РОССИЯ И ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ


Приведение внешнеторгового и внешнеэкономического законодательства России в соответствие с нормами между­народной практики является важным элементом цивилизованного вхождения России в систему международного разделения труда.

После окончания Второй мировой войны Советский Союз входил в число участников переговоров о создании органи­зации, которая могла бы заложить основу будущей системы международной торговли. Однако впоследствии из-за пози­ции советского руководства того периода среди участников созданного на базе этих переговоров Генерального соглаше­ния о тарифах и торговле (ГАТТ) его не оказалось. Причина заключалась в принципиальной несовместимости принципов рыночного либерализма, на которых базировался ГАТТ, с системой плановой экономики СССР.

Одностороннее критическое отношение к деятельности ГАТТ со стороны Советского Союза преобладало вплоть до начала перестройки конца восьмидесятых годов. В 1990 г. бывший Советский Союз подал заявление о получении ста­туса наблюдателя и получил его. В 1992 г. этот статус пере­шел к Российской Федерации.

В 1993 г., когда Россией было принято стратегическое решение о вступлении во Всемирную торговую организацию, наследницу ГАТТ, - начался длительный переговорный про­цесс.

С технической точки зрения, процедура присоединения России к ГАТТ/ВТО предполагает одновременно с подачей заявления подготовку объемного документа, характеризую­щего ее торгово-политический режим.

О тщательности проработки этой проблемы свидетель­ствует тот факт, что после подачи соответствующего заявле­ния Россия получила более 500 дополнительных вопросов, которые охватывали экономическую политику большой груп­пы государственных ведомств.

Вопросы касались государственной поддержки экономи­ки, аграрной политики, государственных торговых предпри­ятий, технических барьеров, интеграции стран - членов СНГ и т.д.

Целью такой длительной процедуры является нахожде­ние баланса между национальными экономическими инте­ресами потенциального участника международной организации и жесткими требованиями мирового рынка, связанными в основном с либерализацией внешнеэкономи­ческих связей.

Россия, стремясь вступить в международный торговый клуб, ставит задачу добиваться не только предоставления права на равных участвовать в международном торговом ре­гулировании, но также и в легализации системы защиты своей национальной экономики. Такая возможность связана с тем, что ГАТТ/ВТО как организация допускает довольно гибкий подход к индивидуальным особенностям протекцио­низма, обеспечивая взаимную сбалансированность различ­ных форм.

Так, например, в области импорта товаров сельскохо­зяйственного производства в развитых странах действует довольно широкая система компенсационных сборов и ли­цензирования. Ожидаемая тарификация квот, т.е. пересчет этих ограничений в таможенный эквивалент показывает, что уровень защиты сельскохозяйственного производства в стра­нах Западной Европы адекватен 200-300% таможенной по­шлине.

С другой стороны, Россия является чуть ли не единствен­ной страной в мире, где нет количественных ограничений импорта, в том числе и сельскохозяйственных товаров. Ак­туальна, очевидно, какая-то форма компенсации либераль­ной политики Российского правительства.

В более широком плане вступление России в ВТО долж­но стабилизировать направленность политики российского правительства, обеспечив определенный противовес протек­ционистским устремлениям представителей отдельных ми­нистерских лобби.

Вступление России в ГАТТ/ВТО крайне необходимо для того, чтобы Россия не осталась на обочине мирового разви­тия. Следует признать, что в настоящее время ГАТТ/ВТО является крупнейшей организацией, объединяющей прак­тически все страны.

По состоянию на 1 января 1997 г. в ГАТТ/ВТО входило 129 государств, на которые приходилось около 90% мирово­го товарооборота. Из крупных стран лишь Россия и Китай находились вне ее, однако в настоящее время обе эти страны активно добиваются принятия их в эту организацию. 25 дру­гих более мелких государств, по различным причинам ока­завшихся вне системы ГАТТ/ВТО, также ведут переговоры о вступлении в эту организацию.

Переговоры о вступлении в ГАТТ/ВТО необходимы для повышения правового сознания правительственных органов России. В руководящем управленческом звене России до настоящего времени отсутствует четкое понимание задач, возможностей и ограничений, накладываемых членством в этой организации. Особенно настороженно подходят к вступ­лению в ГАТТ/ВТО региональные руководители, опасающи­еся роста внешней конкуренции своим производителям.

На первоначальном этапе своей деятельности, когда ГАТТ регулировал исключительно вопросы таможенного налого­обложения промышленных товаров, это мало касалось Рос­сии (или бывшего Советского Союза), поскольку практически весь экспорт носил сырьевой характер. Сейчас ситуация ме­няется прежде всего в связи с тем, что в сферу регулирова­ния включены вопросы инвестирования, налоговой политики, государственных стандартов и закупок, постольку-поскольку они касаются внешней торговли. При разработке этих нормативов на национальном уровне Россия обязана считать­ся с установившимися международными правилами и коор­динировать свою политику.

Чисто экономические потери из-за отсутствия полноп­равного членства России в системе ГАТТ/ВТО объясняются дискриминацией той технологически сложной продукции, с которой Россия могла бы выйти на мировой рынок. От от­сутствия такого доступа страна ежегодно теряет свыше од­ного миллиарда долларов.

Глобальная задача переговоров - найти баланс прав и обязанностей России с учетом интересов стран - членов ГАТТ/ ВТО. Находясь вне правого пространства этой важной меж­дународной организации, любая страна оказывается в поло­жении аутсайдера в международной торговле. Россия прошла лишь часть пути к осуществлению внешней торговли циви­лизованными методами.




Навигация

« ИНОСТРАНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИИМЭО КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании