НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ


Современная торговая политика государств отличается развитием и противоборством двух тенденций: протекцио­низма и либерализации. Каждое из этих направлений преоб­ладает в определенные периоды развития региональной и мировой торговли. Если в 50-60-е годы преобладали тенден­ции к либерализации, то в 70-80-е годы прокатилась волна "нового" протекционизма.

Тенденция к либерализации пятидесятых и шестидеся­тых годов принимала форму уменьшения величины тамо­женных пошлин, сокращения использования валютных и количественных ограничений.

Если в середине пятидесятых годов средняя величина таможенных пошлин в европейских странах и США состав­ляла 30-40 %, то в семидесятых годах она уменьшилась до 7-10 %, а сейчас колеблется где-то в пределах 3-5 %.

Однако снижение уровня таможенной защиты вовсе не означает ликвидации регулирования. Современная система приобретает более гибкий характер в связи с расширением использования новейших средств протекционистской защи­ты. Протекционизм приобретает специфический региональ­ный характер, принимает форму создания новых и расширения старых интеграционных группировок.

Так, например, соглашение об ассоциации почти 60 раз­вивающихся стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана, заключенное с ЕС на базе Ломейских соглашений в семидесятые годы фактически означало льготный режим налогообложения одной группы развивающихся стран в про­тивовес всем остальным.

Активизируется создание новых замкнутых экономичес­ких группировок развивающихся стран Африки, Азии, Ла­тинской Америки.

Результатом вышеперечисленной тенденции становится постепенное "размывание" принципа равенства всех участ­ников внешнеторговой деятельности, воплощенного в систе­ме "режима наибольшего благоприятствования".

Внутри новых группировок происходит либерализация обмена, т. е. вводятся особые специфические условия внут-рирегионального внешнеторгового обмена. В отношениях с третьими странами возникает усиление дискриминационно­го режима.

На глобальном уровне вводятся новые правила протек­ционистского регулирования. Например, активизируется при­менение так называемых "развязывающих оговорок", позволяющих повышать таможенные пошлины в случаях нанесения "значительного ущерба" национальной промыш­ленности, пострадавшей от импорта иностранных товаров. Место таможенных пошлин занимают меры нетарифного про­текционизма и прежде всего количественные ограничения, стандарты, технические условия, нормы экологической безопасности и т. д., действие которых носит избирательный характер.

Если говорить о равнодействующей тенденции, то мож­но сделать вывод, что результатом становится либерализа­ция мировой торговли при большей гибкости протекционистских барьеров.

Новые формы протекционизма требуют активизации деятельности международных организаций, на которые ло­жатся функции контроля за разработкой этих форм и прак­тикой их  претворения в жизнь.

Сосуществование протекционизма и одновременно либе­рализации внешнеторговой политики в области импорта до­полняется модификацией программ государственного стимулирования экспорта. На смену традиционным формам экспортного прямого кредитования приходят более гибкие и менее заметные формы, действующие избирательно в отно­шении отдельных видов продукции.

В отношении наукоемких товаров, требующих значитель­ных расходов на НИОКР, государственная помощь экспорту обычно носит косвенный характер и заключается в финан­сировании разработок, повышении процента амортизацион­ных отчислений для используемого оборудования. Такой метод активно использовали правительства США и Японии, создавая в восьмидесятых годах ЭВМ нового поколения.

В случаях поставок крупных материалоемких товаров, обладающих большой стоимостью, зачастую используется прямое государственное финансирование. Такие методы ши­роко применялись в семидесятые и восьмидесятые годы США и Великобританией при поставках судов и нефтяных буро­вых платформ, при этом величина субсидий колебалась до 10 до 30-40 % стоимости товара.

Наконец, в развитых странах довольно активно исполь­зуется система прямого субсидирования экспорта. Она рас­пространяется в основном на сельскохозяйственные товары, поставляемые из стран Европейского Союза.

Средства прямого экспортного кредитования и финанси­рования негативно расцениваются мировым сообществом   прежде всего в связи с тем, что они нарушают принцип сво­бодной конкуренции.

Международные нормы более либеральны по отношению к таким средствам, как экспортное кредитование и страхо­вание экспортных поставок. В случае кредитования между­народные соглашения обычно фиксируют максимальную величину допустимой процентной ставки кредитования. Эк­спортное кредитование касается прежде всего поставки зна­чительных по стоимости товаров и охватывает около 12-20% всего объема экспорта развитых стран.Что касается страхования, то наблюдается постепенное расширение этой практики. Новые правила допускают стра­хование до 10 % стоимости сделки, включая ожидаемую прибыль, страхование от политических, военных и других рисков. Удлиняется срок страхования, облегчаются условия выплаты страховки и т. д.

Наконец, еще одной формой поддержки экспорта явля­ется помощь тем государственным представительствам за границей, которые занимаются рекламой национальных то­варов, поддержкой частных фирм и т. д. Это обычно прини­мает форму помощи в открытии заграничных контор, финансирования исследования иностранных рынков и т. д.

Так, например, Великобритания в восьмидесятых годах ежегодно организовывала 300-400 зарубежных выставок, большая часть расходов на организацию которых покрыва­лась за счет государства. Аналогичную помощь своим экс­портерам оказывают посольства Японии, Франции, Германии и других развитых стран.

В общем, можно говорить о том, что новые тенденции в развитии политики государственной поддержки экспорта заключаются в большей ориентации на менее заметные не­вооруженному глазу меры косвенной поддержки отдельных отраслей и групп товаров при отказе от традиционных схем прямого экспортного субсидирования и дотирования.

Еще раз следует подчеркнуть, что общая линия на либе­рализацию международной торговли во многих случаях со­четается с мерами протекционистского характера по отношению к отдельным товарам в некоторых странах. С учетом этого необходимо остановиться на многостороннем    регулировании международной торговли прежде всего по ли­нии Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ) и его преемника - Всемирной торговой организации (ВТО).




Навигация

« МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИМНОГОСТОРОНЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ »



Не останавливайтесь, читайте дальше:



Популярные лекции
  • По экономике
  • По финансам
  • По праву
Помощь в написании