КОНЦЕПЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА


Сторонники данного подхода считают, что на основе эта­пов жизненного цикла товара могут быть объяснены совре­менные торговые связи между странами, во всяком случае при обмене готовыми изделиями. Согласно общему тезису теории жизненного цикла товара (ЖЦТ), продукт с момента появления на рынке до ухода с него проходит ряд этапов (4 или 5, по мнению разных специалистов). Международное перемещение товаров происходит в зависимости от определеного этапа жизненного цикла. В своей доктрине Р. Вернон, Ч. Киндельбергер и Л. Уэльс /17/ обосновывают схему, по которой :

• на этапе внедрения после выявления потребности в продукции осуществляется разработка нововведения;

• затем организуется производство и налаживается сбыт нового товара внутри страны, начинается его экс­порт.

Для этапа внедрения характерна повышенная трудоём­кость изделия. Переход к крупносерийному массовому про­изводству происходит в дальнейшем по мере усовершенствования технологии и освоения новых видов оборудования. Это, кстати, объясняет относительно больший удельный вес в экспорте высокоразвитых стран, в частности США, трудоёмких товаров, что обусловило упомянутый "па­радокс" Леонтьева. На этапе роста, помимо увеличения объёма продаж на внутреннем рынке, расширяется экспорт из стра­ны нововведения, усиливатся конкуренция, проявляется тен­денция повышения капиталоемкости производства, создаются предпосылки для организации и развития прозводства за рубежом, сначала в развитых, а затем и в других странах. На завершающей стадии некоторые конкуренты начинают снижать цены. На этапе зрелости производство осуществля­ется уже во многих странах, в том числе развивающихся, начинает ощущаться насыщение рынка прежде всего в стра­не нововведения, стабилизируется спрос, усиливается роль ценовой политики, достигается высокая стандартизация, свойственная крупносерийному производству, вовлекаются менее квалифицированные ресурсы труда. Складываются условия масштабного производства в развивающихся стра­нах, в частности в НИС, с последующим вывозом в страны нововведений. Это можно проиллюстрировать на изделиях телевизионной техники, компьютерах, продукции радиоэлек­троники и т. п. Наконец, этап упадка. С позиций междуна­родных характеризуется сужением рынка в развитых странах, большей концентрацией производства в развиваю­щихся странах. Определенная часть рынка в странах ново­введений, ориентированная на данную продукцию, удовлетворяется за счёт импорта. Ведущие компании разви­тых стран начинают производство и внедрение на рынок но­вых более совершенных товаров. Вовлечение в теорию ЖЦТ международного аспекта предопределяет удлинение жизнен­ного цикла продукции, достаточно однозначно объясняет вне­шнюю торговлю технологически сложными изделиями и менее применима в случае элитарных, особо дорогостоящих товаров. Она как бы закрепляет международные технологи­ческие преимущества высокоразвитых стран. В последних трактовках международного преломления теории ЖЦТ в качестве варианта жизненного цикла рассматриваются но­вовведения, не только ориентированные на обеспеченного по­требителя, но и связанные с экономией некоторых видов естественных ресурсов (земли, сырья и топлива).




Навигация

« НОВЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ФАКТОРНОГО ПОДХОДАТЕОРИЯ КОНКУРЕНЦИИ М. ПОРТЕРА »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании