Коллективно-договорное регулирование доходов и заработной платы


 

Цели и задачи переговоров

Коллективно-договорное регулирование заработной платы должно обеспечивать и развивать социальное партнерство, повысить гарантии в оплате труда каждого работника в зависимости от уровня его ква­лификации и выполняемых работ, а также результативности труда. Кроме того, задачей коллективно-договорного регулирования явля­ется упорядочение соотношений в уровнях заработной платы между отраслями, регионами и отдельными категориями работников.

Субъектами переговоров в соответствии с Законом Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях»* выступают представители работодателя, наемных работников и соответствующих органов исполнительной власти. Статьей 21 Закона установлено, что содержание соглашения определяется сторонами, их заключающими. В то же время в законодательстве не определено, какие условия и принципы оплаты труда должны содержаться в соглашениях, а также не предусмотрена взаимосвязь между отдельными видами тарифных соглашений (Генеральное, отраслевое, региональное, профессио­нальное) и коллективным договором, заключаемым на предприятии (в организации).

 

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №48. Ст. 4558.

 

Поэтому одной из важнейших сторон переговорных процессов на разных уровнях социального партнерства является определение со­держательной стороны переговоров, обеспечивающей оптимальное сочетание интересов государства, работодателей и работников. Ост­рота проблем регулирования заработной платы в сложившейся прак­тике усугубляется тем, что отраслевые и профессиональные тарифные соглашения отражают зачастую ведомственные интересы и интересы предпринимателей. В результате необоснованно усиливается межот­раслевая и межпрофессиональная дифференциация заработной платы и доходов семей работников наемного труда.

Многие соглашения и коллективные договоры не содержат усло­вий оплаты труда, размеров тарифных ставок и окладов, а также тре­бований к нормированию труда, хотя это предусмотрено Федераль­ным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».* В связи с этим по каждому уровню (или виду) согла­шений необходимо зафиксировать в законодательном (в крайнем слу­чае в рекомендательном) порядке нормы и положения по регулиро­ванию оплаты труда.

 

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 148.

 

Коллективно-договорное регулирование оплаты труда на разных уровнях

Законом о коллективных договорах и соглашениях, как отмеча­лось, не оговорен четко круг задач, решаемых в определенных согла­шениях. В связи с этим могут быть предложены рекомендации к оп­ределению минимально необходимого их набора.

Генеральное соглашение, заключаемое между общероссийскими объединениями представителей работников, общероссийскими пред­ставителями работодателей и представителями государства (Прави­тельства Российской Федерации), должно включать меры, направ­ленные на повышение заработной платы и усиление ее стимулирую­щей роли. В нем целесообразно предусматривать:

  • величину минимальной заработной платы в процентах к сто­имости минимальной потребительской корзины одинокого работни­ка в трудоспособном возрасте с поквартальной разбивкой на период действия соглашения, согласованные решения по срокам поэтапного сближения этих основных показателей в целом по Российской Фе­дерации и ее субъектам, меры по повышению среднемесячной зара­ботной платы работников в целом по экономике Российской Феде­рации с учетом величины прожиточного минимума трудоспособного населения;
  • рекомендуемые коэффициенты дифференциации оплаты по сложности труда (квалификации) основных групп работников (рабо­чие-специалисты, руководители, технические исполнители) для всех отраслей экономики, включая предпринимательский сектор. В слу­чаях если фактически сложившиеся соотношения, предусмотренные в действующих отраслевых соглашениях и коллективных договорах предприятий (организаций), существенно отличаются от рекомендуемых и их применение приведет к резкому снижению или необосно­ванному увеличению заработной платы в отдельных отраслях или ор­ганизациях, может быть установлен порядок, при котором вначале применяются промежуточные коэффициенты соотношений с таким расчетом, чтобы постепенно в течение ряда лет достигнуть рекомен­дуемых соотношений в оплате труда;
  • меры, направленные на совершенствование тарифной части оплаты, тарификации и нормирования труда работников. Эти меры предусматривают:

разработку нормативных и правовых документов по тарификации и нормированию труда, постоянное совершенствование межотрасле­вой нормативной базы по нормированию труда;

порядок применения работ и профессий рабочих Единого тариф­но-квалификационного справочника (ЕТКС), квалификационного справочника должностей служащих для тарификации работ и работ­ников;

перечни межотраслевых нормативных материалов, рекомендуе­мых для нормирования труда, выпусков ЕТКС для тарификации труда (перечни могут быть приложены к Генеральному соглашению);

предельные соотношения между минимальной и максимальной заработной платой на предприятии, в организации (очевидно, не пре­вышающие 12-15 раз);

установление низшей границы доли тарифной оплаты труда (оп­латы по тарифным ставкам и окладам) в структуре заработной платы работников;

совершенствование Единой тарифной сетки (ETC) для оплаты труда работников бюджетной сферы (предложения по повышению тарифной ставки I разряда до уровня прожиточного минимума, по совершенствованию других параметров ETC);

  • межотраслевые различия в оплате труда в виде коэффициентов либо уровней тарифных ставок (окладов) по профессиям - предста­вителям (профилирующим профессиям);
  • меры по защите заработной платы от инфляции и меры ответ­ственности за несвоевременные расчеты по оплате труда.

Территориальные (региональные) соглашения между соответствую­щими профсоюзными органами, объединениями работодателей и ор­ганами исполнительной власти должны предусматривать все нормы оплаты труда, по которым территориальным соглашением предусмот­рены более высокие количественные показатели по сравнению с Ге­неральным соглашением (минимальная заработная плата, коэффи­циент дифференциации оплаты труда по сложности и условиям труда, основным видам деятельности и группам работников, по защите за­работной платы от инфляции, а также ответственности за несвоевре­менную выплату заработной платы). Кроме того, в территориальных соглашениях регламентируются:

  • порядок тарификации работ по сложности их выполнения, ус­ловиям труда и его интенсивности, по кругу профессий, видов дея­тельности и должностей, не включенных в Генеральное соглашение;
  • нижняя граница доли оплаты по тарифам, т.е. оплаты за вы­полнение норм труда (трудовых обязанностей), в структуре заработ­ной платы в организациях, расположенных на данной территории;
  • размеры оплаты работников сквозных профессий (должнос­тей), наиболее отвечающие интересам работников и работодателей;
  • допустимые пределы дифференциации средних уровней зара­ботной платы на предприятиях, в организациях с учетом обеспечения максимальной эффективности развития экономики региона;
  • перечень предприятий (организаций), которым рекомендуется в интересах сбалансированного развития территории замедлить (или ускорить) темпы роста заработной платы вплоть до установления рег­ламентируемых темпов замедления или роста;
  • размеры надбавок к заработной плате и условия их выплаты, стимулирующие приток рабочей силы на данную территорию и дли­тельный срок (стаж) работы на ней.

Существенное расширение прав субъектов Федерации и органов местного самоуправления в управлении экономикой придает терри­ториальным соглашениям особое значение. В то же время должно быть соблюдено обязательное правило: в тарифных соглашениях, за­ключаемых на уровне субъектов Федерации и их административно-территориальных образовании, необходимо предусматривать прежде всего условия оплаты труда, входящие в компетенцию сторон в со­ответствии с законодательством Российской Федерации и не ухуд­шающие права и гарантии работников по сравнению с положениями Генерального и отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключае­мых на федеральном уровне.

В региональном соглашении представляется необходимым предус­матривать меры, направленные на совершенствование организации, оплаты, тарификации и нормирования труда работников, аналогичные по составу мерам Генерального соглашения, с учетом величины про­житочного минимума трудоспособного населения в данном регионе и региональных особенностей труда и проживания работников.

Особое внимание следует уделить видам и размерам надбавок и компенсационных доплат (за стаж работы в регионе), отражающим реальную структуру затрат на воспроизводство рабочей силы и обес­печивающим стимулирующую и регулирующую роль заработной платы. Тарифная часть заработной платы с учетом надбавок и доплат должна быть не ниже прожиточного минимума трудоспособного на­селения, рассчитанного применительно к условиям региона.

Отраслевое тарифное соглашение, заключаемое между отраслевы­ми профсоюзами (их объединениями), объединениями работодателей (их представительными органами), органом по труду субъекта Рос­сийской Федерации, по меньшей мере должно предусматривать:

  • размеры (коэффициенты) дифференциации оплаты труда между основными профессиями и должностями работников, видами работ в отрасли;
  • виды и межрегиональные размеры гарантийных и компенса­ционных доплат и надбавок, отражающих специфику отрасли;
  • особенности оплаты отдельных видов труда в организациях от­расли;
  • повышение минимальной месячной тарифной ставки (ставки I разряда), устанавливаемой с учетом экономической возможности организации и величины прожиточного минимума;
  • соотношение между минимальной и максимальной заработной платой в организациях отрасли;
  • нижнюю границу доли оплаты по тарифам в структуре зара­ботной платы работников;
  • предельно допустимую долю заработной платы в себестоимости продукции предприятия (для производственных отраслей);
  • порядок тарификации работ по сложности их выполнения, ус­ловиям труда и интенсивности по кругу профессий (должностей) и видов деятельности, не включенных в Генеральное и территориальное соглашения;
  • порядок индексации заработной платы в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги;
  • рекомендуемые к применению формы и системы заработной платы для основных видов работ (видов производств);
  • рекомендуемые размеры, показатели и условия премирования, порядок выплаты премиальных вознаграждений;
  • перечень отраслевых и межотраслевых нормативных материа­лов для нормирования труда, выпусков ЕТКС, квалификационного справочника должностей и служащих (КС), рекомендуемых для при­менения при нормировании и тарификации труда в организациях от­расли.

В отраслевое соглашение могут также включаться нормы оплаты, предусматриваемые территориальными соглашениями. Во всех случа­ях они не могут быть ниже, чем в Генеральном соглашении. Если нормы оплаты труда, определенные отраслевым соглашением, оказы­ваются ниже (выше) предусмотренных территориальным соглашени­ем, то для организаций отрасли, расположенных на данной террито­рии, должен действовать принцип приоритета более высокой гарантии.

Таким образом, отраслевое соглашение призвано предусматривать условия оплаты труда работников, отражающие специфику и условия отрасли.

Например, размер минимальной ставки оплаты труда (тарифной ставки I разряда) может определяться исходя из экономических воз­можностей отрасли и динамики потребительских цен. Органы испол­нительной власти должны осуществлять контроль за установленным размером минимальной тарифной ставки (оклада) в государственных и муниципальных предприятиях, в организациях бюджетной сферы, акционерных обществах (в которых государство имеет контрольный пакет акций), чтобы проверить соблюдение работодателями согласо­ванных в переговорном процессе уровней заработной платы.

Вопросы оплаты труда, регулируемые в профессиональном тариф­ном соглашении, не могут не включать (и, как правило, включают) нормы и условия оплаты труда, аналогичные предусмотренным от­раслевым соглашением, принятым для отрасли, в которой данная про­фессия является ведущей (основной). Прежде всего это касается:

  • размера минимальной ставки оплаты труда по данной про­фессии;
  • диапазона тарификации работ (работников), выполняемых (выполняющих) по данной профессии (должности);
  • видов и минимальных размеров надбавок и компенсационных доплат, отражающих специфику профессии (должности, видов дея­тельности);
  • рекомендуемых форм и систем оплаты труда, условий, размеров и показателей премирования работников данной профессии (долж­ности):
  • норм и нормативов трудовых затрат на работы, выполняемые работниками данной профессии (должности).

Условия оплаты труда, установленные в профессиональном со­глашении, должны рассматриваться как гарантии по оплате труда ра­ботникам определенных профессий и учитываться при разработке и заключении тарифных соглашений на уровне субъектов Российской Федерации и коллективных договоров на предприятиях (в организа­циях).

Коллективный договор, заключаемый между представительным ор­ганом наемных работников (как правило, профсоюзным комитетом) и работодателем должен предусматривать:

  • нормы оплаты труда, предусмотренные Генеральным, терри­ториальным и отраслевым соглашениями, причем коллективный до­говор должен обеспечивать наиболее высокий уровень этих гарантий или превышение его (прежде всего размера минимальной тарифной ставки, коэффициентов дифференциации оплаты по сложности, ус­ловиям труда, профессиям, должностям и видам деятельности);
  • формы и системы заработной платы работников;
  • порядок учета основных показателей, используемых при оплате труда работников;
  • порядок снижения заработной платы при нарушениях в испол­нении работником трудовых обязанностей;
  • перечень норм и нормативов, согласованных между работода­телем и работниками (или их представителями) для определения норм трудовых затрат (трудовых обязанностей) работников, порядок их уточнения и пересмотра;
  • порядок компенсаций относительно низких размеров заработ­ной платы работникам, труд которых нормируется по более обосно­ванным нормам трудовых затрат;
  • размеры гарантийных и компенсационных выплат, если они превышают размеры, предусмотренные КЗоТ, а также территориаль­ными и отраслевыми соглашениями;
  • укрупненную структуру заработной платы работников, в случае необходимости дифференцированную по категориям персонала, типам производства, подразделениям и т.п.;
  • размеры и условия выплат основных видов поощрительных воз­награждений (доплат, надбавок, премий и т.д.);
  • сроки выплаты заработной платы, виды и размеры штрафов (компенсаций) за задержку заработной платы.

Положения о премировании, установлении надбавок, иных по­ощрительных выплат, доплат компенсационного характера за особые условия труда, а также перечни нормативных материалов, обязатель­ных для применения на предприятии (в организации) при установ­лении норм труда, и положение о нормировании труда прилагаются к коллективному договору.

Нормативно-правовые вопросы действия тарифных соглашений

Коллективно-договорная система регулирования социально-тру­довых отношений в существенной степени дополняет меры по пря­мому и косвенному воздействию государства на уровень и дифферен­циацию заработной платы. Четкое распределение функций и опре­деление круга проблем, решаемых на федеральном, региональном, отраслевом уровнях и непосредственно на предприятиях, должны обеспечивать согласованные действия звеньев единой системы дого­ворного регулирования трудовых отношений без дублирования и про­тиворечий на основе согласования интересов всех участников пере­говорных процессов.

Взаимосвязь соглашений по уровням означает не только их увязку по кругу вопросов (предмету договора), но и по срокам, периодич­ности и последовательности их заключения. Генеральное соглашение, определяющее основные подходы к решению социально-экономи­ческих проблем в тот или иной период, должно опережать переговоры на других уровнях. Согласование сроков заключения соглашений, как показывает практика, важно прежде всего для преемственности вза­имосвязи принимаемых на разных уровнях социального партнерства решений.

Действующая система переговоров и заключения соглашений имеет ряд пробелов, устранение которых требует более полного ре­шения и законодательного закрепления соответствующих вопро­сов. Прежде всего необходимо решить вопрос о формах ответствен­ности за выполнение сторонами переговоров взятых на себя обяза­тельств. Отсутствие четкого перечня мер ответственности сторон и механизмов, позволяющих реализовать формы ответственности, в значительной мере снижает качество социального партнерства на всех уровнях.

К требующим уточнения и закрепления в нормативно-правовых актах проблемам также относятся: определение правового статуса всех видов соглашений, необходимость и порядок заключения коллектив­ных договоров на предприятиях негосударственных форм собствен­ности, обязанности предпринимателей вести переговоры, усиление и расширение функций государства в правовом обеспечении системы социального партнерства.

Актуален вопрос о необходимости принять законодательные акты или дополнения к действующим законам, разграничивающие функ­ции и полномочия сторон переговоров на каждом уровне без ущем­ления прав каждой из них и обеспечивающие реализацию системы регулирования трудовых отношений (включая вопросы оплаты труда) на разных уровнях.

Механизм договорного регулирования действует в России далеко не в полную силу и потому, что не до конца оформились представи­тельные органы работодателей и наемных работников, отсутствует нормативная регламентация функций отдельных видов соглашений. Практика договорного регулирования заработной платы, как пока­зывают исследования, проведенные НИИ труда, не ориентирована в должной мере на обеспечение основных функций заработной пла­ты - воспроизводственной и стимулирующей.

Необходимо решить вопрос о порядке распространения действия тарифных соглашений территориального и отраслевого уровней на предприятия и организации, не заключившие коллективные догово­ры. Очевидно, руководителю федерального органа исполнительной власти по труду или по его поручению руководителю органа по труду субъекта Федерации должно быть предоставлено право распростра­нять полностью или частично на предприятия (организации), не за­ключившие коллективные договоры, нормы оплаты труда предпри­ятия (организации), заключившего договор на определенный срок и расположенного на той же территории или в ближайшем регионе. Эти нормы не могут быть ниже фактически действующих на данном предприятии (в организации), а также ниже норм, определенных для аналогичных предприятий (организаций) территориальными или от­раслевыми соглашениями.

Требуют законодательного утверждения и формы контроля за вы­полнением сторонами условий принятых соглашений. Очевидно, что этот контроль должен осуществляться прежде всего сторонами, за­ключившими соглашение. В случае невыполнения обязательств од­ной из сторон другой стороне должно быть предоставлено право по­ставить вопрос о проведении переговоров, чтобы выяснить причины невыполнения и принять необходимые меры.

Уклонение от участия в переговорах должно рассматриваться как недопустимое, а в случае, когда соглашение по выполнению обяза­тельств не достигнуто, сторона должна иметь право обратиться за со­действием по выполнению обязательств другой стороной в органы исполнительной власти и в суд.

Не до конца решен вопрос об источниках возмещения затрат на реализацию дополнительных гарантий, принятых во всех соглашени­ях и договорах. Очевидно, что затраты работодателей на эти цели сле­дует относить на себестоимость производства продукции для исчис­ления прибыли и налогов на прибыль.

Выводы

1. Государственная политика регулирования доходов населения и зара­ботной платы как основного источника формирования трудовых доходов ориентирована на их перераспределение через бюджеты всех уровней в целях повышения доходов малоимущих граждан и формирования условий для нор­мального воспроизводства рабочей силы, ослабление социальной напряжен­ности в обществе.

Государственное регулирование доходов и потребления, используемое в российской переходной экономике, включает как прямые административные меры (трансфертные платежи, социальные гарантии, административное ре­гулирование цен, индексация доходов, прогрессивное налогообложение со­вокупных доходов и т.п.), так и косвенные экономические меры (налог с продаж, НДС, пошлины и акцизы, налоговые льготы малоимущим, соци­альные налоги и отчисления во внебюджетные фонды, благотворительные фонды и др.).

2. Одним из наиболее действенных методов государственного регулиро­вания доходов и заработной платы является законодательное установление размера минимальной заработной платы, ориентированного на стоимость минимального набора товаров и услуг, позволяющего работнику обеспечи­вать воспроизводство рабочей силы.

Другим действенным рычагом регулирования абсолютных размеров до­ходов и заработной платы является их индексация в связи с ростом цен на товары и тарифов на услуги.

Весьма существенна роль государственной системы налогообложения как механизма регулирования заработной платы и других видов трудовых доходов граждан. Отсюда важность осуществления налоговой политики в на­правлении воздействия на дифференциацию и размеры доходов и прямых выплат за труд и последовательное осуществление прогрессивного налого­обложения высоких доходов.

3. В условиях перехода к рынку возрастает значение коллективно-дого­ворного регулирования доходов и в первую очередь заработной платы. Со­циальное партнерство государства, представительных органов работодателей и представительных органов наемных работников позволяет упорядочить со­отношения заработной платы между отраслями, регионами и отдельными категориями персонала.

Управление дифференциацией и организацией заработной платы и до­ходов на основе переговоров и достижение согласованных решений пред­полагает заключение Генерального, территориальных, отраслевых и профес­сиональных соглашений, а также коллективных договоров на предприятии (в организации, учреждении). Каждый из уровней соглашений призван ре­шать определенный круг проблем, при переходе от вышестоящего уровня на нижестоящий происходит детализация показателей и параметров согла­сованных решений по всему кругу социально-трудовых отношений.

Такие проблемы, как определение правового статуса всех видов догово­ров и соглашений, разграничение функций и полномочий сторон перегово­ров без ущемления прав каждой из них, обеспечение равенства и паритет­ности сторон, требуют решения и законодательного закрепления.




Навигация



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании