ТОРГОВЛЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ СНГ


Внешнеэкономические связи России со странами, являв­шимися ранее республиками СССР, обладают рядом особен­ностей, позволяющих выделить их в особую группу.

Традиционно эти связи характеризуются несбалансиро­ванностью обмена, что выражается в превышении объема экспортных поставок из России по сравнению с величиной импортных поступлений из СНГ. Это означает, что часть со­здаваемого национального дохода России передается на нуж­ды других республик. Россия поставляет в страны СНГ энергосырьевые ресурсы по внутренним ценам, которые все еще часто ниже мировых.

Однако даже в этом случае сохраняется необходимость кредитования других стран СНГ со стороны России для по­купки ими энергоносителей и других российских товаров.

Официальные данные о внешней торговле России с от­дельными странами СНГ выглядят следующим образом.

Таблица 3

Экспорт и импорт России в торговле с отдельными странами СНГ (млн. дол.)

Страны

Экспорт

1994 1995

Импорт

1994 1995

Приведенные данные носят приблизительный характер, поскольку большинство поставок осуществляется по внут­ренним ценам, которые, как уже отмечалось, все еще суще­ственно отличаются от мировых (при пересчете по текущему рыночному курсу рубля).

К факторам, искажающим картину, следует отнести кон­трабанду товаров, связанную с "прозрачностью" границ. Отдельные выборочные проверки дают весьма впечатляющую картину. Так, например, стоимость стратегически важных товаров, задержанных на границе России при попытке их экспорта, только за сентябрь 1995 г. составила 4,6 миллиар­дов рублей.

Наконец, следует заметить, что отсутствует надежный статистический учет в области хозяйственной деятельности предприятий, что затрудняет точную оценку ситуации.

Было бы, однако, ошибочно трактовать эту несбаланси­рованность торговли как односторонние "подарки России го­сударствам СНГ", так как большинство крупных предприятий на территории России создавались в свое время в качестве части бывшего единого советского хозяйственного комплек­са. Они могли функционировать лишь на основе производ­ственно-технической кооперации со своими смежниками, находящимися на территории других республик.

Вплоть до 1993 г. это был особый сектор внешнеторгово­го оборота, со своими "внутренними ценами", системой ре­гулирования и налогообложения.

Введение общероссийских внешнеторговых норм и пра­вил происходило постепенно. Первоначально это были дву­сторонние соглашения между странами. В течение 1992-1993гг. Российская Федерация заключила двусторон­ние соглашения о свободной торговле с большинством неза­висимых государств, республик бывшего СССР. Для этих отношений характерным было доминирование вертикальных связей, замыкавшихся на Москву. Постепенно в результате роста числа двусторонних договоров начала складываться некая "ромашка" - система договоренностей целой группы новых независимых государств, подписавших однотипные до­говоры непосредственно с Россией.

Новым этапом в развитии этих отношений стало подпи­санное в апреле 1994 г. и сразу же вступившее в силу согла­шение "О создании зоны свободной торговли", которое знаменует переход от двустороннего к многостороннему ме­ханизму регулирования режима внешней торговли.

Для всех вышеперечисленных торговых соглашений ха­рактерно наличие следующих общих черт:

• импортный режим: импортные пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы на товары, происходя­щие из таможенной территории государств, подписав­ших соглашение, не применяются; импортные товары подвергаются сертификации;

• экспортный режим: таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы на товары, происходя­щие из таможенной территории России и вывозимые на территорию государств, подписавших соглашение, не применяются (за исключением изъятий).

Экспортно-импортные операции по закупке и поставке важнейших видов продукции для государственных нужд на клиринговой или взаимосвязанной основе осуществляется на основе двусторонних межправительственных соглашений.

Расчеты между хозяйственными субъектами за постав­ки товаров осуществляются в основном по договорным це­нам. По стратегическим товарам применяются цены, ориентированные на мировые, с их ежеквартальным уточне­нием и пересчетом в национальную валюту.

Следующим шагом в попытках воссоздания "нормаль­ной" экономической среды обитания хозяйствующих субъек­тов стран - членов СНГ можно считать подписанное в январе 1995 г. соглашение о тройственном таможенном союзе меж­ду Россией, Казахстаном и Белоруссией.

Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях предусматривает условия для сво­бодного перемещения капиталов, товаров и услуг между от­раслями, странами, образование таможенного платежного, межбанковского и транспортно-энергетического союза.

Соглашением предусмотрена отмена тарифных и коли­чественных ограничений во внешней торговле; второй этап предусматривает создание единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам. К указанному соглашению могут присоединиться все другие страны СНГ и Восточной Европы; в частности, такое намерение высказало правитель­ство Киргизии.

Наиболее далеко идущим в направлении развития ин­теграционного процесса внутри СНГ можно считать подписанное в апреле 1996 г. Соглашение о глубоком интегрирова­нии политически и экономически Сообщества Белоруссии и России.




Навигация

« ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И ЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙПОЛИКА РОССИИ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании