ФИРМА: ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ


Кто такой предприниматель

 

О современной фирме можно судить по ее предпринимателю. Предприниматель - это инициативный человек, который берет на себя ответ­ственность и риск за дела на предприятии. Чтобы разобраться в существе его деятельности, надо рассмотреть все виды пред­принимательства.

Предпринимательство можно классифицировать по двум ос­нованиям; по его масштабам и характеру деятельности.

1. По масштабам инициативная деятельность подразделяется на следующие виды.

Индивидуальное предпринимательство - любая созидательная деятельность одного человека и его семьи (создаются торговые лавки, небольшие аптеки, химчистки и т. п.).

Коллективное предпринимательство - полезным делом занят какой-то коллектив. Оно включает: мелкий и средний бизнес (в США к мелкому бизнесу относят предприятия с числом работ­ников до 500 человек, в нашей стране - с существенно меньшим);

крупный бизнес - как правило, огромные акционерные общества, насчитывающие тысячи людей.

2. По своему характеру предпринимательский труд включает несколько форм. Некоммерческое предпринимательство - не свя­занное с продажей продукции ради обогащения. Такая благот­ворительная деятельность ведется культурно-просветительными и другими организациями. Например, в США 3/4 семей делают взносы на подобные цели (в 80-е годы они составляли в среднем 790 долларов в год на семью). На их долю приходится 90% всех средств благотворительных фондов, а 5% поступает от корпо­раций.

Коммерческая деятельность, или бизнес (англ. business - дело), - занятие, приносящее доход. В нее входят:

непроизводственный бизнес - профессиональный спорт, концертная деятельность и т. п.;

торговый бизнес - на предприятиях торговли;

бизнес в сфере услуг, например, туристический сервис, юри­дическая контора;

производственный бизнес - доходное дело на предприятиях в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и др.

Предпринимательство может проявляться в любой хозяйст­венной системе. Оно может быть и на государственном пред­приятии. Однако здесь инициатива руководителя фирмы огра­ничена жесткими рамками приказов и инструкций вышестоящих органов. В условиях рынка успех приносит совершенно иной тип предпринимательства. Как для жизни каждого человека ну­жен кислород, так для бизнесмена важна свобода его хозяйст­венной деятельности. Это возможность по своему усмотрению использовать принадлежащее ему, арендуемое или переданное в пользование имущество. Это свобода определять, что и как производить, выбирать поставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты на­логов, и решать иные производственные вопросы.

В последние десятилетия приватизация государственных предприятий и рост производства на Западе значительно рас­ширили предпринимательскую деятельность. По сравнению с 60-ми годами общее число бизнесменов выросло в Японии в 2 раза, в США - более чем в 2,5 раза.

Численный рост зачинателей новых хозяйственных дел со­четается с повышением значения функций, выполняемых ор­ганизаторами бизнеса.

 

Функции предпринимателя

 

В мировой экономической литературе отмечаются три функции предпринимателя.

Первая из них - ресурсная. Для любой хозяйст­венной деятельности необходимы материальные факторы (сред­ства производства) и работники с достаточными знаниями и умениями. Вторая функция - организаторская. Ее существо: обес­печить такое соединение факторов производства, которое лучше всего способствует достижению поставленной цели. Третья функ­ция предпринимателей - творческая, связанная с организаци­онно-хозяйственным новаторством.

Роль инновационной (лат. novatio - обновление) деятельности резко возросла в условиях современного научно-технического про­гресса и развития неценовой конкуренции. Сейчас быстро растет рынок научно-технических разработок, расширяется бизнес, за­нятый внедрением новинок техники и технологии. Совершенствуется информационная инфраструктура предпринимательства - расширяется доступ к полезной информации в государственных органах, укрепляются патентно-лицензионные службы, развива­ется сеть банковых информационных данных, накапливаемых с помощью электронно-вычислительных машин, и др.

В ведущих западных странах заблаговременно определены перспективные направления инновационного предприниматель­ства на XXI столетие:

а) использование мирового информационного рынка для очень быстрого внедрения технологических новинок (Япония);

б) прогресс промышленных технологий, которые обеспечи­вают успех во всех областях науки и техники (Германия, Ве­ликобритания, Франция);

в) наращивание интеллектуального уровня работников, их об­разования и квалификации, от чего зависит технологический потенциал бизнеса (США).

Поскольку центр тяжести в функциях предпринимателя пе­реместился на новаторство, то предъявляются новые требования к личности предпринимателя, к его психологической характе­ристике.

Фирма "Мак-Бер энд Компани" (США) в своих исследованиях выделила наиболее важные личные качества удачливого бизнес­мена:

поиск возможностей и инициативность (готов к неоднок­ратным усилиям, чтобы встретить вызов или преодолеть пре­пятствия, меняет намеченную линию поведения, чтобы достичь цели);

готовность к риску (предпочитает ситуацию умеренного ри­ска, осуществляет действия, чтобы уменьшить риск или контро­лировать результаты);

ориентация на эффективность и качество (находит пути делать вещи лучше, быстрее и дешевле);

вовлеченность в рабочие контакты (принимает на себя всю ответственность и идет на личные жертвы для выполнения ра­боты, берется за дело вместе с работниками или вместо них);

целеустремленность (ясно выражает цели, имеет долгосрочное видение);

стремление быть информированным (лично собирает сведе­ния о клиентах, поставщиках, конкурентах);

систематическое планирование и наблюдение (планирует, сле­дит за хозяйственными показателями и использует их для при­нятия решений);

способность убеждать и устанавливать деловые и личные связи;

независимость и уверенность в себе (стремится к независи­мости от правил и контроля других людей, верит в свою спо­собность выполнять трудные задачи).

Выводы "Мак-Бер энд Компани" могут служить своего рода тестом. При этом важно иметь в виду, что одни из необходимых качеств бизнесмена - врожденные, другие - результат развития природной предрасположенности, а третьи - следствие обучения и практического опыта. Вряд ли можно усомниться, что далеко не все люди способны быть предпринимателями.

 

Предпринимательство в информационном деле

 

В постиндустриальной экономике под воздействием научно-технической революции и в результате быстрого развития сферы информационных услуг происходит лавинообразное нарастание массы разнообразной информации. При этом увеличение объема научной информации примерно в 4 раза обгоняет прирост чис­ленности населения на планете.

В связи с этим процессом перед всеми фирмами возникла сложная проблема: как информационно обеспечить хозяйственную стратегию (экономическое развитие на длительный период) и научные исследования, проводимые на предприятии? Решение этой проблемы, естественно, требует больших затрат, надежных источников и каналов информации, высокого профессионализма работников информационных служб.

Практическим выходом из создавшегося положения является организация службы консалтинга (англ. consulting - консульти­рование). В ней высококвалифицированные специалисты дают советы и новейшую информацию по определенному кругу воп­росов. На крупных фирмах создаются свои консалтинговые служ­бы. А мелкие и средние предприятия обращаются за информа­ционной помощью в консалтинговые фирмы. Там они получают нужные им сведения, касающиеся прогнозирования развития рынков разных товаров и услуг, цен на мировых товарных рынках и рынках ценных бумаг и пр.

Одновременно многие фирмы создают у себя подразделения, которые налаживают информационные связи с внешним миром. Эти связи получили названия паблик рилейшинз (англ. public relations - отношения с общественностью). Предприятия доби­ваются доброжелательной оценки своей деятельности. В этих целях они используют прессу (публикуются информационные сообщения, посылаются письма в редакции газет и т. п.), радио и телевидение (проводятся интервью с работниками фирмы, репортажи и др.), организуются выставки и ярмарки, публичные выступления и многое другое. В итоге формируется хороший имидж (внешний и внутренний облик) фирмы.

В дальнейшем мы будем рассматривать бизнес в сферах про­изводства и торговли. В них особое внимание уделяется процессу управления предприятием.

 

Кто и как управляет фирмой

 

Прежде всего разберемся в том, почему на предприятии необходимо такое организационно-экономическое отношение, каким является внутри­фирменное управление.

Всякое более или менее крупное предприятие соединяет всех работников общей организационной связью - кооперацией тру­да. Под кооперацией (лат. cooperatio - сотрудничество) труда подразумевается такая форма организации деятельности, при которой большое число людей совместно участвуют в едином процессе созидания. Между тем никакое трудовое сотрудничество невозможно без управления. Возьмем для примера крупный ры­боловецкий траулер. Рыбаки вообще не смогут работать и до­биваться намеченных результатов, если кто-то не будет обеспе­чивать целенаправленные и согласованные действия всех членов экипажа. Требуется устанавливать порядок в труде, контроли­ровать определенный режим деятельности всего коллектива ра­ботников.

Стало быть, управление хозяйством представляет собой це­ленаправленное, упорядочивающее воздействие на процесс кол­лективного труда. Оно призвано организовывать, согласовывать, регулировать и контролировать хозяйственную деятельность предприятия в целях достижения заранее намеченных резуль­татов.

Управленческий труд охватывает два основных вида деятель­ности: непосредственное управление и подготовку к нему.

Непосредственным управлением заняты хозяйственные руко­водители - директора предприятий и их заместители, главные специалисты, начальники отделов и цехов, мастера производ­ственных участков, диспетчеры и др. Они призваны принимать оптимальные (наилучшие) с точки зрения поставленной цели решения и организовывать их выполнение. Для этого ведутся подбор и расстановка кадров, координируется работа отдельных исполнителей, контролируется и регулируется ход производства, выполняются административно-распорядительные функции и др.

Подготовкой к управлению ведают плановики, бухгалтеры, экономисты, учетчики, секретари, машинистки и работники, которые обслуживают вычислительные, счетно-перфорационные и иные машины, используемые для переработки информации. Все они обеспечивают руководителей плановыми и расчетными данными, сведениями о состоянии производства и другой ин­формацией, необходимой для принятия решений и организации их выполнения.

В XVIII-XIX вв. единоличный собственник капитала обычно сам возглавлял управленческий персонал, контролировал и направлял всю деятельность фирмы. Но положение в корне из­менилось в XX столетии, когда основной стала акционерная фор­ма предприятий. Мозговым центром, воздействующим на де­ятельность гигантского акционерного общества, стала не от­дельная личность, а большая группа специалистов по управлению (ученые, инженеры, экономисты, юристы и т. п.). Ведущую роль стали играть менеджеры (англ. menege - управлять) - научно подготовленные специалисты, которых фирма нанимает для уп­равленческой работы. Все большее усложнение современного производства потребовало развить особую отрасль знаний и умений - менеджмент. Менеджмент - система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффектив­ности и увеличения прибыли. Возникла такая междисципли­нарная область знаний, которая включает сведения из экономики, организации и управления производством на предприятии, из права, психологии и др. Образовался сплав науки, опыта руко­водящей деятельности, управленческого искусства.

Какими навыками и способностями должен обладать менед­жер завершающегося столетия? Созданный исследователями своеобразный словесный портрет включает следующие индиви­дуальные качества: 1) способность управлять собой; 2) разумные личные ценности; 3) четкие личные цели; 4) упор на постоянный личный рост; 5) навык решать проблемы; 6) изобретательность и способность к инновациям (нововведениям); 7) высокая спо­собность влиять на окружающих; 8) знание современных управ­ленческих подходов; 9) способность руководить; 10) умение обу­чать и развивать подчиненных; 11) способность формировать и развивать рабочие группы.

Итак, менеджер представляет собой тип профессионального работника, способного управлять фирмой на строго научной основе. Он придает деятельности предприятия плановую упо­рядоченность, согласованность и урегулированность, которые со­ответствуют природе современного индустриального и постин­дустриального производства.

Одним из проявлений научного характера деятельности ме­неджера служит то, что он придает развитию фирмы плановый характер. На практике это регулярно происходит при организации производства новой продукции и при создании нового пред­приятия, когда составляется бизнес-план.

При разработке бизнес-плана тщательно выполняются сле­дующие задачи:

а) оценивается будущее положение на рынке - возможность успешно сбывать новую продукцию;

б) подсчитывается величина затрат на производство новых изделий или на строительство нового завода;

в) предусматриваются источники денежных средств (собст­венные и заемные - у банка);

г) прогнозируется доходность предстоящего бизнеса;

д) учитываются возможные риски и пути их уменьшения. Бизнес-план обязательно представляется в банк, если фирма надеется получить у него денежный займ. При этом важно убедить банк в привлекательности и конкурентоспособности запланированного дела. В свою очередь, с помощью специ­алистов банковское учреждение тщательно разбирается с биз­нес-планом, а в случае его одобрения строго контролирует его выполнение.

На крупных фирмах, обладающих сложной и дорогостоящей техникой, не отдают хозяйственную деятельность во власть ры­ночной стихии, а, напротив, ведут регулярную плановую работу. Это позволяет находить верные пути и средства для реализации целей предпринимательства. Такие цели связаны с производством новой стоимости.




Навигация

« РАЗДЕЛ II. МИКРОЭКОНОМИКАПРОИЗВОДСТВО НОВОЙ СТОИМОСТИ: ЕГО УСЛОВИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании