсах. Возрастание роли государства в регулировании мак­роэкономики выразилось в появлении во второй половине XX в. новых тенденций, в развитии функций государственного бюд­жета. Одна из них - обеспечение устойчивого экономического роста.

В высокоразвитых странах через бюджет финансируется от 1/3 до 1/2 всех инвестиций в основной капитал. Обновлению технической базы производства способствуют возросшие госу­дарственные затраты на фундаментальные научные работы, при­кладные исследования и разработки. Значительные суммы рас­ходуются на кредиты, субсидии (денежные пособия) и дотации предпринимателям, которые участвуют в выполнении государ­ственных программ экономического развития. Существенно уве­личились объемы инвестиций в "человеческий капитал" (обра­зование, повышение квалификации и переквалификацию рабо­чей силы).

Важнейшая функция бюджета - увеличение объема совокупного спроса посредством государственных закупок товаров и услуг, в том числе и на военные цели.

Бюджет выступает также как главный инструмент социальной политики государства. С его помощью проводится широко­масштабное перераспределение доходов в целях достижения большей социальной справедливости. Как известно, население западных стран уплачивает сравнительно большие налоги. Од­нако значительная их часть возвращается в виде трансфертных (лат. transferre - переносить) платежей, идущих на социальные нужды.

Общая сумма налогов за вычетом социальных выплат насе­лению может рассматриваться как чистые налоги.

В среднем половина всех расходов центральных бюджетов на Западе идет на социально-экономические цели. Эти расходы подразделяются на две большие группы. Первая из них касается собственно социальных нужд (затраты на выплату пенсий, по­собий, на здравоохранение, образование и подготовку кадров). Вторая группа предусматривает непосредственно экономические расходы (на энергетику, жилищное строительство, коммунальное хозяйство, региональное развитие, природные ресурсы и охрану окружающей среды, добывающую и обрабатывающую промыш­ленность, сельское хозяйство, связь, транспорт и т. п.).

Существенная доля бюджетных средств идет на прямые и косвенные военные расходы, в том числе экономическую и во­енную помощь зарубежным странам, затраты на космические и иные исследования в военной области, пенсии и пособия бывшим военнослужащим. Величина этих средств в ряде стран (США, Германии, Франции, Великобритании и др.) довольно велика.

За последние три десятилетия наблюдаются существенные структурные сдвиги в расходной части центральных бюджетов высокоразвитых стран. Во-первых, замедлились темпы роста и соответственно снизился удельный вес расходов, связанных с обороной и управлением. Во-вторых, увеличился удельный вес затрат, касающихся благосостояния людей (на здравоохранение, образование, подготовку и переподготовку кадров, пенсионное обеспечение).

Между тем многие экономисты предполагают, что в будущем могут возникнуть трудности с обеспечением расходов на соци­альные нужды. Сейчас пособия, выплачиваемые пенсионерам, финансируются из налогов, взимаемых с фонда заработной платы работающих. Однако в странах Запада сложилась неблагопри­ятная тенденция: абсолютно и относительно возрастает числен­ность пожилых людей. Поэтому растущее число пенсионеров будет финансироваться уменьшающимся числом работников. В итоге государству придется решать задачу: либо повысить налоги на фонд оплаты труда работающих, либо снизить размеры пенсий, или же сделать и то и другое.

Характерное для второй половины XX в. резкое возрастание экономической роли государства и огромное увеличение его расходов привело к хроническому бюджетному дефициту (пре­вышению затрат над поступлениями).

 

Бюджетный дефицит

 

Представляется несомненным, что нор­мальным состоянием всех видов бюджетов является равенство доходов и расходов. Об этом мы можем судить, скажем, по бюджету отдельного человека или семьи.

Недаром по такому случаю говорится: "По одежке протягивают ножки".

Спрашивается, должен ли государственный бюджет быть еже­годно сбалансированным?

Как это ни покажется парадоксальным, ответ будет отрица­тельным. Объясняется это главным образом тем, что государ­ственный бюджет вынужден отражать циклическое движение экономики. Проводимая государством антициклическая фискаль­ная политика имеет два разных результата в соотношении доходов и расходов в бюджете.

Во время кризисного спада бюджет, естественно, имеет отрицательное сальдо (ит. saldo - расчет). То есть при бухгал­терском приравнивании доходов и расходов бюджет сводится с дефицитом - расходы значительно возрастают, что важно для преодоления кризиса, и превышают доходы.

В период спекулятивного бума бюджет имеет положительное сальдо. Профицит - существенное превышение доходов над расходами - является следствием большого поступления нало­говых платежей во время подъема производства. Изъятие зна­чительной части доходов на фазе бума способствует снижению "перегрева" экономики.

Отсюда видно, что если бюджет будет ежегодно строго сба­лансирован, то государство не сможет проводить стабилизирую­щую политику, которая призвана "гасить" экономические ко­лебания. Более того, ежегодно уравновешенное соотношение доходов и расходов может усилить циклические колебания эко­номики. Так, во время кризиса совокупный спрос будет меньше требуемого. В период спекулятивного бума инфляция усилится.

Значит, очевидно:

ежегодно сбалансированный бюджет не является "нейтраль­ным" по отношению к циклическим колебаниям;

государственный бюджет целесообразно балансировать с по­ложительным сальдо при буме и отрицательным - при спаде производства.

Между тем типичен бюджет с отрицательным сальдо. Объ­ясняется это прежде всего возрастанием роли государства в разных сферах жизни общества, увеличением численности го­сударственных служащих, умножением расходов на военно-про­мышленный комплекс и др. В результате темпы затрат госу­дарства зачастую значительно превышают скорость увеличения ВНП.

Об угрожающих размерах увеличения бюджетного дефицита свидетельствуют статистические данные по ряду стран (табл. 17.1).

131.GIF

Таблица 17.1

Изменения дефицита государственного бюджета в раде крупных промышленно развитых стран

 

* В Германии в 1974 г. государственный долг перекрывался доходами.

 

Государственный долг представляет собой задолженность, ко­торая накопилась у правительства в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов. В ряде слу­чаев эта величина достигает поистине астрономических размеров, которую невозможно погасить. Так, в 1994г. в США величина государственного долга составила примерно 3200 млрд долл., или свыше 50 тыс. долл. на каждую семью.

Не означает ли это, что государство с бюджетным дефицитом попадает в положение банкрота, не способного оплатить свои расходы? Нет, потому что оно имеет несколько источников для покрытия своего дефицита. К их числу относятся:

а) печатание новых денег, что, разумеется, усиливает инфля­цию;

б) неналоговые поступления, например, доходы от иностран­ного туризма (в мире в целом они составляют 6% ВНП, в России менее 1%);

в) внешний долг - международный кредит, получивший в сов­ременных условиях широкое развитие. Крупными должниками являются не только слаборазвитые, но и развитые страны. Так, в 80-е годы США повысили процентные ставки в банках, чтобы привлечь иностранные инвестиции и за этот счет финансировать бюджетный дефицит;

г) внутренний долг - государственные ценные бумаги, про­даваемые фирмам и населению. К их числу относятся государ­ственные облигации (обязательство выплатить владельцу заимствованную у него сумму денег в будущем) и казначейские обя­зательства (краткосрочные- до одного года- казначейские векселя). Они обычно продаются со скидкой по сравнению с номинальной (обозначенной на бумаге) ценой, что образует доход владельца векселя, когда государство выкупает его обратно.

Увеличение государственного долга имеет ряд отрицательных последствий. Этот долг составляет возрастающую часть ВНП. что уменьшает долю дохода, идущую на потребление и накоп­ление. В бюджете выделяется все увеличивающаяся часть расходов для погашения процентов по внутреннему долгу (10-20% всех бюджетный затрат).

Широкая продажа государственных ценных бумаг предприя­тиям и населению неизбежно ведет к повышению процентных ставок и к увеличению удельного веса государства на рынке ссудных капиталов. В итоге возникает так называемый "эффект вытеснения". С рынка ценных бумаг уходят иные продавцы, которые не могут дать покупателям ценных бумаг более надежные инвестиции.

Большие особенности имела бюджетная политика в нашей стране.

 

Российский бюджет

 

В условиях командно-административной сис­темы управления в бывшем Советском Союзе государственный бюджет представлял собой основной финансовый план образования и использования общего фонда денежных средств. Эти средства расходовались для выполнения директив­ного плана социально-экономического развития народного хо­зяйства. Бюджет и план составлялись и утверждались одновре­менно и во взаимной увязке.

Основными источниками государственных финансов были платежи предприятий в форме налога с оборота (правительство устанавливало твердые ставки налога в ценах товаров, что обеспечивало надежное поступление денег в бюджет) и от­числений от прибылей (они доходили иногда до 70%). По­доходный налог с населения составлял менее 10% доходной части бюджета.

Финансирование народного хозяйства осуществлялось почти целиком за счет бюджета. Именно из него направлялись денежные средства на новое капитальное строительство, научно-техниче­ский прогресс и совершенствование пропорций воспроизводства. Государственные финансы расходовались на организацию здравоохранения, образование, подготовку кадров, жилищно-коммунальное строительство, социальное обеспечение и иные со­циально-культурные нужды.

Но такое предельно централизованное использование основ­ной части денежных средств общества для выполнения дирек­тивных заданий плана имело те же непреодолимые недостатки, которые присущи командно-административной системе в целом. Следовательно, реформирование этого макрорегулятора одно­временно предполагает преобразование государственного бюд­жета.

С самого начала реформирования государственных финансов возникли серьезные проблемы и противоречия в бюджетном регулировании макроэкономики.

В первую очередь они коснулись организации бюджетной ра­боты. В 1992 и 1993 гг. федеральные бюджеты были приняты не до наступления бюджетного года, а в момент его окончания - в декабре соответствующего года. Это произошло из-за запоз­далой подготовки бюджетов, отсутствия научно поставленного прогнозирования (в особенности предвидения динамики инф­ляции) и других причин. О недоработанности бюджета свиде­тельствовало, в частности, то, что расходы в нем делились на "защищенные" (полностью обеспеченные ресурсами) и "неза­щищенные" (выполнение которых зависело от возможного пос­тупления дополнительных доходов). Только бюджет на 1995 г. был принят в начале года на основе проекта Прогноза соци­ально-экономического развития Российской Федерации.

Серьезным противоречием бюджетной политики является рас­хождение между процессами стабилизации денежного обращения и стабилизации всей макроэкономики.

Так, в Прогнозе социально-экономического развития страны на 1995 г. поставлена цель - сделать этот год годом стабилизации экономики. Но кризисный спад все же прогнозировался и имел место на деле. Главной же целью была избрана стабилизация денежного обращения - снижение инфляции к концу года до 1-3%, а за год - до 15-20%. Однако, согласно кривой Филипса и по закону Оукена, одностороннее уменьшение темпов инф­ляции вызывает усиление иных видов дестабилизации макро­экономики - рост безработицы и падение производства, что и произошло в действительности. Продолжающийся кризис сделал цель снизить инфляцию до 1-3% в месяц нереальной.

К тому же важно заметить, что на практике принимались антиинфляционные меры, которые пригодны для борьбы с инф­ляцией спроса (при неудовлетворении покупательной потреб­ности населения), в то время как в действительности главную угрозу представляет инфляция издержек.

В основу бюджетной политики на 1995-1997гг. было зало­жено глубокое и неразрешимое противоречие. С одной стороны, в соответствии с монетаристской концепцией ставилась цель снизить предложение денег и проводить по существу рестриктивиую (ограничительную) бюджетную политику. Эта политика сопровождалась жесткими кредитно-денежными мерами - пре­кратилось централизованное распределение кредитов, практика списания задолженности, не предоставлялись бюджетные ссуды отраслям хозяйства на льготных условиях и т. п. В этом случае, как известно, усиливается спад производства. С другой стороны, ставилась задача уже в 1996 г. добиться приостановки экономи­ческого кризиса. Однако, как мы знаем, в его основе лежал глубокий структурный кризис, который невозможно было пре­одолеть за короткий срок и для выхода из которого потребовались бы огромные затраты государственных денежных средств.

Очень острым явилось противоречие между экономическими и социальными целями бюджета. Ужесточение кредитно-денежной политики в соответствии с требованиями Международного ва­лютного фонда (снижение темпов инфляции - условие предо­ставления кредитов этого фонда для сбалансирования бюджета) сопровождалось уменьшением социальной ориентации бюджета. В нем не предусматривались необходимые меры по улучшению материального положения основной части населения (не про­водилась должная индексация заработной платы, пенсий "за­мораживалась" доля расходов на выплату заработной платы и пособия населению и т. п.). Не случайно размер реальной за­работной платы в июле 1995 г. составлял 72% к уровню 1994 г.

Ежегодно составлялся нереальный бюджет, что было видно из итогов его выполнения. Так, в 1997 г. фактически было собрано доходов 74% у утвержденному бюджету, в том числе налоговые доходы составили лишь 65%. Фактические расходы составили 77% к утвержденному бюджету.

Как известно из темы 15, в целях регулирования денежного обращения и ликвидации бюджетного дефицита государство при­бегает к выпуску государственных ценных бумаг. В 1994 г. дефицит консолидированного бюджета в нашей стране возрос до 10,7% к валовому внутреннему продукту. Под этим предлогом с 1994 г. Банк России и правительство наладили нарастающую эмиссию государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ): с 20,5 трлн руб. в 1994 г. до 605,5 трлн руб. в 1997 г. Для привлечения инвесторов аукционная доходность этих ценных бумаг в отдельные месяцы, например, в 1996 г. доходила до 120-200% годовых. Совершенно очевидно, что выпуск ГКО и ОФЗ использовался для спекулятивной на­живы. Собранная выручка от продажи этих бумаг лишь в срав­нительно небольшой части (от 5 до 60%) поступала в бюджет.

Вместе с тем объем государственного внутреннего долга по ГКО и ОФЗ возрос с 10,6 трлн руб. в 1994г. до 237,1 трлн руб. в 1996 г. Стала действовать так называемая "финансовая пирамида". В ней выплаты больших процентов по ценным бумагам осу­ществлялись за счет все большего привлечения инвесторов - как отечественных, так и иностранных.

В итоге все более усиливался угрожающий противоестест­венный процесс: эмиссия ГКО-ОФЗ не только не помогла ук­репить денежное обращение и уменьшить бюджетный дефицит, но, напротив, сама потребовала расходования быстро возрас­тающей доли бюджета для погашения государственного долга по ценным бумагам. И наконец, разразился огромной силы финансовый кризис. Он подорвал бюджет страны, всеобщее до­верие к государственным ценным бумагам, породил кризис бан­ковской системы и вызвал многократное обесценение рубля.

Сегодня общепризнанно, что требуется последовательно про­вести бюджетно-налоговую реформу. Это позволит существенно повысить качество планирования и финансирования государст­венных расходов, укрепить доходную базу бюджета, создать ме­ханизмы действенного контроля за использованием финансовых ресурсов государства. Предстоит усовершенствовать налоговую систему и повысить эффективность ее функционирования. Од­новременно важно осуществить комплекс мер, улучшающих фи­нансовые отношения нашей страны с другими государствами.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

АстаповичА.З. и др. США: экономика, дефицита, задолженность. М., 1991.

Барр Р. Политическая экономия: В 2 т. М., 1995. Т. 2. Часть III. Тема I. Гл. 5. Тема II. Гл. 5.

Лэйард Р. Макроэкономика. М., 1994. Гл. 2.

Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. М., 1992. Т. 1. Гл. 14.

Мэнкью Н. Г. Макроэкономика. М., 1994. Гл. 9, 16.

Налоги в развитых странах. М., 1991.

Самуэльсон П. А., НордхаусВ.Д. Экономика. М., 1997. Гл.25, 32.

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993. Гл. 28.




Навигация

« ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕРАЗДЕЛ IV. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании